Должностная инструкция библиотекаря

Должностная инструкция библиотекаря

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

уклоном.

В обязанности монастырского библиотекаря того времени входило не только сохранение фонда и выдача книг, но и воспитания у детей культуры чтения, помощи им в усвоении прочитанного, научении бережному отношению к книге, организации коллективного чтения вслух.

Позже из монастырских библиотек эти методы по руководству чтением подрастающего поколения перейдут в практику школ и школьных библиотек.

Во второй половине XV в. появляется первая печатная книга для детей «Азбука», составленная первопечатником Иваном Фёдоровым и изданная в 1574г. Азбука, латинская грамматика да Псалтырь, рукописные или отпечатанные с лубочных досок, составляют главный свод детских книг в древнерусский период.

К концу XVII в. круг детского чтения значительно расширяется, у учащихся появляется возможность пользоваться учебными библиотеками в стенах светских специальных школ, главных народных училищ, но их было ещё очень мало.

Признаки более активного развития педагогики детского чтения прослеживаются в XVIII веке. Реализуется попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование юного поколения с помощью создаваемой литературы для детей. Библиотеку стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное для распространения просвещения и организации чтения учащихся.

В XIX в. в связи с развитием образования увеличилось количество библиотек при учебных заведениях. К работе в библиотеках привлекают выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые не только внесли огромный вклад в её развитие, но и проявили себя за годы работы как талантливые библиотекари. Это и И.И. Тауберт, К.М. Бэр, И.А. Крылов, А.А. Куник, И.И. Срезневский, А.Б. Бычков и др. действительные члены Академии наук; и П.И. Рычков, Ф.Ф. Рейс, Н.И. Гнедич и др. – члены-корреспонденты Академии наук; и П.З. Кондоиди, А.И. Лужков, А.Н. Оленин, М.Н. Загоскин, М.А. Корф и др. – почётные члены Академии наук. Деятельность названных библиотекарей в немалой степени содействовала росту популярности библиотек и библиотечной профессии.

Многие библиотекари способствовали поиску новых, более совершенных форм и методов библиотечной работы, чем значительно обогатили библиотечную теорию. Библиотекари строили новые здания, собирали ценнейшие коллекции, как правило, передавали в фонды свои личные библиотеки, создавали классификационные системы, разрабатывали такие технологии обслуживания читателей, которые сохранились до сих пор. Многим даже не известен такой факт – формуляр, которым мы пользуемся «всю жизнь», придумал И.А. Крылов. Были изданы классификации А.Н. Оленина и К.М. Бэра, правила, отчёты и каталоги научных и публичных библиотек, речи и доклады при их открытии.

Специальной подготовки библиотекарей ещё не велось. Главное внимание уделялось обоснованию значения библиотечной специальности и требований к библиотекарю.

Значительные возможности в реализации теоретических и методических основ руководства чтением подрастающих поколений появились с открытием специальных детских библиотек. В 1870г. была открыта детская библиотека для чтения в Петербурге и детская библиотека в Кронштадте. Они были платные, с ограниченным числом читателей. А книговед, библиограф А.Д. Торопов на средства, собранные по подписке, открыл в 1878г. первую библиотеку для детей в Москве. В 1900-е гг. по инициативе частных лиц открываются детские библиотеки-читальни в Кишинёве, Костроме, Одессе, Благовещенске, Перми, Нижнем Новгороде.

Первые детские библиотеки возглавляли педагоги-энтузиасты – М.В. Бередникова, А.К. Покровская (в Москве), Д.Ю. Добрая (в Киеве), Х.Д. Харжевская (в Кишинёве) и др. Они создавали комиссии или комитеты при библиотеках, которые определяли программу их деятельности. Деятельность первых детских библиотекарей была основана на прогрессивных идеях известных педагогов, методистов-словесников, библиографов.

Первые детские библиотеки, несмотря на свою малочисленность, к 1911г. их было всего 23, оказали большое влияние на становление библиотечной специальности. Здесь было использовано много интересных методов и форм работы. Такие формы, как рассказывания, чтение вслух, драматизации, книжные выставки, беседы о книгах, экскурсии, кружки читателей получили в дальнейшем широкое распространение в деятельности библиотек по работе с детьми. Особое значение библиотекари-педагоги предавали изучению читателей. В этих целях они использовали методы наблюдения, беседы о прочитанном, анализ устных и письменных отзывов о прочитанном, анкеты. Всё это позволяло выявить содержание и характер чтения молодого поколения, их отношения к литературе разных видов и жанров, к творчеству конкретных писателей.

К концу XIX в. не только сформировались основные направления деятельности библиотекарей, работающих с подрастающим поколением, но и были накоплены значительные данные, позволяющие сформулировать новые требования к профессиональной подготовке кадров. Конкретное научное обоснование получает идея использования литературы в развитии личности растущего человека. Эта идея охватывает различные направления деятельности библиотекарей: организацию фондов и справочно-библиографического аппарата библиотек, формирование круга чтения, изучение читателей, использование активных форм и методов работы с ними. Конкретное обоснование получила и идея совместной деятельности учителей, библиотекарей и семьи в воспитании детей как читателей. Библиотекари почувствовали явную необходимость в основательных педагогических, психологических, филологических, библиографических и библиотечных знаниях.

С появлением бесплатных народных библиотек и библиотек-читален, публичных библиотек в губерниях и уездах основными их читателями становились дети и подростки. В большинстве своём в этих библиотеках трудились: учителя – 84,2%, писари – 3,8%, лица духовного сана – 3,1%, совмещающие свою работу в библиотеках. Лишь 1,4% из них работали только библиотекарями, имея практическую и самообразовательную подготовку. Проблема в увеличении штата стала решаться также и за счёт «вольнотрудящихся» женщин. Это были образованные дворянки, часть которых жила на жалование, получаемое в библиотеке, но были и такие, которые отказывались от него.

Рост изданий книг для детей, периодики, появление первых детских библиотек, интенсивная деятельность энтузиастов-библиотекарей по организации чтения – всё это способствовало подъёму библиотечной работы с подрастающим поколением. Большую роль в профессиональном становлении библиотекарей имели разработки теоретических и практических проблем библиотечной работы с детьми Л.Б. Хавкиной, В.А. Зеленко, утвердившего понятие «руководство детским чтением». На развитие теории и практики библиотечно-библиографического образования большое влияние оказали идеи Н.А. Рубакина.

Возможные пути, методы, содержание профессиональной подготовки кадров библиотек обосновала Л.Б. Хавкина. По её инициативе в 1913г. в Москве открываются первые библиотечные курсы при народном университете им. А.Л. Шанявского. А в 1918г. было положено начало дифференцированной подготовке кадров для библиотечной работы с подрастающим поколением – открытием в Петербурге первого в стране высшего учебного заведения для подготовки культурно-просветительных и библиотечных кадров, Института внешкольного образования (ныне Санкт-Петербургский университет культуры и искусств). В 1930г. создаётся Московский библиотечный институт, где появилась самостоятельная специальность – «библиотековедение детских библиотек». С его созданием расширились возможности для дифференцированной подготовки кадров для детских и школьных библиотек.

В последующие годы в России складывается система профессионального образования библиотечных специалистов по работе с детьми, включающая подготовку специалистов средней квалификации – в училищах культуры и искусства, библиотечных техникумах и высшей – в вузах культуры. Определились квалификации, содержание образования, методика теоретической и практической подготовки.

С первых лет советской власти библиотеки попали в административно-командные тиски, их фонды опустошались «чистками», из

                                      директор МБОУ « Актанышская средняя

                                      общеобразовательная школа №1» (Р.Ф.Гиздатуллина)

Должностные обязанности

БИБЛИОТЕКАРЬ (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ)

Должностная инструкция школьного библиотекаря

МБОУ «АКТАНЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

1.

Должностная инструкция первого заместителя Генерального Директора

Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе  тарифно- квалификационных характеристик заведующего библиотекой и библиотекаря согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 и направленных для руководства  в работе Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995г. №58-М

1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой)   назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.

1.4 Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.2.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.

3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.

3.3.Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.

3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.

3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.

3.6.Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или  порчей книг.

3.7.

Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

3.9.Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.

3.11.Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1.Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.

4.2. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.

4.3.Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.

5. Ответственность

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2.За  причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба  в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3.Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4.Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлена___________________Н.М.Хисамова

 

Утверждаю

Директор МОУ «Асановская СОШ»

_________________ Н.И.Чумаков 08.01.2007

 

 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ

МОУ «Асановская СОШ»

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Должностные обязанности этой категории работников определяются на основании «Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 10.10.92 № 30 и от 20.01.94 № 7, и «Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ — приказ № 463/1268 МОРФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95.

1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности по приказу директора школы на основании заявления.

1.3. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. На должность библиотекаря:

— 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;

— 1-й категории (9—10-й разряды) — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 2-й категории не менее 3 лет;

— 11-й разряд (ведущий библиотекарь) — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1-й категории не менее 3 лет.

1.5. В своей работе руководствуется:

— Конвенцией ООН о правах ребенка;

— нормативно-методическими документами Правительства РФ

— Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка;

— трудовым договором;

— приказами и распоряжениями директора школы;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Библиотекарь должен знать:

— Конвенцию ООН о правах ребенка;

— инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— основы библиотечного дела, библиографии

— основные библиотечные технологические процессы;

— формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми;

— режим образовательного учреждения;

— Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

 

2. ФУНКЦИИ

На библиотекаря возлагаются следующие функции:

2.1. Обеспечение библиотечных процессов библиотеки дошкольного учреждения (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, учет, организация и хранение фонда библиотеки).

2.2.

Должностная инструкция библиотекаря

Обслуживание юных читателей библиотеки, педагогических работников и родителей, предоставление необходимой литературы.

2.3. Использование научных методов и передового опыта в области библиотечной деятельности. 

                                              

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:

3.1. Вести читательские формуляры и обслуживать педагогических и других работников школы, учащихся и их родителей.

3.2. Организовать и проводить:

— встречи-беседы с учащимися по вопросам бережного отношения к книгам;

— экскурсии с детьми в другие библиотеки;

— тематические выставки согласно плану работы библиотеки и школы с учетом задач опытно-экспериментальной деятельности;

— занятия с детьми по ремонту и реставрации старых книг;

— консультативную работу и беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам:

— формирования читательских вкусов и предпочтений, на основе русской культуры и классической русской литературы

— навыков бережного отношения к книгам у учащихся

3.3. Планировать и осуществлять работу библиотеки школы в соответствии с программой эксперимента.

3.4. Принимать участие:

в Совете педагогов, районных методобъединениях по данному направлению деятельности;

— в разработке и реализации программы развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса в школе;

— в общих мероприятиях, проводимых в школе;

3.5. Пополнять фонд библиотеки школы литературой и необходимыми учебно-методическими

пособиями.

3.6. Вести необходимую учетно-отчетную документацию.

 

4. ПРАВА

 

Библиотекарь имеет право:

4.1. Требовать от администрации создания условий для выполнения своих должностных обязанностей.

4.2. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.

4.3. На ежегодный оплачиваемый отпуск.

4.4. Повышать свою квалификацию.

 

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Библиотекарь несет ответственность:

— за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

— за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся школы, библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

 

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Библиотекарь:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу; план работы, утверждается директором школы работе.

6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности.

6.4. Получает информацию от заместителя директора по учебно-воспитательной работе  информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.6. Подотчетен заместителю директора по учебно-воспитательной работе и Совету педагогов.

 

С должностной инструкцией ознакомлен(а):_______________________

 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ
АБОНЕМЕНТА ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МОКРОУСОВСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА».

1.Общие положения.

  • Библиотекарь абонемента назначается на должность директором МКУ «МЦБС» и работает под непосредственным руководством заведующего центральной районной детской библиотекой.
  • Работает в соответствии с планом работы Детской библиотеки и в связи с производственной необходимостью.
  • В своей деятельности работник руководствуется Законом РФ «О библиотечном деле», Уставом МКУ «МЦБС», Положением о работе Центральной районной детской библиотеки, настоящей инструкцией, Правилами внутреннего трудового распорядка библиотеки, действующими нормативами.
  • Работа в данной должности требует от работника следующей квалификации: профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет.

Библиотекарь должен знать:

2. Должностные обязанности:

        1. Ведет библиотечное, информационное, справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки.
        2. Принимает участие в разработке перспективных, текущих, месячных и годовых планов работы Детской библиотеки и их выполнении.
        3. Ведет учет работы абонемента библиотеки и библиотечную документацию:

— Дневник работы Детской библиотеки,

— Читательские формуляры.

— Тетрадь замены книг, утерянных читателями.

        1. Участвует в предоставлении пользователям библиотеки дополнительных услуг, определенных Перечнем платных услуг библиотеки.
        2. Участвует в рекламе библиотеки с целью оповещения реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на услуги, поднятия престижа библиотеки.
        3. Принимает участие в маркетинговых, социологических и иных исследованиях в области библиотечного дела, изучения читательского спроса, и т.д.
        4. Участвует в системе повышения квалификации библиотекарей через семинары, творческие лаборатории, школы передового опыта и т.п.
        5. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, его сохранности, использовании и изучении.
        6. Обеспечивает надлежащий контроль за выносом выданных читателям документов; поддерживает предусмотренные меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе: проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры для своевременного возврата документов и т.д.
        7. Работает с фондом, каталогами и картотеками (изучение, пополнение, редактирование, списание, ремонт и т.д.).
        8. Ведет массовое, коллективное и индивидуальное информирование пользователей библиотеки.

3. Права и ответственность работника.

Библиотекарь абонемента ЦРДБ имеет право:

      • Входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов;
      • Участвовать в разработке коллегиальных проектов.
      • На периодическое повышение квалификации через систему семинаров, курсовую подготовку, обучение в ВУЗе и т.п.;
  • Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении о работе Центральной районной детской библиотеки;
  • Представлять библиотеку в различных учреждениях, организациях: принимать непосредственное участие в работе конференций, совещаний и семинаров;
  • Сотрудничать с другими библиотекам и учреждениями;
  • Вносить предложения по деятельности других подразделений МКУ «МЦБС»;
  • Требовать от должностных лиц соблюдения трудового законодательства;
  • Библиотекарь абонемента несет:
  • персональную ответственность за организацию и содержание всей работы абонемента ЦРДБ.
  • полную материальную ответственность за сохранность всего имущества и книжного фонда абонемента ЦРДБ.
  • Подлежит обязательной периодической аттестации, порядок которой установлен Правительством РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка МКУ «МЦБС».
  • Соблюдает Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите и требует соблюдения этих Правил от пользователей библиотеки.

С должностными обязанностями ознакомлен:

Утверждаю:

директор Муниципального казённого

учреждения «Мокроусовская

централизованная библиотечная система»

______________ С.В. Усольцева

20 января 2012 года

приказ № 5 §7

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА ОТДЕЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МОКРОУСОВСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА».

1.Общие положения.

  • Библиотекарь читального зала назначается на должность директором МКУ «МЦБС» и работает под непосредственным руководством заведующего центральной районной библиотекой, отдела обслуживания.
  • Работает в соответствии с планом работы библиотеки и в связи с производственной необходимостью.
  • В своей деятельности работник руководствуется Законом РФ «О библиотечном деле», Уставом МКУ «МЦБС», Положением о работе Центральной районной библиотеки, Положением о работе Отдела обслуживания Центральной районной библиотеки, настоящей инструкцией, Правилами внутреннего трудового распорядка библиотеки, действующими нормативами.
  • Работа в данной должности требует от работника следующей квалификации: профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет.

Библиотекарь должен знать:

      • Постановления Правительства Российской Федерации, определяющие развитие культуры;
      • Основы законодательства о культуре;
      • Руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
      • Теорию и практику библиотечного дела;
      • Технологию библиотечных процессов;
      • Основы трудового законодательства;
      • Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

2. Должностные обязанности:

        1. Выполняет библиотечное, информационное, справочно-библиографическое обслуживание пользователей в соответствии с творческо-производственной деятельностью библиотеки.
        2. Принимает участие в разработке перспективных, текущих, месячных и годовых планов работы библиотеки и их выполнении.
        3. Ведет учет работы библиотеки и библиотечную документацию:

— Дневники работы читального зала библиотеки,

— Читательские формуляры.

        1. Ведет работу любительских клубов и объединений по интересам для различных категорий пользователей при библиотеке.
        2. Проводит различные формы массовых мероприятий для различных групп читателей.
        3. Участвует в предоставлении населению дополнительных услуг, определенных Перечнем платных услуг библиотеки.

        4. Участвует в рекламе библиотеки с целью оповещения реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на услуги, поднятия престижа библиотеки.
        5. Принимает участие в маркетинговых, социологических и иных исследованиях в области библиотечного дела, изучения читательского спроса, и т.д.
        6. Участвует в системе повышения квалификации библиотекарей через семинары, творческие лаборатории, школы передового опыта и т.п.
        7. Участвует в комплектовании фонда библиотеки, в организации его сохранности, использования и изучения.
        8. Обеспечивает надлежащий контроль за выносом выданных читателям документов; поддерживает предусмотренные меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе: проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры для своевременного возврата документов и т.д.
        9. Работает с фондом, каталогами и картотеками (изучение, пополнение, редактирование, списание, ремонт и т.д.).

          Должностная инструкция воспитателя

        10. Ведет массовое, коллективное и индивидуальное информирование пользователей библиотеки.
        11. Изучает передовой опыт работы отечественных и зарубежных библиотек, применяет этот опыт в практической работе. Осуществляет связь с другими библиотеками.
        12. Организует работу места общественного доступа к электронным фондам с выходом в сеть интернет.

3. Права и ответственность работника.

Библиотекарь читального зала отдела обслуживания ЦРБ имеет право:

      • Вносить предложения по совершенствованию деятельности отдела и библиотек в целом;
      • Входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов;
      • Участвовать в разработке коллегиальных проектов.
      • На периодическое повышение квалификации через систему семинаров, курсовую подготовку, обучение в ВУЗе и т.п.;
  • Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении о работе Центральной районной библиотеки;
  • Представлять библиотеку в различных учреждениях, организациях: принимать непосредственное участие в работе конференций, совещаний и семинаров;
  • Сотрудничать с другими библиотекам и учреждениями;
  • Вносить предложения по деятельности других подразделений МКУ «МЦБС»;
  • Требовать от должностных лиц соблюдения трудового законодательства;
  • Библиотекарь читального зала отдела обслуживания ЦРБ несет:
  • персональную ответственность за организацию и содержание всей работы читального зала ЦРБ.
  • полную материальную ответственность за сохранность всего имущества и книжного фонда читального зала ЦРБ.
  • Подлежит обязательной периодической аттестации, порядок которой установлен Правительством РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка МКУ «МЦБС».
  • Соблюдает Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите и требует соблюдения этих Правил от пользователей библиотеки.

С должностными обязанностями ознакомлен:

Утверждаю:

директор Муниципального казённого

учреждения «Мокроусовская

централизованная библиотечная система»

______________ С.В. Усольцева

20 января 2012 года

приказ № 5 §10

Библиограф

———————————— (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ——————————— (наименование должности) 00.00.0000 N 000 ——— ——————— (подпись) (инициалы, фамилия) Библиографа 00.00.0000

1.1. Библиограф относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

— библиографа принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы;

— библиографа II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) не менее 3 лет;

— библиографа I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) II категории не менее 3 лет;

— ведущего библиографа принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) I категории не менее 3 лет.

1.3. Библиограф должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела;

— структуру библиотеки;

— основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы;

— методические документы в области библиографии и информатики;

— книжный фонд и справочно-библиографический аппарат библиотеки;

— достижения библиографической и информационной работы отечественных и зарубежных библиотек;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— ______________________________________________________________________.

1.4. Библиограф в своей деятельности руководствуется:

— Положением о _______________________________________________________; (наименование структурного подразделения, в штат которого входит библиограф)

— настоящей должностной инструкцией;

— ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией библиографа) 1.5. Библиограф подчиняется непосредственно __________________________. (наименование должности руководителя)

1.6. В период отсутствия библиографа (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7.

Реймер стал библиотекарем

Библиограф относится к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.

———————————

<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Организация справочно-библиографического аппарата библиотеки.

2.2. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.

3. Должностные обязанности

Библиограф исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме.

3.2. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.

3.3. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов.

3.4. Составляет рекомендательные списки литературы, подготавливает и проводит устные обзоры литературы.

3.5. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе.

3.6. _________________________________________________________________. (другие обязанности)

4. Права

Библиограф имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

4.5. _________________________________________________________________. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Библиограф привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Библиограф» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся __________________________________________________________________________. у работодателя; иной способ)

6.3. ___________________________________________________________________.

Комментарии:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *