Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Всегда хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка. Временный «успех», которого родители порой достигают при помощи побоев,– вынужденное раскаяние или послушание ребенка – покупается дорогой ценой. «Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его. Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.

Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.

Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями и который, может быть, спустя много лет, проявится в виде какого-либо серьезного недостатка характера, надломленности его: ребенок станет лживым, хитрым, злым. Пусть родители, разгневанные непослушанием ребенка, задумаются, постараются понять поступок, вызвавший их гнев, пусть вникнут в свое собственное поведение. Взрослые должны относиться к ребенку с первых дней появления на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности, а не как к существу, подвластному им, которое должно лишь беспрекословно исполнять все требования взрослых. Любовь к детям, знание их возрастных особенностей, внимание к их потребностям и интересам повышают силу воспитательного воздействия взрослых. Физические наказания никогда не могут положительно повлиять на ребенка и прививают либо озлобленность и упрямство, либо трусость и лживость.

К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители с низкой стрессоустойчивостью, повышенной раздражительностью, которые не признают у ребенка права на ошибку (неадекватное социальное ожидание в отношении своего ребенка, предъявление у ребенку требований, не соответствующих его уровню развития и возможностям.) Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям.В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников до шлепков и порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение, оно всегда сопровождается словесным оскорблением и психической травмой. Что, несомненно, является прямым нарушением прав и свобод человека и личности ребенка.

Насилие в семье может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.

Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в учебе. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают напуганы и агрессивны.

Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение – это любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, причинившие вред физическому и психическому здоровью ребенка или в следствие, которых нарушилось развитие ребенка или возникла реальная угроза для его жизни и здоровья.

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку. Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

2. Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

3. Пренебрежени – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

4. Психологическое жестокое обращениевключает в себя психологическое пренебрежение – последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение – хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Статья 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Неисполнение указанных обязанностей может привести к ухудшению здоровья, нарушению нормального психического развития ребенка и формирования его личности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей соединяется с жестоким с ними обращением. Жестокость выражается в непредоставлении несовершеннолетнему питания, крова, одежды, запирание в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и в других действиях.

В соответствии с санкцией статьи 156 УК РФ неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года либо ограничением свободы на срок до трех лет.

 

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст.69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

 Дети должны расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья должна быть для ребенка источником эмоциональной поддержки, тепла и воспитания, защиты и безопасности.

Не забывайте, что когда ваши дети вырастут, и будут воспитывать своих детей, их поведение во многом будет определяться впечатлениями детства.

 

 

Не бейте детей!

Эдуард Асадов

 

Не бейте детей, никогда не бейте!

Поймите, вы бьете в них сами себя,

Неважно, любя их иль не любя,

Но делать такого вовек не смейте!

 

Вы только взгляните: пред вами – дети,

Какое ж, простите, геройство тут?!

Но сколько ж таких, кто жестоко бьют,

Вложив чуть не душу в тот черный труд,

Заведомо зная, что не ответят!

 

Кричи на них, бей! А чего стесняться?!

Ведь мы ж многократно сильней детей!

Но если по совести разобраться,

То порка – бессилье больших людей!

 

И сколько ж порой на детей срывается

Всех взрослых конфликтов, обид и гроз.

Ну как же рука только поднимается

На ужас в глазах и потоки слез?!

 

И можно ль распущенно озлобляться,

Калеча и душу, и детский взгляд,

Чтоб после же искренно удивляться

Вдруг вспышкам жестокости у ребят.

 

Мир жив добротою и уваженьем,

А плетка рождает лишь страх и ложь.

И то, что не можешь взять убежденьем –

Хоть тресни – побоями не возьмешь!

 

В ребячьей душе все хрустально-тонко,

Разрушим – вовеки не соберем.

И день, когда мы избили ребенка,

Пусть станет позорнейшим нашим днем!

 

Когда-то подавлены вашей силою,

Не знаю, как жить они после будут,

Но только запомните, люди милые,

Они той жестокости не забудут.

 

Семья – это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

 

Поиск Лекций


Содержание

Современные технологии профилактики жестокого обращения с детьми.

Вопрос 27. Формы жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми — определение

Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию. (Социальная педагогика)

Защита детей от жестокого обращения начинается на очень высоком уровне. Конвенция о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей, которые «подвергаются пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В нашей стране жестоким обращением с детьми считается действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Рассмотрим подробно каждую из форм насилия над ребёнком и задумаемся: а не делаю ли я что- то такое со своим ребёнком, что подпадает под определение «жестокое обращение».

1. Физическое насилиедействия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Какое же влияние оказывает физическое воздействие на ребёнка?

-поведенческие и психологические индикаторы:

•задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

-признаки физического насилия над ребенком:

Ø раны и синяки:

Ø разные по времени возникновения;

Ø в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

Ø непонятного происхождения;

Ø имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

Ø ожоги:

Ø топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами, ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

Ø укусы:

Ø следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму; типично наличие кровоподтеков;

Ø «синдром тряски ребенка»:

Ø возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

Ø у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия — синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

2.Отсутствие заботы о детях(пренебрежение основными потребностями ребенка) — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

§ не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

§ ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

§ нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние (педикулез, дистрофия);

§ не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

§ устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

3.Психическое насилие(социально дурное обращение с етьми):

§ обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

§ принижение его успехов, унижение его достоинства;

§ отвержение ребенка;

§ длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей;

§ принуждение к одиночеству

§ совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

§ причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

§ задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста.

§ импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

§ попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни;

§ уступчивость, податливость;

§ ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева

§ депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, затор – моженность.

4.Сексуальное насилие над детьми –любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

§ обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

§ может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

§ может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

§ может жаловаться на физическое нездоровье;

§ девочка может забеременеть;

§ ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

§ скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с ним.

Однако существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
  • следы сексуального насилия;
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка лишение его сна.

Если сотрудники органов учреждений системы образования, в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

4) По итогам проведенных мероприятий руководительобразовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, (приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка), оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Государственная политика в интересах детей всегда являлась приоритетной областью деятельности органов государственной власти в стране.

В 90-е годы в Российской Федерации стала формироваться государственная социальная политика в отношении детей. Мощным толчком интенсификации этого процесса стала ратификация в 1990 году Конвенции ООН о правах ребенка как главного международного документа по защите интересов детства.

В нашей стране основные положения Конвенции получили подтверждение в Национальном плане действий в интересах детей, утвержденном в 1995 г.

Меры по защите прав ребенка значительно расширились в связи с принятием новых документов — Гражданского кодекса (1994), Семейного кодекса Российской Федерации (1995), Уголовного кодекса Российской Федерации (1996). Действует президентская программа "Дети России" на 1998-2000 гг., реализуется включенная в нее федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие документы. Главным актом признания государством своих обязательств перед детьми стало принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998). Законом впервые введено понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". К ним отнесены и такие дети, как жертвы насилия.

Всемирной Медицинской Ассамблеей в 1984 г. принято и дополнено в 1992 г. Заявление о пренебрежении родительским долгом и о жестоком обращении с детьми.

В условиях социально-экономического кризиса, роста социальной напряженности в обществе, усугубления стрессовых и иных ситуаций проблема профилактики и борьбы с жестоким обращением с ребенком выходит на первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи, межведомственных профилактических программ для детско-подросткового контингента.

Современные технологии профилактики жестокого обращения с детьми.

Ключевая роль при решении данной проблемы принадлежит специалистам здравоохранения. Плохое обращение с детьми ставит и перед медицинским персоналом целый ряд важнейших задач:

  • Врачи призваны сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям (для чего необходимо специальное обучение методам распознавания жестокого обращения с детьми, фактов пренебрежения родительским долгом. Соответствующая подготовка возможна в рамках непрерывного медицинского образования).
  • Врачам следует в этих случаях работать в особо тесном контакте с представителями смежных специальностей (терапевтами, специалистами социальной сферы, психиатрами, психологами, юристами).
  • Врачи должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для распознавания признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей, умения использовать возможности общества и собственный статус на благо страдающим детям.

Оценка состояния детей — жертв насилия должна включать:

  • анамнез;
  • данные физического обследования;
  • протокол рентгеновского исследования;
  • исследование системы свертывания крови;
  • цветные фотографии;
  • данные обследования братьев и сестер;
  • официальное медицинское заключение;
  • характеристику поведения пострадавшего;
  • оценку развития ребенка.

В случае возникновения подозрения на унижение ребенка в семье, жестокое обращение с ним врач обязан незамедлительно, прежде всего:

  • поставить в известность о своих предположениях службу защиты детей;
  • обеспечить госпитализацию каждого ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите, на период первичного обследования;
  • проинформировать родителей о диагнозе;
  • сообщить правоохранительным службам о полученных ребенком травмах.

В целом решение проблем жестокого обращения невозможно без четко организованного взаимодействия медицинского персонала, юристов, педагогов, психологов и работников социальной сферы.

 

 

 

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.

Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

 

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.

Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

1. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.

Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь.

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

1. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.

Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

1. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».

Только подумайте — имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привелегию).

1. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить — это нормально и приемлемо.

Дети будут думать, что это нормальная практика — добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

1. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.

Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

1. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.

Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

1. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.

Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒



Ответственность за жестокое обращение с детьми

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается системное нарушение прав ребенка, которое обусловлено рядом причин, в том числе и обострившимися в последние годы кризисом института семьи. Заметно снизился её воспитательный уровень, ослабли нравственные устои, растет число детей, пострадавших от жестокости родителей. Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания).

Следствием кризиса семьи является насилие в отношении детей. По данным социологических исследований, не менее чем в 75 % российских семей «практикуется» та или иная форма домашнего насилия. Унижение достоинства ребенка, принуждение его посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению правонарушений, деяний, представляющих опасность для его жизни и здоровья и ведущих к нарушениям развития личности, иными словами психическое насилие, по экспертным оценкам, имеет место примерно в каждой четвертой семье.

В Российской Федерации защита детей от жестокого обращения осуществляется с помощью норм гражданского (семейного) и уголовного права. Главной задачей уголовного права является охрана прав и свобод человека. Для осуществления этой задачи Уголовный кодекс (УК) устанавливает, какие действия считаются преступлением, и какое наказание может быть назначено за каждое преступление. Основным инструментом уголовного правосудия является наказание преступника. Статья 43 УК указывает, что наказание применяется для восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.

Семейное законодательство направлено на укрепление семьи, построение семейных отношений на основе любви и взаимной ответственности. Внутрисемейные конфликты должны разрешаться по общему согласию, забота о благосостоянии и развитии детей, защита их прав считаются приоритетными в семейном праве, на что указывает статья 1 Семейного кодекса (СК). Принципиальным положением семейного законодательства является недопустимость осуществления своих прав и интересов одним из членов семьи в ущерб правам, свободам и законным интересам других (статья 7 СК).

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

  •  преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

  •  ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

  •   отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми;

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

  •  наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

  • безработица, постоянные финансовые трудности;

  •   постоянные супружеские конфликты;

  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;

  •     низкий уровень культуры, образования;

  •  негативные семейные традиции;

  •  нежелательный ребенок;

  •  умственные или физические недостатки ребенка;

  •  «трудный» ребенок.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры:

ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); 

ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); 

ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта); 

ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); 

ст. 116 (побои), ст.117 (истязание); 

ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

ст. 131 (изнасилование);

ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); 

ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера); 

ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);

ст. 135 (развратные действия);

ст. 125 (оставление в опасности); 

ст. 124 (неоказание помощи больному); 

ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

ст. 110 (доведение до самоубийства);

ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации ( лишение родительских прав );

ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации ( ограничение родительских прав );

ст.

Жестокое обращение с детьми

77 Семейного кодекса Российской Федерации ( отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью ).

Это важно помнить родителям!

• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.

• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.

• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа,  прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.

• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.

• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.


Похожие документы:

  1. Ответственность за жестокое обращение с детьми (1)

    Документ

    … . Ответственностьзажестокоеобращение с детьми Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокоеобращение с ребенком. Административная ответственность. Кодексом …

  2. Жестокое обращение с детьми действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка

    Документ

    обращения, грубого обращения или эксплуатации. Ответственностьзажестокоеобращение с детьми Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокоеобращение

  3. Жестокое обращение с детьми

    Документ

    … Четыре основные формы жестокогообращения с детьми: Физическое насилие – … ответственности лиц, допускающих жестокоеобращение с ребенком.

    Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственностьза

  4. Задачи: Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми

    Документ

    … насилие и жестокоеобращение с детьми? Несмотря на то, что родители несут полную ответственностьза своих детей …

  5. Защита детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию Жестоким обращением с детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка

    Документ

    … потерпевшего». Статья 151 УК устанавливает ответственностьза вовлече­ние несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность … . Традиционно к жестокомуобращению с детьми относят такие действия роди­телей и воспитателей, которые выходят за рамки …

Другие похожие документы..

Характеристика понятия жестокое обращение с ребенком

Во многих странах семейное насилие рассматривают как серьезную социальную проблему.

Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, может быть истолкован как:

1) принуждение, понуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы;

2)принудительное воздействие на кого-либо;

3) притеснение, беззаконие.

По мнению Е. Н. Волковой, насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Жестокое обращение с детьми — это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

И.

А. Алексеева считает, что жестокое обращение с ребенком – это причинение вреда физическому и психическому здоровью ребенка, угроза его развитию или жизни.

Для объяснения механизмов и причин насилия вообще и семейного насилия в частности в различных научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы.

В рамках социологического подхода ведущим фактором считается социокультурная обусловленность, т.е. насилие является стереотипом семейных отношений, принятым в данной группе населения и воспитанным с детства, а также воздействие социальных факторов (социально-экономическое положение индивида, безработица, плохие жилищные условия и пр.).

С позиции психологического подхода насилие рассматривается как результат либо негативного личного жизненного опыта, «травмы детства», либо алкоголизма и психопатологии, либо как симптом дисфункционирования семьи. Плохое обращение может также рассматриваться как результат деструктивного семейного взаимодействия, когда один из членов семьи (ребенок) независимо от наличия или отсутствия у него специфических психосоматических характеристик или особенностей поведения воспринимается как имеющий отклонения или как «трудный» (обуза), что вызывает риск плохого обращения.

Вообще насилие часто становится орудием установления власти и неадекватного самоутверждения. В момент применения насилия человек ощущает всю полноту своей власти (хотя бы «здесь и сейчас») над другим. Под самоутверждением понимают желание повысить свою самооценку, уровень самоуважения, заявить о чувстве собственного достоинства, значимости своей личности для других.

Жестокое обращение с детьми: причины, профилактика

Таким образом, агрессивные и насильственные действия могут стать для человека средством преодоления своих внутренних психологических проблем, неуверенности в себе, субъективно ощущаемой слабости.

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье – показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему (например, насилие может применяться в контексте борьбы за контроль, порядок и власть в семье). И если существующие проблемы внутрисемейных отношений (изначально не связанные с насилием) не устранить, то насилие принимает либо хронический, либо циклический характер.

Социально психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который ребенок получил в семье. Например, с одной стороны, среди мужей, избивающих своих жен, количество тех, кто в детстве был свидетелем подобного отношения отца к матери, в 3 раза больше, чем число тех, кто воспитывался в благополучных семьях. С другой стороны, настоятельная потребность в самоутверждении в мужской роли обычно наблюдается у тех насильников, которые в детстве подавлялись матерью, находились под ее жестким контролем. Ощущение такого материнского доминирования сохраняется в сфере бессознательного и бывает настолько травматичным, что детерминирует совершение тяжких посягательств.

Выявлено также, что каждый второй из тех детей, кто воспитывался в жестких условиях, впоследствии применяет насилие в отношении своих пожилых родителей, тогда как только один из четырехсот среди тех, кто не подвергался плохому обращению в детстве, в дальнейшем ведет себя агрессивно.

Проблема семейного насилия рассматривается также в терминах «власть» и «контроль». Унижая жертву, ущемляя ее права и свободу, обидчик получает возможность ощущать свою власть над ней, утверждать ее зависимость, контролировать ее жизнь.

В теории и практике социальной работы в настоящее время также существует несколько различных подходов к объяснению причин возникновения насилия в семье. В соответствии с одним внимание акцентируется на влиянии психологических (внутреннее напряжение, стресс, хронические психические заболевания насильника) либо психосоциальных факторов (внутрисемейные взаимоотношения и семейная история).

Согласно другим подходам отмечается воздействие таких ситуативных факторов, как наркотическое или алкогольное опьянение, материальные трудности, зависимость жертвы, провокационное поведение со стороны жертвы, дестабилизирующее влияние внешней среды (возраст, безработица, профессиональные и другие проблемы насильника, его социальная изоляция) и др.

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми:

1. физическое насилие,

2. сексуальное насилие,

3. пренебрежение потребностями ребенка,

4. эмоциональное насилие.

В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений.

Большинство теоретических объяснений причин и источников насилия над детьми позволяет выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию.

К первой группе относят особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономических условий, уровень безработицы, бедность, наличие войн и военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию являются эффективным способом воспитания.

Отличительной особенностью российского менталитета является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Именно христианское принятие страдания, терпение являются ключевыми для характера русского народа. Жертвенность признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» — хорошо известная российская поговорка). Отрицание того, что жестокое с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к тяжелым последствиям. Это означает, что предотвращение, вмешательство и терапевтическая помощь имеют в своем распоряжении слишком мало средств и поддержки для противостояния насилию. Это, в свою очередь, означает, что жестокое обращение с его многочисленными жертвами и правонарушителями может продолжаться еще целые поколения без разоблачения и вмешательства.

Вторая группа причин насилия над детьми связана с особенностями семьи и характером семейных отношений, в которых воспитывается ребенок. Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей.

Искажение семейных отношений породили такое распространяющееся явление, как «социальное сиротство» — утрата детьми родительской помощи и заботы при живых родителях. Для многих современных детей родительский дом никогда и не был спасительной гаванью, поскольку жестокое обращение с детьми нередко является основной причиной, заставляющей их бежать из дома и искать спасения на улице.

Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относиться к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника. Всякое насилие приводит к чувству ожидания опасности или беспокойства. Дети и подростки, которые испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг и замешательство, смущение и стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастниками или виновниками.

Многие, наоборот, чувствуют вину матери, так как они не могли довериться ей без страха. В глубине души некоторые дети сознают, что это не их вина, но большинство все-таки считает, что насильственное обращение с ними обусловлено их поведением, их характером или их положением в семье. Поэтому они вынуждены постоянно все скрывать и молчать, что, в свою очередь, усугубляет последствия насилия.

Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.

10% детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения. Основная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергались в семьях различным видам насилия.

Оглавление:

Жестокое обращение с детьми ст. 116, 156 УК РФ.

Статья «Жестокое обращение с детьми в семье»

Куда подать?

Уголовные дела о преступлениях, указанных в части второй статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части первой и частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса.

2.

В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником или в порядке, установленном частью третьей настоящей статьи.

3.

Жестокое обращение с детьми статья ук рф

5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

— отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность лиц за все виды насилия над детьми и за пренебрежение основными потребностями детей:

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

К сожалению, на нашей территории в 2013 году 4 человека были привлечены к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми.

Комментарии к СТ 156 УК РФ

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступают интересы несовершеннолетнего в получении нормального физического развития и нравственного воспитания.

Потерпевшим признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, чьи интересы были нарушены.

3. Объективная сторона заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновным лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или осуществлению надзора за ним, если это деяние сопряжено с жестоким обращением.

Для привлечения к уголовной ответственности должно быть установлено: 1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное лицо; 2) что именно из их числа не выполнено или выполнено ненадлежащим образом; 3) имело ли данное лицо реальную возможность (объективно или субъективно) для надлежащего исполнения возложенных обязанностей.

Комментарий к статье 156 УК РФ

Главным же в этих отношениях для наличия преступления является жестокое обращение с несовершеннолетним, которое может быть выражено в его избиении, издевательстве, унижении человеческого достоинства, отказе в питании, ограничении в свободе передвижения и т.д.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего подразумевает систему таких действий (бездействия).

Ответсвенность за жестокое обращение с детьми

Оно может быть не только в виде большого денежного штрафа, но и виде реального тюремного заключения.

Наиболее часто встречающимся видом жестокости является обычное физическое насилие. Синяки и ссадины – это далеко не самое худшее, что может произойти с ребёнком после такого обращения. В некоторых случаях может понадобиться помощь медиков, чтобы ликвидировать последствия подобного воспитания.

Физическому насилию, как правило, подвергаются дети из неблагополучных, неполных семей или находящиеся в семьях из группы риска.

Памятка по предупреждению жестокого обращения с детьми

Покажите, что вам не все равно.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *