Защита авторских прав

Защита авторских прав

Содержание

Способы защиты авторского права

Доктор права (Ph.D),

ст. преподаватель кафедры гражданского права

КазГЮУ

г. Астана, Республика Казахстан

Канатов Т.К.

В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты:

1. Гражданско-правовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя.

 В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения. Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

2. Административно-правовой способ защиты –  путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз.

3. Уголовно-правовой способ защиты – за наиболее серьезное нарушение авторских и смежных прав. Например, за плагиат, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю или совершено в крупном или особо крупном размере [1, c.27].

Способы предотвращения нарушения авторских прав. Чтобы защитить авторские права и избежать их нарушения в дальнейшем, а также, чтобы при нарушении было доказательство авторства, необходимо заранее, еще до возможного нарушения, принять все необходимые и возможные меры:

1. Оповещение о принадлежащем автору исключительном авторском праве,  для того чтобы все остальные знали, что данное произведение принадлежит данному автору, стало быть, оно защищается авторским правом, необходимо оповестить об этом общественность.  Для этого нужно разместить знака охраны «copyright» (©) на каждом экземпляре произведения, свое имя или название произведения, дату первой публикации.

         2. Также к способу оповещения относится размещение авторского блока (например, в интернете), т.е. задача – показать, что у произведения есть автор, он свои права знает и в случае их нарушения, намерен их защищать, а также возможно указать, в какой мере можно использовать произведение (например: разрешение на копирование, но с обязательным указанием авторства).

         Доказательства авторства. Для того, чтобы в будущем можно было доказать свое авторство, вам заполучить доказательство того, что именно данный автор создал произведение, а также того, что он создал это произведение раньше других, т.е. закрепить временной приоритет. Для этого существуют следующие способы:

1. Сохранить все рабочие материалы, исходные версии произведения и т.д., которые могут доказать творческое деяние;

     2. Засвидетельствовать у нотариуса дату создания материала;

3. Депонирование произведения. Депонировать можно все, что напечатано на бумаге. Это своеобразная «регистрация» произведения;

4. Напечатать произведение (если это статья – в журнале, газете, если это литературное произведение – издать);

5. Отправить по электронной (с сохранением на почтовом сервере) или обычной почте произведение.

 Существуют и другие способы, в зависимости от конкретной ситуации:

1. Признания права;

2. Восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

3. Пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

4. Компенсации морального вреда;

5. Публикации решения суда о допущенном нарушении;

6. Защиты чести и достоинства.

Последствия защиты прав, это в итоге – это требование, которое может быть предъявлено к любому нарушителю права вне зависимости от наличия его вины: признание права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такое требование может предъявляться к любому лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, вне зависимости от наличия вины такого лица. Например, такое требование может быть предъявлено к магазину, как распространителю контрафактной продукции, вне зависимости от того, было ли, известно его сотрудникам о том, что соответствующая продукция является контрафактной; возмещение убытков. Требование может быть предъявлено к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб; изъятие материального носителя — оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Требование об изъятии материального носителя может быть предъявлено к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Соответствующие оборудование, устройства и материалы по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

На международной арене данный вопрос закреплен в таких договорах, как:

I. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г. В соответствии с данной Конвенцией государства-участники образуют специальный союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения. Этот договор содержит значительное число унифицированных материально-правовых норм, причем сформулированы они весьма детально:

1. Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации.

2. Также охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется: к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений как выпущенных в свет, так и не выпущенных в свет; к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

3. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран Союза, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей настоящей Конвенции к гражданам этой страны.

4. Под "выпущенными в свет произведениями" следует понимать произведения, выпущенные с согласия их авторов, каков бы ни был способ изготовления экземпляров, при условии, если эти экземпляры выпущены в обращение в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является выпуском в свет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

5. Произведение считается выпущенным в свет одновременно в нескольких странах, если оно было выпущено в двух или более странах в течение тридцати дней после первого его выпуска.

6. Охрана, предусмотренная настоящей Конвенцией, применяется, даже если условия, не будут выполнены: к авторам кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран Союза; к авторам произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза.

7. В отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения , правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конституцией.

8. Пользование этими правами и осуществление их не связаны с выполнением, каких бы то ни было формальностей; такое пользование и осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения. Следовательно, помимо установленных настоящей Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, обеспечиваемые автору для ограждения его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана [2].

II. Всемирная конвенция об авторском праве действует в двух разных редакциях: от 06.09.1952 г. и то 24.07.1971 г. В отличие от Бернской конвенции она содержит значительно меньше материально-правовых норм и использует преимущественно коллизионные нормы:

1. Любое договаривающееся государство, которое в соответствии со своим внутренним законодательством требует в качестве условия охраны авторского права соблюдение таких формальностей, как депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства, будет считать эти условия выполненными в отношении всех произведений, пользующихся охраной по настоящей Конвенции и впервые выпущенных вне территории этого государства и автор, которого не является одним из его граждан, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, выпущенные с разрешения автора или другого лица, обладающего авторским правом, будут иметь знак (C) с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска; знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются.

2. В каждом договаривающемся государстве устанавливаются правовые средства охраны без формальностей, не выпущенных в свет произведений граждан других договаривающихся государств.

3. Настоящая конвенция не применяется в отношении произведений или прав на произведения, охрана которых на дату вступления в силу настоящей Конвенции в Договаривающемся Государстве, где испрашивается охрана, окончательно прекратилась или никогда не существовала [3].

III. Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.1961г.:

1. Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, никоим образом не затрагивает и не наносит никакого ущерба охране авторских прав на литературные и художественные произведения. Соответственно, ни одно из положений настоящей Конвенции не может быть истолковано как наносящее ущерб этой охране.

2. Для целей настоящей Конвенции национальный режим охраны означает режим, предоставляемый внутренним законодательством Договаривающегося Государства, в котором испрашивается охрана: артистам-исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир или первой записи; производителям фонограмм, являющимся его гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории; вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

3. Национальный режим охраны предоставляется в соответствии с требованиями охраны и условиями, предусматривающими ее ограничение, прямо оговоренными в настоящей Конвенции [4].

IV. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства из фонограмм от 29.10.1971г.:

1. Каждое государство — участник, которое обеспечивает охрану путем предоставления авторского права или другого особого права или путем применения уголовных санкций, может предусмотреть в своем национальном законодательстве ограничения, касающиеся охраны интересов производителей фонограмм, того же характера, что и те, которые допускаются в отношении охраны интересов авторов литературных и художественных произведений. Однако обязательные лицензии могут быть предусмотрены только в том случае, если удовлетворены все следующие условия: воспроизведение предназначается для использования исключительно в целях обучения или научных исследований; лицензия действительна только для воспроизведения на территории государства — участника, чьи компетентные органы предоставили лицензию, и не будет распространена на экспорт копий; воспроизведение, осуществленное в силу лицензии, влечет за собой право на справедливое вознаграждение, определяемое упомянутыми органами с учетом, наряду с прочим, числа копий, которые будут произведены [5].

V. Конвенция о распространении несущих программ сигналов передаваемых через спутники от 21.05.1974г.:

1. Каждое договаривающееся государство берет на себя обязательство принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается. Это обязательство применяется в том случае, когда орган-источник подпадает под юрисдикцию другого договаривающегося государства и когда распространяемый сигнал является вторичным сигналом [6].

VI. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 г. Данное соглашение устанавливает требования к законодательству об интеллектуальной собственности стран, желающих присоединиться к ВТО:

1. Охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств.

         2. Если использование является требованием для сохранения в силе регистрации, то регистрация может быть аннулирована только тогда, когда непрерывный срок неиспользования знака составляет не менее трех лет, если только владелец товарного знака не укажет на веские причины, основанные на существовании препятствий такому использованию. Обстоятельства, возникающие независимо от воли владельца товарного знака, которые создают препятствие для его использования, как, например, ограничения импорта или другие требования государства в отношении товаров или услуг, охраняемых товарным знаком, должны признаваться в качестве веских причин для неиспользования знака.

3. Использование товарного знака другим лицом под контролем владельца знака признается для целей сохранения в силе регистрации использованием товарного знака [7].

Нотариальная защита авторских прав. Защищать авторские права с помощью нотариуса лучше всего на произведения, выраженные в печатной форме (текстовые произведения, фотографии, распечатанные дизайн-проекты, музыка в виде нотной записи и т.п.), т.е. на листе бумаге. Защитить произведения на диске можно, но сложнее; для этого рекомендуется обратиться за платной консультацией. Ниже рассматривается защита авторских прав на произведения, выраженные в печатной форме.

         Для того, чтобы воспользоваться нотариальной защитой авторских прав, вовсе необязательно обращаться к юристам или посредникам. Выгода в том, что, одновременно с защитой авторских прав на произведение также можно  можете получить хорошее доказательство использования творческого псевдонима на соответствующую дату, что впоследствии может помочь защитить свои права на псевдоним.

         Порядок действий: подача заявления; распечатка произведения (можно несколько за раз). Желательно, чтобы заявления и приложения были пронумерованы (сквозная нумерация лучше, но уточните у конкретного нотариуса его предпочтения). Скреплять листы не нужно (нотариус сам их прошьет). На последней странице приложений осталось свободное место на 1/3-1/4 листа (там будет нотариальный штамп). Подписывать заявление и приложения не надо.  На практике так же лучше первоначально обзвонить ближайших нотариусов и поинтересоваться, сколько будет стоить свидетельствование подлинности подписи на документе. Либо нотариус может удостоверить время предъявления документа, отличия: нотариус, как правило, просит предоставить документ в двух экземплярах и один сохраняет себе, стоит чуть дороже. Данная процедура позволяет узнать, будет ли нотариус готов осуществить такие действия, при условии, что это надо для предъявления заявления и приложений в организацию [8, c.68].

Технические средства защиты. Помимо законодательной защиты авторских прав существуют технические средства защиты. Техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав. Как следует из данного определения под защиту подпадают как технические устройства в целом, так и их компоненты, способные выполнять основную функцию – защиту произведения или объекта смежного права от несанкционированного использования [9, c.25].

Главный принцип авторского права заключается в том, что законом охраняется форма, а не идея. Проблема заключается в том, что идею в принципе защитить никак нельзя. Нельзя обеспечить её охрану, нельзя остановить её передачу от пользователя к пользователю интернета. Законом охраняется только форма [10, c.67]. Скорее всего, с этим и связан более масштабный, почти неконтролируемый массовый оборот пиратства в интернете: произведения (курсы, диски, книги и другие платные охраняемые материалы) копируются без ведома автора и выкладываются на торрентах для скачивания. Есть даже случаи, когда пираты выдают их за свои собственные произведения.

К счастью существуют эффективные способы защиты произведений от пиратства в интернете: специальное программное обеспечение, позволяющее наносить водяные метки, например на фотографии и изображения. Также имеются и многие другие способы, с помощью которых интернет-предприниматели могут вычислить пирата или определить наличие пиратской копии на торренте. Но всего этого явно недостаточно для полной и стопроцентной защиты инфо продуктов от неразрешенного копирования [11]. 

В связи с такими  особенностями и трудностями защиты авторских прав в интернете очень скоро инфопродукт уже не будет представлять собой привычную нам форму в виде диска, который можно заказать наложенным платежом или получить цифровой вариант продукта на свой е-mail.

Всё будет гораздо проще: получить доступ к инфопродукту можно будет прямо на сайте автора, так сказать, в закрытой зоне сайта, доступ к которой автор будет предоставлять за плату по паролю. На мой взгляд, очень удобно: во-первых, не надо париться по поводу выпуска диска и его доставки, во-вторых, можно не беспокоиться о защите от пиратства, применении всякого там специального ПО и т.д.

Еще один способ защиты, это стеганография. Под этим термином понимается сокрытие одной цифровой информации в другой. В нашем случае графическое изображение содержит другую информацию (например, текст). Если немного изменить тон пикселя, человеческий глаз ничего не заметит, но изображение будет модифицировано. На этом принципе и основывается стеганография. Таким методом защищать данные можно и в звуковых, и в видеофайлах. Подобная система весьма оригинальна, потому, что едва ли кто-то будет проверять каждую картинку на наличие в ней шифра, определить наличие которого не всегда возможно (в интернете есть стеганографы, в том числе и на Delphi, качай, модифицируй, и никто не заподозрит, что изображение подписано, ты же не будешь встраивать в него никаких сигнатур), а простые изменения младших бит еще попробуй, пойми без знаний алгоритма. Хорошие программы, предназначенные для защиты графических и звуковых файлов, делают свое дело настолько четко, что результат практически не заметен. Приблизительно десятая часть размера картинки — столько информации можно зашифровать. Расшифровка информации, скрытой в таком файле, возможна, проблема лишь в том, что для расшифровки программе (которой файл был зашифрован) нужно ввести ключ. Чаще всего применяются алгоритмы шифрования MDC, DES, triple-DES, IDEA, RSA и т.д. Естественно, стеганографию применяют и для защиты авторских прав: зашифрованная в украденном .jpeg.е фраза "Данное изображение украдено у Иванова Ивана" может много чего сказать [12].

Водяные знаки впервые стали применять для защиты от подделок денежных купюр. Мы же поговорим о "водяных знаках" в цифровом мире, в котором борьба за авторские права намного сложнее. Если защищенный с помощью водяного знака продукт был присвоен злодеем, то с последним можно смело начинать судиться, а в качестве улики предъявить копирайты, проставленные на краденом продукте. Для этого существуют специальные программы. Некоторые из них являются плагинами для графических пакетов (Photoshop, CorelDraw), есть и независимые продукты. Как же создается водяной знак? Это дело непростое, и плохая защита сведет на нет, все усилия. Например, сообщение, которое требуется защитить, шифруется определенным ключем (часто этот ключ задает пользователь). Потом вносятся изменения в значения пикселей, изображение разбивается на блоки. При этом информация, используемая для идентификации материала, маскируется деталями изображения, выполняющими функции создания "шума". Чем больше деталей содержит изображение, тем плотнее будут вкрапленные в него идентификационные коды [13, c.122].

Голография остается самым действенным и полезным средством защиты интеллектуальной собственности, чем любые другие технологии современности. Иногда подделанный продукт настолько внешне убедителен, что владелец торговой марки прибегает к иным методам защиты своего товара. Самым действенным, из которых является голография. В отличие от отпечатанных полиграфическим путем изображений, голограммы, изображение которых получены с использованием лазеров, имеют глубину и движение, и их очень трудно воссоздать, даже при помощи самых сложных современных сканеров и цифровые методов.

Именно поэтому Microsoft, например, прибег к голографической технологии, как к способу проверки подлинности своих программных продуктов. Мало того, что голограммы используются на сертификатах подлинности, которые сопровождают свои программные продукты, CD-ROMы защищены голограммой, что является подтверждением подлинности продукта. Уже в течение многих лет Microsoft использует голографические технологии, чтобы определить подлинность своих товаров и не собирается отказываться от этого.

В пример можно привести и другие виды знаковых брендов: FIFA, Олимпийские игры и Высшая Бейсбольная Лига. Эти бренды не имеют заводы по производству товаров. Их бизнес, прежде всего, это постановка зрелищных мероприятий. Стоимость ведения бизнеса покрываются за счет продажи лицензионных товаров — таким образом, FIFA маркетинг является частной компанией, которая владеет лишь правами на интеллектуальную собственность имени, а средства производства всех товаров и атрибутики со своим наименованием и логотипом принадлежат другим лицам. Такая ситуация типична для спортивных организаций. Наряду с продажей билетов на свои мероприятия, которая составляет небольшую часть их дохода, главным источником прибыли является продажа товаров под их маркой.

Список использованной литературы:

1. В. Е. Резепова. Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности, 2011;

2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 1971г.;

3. Всемирная конвенция об авторском праве от 1652г.;

4. Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 1961 г.;

5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 1971г.;

6. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 1974 г.;

7. Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности от 1994г.;

8. Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. — М.: Юристъ, 2000. — 400 с.;

9. Насонкин В.В., Савинова А.А. Авторские и имущественные права на цифровые учебные ресурсы: Монография. — СПб.: Изд-во Союз; Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. — 91 с.;

10. Мирзоян С. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав: законодательство, доктрина и судебная практика // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — М., 2003, № 8. — С. 66-74;

11. http://avtorprava.ru (сайт-пособие для защиты авторских прав);

12. Авторское право. Вводный курс Автор: Козырев В.Е., Леонтьев К.Б. Издательство: Университетская книга , 2007г.- с.256

13. Авторское право. (Учебное пособие) Свечникова И.В. , 2009г. -208с.

Нормы, регулирующие авторское право и смежные права

Авторское право и смежные права – разновидность права интеллектуальной собственности (институт права интеллектуально собственности). Интеллектуальная собственность – это право на результат творческой деятельности.

Основным источником, который объединяет в себе все нормы, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности в Российской Федерации, является четвертая часть Гражданского кодекса РФ. Она вступила в силу с 1 января 2008 года. В структуре ГК РФ сохранилось деление на авторское право (гл. 70) и смежные с ним права (гл. 71).

Авторское право и смежные права регулируют две большие группы относительно самостоятельных отношений. Первая группа – отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства и других произведений. Во вторую группу входят отношения, связанные с созданием и использованием: фонограмм, исполнений, постановок, сообщений передач, которые делают организации эфирного или кабельного вещания (в том числе передач, созданных самой организацией либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией). Эти отношения не являются авторскими, но очень тесно взаимосвязаны с авторскими.

Интеллектуальные права, в том числе авторские и смежные включают в себя:

— исключительное право;

— личные неимущественные права;

— иные права (право следования, право доступа и др.).

Исключительное право относится к имущественным правам. Оно позволяет правообладателю, во-первых, использовать результат интеллектуального труда по своему усмотрению любым способом, если этот способ не противоречит закону.

Во-вторых, даёт правообладателю возможность распоряжаться этим результатом, в том числе передавать его, отчуждать; разрешать или запрещать другим лицам использовать данное произведение.

В-третьих, обеспечивает защиту его права, то есть оберегает правообладателя от тех лиц, кто решит незаконно, то есть без его согласия использовать это произведение. Если такое происходит, то к нарушителю применяются установленные законом меры ответственности.

Личные неимущественные права. Они непосредственно связаны с личностью автора произведения результата интеллектуальной деятельности и включают в себя:

— право авторства,

— право на имя и другие.

Объединяет их то, что они неотчуждаемы от личности автора, их нельзя передать другим.

Иные интеллектуальные права. Они, например, предоставляют автору произведения (искусства, архитектуры), которое находится в чьей-то собственности, возможность воспроизводить своё творение, фотографировать или снимать оригинал (право доступа), получать проценты при перепродаже галереями, посредниками данного произведения (право следования).

Чтобы произведение охранялось нормами авторского права (было его объектом), оно должно удовлетворять трём критериям:

1) быть результатом творческого труда;

2) существовать в объективной форме;

3) обладает оригинальной формой (не содержанием).

Следовательно, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Вне зависимости от того, соответствует произведение критериям охраноспособности или нет, не являются объектами авторского права (ст.

Защита авторских прав и интеллектуальной собственности

1259):

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право может распространяться на произведение независимо от его назначения и достоинства. Независимо от способа его выражения. Оно может распространяться, как на обнародованные, так и не обнародованные произведения, если они выражены в какой-то объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.), устной (публичное произнесение, исполнение), звуко- или вдеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.), объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение) и других формах. Закон предусматривает случаи, когда для воспроизведения и репродуцирования произведения не требуется спрашивать согласие автора (иного правообладателя) и выплачивать ему вознаграждение.

Среди произведений, охраняемых авторским правом, можно выделить произведения специальные. Это, во-первых, произведения науки, литературы и искусства, которые создаются по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298). Исключительное право на такое произведение принадлежит автору-исполнителю, если контракт не предусматривает иное (принадлежит РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или совместно – исполнителю и заказчику).

Во-вторых, служебные произведения (ст.1295). Если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, то авторские права принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение в течение трёх лет принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Договор является ключевым юридическим фактом для возникновения правоотношений между автором и другой стороной. Все права на использование произведения, которые прямо не переданы по договору, считаются не переданными.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Однако право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. После смерти автора защита его моральных прав может осуществляться наследниками.

Экземпляры произведений, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских прав, признаются контрафактными. Суд может наложить на них арест, и дальше принять решение об уничтожении или передачи обладателю авторских прав.

В 71 главе (четвёртой части ГК РФ), регулирующей смежные права, отдельно сказано об исключительном праве организация эфирного или кабельного вещания на сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач.

Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю. После чего право переходит в общественное достояние.



 

Авторские и смежные права охраняются законом, предусматривающим гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты.

24.Понятие, формы и способы защиты авторских прав.

При этом важно различать понятия "охрана прав" и "защита прав".

Охрана прав — это установление общего правового режима, который позволяет обеспечить нормальное и беспрепятственное осуществление авторских и смежных прав. Охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений.

Защита права — это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены

В сфере авторского права и смежных прав одним из самых распространенных нарушений является незаконная реализация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Все большую угрозу для правообладателей представляет незаконное размещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи.

В связи с этим ГК РФ содержит ряд положений, направленных на усиление охраны авторских и смежных прав.

 

5.1 Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав:

 

В содержании субъективного права обычно выделяют несколько правомочий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратиться к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права.

Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить защиту авторских и смежных прав, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы.

Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсутствии доказательств иного представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).

После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.

От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной основе.

Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории Российской Федерации, необходимо учитывать, что охрана предоставляется:

— авторам, которые являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

— авторам, которые не являются гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой Конвенции, и в стране-участнице Бернской конвенции.

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран — участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

При этом следует иметь в виду, что исходя из ст.

4 Бернской конвенции охрана распространяется:

— на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран — участниц Бернской конвенции;

— на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране — участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране — участнице Бернской конвенции.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций ст. 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

— для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;

— для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

— для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

В соответствии со ст. 1253 ГК РФ, суд может по требованию прокурора принять решение о ликвидации юридического лица, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 61 Кодекса).

Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Автор или обладатель смежных прав может использовать технические средства защиты (ст. 1299 ГК РФ). Например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Возможно использование web-депозитария, который позволяет автору подтвердить факт и время публикации произведения в сети Интернет.

Для того чтобы предотвратить обход подобных барьеров, в соответствии со ст. 1299 ГК РФ в отношении произведений не допускается:

— осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

— изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, кроме случаев, когда ГК РФ допускает использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст. 12 ГК РФ и включает в себя: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Эти способы применимы и при защите авторских и смежных прав.

Выбор способа защиты принадлежит обладателю исключительных прав. Однако, как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а каким-либо конкретным способом защиты, который вытекает из характера совершенного правонарушения.

Как указывает ст. 1250 ГК РФ, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Поэтому вполне логично рассмотреть подробнее гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав в зависимости от того, какие права нарушены: личные неимущественные или имущественные.

 


Читайте также:

А. власенко, аспирант самозащита авторских прав в сети интернет

А. ВЛАСЕНКО,

аспирант

САМОЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Наличие различных способов защиты прав свидетельствует о неоднотипных возможностях поведения субъекта при нарушении его прав. Классически, можно считать, что более эффективные способы защиты – юрисдикционные. Но, необходимо отметить, что возможность защиты авторских прав иными способами бывает, в ряде случаев, более эффективной, нежели традиционные нормативные средства защиты. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. Самозащита права, урегулирована ст. 12 Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее ГК РФ) и Постановлением Пленума Верховного суда №6 Пленума ВАС №8 от 01.07.1996 г.: При разрешении споров, возникших в связи с защитой принадлежащих гражданам или юридическим лицам гражданских прав путем самозащиты (стю 12 и 14), следует учитывать, что самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный. Что разъяснеет принцип соразмерности самозащиты права, введенный ст. 14 ГК РФ. Г. Свердлык и Э. Страунинг справедливо отмечают, что самозащита гражданских прав — это допускаемые законом или договором действия управомоченного лица, направленные на обеспечение неприкосновенности права, пресечение нарушения и ликвидацию последствий этого нарушения.1 По мнению С.Н. Веретенниковой, самозащита есть индивидуальное (инициативное) волевое действие субъектов (физических и юридических лиц), направленное на защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов в случае совершения в отношении их правонарушения или реальной угрозы такого нарушения посредством ущемления или нарушения прав другого лица, при соблюдении предусмотренных законом пределов ее правомерности.2Е.А. Суханов считает, что под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, соответствующих закону, направленных на охрану материальных и нематериальных благ.3 Если обобщить различные понятия, то самозащита – это компенсационные меры по защите нарушенных прав, либо в случае наличия угрозы их нарушения. Ее цель – защита нарушаемых или нарушенных прав. Формой самозащиты являются охранительные меры. 4

Право на самозащиту не существует в тесной связи правоотношением, где оно было нарушено. Правоотношение не может быть регулятивным, поскольку оно возникает из неправомерного юридического действия — нарушения или создания реальной угрозы нарушения гражданского права. Самозащита всегда направлена на обеспечение защиту гражданских прав.

Субъектами самозащиты права являются: потерпевшее лицо (собственники или собственники) и нарушитель.5 При самозащите субъект гражданского права защищает себя самостоятельными действиями. Защита осуществляется без обращения в суд или другой орган, осуществляющий защиту гражданских прав. Ст. 14 ГК РФ допускает использование данного способа самозащиты при наличии трех условий:

1. нарушения права или возможности (опасности) его нарушения;

2. необходимости пресечения (предупреждения) нарушения;

3. применения мер, соответствующих характеру и содержанию правонарушения.

Из выше приведенных определений можно вывести, что неюрисдикционные способы защиты авторского права – это нерегулируемые и не запрещенные законом методы, совершаемые уполномоченным лицом, для направленные неприкосновенность и защиту принадлежащих ему лицензионных прав.

В отличие от юрисдикционных методов все альтернативные процедуры, хотя и в разной мере, основаны на принципе компромисса. Некоторые авторы пытались характеризовать их, используя понятие «модель нулевой суммы». Эта концепция выдвинута в 1963 г. антропологом В. Рбером в рамках теории игр. Он утверждал, что если двое игроков связаны только отношениями состязания, делающими из них противников, то в конце игры выигрыш одного неизбежно означает проигрыш другого. В конечном счете результат игры нулевой. Модель компромисса, лежащая в основе внесудебных способов, подчиняется иной логике. Обе стороны стремятся достичь такого положения, при котором выигрыш одной стороны не оборачивался бы проигрышем для другой. В этом смысле, в случае удачи, игра заканчивается с позитивным «сальдо»: стороны приходят к отличному от первоначальных ставок результату. 6

Говоря о защите авторских и смежных прав в Интернете, нуж­но сознавать, что это не только юридический, но и техниче­ский вопрос. В настоящее время контролировать использова­ние произведений в Интернете очень сложно, в связи с чем са­мые удачные нормы законов об авторском праве не смогут работать в полную силу, без применения дополнительных, нерегулируемых методов защиты. Перспективы развития законодатель­ства об авторском праве применительно к Интернету в значи­тельной степени зависят от того, будут ли созданы технические средства, позволяющие ограничивать и отслеживать использо­вание произведений в Интернете. В литературе часто упомина­лось о подобных средствах, однако пока они не получили ши­рокого распространения (включая, например, специальные «водяные знаки», внедренные в текст файла и незаметные при просмотре произведения). Опыт развития законодательства об авторском праве показывает, что в тех случаях, когда прямой контроль за той или иной формой использования произведения невозможен, устанавливаются особые режимы, подобные режи­му вознаграждения, выплачиваемого изготовителями или им­портерами аудио- и видеомагнитофонов, компакт-дисков и т. п.

Из наиболее известных Методов самозащиты авторских прав, можно выделить:

Кодексы профессиональной этики. Например, во Фран­ции это рекомендации по профессиональной этике Высшего комитета телематике (CST), который являются связующим компонентом в приложении к контрактам провайдеров ФрансТелеком. Эти рекомендации устанавливают общие цели защиты физических и юридических лиц, добросовестности службы.

Они являются частью обязательств по контракту, на основе которых проходит предоставление услуг. Интересный пример Английский кодекс профессиональной этики провайдеров, который существует уже несколько лет, учитывает большую часть основ сетевого этикета, упомянутых выше. Такие кодексы могли бы иметь применение и в России, устанавливая минимальные требования этикета, правила взаимной ответственности, являясь необходимыми условиями заключаемых контрактов, благоприятствуя, наконец, признанию знака качества предоставляемых услуг, правил ведения бизнеса. отношений в сети интернет. Кодексы профессиональной этики являются реализацией идеи о частичной саморегуляции отношений субъектов права в Интернете, за счет осуществления охранительной и регулятивной функции.7

Одним из главных технических методов по защите информации в сети является — Файрвол. Считается, что пожар легче предупредить, чем потушить. В части охраны авторского права, гораздо проще предотвратить нарушение, недели потом разбираться с его последствиями. Для предотвращения несанкционированного доступа к материалам защищенным авторским правом, чаще всего применяется программный метода защиты отсечения пользователей по определенному критерию: страна/ip адрес, конкретный документ, который защищен от несанкционированного доступа. 8 При соблюдении определенных условия, уполномоченным лицом, файрвол может предусматривать открытия доступа и пользования легальной копией продукта.

Файрвол, предназначен для предотвращения нарушения авторского прав, а так же более эффективного их использования, в рамках сети Интернет. Регулятивная функция происходит на основе переадресации и фильтрации информации находящейся в сети.

Переадресация происходит по принципу загрузки других незащищенных авторских правом, либо открытых для всеобщего доступа объектов.

Одним из наиболее известных способов реализация теории саморегуляции отношений в сети Интернет, является Соглашение сторон. Он одновременно, может реализоваться за счет файрволов, либо иных технических средств. Неудовлетворительность имеющимся законодательством об авторском праве в отношении использования произведений в Интернете дала возможность многим компаниям организовать службы, позволяющие пользователям Интернета найти и ска­чать интересующую их музыкальную композицию. По данным за август 2002 г., число пользователей, скачивающих музыку из Интернета, превысило 32 млн человек.9 Среди самых известных служб, позволяющих найти и скачать музыкальную компози­цию, можно назвать Gigabeat, Gnutella, Myplay, Napigator и многие другие. Но самым известным стал сайт Napster. Ис­пользовавшаяся им система весьма примечательна. Сам Napster10 не распространял музыкальные записи, но предлагал пользова­телям Интернета присоединиться к особому сообществу. Участ­ники этого сообщества делали доступными хранящиеся у них музыкальные записи иным пользователям Интернета, обмени­ваясь между собой звукозаписями. Napster, в свою очередь, обеспечивал существование инфраструктуры, услуги сервера, поддерживал в актуальном состоянии базу данных, позволяю­щую пользователям Интернета выяснить, где они могут найти интересующее их музыкальное произведение. Такие действия, были трудно раскрываемы и носили массовый характер. Единст­венным эффективным способом противодействия в подобных случаях может быть ссылка на «содействие нарушению авторских прав», но шансы на успех здесь невелики, поскольку по законам этих стран пользователи Интернета могут осуществлять копирова­ние произведений для личного некоммерческого использова­ния. Тем не менее, звукозаписывающим компаниям после дол­гой борьбы удалось одержать верх над Napster.

Показательно, в частности, что летом 2002 г. круп­нейшая звукозаписывающая компания Universal Music в целях борьбы с нелегальным распространением через Интернет музы­кальных произведений предоставила всем желающим возможность доступа через Интернет к своему архиву за весьма скром­ную плату в 10—15 долларов в месяц. Многие крупные компании, занятые в индустрии развлечений (Sony, EMI Records Music, Warner Music Group и др.), еще в 2000 г. организовали службы, дающие пользователям Интернета возможность за небольшую плату скачивать музыкальные композиции, на которые они имеют права.11 Одновременно такие компании усиливают борьбу с лицами, позволяющими пользователям Интернета обмениваться между собой звукозаписями через Интернет. Сотрудничество с файлообменными сетями, на определенном этапе оказывается, вы­годнее, так попытка извлечь из этого некоторую выгоду оказывается эффективнее, чем дорогостоящая борьбу с неясными перспективами. Со­гласно публикациям в прессе, ряд ведущих звукозаписывающих компаний сами стали использовать для распространения при­надлежащих им звукозаписей систему обмена файлами KaZaA (схожую с Napster), реализованную в сети Altnet.12 Эти компании удовлетворило то, что в списке адресов, где- можно получить требующуюся пользователю Интернета звукозапись, их адреса будут указаны первыми. Таким образом, налицо косвенное со­гласие с нелегальным распространением таких звукозаписей (ведь адрес компании, легально распространяющей звукоза­пись, будет соседствовать с адресами сайтов, нарушающих ее права), однако слишком привлекательны возможности этой системы файлов — пользователи системы KaZaA запрашивают около 120 млн файлов в сутки, а количество пользователей этой системы на август 2002 г. составило более 8,4 млн чело­век. Таким образом, компании не имеющие возможности бороться с нелегальным копированием заключают сделки с теми, кто занимается нелегальным распространением записей, предпочитая получать с каждого доступа определенный соглашением доход.

Впрочем, использование такой системы может оказаться временным явлением. Ведущие звукозаписывающие компании пытаются полностью захватить рынок в Интернете, вытеснив конкурентов и уничтожив пиратов всеми возможными способа­ми. В конце 2001 г. Ассоциация звукозаписывающей промыш­ленности Америки (RIAA), объединяющая 600 ведущих звуко­записывающих компаний, заключила соглашение с Националь­ной ассоциацией музыкальных изданий (NMPA), по которому она получила право на использование в Интернете музыкаль­ных произведений, права на которые принадлежат 27 тыс.

изда­телям. В 2001 г. компания Vivendi Universal приобрела попу­лярный интернет-портал с которым за несколько ме­сяцев до этого судилась по поводу использования объектов.13

Сотрудничество. Все изложенное выше в отношении соглашения применимо, с соответствующими изменениями, и к сотруничеству. Одним из наиболее известных методов регулирования интернета является меха­низм «информационного» сотрудничества и кооперации типа. По мнению И.М. Рассолова, он мог бы эффективно использоваться и используется в сети Интернет. 14

Европейский союз по своим экономическим и культурным свя­зям является привилегированной международной инстанцией, спо­собной выработать, на примере директивы «Телевидение без гра­ниц» общие правила профессиональной этики, а также решить иные проблемы Сети: вопросы юридической ответственности, при­менимого закона, судебного сотрудничества и др.

Выработка предложений по вопросу выбора применимого зако­на состоит в том, чтобы ввести принцип права страны-эмитента (то, что соответствует положениям директивы «Телевидение без границ»)15 с признанием ответственными издателей информации (первого из издателей информации), а для страны, не являющейся членом ЕЭС, — применение права страны-получателя.

Такая гармонизация позволила бы европейскому рынку не дро­биться на различные национальные сегменты и гарантировала бы ев­ропейскому пользователю определенную защиту. Кроме того, она соз­дала бы сильное стимулирование для иностранцев, в частности для граждан США, заключать соглашения (соглашаться) с Европой в дан­ных вопросах и применять в случае конфликта европейское право.

В вопросах судебного сотрудничества — это поиск общих юридиче­ских правил, обмен информацией будут еще одной опорой для ЕЭС, которое имеет назначение бороться против негативных меж­дународных последствий свободной циркуляции товаров и лиц.

Директива проясняет использования на Интернет-страницах, содержащих аудиовизуальные элементы (рекламу-баннеры, графических изображений, сообщения о товарах или услугах, не относящихся к АВМУ). К исключениям отнесены также Интернет-игры, Интернет-казино, поисковые механизмы и др. Не подпадает под действие новой Директивы передача по сетям исключительно звуковых сигналов или радиовещание.

Провайдер медиа-услуг – физическое или юридическое лицо, несущее редакционную ответственность за выбор аудиовизуального содержания АВМУ и определяющее характер организации этого содержания.

Важнейшей характеристикой аудиовизуальной медиа-услуги считается её предоставление под редакционным контролем провайдера услуг. Под таким контролем понимается осуществление эффективного руководства как отбором программ, так и их организацией в форме хронологической сетки вещания (в случае телепередач) или в форме каталога (в случае нелинейных аудиовизуальных медиа-услуг). Редакционный контроль не обязательно предполагает юридическую ответственность по национальному праву в отношении содержания или предоставленных услуг.

Под программой, в свою очередь, понимаются динамические изображения, со звуком или без него, представляющие собой элемент сетки передач или каталога, определённого провайдером медиа-услуг, и чья форма и содержание сопоставимы с формой и содержанием телевещания.16

Организация экономического сотрудничества и развития служит’ сегодня форумом важных переговоров по вопросам развития ин­формационного общества и устранения возможных коммерческих барьеров между государствами, которые могут сдерживать его раз­витие. В частности, рассмотрены условия использования средств криптологии и место, которое должно или может сохраняться за публичной властью в этой области.

Международный союз телекоммуникаций (МСТ), специализиро­ванная организация ООН, ответственная за то, чтобы благоприятство­вать развитию инфраструктур телекоммуникации во всех странах, ста­рается найти средство стимулирования обращения к Интернету всех стран в лучших условиях. Ее целью является заинтересовать те страны, которые имеют возможность развертывать инфраструктуры.

Многочисленные заявления и инициативы, которые появляются сегодня в отношении Интернета, сводятся к необходимости мини­мальной юридической координации и гармонизации, позволяющей решать некоторые конкретные проблемы, а также эффективно и быстро обнаруживать и предупреждать наиболее серьезные зло­употребления. В них подчеркивается необходимость эмпирического подхода к этому новому явлению, где каждое лицо должно задумы­ваться о реальных последствиях (изменениях) в этичных, культур­ных, экономических или социальных отношениях для общества.

Многие технические проблемы могут быть обсуждены только в международном плане(в силу децентрализованного характера сети), на­пример вопросы наименований, применяемого закона, процессуального права. Приведем нескольких примеров сфер сотрудничества на непра­вительственном уровне:

1.предоставление доменных имен, позволяющих каждому пользователю иметь свой постоянный мировой адрес, даже когда он изменил свои данные или регион;

2.введение общей описательной лексики, используемой всеми странами для web-сервиса; таким образом, пользователь был бы обеспечен типовым содержанием информации, к кото­рой он желал бы иметь доступ.

1 Свердлык Г., Страунинг Э. Способы защиты гражданских прав и их классификация // Государство и право. 1999. N 1. С. 35.

2 Веретенникова С.Н. Меры самозащиты в российском гражданском праве: Автореф. дис. … к.ю.н. Екатеринбург, 2004. С. 11.

3 Право на защиту // Гражданское право. Т. I / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2004.

Защита авторских прав (Защита прав авторов)

С. 563.

4 Кархалев Д.Н. «Самозащита гражданских прав» Российский судья №2 2008 г. с.89

5 Обушенко Л.А. Самозащита как форма защиты права частной собственности // СПС. С.23

6 Stem J., Yngvesson В. Scarcity and Disputing: zeroing on compromise decisions // American Ethnologist. 2 (1975). P. 553–567.

7 Рассолов И.М. Право и интернет. – М.: Норма, 2009 — с.328

8 Терри Оглрти Firewalls. Практическое применение межсетевых экранов. 2003г. с. 403.

9 Дробязко В.С., Р.В. Право інтелектуальної власності: Навч. посібник. -К.: Юрінком Інтер, 2004. –с. 403

11 Williams P., Das О. Napster — Guilty of Infringe­ment? // International Business Lawyer. 2000. Dec. P. 499—504.

12 (Altnet сделает Kazaa легальной) (15.04.09) http://www.cnews.ru/news

13 Силенок М.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. – М., Юстицинформ, 2006 г. с.34

14 Рассолов И.М. Интернет право. – М.: Закон и право, 2004 — с. 101

15 http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site

16 /publications/zip/165/3.htm (Директива об аудиовизуальных медиа-услугах заменила Директиву «Телевидение без границ»)(15.04.09)



Похожие документы:

  1. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2010 году

    Документ

    Шабров Р.В. Угроза национальной безопасности как основание ограничения допуска иностранных инвестиций Комитетом по иностранным инвестициям США (CFIUS)

  2. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2009 – 2010 гг

    Бюллетень

    Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативного правового акта (Приложение. I квартал 2009 год) 43

  3. Ю. П. Гармаев, доктор юридических наук

    Документ

    Д.К. Чимитова, д-р ист. наук, проф., Лян Миньянь (КНР), канд.юрид.н., доц., К.А. Будаев, канд. юр. наук, доц. Э.Л. Раднаева, канд. юр. наук, доц. Е.А.

  4. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права Самара 2007

    Монография

    В монографии представлены результаты исследования рецепции западных правовых институтов. Автор исходит из концепции, что в рецепции права главным является идеологический компонент, который позволяет разглядеть истинные причины рецепции

  5. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс

    УМК5. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М., Государственный университет — Высшая школа экономики.

Другие похожие документы..

Закон об авторском праве РФ: какие права подразумевается под личными имущественными и неимущественными?

Авторское право является институтом гражданского права, который регулирует  правоотношения, связанные с использованием произведений творческой или интеллектуальной деятельности.

Закон об авторском праве РФ был принят 9 июля 1993года. Защита авторских прав регулируется статьями 1252 и 1301 ГК РФ.

Авторское право

В ст. 1255 ГК РФ говорится о том, какие права принадлежат автору.

А именно:

  • Право авторства
  • Право автора на имя
  • Право на неприкосновенность произведения
  • Право на обнародование произведения
  • Исключительное право на произведение

Субъектом авторского права является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Ему принадлежит весь спектр прав: Личные неимущественные и исключительные права, которые дают возможность использовать произведение в любой форме, не противоречащей закону. Автором является тот, чье имя указано на оригинале.

Объектом авторского права является произведение науки, искусства, независимо от способа его выражения.

Личные неимущественные права:

  • Право признаваться автором произведения
  • Право использовать или разрешать использовать свое произведение под псевдонимом.
  • Право обнародовать произведение в любой форме
  • Право на неприкосновенность произведения

Исключительное право на произведение предусматривает:

  • Изготовление одного и более экземпляров произведения (воспроизведение)
  • Распространение путем продажи
  • Публичный показ
  • Импорт с целью распространения
  • Прокат оригинала или экземпляра
  • Публичное исполнение
  • Сообщение в эфир
  • Сообщение по кабелю
  • Перевод и переработка произведения

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации исключительное авторское право действует после смерти владельца еще семьдесят лет.

Статут королевы Анны ввел авторское право 10 апреля 1710 года. Он защищал авторов книг, карт и чертежей. Авторство действовало в течение 14 лет, затем его можно было продлить.

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ гласит о том, что правообладатель может заблокировать сайт, если на нем обнаружен  нелицензионный контент.

Закон об авторском праве 2014 претерпит изменения, которые вступят в силу с 1 октября.

  • Будет изменен объем ограничений в использовании баз данных.
  • Суд сможет принимать соразмерные с правонарушением обеспечительные маары, направленные на пресечение использования произведений в СМИ.
  • Исключительное право будет распространяться на все произведения творческой и интеллектуальной деятельности

Зарегистрировать товарный знак, запатентовать изобретение, защитить авторские права поможет юридическая фирма «АЙ ПИ ПРО», которая защищает интеллектуальную собственность в России и за границей с 1998 года.

%Закон о защите авторского права% до 2008 года применяли для решения большинства вопросов, которые касаются интеллектуальной собственности. Целью его принятия было приведение законодательства к мировому стандарту для более легкого включение России в мировую экономику.

Читайте также:

1. фз об авторском праве

2. фз об авторских правах

3. субъекты и объекты авторского права

4. субъективные авторские права

Вам нужна защита или регистрация авторский прав? Звоните прямо сейчас!
+7 (495) 232-39-68


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *