Земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования

Земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

(п. 2 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

3. Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(п. 3 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 206-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

(п. 4 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)


Ст. 78 ЗК РФ. Использование земель сельскохозяйственного назначения

Главная » Статьи » Обслуживание жилой застройки

Разрешенный вид использования обслуживание жилой застройки

Разберемся, что значит ВРИ обслуживание жилой застройки.

Обслуживание жилой застройки по классификатору 2.7

Согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»:

Наименование вида разрешенного использования земельного участка: Обслуживание жилой застройки

Описание вида разрешенного использования земельного участка застройки: Размещение объектов недвижимости, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.0 или 4.0, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вред окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны, а площадь земельных участков под названными объектами не превышает 20% от площади территориальной зоны, в которой разрешена жилая застройка, предусмотренная видами разрешенного использования с кодами 2.1- 2.6

Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка: 2.7

Что можно строить на участке с ВРИ обслуживание жилой застройки

Строить можно то, что разрешено видами использования с кодами 3.0 (включает 1.1-3.10) или 4.0 (включает 4.1-4.9).

Код 3.0

Общественное использование объектов капитального строительства Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека.

Земельные вопросы

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1-3.10

3.0
Коммунальное обслуживание Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, места сбора вещей для их вторичной переработки, а также здания или помещения, предназначенные для приема населения и организаций в связи с предоставлением им коммунальных услуг) 3.1
Социальное обслуживание Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам социальной помощи (службы занятости населения, дома престарелых, дома ребенка, детские дома, пункты питания малоимущих граждан, пункты ночлега для бездомных граждан, службы психологической и бесплатной юридической помощи, социальные, пенсионные и иные службы, в которых осуществляется прием граждан по вопросам оказания социальной помощи и назначения социальных или пенсионных выплат); размещение объектов капитального строительства для размещения отделений почты и телеграфа; размещение объектов капитального строительства для размещения общественных некоммерческих организаций: благотворительных организаций, клубов по интересам 3.2
Бытовое обслуживание Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, похоронные бюро) 3.3
Здравоохранение Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, больницы и пункты здравоохранения, родильные дома, центры матери и ребенка, диагностические центры, санатории и профилактории, обеспечивающие оказание услуги по лечению) 3.4
Образование и просвещение Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для воспитания, образования и просвещения (детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, профессиональные технические училища, колледжи, художественные, музыкальные школы и училища, образовательные кружки, общества знаний, институты, университеты, организации по переподготовке и повышению квалификации специалистов и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению) 3.5
Культурное развитие Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения в них музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов; устройство площадок для празднеств и гуляний; размещение зданий и сооружений для размещения цирков, зверинцев, зоопарков, океанариумов 3.6
Религиозное использование Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для отправления религиозных обрядов (церкви, соборы, храмы, часовни, монастыри, мечети, молельные дома); размещение объектов капитального строительства, предназначенных для постоянного местонахождения духовных лиц, паломников и послушников в связи с осуществлением ими религиозной службы, а также для осуществления благотворительной и религиозной образовательной деятельности (монастыри, скиты, воскресные школы, семинарии, духовные училища) 3.7
Общественное управление Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов управления политических партий, профессиональных и отраслевых союзов, творческих союзов и иных общественных объединений граждан по отраслевому или политическому признаку 3.8
Обеспечение научной деятельности Размещение объектов капитального строительства для проведения научных исследований и изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки (научно-исследовательские институты, проектные институты, научные центры, опытно-конструкторские центры, государственные академии наук, в том числе отраслевые), проведения научной и селекционной работы, ведения сельского и лесного хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира 3.9
Ветеринарное обслуживание Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания ветеринарных услуг, временного содержания или разведения животных, не являющихся сельскохозяйственными, под надзором человека 3.10

Код 4.0

Предпринимательство Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.9 4.0
Деловое управление Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения органов управления производством, торговлей, банковской, страховой деятельностью, а также иной управленческой деятельностью, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент ее совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) 4.1
Торговые центры (Торгово-развлекательные центры) Размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5-4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра 4.2
Рынки Размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, ярмарка-выставка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка 4.3
Магазины Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м 4.4
Банковская и страховая деятельность Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые 4.5
Общественное питание Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания за плату (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) 4.6
Гостиничное обслуживание Размещение гостиниц, пансионатов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них 4.7
Развлечения Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения: дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов, ипподромов, игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр) и игровых площадок; в игорных зонах также допускается размещение игорных заведений, залов игровых автоматов, используемых для проведения азартных игр и игровых столов, а также размещение гостиниц и заведений общественного питания для посетителей игорных зон 4.8
Обслуживание автотранспорта Размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок, автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей 4.9

Как построить дачу, чтобы ее не снесли: «правильные» и «неправильные» земли.

Желающих купить или построить летнюю резиденцию в удалении от столицы довольно много, и земель на просторах Московской и соседних областей, к счастью, более чем предостаточно, вот только возводить дома можно далеко не везде. Поэтому, покупая участок (с подрядом и без) или готовый объект, надо быть осторожным, ведь незаконно построенное жилище могут даже пустить под снос. А разобраться в «правильных» и «неправильных» дачных местах поможет журнал о недвижимости www.metrinfo.ru


Правильные земли…
В Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 7) по целевому назначению выделяются семь категорий земель:

  • — земли сельскохозяйственного назначения,
  • — земли населенных пунктов;
  • — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, обороны и т. п. земли специального назначения;
  • — земли особо охраняемых территорий и объектов (они имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, это, например, лечебно-оздоровительные местности и курорты);
  • — земли лесного фонда;
  • — земли водного фонда (занятые водными объектами или относящиеся к водоохранным зонам);
  • — земли запаса.

Но строительство дач разрешено только на двух из них — на землях сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов. К первым относятся земли за чертой поселений, предоставленные для сельского хозяйства: под пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения и т.д. Для строительства дач выделяются земли худшего качества или непригодные для сельскохозяйственного производства.
Ко второй же категории относят земли, используемые для застройки и развития городских и сельских поселений, а также пригородные земли. Застройка здесь разрешается только в соответствии с градостроительным планом.
«При определенных ограничениях строить временные жилые строения можно также на землях лесного фонда, и есть случаи, когда муниципалитеты выделяют под индивидуальное строительство земли специального назначения, например, бывшие воинские части», — добавляет Илья Дискин, директор проекта «Серебряная Подкова». Впрочем, последние примеры – это скорее исключение из правил, нежели обычная практика.
Кроме того, «каждая из приведенных категорий земельных участков имеет несколько разрешенных видов использования (РВИ)», — говорит Ирина Башилова, руководитель юридического департамента Управляющей компании «Волжские дачи». И строить дачи можно лишь на землях с определенными РВИ.
В землях населенных пунктов — это земельные участки, предназначенные для малоэтажного или индивидуального жилищного строительства (ИЖС), а также для садоводства, огородничества и дачного строительства. А в землях сельскохозяйственного назначения – это земельные участки для садоводства, огородничества и дачного строительства и ведения дачного хозяйства. «Причем на сельхозземлях с РВИ «под дачное строительство» можно строить жилое строение с правом или без права регистрации в нем, на «землях под садоводство» — жилое строение без права регистрации, а на землях для огородничества — некапитальное жилое строение — тоже без права регистрации», — рассказывает Александр Коваленко, коммерческий директор Uniparx Service. «А на сельхозземлях с РВИ «для сельхозпроизводства» можно лишь разбить огород и максимум построить беседку», — утверждает Анна Шишкина, директор по маркетингу УК «Абсолют Менеджмент». На сегодня в Московской области, по данным Александра Коваленко, около 85% дачных поселков находятся или создаются на землях сельхозназначения с РВИ «под дачное строительство», а оставшиеся 15% – на землях поселений с РВИ «под индивидуальное жилищное строительство».
…и правильные дачи
Чтобы построить или купить «правильную» дачу, нужно еще и соблюдать ряд условий. Такие условия диктуются в основном техническим регламентом и нормами пожарной безопасности. «Но на землях населенных пунктов с РВИ «индивидуальное жилищное строительство» застройщик может самостоятельно определять расположение дома на участке, площадь застройки, этажность, тип материалов и конструкций и т.п. А на землях сельскохозяйственного назначения с РВИ «садоводство, огородничество и дачное строительство» застройщик обычно стеснен рамками проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества», — говорит Ирина Башилова («Волжские дачи»).

И в то же время, как разъясняет Илья Дискин («Серебряная Подкова»), в случае строительства на землях населенных пунктов не отдельного дома, а коттеджного (дачного) поселка ограничения будут строже, так как эти земли подпадают под прямую сферу ответственности муниципалитета и должны быть обеспечены социальной инфраструктурой. То есть должны быть обязательно запланированы подъездные пути, детская площадка, инженерные коммуникации и т.д., а для поселков, разместившихся на сельхозземлях, такое не обязательно.
«Нормативы застройки на землях населенных пунктов устанавливаются органами местного самоуправления. Иногда они именуются «Кодексами благоустройства», основой для которых, тем не менее, служат базовые нормативы застройки, установленные федеральным законодательством», — говорит Ирина Башилова.
Ну а среди базовых нормативов выделяются прежде всего СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; ВНС 59-88 «Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования»; СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение» и, конечно, СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».
Естественно, в таком количестве документов всевозможных требований и ограничений, предъявляемых к дачам, великое множество.

Регламентируются расстояния между постройками на участке и расстояния от вашего дома до границы соседнего участка, до улицы и проезда, причем эти дистанции зависят и от материалов, из которых дома построены. Определяется количество этажей, оговариваются различные ограничения, если вблизи – санитарная или природоохранная зона, железная дорога, памятник архитектуры.
Возможная кара
Что будет, если дом соорудить не там, где положено? 222-я статья Гражданского кодекса расценивает такое строение как самовольное, а значит, рано или поздно оно будет снесено, причем платить за это будет «владелец». Земельный участок в связи с его нецелевым использованием также может быть изъят у собственника в по решению суда.
Что на уме у законодателя
Возможно, в обозримом будущем дачное строительство столкнется с новыми ограничениями. Не так давно Минрегионразвития опубликовал законопроект, предполагающий запрет дачного строительства на сельхозземлях и землях вне границ населенных пунктов с 2015 года, и вызвал в СМИ ожесточенную дискуссию, хотя дальше этого дело пока что не пошло. Но направление государственной мысли и так понятно.
«Возможно, что впоследствии земли сельхозназначения будут предоставляться только для определенных целей и будет ужесточен порядок как перевода земель из одной категории в другую, так и изменения вида разрешенного использования, а для владельцев таких земельных участков установят определенный срок для легализации в установленном законом порядке своих строений на сельхозземлях», — предполагает Юлия Рублева, заместитель руководителя юридического отдела компании ТрансРегионИнвест. Правда, по мнению Бориса Цыркина, генерального директора компании Kaskad Family, данная идея министерства представляется крайне сомнительной. И сегодня на практике землевладелец не может присоединить свои территории к соседней деревне, потому что не более 20% муниципальных образований приняли собственные генпланы, и схемы территориального планирования районов по-прежнему остаются неутвержденными.

Что можно строить на землях сельскохозяйственного назначения?

Еще год назад они должны были бы быть приняты в рамках региональных администраций в каждом субъекте, но этого не было сделано в первую очередь из-за нехватки денег. «В результате девелоперы вынуждены обращаться в администрацию района для изменения вида разрешенного использования в том случае, если у тебя земля с/х назначения, а ты хочешь построить на ней капитальные сооружения, — разъясняет эксперт. — Что произойдет в том случае, если сейчас принять этот закон? Вопрос придется решать на уровень выше, на уровне субъекта администрации конкретной области». В результате – проект «растянется во времени», поскольку изменение категории занимает в два-три раза больше времени, чем изменение РВИ, и это, на взгляд Бориса Цыркина, может привести к увеличению стоимости дачного «квадрата», потому что пока будет согласовываться изменение категории земельного участка, девелопер будет вынужден выплачивать проценты по кредитам, взятым под строительство, и все эти издержки отразятся на конечном покупателе.
«Стоимость дач для конечных покупателей существенно вырастет, поскольку для девелопера вырастет стоимость подготовки участка к застройке. Сейчас он тратит в среднем 1500 долл. США на сотку: это оптовая стоимость земли — около 1000 долл. США за сотку и изменение вида ее разрешенного использования на «дачное строительство» — около 500 долл. США на сотку. А если закон примут, то возникнет необходимость перевода земель из категории «сельхозназначение» в категорию земель населенных пунктов с возможностью ИЖС, что прибавит к оптовой цене сотки еще 1000 долл. США», — делает расчет Анна Шишкина (Абсолют Менеджмент). А Валерий Лукинов, руководитель офиса «Преображенский» департамента загородной недвижимости компании «ИНКОМ-Недвижимость», уверен, что вынужденный перевод земель из одной категории в другую приведет к удорожанию сотки на 3-5 тыс. долл. США, и цена конечного предложения может вырасти почти на 50%. «Кроме того, больше участников рынка займутся переводом земель из одной категории в другую, а значит, возрастут и «неформальные» цены на перевод», — добавляет Екатерина Орлова, заместитель генерального директора «АИН-Девелопмент».
К тому же как девелопер, так и частный владелец участка обязаны будут получать разрешение на строительство дома, а значит, увеличатся не только расходы, но и период различных согласований (например, процедура перевода земель, по расчетам Валерия Лукинова, займет не менее двух лет). По мнению Людмилы Ежовой, исполнительного директора компании «Терра-Недвижимость», подобный закон вообще может остановить индивидуальное жилищное строительство в экономическом классе. «Впрочем, те, кто успел оформить свою загородную недвижимость в собственность, в любом случае могут ничего не бояться, ведь закон не имеет обратной силы», — уверяет Валерий Лукинов.
Большинство участников рынка подмосковной недвижимости к подобному законопроекту относятся отрицательно, но есть у него и сторонники: «Подобный законопроект давно необходимо принять, особенно учитывая непрекращающуюся анархию на загородном рынке, когда колхозные поля продаются под видом коттеджных поселков, где нет и никогда не будет инженерных коммуникаций. Стоимость дач вырастет, но вместе с этим повысятся и стандарты загородной жизни», – рассуждает Илья Дискин (проект «Серебряная Подкова»).
Резюме журнала о недвижимости www.metrinfo.ru:
Сегодня есть только две категории земель, на которых разрешено дачное строительство, – земли сельскохозяйственного назначения и земли поселений. Но при покупке земельного участка надо обращать внимание не только на категорию земли, но и на вид ее разрешенного использования, строить можно на землях, отведенных под садоводство и дачное хозяйство и под индивидуальное жилищное строительство, естественно, с соблюдением всех норм и требований, предъявляемых к даче. Не исключено, что категории земель, разрешающих строительство, сократятся до земель поселений, но пока соответствующие законодательные акты не приняты и даже до конца не проработаны.

 

Участки с коммуникациями | Купить дачный участок | Купить землю в Подмосковье | Участки в Подмосковье ПМЖ | Земельные участки Каширское шоссе | Цены на участки в Подмосковье | Земельные участки от 10 соток | Земельные участки 12 соток | Участки у реки | Купить земельный участок под ИЖС | Подробнее о поселке

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см.

Post navigation

текст в предыдущей )

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

КонсультантПлюс: примечание.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.


Ст. 7 ЗК РФ. Состав земель в Российской Федерации

.

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к Ст. 83 ЗК РФ

1. Земли населенных пунктов — одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 ЗК. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной — на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г. подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX — XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее «земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)» (разд. IV, гл. XIII — XIV ЗК РСФСР).

С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось — она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г.

Виды разрешенного использования земель населенных пунктов

оно было изменено — теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением «земли поселений»? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, статья 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.

С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения. Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч. 1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.

По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.

В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г. положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории «земли поселений» (п. 16 ст. 3 указанного Закона). Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.

Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия. Теперь землями населенных пунктов признаются «земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов», о чем свидетельствует комментируемый пункт. Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий. В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами «и отделенные их чертой от земель других категорий», что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.

2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г.

на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс. И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст. 84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.

Отметим, что понятие «городская черта» имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г. — еще и понятие поселковой черты. Термин «граница» использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория «черта поселения» исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.

Комментируемый пункт начинается с того идентифицирующего признака, который мы упоминали при рассмотрении п. 1, а именно с указания на то, что границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Это очень важное положение, которое, во-первых, позволяет четко и практически без затруднений отграничивать земли населенных пунктов от других земель и, во-вторых, в силу своей императивности абсолютно исключает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов земель иных шести категорий (равно как и нахождение земель населенных пунктов за пределами утвержденных границ населенных пунктов). Последнее особенно важно для правильного понимания правового режима земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, но используемых для целей, сходных с целями использования земель некоторых иных категорий: например, ведение сельскохозяйственного производства, организация особо охраняемых территорий. Независимо от текущей цели использования на такие земельные участки будет распространяться режим, установленный для земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения или земель особо охраняемых территорий и объектов (см. также комментарий к ст. 85 ЗК).

Требование комментируемого пункта о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, перекликается с положением, закрепленным в п. 12 ч. 1 ст. 11 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, о том, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Следуя принципу единства правового режима земельного участка, комментируемый пункт вводит также запрет на пересечение границами населенных пунктов границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако исходя из данной формулировки можно сделать вывод, что если земельный участок сформирован и имеет удостоверенные в установленном порядке границы, но не предоставлен указанным лицам, то фактическое отнесение разных его частей к различным категориям земель (благодаря пересечению данного участка границами населенного пункта) допустимо (не запрещено).

По нашему мнению, это весьма существенное упущение законодателя, фактически допускающее действие двух правовых режимов и, соответственно, двух различных целей использования в отношении одного и того же земельного участка. При введении данной редакции Закона следовало опустить слова «предоставленных гражданам или юридическим лицам».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *