Инструкция по вводному инструктажу

Инструкция по вводному инструктажу

.

На предприятии приказом назначена постоянно действующая комиссия, в состав которой входят генеральный директор, начальник производства и инженер по охране труда. Эта комиссия проводит вводный инструктаж работников при приеме на работу с составлением протокола. Может ли эта же комиссия проводить обучение рабочих 1 раз в год по цехам и отделам или нужно приказом назначать другой состав комиссии, в состав которой будут входить непосредственно руководители цехов и отделов, которые назначены ответственными?

Важно не путать проведение установленных нормативами инструктажей и обучения. В отношении инструктажей есть четкие правила.Обучение, в отличие от инструктажей, может проводиться произвольно по усмотрению работодателя.

Вводный инструктаж

Лица, обязанные проходить вводный инструктаж, установлены п. 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 (далее — Порядок обучения).

К лицам, обязанным проходить вводный инструктаж, относятся:

  • лица, принимаемые на работу;
  • работники, командированные в организацию;
  • работники сторонних организаций, выполняющие в организации работы на выделенном участке;
  • обучающиеся образовательных организаций, проходящие в организации производственную практику;
  • другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

 

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности (п. 2.1.2 Порядка обучения). Проведение вводного инструктажа осуществляется в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (п. 7.1.3 ГОСТ 12.0.004-90). Его продолжительность должна соответствовать программе инструктажа, которая разрабатывается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности организации и утверждается приказом работодателя (п. 2.1.2 Порядка обучения). Унифицированной формы приказа об утверждении программы вводного инструктажа не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

Примерный перечень вопросов для составления программы вводного инструктажа приведен в Приложении 3 к ГОСТ 12.0.004-90.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда.

2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.
2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил.
2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6.

Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9.

Инструкция вводного инструктажа

Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цеху.

Первичный инструктаж

Лица, обязанные проходить первичный инструктаж на рабочем месте (далее — первичный инструктаж), установлены п. 2.1.4 Порядка обучения. К ним относятся: все вновь принятые в организацию работники (в их число также включаются работники, которые выполняют работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ; совместители; надомники, которые используют материалы, инструменты и механизмы, выделяемые работодателем или приобретаемые ими за свой счет); работники организации, переведенные в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работники, которым поручается выполнение новой для них работы; командированные работники сторонних организаций; обучающиеся образовательных организаций, проходящие производственную практику (практические занятия); другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж проводится непосредственным руководителем работ на конкретном рабочем месте до начала работником самостоятельной работы. Пунктом 7.2.3 ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что первичный инструктаж может проводиться: индивидуально с каждым работником; с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места. Этот инструктаж должен сопровождаться практическим показом безопасных приемов и методов труда.

От прохождения первичного инструктажа могут быть освобождены те работники, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов (п. 2.1.4 Порядка обучения). При этом работодателем должен быть утвержден перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Программа первичного инструктажа разрабатывается руководителем структурного подразделения, согласовывается со специалистом по охране труда или работником, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности, и утверждается приказом работодателя. Программа разрабатывается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности организации, структурного подразделения, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Примерный перечень вопросов для составления программы первичного инструктажа приведен в Приложении 5 к ГОСТ 12.0.004-90.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.
2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.

7. Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.
8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.

9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

После окончания первичного инструктажа проводится устная проверка приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения). Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж (п. 7.8 ГОСТ 12.0.004-90). В этом случае издается приказ об отстранении данного лица от работы. В нем указываются причина, а также период отстранения от работы — до прохождения данным работником первичного инструктажа на рабочем месте с положительным результатом проверки приобретенных им знаний и навыков безопасных приемов работы. Приказ издается на основании служебной (докладной) записки лица, проводившего первичный инструктаж на рабочем месте. На период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Если получен положительный результат проверки приобретенных знаний и навыков, издается приказ о допуске к работе. Приказ издается на основании служебной (докладной) записки лица, проводившего первичный инструктаж на рабочем месте.

Повторный инструктаж

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев для всех работников, которые проходили первичный инструктаж (п. 2.1.5 Порядка обучения). Инструктаж осуществляется непосредственным руководителем работ на конкретном рабочем месте по программе первичного инструктажа (п. 7.3.2 ГОСТ 12.0.004-90) и должен сопровождаться практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж может проводиться:

  • индивидуально с каждым работником;
  • с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование,
  • и в пределах общего рабочего места.

 

После окончания повторного инструктажа проводится устная проверка приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка обучения). Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж (п. 7.8 ГОСТ 12.0.004-90). В этом случае необходимо издать приказ об отстранении их от работы. В журнале регистрации инструктажа делается запись о дате проведения повторного

инструктажа с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего (п. 2.1.3 Порядка обучения). Кроме того, запись о проведении повторного инструктажа может быть сделана и в личной карточке прохождения обучения.

Материалподготовленредакцией журнала«Охрана труда и пожарная безопасность» № 7, 2015

Порядок проведения вводного инструктажа

Вводный инструктаж по охране труда, порядок его проведения и оформления

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, запрещается (статья 212 ТК РФ).
Вводный инструктаж по охране труда проводится в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» и системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.0.004-90.

Проведение вводного инструктажа по охране труда

Организация обучения безопасности труда.

Вводный инструктаж проходят все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.
Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты (из пожарной части, медицинские работники и др.).
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).
Вводный инструктаж, как правило, проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.)- Проведение инструктажа включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными и вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний лицом, проводившим инструктаж.
Примерный перечень вопросов для составления программы вводного инструктажа приведен в приложении 3 ГОСТ 12.0.004-90. Организация обучения безопасности труда.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу. Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения.
Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, — в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.

 

Тема 5 Организация и проведение вводного инструктажа

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

 

Вводный инструктаж по ОТ проходят:

­ все принимаемые на работу лица;

­ командированные в ОСТ (филиал, структурное подразделение) работники;

­ работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;

­ обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в ОСТ (филиале, структурном подразделении) производственную практику;

­ другие лица, участвующие в производственной деятельности ОСТ (филиала, структурного подразделения).

Вводный инструктаж по охране труда проводит специалист отдела (службы) охраны труда или специалист назначенный приказом.

Вводный инструктаж проводится с целью ознакомления работников:

­ с общими правилами и нормами безопасности, основными положениями трудового законодательства;

­ правилами внутреннего трудового распорядка;

­ Политикой ОАО "АК "Транснефть" в области ОТ;

­ правилами поведения на территории ОСТ (филиала, структурного подразделения);

­ характеристиками опасных и вредных производственных факторов, идентифицированными опасностями и рисками;

­ методами оказания первой помощи пострадавшим;

­ другими вопросами.

Вводный инструктаж работнику проводится в первый рабочий день, непосредственно перед началом трудовой деятельности в кабинете ОТ (учебном классе по охране труда) с использованием технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, фото- и видеоматериалов и т. п.).

При невозможности проведения вводного инструктажа в кабинете ОТ (учебном классе по охране труда) работникам, командированным в ОСТ (филиал, структурное подразделение), и работникам сторонних организаций, выполняющим работы на выделенном участке ЛЧ МН, допускается проводить вводный инструктаж на рабочем месте с оформлением в установленном порядке.

Ответственность за проведение вводного инструктажа по ОТ, регистрацию результатов и хранение журнала регистрации инструктажей, возлагается на ООТ или на должностных лиц, на которых приказом руководителя ОСТ (филиала, структурного подразделения) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной ООТ ОСТ (филиала), с учетом требований ССБТ, правил, норм и инструкций по ОТ, а также особенностей производства. Программа утверждается руководителем ОСТ (филиала) и согласовывается с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Форма программы вводного инструктажа по ОТ аналогична форме программы инструктажа по ОТ на рабочем месте.

При проведении вводного инструктажа до инструктируемых должна быть доведена следующая информация:

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда.

3. Политика ОАО "АК "Транснефть" в области охраны труда. Система управления охраной труда.

4. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.

5. Правила внутреннего трудового распорядка, ответственность за нарушение правил.

6. Организация работы по охране труда. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

7. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

8. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: системы коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

9. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

10. СИЗ. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

11. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, произошедших в организации и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

12. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

13.

Инструктажи по охране труда

Первая помощь пострадавшим. Действия работников при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

14. Идентифицированные опасности и риски на рабочем месте.

Проведение вводного инструктажа регистрируется в журнале регистрации вводных инструктажей. Журнал регистрации вводных инструктажей по ОТ оформляется в соответствии с ниже приведенной формой.


Форма журнала регистрации вводного инструктажа


⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 613 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


.

Методика устного инструктажа

⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒

Устная форма инструктажа широко распространена в методике про­изводственного обучения. Основная форма общения с учащимися при устном инструктаже — словесная. Устное объяснение мастер сопровождает показом способов и приемов выполнения операций.

Путем устного объяснения проводится вводный, текущий и заключи­тельный инструктаж.

 

Вводный инструктаж. Цель вводного инструктажа — подготовка учащихся к предстоящей учебно-производственной деятель­ности.

Методика вводного инструктажа различна. Она зависит от объема ин­структажа, его содержания и структуры. В свою очередь, эти параметры зависят от времени изучения темы и вида учебно-производственных ра­бот. Если методическая ситуация складывается так, что учащиеся хорошо ориентируются в теоретических вопросах, если виды учебно-произ­водственных работ не новы для них, целью урока является совершенство­вание практических умений и навыков, то мастер ограничивается напоми­нанием основных операций. Если методическая ситуация иная, то мастеру необходимо детально рассмотреть структуру трудового процесса, т. е. применить полный инструктаж.

В процессе разработки методики вводного инструктажа важно:

1) ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы;

2) проанализировать инструкционную карту, технологическую доку­ментацию;

3) ознакомить учащихся с электроинструментом;

4) объяснить правила безопасности при работе с электроинструмен­том;

5) разъяснить структуру трудовой деятельности;

6) показать способы выполнения отдельных операций;

7) предупредить о возможных ошибках.

Все вышеперечисленное входит в полный инструктаж, который про­водится перед изучением новой темы.

При вводном инструктаже применяются следующие методы: показ трудовых действий, алгоритмический, диалогический.

В результативности вводного инструктажа большую роль играют та­кие факторы, как мастерство мастера производственного обучения, опыт прежней трудовой деятельности учащихся, отношение учащихся к пред­мету.

Методически правильно проведенный вводный инструктаж нацелива­ет учащихся на практическую деятельность. Вводный инструктаж, как правило, носит фронтальный или групповой характер, если все учащиеся группы будут выполнять одну и ту же учебно-производственную работу.

Текущий инструктаж. Цель текущего инструктажа— контроль за правиль­ностью выполнения учебно-производственных ра­бот. Текущий инструктаж занимает значительное время у мастера на уроке производственного обучения. Как правило, во время текущего инструктажа мастер делает обходы рабочих мест учащих­ся. Рекомендуется планировать несколько целевых обходов. Первый целе­вой обход проводится для контроля начала работы, второй — для проверки организации рабочих мест учащихся. Третий целевой обход мастер прово­дит, чтобы убедиться в том, что учащиеся соблюдают технику безопасно­сти электромонтажных работ.

В процессе четвертого целевого обхода мас­тер наблюдает за правильностью выполнения вспомогательных операций. Далее название целевых обходов совпадает с названием основных опера­ций выполняемого трудового процесса.

Для контроля процесса формирования профессиональных умений и навыков мастера производственного обучения применяют различные методы, в частности наблюдение за индивидуальной работой каждого уча­щегося или бригады. Мастер наблюдает, правильно ли учащийся пользу­ется инструментом, верны ли его движения, понимает ли он задачи, кото­рые перед ним ставятся, может ли он работать в коллективе. Мастер дол­жен быть постоянно готов к тому, чтобы провести индивидуальный ин­структаж, если учащийся начал допускать ошибки. Для того чтобы пре­дотвратить брак в работе, мастер переходит к беседе с учащимся и объяс­няет причину ошибок или технологию производственного процесса. В этом случае применим диалогический метод в сочетании с методом по­каза трудовых действий, так как необходимо еще раз показать правильное выполнение операций.

Индивидуальная работа с учащимися требует от мастера не только профессионального мастерства, но и большого такта и терпения. Иногда учащийся повторяет ошибки, после того как ему несколько раз показали выполняемые операции. В этом случае важно найти причину ошибок. Можно выявить несколько факторов, влияющих на правильность выпол­нения учебно-производственных работ. Часто источником ошибок явля­ются незнание теоретического материала, невнимание во время вводного инструктажа. Эти причины легко выявляются и устраняются. Иногда при­чины ошибок обнаруживаются в особенностях физиологического разви­тия учащегося: памяти, зрительного восприятия, выносливости и т. д. Не следует забывать еще об одном факторе — потере или отсутствии интереса к выполнению работ. Мастер, имеющий опыт работы, легко это заметит.

Лучше заранее планировать учебно-производственное задание так, чтобы интерес к нему не угасал даже тогда, когда учащийся почувствует, что изучаемые операции он освоил.

Проводя текущий инструктаж, мастер учитывает, что в группе есть способные учащиеся, которые быстро осваивают приемы и операции, ка­чественно выполняют учебно-производственные задания. В этом случае начинающему мастеру можно предложить несколько путей. Очевидно, та­кие учащиеся хорошо известны мастеру, поэтому для них необходимо за­планировать учебно-производственные задания повышенной трудности или творческую работу. Другой путь — предложить дополнительные зада­ния или участие в выпуске готовой продукции мастерской. Можно попро­сить их помочь учащимся, у которых не получаются какие-либо операции. Этот путь редко используется в методике профессионального обучения, хотя учащиеся лучше находят способы объяснения непонятного учебного материала друг другу.

Мы рассмотрели несколько типичных ситуаций, которые возникают во время текущего инструктажа. Как мы уже отметили, ведущей формой общения с учащимися в этот период является индивидуальный инструк­таж. Групповой инструктаж применяется в том случае, когда учебно-про­изводственное задание выполняется бригадой.

Заключительный инструктаж. Цель проведения заключительного инструктажа-подведение итогов выполнения учебно-произ­водственных работ. Продолжительность заключи­тельного инструктажа зависит от конкретной ситуации.

Пример вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности

Если учащиеся все справились с заданием и качество работ хорошее, то инструктаж может быть коротким. Необходимо выставить оценки учащимся по результатам повторения теоретического материала во время вводного инструктажа и за практическую работу.

Если, овладевая умениями, учащиеся сделали много ошибок, то инст­руктаж проводится более обстоятельно. Прежде всего делается анализ ошибок, затем обобщаются причины, ведущие к ошибкам в практической деятельности. Можно рекомендовать еще раз детально показать весь тру­довой процесс с обоснованием применяемых способов деятельности. По­сле этого следует вызвать учащихся, которые допускали в процессе рабо­ты большое количество ошибок, и еще раз попросить их повторить прие­мы и способы выполнения операций. Для закрепления технологии прове­дения электромонтажных работ можно дать учащимся задание: по памяти составить инструкционную карту на выполнение работы.

 

Форма проведения инструктажа фронтальная, так как работают все учащиеся.

Заключительный инструктаж обычно проводит мастер производст­венного обучения, но существуют и другие варианты.

Реализуя идею гос­приемки, можно создать из лучших учащихся бригаду — «ученический ОТК» — и поручить этой бригаде подробно проанализировать достоинства и недостатки работ учащихся. В рассмотренных рекомендациях реализу­ются не только обучающая функция урока, но и воспитывающие принци­пы учебно-производственного труда.


⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒


Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 917 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *