Налоговая тайна

Налоговая тайна

.

Налоговая тайна (ст. 102 НК РФ) — это любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1.

Налоговая тайна: что это такое и кто на нее может покуситься?

являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;

2. об идентификационном номере налогоплательщика;

3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями);

5. предоставляемых избирательным комиссиям, в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Содержание налоговой тайны не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Разглашение налоговой тайны — это, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственном органе, в который такие сведения поступили в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителем этого государственного органа.

Рассматривая правовой режим налоговой тайны, отметим, что режим ограничения доступа к информации установлен ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Следовательно, правовое регулирование налоговой тайны осуществляется не только Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), где дано ее определение, но и названным Законом. Пунктом 4 ст. 9 Закона № 149-ФЗ налоговая тайна включена в понятие «иная тайна», в отношении которой применяется режим конфиденциальности информации. Названная статья также содержит бланкетную норму права, согласно которой условия отнесения информации к сведениям, составляющим такую тайну, обязательность соблюдения в отношении нее конфиденциальности, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

Перечни должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям, отнесенным к налоговой тайне, устанавливают соответственно Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и МВД России (п. 3 ст. 102 НК РФ).

Порядок доступа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен приказом Министерства по налогам и сборам РФ (далее — МНС России). Названная информация предоставляется только на основании запроса, оформленного в письменном виде на бланках установленной формы, и направляется фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.



1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика. Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) исключен.

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 — 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5.

Налоговая тайна: содержание и ответственность за разглашение

Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей:

1) такие сведения признаются налоговой тайной без исключений, установленных подпунктами 1 — 3 и 5 — 8 пункта 1 настоящей статьи;

2) разглашение таких сведений и утрата представленных специальных деклараций и (или) прилагаемых к ним документов и (или) сведений являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

3) должностное лицо налогового органа, которому такие сведения стали известны, не может быть привлечено к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта;

4) такие сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта, признаваемого таковым в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;

5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

Налоговая тайна

Налоговая тайна — в РФ — любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

— разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

— об идентификационном номере налогоплательщика;

— об уставном фонде (уставном капитале) организации;

— о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

— предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами.

Оцените определение:

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. К Н.т. не относятся: сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; сведения о его идентификационном номере и об уставном фонде (уставном капитале) организации. Не рассматриваются как Н.т. сведения о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах и мерах ответственности, а также сведения, предоставляемые налоговым или правоохранит. органам др. гос-в в соответствии с заключенными Россией междунар. договорами (соглашениями). К разглашению Н.т. относится, в частн., использование или передача другому лицу производственной или коммерч. тайны налогоплательщика, к-рая стала известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговый орган сведения, составляющие Н.т., имеют спец. режим хранения и доступа

Оцените определение:

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

любые, полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия: об идентификационном номере налогоплательщика, об уставном фонде (уставном капитале) организации, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; о сотрудничестве между налоговыми и правоохранительными органами, в том числе правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых выступает Российская Федерация. К разглашению Н.т. относится также использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Н.т. не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие Н.т., имеют специальный режим хранения и доступа. Утрата документов, содержащих составляющие Н.т. сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Оцените определение:

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ТАЙНА, НАЛОГОВАЯ

сведения о налогоплательщиках, поступающие в налоговые органы, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) предоставляемых налоговым органам для осуществления налогового учета: о наименовании предприятия (организации), его месте деятельности, организационно-правовой форме, ведомственной принадлежности, учредителях, правопреемниках, филиалах и иных обособленных подразделениях, дочерних (материнских) и сестринских предприятиях, руководителе и бухгалтере предприятия (организации), месте пребывания физического лица; 4) об уставном фонде (капитале) предприятия (организации); 5) о недвижимом имуществе; 6) о доходах государственных служащих и членов законодательных (представительных) органов власти всех уровней; 7) об имуществе и деятельности благотворительных организаций; 8) о совершенных налоговых правонарушениях и мерах ответственности за эти правонарушения; 9) предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам). Н.т. не подлежит разглашению аудиторскими организациями и налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми экспертами и специалистами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, доверенной или ставшей известной должностному лицу налогового органа, аудитору, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении им своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Оцените определение:

Источник: Большой бухгалтерский словарь

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Налоговая тайна

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налоговая тайна

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений (ст. 102 НК РФ):

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в налоговые органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, органами государственных внебюджетных фондов, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Оцените определение:

Источник: Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Налоговая тайна участника предпринимательской деятельности (Егорова Е.)

Налоговая тайна участника предпринимательской деятельности (Егорова Е.)

Дата размещения статьи: 06.01.2015

Любой участник экономических отношений самостоятельно организует систему ведения налогового учета при осуществлении предпринимательской деятельности. Содержание данных такого учета, в том числе первичных документов, является налоговой тайной. В статье рассмотрено, кому и при каких обстоятельствах налоговая тайна доступна.

Субъектами правоотношений при возникновении налоговой тайны являются лица, ставшие участниками взаимодействия в момент свершения юридического факта — представления о себе сведений. Таким образом, можно выделить две группы лиц, имеющих право на налоговую тайну и обязанных ее соблюдать.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса закрытые сведения (например, данные первичных документов) не подлежат разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами.
Под самим разглашением понимается неправомерное использование или передача другому лицу информации, составляющую налоговую тайну (в т.ч. и сведений о секретах производства, т.е. коммерческой тайны) фирмы или предпринимателя.
Налоговой тайной будет являться любая полученная инспекцией информация о плательщике, за исключением следующих сведений:
— общедоступных, в том числе ставших таковыми с согласия самого налогоплательщика;
— о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Чтобы содержание аналитических регистров, которые являются документами налогового учета, попадало под защиту налоговой тайны, в них нужно указать обязательные реквизиты, приведенные в ст. 313 Налогового кодекса: наименование регистра, период (дату) его составления, измерители операции в натуральном и (или) в денежном выражении, наименование хозяйственной операции и подпись лица, составившего этот регистр.

Закрытые сведения в материалах налоговой проверки

Бухгалтер напрямую сталкивается с налоговой тайной при оформлении фискальными органами результатов камеральной или выездной проверки.
В ходе проверки может быть выявлено, что конкретный документ наряду со сведениями, подтверждающими факты нарушения законодательства о налогах и сборах, содержит информацию, которая одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц. В таком случае эти документы должны быть приложены к акту проверки в виде заверенных инспекцией выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Они должны содержать:
— техническую информацию, идентифицирующую документ;
— сведения, подтверждающие факты нарушений (Письмо ФНС России от 22.05.2012 N АС-4-2/8356@).
В выписке также могут быть указаны сведения, не имеющие отношения к делу о налоговом правонарушении (например, персональные данные физических лиц).
Налогоплательщик может ознакомиться с материалами проверки в той мере, в которой не нарушает прав и законных интересов третьих лиц (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.2014 по делу N А75-3926/2013).
Существенные нарушения порядка рассмотрения материалов проверки должностными лицами инспекции являются основанием для отмены ее решения. Этой «лазейкой» в законе не грешат пользоваться налогоплательщики, приводя доводы о том, что сотрудники инспекции при рассмотрении материалов проверки предоставили им для ознакомления не все достаточные документы для подачи мотивированных возражений на акт проверки. Примеры таких дел рассмотрены в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 06.06.2014 N Ф03-1932/2014, ФАС Центрального округа от 18.03.2014 по делу N А35-2512/2013. Однако суд откажет фирме в удовлетворении подобных требований, если непредоставленные сведения содержат налоговую тайну в отношении ее контрагентов. И все же суд примет во внимание доводы фирмы о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, если ранее они были заявлены в форме жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 68 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Пределы должной осмотрительности

Большое количество споров между инспекциями и фирмами возникает по поводу факта проявления последними должной осмотрительности при выборе контрагентов. При этом доказательством должной осмотрительности служит не только представление стандартного перечня документов, но и обоснование мотивов выбора контрагента и пояснение обстоятельств заключения и исполнения договора с ним (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09).
Следует обратить внимание, что компания (предприниматель) не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет (Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 329-О). Таким образом, проявление необходимой степени осмотрительности в выборе контрагента не означает, что у фирмы есть право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну (например, данным налоговой отчетности, данным о налоговых обязательствах).
Проверка соблюдения контрагентами требований налогового законодательства не только не входит в обязанности налогоплательщика, но и прямо запрещена законом (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2014 по делу N А55-22396/2013).
Отметим при этом, что фирма или предприниматель в целях проявления должной осмотрительности в выборе контрагентов, вправе:
— запросить у контрагентов необходимую информацию, не отнесенную к коммерческой тайне;
— воспользоваться сервисами, размещенными на интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru);
— обратиться в налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении их нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения (Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20268@, Письмо Минфина России от 20.08.2013 N 03-02-08/33970).

Налоговая тайна должника

Инспекция в рамках налогового контроля деятельности субъекта экономических отношений осуществляет ряд мероприятий, взаимодействуя при этом с банками, таможней, органами внутренних дел, судебными приставами. Обмен закрытыми сведениями между проверяющими имеет свои особенности и регламентируется отдельными федеральными законами, а также ведомственными актами (например, Перечнем должностных лиц системы МВД России, имеющих право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержденным Приказом от 11.01.2012 N 17).
При осуществлении своих функций судебные приставы-исполнители тесно взаимодействуют с налоговыми органами. В том случае, если у пристава-исполнителя отсутствуют сведения о наличии у должника имущества, он вправе запрашивать их у налоговых и других органов, а также организаций исходя из размера задолженности. При этом перечень сведений, которые могут быть запрошены у инспекции (или банков), исчерпывающий, в него входит:
— сведения о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника;
— сведения о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств;
— сведения о ценностях должника, находящихся на хранении в банках (ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Отметим, что фирма-взыскатель при наличии у нее исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению может самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений. При этом инспекция откажет в предоставлении сведений об имущественном положении должника, если в заявлении указана информация, относящаяся к налоговой тайне. Например, взыскателю не дадут ознакомиться с бухгалтерской отчетностью организации-должника (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.05.2014 N Ф03-1778/2014).

Обратите внимание! У банка или другого лица есть основания отказать инспекции в предоставлении сведений о налогоплательщике, если она не укажет в требовании наличие обстоятельств, обязывающих ответить на него (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 по делу N А27-7847/2013).

Ответственность за разглашение налоговой тайны

Налоговая тайна относится к сведениям с ограниченным доступом, разглашение которых влечет административную или уголовную ответственность.
Отметим, что ст. 102 Налогового кодекса к разглашению налоговой тайны относит использование или передачу другому лицу закрытой информации, ставшей известной именно должностному лицу государственного органа или привлеченного специалиста (эксперта) при исполнении ими своих обязанностей.

Что такое налоговая тайна (понятие и содержание)?

На этих лиц в случае совершения ими такого правонарушения законодательство предполагает наложение штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).
Степень суровости наказания за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, зависит от способа преступления (незаконный сбор закрытой информации, ее использование без согласия владельца) и размера нанесенного ущерба. Ответственность в таком случае может выражаться в привлечении к принудительным работам на срок до пяти лет либо лишении свободы на срок до семи лет (ст. 183 УК РФ).
В настоящее время нет сложившейся судебной практики по вопросам защиты налоговой тайны участниками предпринимательской деятельности. При этом налогоплательщикам не стоит недооценивать значимость соблюдения требований законодательства о гарантии конфиденциальности сведений в отношении себя со стороны проверяющих органов. Так как разглашение или утрата налоговыми (другими) органами сведений о субъекте экономических отношений, полученных ими при выполнении своих должностных обязанностей, могут нанести существенный ущерб его правам и интересам.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (НК РФ, ст. 102). Н.т. не подлежит разглашению, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставляемых этим органам). К разглашению Н.т. относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие Н.т., имеют специальный режим хранения и доступа. Право доступа к сведениям, составляющим Н.т., предоставляется должностным лицам по перечням, определяемым соответственно Министерством РФ по налогам и сборам, органами государственных внебюджетных фондов и Государственным таможенным комитетом РФ. Утрата документов, содержащих составляющие Н.т.

Какие сведения составляют налоговую тайну?

сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Н.т. призвана прежде всего обеспечить защиту прав и законных интересов налогоплательщиков. Необходимость в правовой защите возникает в связи с тем, что законодательством о налогах и сборах предусмотрены многочисленные обязанности налогоплательщиков по предоставлению налоговым органам документов и информации, необходимых для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Кроме того, налоговые органы в целях реализации возложенных на них законом задач по повышению собираемости налогов, наделены широкими полномочиями по проведению мер налогового контроля (право проводить налоговые проверки, право производить выемку документов, право осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с объектом налогообложения помещения и территории, право создавать налоговые посты и др.), в ходе реализации которых налоговым органам могут стать известными не только сведения, относящиеся непосредственно к налогообложению, но и личные, семейные, финансовые, экономические, правовые, публичные и частные отношения налогоплательщика. Неправомерное разглашение, использование и утрата налоговыми органами и их должностными лицами полученной информации о налогоплательщике может нанести значительный ущерб (как моральный, так и имущественный) его интересам. Таким образом, с одной стороны, Н.т. является «законной компенсацией» для налогоплательщиков их многочисленным информационным обязанностям при проведении налоговыми органами мер налогового контроля, а с другой — она выступает в качестве необходимого противовеса широким полномочиям налоговых органов при осуществлении мер налогового контроля. Р.Ф. Захарова

Оцените определение:

Источник: Юридическая энциклопедия


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *