Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

 

1. Земли сельскохозяйственного назначения — это земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида: сельскохозяйственные угодья (земли, используемые как средство производства) и земли, которые используются как территориальный базис для размещения других объектов (внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, древесно-кустарниковой растительностью, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции).

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой

охране.

Субъекты РФ имеют право формировать перечень земель, использование которых для других целей не допускается. В соответствии со статьей 79 ЗК РФ в перечень могут быть включены

-особо ценные продуктивные земли, в том числе земли опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-производственных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования,

— сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимость по муниципальному району (городскому округу).

 

Охрана этих земель, имея ввиду неуменьшение их размеров и не­ухудшение качества, является главнейшей задачей земельного законо­дательства. Эта задача реализуется посредством установления особого право­вого режима земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения могут находиться как в государственной, так и в муниципальной и частной собственности. Однако, как размеры предоставляемых (или приобретаемых) земельных участков, так и ус­ловия перехода права на них весьма разнообразны и регулируются нормами ЗК РФ и других законодательных актов.

Законодательством установлен достаточно подробный порядок приватизации и оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также правовой режим сельскохозяйственных земель различных видов.

2. Особенности правового режима земель с/х назначения установлены ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», законом Республики Бурятия «О земле». При этом нормы этих законов не распространяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Законом установлены следующие особенности правового режима земель с/х назначения:

1. сохранение целевого назначения;

2. установление максимального размера сельскохозяйственных угодий которые расположены на территории одного муниципального района и могут находится в собственности одного гражданина и(или) одного юридического лица;

3. иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля в уставном капитале таких лиц более чем 50 % не вправе иметь земли сельскохозяйственного назначения на праве собственности;

4. земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности предоставляются в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), в аренду в порядке ст.34 ЗК РФ, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду;

5. сельскохозяйственные угодья предоставленные сельскохозяйственным организациями, могут быть предоставлены бесплатно гражданам на праве общей долевой собственности в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ;

6. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, формируется фонд перераспределения;

7. особенности купли-продажи;

8. срок договора аренды.

Статьей 9 ФЗ «Об обороте земель сельсхозназначения» предусмотрен предельный срок договора аренды- 49 лет.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, являются:

земельный кодекс РФ;

гражданский кодекс РФ;

ФЗ от 24.06.02г. «Об обороте земель сельскохозяйственного на­значения»;

ФЗ от 15.04.98г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

ФЗ от 11.06.03 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве;

ФЗ от 7.06.03г. «О личных подсобных хозяйствах» и др.

 

⇐ Предыдущая123


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

.

Содержание

Введение

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения

3. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

4. Фонд перераспределения земель

5. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Легальное определение земель сельскохозяйственного назначения и их правовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель в составе земель РФ, закреплено п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ[1] .

Здесь сформулировано важное положение, вытекающее из ст. 7 ЗК РФ, о делении земель РФ на отдельные категории, которые имеют специфический правовой режим в зависимости от целевого назначения земель.

Перенесенные из прежних в действующий ЗК правовые признаки земель сельскохозяйственного назначения: предоставление земель для сельского хозяйства и предназначение земель для нужд сельского хозяйства едва ли могут теперь вызывать существенные сомнения.

Таким образом, согласно п. 1 ст. 77 ЗК, исходит из того, что землями сельскохозяйственного назначения являются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства.

Итак, тема данной работы – «Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения».

Задачами работы являются:

— определение понятия земель сельскохозяйственного назначения;

— рассмотрение состава земель сельскохозяйственного назначения;

— выявление особенностей использования сельскохозяйственных угодий;

— рассмотрение фонда перераспределения земель.

Таким образом, целью данного исследования является рассмотрение правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

В ст. 77 Земельный кодекс РФ вводит уточненное понятие земель сельскохозяйственного назначения. К ним он относит земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, и угодья, которые располагаются внутри поселенческой черты.

Уточненное понятие земель сельскохозяйственного назначения территории поселений в настоящее время сформулировано также в новом Градостроительном кодексе РФ[2] .

Земли российских поселений по правовому режиму подразделяются на территориальные зоны. ГрК РФ в ст. 37 предусматривает, что в состав зон сельскохозяйственного использования поселений могут включаться:

— зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

— зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав других территориальных зон, устанавливаемых в границах черты населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (п. 10 ст. 35 ГрК РФ).

Земли сельскохозяйственного использования в поселениях отличаются от внепоселенческих сельскохозяйственных земель тем, что используются в целях ведения сельского хозяйства лишь до изменения вида их использования в соответствии с градостроительными планами поселений, правилами землепользования и застройки.

Землями, предназначенными для сельского хозяйства, следует считать те угодья, которые могут быть использованы для сельскохозяйственных целей в будущем.

В п. 2 ст.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

77 ЗК РФ дается развернутая расшифровка состава сельскохозяйственных земель по угодьям в зависимости от их природного либо хозяйственного назначения.

В данной норме установлен исчерпывающий перечень угодий, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Ими признаются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения

В ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации излагается перечень субъектов, которые в установленном законом порядке могут использовать земли сельскохозяйственного назначения.

Перечень этих субъектов, с нашей точки зрения, изложен в Земельном кодексе Российской Федерации как исчерпывающий, не предусматривающий в качестве пользователей земель сельскохозяйственного назначения лиц, не указанных в данной статье.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства достигает более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"[3] .

3. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

С учетом природных свойств и целевого назначения Земельный кодекс РФ подразделяет земли сельскохозяйственного использования на три группы:

а) приоритетного использования, подлежащие особой охране;

б) особо ценные продуктивные угодья;

в) непригодные для ведения сельскохозяйственного производства земли или сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Такая градация земель сельскохозяйственного назначения защищает более ценные сельскохозяйственные земли от необоснованного их занятия для несельскохозяйственных нужд.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается[4] .

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных сельскохозяйственных угодий, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, указанных в законе (например, добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставленной на период осуществления строительства линейных объектов; для выполнения международных обязательств Российской Федерации при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов).

Прежде, согласно ЗК 1991 г., особой охране подлежали только особо ценные сельскохозяйственные угодья.

Определенные особенности использования сельскохозяйственных угодий в настоящее время предписаны изменениями в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенными ФЗ от 18.07.2005 г.

N 87-ФЗ[5] . Они предусматривают следующие правила:

Минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройства.

Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Нельзя допускать выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельной участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве для мелиорированных земель.

Размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные граждане и их близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (доли, вклады), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, устанавливается законом субъекта Российской Федерации[6] .


Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

 

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года № 1297

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
2.

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года № 1297
Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
1. Общие положения
1. Настоящие Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7-1) статьи 13 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года и определяют порядок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения — обеспечение собственниками земельных участков и землепользователями в процессе производства сельскохозяйственной продукции максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами способами, не приводящими к существенному снижению плодородия почв и мелиоративного состояния земель;
2) существенное снижение плодородия почв — снижение показателей плодородия почв, установленных при сравнении результатов двух последних агрохимических обследований;
3) деградация земель сельскохозяйственного назначения — ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействия, приводящая к снижению природно-хозяйственной значимости;
4) проект внутрихозяйственного землеустройства — документ, определяющий и обосновывающий организацию и устройство территории сельскохозяйственных земель на ближайшую перспективу, содержащий комплекс мероприятий, обеспечивающих наиболее оптимальное использование каждого земельного участка с учетом его индивидуальных характеристик (плодородия, технологических свойств, местоположения, природно-исторических, экологических и других особенностей);
5) технологическая карта выращивания сельскохозяйственных культур — документ, отражающий порядок проведения технологических операций выращивания сельскохозяйственных культур;
6) книга истории полей и севооборотов — нормативно-технический документ, имеющий рекомендательный характер, отражающий планируемый севооборот, фактическое чередование культур и паров и выполнение технологических операций во времени и на территории;
7) паспорт земельного участка сельскохозяйственного назначения — документ, отражающий фактическое состояние земельного участка, его идентификационных характеристик, а также почвенного плодородия объекта землепользования на момент составления;
8) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами — государственный орган, осуществляющий регулирование в области земельных отношений (далее — центральный уполномоченный орган).
2.

Порядок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
3. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения включает:
1) поддержание и повышение определенного уровня урожайности основных сельскохозяйственных культур, обеспечение прироста сельскохозяйственной продукции;
2) соблюдение установленной схемы чередования сельскохозяйственных культур в севооборотах;
3) сохранение и улучшения плодородия и мелиоративного состояния
почв;
4) предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, недопущение зарастания земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также захламления бытовыми и производственными отходами;
5) не допущение сжигания пожнивных остатков и побочных продуктов сельскохозяйственных культур на обрабатываемых участках земель сельскохозяйственного назначения.
4. При использовании земель сельскохозяйственного назначения собственниками земельных участков и землепользователями проводятся мероприятия по улучшению земель, в том числе обязательные:
1) проведение агрохимических мероприятий:
внесение минеральных и органических удобрений в соответствии с научно-обоснованными нормами;
соблюдение установленных регламентов применения средств защиты растений и стимуляторов роста, разрешенных к использованию на территории Республики Казахстан;
2) применение агротехнических приемов сохранения плодородия почв, в том числе путем соблюдения агротехнологических операций в соответствии с принятыми технологическими картами выращивания сельскохозяйственных культур;
3) выполнение мероприятий по охране почв от деградации земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства;
4) соблюдение севооборотов с учетом научно-обоснованных схем ротации культур;
5) проведение мероприятий по семеноводству и выполнение фитосанитарных требований по выращиванию сельскохозяйственных культур путем:
соблюдения научно обоснованных сроков сортосмены и сортообновления семян сельскохозяйственных культур;
проведения фитосанитарных мероприятий по обеззараживанию семян, борьбе с сорной и карантинной растительностью, болезнями и вредителями;
6) проведение мероприятий по обводнению пастбищ;
7) соблюдение нормативов нагрузки выпаса сельскохозяйственных животных на единицу площади пастбищ, утвержденных уполномоченным государственным органом в области развития агропромышленного комплекса.
5. Не допускается существенное снижение плодородия и ухудшение мелиоративного состояния почв по следующим показателям:
1) снижение в пахотном горизонте (0-20 см) содержания общего гумуса более чем на 5 процентов, средневзвешенного содержания легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия — более чем на 20 процентов;
2) увеличение площадей земель с очень низкой и низкой обеспеченностью этими элементами более чем на 10 процентов;
3) загрязнение земель сельскохозяйственного назначения пестицидами и минеральными удобрениями выше предельно допустимых концентраций;
4) уменьшение в результате эрозии мощности верхнего гумусового горизонта более чем на 5 сантиметров;
5) увеличение в почвенном слое до 30 сантиметров суммы токсичных солей:
хлоридных более чем на 0,4 процентов;
сульфатных более чем на 0,8 процентов;
повышение в почве солонцеватости более чем на 5 процентов;
6) выбытие земельного участка из сельскохозяйственного использования вследствие зарастания сорной растительностью (с числом сорняков, выше допустимого экономического порога вредоносности) либо карантинной растительностью.
6. Для определения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, у собственников земельных участков и землепользователей необходимо наличие следующих документов:
1) годовой отчет о финансово-производственной деятельности собственников земельных участков и (или) землепользователей;
2) формы отчетности общегосударственного статистического наблюдения № 2-СХ «О наличии и движении зерна», № 3-СХ «О наличии и движении семян масличных культур», № 4-СХ «Об итогах сева под урожай», № 24-СХ «Отчет о состоянии животноводства», № 29-СХ «О сборе урожая сельскохозяйственных культур со всех земель», № 6-р «Сведения о наличии земельных угодий в крестьянских (фермерских) хозяйствах»;
3) технологические карты выращивания сельскохозяйственных культур;
4) книги истории полей и севооборотов;
5) книги похозяйственного учета;
6) нормативы нагрузки выпаса сельскохозяйственных животных на единицу площади пастбищ;
7) документы, подтверждающие сортовые, посевные и фитосанитарные качества семян;
8) акты о применении пестицидов (ядохимикатов) и агрохимикатов;
9) проекты внутрихозяйственного землеустройства;
10) паспорт земельных участков сельскохозяйственного назначения.
7.

При определении рационального использования земель сельскохозяйственного назначения учитываются данные документов указанные в пункте 6 настоящих Правил.
8. Показатели содержания в пахотном горизонте общего гумуса, средневзвешенного содержания легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия определяются по результатам агрохимического обследования почв и сравниваются с показателями, зафиксированными первичным (базовым) туром агрохимического обследования.
9. Показатели плодородия и мелиоративного состояния почв ведутся территориальными органами и производственными подразделениями центрального уполномоченного органа и уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса на основе данных, полученных при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных обследований земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга земель.
10. Сведения о плодородии и мелиоративном состоянии земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются в паспорте земельного участка сельскохозяйственного назначения и книге истории полей и севооборотов.
Форма паспорта земельных участков сельскохозяйственного назначения утверждается центральным уполномоченным органом.
Книгу истории полей и севооборотов, а также технологическую карту выращивания сельскохозяйственных культур собственники земельных участков и землепользователи ведут самостоятельно.
11. Выполнение собственниками земельных участков и землепользователями работ по рациональному использованию земель, в соответствии с подпунктами 1)-6) пункта 4 настоящих Правил, подтверждаются соответствующими документами (материалами) о проведенных мероприятиях, а также книгой истории полей и севооборотов.
При проведении мероприятий по обводнению пастбищ — наличием соответствующих объектов (шахтных и трубчатых колодцев, скважин).

 

Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Термин "угодье" в п. 2 ст. 77 ЗК используется только применительно к тем землям, которые непосредственно используются для нужд растениеводства и животноводства. Соответственно, неправильно применять этот термин, например, к земельному участку, занятому внутрихозяйственной дорогой, коммуникациями и т.д. Однако в отношении некоторых подвидов несельскохозяйственных земель возможно применение термина "угодье", например, угодья, занятые лесами, полезащитными лесными насаждениями, водными объектами, именуют лесными, водными и водно-болотными угодьями.

Сельскохозяйственные угодья подразделяются:

1. особо ценные продуктивные угодья, использование которых для несельскохозяйственных нужд, для дачного и иного строительства не допускается; Отнесение угодий к особо ценным производится органами власти субъектов РФ с учетом наличия и состояния сельскохозяйственных угодий в данных субъектах;

2. приоритетного использования, подлежащие особой охране, к которым относятся опытно-производственные научно-исследовательские и образовательные учреждения. Кадастровая стоимость этих земель существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу);

 

Наиболее интенсивно используемым видом сельскохозяйственных угодий является пашня. Основной признак пашни — систематический посев на ней сельскохозяйственных культур. Ценными угодьями также являются многолетние насаждения: сады, ягодники и другие плантации.

 

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" закреплено понятие сельскохозяйственного производства: "…под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг". Список видов сельскохозяйственной продукции содержится в Общероссийском классификаторе продукции, на основании которого к сельскохозяйственному производству относятся растениеводство, животноводство, ведение растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) и оказание услуг в сфере растениеводческой и животноводческой деятельности.

Ст. 79 ЗК провозглашает особый статус сельскохозяйственных угодий как лучших плодородных земель и устанавливает их приоритет, что означает их особую правовую охрану.

Охрана включает в себя меры по охране почв и повышению их плодородия, регламентируемые Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", различными федеральными и региональными целевыми программами.

Правообладатели таких земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

 

Другое направление охраны угодий заключается в недопущении их использования, без особых на то оснований для иных целей. Это обеспечивается нормами института перевода земель из одной категории в другую, которые содержат особенно жесткие требования к основаниям перевода сельскохозяйственных угодий в иные земли. Законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья в принципе должны использоваться только по целевому назначению и предоставление их для любых иных нужд нежелательно.

Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из состава земель одной категорию в другую" в ст. 7 устанавливает особенности перевода в другую категорию именно земель сельскохозяйственных угодий, а не всех земель сельскохозяйственного назначения.

Данной статьей установлены те исключительные случаи, когда допустим такой перевод. Это случаи, связанные, например:

с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

с установлением или изменением черты населенных пунктов;

с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

 

 

2.

Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии со специальным нормативно — правовым актом — Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Понятие личного подсобного хозяйства:дано в статье2 закона о ЛПХ.

ЛПХ — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.

Основные отличительные признаки ЛПХ от других форм деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции (от крестьянского (фермерского) хозяйства):

1. это непредпринимательская деятельность, осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

2. эта деятельность ограничивается деятельностью по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление. Закон не устанавливает, каким может быть соотношение доли продукции, используемой для личных потребностей гражданина и его семьи, Косвенно этот вопрос регулируется путем установления максимального размера общей площади земельных участков, которые используются ЛПХ.

3. ЛПХ не подлежит государственной регистрации (пункты 1 и 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 3 Закона) и не облагается налогом на доходы физических лиц.

 

Законом установлен единственный ограничитель прав граждан, пожелавших вести ЛПХ.

Сделать это может только дееспособный гражданин, которому земельный участок предоставлен и (или) который приобретен им для этих целей. При этом к самому гражданину не предъявляется никаких квалификационных требований, например, необходимость иметь опыт ведения сельскохозяйственного производства или иметь сельскохозяйственную профессиональную квалификацию. К членам семьи этого гражданина, которые совместно с ним ведут ЛПХ, закон вообще не предъявляет никаких требований, даже в отношении их дееспособности.

Важным правовым условием начала ведения ЛПХ является государственная регистрация прав на земельный участок.

 

1234


Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 595;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

 

1. Земли сельскохозяйственного назначения — это земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида: сельскохозяйственные угодья (земли, используемые как средство производства) и земли, которые используются как территориальный базис для размещения других объектов (внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, древесно-кустарниковой растительностью, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции).

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой

охране.

Субъекты РФ имеют право формировать перечень земель, использование которых для других целей не допускается. В соответствии со статьей 79 ЗК РФ в перечень могут быть включены

-особо ценные продуктивные земли, в том числе земли опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-производственных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования,

— сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимость по муниципальному району (городскому округу).

 

Охрана этих земель, имея ввиду неуменьшение их размеров и не­ухудшение качества, является главнейшей задачей земельного законо­дательства.

Эта задача реализуется посредством установления особого право­вого режима земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения могут находиться как в государственной, так и в муниципальной и частной собственности. Однако, как размеры предоставляемых (или приобретаемых) земельных участков, так и ус­ловия перехода права на них весьма разнообразны и регулируются нормами ЗК РФ и других законодательных актов.

Законодательством установлен достаточно подробный порядок приватизации и оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также правовой режим сельскохозяйственных земель различных видов.

2. Особенности правового режима земель с/х назначения установлены ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», законом Республики Бурятия «О земле». При этом нормы этих законов не распространяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Законом установлены следующие особенности правового режима земель с/х назначения:

1. сохранение целевого назначения;

2. установление максимального размера сельскохозяйственных угодий которые расположены на территории одного муниципального района и могут находится в собственности одного гражданина и(или) одного юридического лица;

3. иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля в уставном капитале таких лиц более чем 50 % не вправе иметь земли сельскохозяйственного назначения на праве собственности;

4. земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности предоставляются в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), в аренду в порядке ст.34 ЗК РФ, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду;

5. сельскохозяйственные угодья предоставленные сельскохозяйственным организациями, могут быть предоставлены бесплатно гражданам на праве общей долевой собственности в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ;

6. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, формируется фонд перераспределения;

7. особенности купли-продажи;

8. срок договора аренды.

Статьей 9 ФЗ «Об обороте земель сельсхозназначения» предусмотрен предельный срок договора аренды- 49 лет.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, являются:

земельный кодекс РФ;

гражданский кодекс РФ;

ФЗ от 24.06.02г. «Об обороте земель сельскохозяйственного на­значения»;

ФЗ от 15.04.98г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

ФЗ от 11.06.03 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве;

ФЗ от 7.06.03г. «О личных подсобных хозяйствах» и др.

 

⇐ Предыдущая123


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *