Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Все предметы → Земельное право

 

Самовольное занятие участка — правонарушение в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность предусмотрена статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Самовольное занятие заключается в том, что лицо использует участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника. Текст ст 7.1. КоАП, помимо самовольного занятия участка, содержит дополнительно ещё 2 состава административного правонарушения:

  • — использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
  • — использование участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

В соответствии со статьей 131 ГК РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат гос. регистрации. Имея на руках постановление о предоставлении участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на участок, поскольку правоустанавливающие документы должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.

Лицам, самовольно занимающим пустующие участки, следует знать, что в соответствии со статьей 16 ЗКРФ участки не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого участка есть собственник.

Самовольное занятие участка может выражаться в противоправной застройке участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.

Ни физ. ни юр. лицо, выполнившее самовольную застройку, не может оформить на нее право собственности, следовательно, данное лицо не вправе делать распоряжения относительно таких построек, то есть нельзя будет продать, подарить, сдать в аренду или совершить иные сделки.

Следует иметь в виду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Владение и пользование не своей землей (т.е. без законных оснований) может иметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонарушений.

КоАП РФ Ст 7.1. Самовольное занятие земельного участка.

Самовольное занятие участка или его части, в том числе использование участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный участок, влечет наложение административного штрафа в случае:

Если определена кадастровая стоимость участка:

  • — на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости участка, но не менее 5 000 руб;
  • — на должностных лиц — от 1,5 до 2 % кадастр. стоимости, но не менее 20 000 руб;
  • — на юр лиц. — от 2 до 3 % кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб.

Если не определена кадастровая стоимость участка:

  • — на граждан в размере от 5 000 до 10 000 руб;
  • — на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб;
  • — на юр. лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Примечания:

  • 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр лица, несут административную ответственность как юр. лица.
  • 2. В случае самовольного занятия части участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части участка.

ЗК РФ Ст 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями:

  • 1. Юр. лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
  • 2. Самовольно занятые участки возвращаются собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими участками.
  • 3. Приведение участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юр лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
  • 4. Принудительное прекращение прав на участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.

← предыдущая лекция


В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ с 1 января 2013 года глава 7 будет дополнена статьей 7.34 следующего содержания:

«Статья 7.34. Нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность

Нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.».

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 7.1

1. Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 29 ЗК предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов.

Согласно п. 1 ст. 260 ГК лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 30 ЗК.

2. Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок их предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду установлен соответственно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В случае использования указанных земельных участков по договору аренды правоустанавливающим документом является договор аренды, заключаемый в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правоустанавливающим документом является решение соответствующего исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, управомоченных принимать данные решения в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 1, 3 ст. 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК.

Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК (см. ч. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

3. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, понятие «самовольное занятие земель» было определено Приказом Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160. Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России, утвержденной этим Приказом, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

К самовольному занятию относится пользование земельным участком:

до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;

до заключения договора купли-продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;

до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;

до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российском Федерации и местного самоуправления;

в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей — до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде, арбитражном суде.

4. Согласно п. 1 ст.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

60 ЗК следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 76 ЗК самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

5. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, практика применения арбитражными судами земельного законодательства была обобщена Президиумом ВАС РФ (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61).

По смыслу п. 2 вышеуказанного письма отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка.

6. Самовольное использование земельного участка может выражаться в действиях по противоправной застройке земельного участка. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК.

Согласно п. 2 ст. 263 ГК последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, также определяются ст. 222 ГК.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 23.21).

Применительно к участкам земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов МПР России (см. п. 1 — 3 комментария к ст. 7.9, комментарий к ст. 23.24).

Ответственность за самовольный захват земли

Разъясняет: заместитель прокурора Центрального административного округа г.Курска Дудина Ирина Генриховна

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность.

Что такое самовольное занятие земельного участка

Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена, как известно, статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на:

граждан в размере — от 500 до 1000 рублей;

должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;

юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Текст указанной статьи, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения:  использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника.

Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.

Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности.

Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю:

В соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

Таким образом, имея на руках постановление о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, охватывает целый ряд норм действующего законодательства Российской Федерации. Это может быть ведение строительства без разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами строительства и архитектуры; ведение мелкорозничной торговли без разрешения органов местного самоуправления, проведение земельных работ без согласования Государственного архитектурно-сроительного надзора и т.д.

вернуться

Штраф за самозахват земли

Самозахват земли – это присвоение определённого участка территории лицом, не имеющим на то законных оснований. В современном российском законодательстве подобные действия квалифицируются как достаточно серьёзное нарушение, влекущее за собой комплекс правовых последствий.

Ограничения, существующие при самовольном занятии участка

Если физическая эксплуатация земли в тех или иных целях может до поры до времени оставаться незамеченной, то по формальным признакам здесь присутствует масса блоков.

  • Захватчик не имеет никаких прав на использование участка, извлечение прибыли.

    Конспекты юриста

    По первому требованию реального владельца: будь то частное лицо или государство, он обязан вернуть площадь.

  • Никакие расходы, понесённые при благоустройстве участка, не возвращаются. Захватчик не имеет даже права собственности на объекты, размещённые на земле.

  • Землю по понятным причинам нельзя продать, заложить или передать в дар.

Актуальные санкции за самозахват

Взыскания по данному блоку нарушений регламентируются 7.1 КоАП. Если доказано, что присвоение и использование участка было связано с другими правонарушениями, например, мошенничеством, инцидент может попасть и под статью из УК. Стандартный штраф за самозахват земли в 2018 году зависит от комплекса факторов: прежде всего, это оценочная стоимость участка, а также наличие факта постановки земли на кадастровый учёт.

  • Физические лица – не менее 5 000 рублей, 1-1,5% стоимости.

  • Должностные лица – не менее 20 000 рублей, 1,5-2% стоимости.

  • Юридические лица – не менее 100 000 рублей, 2-3% стоимости.

Форма юрлица не имеет значения: ИП – в тех же правах, что и ООО. Если формальная оценка стоимости по ЕКН не была проведена, штраф за незаконное использование земельного участка может быть выше: от 10 до 200 тысяч рублей. В целом, российское законодательство здесь движется в сторону ужесточения штрафов, хотя последние изменения в законе отмечаются 2015 годом.

Как налагается административная ответственность

Логика механизма правоприменения в отношении захвата земли типична.

  • Обнаруживается факт нарушения. Обычно это происходит в результате проверок или по заявлению от реального собственника.

  • Выставляется срок на устранения нарушений: участок должен быть освобождён от заграждений и сооружений.

  • При нарушении сроков действий по предписанию назначается штраф.

Интересно, что помимо административного штрафа можно получить ещё и штраф по взысканию ущерба, который собственник имеет право потребовать в арбитражном или гражданском суде. Дополнительные претензии часто попадают в Россельхознадзор, Росреестр и Росприроднадзор.

Можно ли узаконить самозахват

Если участок был занят самовольно без согласования с органами власти, узаконить собственность можно, но с некоторыми ограничениями. Правила выкупа участка оговариваются в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.

Захваченную землю можно оформить на себя либо взять в аренду у собственника. Некоторые участки при этом не подлежат легализации вовсе.

  • Выходы прирезки за «красные линии», отгораживающие коммуникационные элементы: газопровод или линии электропередачи.

  • Области, выходящие в лесную зону.

Узаконить можно сотки, на которые не претендуют ни товарищество, ни частные или юридические лица.

Алгоритм легализации занятого участка

Когда разногласия с собственником улажены, можно попробовать узаконить самозахват.

  • В местную администрацию пишется заявление на перераспределение земли. К нему прикладываются документы на уже имеющуюся в собственности землю, а также план межевания территории.

  • В случае положительного решения на участок нужно оформить кадастровый паспорт. К имеющимся документам добавляются геодезический план, заявление и квитанция об оплате пошлины, бумаги о владении участком, паспорт гражданина РФ. По № 221-ФЗ Росреестр обязан изготовить паспорт в течение 5 рабочих дней.

  • Собственно регистрация права на участок требует отдельной процедуры. Это ещё одно заявление, дополнительная пошлина, кроме того, сюда прикладываются все документы об отчуждении, покупке и владении участком.

Итак, узаконить самозахват земли вполне реально, главное в этом вопросе – избежать разногласий с третьими лицами и не пытаться обойти закон.

скачать dle 11.3

.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *