План внедрения профессиональных стандартов на предприятии

План внедрения профессиональных стандартов на предприятии

.

Программа повышения квалификации «Внедрение профессиональных стандартов в организации»:

  •  Государственная политика в области требований к уровню профессиональной подготовки и производительности труда работников.

  •  Компетентностный подход к   уровням квалификации работника.

  •  Создание государственных реестров профессиональных компетенций. Национальная рамка квалификаций.

  •  Разработка и внедрение профессиональных стандартов (структура, требования к использованию). Реестр утвержденных стандартов.

  •  Изменения в документационном обеспечении управления в связи с внедрением профессиональных стандартов. (Трудовой договор, должностная инструкция, положение об оплате труда, присвоение квалификационных разрядов, оценка и аттестация).

  •  Центры проведения независимой сертификации профессиональных квалификаций как институты признания уровня квалификации персонала.

  • Применение профстандартов с 1 июля 2016 года.

    План-график внедрения профстандартов.

    Подготовка учреждений к внедрению профстандартов, особенности переходного периода. Соотношение реестра профстандартов, ЕТКС и ЕКСД.

  • Разработке  положения о проведении стандартизации в учреждении.

  • Оценка соответствия квалификации персонала профстандартам: методы проведения и подведения итогов. Порядок перевода работника на другую должность, организация дополнительного обучения или расторжение трудового договора по результатам аттестации. Разрешение конфликтных ситуаций по результатам оценки квалификации/аттестации.

  • Государственный контроль за реализацией нововведений.Проверки Гострудинспекции: Основания, виды, сроки и процедуры. Основные нарушения трудового законодательства из практики ГИТ. Обжалование административных решений, действий (бездействия) должностных лиц. Порядок привлечения к административной и уголовной ответственности.

  • По всем вопросам обращайтесь по телефонам: +7 (343) 201-44-20 (24), 8-908-908-99-03 Сергей Семенович Скворцов

    Порядок внедрения стандартов ИСО на предприятии

    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

    {Подход к внедрению системы качества

    Он состоит из следующих ступеней: 1) Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон 2) Определение политики и целей в области качества организаций 3) Установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества 4) установление и определение необходимых ресурсов, обеспечение ими для достижения целей в области качества 5) Разработка методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса, направленного на достижение целей в области качества. 6) Применение результатов этих измерений для определения текущей эффективности и результативности каждого процесса. 7) Определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. 8) Поиск возможностей уменьшения риска и повышения эффективности и результативности процессов. 9) Разработка и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества. 10) планирование стратегии процессов и ресурсов с целью реализации улучшений. 11) Выполнение плана. 12) Контролирование эффективности улучшений. 13) оценивание результатов в сравнении с ожидавшимися выходными данными. 14) Анализ деятельности по улучшению для разработки соответствующих последующих действий. Аналогичный подход может применяться для поддержания в рабочем состоянии разработки и улучшения имеющейся системы менеджмента качества. }

    Порядок внедрения стандартов ИСО на предприятии. Внедрение стандартов ИСО на предприятии предполагает создание организационных, ресурсных, методических и социально-психологических условий для обеспечения качества продукции в соответствии с рекомендациями и требованиями этих стандартов.

    Реализация ст-тов начинается с оценки нужд предприятия в совершенствовании действующей на предприятии СК. При этом необходимость применения ст-тов ИСО может мотивироваться либо руководством предприятия, либо внешними заинтересованными лицами. Можно выделить следующие 5 этапов внедрения СК: 1. Организация работ по созданию СК, 2. проектирование СК, 3. Документирование СК, 4. Внедрение СК, 5. Подготовка к сертификации СК. {6. Сертификация СК}

    Этап 1.Организация работ по созданию СК: 1)принятие решения о внедрении, 2)выбор консультирующей фирмы, 3) определение стратегии внедрения стандартов, 4) создание руководящих и рабочих органов по разработке и внедрению СМК, 5) базовое обучение руководителей и ведущих специалистов, 6) разработка политики и целей в области качества. Цель данного этапа – создание организационных предпосылок для внедрения СК.

    Внедрение профессиональных стандартов в организации

    При выборе стратегии внедрения ст-тов предпочтительной представляется стратегия, при которой создание СК включается в процесс улучшения деятельности организации на долгосрочной основе. Долгосрочные цели организации в области качества могут быть представлены в виде либо отдельно реализуемых, либо системы связанных между собой целей. Для каждой сформулированной цели разрабатывается соответствующая программа, в которой устанавливаются: а) мероприятия и ресурсы, необходимые для достижения целей, б) должностное лицо, ответственное за реализацию программы, в) сроки выполнения программы, г) ожидаемые результаты. Организация работ по созданию СК, соответствующей требованиям и рекомендациям ст-тов ИСО серии 9000, включает: 1) издание приказа о разработке СК, 2) назначение должностных лиц, ответственных за организацию проведения работ, 3) обеспечение участников работ ст-тами и другими документами, 4) привлечение внешних консультантов для методической обоснованности и минимальной вероятности ошибочных решений в ходе создания СК, 5) диагностирование действующей СК, представляющее собой предварительный анализ и оценивание степени соответствия СК требованиям ИСО 9001. Диагностирование, выполняемое чаще всего специалистами организации совместно с внешними консультантами, направлено на определение необходимости внесения в действующую систему конкретных изменений. 6) проведение специального обучения участников работ и разъяснительной работы с персоналом организации, 7) выделение ресурсов, необходимых для выполнения работ в установленные календарные сроки.

    Этап 2. проектирование СК: 1) определение процессов, 2) установление основных видов деятельности в СК, 3) распределение ответственности и полномочий высшего руководства в СК. Цель этапа – создание организационной структуры СК.

    Этап 3. Документирование СК: 1)определение структуры и состава документации СК, 2) составление календарного графика разработки документации СК, 3) формирование и обучение группы разработчиков документа, 4) организация контроля за разработкой документа. Цель этапа – создание организационной основы СК. Для определения состава и состояния документации СК необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения подразделениями своих функции в СК. Полный состав документации СК опр-ют после неоднократного рассмотрения многих нормативных документов. При этом выделяют документы, которые потребуется разрабатывать вновь или дорабатывать, приводя их в соответствие с рекомендациями ИСО серии 9000 и конкретными условиями предприятия. После определения состава и состояния документации СК проводят разработку и корректировку конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в СК. Для этого необходимо составить соответствующий план-график с указанием исполнителей и сроков работ. При этом необходимо исключить возможное дублирование документов и предотвратить пропуски документов, необходимых для выполнения тех или иных функций. В составе документов СК могут также потребоваться планы качества для особо ответственной продукции. Такие планы разрабатываются как правило по требованию заказчиков или по инициативе самих поставщиков. В них составляется поузловой график проектирования и изготовления продукции, устанавливается контроль наиболее ответственных этапов работ, указываются основные параметры и характеристики, подлежащие контролю, указываются необходимые средства измерений или даются ссылки на соответствующие документы, указываются программы и методики испытаний.

    Этап 4. Внедрение СК: 1) создание службы внутреннего аудита, 2) обучение персонала 3) введение в действие документов СК, 4) необходимое корректирование, 5) составление акта о внедрении СК. Цель этапа – обеспечение функционирования СК в соответствии с требованиями. После разработки новой или доработки существующей СК, необходимо внедрить СК в работу, проверить ее функционирование и, если потребуется, провести корректировку. Для этого проводятся внутренние проверки СК. При этом обычно проверяется: а) достаточно ли предусмотрено в системе функций для эффективного управления качеством продукции, б) определены ли исполнители всех функций СК, в) все ли этапы производства охвачены воздействием СК, г) имеются ли все необходимые методы работ и оформлены ли они документально, д) выполняются ли части и функции СК на рабочих местах, е) нуждаются ли в корректировке структура, функции и документация СК. Возглавлять сис-му кач-ва и отвечать за ее эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью СК. После создания сис-мы кач-ва руководство предприятия периодически проводит анализ ее функционирования и оценку ее эффективности по результатам плановых внутренних аудитов, в ходе которых проверяется выполнение подразделениями своих функций. Главными критериями эффективности СК служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции, уровень потерь от брака и рекламации, темпы модернизации и обновления выпускаемой продукции, внедрение достижений науки и техники.

    Этап 5. Подготовка к сертификации СК: 1) выбор органа по сертификации, 2) оформление договора на сертификацию СК, 3) проведение предсертификационного аудита, 4)подготовка персонала. По желанию предприятия может проводиться оценка СК независимым органом путем ее сертификации. Целью такой оценки является подтверждение соответствия сис-мы кач-ва требованиям и рекомендациям ст-тов ИСО серии 9000. Орган по сертификации проверит руководство по качеству, а также выборочно документацию СК и ее выполнение на практике. Это позволит оценить внедрение проверенных частей СК и соответствующих рекомендаций ст-тов ИСО.

     


    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


    Дата добавления: 2016-03-28; просмотров: 845 | Нарушение авторских прав


    Похожая информация:


    Поиск на сайте:


    Все статьи Профессиональный стандарт: правила разработки и утверждения (Комиссарова Т.Ю.)

    Квалификация работника в Трудовом кодексе упоминается неоднократно, при этом никакого определения ей до 15.12.2012 не давалось. Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ <1> (далее — Закон N 236-ФЗ) данный пробел был восполнен. Кроме того, было введено новое понятие, характеризующее квалификацию, — «профессиональный стандарт». А в январе 2013 г. Правительством РФ были утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
    ———————————
    <1> «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании».

    Квалификация работника

    Согласно новой ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника — уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
    Квалификация в первую очередь связана с трудовой функцией работника. В силу ст.

    Внедрение профессиональных стандартов

    57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, с профессией, со специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. До принятия профессиональных стандартов для определения трудовой функции за основу берутся:
    — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС), который включает в себя тарифно-квалификационные характеристики, содержащие определения основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;
    — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), который включает в себя квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, а также требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
    Оба справочника утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787.
    При этом если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
    От квалификации работника в первую очередь зависит его заработная плата (ст. 132 ТК РФ). Кроме того, работники с более высокой квалификацией имеют преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 179 ТК РФ). А несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. В этом случае несоответствие работника должно быть подтверждено результатами аттестации.
    Каждый работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ст. ст. 21, 197 ТК РФ). При этом при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).

    Профессиональный стандарт

    О введении государственных профессиональных стандартов вопрос ставился еще в 1996 г., о чем свидетельствует Программа социальных реформ в РФ на период 1996 — 2000 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 N 222.
    А в Концепции действий на рынке труда на 2003 — 2005 годы содержались положения о создании такой системы стандартов, которая смогла бы заложить требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ (Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2003 N 568-р). Да и существующие квалификационные справочники должностей сегодня уже не отвечают требованиям, предъявляемым работодателями к уровню знаний и квалификации работников.
    И вот спустя довольно долгие годы усилия, направленные на создание профессиональных стандартов, наконец-то дали результат. Первый шаг к введению самого понятия «профессиональный стандарт» и установлению порядка его разработки сделан.
    Итак, согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
    Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее — Правила). Данным Постановлением также определено, что:
    — функцию по установлению тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, выполняет Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
    — Минтруд дает разъяснения по вопросам применения Правил;
    — реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим Постановлением, осуществляется в пределах регламентированной Правительством РФ предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

    Разработка, утверждение и применение профессионального стандарта

    Согласно Правилам проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее — разработчики).
    Согласование проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрение и подготовку экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов осуществляет экспертный совет по профессиональным стандартам (далее — экспертный совет), созданный Минтрудом.
    Экспертный совет формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций.
    Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом методическими рекомендациями за счет собственных средств разработчиков в инициативном порядке.
    Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Минтрудом с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений экспертного совета, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
    Проект профессионального стандарта представляется разработчиком в Минтруд одновременно со следующими документами:
    — пояснительная записка;
    — сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
    — информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.
    Если комплект документов неполный, проект профессионального стандарта отклоняется.
    Минтруд в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении или о принятии к рассмотрению проекта профессионального стандарта.
    В случае принятия проект в течение 10 дней размещается на официальном сайте Минтруда в Интернете для общественного обсуждения.
    Срок общественного обсуждения составляет не более 30 календарных дней со дня размещения проекта, по истечении которых проект профессионального стандарта по определенной группе занятий (профессий) направляется Минтрудом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который, в свою очередь, в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта направляет в Минтруд свои замечания и предложения.
    После этого проект направляется в экспертный совет, который его рассматривает в течение 30 календарных дней.

    По результатам рассмотрения проекта профессионального стандарта экспертный совет готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта.
    На основании заключения Минтруд в течение 7 дней принимает решение об утверждении профессионального стандарта, либо о направлении проекта профессионального стандарта на доработку, либо об отклонении проекта профессионального стандарта.
    Проект, требующий доработки с учетом заключения экспертного совета, направляется разработчику в течение 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
    В свою очередь, доработанный проект профессионального стандарта направляется разработчиком в Минтруд для его повторного рассмотрения экспертным советом.
    Если решением Минтруда проект утверждается, сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, ведение которого осуществляется Минтрудом в установленном им порядке.
    В профессиональные стандарты допускается вносить изменения. Внесение изменений осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.
    Правилами также установлен порядок применения профессиональных стандартов. Они применяются работодателями при:
    — формировании кадровой политики и управлении персоналом;
    — организации обучения и аттестации работников;
    — разработке должностных инструкций;
    — тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
    Кроме этого, в Правилах указано, что профессиональные стандарты применяются организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ, а также при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
    Поскольку вопрос о создании профессиональных стандартов в РФ обсуждался уже давно, на сегодняшний день в некоторых отраслях они уже были разработаны, например в области авиастроения, информационных технологий, индустрий гостеприимства и питания и т.д.
    Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2015 г. планируется разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
    Отметим, что принятие профессиональных стандартов на сегодняшний день не влечет отмены ЕТКС и ЕКС, поскольку, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых Правительством РФ (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Кроме того, процесс установления тождественности должностей и профессий не очень быстрый. Возможно, придется вносить в законодательство еще не одно изменение и дополнение, о чем мы будем своевременно информировать наших читателей.

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.

    Порядок внедрения профессиональных стандартов

    В процедуре внедрения профессиональных стандартов можно выделить пять этапов.

    Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

    В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

    Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.

    Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом.

    Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

    Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.

    План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.

    План внедрения профессиональных стандартов

    Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.

    Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, риведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.

    Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.

    Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.

    Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

    Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.

    Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.

    Пример

    В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».

    Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».

    При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).

    Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.

    В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:

    • исключена позиция «Инженер по охране труда»;
    • добавлена новая позиция «Специалист в области охраны труда».

    Этап 4 — подведение итогов деятельности рабочей группы. На данном этапе рабочая группа составляет отчет о результатах проведенных мероприятий и представляет его руководителю организации на утверждение.

    Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.

    Он может включать в себя:

    • организацию аттестации, которая необходима для определения квалификационного соответствия сотрудников требованиям профессиональных стандартов;
    • мероприятия и условия по обучению сотрудников, которое необходимо, когда результаты аттестации показали, что сотрудники не обладают навыками, установленными в профстандарте;
    • внесение изменений в трудовые договоры или заключение соглашений с работниками о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

    Документ утверждает руководитель организации.

    Внедрение профессиональных стандартов: последствия

    Внедрение профессиональных стандартов может вызвать некоторые сложности. Так, в связи с пересмотром документов, изменением системы оценки сотрудников, разработкой специальных программ обучения может увеличиться объем работы кадровых подразделений.

    Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.

    План-график внедрения профстандартов

    Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

    Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

    Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):

    • от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет — на должностных лиц;
    • от 50 000 до 70 000 рублей — на юридических лиц.

    Контроль за применением профессиональных стандартов и соответствием работников их требованиям будет осуществлять Федеральная служба по труду и занятости и, в частности, Государственная инспекция труда. В ходе проверок инспекторы в первую очередь проверят локальные документы на соответствие наименованиям должностей, а также соответствие уровня образования работников требованиям профстандартов. Для подтверждения уровня знаний и навыков сотрудников инспекторы могу запросить документы о проведенной аттестации или сертификации работников.

    В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.

    Версия для печати  

    Главная / Профстандарты

    Профстандарты

     Профессиональные стандарты

    С 1 июля 2016 года, в соответствии со вновь введенной статьей Трудового кодекса, работодатели обязаны применять профессиональные стандарты – свод требований к квалификации сотрудников, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

    Если эти требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами, требования профстандартов носят обязательный характер.

    План мероприятий по внедрению и применению профессиональных стандартов

    В остальных случаях, применение профстандартов носит рекомендательный характер.

    АНО ДПО «МИСО» отвечает на наиболее часто возникающие вопросы, касающиеся сферы применения профессиональных стандартов.

    В соответствии с ч.1 ст. 195 ТК РФ, это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».  Описание требований к специалисту в профессиональном стандарте носит комплексный характер, в отличие от характеристик, содержащихся в Единых квалификационных справочниках. Предполагается, что именно комплексный подход к описанию профстандартов позволяет увязать требования к квалификации сотрудников и особенности профессионального образования.

    С полным списком профстандартов можно ознакомиться в специализированном разделе сайта Минтруда.

    • Для кого профстандарты обязательны?

    В мае 2014 в Государственную Думу был внесен законопроект, предполагающий сделать профстандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях, однако, в процессе обсуждения, эта идея претерпела ряд изменений.

    В итоге, было принято решение сделать применение профстандартов обязательным в случае, если для выполнения определенных трудовых функций к работнику предъявляются требования:

    • Установленные Трудовым кодексом
    • Федеральными законами
    • Отдельными нормативно-правовыми актами

    Таким образом, если в указанных документах не прописаны требования к квалификации работников, то применение профстандартов носит рекомендательный характер. При этом, если в акты будут внесены изменения, прописывающие конкретные требования к квалификации – они станут обязательными.

    Например, для ведения педагогической или медицинской деятельности, работники должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным профстандартом или квалификационным справочником – и применение профстандарта, в данном случае, обязательно, поскольку это требование установлено ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ.

    ВАЖНО!

    Следует обратить внимание на одну из существующих точек зрения – о том, что требования профстандартов распространяются на всех работников. Эта  позиция объясняется следущим: так как профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда, то он и является нормативно-правовым актом, то есть, любой профстандарт по умолчанию является обязательным. Мы полагаем, что это нарушает принципы введения профстандартов. Квалификационные требования устанавливаются сторонним нормативно-правовым актом, а не самим профстандартом – иначе во введении ст. 195.3 ТК РФ, устанавливающей порядок применения профстандартов для организаций, в отношении которых не введен принцип обязательнсоти, пропадает логика. Работодатели, для которых применение профстандартов не является обязательным, могут использовать их требования как основу для определения требования к функциям и квалификации сотрудников с учетом собственной специфики.

    Тем не менее, отсутствие четкой методики введение профстандартов в действие вызывает множество вопросов, и, возможно, в дальнейшем эти требования могут быть уточнены.

    • Как проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта?

    К образованию, опыту работы, навыкам и различным умениям, характеризующие уровень квалификации специалиста, в каждом конкретном профстандарте предъявляется подробный список требований. Однако, в некоторых случаях, работник может не полностью соответствовать требованиям стандартов. В случае, если на данной должности их применение обязательно, то, возможно, возникнет потребность провести обучение сотрудника для полного соответствия требованиям.

    • Кто оплачивает обучение, необходимость в котором возникла в связи с требованиями профстандартов?

    Обучение может оплатить как работодатель, так и работник. В каждом случае можно определить конкретного плательщика. Порядок обучения можно закрепить в коллективном, индивидуальном трудовом договоре, в приложениях к ним, или в ученическом договоре. В зависимости от вида обучения, организация обязана предоставить сотруднику некие гарантии и компенсации. В частности, если сотрудник направляется на курсы для повышения квалификации с отрывом от производства, за ним должно быть сохранено основное место работы и средний заработок.

    Также, законодательство предусматривает возможность включения в договор пунктов об обязательной отработке (если организация оплачивала обучение). До некоторой степени, это гарантирует, что сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет работодателя, не уволится – по крайней мере, в течение определенного срока. Если же это произойдет, то организация сможет компенсировать понесенные затраты.

    Заключение

    Список представленных здесь вопросов далеко не полон – применение профессиональных стандартов вызывает большое количество вопросов, и, учитывая малый срок, прошедший с момента вступления в силу ст. 195 ТК РФ, их очень сложно осветить в рамках информационного материала. Поэтому преподаватели АНО ДПО «МИСО»  разработали программу семинара по данной теме.

    Институт регулярно проводит семинары на тему «Профессиональные стандарты. Особенности внедрения и применения». Время проведения семинара — 8 часов, с 9 до 18 часов, с перерывом на обед.

    Учебный план семинара:

    Цель обучения: повышение квалификации кадров

    Категория обучаемых: руководители и специалисты организаций

    Срок обучения: 8 часов

    Режим занятий: 1 день

         Наименование модулей, дисциплин и тем

    Кол-во часов

    Модуль 1. Понятие профессионального стандарта

    3 часа

    Понятие профессионального стандарта

    Соотношение квалификационных справочников и профессиональных стандартов

    Место профессиональных стандартов в современной системе российского  трудового права и образования

    Новая российская система уровней квалификации

    Структура и содержание профессионального стандарта

    Модуль 2.

    Особенности применения профессиональных стандартов

    2 часа

    Проблема обязательности применения профстандартов работодателями

    Сферы применения профстандартов

    Соотнесение должности с профстандартом на практике

    Определение квалификации работника

    Модуль 3. Особенности внедрения профессиональных стандартов

    2 часа

    Переход на профстандарты. Алгоритм действий

    Внесение изменений в штатное расписание и иные документы на основании профстандартов

    Возможность и необходимость увольнения и/или перевода работников, не соответствующих требованиям профстандарта

    Аттестация работников с учетом требований профстандартов

    Обучение работников. Ученический договор

    Итоговая аттестация

    1 час

    Итого по программе

    8 часов

     

     

     

     

     


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *