Положение о заработной плате учителей

Положение о заработной плате учителей

МОУ средняя общеобразовательная школа п.Неболчи

Принято Советом школы Утверждаю

Председатель Совета: Директор школы:

________________________ ________ С. Г. Недельская

Протокол №___________ Приказ №___________

от «___»_______20___г  от «___»_______20___г

Положение

о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей в условиях новой системы оплаты труда

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано и вводится с целью усиления материальной заинтересованности работников школы в развитии творческой активности и инициативы, повышения качества образовательного процесса в условиях НСОТ.

1.2. Положение устанавливает правила и порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учителей МОУСОШ п.Неболчи.

1.3.Положение определяет критерии и показатели качества, а также результативности деятельности, в основе которых лежит установление размера стимулирующей надбавки каждого учителя школы.

1.4.Положение называет сроки, виды и условия выплат стимулирующего характера.

2. Виды выплат стимулирующего характера и условия их установления

2.1.Стимулирующие выплаты учителям школы могут быть в виде стимулирующих надбавок и в виде премий.

2.2. Стимулирующие надбавки устанавливаются по результатам отчетных периодов(года, полугодий) на основании критериальной оценки деятельности учителя. Некоторые надбавки выплачиваются в течение года, некоторые – в течение полугодия.

2.3. Премии учителям могут быть установлены по результатам учебного года в случае, если часть выплат стимулирующего характера учителям будет выплачена не полностью. Оставшиеся средства могут быть перераспределены по согласованию Советом школы и Советом трудового коллектива.

2.4.Выплаты стимулирующего характера производятся из стимулирующей части фонда оплаты труда школы.

2.5.При установлении стимулирующих надбавок учителям образовательного учреждения используются следующие критерии оценки их труда:

  1. Подтверждение школьной оценки на дополнительном тестировании в 1-3 классах:

    1. – 70% — 3 балла

    2. –70-90%- 4 балла

    3. –90-100% — 5 баллов

  2. Результативная работа по адаптации первоклассников. Эффективность сотрудничества с детским садом – 3 балла

  3. Подтверждение оценок(по итогам мониторинга) во 2-3 классах:

    1. –60% — 3 балла

    2. – 60-805 – 4 балла

    3. – 80-100% — 5 баллов

  4. Осуществление преемственности (для учителей 4-х классов)

    1. –60% — 3 балла

    2. – 60-805 – 4 балла

    3. – 80-100% — 5 баллов

  5. Подтверждение школьной оценки на дополнительном и итоговом тестировании в 4 классах:

    1. –60% — 3 балла

    2. – 60-80% – 4 балла

    3. – 80-100% — 5 баллов

  6. Участие в школьных олимпиадах:

    1. Подготовка материалов – 2 балла

    2. Наличие призеров:

      1. — 1 место – 3 балла

      2. –2 место – 2 балла

      3. –3 место – 1 балл

  7. Результативность участия в районных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах:

    1. — 1 место – 5 баллов

    2. –2 место – 4 балла

    3. –3 место – 3 балла

    4. – за участника, не добравшего до призового места 1 балл – 2 балла

  8. Подтверждение оценок (по итогам мониторинга) во 5-11 классах:

    1. – 70% — 3 балла

    2. – 70-90% – 4 балла

    3. – 80-100% — 5 баллов

  9. Результативность участия во всероссийских, областных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах:

    1. — 1 место – 5 баллов

    2. –2 место – 4 балла

    3. –3 место – 3 балла

    4. –за участника, вошедшего в десятку лидеров на олимпиаде– 2 балла

  10. Промежуточная аттестация (подтверждение годовой оценки):

    1. – менее 60%

    2. – 70% — 3 балла

    3. – 70-90% – 4 балла

    4. – 80-100% — 5 баллов

  11. Результативность итоговой аттестации 9 классов:

11.1 Подготовка учащихся к обязательным экзаменам по новой форме – 1 балл за класс

11.2.Подтверждение школьной оценки на обязательных экзаменах по новой форме:

      1. — 80% — 1 балл

      2. – 80-90% – 2 балла

      3. – 90-100% — 3 балла

    1. Количество учащихся, сдававших экзамен по выбору в новой форме:

11.3.1. – до 25% — 1 балл

11.3.2.- 25-50% – 2 балла

11.3.3.– 50-100% — 3 балла

    1. Подтверждение школьной оценки на экзаменах по выбору в новой форме:

      1. — 80% — 1 балл

      2. – 80-90% – 2 балла

      3. – 90-100% — 3 балла

    2. Подтверждение школьной оценки на экзаменах по выбору в традиционной форме:

11.5.1. – до 25% — 1 балл

11.5.2.- 25-50% – 2 балла

11.5.3.– 50-100% — 3 балла

  1. Результативность итоговой аттестации 9 классов:

    1. Подготовка учащихся к обязательным экзаменам в форме ЕГЭ – 1 балл за класс

    2. Количество учащихся, сдававших экзамен по выбору в форме ЕГЭ:

12.2.1.– до 25% — 3 балла

12.2.2.- 25-50% – 4 балла

12.2.3.– 50-100% — 5 баллов

12.3.Подтверждение школьной оценки на экзаменах по выбору в форме ЕГЭ:

12.3.1.- 70% — 3 балла

12.3.2.– 70-90% – 4 балла

12.3.3.– 90-100% — 5 баллов

12.4.Количество учащихся, сдававших обязательный экзамен в форме ЕГЭ:

12.4.1.-до 25% — 3 балла

12.4.2. – 25-50%- 4 балла

12.4.3.- 50-100%- 5 баллов

12.5. .Подтверждение школьной оценки на обязательных экзаменах в форме ЕГЭ:

12.5.1.- 70% — 3 балла

12.5.2.– 70-90% – 4 балла

12.5.3.– 90-100% — 5 баллов

12.6. Подтверждение школьной оценки на экзаменах в традиционной форме:

12.6.1.– до 25% — 1 балл

12.6.2.- 25-50% – 2 балла

12.6.3.– 50-100% — 3 балла

  1. Эффективность и качество внеклассной работы по предмету(по результатам опроса учащихся):

    1. положительную оценку дали до 40% опрошенных – 3 балла

13.2.положительную оценку дали 40-80 % опрошенных – 4 балла

13.3.положительную оценку дали 80-100% опрошенных – 5 баллов

  1. Ретрансляция педагогического опыта:

    1. – открытые уроки на уровне школы – 3 балла

    2. -открытые уроки на уровне района – 5 баллов

14.3.- Сообщения, доклады, творческие отчеты на уровне РМО – 3 балла за каждое выступление

14.4.– Участие в районных конкурсах педагогического мастерства – 3 балла

14.5. – Призовые места в районных конкурсах педагогического мастерства:

14.5.1. – 1 место – 5 баллов

14.5.2. – 2 место – 4 балла

14.5.3. – 3 место – 3 балла

14.6. – Результативность участия в школьном этапе конкурса:

14.6.1. – более 30 баллов – 4 балла

14.6.2. –от 30 до 20 баллов – 3 балла

14.6.3. – от 20 до 15 баллов – 2 балла

3. Порядок определения размера и установления стимулирующих выплат

3.1. За отчетный период производится подсчет баллов по максимально возможному количеству критериев и показателей для каждого учителя.

3.2. Размер стимулирующей части фонда оплаты труда учителей, запланированный на отчетный период(год, полугодие) делится на общую сумму баллов. В результате получается денежный вес (в рублях) каждого балла.

3.3. Этот показатель (денежный вес) умножается на сумму баллов каждого учителя. В результате получается размер стимулирующих выплат каждому учителю за отчетный период.

3.4. Стимулирующие надбавки выплачиваются по приказу директора равными долями ежемесячно с сентября по декабрь включительно и с января по июнь включительно.

3.5. Отпуск оплачивается исходя из средней заработной платы учителя, в которой учтены стимулирующие выплаты. Период после отпуска до начала занятий также оплачивается исходя из средней заработной платы учителя, в которой учтены стимулирующие выплаты.

3. Полномочия Совета школы в части установления стимулирующих выплат

4.1. Директор согласовывает с Советом школы Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей в условиях новой системы оплаты труда.

4.2. Совет школы распределяет по представлению директора школы стимулирующие выплаты учителям на основе представленных результатов мониторинга профессиональной деятельности каждого учителя школы.

4.3. Совет школы определяет минимальное количество баллов, начиная с которого устанавливается стимулирующая надбавка.

4.4. Протоколы заседаний Совета школы передаются директору для издания приказа.


Похожие документы:

Введение

Система оплаты труда в учебных заведениях России давно нуждалась в корректировке. В первую очередь в связи с невысоким уровнем заработных плат в целом по стране.

ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

НСОТ помогает обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, в том числе путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе.

Введение новой системы оплаты труда в сфере образования призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской системы — уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.

Задача данной работы заключается в более подробном рассмотрении новой системы оплаты труда.

1. Законодательное и нормативное регулирование бюджетной классификации РФ

Правовым основанием введения новых систем оплаты труда (НСОТ) в субъектах РФ являются статьи 29, 41 Закона РФ «Об образовании», часть 2 статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 144 Трудового кодекса РФ. Однако до принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. реализация указанных законодательных положений в целях регулирования института оплаты труда затруднялась отсутствием соответствующей нормативной базы. Принятие названного закона активизировало деятельность законодательных органов субъектов РФ в сфере разработки новых систем оплаты труда педагогических работников.

С 1 сентября 2007 г. НСОТ введена в более чем 20 субъектах РФ и еще около двух десятков субъектов, в ближайшее время также будут вводить новые системы оплаты труда. Как показывает практика, на данный момент выделяется пять моделей НСОТ, лежащих в основе внедряемых субъектами РФ систем оплаты труда работников образования. Основные принципы построения региональных систем оплаты труда были представлены Министерством образования и науки РФ в модельной методике.Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педагогических работников в зависимости от занимаемой должности устанавливается от 18 до 36 часов за ставку. Нормирование рабочего времени на основании ставок заработной платы позволяет установить зависимость размера заработной платы учителей от объема их учебной нагрузки. Вместе с тем есть группа педагогических должностей, оплата труда которых может строиться на основании должностных окладов. Перечень этих должностей приведен в пункте 1 постановления № 191. К ним, в частности, относятся: старшие воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги и т. д.

В соответствии с частью 3 пункта 7 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 г. (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2007 г.) при введении систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся соответственно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут применяться Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября 2007 г. № 663.

Данными документами рекомендуется с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений при определении заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, как это предусмотрено пунктом 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. № 605).

2. Система оплаты труда в учреждениях, реализующих программы общего образования

К настоящему времени действует целый ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих основу для перехода на новуюотраслевую систему оплаты труда работниковобразовательных учреждений в условиях нормативного финансирования, основными из которых являются:

— Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 13 сентября 2006 года;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.

№ 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 8 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 848»

Введение нормативного подушевого финансирования имеет своим ключевым моментом отказ от постатейного финансирования издержек в пользу подушевого финансирования задач. Важно понимать, что такой переход является необходимым элементом при проведении политики децентрализации управления образовательной сферой и развития экономической самостоятельности образовательных учреждений.

Использование подушевого бюджетного финансирования создаст возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по образовательным учреждениям, они ставятся в равные условия, а их финансовое благополучие зависит, прежде всего, от эффективности организации учебной деятельности и качества предоставляемой образовательной услуги. Кроме того, выравнивание финансовых условий делает возможной содержательную оценку качества работы образовательного учреждения, что стимулирует работу коллектива, его заинтересованность в борьбе за ученика. А это, в свою очередь, создает предпосылки для связи качественных характеристик работы школы и дополнительного финансирования этого качества (выделение бюджетных средств по результатам работы).

Задача подушевого норматива бюджетного финансирования – обозначить количество бюджетных средств, которое должно быть доведено именно до учащегося, так как этими средствами будет оплачена стандартная образовательная программа. Только в этом случае норматив определенной стоимости обеспечит и равенство доступа к бюджетной услуге, и эффективность расходования бюджетных средств. В этом коренное отличие норматива подушевого финансирования от тех нормативов, которые используются при расчете образовательных субвенций. Введение такого норматива в первую очередь должно расширить полномочия директора в распределении выделенных ему ресурсов. Имея величину норматива и контингенты учащихся, директор может заранее рассчитать величину бюджета своей школы и сформировать под бюджет штатное расписание, составить смету, распределив средства по статьям бюджетной классификации. Таким образом, введение модели подушевого нормативного бюджетного финансирования в расчете на 1 учащегося обеспечивает:

— обязательное доведение финансового норматива до образовательного учреждения в полном объеме, без изъятия;

— прозрачность при определении и распределении объемов бюджетного финансирования между ОУ;

— гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможность бюджетного планирования развития ОУ;

— переход от финансирования производителей услуг и содержания сети учреждений к финансированию поставленной перед учреждениями задачи через финансирование потребителей образовательных услуг;

— укрепление и развитие школьной автономии и экономической самостоятельности.

Нормативно-подушевой принцип должен использоваться на всех уровнях формирования бюджета и его доведения до бюджетополучателя: региональном, муниципальном, уровне образовательного учреждения.

Главная на сегодня задача — обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, прежде всего путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе. Введение новой системы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества. Предполагаются новые подходы к оплате труда:

1. Фиксированные размеры ставок, окладов за норму рабочего времени заменены на заработную плату в зависимости от расчетной единицы стоимости педагогической услуги (1 ученико-час).

Таким образом, во-первых, отражается интенсивность труда учителя и преодолевается зависимость заработной платы от количества отработанных учителем часов, а, во-вторых, стимулируется сохранение и повышение наполняемости классов.

2. С бюджета снята нагрузка по обеспечению гарантий учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка или снижается нагрузка в течение года.


Положение об оплате труда работников мкоу костяевской основной общеобразовательной школы

Согласовано: Утверждаю

Председатель Управляющего совета Директор школы:

МКОУ Костяевской ООШ

___________ /П.И.Абинов/ /Н.Ф.Кузнецова/
Принято общим собранием

работников

Председатель первичной

организации профсоюза:

/Т.Н.Маврина/

Положение

об оплате труда работников МКОУ Костяевской

основной общеобразовательной школы

д.Костяево Большое

Юрьевецкого района

Ивановской области

2013 год

1.

Общие положения.
1.1.Настоящее Положение составлено в соответствии с Постановлением главы администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 25.12.08 № 999 «О системе оплаты труда работников учреждений образования Юрьевецкого района» в действующей редакции.

Положение об оплате труда

1.2. Настоящее Положение определяет общие требования к системе оплаты труда работников МКОУ Костяевской основной общеобразовательной школы, реализации образовательных программ начального и основного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования.

1.3. Система оплаты труда работников общеобразовательного учреждения устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Формирование фонда оплаты труда школы.
2.1. Формирование фонда оплаты труда осуществляется в пределах объема бюджетных средств на текущий финансовый год в соответствии с поправочным коэффициентом и количеством учащихся по ступеням образования и видам классов и на основании областных нормативных документов. Формирование фонда оплаты труда отражается в бюджетной системе школы.

2.2. Школа самостоятельно определяет долю расходов:

  • на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;
  • на заработную плату работников школы (далее – ФОТоу)
  1. Распределение фонда оплаты труда школы.

3.1. Фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения (ФОТоу) состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст):
ФОТоу = ФОТб + ФОТст.

Стимулирующая часть ФОТст составляет 20-30% от ФОТоу.

3.2.Базовая часть ФОТ обеспечивает гарантированную заработную плату:

  • педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (учителя, преподаватели) – 60 %- 70%;
  • административно-управленческого персонала (руководитель общеобразовательного учреждения, заместитель руководителя), учебно-вспомогательного персонала общеобразовательного учреждения (воспитатели, педагоги дополнительного образования) и младшего обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения (рабочие по комплексному обслуживанию здания, повара, дворники, водители, гардеробщики, сторожа и др.) – 30% — 40%

и складывается из:

ФОТб = ФОТуп + ФОТпп, где

ФОТ уп – ФОТ для управленческого персонала, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала определяется приказом директора в процентном соотношении.

ФОТпп – ФОТ для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, определяется приказом директора в процентном соотношении.

3.3. Руководитель общеобразовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда, при этом:

— доля фонда оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год;

— доля фонда оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТуп) устанавливается не превышающей фактический уровень за предыдущий финансовый год.

  1. Определение стоимости бюджетной образовательной услуги

в школе.
4.1.

Базовая часть ФОТ для педагогического персонала, непосредственно существляющего учебный процесс (ФОТпп состоит из общей части (ФОТ о) – от 70 % до 75 % и специальной части (ФОТс) – от 25 % до 30%, доля которой устанавливается директором самостоятельно.

4.2. Общая и специальная части ФОТпп распределяются исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося.

4.3. Общая часть ФОТ обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также неаудиаторной занятости.

4.4. Аудиторная занятость включает проведение уроков в соответствии со школьным учебным планом.

4.5. Неаудиторная занятость включает:

— классное руководство;

— методическое обеспечение образовательного процесса

— подготовка к смотрам, конкурсам

— иные формы работы

Другие виды неаудиторной занятости педагогических работников могут быть учтены при начислении повышающих коэффициентов или при распределении стимулирующих выплат.

4.6. Оплата за неаудиторную занятость педагогическим работникам установлена в пределах:

  • классное руководство – от 200 до 400 рублей;
  • за методическое обеспечение учебного процесса — от 250 до 500 рублей.
  • за подготовку и участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах и олимпиадах — от 100 до 500 рублей.
  • за иные формы работы с учащимися и(или) их родителями (законными представителями) – от 200 до 500 рублей

4.7.Общая часть ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, состоит из двух частей:

ФОТаз – составляет от 80 % до 85%

ФОТнз – составляет от 15% до 20 %

4.8. Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогических работников за аудиторную занятость вводится условная единица «стоимости 1 ученико-часа» — это стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом школы.

Стоимость 1 ученика-часа (руб/ученико-час) определяется в соответствии с Постановлением главы по формуле:

Стп = ФОТаз х 34

(кол-во уч-ся в классе х нед. нагрузку) х 52

4.9. Учебный план разрабатывается школой самостоятельно. Максимальная учебная нагрузка обучающихся не может превышать нормы, установленной федеральным базисным учебным планом и СаНПиН и должна обеспечивать в полном объеме реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

4.10. Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТс), включает в себя:

  • выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации ;
  • повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета, за квалификационную категорию педагога, за работу в классе-комплекте);
  • доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и т.п.)

4.11. Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога составляет:

  • 1,05 — для педагогических работников, прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности;
  • 1,10 — для педагогических работников, имеющих первую категорию;
  • 1,15 — для педагогических работников, имеющих высшую категорию;
  • 1,05 — для педагогических работников, имеющих стаж педагогической работы от 0 до 3 лет (для закрепления молодых специалистов в образовательном учреждении).

При новой системе аттестации педагогических и руководящих работников могут быть введены более высокие коэффициенты за квалификационную категорию.

4.12. Повышающий коэффициент за особенность, сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения устанавливается руководителем общеобразовательного учреждения с учетом мнения соответствующего органа профсоюзной организации и определяется на основании следующих критериев:

включение предмета в итоговую аттестацию, в том числе в форме ГИА и других форм независимой аттестации;

дополнительная нагрузка педагога, связанная с подготовкой к урокам (проверка тетрадей; формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов; обеспечение работы кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем; большая информативная емкость предмета; постоянное обновление содержания; наличие большого количества информационных источников (например, литература, история, география); необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования);

дополнительная нагрузка педагога, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся (начальная школа);

специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада в ее реализацию данного предмета.

4.13.

Значения повышающих коэффициентов (К) в интервале от 1,0 до 1,2 устанавливаются в размере:

  • К = 1,15 (русский язык, литература, иностранный язык, математика, химия, 1класс начальной школы);
  • К = 1,10 (история, обществознание, география, биология, информатика, физика, 2 — 4 классы начальной школы);
  • К = 1,05 (право, экономика, технология, черчение);
  • К = 1,0 (физическое воспитание, ИЗО, музыка, ОБЖ).

Значения повышающих коэффициентов за особенность, сложность и приоритетность предмета могут быть увеличены на 0,05 – 0,10. В связи с предстоящей итоговой аттестацией в 9 классе повышающий коэффициент по учебным дисциплинам может быть увеличен до 1,25 – 1,50.

4.14. Повышающий коэффициент за работу в классе-комплекте устанавливается в размере 1,2 — 1,5.

4.15. Повышающий коэффициент (резервный) может быть установлен в диапазоне от 1,1 до 5,0.

4.16. Для учителей, обучающих детей на дому, может устанавливаться повышающий коэффициент в пределах 4 — 8.

4.17. В случае экономии ФОТс общеобразовательное учреждение имеет право перераспределять неиспользованные средства в ФОТст и осуществлять выплаты согласно решению органа самоуправления общеобразовательного учреждения.

4.18. Расчет окладов педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, складывается из

О = Стп х У х Чоз х А + Днз

О – оклад учителя

Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб/уч-час)

У – количество обучающихся в каждом классе

Чоз – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию;

Днз – доплата за неаудиторную занятость.

Если учитель ведет несколько предметов в разных классах, то его оклад рассчитывается как сумма оплаты труда по каждому предмету и классу.

4.19. Тарификация рабочих, младшего обслуживающего персонала и учебно-вспомогательного персонала школы (до введения базовых ставок заработной платы составляющих профессиональных групп работников) осуществляется на основе ПКГ в зависимости от повышающих коэффициентов к минимальным окладам по квалификационным уровням ПКГ.

4.20. Расчет по оплате замещенных уроков учителей, находящихся на больничном листе, на курсах повышения квалификации и т.п. производится:

исходя из стоимости ученико/часа в соответствии с квалификацией учителя и количеством детей, присутствовавшим на замещенном уроке:

СТ зу = Стп х У х А х П

(Стуз – стоимость замещенного урока;

Стп – расчетная стоимость ученико/часа (руб/уч-час);

У – количество учащихся, присутствовавших на уроке;

А – повышающий коффициент за квалификационную категорию;

П – повышающий коэффициент за нагрудный знак и Почетное звание).

4.21 .Расчет по оплате замены воспитателя учителем производится следующим образом:

Бст

СТз = х Пд, где

Д/мес

СТз — стоимость замены;

Бст — базовая ставка воспитателя;

Д/мес – количество рабочих дней в месяце;

Пд – проработанные на замене дни
5. Условия и порядок распределения выплат

компенсационного характера
5.1. Выплаты компенсационного характера для педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, установлены в п.п.4.10 – 4.16 настоящего «Положения об оплате труда»

5.2. Штатным работникам могут быть осуществлены следующие выплаты компенсационного характера:

— выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда – от 10% должностного оклада;

— доплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время.

Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра.

Размер доплаты – 35% оклада (должностного оклада) за каждый час работы работника в ночное время.

Расчет доплаты за час работы в ночное время определяется путем деления должностного оклада (оклада, ставки заработной платы) работника на среднемесячное количество рабочих часов в году в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени для данной категории работников.

— доплаты за увеличение объема работ (работа, связанная с образовательным процессом и не входящая в круг основных обязанностей работника) – до 60% оклада;

— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работа в выходные и нерабочие праздничные дни устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Размер доплаты при совмещении профессий (должностей); расширении зон обслуживания, увеличения объема работы (стирка белья, устранение технических неполадок, обслуживание техники, работа с Интернет-ресурсами, с библиотечным фондом и другое), или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Размер доплаты составляет:

— работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;

— работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

5.3. Компенсационные выплаты воспитателю за работу в сельской местности — 25% оклада.

При наличии экономии ФОТ могут быть введены и другие компенсационные выплаты.

6. Расчет заработной платы директора и заместителя директора.
6.1. Заработная плата директора школы устанавливается в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 08.04.2008г. №167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения».

6.2. Заработная плата заместителя директора устанавливается в размере от 70 до 90% от зарплаты директора и определяется приказом по школе.

7. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда.
7.1. Стимулирующие выплаты работникам по результатам труда распределяются коллегиально с учетом мнения профкома (при его наличии) и утверждаются Управляющим советом по представлению директора образовательного учреждения.

7.2. Стимулирующие выплаты работникам по результатам труда устанавливаются «Положением о распределении стимулирующей

части фонда оплаты труда МКОУ Костяевской ООШ» и выплачиваются ежемесячно за счет соответствующих средств.

7.3. При наличии экономии ФОТ работникам могут устанавливаться единовременные выплаты стимулирующего характера (премии) в абсолютном значении.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Литература

l.120-bal.ru

Утверждено
решением Совета депутатов
города Белгорода
от 25.09.2007 г. № 537

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Белгорода (далее — Положение) разработано на основании статей 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», статей 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации с целью реализации программ дошкольного образования различной направленности, совершенствования управления финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами учреждений, формирования единых подходов к регулированию заработной платы работников ДОУ.

1.2. Положение применяется при определении заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее — ДОУ).

1.3. Положение предусматривает отраслевые принципы системы оплаты труда работников ДОУ, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Белгород» и иных доходов, на основе базовой ставки в зависимости от должности, а также выплат компенсационного, стимулирующего характера и повышающих коэффициентов.

Новая система оплаты труда работников в ДОУ устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами городского округа «Город Белгород».

1.4. В Положении предусмотрены единые принципы системы оплаты труда:

— обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работника, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальными размерами;
— систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в ДОУ;
— использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы, за счет применения коэффициентов стимулирующего характера, устанавливаемых к базовым ставкам, а также дополнительные выплаты;
— сохранение единого порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп;
— тарификация работ и работников с учетом применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, педагогического, медицинского и обслуживающего персонала (ЕКС).

1.5. Вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, установленных по состоянию на 1 января2007 года.

1.6. Руководитель ДОУ проверяет документы об образовании и стаже, ежегодно составляет тарификационные списки и несет ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работникам ДОУ.

1.7. На отраслевую систему оплаты труда переводятся работники муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

2. Понятия и определения

2.1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

— ФОТ — это объем финансовых средств, сформированный в учреждении на оплату труда работников с учетом базового ФОТ, выплаты стимулирующего, компенсационного характера и выплат с применением повышающего коэффициента;
— базовый ФОТ — сумма денежных средств, направляемых на оплату труда работников ДОУ в пределах базового оклада;
— повышающий коэффициент — величина повышения, применяемая к размерам базовых окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников ДОУ;
— компенсационные выплаты — выплаты, обеспечивающие работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, оплату труда в повышенном размере;
— выплаты стимулирующего характера — сумма денежных средств, направляемых на оплату видов работ, в том числе не входящих в должностные обязанности, стимулирующего характера, имеет как регулярный, так и разовый характер.

3. Условия оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений

3.1. Условия оплаты труда, установленные настоящим Положением, обязательны для применения в муниципальных ДОУ.

3.2. Отраслевая система оплаты труда работников ДОУ представляет собой введение базовых размеров окладов, сформированных на основе минимального размера оплаты труда (МРОТ) с применением коэффициента-индикатора эффективности труда в зависимости от сложности выполняемых работ для конкретной должности согласно приложению № 1, с индексацией в последующие периоды в установленном законом порядке, с учетом выплат с применением повышающего коэффициента, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, выплат из резервного фонда.

3.3.

4. Порядок исчисления заработной платы (тарификация)

В выплатах с применением повышающего коэффициента учитывается коэффициент квалификации (Ккв).

3.4. К выплатам компенсационного характера относятся выплаты с применением коэффициентов:

1. Коэффициент за работу с неблагоприятными условиями труда (К небл.ус).
2. Коэффициент специфики (Ксп).
3. Коэффициент режима работы (Кр).
4. Коэффициент за выполнение дополнительных функций по организации производственного процесса (при условии отсутствия должности шеф-повара) (К вдф).

3.5. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты с применением:

1. Коэффициента образования (Ко).
2. Коэффициента за отраслевую награду и почетное звание (Кон).
3. Коэффициента управления (Ку).
4. Коэффициента за непрерывный стаж (К нст).
5. Коэффициента выплат молодому специалисту (К мсп).
6. Коэффициента за профессиональное мастерство водителям (К пмв).
7. Коэффициента за руководство работой городских методических объединений (К гмо).
8. Коэффициента за работу в режиме эксперимента (К экс).
9. Коэффициента за участие в осуществлении воспитательных функций в процессе проведения с детьми занятий, образовательных мероприятий (К восп).
10. Коэффициента за снижение заболеваемости и повышение посещаемости воспитанников (К сн.заб).
11. Коэффициента за превышение сверх установленных норм плановой наполняемости групп (К пл.нап).
12. Коэффициента за превышение государственного стандарта по всем направлениям «Центр развития ребенка» (К г.ст).
13. Коэффициента победителям и призерам конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года» (К пкпм).
14. Коэффициента победителям конкурса «Детский сад года» (К пдсг).
15. Коэффициента за получение и выдачу заработной платы (К пзп).

3.6. К единовременным выплатам стимулирующего характера относится выплата молодым квалифицированным специалистам, впервые принятым на работу (К епм).

4. Повышающий коэффициент

4.1. Коэффициент квалификации (Ккв.) — применяется при исчислении к базовому окладу работников, которым присваивается квалификационная категория по итогам аттестации работников:

Категория работников

Высшая квалификационная категория

I квалификационная категория

II квалификационная категория

Работники ДОУ, подлежащие аттестации согласно требованиям ТКХ

0,20

0,15

0,10

5. Коэффициенты компенсационного характера

5.1. Коэффициент за работу с неблагоприятными условиями труда (К небл.ус) отражает опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда. Коэффициент за работу с неблагоприятными условиями труда устанавливается:

— помощнику воспитателя, уборщику служебных помещений, старшей медсестре, в размере 0,10 базового оклада с учетом коэффициента квалификации за применение в работе дезинфицирующих средств;
— воспитателю КИК (компьютерно-игрового комплекса), шеф-повару, повару, подсобному рабочему, рабочему по стирке белья, работникам бассейна (медсестре бассейна, хлораторщику, инструктору по физическому воспитанию), делопроизводителю (при условии работы у монитора более трех часов в день и аттестации рабочего места) в размере 0,12 базового оклада за неблагоприятные условия труда.

5.2. Коэффициент специфики (Ксп) применяется за работу по обслуживанию детей в специализированных (кроме санаторных групп) группах:

— руководителям, имеющим в составе ДОУ 2 и более специализированных групп;
— воспитателям, учителям-логопедам, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, инструкторам ЛФК, медсестрам по массажу, старшим медсестрам и помощникам воспитателя в размере 0,20 базового оклада с учетом коэффициента квалификации.

5.3. Коэффициент режима работы (Кр) применяется за работу в ночное время, выходные и праздничные дни.

Работникам ДОУ оплата труда за работу в ночное время производится в размере 0,35 часового базового оклада с учетом коэффициента квалификации за каждый час работы в ночное время.

Ночным считается время с 22 часов вечера до 6 часов утра.

5.4. Коэффициент за выполнение дополнительных функций по организации производственного процесса (К вдф), при условии отсутствия в штатном расписании должности шеф-повара, устанавливается повару в размере 0,20 базового оклада.

6. Коэффициенты и выплаты стимулирующего характера

6.1. Коэффициент уровня образования (Ко) применяется при исчислении к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации работникам ДОУ, в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями по должности:

— с высшим образованием в размере 0,10;
— со средним специальным образованием в размере 0,05.

6.2. Коэффициент за отраслевую награду, почетное звание (К он) применяется при исчислении к базовому окладу, с учетом коэффициента квалификации, руководящим, педагогическим работникам, если их деятельность по профилю совпадает с имеющимся почетным званием, отраслевой наградой:

— заслуженный работник, в размере 0,30;
— почетный работник, отличник, в размере 0,15.

6.3. Коэффициент управления (Ку) для руководителя ДОУ устанавливается решением комиссии, созданной управлением образования администрации г. Белгорода, а для заместителя руководителя, главного бухгалтера, старшего воспитателя — руководителем ДОУ.

6.4. Коэффициент за непрерывный стаж работы в ДОУ (К нст) применяется при исчислении к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации:

— всем категориям работников (кроме заведующего ДОУ, главного бухгалтера, заместителя заведующего ДОУ, старшего воспитателя) в размере:

при стаже от 5 до 10 лет — 0,2;
свыше 10 до 15 лет — 0,25;
свыше 15 лет — 0,3.

— медицинским работникам в размере:

при стаже от 3 до 5 лет — 0,2;
свыше 5 лет — 0,3.

6.5. Коэффициент молодому специалисту (К мсп) рассчитывается к базовому окладу и устанавливается работникам ДОУ в течение трех лет после окончания учебного заведения (очно) в размере:

— окончившим высшее учебное заведение — 0,15;
— окончившим среднее специальное учебное заведение — 0,1.

6.6. Коэффициент за профессиональное мастерство (К пм) устанавливается к базовому окладу водителя в зависимости от открытой категории в размере:

— категории В, С, Д, Е — 0,5;
— категории В, С, Д — 0,25,
— категории В, С — 0,1.

6.7. Коэффициент за руководство работой городских методических объединений
(К гмо) применяется при исчислении к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации руководителям городских методических объединений в размере 0,1.

6.8. Коэффициент за работу в режиме эксперимента (К экс.) применяется при исчислении к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации руководителям, педагогическим работникам, ведущим экспериментальную и инновационную работу, в размере 0,15.

6.9. Коэффициент за участие в осуществлении воспитательных функций в процессе проведения с детьми занятий, образовательных мероприятий (К восп.) применяется при исчислении к базовому окладу помощникам воспитателя в размере 0,30.

6.10. Коэффициент за снижение заболеваемости и повышение посещаемости воспитанников (К сн.заб.) применяется при исчислении к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации воспитателям, помощникам воспитателя, медицинским работникам, инструкторам по физической культуре, в размере до 0,20 за фактически отработанное время, с учетом коэффициента квалификации, согласно положению.

6.11. Коэффициент за превышение сверх установленных норм плановой наполняемости групп (К пл.нап.) применяется при исчислении к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации воспитателям, помощникам воспитателя, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, учителям-логопедам, по расчету: доплата за каждого ребенка сверх установленной нормы фактически посетившего группу, и за фактически отработанное время от базового оклада с учетом коэффициента квалификации.

6.12. Коэффициент за превышение государственного стандарта по всем направлениям ДОУ «Центр развития ребенка» (К г.ст) устанавливается всем категориям работников к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации в размере 0,15.

6.13. Устанавливаются ежемесячные стимулирующие выплаты педагогическим работникам ДОУ:

6.13.1.

Коэффициент победителям и призерам конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года» (Кпм) выплачивается в течение одного года педагогическим работникам к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации в размере:

— всероссийские, окружные — 0,5;
— областные — 0,2;
— городские — 0,1.

6.13.2. Коэффициент победителям конкурса «Детский сад года» (К пдсг) выплачивается в течение одного года всем работникам ДОУ к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации до 0,2 согласно положению.

6.14. Коэффициент за получение и выдачу заработной платы работникам (Кпзп) выплачивается материально ответственным лицам ДОУ к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации в размере до 0,1.

7. Разовые выплаты стимулирующего характера

7.1. Единовременная выплата молодым квалифицированным специалистам (Кепм), впервые принятым на работу в год окончания учебного заведения, выплачивается в размере 1000 рублей.

8. Порядок и условия формирования заработной платы

8.1. Руководитель ДОУ составляет тарификационный список работников в соответствии с порядком проведения тарификации работников ДОУ согласно приложению № 2.

8.2. При формировании заработной платы по отраслевой системе оплаты труда к базовому окладу, увеличенному на коэффициент квалификации, применяются коэффициенты компенсационного и стимулирующего характера.

8.3. Для руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера, старшего воспитателя ДОУ к базовому окладу с учетом коэффициента квалификации применяется коэффициент управления, дифференцируемый в размере до 2,0, в соответствии отнесения учреждения к группе оплаты труда руководителя, зависящей от утвержденных объемных показателей по каждому учреждению соответственно:

  • 1-я группа — коэффициент 2,0;

  • 2-я группа — коэффициент 1,8;

  • 3-я группа — коэффициент 1,6;

  • 4-я группа — коэффициент 1,5.

8.4. Заработная плата работников ДОУ предельными размерами не ограничивается.

8.5. Резервный фонд стимулирования работников ДОУ формируется в размере 8 процентов от базового фонда с учетом коэффициента квалификации и может быть использован на выплаты по результатам оценки деятельности каждого работника за отчетный период (месяц, квартал) согласно положению.

8.6. Централизованный фонд стимулирования руководителей ДОУ формируется в объеме 1 процента от базового ФОТ с учетом коэффициента квалификации всех категорий работников ДОУ, согласно положению.

8.7. Для бесперебойной работы ДОУ во время очередных отпусков работников предусматриваются ассигнования на период замены работников, уходящих в отпуск.

9. Другие вопросы оплаты труда

9.1. Работа сверх нормы оплачивается по совместительству за фактически отработанное время, отраженное в табеле учета рабочего времени, из расчета базового оклада с учетом коэффициента квалификации.

9.2. Оплата труда работников за дежурства в ночное время, в выходные и праздничные дни производится в соответствии с графиком за фактически отработанное время.

9.3. Доплата за дополнительную работу по совмещению профессий (должностей), расширение зон обслуживания, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается руководителем ДОУ по соглашению сторон и максимальными размерами не ограничивается.

9.4. Размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работников, а также за увеличение объема определяются ДОУ в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно и закрепляются в положении, коллективном договоре (соглашении).

Начальник управления
образования администрации
города Белгорода М.ПИЩАЛЬЧЕНКО

Приложение № 1

К Положению об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, утвержденному решением
Совета депутатов г. Белгорода от ____________________ №________

Размеры базовых окладов работников дошкольных образовательных учреждений

Наименование должности

МРОТ

Коэффициент-индикатор эффективности оценки труда в зависимости от сложности выполняемых работ

Месячные базовые

оклады, руб.

Заведующий

2300

2,1

4830

Старший воспитатель, воспитатель

2300

1,7

3910

Главный бухгалтер, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, воспитатель компьютерно-игрового комплекса (КИК), музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, социальный педагог, педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог, врач

2300

1,5

3450

Старшая медсестра, шеф-повар

2300

1,4

3220

Медсестра, инструктор ЛФК, инженер по обслуживанию компьютерно-игрового комплекса (КИК), повар, заведующий складом, бухгалтер, медсестра по массажу, медсестра бассейна

2300

1,3

2990

Помощник воспитателя, кассир, делопроизводитель, рабочий по обслуживанию зданий и сооружений

2300

1,1

2530

Лаборант, кастелянша, грузчик, водитель, кладовщик, вахтер, уборщик служебных помещений, дворник, сторож, рабочий по стирке белья, хлораторщик, швея, подсобный рабочий

2300

1,0

2300

Начальник управления
образования администрации
города Белгорода М.ПИЩАЛЬЧЕНКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *