Права многодетной семьи

Права многодетной семьи

.

.

ПРОЕКТ

 

Концепция федерального закона

«О статусе многодетных семей в Российской Федерации»

(вариант от 9 мая 2017 года)

 

В ситуации острого демографического кризиса в Российской Федерации и дальнейшего обезлюживания страны, когда при сохранении существующей демографической политики численность российского населения к концу столетия уменьшится вдвое, единственным инструментом преодоления данного кризиса является существенное, в несколько раз, увеличение количества многодетных семей.

 

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей. Это является своего рода категорическим демографическим императивом для российского государства и общества.

 

Несмотря на культивируемые до настоящего времени установки на малодетность, более того, поддержание состояния фактически принудительной малодетности, указанный целевой рост числа многодетных семей вполне возможен. В любом случае, главным инструментом и драйвером демографии в России является направленное наращивание числа многодетных семей с помощью всех возможных культурных, гуманитарных, социальных и финансово-экономических усилий государства и общества.

 

По существу это предполагает перевод социального слоя (страты) многодетных семей из состояния только объекта социальной защиты в состояние элитного социального слоя России. Однако для этого необходимо законодательно определить и обеспечить по аналогии с федеральными законами «О статусе военнослужащих» (N 76-ФЗ) или «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (N 3-ФЗ) особый статус многодетных семей как национального достояния и главного ресурса позитивной демографии.

 

Именно введение специального статуса многодетных семей как элиты российского населения составляет суть и новизну предлагаемого законопроекта.

 

Концепция федерального закона «О статусе многодетных семей» разрабатывается в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях кардинального повышения статуса многодетных семей, превращение их в привилегированный социальный слой, что позволит к 2030 году преодолеть ситуацию национальной демографической катастрофы и от суженного коллапсирующего отрицательного воспроизводства перейти как минимум к простому воспроизводству населения, а также создать наилучшие условия для воспитания и социализации детей как в многодетных семьях, так и в тех семьях, что на данный момент являются малодетными, однако готовы к рождению новых детей и перехода в статус многодетной семьи.

 

Главными заказчиками предлагаемого закона предлагается сделать Минобороны и Минэкономразвития России, поскольку закон призван в государственной перспективе содействовать также и решению проблемы достаточности национальных трудовых и человеческих ресурсов в интересах обеспечения конкурентоспособности и обороноспособности страны.

 

Ключевыми параметрами реализации предлагаемого законопроекта станет увеличение количества рождаемых гражданами РФ детей в год и повышение к 2035 году суммарного коэффициента рождаемости до 2,5.

 

Следует отметить, что в Государственную Думу РФ в 1990-2000-е годы вносился федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей», был принят ей 17.11.99, затем одобрен Советом Федерации 23.12.99, но отклонен Исполняющим обязанности Президента РФ 03.01.2000 (N Пр-30) в связи с тем, что та версия Федерального закона не имела собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже была на тот момент урегулирована Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и другими законами, а кроме того, ряд положений Федерального закона противоречил требованиям Конституции РФ о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации.

 

Таким образом, версия законопроекта 1999 года не содержала принципиально нового понимания роли и статуса многодетных семей, рассматривала их исключительно в качестве одной из многочисленных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке и не устанавливала новых объектов правового регулирования.

 

Настоящая версия законопроекта строится на принципиально иных основаниях, поскольку на сегодня демографическая проблема заключается в том, что всеми установками и социально-экономическими институтами российское население по существу интегрально ориентируется на минимальное количество детей, то есть государством, обществом и экономикой целенаправленно культивируется малодетность, что в совокупности всех норм и социально-культурного давления формирует феномен фактически принудительной малодетности.

 

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей, однако растят почти 20 % всех детей. Одновременно в стране растёт число бездетных семей, за период между двумя переписями населения 2002 и 2010 годов их число выросло на 7,4% и каждая 3-я семья в России является бездетной. То есть в стране ещё и очевиден тренд на рост числа малодетных или бездетных семей, что уже к 2030 году окончательно подорвёт систему и режимы воспроизводства российского населения.

 

Принятие нового закона позволит не только непосредственно реализовать позицию государства по комплексной поддержке многодетных семей, но и стимулированию многодетности, ориентационному заданию мощного вектора интереса у подростков и молодёжи к жизни в большой многодетной семье.

 

Принципиальной новацией является разделение многодетных семей на три категории: (малоимущие) на обеспечении государства, (зажиточные) на частичном гособеспечении и состоятельные – что позволяет дифференцировать меры поддержки и делать их максимально адресными. При этом всячески стимулируется и поощряется переход семей в более материально устойчивую и статусную категорию. В этих целях каждой малоимущей семье помимо мер государственной поддержки прикрепляется в целях содействия и консультирования среднезажиточная семья-консультант (модератор или инструктор), которым содействуют в их работе с «отстающими» семьями социальные педагоги из системы Агентства демографического развития (см. далее).

 

Задачей нового закона станет применение правовых предпосылок для организации приоритетной поддержки многодетных семей, подтверждающих качество воспитания своих детей.

 

Также дифференцируются семьи, имеющие 3-4, 5-7 и 8 и более детей, которым при надлежащем уходе за детьми и воспитании устанавливаются ежемесячные выплаты (гонорары) в размере, соответственно, 25 тыс., 45 тыс. и 100 тысяч рублей.

 

Одновременно с правовым стимулированием на добровольной основе роста качества воспитания детей организуется стимулирование семей с 1-2 детьми на многодетность. В настоящее время в 12 субъектах РФ законами уже было в разные периоды введено законодательное право малодетной семьи заключать социальный контракт с государством по поводу рождения новых детей и перехода в статус многодетной семьи в течение 5 – 7 лет.

Анализ показывает, что данная норма является мощным механизмом стимулирования многодетности и её следует распространить на Федерацию.

 

При этом вся система по предоставлению мер государственной поддержки организуется адресно и персонально, реализуя через персонализацию максимальный эффекты для материального и социально-культурного благополучия семей.

 

Для реализации мер государственной поддержки организуется единая инфраструктура обеспечения многодетных семей, которая будет состоять из пяти блоков: социального, культурно-образовательного, детского, материнского и статусного.

 

Социальный блок – увеличенные льготы и компенсации, особенно для неимущих – общий размер до 50 процентов ниже по всем видам выплат, но главное предоставление многодетным семьям тех же возможностей, что имеются у малодетных (соблюдение нормы жилья, среднего дохода на члена семьи, доля затрат на проезд всех видов транспорта и др.), повышение пенсий пропорционально числу детей, дружественная кредитная политика и т. д. Вводится единый социальный пакет и единая социально-платёжная карта (личные инвестиционные счета) для каждой многодетной семьи, позволяющей получать все положенные льготы на всей территории РФ. В рамках данного раздела будет произведена систематизация и кодификация всех имеющихся норм поддержки, максимальное упрощение схем предоставления льгот, а также введение новых.

 

Культурный блок предполагает повышение компетенций родителей и их близких для увеличения эффективности воспитания детей, включая полномасштабную систему подготовки и переподготовки, вводятся широкие возможности по надомным и иным специальным формам занятости, образования и профессионального роста.

 

Детский блок предоставляет конкретные возможности для развития детям от базовых (сертифицированное школьное образование, учебники, поликлиники и т.п.) до специальных (например, музыкальные инструменты для занимающихся музыкой, специальный образовательные и оздоровительные туры и др.).

 

Материнский блок представляет систему мер по поддержке материнства и обеспечения здоровья и социального статуса матери – в частности, программа «мягкие роды», «грудное вскармливание», «добровольные помощники (волонтеры и социальные няни)», государственная социальная сеть многодетных мам и др.

 

Статусный или престижный блок связан с целевым продвижением достижений многодетных семей через государственные и иные СМИ, административные и иные поощрения, государственные и общественные награды, увеличенная квота доступа к статусным общественным мероприятиям (парадам, фестивалям и т.п.), предоставлению преференций на рынке труда как в плане материальных доходов, так и карьеры, включение в государственные программы по дополнительной поддержке семейных форм бизнеса и самозанятости, специальный обратный избирательный ценз у родителей, которым предоставляется на выборах дополнительное количество голосов по количеству детей, и др.

 

При этом общим принципом материальной поддержки является отказ от денежных выплат в пользу конкретных вещей или услуг (музыкальный инструмент, абонемент в консерваторию или фитнес-клуб, турпутёвка, специальные смены в лагерях труда и отдыха или отдельные лагеря типа «Артек», «Орлёнок» и др.).

 

Интегральным видом государственной поддержки является предоставление права многодетным семьям на расселение в передовых по качеству жизни специализированных поселениях – городках демографического будущего, опирающуюся на меры государства по обеспечению многодетных семей земельными участками, создаваемых через единую специализированную градостроительную корпорацию при Фонде Будущего.

 

Этим реализуется гарантированное право многодетной семьи на бесплатное получение земельного участка, инфраструктурно оборудованного по европейским стандартам, а также системой мер по поддержке строительства дома типовыми архитектурными проектами, материалами, подключениями к сетям и др.

 

Также многодетной семье, имеющей ипотечный кредит, компенсируется возврат кредита по факту рождения четвертого и каждого следующего ребенка – порядка 20% кредита за каждого.

 

В целях реализации законопроекта создаётся Государственный Фонд поддержки многодетных семей – Фонд Будущего, который формируется из средств федерального бюджета (0,01 %), региональных бюджетов (0,5 %), 2-х процентного отчисления от продажи сырьевых ресурсов, 1-процентного всеобщего налога в поддержку многодетности («налога в пользу будущего»), а также через специальный налог на малодетность, устанавливаемый по отношению к лицам, имеющим менее двух детей.

 

Таким образом, финансово-экономическое обеспечение нового законопроекта строится на введении в Федеральный бюджет защищённой стратегической статьи – демографической статьи — на реализацию и координацию государственной политики по поддержке многодетных семей и создании специального бюджетного фонда под задачи политики.

 

Учитывая то обстоятельство, что все упомянутые в законопроекте права и льготы многодетным семьям уже действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации реализация данного законопроекта дополнительных затрат из по-новому организованного федерального бюджета не потребует.

 

Одним из важных нововведений явится отнесение деятельности по уходу и воспитанию детей в многодетных семьях к общественно полезной, профессионализируемой (имеющей квалификацию) и оплачиваемой государством деятельности, что потребует введения соответствующих выплат («зарплат») и с 2025 года компенсации пенсионному фонду, поскольку данная деятельность будет включаться в общий трудовой стаж.

Получение статуса многодетной семьи

 

Важной составляющей ресурсного обеспечения многодетности является применение ресурса СМИ, где до 15 процентов всего времени, в т.ч. 7 % праймтайм, выделяется в интересах многодетных семей и их продвижения, повышения статуса.

 

Существенная экономия и сокращению затрат на реализацию данного законопроекта будет связана с реализацией механизма адресности и персонализации мер государственной поддержки.

 

Особым направлением нового закона станет введение комплексной поддержки многодетных пап, в том числе введение ордена «Заслуженный Отец России», предоставление права на льготное приобретение автомобиля и др.

 

Для организации федеральной «сквозной» работы создаётся сетевое Национальное Агентство демографического развития (или Национальное Агентство демографической безопасности), координирующее работу по реализации федерального закона и напрямую работающее с «отстающими» семьями, защищая и исполняя права многодетных семей.

 

Базовым принципом закона станет введение единого федерального сквозного формата и уровня поддержки, который в субъектах федерации и на муниципальном уровне может изменяться исключительно в сторону превышения.

 

В данном законе предлагается принять следующее определение: многодетная семья – полная семья, за исключением случаев смерти одного из супругов, имеющая трёх и более детей любого возраста.

 

В связи с инновационным характером документы, реализующие данный закон, следует организовывать не в логике предыдущих законопроектов, изменив название с «Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей» на «Федеральный закон «О статусе многодетных семей в Российской Федерации».

 

Разработка закона может быть произведена в течение трёх месяцев.

 

Концепция предложена и разрабатывается АНО «Институтом демографии, миграции и регионального развития» в инициативном порядке с марта 2014 года.

Руководитель авторского коллектива – Ю.В. Крупнов.

Льготы и привилегии многодетных семей в 2018 году

.

Статус многодетной матери присваивается женщинам, имеющим на своем иждивении 3 и более детей, не достигших 18 лет.

Для признания юридического статуса матери-одиночки необходимо соблюдение нескольких факторов:

  1. Рождения ребенка вне брака, либо по истечении 300 дней со дня расторжения предыдущего брака. Этот же пункт применяется при усыновлении (удочерении) ребенка.
  2. Если отцовство не установлено (прочерк в графе «отец» в свидетельстве о рождении).
  3. Если же ребенок рожден в законном браке или еще не прошло 300 дней со дня его расторжения, но бывший или настоящий супруг оспорил в судебном порядке факт отцовства.

Льготы и пособия для многодетных матерей-одиночек

В каждом регионе страны действуют свои права и льготы, устанавливаемые для данной категории граждан.

Поэтому для уточнения размера пособий и других льгот необходимо обратиться в местный комитет по социальной защите.

Ниже перечислены основные пособия, льготы и права, действующие на всей территории страны и закрепленные в законодательных актах РФ:

  1. Ежемесячное пособие по достижению возраста 1,5 лет. Для неработающих многодетных матерей устанавливается размер пособия в размере 4 388 руб. 67 коп., а для работающих женщин — 40% от среднего заработка, но не менее вышеуказанной суммы.
  2. Ежемесячное пособие до достижении ребенком возраста 18 лет (23 года при получении образования на дневной форме обучения). В каждом регионе страны установлены свои размеры пособий. Например, в Красноярском крае установленный размер ежемесячного пособия для матери-одиночки составляет 350 рублей в месяц, такой же размер устанавливается и для многодетных матерей, не суммируются.

    Права и льготы многодетных семей

    А вот в Москве и Московской области для многодетных матерей-одиночек устанавливается отдельное пособие в размере 1500 рублей на каждого ребенка.

  3. Льгота в размере 50% на оплату расходов, а также первоочередное право поступление в дошкольное учреждение (детский сад).
  4. Бесплатное двухразовое питание для школьников, так же возможно предоставление бесплатных учебников (практически — по решению директора школы).
  5. Льготы по оплате коммунальных услуг до 100%, в зависимости от количества детей в семье. (3 детей – 30%, 4-6 детей -50%, 7 и более детей – 100%)
  6. Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей до достижения ими возраста 6 лет, а также первоочередное предоставление мест в детских учреждениях оздоровительного типа, санаториях ( не реже 1 раза в 2 года)
  7. Бесплатный проезд детей на всех видах городского общественного транспорта, а для многодетных семей из сельской местности – междугороднего и пригородного транспорта.
  8. Бесплатное обеспечение школьной формой, либо комплектом одежды для посещения занятий, в том числе спортивных.
  9. Первоочередной порядок предоставления жилых помещений, либо улучшение жилищных условий.

Так же, разово, может предоставляться льготный кредит или беспроцентный займ на строительство или приобретения жилья, приобретения автомобиля, техники или другого оборудования, направленного на развитие фермерских хозяйств.

Трудовое и налоговое законодательство в отношении многодетных матерей-одиночек

Многодетная мать-одиночка имеет следующие права, определенные трудовым законодательством:

  1. Многодетная мать-одиночка не может быть уволена с работы, до достижении возраста младшего ребенка 14 лет. В случае со срочным трудовым договором за ней сохраняется право получения средней заработной платы в течении 3 месяцев по истечении действия трудового договора.
  2. 100% оплата больничного листа на более длительный срок.
  3. Дополнительный отпуск, но без сохранения средней заработной платы сроком на 14 дней.

Также, согласно законодательным актам, касающимся назначения пенсии, многодетная мать, имеющая 5 и более детей и воспитавшая их до возраста 8 лет имеет право выйти на пенсию в возрасте 50 лет, при условии наличия 15 лет стажа (для женщин, проживающих в сельской местности данный стаж не требуется).

В налоговом же законодательстве предусмотрены налоговые вычеты в размере 600 рублей на каждого ребенка, данная льгота действует до вступления в брак. 

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8485 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Подробности
Опубликовано 14.10.2014 14:13

Федеральный закон о многодетных семьях

Данный закон устанавливает целенаправленную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Многодетной семьей является семья в которой насчитывается трое и более детей не достигших 16 лет, в том числе с усыновленными детьми, падчерицами и пасынками, а также не достигших возраста 18 лет, при условии их обучения в образовательных учреждениях, осуществляющих общеобразовательную программу.

Стоит отметить что федеральный закон распространяется:
1) на многодетных семьях граждан РФ, имеющих регистрацию и проживающих по постоянному месту жительства.
2) на многодетных семьях беженцев и вынужденных переселенцев, проживающих на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный закон был сформирован для оказания государственной помощи многодетным семьям, так как по статистике прирост населения в России очень упал, а в некоторых регионах и вовсе достиг отрицательного уровня, что в свою очередь вредит стабильности социального характера в обществе и развитию экономики.

Федеральный закон о многодетных семьях был подписан Президентом РФ 16 июня 2011 года. После чего произошли поправки в законе «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и «Земельный кодекс Российской Федерации», который своими поправками позволяет гражданам, имеющим троих и более детей, бесплатно получать в собственность земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, в том числе для строительства жилого дома, без торгов и предварительного согласования места размещения индивидуального строительства на участке. Площадь земельных участков, которые выдаются многодетным семьям, могут колебаться в зависимости от региона РФ.

Многодетным семьям в качестве мер по государственной поддержке предоставляются следующие права и льготы:

1) скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электрической энергией, а многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, скидка в размере не ниже 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Какие права и льготы имеет многодетная семья

Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются многодетным семьям, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
2) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей детей из многодетных семей в возрасте до шести лет в пределах норм и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
3) бесплатный проезд детей из многодетных семей — учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а в сельской местности — на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения;
4) прием в первоочередном порядке детей из многодетных семей в государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения;
5) бесплатное питание (завтраки и обеды) детям из многодетных семей — учащимся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования за счет средств учредителей указанных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой или заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при наличии медицинских показаний обеспечение в первоочередном порядке детей из многодетных семей местами в детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от организационно — правовых форм и форм собственности; 8) разовый льготный кредит или беспроцентный заем на строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) предоставление жилых помещений (в пределах нормы жилой площади) в первоочередном порядке, бесплатно в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительные основания признания многодетных семей нуждающимися в улучшении жилищных условий устанавливаются органами местного самоуправления;
10) предоставление садовых или огородных земельных участков в первоочередном порядке в размере не менее 0,15 гектара на семью;
11) разовое обеспечение земельными участками в целях создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий с предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) разовый льготный кредит или беспроцентный заем в соответствии с законодательством Российской Федерации в первоочередном порядке на приобретение техники, оборудования, автомобильного транспорта и на другие связанные с созданием и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств цели;
13) трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения льготных режимов труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и другие) с включением данных положений в региональные программы занятости;
14) профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка в первоочередном порядке по направлениям органов службы занятости безработных многодетных родителей и детей из многодетных семей по специальностям, необходимым для развития экономики субъекта Российской Федерации;
15) льготы, предоставляемые многодетным семьям беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права и льготы, установленные подпунктами 1, 2, 3, 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются многодетным семьям в случае, если средне душевой доход многодетной семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в зависимости от своих национальных и культурных традиций, особенностей социально — экономического развития и демографической ситуации вправе предоставлять многодетным семьям дополнительные права и льготы, в том числе с учетом количества детей в многодетных семьях.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *