Профессиональный стандарт библиотекаря

Профессиональный стандарт библиотекаря

.

RAI : 20.500.11925/254590
Дата публикации: 01.01.2014
Дата публикации в реестре: 2014-01-01

Описание:

Авторами описан опыт участия преподавателей кафедры технологии документальных коммуникаций и сотрудников Лаборатории инновационных образовательных технологий в разработке проекта профессионального стандарта специалиста библиотечно-информационной сферы; представлен вариант описания трудовых функций по работе библиотечного персонала с электронными данными; дана общая характеристика проекта нового регламента библиотечной профессии. Development and implementation of professional standards is an important condition for the development of the Russian economy and social sphere. The government plan to develop professional standards for 2012-2015 was approved. Moscow State University of Culture and Arts has become a leading developer of professional standards for projects of cultural sphere of art. Lecturers of Chair of Documentary Communication Technology and Laboratory of Innovative Educational Technologies, in Kemerovo State University of Culture and Arts, were invited to participate in drafting the professional standards for the library and information activities specialist. They were assigned to the job description for the library staff that works with electronic data. Developers have relied on scientific endeavor, resulting in a study of forming the competence model of the specialist of library and information sector and adapt the methodology to develop professional standards to the specifics of the library branch (2010-2013). Study of the current regulations of library and information and related fields of activity was developed into a list of current job functions for the specialist working with electronic data (search for information in electronic resources, semantic and technical processing of electronic information, creating the electronic information products, monitoring the electronic information resources, storage of electronic information resources; training staff and library users to information and communication technologies, participating in the management and implementation of information and communication technology in the library, and specifying their level of labor action.

In the course of further joint work on the professional standards project, taking into account the comments made during the discussion in the professional community, they adopted the final structure of the document, which builds on the 7 generalized job functions: 1) performing, forming, recording, processing and organizing of the funds; 2) implementation of work on the library fund; 3) organization of bibliographic apparatus for a library, 4) bibliographic reference and information service for users; 5) library service for users; 6) providing the cultural, educational and recreational services for library users; 7) scientific analytical, methodical and consulting work.

Применение профессиональных стандартов в библиотечно-информационной сфере

Labor actions by the use of electronic data are integrated into the structure of these functions. The project received the approval of the new regulations in professional environment, but the lack of structure in this description of the professional competencies would not allow the required mutual understanding between the school library and the library practice in terms of entry requirements for the specialist in library and information field from the standpoint of the competence approach.

Банк знаний:

Киберленинка

Источник:

Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств



Ранее я уже обращалась к теме профессиональной компетенции библиотекаря в своем сообщении на конференции в НИЯУ МИФИ 17 октября 2012 г. Эта тема продолжает волновать меня. В профессиональной прессе много публикаций на эту тему. Стоит вопрос: Быть или не быть профессии библиотекаря. В журнале «Научные и технические библиотеки» опубликована серия статей Амлинского Л.З.о библиотеках информационного общества. Маленькая цитата: «Информационное общество создает новые условия для работы библиотек и предъявляет к ним новые требования». В т.ч. высокие требования предъявляются к профессиональной компетентности библиотекарей. В их профессиональную компетенцию должны входить знания и навыки работы с ИКТ на уровне, позволяющем решать задачи различной сложности.

На практике мы знаем, что в библиотеку, в основном, приходят люди или недостаточной квалификации, или недостаточно мотивированные работать, или и то и другое вместе (г. Москва). К сожалению уже на протяжении 20 лет мы наблюдаем процесс постепенного умирания профессии библиотекарь. Приведу цитату из статьи Сукиасяна Э.Р. «Кадровый кризис в наших библиотеках уже стал реальностью: лишь четверть сотрудников – профессионалы. Подобной ситуации, нет, пожалуй, ни в одной отрасли хозяйства. Представьте, что нас будут лечить, перевозить, учить люди. которые овладевают профессией «по ходу дела»». (Сукиасян Э.Р. Кадровый кризис. НТБ. 2012, №11, с.43). Автор говорит о престиже профессии, что у нас, чтобы стать библиотекарем достаточно устроиться на работу в библиотеку. «Мы сами снижаем престиж профессии, называя библиотекарями сотрудников без специального образования. За рубежом библиотекарем называют только профессионала, другие сотрудники – клерки, техники, помощники, но не библиотекари».

Хочу привести пример из практики нашей библиотеки. Впервые, за последние, примерно 5 лет, к нам устроилась на работу сотрудница с высшим библиотечным образованием. Какой разряд ей дали в отделе кадров? 7-ой – библиотекарь 2-ой категории, 6 разряд получает сотрудник без образования вообще, только окончив школу. Должны быть разработаны новые квалификационные требования к должности библиотекаря и введены в штатное расписание библиотек должности, предлагаемые Сукиасяном техники, помощники или назвать их как-то по-другому.

ЕКСД — Библиотекарь

В подтверждение актуальности этой задачи:

29 марта 2013 г.в Министерстве культуры РФ состоялось совещание по разработке профессиональных стандартов библиотечной отрасли. Предполагается, что в перспективе система профессиональных стандартов заменит существующую во многом несовершенную систему классификаторов должностей, профессий и занятий. На совещании было принято предложение Российской библиотечной ассоциации  разрабатывать стандарты не на отдельные виды профессиональной деятельности (библиотекарь, библиограф) а на всю библиотечно-информационную деятельность. Соответственно его название — профессиональный стандарт «Библиотечно-информационная деятельность», в котором будут на первом этапе подготовки стандартов представлено два базовых вида профессиональной деятельности: библиотекарь (по категориям) и библиограф (по категориям).

Сейчас в библиотеку, в основном, приходят работать люди без библиотечного образования. Навыки работы они получают на практике, от коллег. В результате этого некоторые виды работ кажутся им бессмысленными, непонятно для чего это нужно, зачем выполнять некоторые операции. С одной стороны – это процесс объективный, таким образом, оптимизируются  некоторые виды работ, а с другой стороны, если нет преемственности, то нет будущего.

Подводя итог вышесказанному, хочется сформулировать требования, предъявляемые сотрудникам:

  1. Обучаемость
  2. Универсальность
  3. Мобильность
  4. Способность оценить ситуацию и принять верное решение
  5. Креативность
  6. Адекватнось, может быть это качество нужно поставить на 1 место.

Таких сотрудников нам не хватает. Независимо от образования, если человек обучаем и готов учиться, конечно, мы должны оказывать поддержку таким людям в их стремлении совершенствоваться в профессии.

О законодательстве. Законодательство, регламентирующее деятельность библиотек, отстает. Федеральный закон «О библиотечном деле» 1994 г. не отвечает задачам современного этапа развития библиотечного дела. Необходимо принятие пакета документов, регламентирующих деятельность библиотек. Работа в этом направлении ведется, но очень медленно. Инструкция по учету фонда до сих пор не утверждена. Главная причина – инструкция не прошла согласования в Министерстве финансов. Нам говорят уже как минимум 3 года, что вот, вот. В связи с этим возникает вопрос, как учитывать электронные ресурсы? Их все больше и больше, растет их многообразие, а четких указаний нет. И даже в проекте новой инструкции нет однозначности, четкости в определениях. Используются не устоявшиеся термины. Вызывает вопросы такое определение как пакетэлектронный ресурс, на который оформляется отдельный доступ у производителей на определенных условиях, зафиксированных в соответствующих документах. Не успев стать утвержденной, инструкция устарела по некоторым пунктам. Например, замена утерянной книги. Как определить эквивалент стоимости, если стоимость  книг растет. И читатель не согласен платить больше, если утерянная книга, скажем 2000 г. стоила 100 руб. с объемом 300 страниц, а сейчас книга с таким же объемом стоит как минимум 300 руб. Эти вопросы не регламентированы. И в инструкции этот вид работы  отражен общими словами. В советское время были разработаны регламентирующие документы на все основные виды библиотечных работ: учет фонда, инструкции по замене, по обменному фонду, по работе с должниками и т. д.

В настоящее время мы продолжаем пользоваться старыми инструкциями. Принимаемые в стане новые законы, вступают в противоречие с положениями ФЗ «О библиотечном деле». Примеры общеизвестны, например, 4 ч. ГК об авторском праве. Таким образом, сложилась ситуация, что библиотечное дело ушло от старых, еще советских инструкций и положений, а к новым не пришло. Есть инструкция о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях, в соответствии с ней и строится работа, но она не учитывает всех нюансов библиотечной работы.

Не смотря на компьютеризацию всех основных библиотечных процессов, бумажные технологии остаются. Происходит дублирование. Пример с традиционным формуляром читателя (пользователя). Мы не отказались от традиционного формуляра. Знаем, что во многих библиотеках их не используют. В то же время хранят распечатанные списки выданной литературы с подписью читателя, на случай спорных ситуаций. Пока нет электронной подписи, большой разницы, на наш взгляд, нет, что хранить формуляры или списки. Также и в комплектовании: учет ведется в традиционном и электронном виде, что делает этот процесс трудоемким.

Тем не менее, не смотря на проблемы с подбором кадров, несовершенство законодательства, мы работаем, развиваемся. Осваиваем новые технологии, новые форматы работы с читателями.

Хотелось бы при этом иметь еще и поддержку со стороны государственных органов не на словах, а на деле. Возможно, что принятие  профессионального стандарта «Библиотечно-информационная деятельность» – первый шаг в этом направлении.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Профстандарт педагог библиотекарь

Содержание

Профстандарт педагог библиотекарь

Обращаем внимание специалистов библиотек образовательных организаций: приказом Минтруда России от 10.01.2017 №10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован в Минюсте 26.01.2017 №45406). В описании обобщенных трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, указана функция «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования» по должности «педагог-библиотекарь». В разделе 3.5 профессионального стандарта перечислены требования к образованию и обучению, особые условия допуска, трудовые действия, необходимые умения и знания. Профессиональный стандарт является основой для составления должностных обязанностей и должностных инструкций, аттестации педагогов-библиотекарей.

Полный текст профессионального стандарта и запись вебинара «Профстандарт педагога-библиотекаря: состояние и перспективы внедрения в образовательной организации» от 16 февраля 2017 года прилагаются.

Сообщество школьных библиотекарей Поволжский округ

Профстандарт по должности «педагог-библиотекарь»

Коллеги! Вступил в силу профессиональный стандарт педагога-библиотекаря!

Минтруд России своим приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».

Профстандарт распространяется на педагогические должности:

  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • педагог-организатор;
  • воспитатель (кроме воспитателя детского сада);
  • старший воспитатель (кроме старшего воспитателя детского сада);
  • педагог-библиотекарь;
  • тьютор.

Приказ вступил в силу с 6 февраля 2017 года.

Материал разместила Елена Сорокина,

Нет комментариев к публикации: “Профстандарт по должности «педагог-библиотекарь»”

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Posted on30.11.2017by.

Каков профстандарт у библиотекаря?

This entry was posted in Название категории. Bookmark the permalink.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *