Субъект административного правонарушения

Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

Субъект административного правонарушения. Юридические лица

⇐ Предыдущая61626364656667686970Следующая ⇒

Нужно сказать, что советское право принципиально не признавало возможность административной ответственности юридических лиц, также как и возможность их уголовной ответственности. Юридические лица были, а вот ответственность их ограничивалась гражданско-правовой ответственностью.

Почему это было сделано – вполне понятно. Любая ответственность организации может носить только имущественный характер. Соответственно в условиях государственной плановой экономики никакого смысла в возложении ответственности на юридические лица не было. Но такой смысл появился с появлением рыночных отношений и самостоятельных экономических субъектов.

Впервые идея административной ответственности юридических лиц появилась в 1992 году в Законе РСФСР «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства».

Соответственно с 1992 года велись споры относительно того, возможно ли наступление административной ответственности юридического лица. Законодатель последовательно вводил в разных сферах административную ответственность юридических лиц. Закончилось все КоАП РФ.

Кто-то считает, что в нашей правовой системе административная ответственность юридических лиц – это замена уголовной ответственности организаций. Это утверждение имеет под собой все основания, потому традиционно наша доктрина уголовного права не допускает уголовной ответственности организаций, а вот в административном праве такая ответственность появилась и учитывая, что даже в уголовном праве ответственность бы сводилась к назначению штрафов или иных имущественных санкций, административная ответственность юридических лиц есть ровно то же самая, чем могла бы стать уголовная ответственность юридических лиц.

Единственное, что есть определенная специфика, связанная с привлечением к ответственности. Заседание экспертно-консультативного совета в Совете Федерации: там прозвучало и Белову кажется это справедливым – механизм привлечения к ответственности юридического лица должен быть принципиально иной, нежели механизм привлечения физического лица.

Субъект административного правонарушения

В отношении юридического лица нет особого смысла вести предварительное следствие, т. е. если органам необходимо собрать доказательства – это пожалуйста, но предварительное следствие с участием самого лица, в отношении которого ведется производство – это в отношении юридического лица неоправданно и кроме того, если сейчас установлен необходимый и достаточно разумный порядок привлечения к ответственности юридических лиц в арбитражных судах, то вряд ли имеет смысл от этого порядка отказываться.

Не может не возникнуть вопрос – почему административное законодательство использует категорию юридического лица. Здесь есть определенное расхождение между концепцией, терминологией и доктриной публичного права и частного права. Публичное право только в ограниченных случаях использует в качестве субъекта юридическое лицо. Но применительно к административной ответственности законодатель говорит именно о юридическом лице.

Этому есть определенное объяснение – если ответственность связана с возложением имущественных санкций, то предполагается, что эти санкции могут быть удовлетворены только за счет обособленного имущества. А обособленное имущество в соответствии с гражданским законодательством есть только у юридических лиц.

Естественно если мы полностью используем понятие юридического лица из гражданского права, то у нас возникнет вопрос, а применимо ли для определения того, что есть субъект административной ответственности понятие, которое сформулировано в ст. 48 ГК РФ.

С одной стороны имущественная обособленность в данном случае нам действительно необходима, но все ли виды юридических лиц могут быть полноценными субъектами административной ответственности? Здесь есть масса примеров, когда это экономически становится бессмысленным:

Государственные организации. Как правило, в тех случаях, когда речь идет об организациях, финансируемых из бюджета, на практике ответственность несут не юридические лица, а должностные лица непосредственно за неисполнение каких-то должностных, служебных обязанностей, что в общем логично.

Возложение ответственности на государственный орган в экономическом смысле совершенно бесцельно – бюджет сам себя накажет, из одного кармана переложит в другой.

Ответственность филиалов и представительств юридических лиц. Это проблема, которая фактически законодателем не решена. Здесь законодатель в каком-то смысле пошел по более простому пути – он взял и использовал общее понятие юридического лица, не учитывая специфику административных правоотношений. Дело в том, что в определенных случаях, например некоторых налоговых правоотношениях, филиалы и представительства юридических лиц участвуют от своего имени, сами выступают субъектами правоотношений. Получается, что субъектами правоотношений выступают филиалы и представительства, а ответственность несут не они, а в целом все юридическое лицо. Здесь даже не просто какое-то несовпадение регулятивных и охранительных норм, можно более широко увидеть проблему — Получается, что для других видов административных правоотношений филиалы и представительства могут быть субъектами правоотношений, а вот для административных правоотношений, связанных с ответственностью, филиалы и представительства не субъекты – только в целом юридическое лицо.

Когда мы говорим об административной ответственности юридических лиц, смысл этой ответственности состоит в том, чтобы сделать противоправную деятельность экономически нецелесообразной.

Условно говоря, любое юридическое лицо имеет выбор между противоправным поведением и правомерным поведением и чаще всего, особенно если речь идет о выполнении каких-то специальных административных обязанностей, правомерное поведение требует дополнительных расходов. Соответственно, для того, чтобы юридическое лицо приняло правильное решение, т. е. действовало правомерно и понесло необходимые расходы, нужно предположить угрозу того, что если оно поступит неправомерно, на него будет возложен такой штраф, что в итоге «лучше бы уж мы поставили очистные сооружения».

Применительно к ст. 2.10, которая определяет условия ответственности юридических лиц, фактически та особенность, про которую говорилось выше – экономический характер ответственности – в ст. 2.10 наиболее ярко видна.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Иными словами законодатель фактически исходит из того, что обязанность юридического лица понести административную ответственность – это некая имущественная обязанность, которая существует независимо от личности юридического лиц, применительно к юридическому лицу нет принципа персональной ответственности, важно, что экономически расходы на уплату штрафа останутся в качестве имущественной обязанности, что бы не происходило с юридическим лицом (кроме ликвидации).

 


⇐ Предыдущая61626364656667686970Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Субъект и субъективная сторона административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается тот, кто его совершил, т.е. выполнил описанный в законе состав административного правонарушения. Субъект административного правонарушения имеет особое значение как для теории, так и для правоприменительной практики (например, по субъектному составу осуществляется разграничение административной и налоговой ответственности).

Субъектами административного правонарушения являются физические лица и юридические лица.

1. Физические лица — субъекты административного правонарушения подразделяются на три группы: общие, специальные и особенные.

Общими субъектами административного правонарушения рассматриваются вменяемые, дееспособные физические лица, достигшие возраста административной ответственности.

Вменяемость выражается в способности лица осознавать фактический и вредный характер своих действий (бездействия) и руководить ими. Отсутствие такого состояния может служить основанием для освобождения лица от ответственности в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ. Невменяемость как правовая категория включает в себя два момента: интеллектуальный (психологический) и медицинский (биологический). Если интеллектуальный момент характеризуется расстройством сознания: лицо не осознает фактического характера и вредности совершаемых действий (бездействия) и не может ими руководить, то биологический критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности — хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики.

К административной ответственности привлекаются только те лица, которые достигли на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет, т.е. деликтоспособные лица. Установление такого возрастного ценза не случайно, поскольку законодатель исходит из того, что к 16 годам индивид достигает такого уровня своего психического развития, когда он уже отчетливо и в полной мере осознает фактический характер и вредность деяний, которые отнесены к категории противоправных, и может нести за них ответственность.

В качестве специального субъекта выступает лицо, которое наряду с общими признаками (возраст, вменяемость и дееспособность) обладает дополнительными свойствами, выступающими обязательными конструктивными элементами отдельных административных правонарушений, в числе которых:

  1. признаки, характеризующие трудовые, служебные обязанности некоторых категорий работников (должностное лицо, водитель, продавец);
  2. признаки, характеризующие правовой статус граждан (владелец огнестрельного оружия, водитель транспортного средства);
  3. признаки, характеризующие прошлое противоправное поведение (лицо ранее привлекалось в течение года к административной ответственности).

По общему правилу специальные признаки носят временный характер (хотя лицо может обладать таким свойством довольно длительное время), они более мобильны, лицо может иметь их сразу несколько, приобретать новые, утрачивать старые.

Ответственность специальных субъектов характеризуется применением более жестких санкций в сравнении с общими субъектами (максимальный размер административного наказания в виде административного штрафа для должностных лиц составляет 5000 руб., в то время как для граждан — 2500 руб.), а также применением ответственности за те административные правонарушения, где субъекту необходимо иметь особый правовой статус (применение администра-тивной ответственности за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему возможно лишь к тем лицам, которые имеют статус владельца оружия).

В качестве признаков, определяющих особые субъекты административной ответственности, в административно-правовой теории выделяют те, которые характеризуют лицо, совершившее правонарушения, не входящие в составы правонарушений, но влияющие на индивидуализацию ответственности. К данной группе относятся несовершеннолетние (в возрасте от 16 до 18 лет), инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, военнослужащие и лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов, иностранные граждане и лица без гражданства. Для данных субъектов законом установлены дополнительные основания административной ответственности или повышенный размер санкций (например, несовершеннолетним административное наказание в виде административного штрафа назначается при наличии у них самостоятельного источника доходов) либо ограничение применения мер административной ответственности (к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18, инвалидам I и II групп, военнослужащим и лицам, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов, не применяется административное наказание в виде административного ареста).

В административном праве отдельно выделяется административная ответственность должностных лиц. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ является лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, либо лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

К лицам, осуществляющим функции представителя власти постоянно, относятся лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутатыГосударственной Думы, судьи федеральных судов и мировые судьи, сотрудники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности и т.д.).

К лицам, осуществляющим функции представителя власти временно, относятся те, которые исполняют эти полномочия не на постоянной основе, а в течение определенного промежутка времени (например, во время нахождения основного работника в отпуске).

Лицами, осуществляющими функции представителя власти в соответствии со специальными полномочиями, являются те лица, которые, не занимая той или иной должности, выполняют эти обязанности в силу специального поручения (например, приказа). Занятие должности или поручение исполнять должностные обязанности должны быть официально оформлены соответствующим приказом или распоряжением. Если подобного оформления нет, но лицо фактически осуществляет такие полномочия, ответственность за административные правонарушения оно также будет нести как специальный субъект, т.е. должностное лицо.

К организационно-распорядительным функциям относятся те, которые связаны с руководством коллективом, расстановкой и подбором кадров, организацией труда или службы подчиненных, поддержанием дисциплины, применением мер поощрения и наложением дисциплинарных взысканий. Такие функции могут осуществлять руководители органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций всех организационно-правовых форм, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).

В качестве административно-хозяйственных функций выступают управление или распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. Такими полномочиями в том или ином объеме обладают начальники хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, ведомственные ревизоры и контролеры и т.д.

Особые условия привлечения к административной ответственности распространяются и на отдельные категории должностных лиц.

Вопрос об административной ответственности судьи решается в соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. судебной коллегией в составе трех судей в 10-дневный срок после представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Вопрос о привлечении к административной ответственности депутатов и применения к ним мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении решается в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. Привлечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы к административной ответственности возможно только при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания при условии лишения их неприкосновенности и только в судебном порядке. Лишение их неприкосновенности осуществляется по представлению Генерального прокурора РФ в недельный срок с момента начала осуществления производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ при привлечении к административной ответственности приравниваются к должностным лицам руководители и другие работники негосударственных и немуниципальных организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие соответствующие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Б правоприменительной практике к числу таких специальных субъектов относят руководителей хозяйственных обществ и товариществ (генеральных директоров, директоров и т.п.), индивидуальных предпринимателей, в том числе арбитражных управляющих, нарушающих установленные публичные правила осуществления предпринимательской деятельности (лицензирования, торговли, санитарные правила, требования пожарной безопасности и т.п.).

2. Второй группой субъектов административной ответственности выступают юридические лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения независимо от места их нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности, а также других обстоятельств.

Под юридическим лицом в соответствии со ст. 48 ГК РФ понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс и смету.

Только организация, обладающая указанными признаками и зарегистрированная в установленном порядке в качестве юридического лица, может быть субъектом административного правонарушения. Б этой связи не являются субъектами административных правонарушений филиалы и представительства юридических лиц, совершившие соответствующие противоправные деяния. Административная ответственность за совершенные филиалами и представи-тельствами противоправные действия (бездействие), образующие объективную сторону каких-либо административных правонарушений, возлагается на создавшие их юридические лица.

К юридическому лицу, виновному в совершении административного правонарушения, юрисдикционный орган вправе применять лишь пять из девяти предусмотренных ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ видов административного наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и наоборот. Таким образом, при наличии вины должностного лица в совершенном административном правонарушении оно может быть привлечено к административной ответственности наряду с юриди-ческим лицом.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует внутреннее выражение административного правонарушения и психическое, субъективное отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям. Она включает в себя три составных элемента: вину, мотив и цель.

Принцип ответственности только за виновные деяния был и остается важнейшим принципом юридической ответственности и распространяет свое действие на все отрасли права, в том числе на административное.

Вина изначально выступает обязательным элементом состава административного правонарушения, отсутствие которого является обстоятельством, исключающим производство по делу. Она выступает ядром субъективной стороны состава.

1. Вина физического лица. Содержание вины физического лица определяется сочетанием интеллектуального и волевого элементов деяния. Виновное совершение административного правонарушения означает, что физическое лицо способно понимать характер своих действий и отдавать в них отчет, а также осознавать последствия, к которым они могут привести, но по-разному к ним относиться.

Две формы вины, закрепленные в ст. 2.2 КоАП РФ, — умысел и неосторожность — характеризуют различное сочетание интеллектуального и волевого моментов. Смысл точного установления вины заключается в том, что оно позволяет отграничить противоправные деяния от непротивоправных. В зависимости от формы вины дифференцируется административная ответственность за правонарушения, она учитывается также и при назначении административного наказания.

Умышленная вина в совершении административного правонарушения традиционно подразделяется на два вида:

  • прямой;
  • косвенный умысел.

Для нее характерны осознание физическим лицом противоправного характера своего действия (бездействия) и предвидение их вредных последствий (интеллектуальный элемент умысла). Однако по отношению к последствиям (волевой элемент умысла) — желанию наступления таких последствий, сознательному их допущению или безразличному отношению — умысел разграничивается на прямой и косвенный. Предвидением правонарушителя должны охватываться не только вредные последствия, к которым приведут его действия (бездействие), но и причинная связь между такими действиями (бездействием) и наступившим противоправным результатом.

Основное различие между прямым и косвенным умыслом заключается в содержании волевого элемента. При совершении административного правонарушения с косвенным умыслом предполагается, что виновный предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает их либо относится к ним безразлично.

В некоторых статьях КоАП РФ прямо указывается на умышленную форму вины, например, при совершении таких административных правонарушений, как: уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12), умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2).

Административное правонарушение

Однако в подавляющем большинстве случаев вывод о наличии умышленной формы вины правоприменитель может сделать лишь после анализа всех признаков, указанных в конкретной статье Особенной части КоАП РФ.

Различают также и две формы неосторожной вины:

  • совершение правонарушения по самонадеянности;
  • совершение правонарушения по небрежности. Первое является менее серьезным.

При легкомыслии (самонадеянности) физическое лицо предвидит возможность наступления вредных последствий (интеллектуальный момент), но эта возможность лишена конкретности. По мнению правонарушителя, нежелательных последствий, вероятнее всего, ему удастся избежать. Расчет на предотвращение вредных последствий (волевой момент) предполагает, что лицо в своем поведении исходит из существования определенных реальных обстоятельств, которые, по его мысли, должны были предотвратить наступление результата (собственные силы, знания, умения и опыт самого правонарушителя и других лиц, обстановка, природные процессы). Однако такой расчет оказывается легкомысленным. Таким образом, лицо, виновное в самонадеянности, не дает себе отчета в реальном развитии причинной связи между совершаемыми им действиями и наступившими в их итоге вредными последствиями (например, при совершении нарушения правил проезда перекрестков (ст. 12.13). От косвенного умысла легкомыслие отличается как характером предвидения наступления вредных последствий, так и отношением к возможности их наступления.

При небрежности правонарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть те последствия, к которым привели его действия или бездействие (например, непредставление сведений (информации) по забывчивости — ст. 19.7 КоАП РФ). При доказывании вины физического лица, привлекаемого к административной ответственности за не-осторожное совершение административного правонарушения в форме небрежности, перед правоприменителем стоит задача, исходя из субъективных возможностей лица, совершившего административное правонарушение, установить, были ли проявлены с его стороны требуемые внимательность и предусмотрительность и в чем это выразилось. Кроме того, установлению подлежит такое обстоятельство, как обязанность лица предвидеть возможность наступления общественно вредных последствий своего действия или бездействия. Если юрисдикционные органы приходят к выводу о том, что на лице не лежала обязанность предвидеть указанные последствия, оно не может быть привлечено к административной ответственности.

От неосторожной вины отличается невиновное причинение вреда — «казус», при котором лицо не должно и не могло было предвидеть вредные последствия своего деяния. Отсутствие обязанности и возможности предвидения лицом вредных последствий является обстоятельством, исключающим вину данного лица, поэтому независимо от наступивших последствий лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Отдельные особенности определения конкретной формы вины существуют для административных правонарушений с формальным составом по конструкции объективной стороны. В таких правонарушениях волевой момент связан не с желанием наступления конкретных общественно вредных последствий, а с самими действиями или бездействием, поскольку именно в них уже сосредоточен признак общественной вредности (например, сокрытие или искажение экологической информации — ст. 8.5 КоАП РФ).

2. Вина юридического лица. В отличие от вины индивидуальных субъектов категория вины юридического лица является одной из самых сложных и противоречивых в административном законодательстве. Законодатель, вводя административную ответственность юридических лиц, с учетом опыта современного правоприменения установил возможность привлечения их к ответственности так же, как и физических лиц, только при наличии вины. Это является обязательным условием. Бина юридического лица не тождественна вине физического лица и поэтому при ее определении нельзя руководствоваться положениями ст. 2.2 КоАП РФ, поскольку они распространяются только на физических лиц. Традиционное психологическое понимание вины для организации неприемлемо.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ определена особая формула вины юридического лица, отличающаяся от формулы вины физического лица. Согласно этой формуле юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении определенного административного правонарушения, если будет установлено, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих правил и норм, однако в силу не зависящих от него объективных обстоятельств принятие таких мер не позволило избежать нарушения данных правил и норм.

К числу таких обстоятельств в судебной практике относят, например, противоправные (преступные) действия неизвестных лиц, отсутствие у юридических лиц, финансируемых из бюджета, в частности, у государственных и муниципальных учреждений, денежных средств, необходимых для соблюдения соответствующих требований норм и правил.

Приведем пример: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем постановлении от 1 февраля 2008 г. по делу № А56-17433/2007 указал на отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 1. ст. 16.9. КоАП РФ — недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом, в место доставки, в связи с тем, что перевозимый данным юридическим лицом товар был утрачен вследствие совершенного неизвестными лицами разбойного нападения на автомашину, перевозившую груз, с применением насилия в отношении водителя этой автомашины.

В то же время в судебной практике не признается обстоятельством, исключающим вину юридического лица, совершение противоправного действия (бездействия), образующего объективную сторону соответствующего административного правонарушения, работником данного юридического лица, например, руководителем, продавцом магазина, мастером и т.п.

Мотив и цель, выступая дополнительными признаками субъективной стороны административного правонарушения, оказывают влияние на формирование умысла, определяют его направленность и приведение в исполнение.

Мотивом административного правонарушения выступает осознанное побуждение физического лица совершить запрещенное правовой нормой действие, а его составными частями, как правило, являются отрицательные потребности. Мотив всегда проходит через сознание и волю человека и обычно характерен для административных правонарушений, совершаемых с прямым умыслом.

Целью административного правонарушения выступает то, к чему стремится правонарушитель, чего он хочет достичь, мысленный образ результата, к которому стремится виновный, его представление о тех желаемых последствиях, которые должны наступить в результате совершения правонарушения. Как конструктивный признак состава цель характерна и для правонарушений, совершаемых с прямым умыслом.

Субъекты административного правонарушения: понятие, виды.

Понятие субъекта административного правонарушения. Виды субъектов административных правонарушений.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Субъектомсостава административного правонарушения является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, т.е. лицо, которое в соответствии с административным деликтным законодательством может быть привлечено за правонарушение к административной ответственности.

Субъектомсостава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП (ст. 4.3. КоАП).

Физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая-третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за повреждение историко-культурных ценностей (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй ст. 4.3. КоАП если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

К специальным субъектам состава административного правонарушения относятся военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 4.7. КоАП), индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 4.8. КоАП).

Военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанные во время прохождения сборов, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной службы — и штраф.

Физические лица, кроме вышеуказанных (ч. 1 ст. 4.7. КоАП), на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая



Общий и специальный субъект административного правонарушения.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8Следующая ⇒

Специальный субъект — субъект только при наличии которого может наступить административная ответствнность.

-Должностные лица.

а)Лицо, постоянно/временно или в соответствие со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, те наделённое в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. (Например, полицейские; таможенные инспекторы).

б)Лицо, выполняющее организационно-распорядительные (подбор кадров; поощрение и дисциплинарная ответственность) или административно-хозяйственные ( управление денежными средствами), выполняющих функции управленияьв государственных и муниципальных органах; вооружённых силах; воинских формированиях и войсках РФ.

в)Лица, совершившие административное правонарщуение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (арбитражные управляющие; руководители организаций; члены советов директоров и иных исполнительных органов юридических лиц).

г)Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок; товаров; работ или услуг для государственных или муниципальных нужд, а также контрактные управляющие и работники контрактной службы.

д)Лица осуществляющие функции члена лицензионной комиссии.

е)ИП.

ё)Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных торгов, также члены конкурсной или аукционной комиссий.

Должностные лица могут быть признаны субъектами ответственности только за не сплочение или ненадлежащее исполнение своих юридических обязанностей.[2]

Особенности административной ответственности юридических лиц. Вина юридических лиц. Соотношение административной ответственности юридических и должностных лиц.

Появление ответственности юридических лиц связано с целями общей превенция законодвтеля.

Поскольку лица являются самостоятельными субъектами, тот и ответствнность может быть. Подходы законодвтеля к вопросам виры юридического лица:

а)Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

б)ч.4 ст.110 НК РФ Вина юрилияеского лица определяется в зависимости от его должностных лиц , действия бездействия которых обусловили совершение налогового правонарушения.

в)Привлечение организаций к ответственности без установления вины (таможенный кодекс).

 

Применимо к ним есть концепция коллективной воли. ч.3.ст1. КоАП предусматривает, что назначение наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо и, наобоот.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Крайняя необходимость.

Имеется в состоянии угрозы личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства , если она не могла быть устранена или причинённый вред есть менее значительный чем предотвращённый.игорь воняет

-Опасность е мб устранена без причинения вреда.

-Должна непосредственно угрожать интересам лица.

 

•Малозначительность.

При малозначительном деянии субъект административной юрисдикции может освободить лицо, совершившее правонарушение от ответственности и ограничиться устным замечанием

-В соответствие с паостановлением пленума — деяние,хотя и содердащее признаки состава, но с учётом этого малозначительные -правонарушения; правонарушения хотя по факту являютс

таковыми, но в силк своей незначительности

 

Административное накзаание.

 

Адсинистративное накзаание — установления законом мера ответственности.

 

Признаки:

а)Меры принуждения, применяемые к нарушителю закрепляются в качестве конкретных видов административных наказаний.

б)Понятие наказания как меры предполагает, что к лицу, совершившему административное правонарушение применяется не принуждение вообще, а четко ограниченные законом конкретные проявления такого принуждения, имеющие отношение качественные и количественные границы.

в)Устанавливается государством. (Либо федеральный, либо субъекта).

г)Основанием применения наказания является совершение административного правонарушения.

 

Лекция 4.

Административное накзаание.(продолжение).

 

Ранее цель наказания было моральное унижение, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Наше имеет цели общей превенции.

 

Классификация наказаний:

 

1)По способу назначения.

-Основные.

Они не могут быть назначены в дополнение к любым другим видам административных наказаний.

К ним относятся: предупреждение; штраф; лишение специального права[3];дисквалификация; приостановление деятельности;

-Основные и дополнительные.

К ним относятся: конфискация; лишение специального права управлять транспортным средством; административное выдворение; запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2)По источнику установления.

-Наказания, которые мб установлены только КоАП РФ.

К ним относятся все.

-Наказания, которые мб установлены законами субъектов.

К ним относятся предупреждение и штраф.

 

3)По порядку назначения.

Нюанс в том, что 80% ситуаций назначается штраф.

-Наказания, назначаемые исключительно в судебном порядке. (6 из 10).

-Наказания, которые мб назначены как в судебном, так и административном порядке.

Предупреждения; штраф. В качестве исключения административное выдворение (в случае нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правонарушения при въезде в РФ). Также сюда входит административное приостановление деятельности, но только в одном единственном случае — случае грубого нарушения требований промышленной безопасности.

 

4)По субъекту, привлекаемому к ответственности.

-Применяемая исключительно к физическим лицам.

К ним относятся: лишение специального права; арест; административное выдворение; дисквалификация; обязательные работы; административный запрет на посещение спортивных мероприятий; предупреждение; штраф; конфискация.

-Применяемые как к физическим, так и юридическим лицам.

К ним относятся: административное приостановление деятельности.

 

Правовая характеристика отдельных видов наказаний.

 

Предупреждение.(ст.3.4 КоАП).

Официальное порицание физического или юридического лица, вынесенное в письменной форме.

Оно может относиться как к предупредительным мерам; пресекательным и наказательным.

•Требования:

-Назначается за впервые совершенное нарушение.

-При отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы его причинения жизни и здоровью людей, а также объектам животного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы возникновия ЧС при отсутствии ущерба.

•Является основным наказанием.

•Назначается как в административном, так и судебном порядке.

•Применяется как к физическим так и юридическим лицам.

Штраф(3.5 КоАП).

Денежное взыскание, налагаемое в установленных законом случаях на лицо, совершившее административное правонарушение.

Причина его частого использования состоит в том, что его взыскание оперативно; эффективен; воздействует на имущественную сферу.

•Размер не может превышать 5[4] т.р.

для физических лиц; 100 т.р. для должностных лиц с 50 т.р. до 1 млн.; для юридических — с 1млн. до 60 млн.

•Не менее 100 р., а в области дорожного движения не менее 500 р.(за искл. случаев, когда уплачен не позднее 20 дней).

•Мб только основным.

Кратность:

-Стоимость предмета правонарушения на момент совершения.

-Сумма неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения правонарщуения налогов , сборов, пошлин или сумме валютных операций; сумме неуплаченного административного штрафа.

Ограничения:

-До трехкратного размера.

-До пятикратного размера.(при мелких хищениях; имущественный ущерб путём обмана).

-Стократный размер.(ст.19.28 КоАП — незаконное вознаграждение от юридического лица).

-Сумме выручки от реализации товаров; работ; услуг на рынке которого совершено правонарушение за календарный год, предшествующий тому, когда было выявлено правонарушение.

Ограничения:

Не может превышать 1/25 суммы выручки за календарный год, предшествующий тому, когда было выявлено правонарушие.

 

-Сумме выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен. За весь период когда совершалось правонарушение.

Ограничения:

Не более 2-х кратной суммы излишне полученной выручки.

 

-Сумме затрат, включённых в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции.

-Начальной(максимальной) цене гражданско-правового договора на поставку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд либо цене контракта, заключённого с единственным поставщиком.

-Сумме излишнего дохода, который лицо получило в результате неправмореного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком.

-Незадекларированной сумме наличных денежных средств и(или) стоимости денежных инструментов.

-Сумме средств, полученных из бюджета системы РФ и использованных не по назначению.

-Разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений или информации для расчёта размера административного штрафа и суммы наложенного штрафа.

-Кадастровой стоимости земельного участка.

-Стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров;работ; услуг для государственных или муниципальных нужд.

-Цене совершенной ГУП или МУП, или ГУ, МУ сделки.

-Сумме денежных средств, которые получены редакцией сми, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствие с законодательством РФ о средствах массовой информации.

 

Административное наказание не применяется:

Сержанты; старшины; курсанты, до заключения контракта. (Тк, находятся на иждивении государства, к ним не применяется ). Вместо этого они подлежат дисциплинарной ответственности.

 

Конфискация(3.7. КоАП).

Принудительное изъятие в федеральную/субъекта неизъятых из оборота вещей.

•Мб как основным, так и дополнительным.

•Предусматривается только КоАП РФ.

•Назначается только в судебном порядке.

•Применяется как к физическим так и юридическим лицам.

Ограничения:

Конфискация охотничьего оружия или иных дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

 

Лекция 5.

Продолжение наказаний.

 

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Читайте также:

  1. II. Субъективное обследование.
  2. А2. Среди перечисленных документов укажите источник административного права.
  3. Автокран специальный КСТ-5АМ1 «Ивэнергомаш»
  4. Административно-правовой статус коллективных субъектов административного права.
  5. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
  6. Актуальные проблемы науки административного права
  7. Барьер 6. Ваши сообщения интерпретируются субъективно
  8. В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.
  9. В силу разных объективных и субъективных факторов между государствами могут возникать и возникают разногласия и споры.
  10. В.3 Элементы налогообложения: субъект, предмет, объект налогообложения
  11. Валютный контроль: нормативное регулирование, понятие, основные направления, субъекты, методы. Виды и меры отв-сти за нарушение валютного законод-ва.
  12. Вам предстоит войти в свою собственную уединенность, в свою собственную субъективность, в самый центр своего существа, где ничто не шелохнется и все абсолютно неподвижно.


.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *