Установление публичного сервитута

Установление публичного сервитута

Статья 46. Установление публичного сервитута

1. Публичный сервитут устанавливается в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

2. Решение об установлении публичного сервитута принимается Исполнительным комитетом.

Решение об установлении публичного сервитута должно содержать:

1) сведения о лицах, в интересах которых устанавливается публичный сервитут;

2) цели установления публичного сервитута;

3) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

4) срок установления публичного сервитута;

5) границы зон действия публичного сервитута.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

7) свободного доступа к прибрежной полосе.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

5. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

6. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

7. В случаях если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением муниципального унитарного предприятия либо муниципального учреждения, вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Порядок принятия решения об установлении публичного сервитута, порядок изъятия земельного участка в случае, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, порядок установления платы за публичный сервитут в случае, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, устанавливается Исполнительным комитетом в соответствии с федеральными законами.

9. Границы зон действия публичных сервитутов отображаются на чертежах проектов межевания территории, а также указываются в составе градостроительного плана земельного участка.

10. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

11. Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.

Оглавление:

Содержание

Как устанавливается публичный сервитут и что не относится к нему в городах?

Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта.

для прохода или проезда; выхода к водным ресурсам; прогона скота к пастбищу и т.

Статья 23

использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) утратил силу с 31 декабря 2013 г.

Процедура установления публичного сервитута

Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса.

Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации.

Кем могут устанавливаться публичные сервитуты

пример договора об установлении частного

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Сэкономьте ваше время и нервы. Нажмите сюда и в течение 5 минут получите бесплатную консультацию профессионального юриста.

Публичный сервитут устанавливается для гражданского использования земли на основании: Договора о соглашении сторон (собственника и иного лица или лиц); Судебного решения (если необходимость в публичном сервитуте очевидна и неизбежна, но владелец, которому принадлежит земля, на уступки не желает идти); Завещания наследодателя.

Публичный сервитут устанавливается для осуществления нужд государства, населения или органов местного самоуправления.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в случаях: Не стоит путать публичный сервитут с частным! В первом случае он устанавливается законами РФ, нормативными актами местного самоуправления или субъекта Федерации.

Установление публичного сервитута в отношении некоторого кол

Для установления частного достаточно соглашения сторон.

Кем же публичный сервитут устанавливается: в чьих интересах и как его оформить?

Также там оговорено, кем устанавливается публичный . Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные : человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями; объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля; представитель определенного органа власти.

Что такое публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается?

Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи.

Где такая юридическая практика применялась очень широко.

Естественно, современные юридические нормы сильно отличаются от древнеримских.

Публичный сервитут – это что такое?

Что такое публичный сервитут?

Сервитутом в понимании современных юристов является особый вид вещного права. Лицо может пользоваться чужой вещью, в связи с чем ее настоящий собственник становится ограниченным в праве распоряжения ей. Существует несколько видов сервитутов. Данная статья посвящена публичному.

Понятие «публичный сервитут»


В российском законодательстве под сервитутом понимается право пользования землей, строго ограниченное некоторыми рамками, которые устанавливаются действующими нормативно-правовыми актами. Как правило, ограничения связаны с фактом принадлежности земли другому собственнику. Иными словами, сервитут представляет собой участок земли, которым можно пользоваться наряду с его собственником. Публичный сервитут устанавливается для осуществления нужд государства, населения или органов местного самоуправления.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в случаях:

  • нахождение на территории участка земли железнодорожных путей;
  • использование участка для нужд (например, ремонт), свзязаных с обеспечением бесперебойной работы инженерных, электрических сетей, а также транспортных развязок и федеральных трасс;
  • сервитут устанавливается в случае, когда на земельном участке есть необходимость установить геодезические знаки и обеспечить подъезд к ним;
  • работы дренажного характера, проводимые на земельной территории;
  • нахождение на земельном участке водоема, предназначенного для водозабора. К сервитуту относятся и водные объекты, предназначенные для водопоя;
  • участки, предназначенные для прогона скота (а также выпаса);
  • земли, используемые для осуществления рыболовства или охоты;
  • земли, на территории которых проводятся работы изыскательного характера;
  • земля-граница берега водоема, осуществляющая к нему свободный доступ.

Не стоит путать публичный сервитут с частным! В первом случае он устанавливается законами РФ, нормативными актами местного самоуправления или субъекта Федерации. Для установления частного достаточно соглашения сторон.

Публичный сервитут: что это?

В редких случаях—решения, вынесенного судом.

Стоит помнить о признаках, являющимися его отличительными чертами:

  • Создается в целях удовлетворения общественного интереса, выраженного волеизъявлением государства, местного самоуправления или населения;
  • Устанавливается посредством вынесения акта нормативного характера;
  • При установлении сервитута учитывается мнение населения. Проводятся общественные слушания.

Правила установления публичного сервитута

Существует несколько этапов для проведения этой процедуры. Подается заявление, содержанием которого является просьба установить данный вид сервитута. После его рассмотрения (рассмотрением заявления занимаются органы государственной власти или органы МСУ) назначаются обязательные общественные слушания, по итогам которых и принимается окончательное решение. Если ответ оно носит положительный характер, то следует заключительный этап—государственная регистрация.

Информация о каждом из этапов

  • Заявление об установлении сервитута публичного характера.

Подавать заявление имеют право физические и юридические лица, обычные граждане, а также органы (государственные и местного самоуправления). Кроме того, его возможно установить и по просьбе местного населения ( см. ст. 23 Земельного кодекса РФ). В разных регионах этим занимаются органы законодательной власти (а также исполнительной). В содержании заявления должно быть указано описание объекта недвижимости (в нашем случае—земельного участка), а также цель, с которой устанавливается публичный сервитут (кроме того, ее необходимо подробно обосновать). Обязательно должны быть указаны сроки его действия и информация о владельце земельного участка.

  • Рассмотрение заявления. Принятие решения о необходимости установления сервитута.

Рассмотрение заявления находится в компетенции органа, принявшего его. Как правило, это органы местного самоуправления конкретного населенного пункта. В Российском законодательстве немало пробелов. Один из них—отсутствие нормативно-правового акта, который бы установил орган, который вправе устанавливать сервитут. Юристы рекомендуют обращаться в те органы, в интересы которого входит управление земельным участком, на котором планируется его установление.

  • Проведение слушаний. Принятие решения на выявленных основаниях.

Это одно из обязательных условий. Цель—выявление общественного мнения по интересующему вопросу. Круг участников исчерпывающий: это и жители территории, на которой планируется размещение сервитута, и собственник участка земли, предназначенной под сервитут, и представители организаций, которых касается данная проблема.

Для успешного завершения этапа необходимо заранее оповестить всех участников слушаний и обеспечить площадью или помещением, в котором они будут проводиться. Необходимо фиксировать мнения заинтересованных лиц. Это поможет в достижении цели.

Во время общественных слушаний необходимо ведение документов, таких как реестр участников, протокол, а также список вопросов и претензий, полученный от участников процесса общественных слушаний.

Окончательное решение принимается по результатам подсчета голосов «за» и «против».

  • Решение, вынесенное органом власти по поводу установлении публичного сервитута.

Оно осуществляется посредством вынесения нормативного акта соответствующим органом. В документе должны быть четко обозначены границы, кадастровый номер, информация о собственнике, сроки действия, а также участок земли, на котором будет размещен публичный сервитут.

  • Государственная регистрация.

Государственная регистрация осуществляется в соответствии со статьями законодательства, регламентирующими правила регистрации прав на недвижимость. Они содержатся в п. 3 ст. 274 гражданского кодекса РФ и п. 9 ст. 23 Земельного кодекса РФ. Сервитут вступает в юридическую силу лишь после присвоения ему номера в Едином государственном реестре, где перечислены и права на недвижимое имущество и особенности оформления сделок с ним. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24. 07. 2004 г. №132 был утвержден список документов, которые необходимы при государственной регистрации публичного сервитута. Помимо заявления государственных органов или органов местного самоуправления необходимо предоставить документы, которые подтверждают факт уплаты государственной пошлины. Кроме того, требуется закон или иной нормативно-правовой акт, положения которого подтверждают право на установление публичного сервитута. Если он является частью земельного участка, то нужно предоставить его кадастровый план.

Способы защиты прав

Бывают случаи, в связи с которыми бывает нарушено то или иное право собственника земельного участка, территория которого отдана под публичный сервитут. В этом случае он может обратиться в соответствующие органы, осуществляющие правосудие. Дела такого типа находятся в компетенции Арбитражных судов РФ.

Ссылки на нормативно-правовые акты
Гражданский кодекс РФ п. 3 ст. 274
Земельный кодекс РФ ст. 23
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки»


Рекомендуем почитать:

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

.

Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок?

.

Установление публичных сервитутов

.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *