Ч 2 ст 292 ук рф

Ч 2 ст 292 ук рф

Ст. 292 УК РФ с комментариями

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог — размещена в Особенной части Десятого раздела Тридцатой Главы Уголовного Кодекса РФ. Данная статья состоит из двух частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 292 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог

  1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса),
    — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  2. Те же деяния, повлёкшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,
    — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Комментарии к статье 292 УК РФ

Объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, связанная с оборотом и выпуском официальных документов в обращение.

В качестве предмета данного преступления используются официальные документы, к числу которых относятся те, которые исходят от определённого юридического лица (не обязательно от государственного органа) и содержат в себе все признаки официального документа, т.е. признанного законом.

Официальным является документ, который обладает признаком публичности. Это выражается в том, что документ имеет общепринятую форму, адресован неопределённому кругу субъектов правоотношений и зафиксирован на материальном носителе информации (бумага, магнитные и электронные носители и др.).

Официальный документ приобретает юридическую силу с момента его подписания должностным лицом, имеющим право такого подписания (право подписи). Важное значение для полного раскрытия понятия «официальный документ» имеют: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Единые правила оформления официальных документов, утверждённые Указом Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (в ред. от 9 июля 1997 г.) (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 4. Ст. 305), которые определяют основные положения и порядок составления и подписания документов должностными лицами органов государства.

Чеки на товары, квитанции, гарантийные талоны на бытовую технику не относятся к числу официальных документов, поскольку не обладают указанными выше признаками (публичность, подписание компетентным должностным лицом). Они являются документами внутреннего пользования коммерческих организаций и не могут рассматриваться в качестве предмета состава должностного подлога.

Объективная сторона служебного подлога является формальным и оконченным с момента внесения в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Использование подложного документа, а также вызванные этим последствия находятся за рамками рассматриваемого преступления и в предмет доказывания не входят. Все дальнейшие действия, связанные с использованием подложного документа, и их последствия могут оцениваться как сопряжённые с совершением двух или более преступлений и подлежат правовой оценке через призму соучастия либо совокупности преступлений. Квалифицированным составом данного преступления является совершение деяния, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. комментарий к ст. 285 УК).

Субъективная сторона служебного подлога характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо осознает противоправный характер деяния и желает его совершения.

По ч. 2 субъект дополнительно стремится к существенному нарушению охраняемых законом интересов граждан, общества и государства как материальному последствию и в этом случае должен предвидеть указанные последствия. Психическое отношение должностного лица к подлогу обязательно должно быть сопряжено с наличием у него корыстной или иной личной заинтересованности.

Корысть выражается в стремлении извлечь для себя выгоду. Эта выгода может быть материальной (право на имущество) либо нематериальной (право на распоряжение определёнными объектами интеллектуальной собственности). Законодательная формула «иная личная заинтересованность» подразумевает достаточно широкий круг мотивов должностного лица: карьеристские цели, больное тщеславие, протекционизм, сокрытие неблагополучного результата своей должностной деятельности и пр.

Субъект преступления — специальный. Ответственности подлежат должностные лица, государственные либо муниципальные служащие, имеющие определённые временные рамки отправления своих должностных, служебных полномочий, выполняющих определённые для этого функции. Совершение подлога должно быть сопряжено с постоянным либо временным пребыванием лица в соответствующей должности.

Количество преступлений в России

Статья 292.

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог

Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

(в ред.

Федеральных законов от 08.04.2008 N 43-ФЗ, от 05.05.2014 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(часть вторая введена Федеральным законом от 08.04.2008 N 43-ФЗ)


Ст. 292 УК РФ. Служебный подлог

Текущая редакция ст. 292 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 292 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, авторитет государственной власти; дополнительный — права и законные интересы граждан и организаций, охраняемые законом интересы общества и государства;
2) объективная сторона: действия по внесению в официальные документы информации, не соответствующей действительности. Эти действия могут выражаться либо во внесении в такой документ ложных сведений (как правило, при изготовлении документа), либо во внесении в готовый документ исправлений, искажающих его действительное содержание;
3) субъект: специальный — должностное лицо либо государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета;
4) субъективная сторона: преступление, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, характеризуется прямым умыслом, ч.2 — прямым либо косвенным умыслом. Обязательным элементом состава преступления является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Преступление, предусмотренное ч.1 ст. 292 УК РФ, считается оконченным с момента внесения изменений в официальный документ вне зависимости от его дальнейшего использования. Часть 2 ст. 292 УК РФ содержит материальный состав — преступление считается оконченным с момента наступления вредных последствий, которые представляют собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Наступление названных последствий относится к квалифицирующему признаку преступления, ответственность за которое установлена ч.2 комментируемой статьи.

2. Применимое законодательство.

1) ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 10 — понятие государственных служащих);
2) ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.

Задайте вопрос дежурному юристу,

13 — понятие государственного гражданского служащего);
3) ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 10 — понятие муниципального служащего);
4) ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (ст. 5 — понятие официального документа);
5) письмо Федеральной службы судебных приставов от 10.05.2012 N 12/12-11016-АП «О мерах противодействия служебным подлогам и злоупотреблениям должностными полномочиями»;
6) письмо Федеральной службы судебных приставов от 28.11.2011 N 12/12-28974-АП «О мерах по противодействию служебным подлогам в ФССП России»;
7) указание Следственного комитета при прокуратуре РФ от 29.12.2008 N 7/224 «Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции».

3.

Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»;
2) Пленум ВС РФ в постановлении от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснил судам, что если наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по статье 285 УК РФ, совершается служебный подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со ст. 292 УК РФ. В этом же постановлении даны разъяснения, что корыстная заинтересованность — это стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иная личная заинтересованность — это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.;
3) свою позицию относительно конституционности отдельных положений ст. 292 УК РФ неоднократно высказывал Конституционный Суд РФ, см., например, определение КС РФ от 17.11.2009 N 1469-О-О, определение КС РФ от 13.10.2009 N 1236-О-О, определение КС РФ от 25.11.2010 N 1561-О-О;
4) Юргамышским районным судом (Курганская область) (приговор от 13.08.2012) гр.И. признана виновной в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 292 УК РФ (в редакции ФЗ от 07.03.2011 N 26), ей назначено наказание за каждое из преступлений с применением ч.1 ст. 62, ч.5 ст. 62 УК РФ в виде штрафа в сумме 30000 рублей. На основании ст. 69 ч.2 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде штрафа в сумме 40000 рублей;
________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/26717779/26699275/
5) Икрянинским районным судом (Астраханская область) (приговор от 03.03.2011) установлено, что гр.К. совершил служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах. Гражданин К. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 292 ч.2 УК РФ, с назначением ему наказания в виде одного года лишения свободы с лишением права занимать должности в органах охраны водных биологических ресурсов на срок в шесть месяцев.

________________
URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18847255/16563044/

Консультации и комментарии юристов по ст 292 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 292 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Все статьи Ответственность за подделку документов и злоупотребление служебными полномочиями (Цехановский А.)

В последние годы в СМИ увеличилось количество сообщений о выявленных преступлениях в области подделки документов и злоупотребления служащими своими служебными полномочиями. Работники бухгалтерской службы по роду своей деятельности наделены полномочиями подготавливать и выдавать документы (справки), которые содержат сведения о материальном положении лиц, работающих в учреждениях. Эти сведения используются для назначения гражданам различных государственных социальных выплат или оценки их платежеспособности при оформлении кредитов, займов. Если данные сведения содержат недостоверную информацию (имеет место занижение или завышение доходов), то лица, оформившие, подписавшие и выдавшие такой документ, могут быть привлечены к предусмотренной законом ответственности.

 

Подделка документов. Виды и момент совершения преступления

 

Изготовление поддельных документов и их последующее использование — это действия граждан, за которые установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 327 УК РФ.

Объектом данного преступного деяния являются удостоверения, государственные награды, штампы, печати, бланки, а также другие документы, дающие их предъявителю какие-либо права или освобождающие от обязанностей. При этом под документом следует понимать материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения.

Документы, в зависимости от того, от кого они исходят, подразделяются на официальные и неофициальные.

Если официальным считается документ, созданный, оформленный и удостоверенный в установленном порядке, то неофициальным — документ, созданный лицом вне сферы его служебной деятельности.

При этом существует возможность придания неофициальному документу статуса официального путем его удостоверения уполномоченным на это должностным лицом или компетентным органом и нотариусами.

Таким образом, объектом данного преступления является любой поддельный документ, выданный уполномоченным органом либо должностным лицом при исполнении им своих должностных обязанностей.

Исходя из смысла уголовного законодательства момент совершения преступления — сам факт изготовления поддельного документа. То есть, если лицо подделало документ, однако по не зависящим от него обстоятельствам фактически им не воспользовалось, преступление будет считаться уже совершенным.

Так, Санкт-Петербургский городской суд Определением от 03.12.2012 по делу N 22-8135/12 признал гражданина виновным в совершении подделки официального документа, а также в совершении покушения на хищение чужого имущества путем обмана и приговорил гражданина к лишению свободы сроком на один год шесть месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии.

 

Мошенничество как сопутствующее подделке документов преступление

 

Необходимо отметить, что подделка документов зачастую осуществляется с целью совершения иных преступлений. К одному из таких преступлений относится мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ), в том числе мошенничество с использованием служебного положения.

Под хищением ст. 158 УК РФ подразумевает совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Пленум ВС РФ в Постановлении от 27.12.2007 N 51 раскрывает понятия обмана и злоупотребления доверием: обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Согласно п. 3 указанного Постановления злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим.

Так, Московский городской суд Кассационным определением оставил в силе приговор Савеловского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2012 г. в отношении гражданина, приговоренного к лишению свободы сроком на четыре года с отбыванием наказания в исправительной колонии за использование копий паспортов граждан с целью подделки заявлений и договоров о включении их в список безработных граждан, открытии по поддельным доверенностям счетов в банках, получении на имена граждан банковских карт, на которые Департаментом финансов г. Москвы перечислялись денежные средства в соответствии с табелем выполненных работ, которые впоследствии гражданин снимал со счета.

Законодатель Федеральным законом от 29.11.2012 N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дифференцировал мошенничество и выделил в отдельный вид такое преступление, как мошенничество при получении выплат. Согласно ст. 159.2 УК РФ мошенничеством с целью получения выплат является преступление, цель которого — получение пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, совершенное путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

Данный вид мошенничества, сопряженный с подделкой документов, достаточно широко распространен в учреждениях и организациях.

Например, Западнодвинский районный суд Тверской области приговорил гражданку к шести месяцам ограничения свободы за подделку трудовой книжки с целью ее использования для получения пособия по безработице и субсидии на оплату коммунальных услуг. Биробиджанский районный суд 13 июля 2012 г. приговорил гражданку, работавшую главным бухгалтером в организации, к условному наказанию на трехлетний срок за подделку справок о зарплате с целью получения субсидии на оплату коммунальных услуг.

Таким образом, видим, что судебная система рассматривает подделку документов как составную часть цепочки преступлений, направленных на достижение одной цели.

 

Превышение должностных полномочий при подделке документов

 

Говоря о подделке документов, нельзя обойти стороной преступление, зачастую ей сопутствующее, — превышение должностных полномочий.

Согласно ст. 286 УК РФ превышением должностных полномочий является совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. При этом лицо должно осознавать, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Под должностными лицами в контексте названной статьи следует понимать граждан, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ <1>.

———————————

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19.

 

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

а) относятся к полномочиям другого вышестоящего или равного по статусу должностного лица;

б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Исходя из диспозиции ст.

286 УК РФ для квалификации содеянного как превышения должностных полномочий мотив (цель совершения) преступления значения не имеет.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 01.08.2012 по делу N 37-Д12-18 гражданин, являясь главой органа местного самоуправления, признан виновным и осужден за пособничество в преднамеренном банкротстве и совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества, в частности за совершение сделок по передаче, отчуждению и иному распоряжению имуществом, не входящих в его полномочия. По приговору Суда гражданину назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.

 

Наказание за преступление. Методы определения его размера

 

В связи с тем что рассматриваемые преступления совершаются, как правило, в совокупности, необходимо осветить вопрос о мерах наказания за данные преступления.

За преступления, предусмотренные ст. ст. 159, 159.2, 286, 327 УК РФ, установлена ответственность в зависимости от квалифицирующих признаков в виде штрафа, обязательных, исправительных либо принудительных работ, ареста, ограничения либо лишения свободы.

В случае совершения одним лицом либо группой лиц нескольких преступлений, за каждое из которых уголовным законодательством предусмотрена различная мера наказания, суды при ее назначении руководствуются соответствующими положениями уголовного законодательства.

Например, Постановлением Московского городского суда от 14.01.2013 по делу N 4у/5-83/13 оставлен в силе приговор Мещанского районного суда, по которому гражданин был осужден за пособничество в совершении преступления по ч. 5 ст. 33, подделку документов с целью сокрытия иного преступления по ч. 2 ст. 327 УК РФ — к одному году лишения свободы за каждое преступление в отдельности, по ч. 3 ст. 30 УК РФ (приготовление к преступлению, покушение на преступление), за мошенничество с использованием служебного положения по ч. 3 ст. 159 УК РФ — к двум годам лишения свободы.

Таким образом, видим, что за каждое преступление суд назначает отдельное наказание, соответствующее совершенному преступлению.

Отметим, что суд при назначении наказания должен учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В ст. ст. 61, 63 УК РФ перечислены основные смягчающие и отягчающие обстоятельства, которыми должны руководствоваться суды при определении меры наказания за совершенные гражданами преступления. В зависимости от наличия тех или иных обстоятельств степень наказания может варьироваться.

К обстоятельствам, смягчающим наказание, ст.

Что такое служебный подлог (комментарий к ст. 292 УК РФ)?

61 УК РФ относит:

а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

б) несовершеннолетие виновного;

в) беременность;

г) наличие малолетних детей у виновного;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

ж) явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления.

К обстоятельствам, отягчающим наказание согласно ст. 63 УК РФ применительно к рассматриваемым в статье преступлениям, можно отнести:

а) рецидив преступлений, то есть совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ст. 18 УК РФ);

б) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

в) особо активную роль в совершении преступления;

г) совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

д) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

е) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

ж) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

з) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.

Так, судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда Кассационным определением от 22.01.2013 по делу N 22-481/2013(22-9872/2012) назначила более мягкое наказание в отношении граждан, признанных виновными в использовании заведомо подложного документа и подделке иных официальных документов, в связи с совершением преступления впервые, отсутствием отягчающих обстоятельств. Наказание, назначенное судом первой инстанции, было изменено, и назначено более мягкое наказание.

При вынесении решения о назначении окончательного наказания за преступления, совершенные в совокупности, суды руководствуются положениями ст. 69 УК РФ, согласно которой применяются следующие методы определения наказания:

— поглощение менее строгого наказания более строгим;

— сложение назначенных наказаний.

При этом окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений.

В качестве примера можно привести приговор Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода в отношении гражданина, который был осужден за совершение шести преступлений мошенничества группой лиц — к наказанию в виде лишения свободы на два года за каждое, шести преступлений подделки удостоверений, официальных документов — к наказанию в виде лишения свободы на один год за каждое и покушения на совершение преступления подделки удостоверений и иных официальных документов — к наказанию в виде лишения свободы на шесть месяцев. В соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний по совокупности преступлений окончательно гражданину было назначено три года лишения свободы без ограничения свободы.

Подводя итог, отметим, что в законодательстве РФ всесторонне и в полной мере отражены особенности рассматриваемых преступлений, наработана обширная правоприменительная практика, при вынесении решений судами РФ назначаются наказания, учитывающие степень тяжести совершенных преступлений, наличие как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 292 УК РФ

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются.

Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4.

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог (действующая редакция)

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

Служебный подлог (ст. 292 УК).Управленческая деятельность нередко связана с оформлением и выдачей различного рода письменных актов, порождающих определенные юридические последствия. Такого рода письменные акты, называемые официальными документами, являются предметом служебного подлога. Закон определяет служебный подлог как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Именно таким путем субъект совершает посягательство на нормальную деятельность публичного аппарата управления, являющуюся объектомданного преступления.

Официальные документы — письменные акты, выдаваемые (исходящие) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ для удостоверения фактов или событий, имеющих юридическое значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа (штамп и печать организации, номер, дата изготовления) и быть подписаны соответствующим должностным лицом.

Сами по себе документы, исходящие от частных лиц, различных коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся к государственным или муниципальным органам и учреждениям (расписки, обязательства, справки, договоры и т. п.), официальным документом применительно к предмету посягательства, предусмотренного ст. 292 УК, на наш взгляд, не являются, поскольку служебный подлог — это посягательство на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата управления. Однако, если вышеназванные документы оказываются в ведении государственных или муниципальных структур, они приобретают характер официальных и способны стать предметом подделки по ст. 292 УК.

Информация, содержащаяся в автоматизированных информационных системах, не является официальным документом Искажение (модификация) компьютерной информации влечет ответственность по ст. 272 УК. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.

Статья 292. Служебный подлог

5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации")*.

Объективная сторонаслужебного подлога может быть выполнена одним из двух действий, указанных непосредственно в тексте закона: 1) внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Таким образом, подлог может быть материальным — внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным — составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа. Состав подлога формальный и преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий независимо от того, повлекло ли это деяние какие-либо последствия, был ли использован данный подложный документ.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы — это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К данной разновидности подлога относится также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т. п.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами. Подчистка заключается в уничтожении различными способами прежних записей или реквизитов в подлинном документе с возможной заменой их ложными.

Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции). Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает неофициальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога нет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 327 УК как подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, совершенная частным лицом как преступление против порядка управления.

В отличие от большинства составов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления субъектомслужебного подлога может быть не только должностное лицо, но и любой государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не выполняющий в государственных или муниципальных органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определил муниципального служащего как лицо, осуществляющее службу на должностях в органах местного самоуправления.

Субъективная сторонаслужебного подлога характеризуется прямым умыслом. Виновный достоверно знает, что он вносит в официальные документы ложные сведения, и столь же сознательно совершает иные действия, составляющие сущность подлога. При этом он должен руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями. Наличие какого-либо другого мотива при совершении действий, предусмотренных ст. 292 УК, исключает ответственность за служебный подлог.

Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное должно быть квалифицировано по совокупности как служебный подлог и приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения, или растраты надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и служебный подлог*.

Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует подделанный им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, контрабанды).

Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК и за пособничество совершению другого преступления. Так, если должностное лицо, государственный или муниципальный ‘служащий совершает подлог и выдает подложный документ, понимая, что этот документ будет использоваться для совершения хищения чужого имущества, виновный будет отвечать и за подлог, и за соучастие в хищении.

Закон считает служебный подлог преступлением небольшой тяжести.

В российской уголовно-правовой науке служебный подлог традиционно рассматривался в качестве специального вида злоупотребления должностными полномочиями. При совершении служебного подлога виновный использует свои должностные или служебные полномочия. А подлог, совершенный в целях сокрытия злоупотребления должностными полномочиями, предлагается квалифицировать по ст.292 и 285 УК РФ, т.е.

по совокупности преступлений.

Преступление, предусмотренное ст.285 УК РФ, состоит в злоупотреблении должностными полномочиями, т.е. в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом интересов общества и государства. Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица.

Очевидно, что сейчас превышение должностных полномочий уже не является специальным видом злоупотребления. Должностное лицо в процессе своей преступной деятельности может использовать предоставленные ему полномочия либо явно выйти за их пределы.

Служебный подлог следует рассматривать как частный случай превышения должностных полномочий. Внесение виновным в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно исправлений, становится возможным благодаря его должностному или служебному положению. При этом преступник совершает такие действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Субъект служебного подлога использует лишь свою близость к документам, что обусловлено характером его должностных или профессионально-технических служебных обязанностей.

Важно подчеркнуть, что квалифицировать действия должностного лица по ст.292 УК РФ можно только в том случае, если фальсификация документа стала возможной благодаря именно его служебному положению. Отсутствуют признаки данного преступления, например, при подделке диплома о высшем образовании государственным служащим, не связанным с соответствующим образовательным учреждением. В такой ситуации следует применять общую норму, т.е. ст.327 УК РФ.

Наличие общей нормы (ст.327 УК РФ) показывает: действия, характерные для служебного подлога, могут быть выполнены и общим субъектом, т.е. лицом, не являющимся должностным, государственным или муниципальным служащим, что характерно для превышения должностных полномочий. В свою очередь, злоупотребить таковыми может только то, кто ими наделен.

Специфическая особенность преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ, состоит в порождаемых им юридических последствиях. Злоупотребление должностными полномочиями и специальные его виды представляют собой по сути злоупотребление правом. Именно в способности изменять правоотношения и заключается существо должностных полномочий, их предназначение. Подобная ситуация складывается и при совершении преступления, предусмотренного ст.292 УК РФ. Предметом служебного подлога являются лишь официальные документы, т.е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них. Между тем отсутствие фиксируемых фактов в действительности или их неверная интерпретация делают документ юридически ничтожным. Ложный, фальшивый документ не в состоянии изменить правоотношения. Например, не становится собственником имущества лицо, его похитившее, невозможно приобрести самому или предоставить другому какие-либо права, составив подложный документ.

Сходство между служебным подлогом и злоупотреблением должностными полномочиями усматривается в том, что и в том и в другом случае между действиями виновного и служебными полномочиями должностного лица должна существовать определенная связь.

При злоупотреблении должностными полномочиями служебные полномочия должностного лица есть средство достижения преступного результата. Согласно уголовному закону, должностное лицо, используя свои служебные полномочия, достигает необходимого преступного результата. При служебном подлоге должна существовать связь между действиями лица, которое вносит в официальный документ заведомо ложные сведения или исправления, искажающие действительное содержание указанного документа, и полномочиями по совершению определенных действий с официальным документам. При отсутствии этой связи ответственность наступает по ст.327 УК РФ.


⇐ Предыдущая66676869707172737475Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 964 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *