1 третейский суд

1 третейский суд

Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.

Третейский суд рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  • общеевропейский третейский суд;

  • федеральный третейский суд;

  • местный третейский суд.

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

— корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:

  • о принадлежности акций;

  • долей в уставном капитале;

  • об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.

— договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);

— финансовыми отношениями между компаниями;

— защитой деловой репутации.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

Но есть и другие отличия:

— В возможности обратиться в суд:

  • в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;

  • для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

— В части назначения судей:

  • в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

  • в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.

— В части оплаты работы судов:

  • в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;

  • арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

— В части полномочий судов:

  • третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;

  • полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему компании обращаются в третейские суды

Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:

  • разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;

  • третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;

  • участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;

  • как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  • альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в <название государственного суда>, или в <название третейского суда>»;

  • безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в <название третейского суда>»;

  • конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с <вид нарушения> передаются на разрешение в <название третейского суда>. Все остальные споры передаются на разрешение в <название государственного суда>».

Требования к третейскому судье

Арбитр (третейский судья) — это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.

Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:

  • обязан иметь высшее юридическое образование;

  • не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.

Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Порядок третейского судопроизводства

В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.

Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом

Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение — письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.

Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав третейского суда для разрешения иска

Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.

Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.

Результат третейского разбирательства

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению.

В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа. Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

Штрафные санкции за неисполнение решения третейского суда

За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.

Третейский суд считается альтернативой государственной судебной системе. В России его деятельность подчинена законодательному регулированию, а исполнение его решений реализуется только через обращение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

Нормативно-правовая основа деятельности третейских судов

В современной России третейские суды действуют с начала 1990-х годов. Их формирование началось с принятием Постановления ВС РФ от 24.06.1992 №3115-1 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Затем последовало принятие Закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002, который достаточно долго регулировал деятельность таких судов. На сегодняшний день действует новый закон – ФЗ «Об арбитраже в Российской Федерации» от 29.12.2015 №382-ФЗ. Он, а также положения АПК РФ и ГПК РФ являются основной нормативно-правовой базой для осуществления третейского разбирательства, оспаривания и исполнения решений третейских судов.

С принятием нового Закона была сделана ставка на качество негосударственного арбитража, что неминуемо привело к предъявлению более высоких требований к деятельности третейских судов и арбитров. Результаты переходного этапа реформирования, который завершился к ноябрю 2017 года, были весьма показательны: количество третейских судов резко сократилось – с более чем 1500 до 4.

Изменения в используемых понятиях

Новое законодательство изменило понятийный аппарат и дополнило его новыми определениями:

  • Понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж» стали синонимами и означают процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом.
  • Изменилось определение третейского суда. Теперь это либо коллегия арбитров (третейских судей), либо единоличный арбитр (третейский судья). Ранее, напомним, под понятием «третейский суд» подразумевался именно суд – постоянно действующий или специально созданный для разрешения конкретного спора.
  • Постоянно действующие третейские суды заменили арбитражные учреждения. При этом требования возросли в разы, что и привело к сокращению количества судов до минимума.
  • Третейский суд, создаваемый для разрешения конкретного спора, остался. Правда, порядок его деятельности серьезно изменился. Такие суды не осуществляют функции администрирования, а значит, не имеют правовой возможности назначать арбитров, вести делопроизводство и собирать арбитражные сборы. Их деятельность и возможности ограничены на законодательном уровне. Преимущество отдано арбитражным учреждениям.
  • То, что ранее называлось третейским соглашением, стало арбитражным соглашением. Аналогичный подход и к третейской оговорке.

Виды третейских судов

Классификация третейских судов:

  • Арбитраж внутренних споров.
    Третейские суды для разрешения внутрироссийских споров делятся на 2 вида:
    • Первый вид — арбитражное учреждение (ранее – постоянно действующий третейский суд);
    • Второй вид — третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).
  • Международный коммерческий арбитраж, действующий в соответствии с ФЗ «О международном коммерческом арбитраже».

Постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при НКО (некоммерческая организация). Учитывая список требований и ограничений, перечень таких некоммерческих организаций сведен к минимуму. Фактически создание арбитражного учреждения невозможно без соответствующего решения со стороны государства (Правительства).

Подсудность

В рамках третейского разбирательства могут быть рассмотрены только споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений.

Обязательные условия передачи спора на рассмотрение в третейский суд:

  • Соглашение сторон.
  • Отсутствие законодательного запрета на передачу спора в третейский суд (определенной категории споров).

На рассмотрение третейского суда стороны вправе передать любой спор, посудный арбитражному суду или суду общей юрисдикции, если в законах не установлено для такого спора запрета или ограничения.

Арбитражное соглашение

Наличие арбитражного соглашения – ключевое условие передачи спора на разрешение третейского суда.

Важные моменты:

  • Соглашение может касаться определенных или всех возможных между сторонами споров, которые возникли или могут возникнуть из договорных отношений и (или) законного основания.
  • Соглашение заключается в письменной форме. Оно может быть условием договора (арбитражная оговорка) или отдельным документом.
  • Письменная форма считается соблюденной, если стороны обменялись письмами, телеграммами, факсами, процессуальными или иными документами, в том числе в электронной форме. Главное – наличие возможности достоверно установить, что документ исходит от конкретной стороны.

Практика и тенденции

Если в США и ряде европейских стран третейское разбирательство коммерческого спора – это скорее норма (более 50-60% всех споров), чем возможность, то в России все далеко не так. До реформы 2015-2017 гг. многие предприниматели называли третейские суды не иначе как «судами-помойками» или «карманными судами». Другие относились с настороженностью. И мало кто видел в них действительно эффективную альтернативу федеральным судам. Этим, собственно говоря, и была обусловлена реформа.

На сегодняшний день в масштабе всех рассматриваемых федеральными судами гражданских споров доля третейских разбирательств крайне невелика: грубо говоря, несколько тысяч против миллионов дел. С вступлением нового закона все ждали кардинальных перемен, но пока картина существенно не поменялась. Напротив, некоторые отмечают, что спрос на третейские суды серьезно упал.

ВНИМАНИЮ СТОРОН ТРЕТЕЙСКИХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ!
С 01 сентября 2009 года секретариат постоянно действующего Федерального третейского суда (Москва, Перова поля 1-й проезд, д. 11-А) находится по адресу:
105425, г. Москва, ул. Константина Федина, д. 4, оф. 9
РЕЖИМ РАБОТЫ СЕКРЕТАРИАТА:
вторник, четверг с 10.00 до 17.00
(предварительная запись по телефону обязательна)
ТЕЛЕФОН / ФАКС:
+7 (499) 163-51-20
E-mail: mtsud@mail.ru
В последнее десятилетие в Российской Федерации произошел переход от плановой к рыночной экономике, кардинально изменилось гражданское и процессуальное законодательство, резко возрос объем и значение договорных отношений между предприятиями и гражданами. Это объективно вызывает массу споров по вопросам заключения и исполнения договоров, а также их изменения, расторжения, признания недействительными и т.д.
Зачастую сторона, правая с материально-правовой точки зрения, обращаясь за защитой своих интересов в государственный суд, не может соблюсти бремени доказывания в споре с виновным контрагентом и оказывается проигравшей, будучи к тому же вынужденной заплатить и немалую государственную пошлину. Если даже такой стороне и удается доказать свою правоту, то с учетом многоступенчатости судебного процесса в государственном суде (первая, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции) и широких возможностей для затягивания недобросовестной стороной принятия решения по делу и его вступления в законную силу вплоть до нескольких лет, даже положительное решение для правой стороны может утратить смысл в связи с невозможностью его исполнения.
В результате мы имеем крайне неблагоприятную как для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, так и для отечественной экономики в целом ситуацию, характеризующуюся низким уровнем взаимной обязательности и ответственности участников хозяйственного оборота, определенной пробуксовкой судебной и исполнительной систем в экономической сфере и недостаточным уровнем правовой культуры в гражданском обороте.
Одним из возможных путей эффективного решения вышеуказанных проблем, в том числе конкретно для Вас, является использование механизма третейского суда.
В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений.
Третейский суд — это узаконенная альтернатива государственному суду, особенно актуальная в регионах, где непросто отстоять свою правоту в борьбе с более влиятельной стороной.
Производство в третейском суде осуществляется при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения о передаче спора на разрешение конкретного третейского суда, которое заключается сторонами в письменной форме.
Разрешение споров в третейском суде осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон. Каждой стороне предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и законных интересов.
Руководствуется третейский суд действующим законодательством – Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации.
Постоянно действующий Федеральный третейский суд (Москва, Перова поля 1-й проезд, д.11-А) образован Международным Фондом третейского судопроизводства (МФТС) и действует при этой организации.
Процедура третейского судопроизводства предельно ускорена и упрощена: в постоянно действующем Федеральном третейском суде (Москва, Перова поля 1-й проезд, д.11-А) всего одна инстанция, решение которой может быть принято в 15 — 20 дневный срок с момента подачи иска, вступает в законную силу немедленно и подлежит немедленному исполнению в добровольном порядке, при этом в случае необходимости исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда выдается компетентным государственным судом.
Следует отметить, что компетентный государственный суд при выдаче исполнительных листов воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела, установленных третейским судом и не пересматривает решение третейского суда по существу.
Если в третейском соглашении предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда не может быть отменено. Компетентному государственному суду также не предоставлено право изменить решение третейского суда, вынести новое решение, прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения, а также требовать от истца предоставления дополнительных документов.
Нормативную базу, регулирующая вышеуказанный механизм, представляют собой положения Гражданского кодекса Российской Федерации, где третейские суды указаны в качестве органов, осуществляющих судебную защиту гражданских прав, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», а также ряда иных законов и подзаконных актов.

Для того, чтобы разгрузить судебную систему во всем мире существуют негосударственные альтернативные суды. В нашей стране с 2002 года такие суды тоже стали возможны благодаря тому, что был принят Федеральный Закон «О третейских судах в Российской Федерации».

После принятия закона прошло уже 11 лет. Но до сих пор о третейских судах широкой общественности почти ничего неизвестно.

Так что же такое – третейский суд? Чем он занимается? Чем отличается от обычного суда?

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Третейский суд – это и есть основательно забытый опыт наших предков. Многие считают, что третейские суды впервые появились в Англии и Франции в конце XVII – начале XVIII веков. Но в России третейские суды известны еще с ХII века. Именно тогда появились выборные торговые третейские суды ивановского купечества, позднее – смешанные третейские суды для рассмотрения споров между новгородскими и немецкими купцами. Древнейшим и наиболее известным нормативным актом о третейском разбирательстве считается Договорная грамота великого князя Дмитрия Донского с князем Серпуховским Владимиром Храбрым от 1362 года.

Современный третейский суд представляет собой негосударственный способ защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Это не только альтернатива государственному суду, но и хорошее дополнение к системе государственного судопроизводства. Рассматривают дела в третейском суде такие же квалифицированные специалисты, как и в государственном. Из названия ясно, что это суд третьего лица, избираемого спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

В третейских судах рассматриваются гражданско-правовые и экономические споры. Но особенно эффективно в третейских судах разбираются споры «бытового» характера. Например, когда между двумя соседями возникает спор по поводу границы их земельных участков.

Третейские суды бывают постоянно действующие и созданные для разрешения конкретного спора, причем на основании действующего законодательства. Самой распространенной формой существования третейских судов являются постоянно действующие третейские суды, созданные при организациях, в которые могут обратиться как граждане, так и юридические лица по соглашению между спорящими сторонами. Решения третейских судов являются обязательными для исполнения, а также обеспечиваются силой принудительного исполнения государством, если участник спора отказывается исполнить его добровольно. Хотя такое бывает крайне редко.

Третейский суд позволяет быстро, справедливо и эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации. При этом участники спора часто сохраняют нормальные отношения друг с другом. Основной метод разрешения споров в третейском суде – достижение сторонами мирового соглашения. Около 80 процентов дел, которые проходят через третейский суд, заканчиваются мировыми соглашениями!

Процедура рассмотрения споров в третейских судах значительно упрощена, что позволяет экономить время, силы и, что немаловажно, деньги. Рассмотрение дела длится не несколько месяцев, как в обычных судах, а в течение месяца. Госпошлины нет, только третейский сбор. Да и дорогостоящих адвокатов к процессу не всегда надо привлекать.

Третейским судьям стороны должны доверять. Поэтому звание третейского судьи – это, прежде всего, категория моральная. А доверять право на разрешение спора стороны будут тому, кого считают справедливым и честным. В этом особенность третейского процесса.

Третейское рассмотрение спора имеет место, только когда обе стороны добровольно соглашаются, что их спор будет рассмотрен третьим лицом. Обращение к третейскому суду – это, прежде всего приход к согласию о доверии конкретному третейскому судье.

Если же третейский судья будет уличен во взяточничестве (или у него будет какая-то другая дурная слава), то доверие к такому суду пропадет, и стороны обратятся в другой суд. Это заставляет сами третейские суды очень ревностно следить за своей репутацией, которая у них должна быть безупречной. Иначе они просто лишатся клиентов. Поэтому взятки в третейских судах экономически не выгодны.

Вообще данная категория судов развиваются тогда, когда развивается гражданское общество. Чем большее количество споров рассматривается, не прибегая к государственным судам (то есть при помощи третейских судов), тем уровень самоорганизации общества выше. По состоянию третейских судов можно судить об уровне демократичности страны.

К тому же там, где третейские суды нормально работают, существенно снижается нагрузка на государственные суды. Ведь, чем больше споров рассматривается вне государственной судебной системы, тем меньше нагрузка на обычных судей. Поэтому институты третейского рассмотрения активно используются во всех странах мира!

Десять лет назад, в 2003 году, в Смоленске появился первый постоянно действующий Третейский суд. Он, как и все российские третейские суды, тоже вначале испытывал серьезные трудности в работе. По мнению председателя Смоленского Третейского суда Людмилы Зайцевой, в нашей стране не все так гладко с реализацией Закона «О третейских судах», и зачастую третейским судам мешают работать другие коллеги-юристы. Например, Арбитражные суды опасаются, что, если третейские суды встанут на ноги, то государственный арбитраж окажется ненужным.

«Мы мешаем государственным органам в создании монополии и создаем сильную конкуренцию обычным судам: ведь третейский суд рассматривает дела с недвижимостью во много раз быстрее, чем они, – объясняет Людмила Зайцева. – И мы это делаем не менее качественно. То есть у нас граждане и организации быстрее и дешевле решают свои проблемы, поэтому людям выгоднее обращаться в третейский суд.

Поэтому некоторое время назад на нас оказывалось сильное давление. Целью этих нападок являлось желание определенных кругов значительно уменьшить компетенцию третейских судов. К тому же мы сужаем поле коррупции, потому на нас и давили».

И получается, что с одной стороны, государство приняло Закон «О третейских судах в Российской Федерации», то есть проявило волю и желание иметь такие суды в нашей стране, а, с другой стороны, само же теперь не дает им нормально работать. Обычная российская история…

Дмитрий ТИХОНОВ

01 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)», который заменил действующий ранее Федеральный закон «О третейских судах в РФ».

Заметным нововведением стало то, что закон стал регламентировать порядок создания и функционирования арбитражных учреждений (третейских судов) (п.1. ст. 44 закона). Теперь арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях. Некоммерческие организации, в свою очередь, должны получить соответствующее разрешение Правительства РФ на осуществление функций арбитражного учреждения. Законом разрешен вопрос — могут ли третейские суды рассматривать корпоративные споры (п.7. ст. 7 Закона). Теперь прямо допускается такая возможность при обязательном указании на это соглашение в Уставе, но исключительно для определенных споров (п.11, п.1. ст.2. закона). Некоторые корпоративные споры могут рассматривать только государственные суды (в частности, о созыве общих собраний, об исключении участников, об обязательном выкупе акций и другие, предусмотренные п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ). Причем, в большинстве случаев для передачи корпоративного спора на рассмотрение третейского суда сторонами соответствующего третейского соглашения должна быть сама компания, все ее участники, а также лица, которыепрямо выразили свою волю об обязательности для него арбитражного соглашения.
Примечательным является также тот момент, что по сравнению с законом «О третейских судах», новый закон устанавливает обязательность установления срока разбирательства в правилах арбитража (п.6 ст. 45 Закона) и они не должны превышать сроки, установленные действующим законодательством. Как известно, в прежнем законе такие положения отсутствовали, что приводилона практике к затягиванию процедур разбирательства на неопределенные сроки.
Также правилами Арбитража по новому закону должен быть установлен фиксированный размер любых видов арбитражных сборов, в том числе гонорарных сборов, или правила их определения, а также состав и порядок распределения расходов. Если законом «о Третейских судах» в правила не обязательно включение размера гонорара третейских судей и может определяться с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств, то новый закон исключает необоснованно крупные затраты на ведение разбирательства.
Более подробно урегулирована сама процедура третейского разбирательства. Например, предусмотрены правила о том, как должны направляться документы и иные материалы сторонам третейского разбирательства, если они не урегулировали этот вопрос в соглашении. Такаякорреспонденция должна направляться по последнему известному месту нахождения способом, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию попытки доставки указанных документов и материалов.Документы и иные материалы считаются доставленными, в том числе, с даты фиксации попытки доставки, даже если сторона по указанному адресу не находится (п.2 ст. 3 закона).
Закон дополнен новой нормой, исключающей использование одной из сторон попытки»нейтрализации» третейского разбирательства на стадии ведения процесса или после его окончания, ссылаясь на несоблюдение диспозитивных норм закона или соглашения. Таким образом,если сторона своевременно не заявит о таких нарушениях, то она считается отказавшейся от своего права на возражение и подтверждает свое согласие на третейское разбирательство (ст. 4закона).
Таким образом, процесс третейского разбирательства по Федеральному закону от 29.12.2015 №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» становится более прозрачным и понятным всем участникам и во многом поможет избежать злоупотребления или ангажированности участия третейских судов, что, конечно же, увеличит степень доверия к ним.

📌 Реклама

Обзор подготовлен старшим юристом компании ЮРКОЛЛЕГИЯ Станиславом Лукшановым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *