156 статья

156 статья

Новая редакция Ст. 156 УК РФ

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 156 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что причиняется вред духовному, нравственному и психическому развитию ребенка.

1.1. Комментируемая статья состоит из одной части, закрепляющей основной состав преступления. Деяние, предусмотренное ст. 156, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие по поводу воспитания несовершеннолетних. Факультативным объектом может быть честь, достоинство, здоровье несовершеннолетнего.

3. Объективная сторона состава преступления выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может выражаться в отсутствии должной заботы о благосостоянии, всестороннем развитии и воспитании несовершеннолетнего, неуважении его человеческого достоинства, игнорировании его интересов и т.д. (ч. 3 ст. 1, п. 2, 3 ч. 2 ст. 54 СК РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть в форме действия или бездействия.

3.2. Жестокое обращение с несовершеннолетним может проявляться в насилии или угрозе насилия в отношении ребенка, оскорблении его человеческого достоинства, лишении воды и пищи, тепла, света, содержании его взаперти, в клетке, на цепи и т.д.

5. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление окончено в момент жесткого обращения с несовершеннолетним.

6. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели жесткого обращения с несовершеннолетним на квалификацию деяния как преступления не влияют.

7. Субъект преступного посягательства специальный — родитель или иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним.

7.1. О родителе или ином лице, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также педагоге см. коммент. к ст. 150.

7.2. Под другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения понимается работник, не обязанный по закону воспитывать несовершеннолетнего, но обязанный осуществлять за ним надзор.

Другой комментарий к Ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в ст. 156 УК РФ лица либо не исполняют вовсе, либо не исполняют должным образом свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

Физическое насилие заключается в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении любой степени вреда здоровью несовершеннолетнего. Совершение любого насильственного преступления является более тяжким, чем предусмотренное ст. 156 УК, и всегда требует квалификации по совокупности преступлений. Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др. Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.

3. Состав преступления — формальный, оно признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

4. Субъект преступления специальный: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных (служебных) обязанностей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к Ст. 156 УК РФ

1. Объектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК, выступают общественные отношения, связанные с обеспечением необходимого физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития несовершеннолетнего. Дополнительным объектом является здоровье несовершеннолетнего.

Согласно ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Статья 63 СК РФ возлагает на родителей право и обязанность воспитывать своих детей, а также нести ответственность за их воспитание и развитие, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Согласно ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

2. Объективная сторона преступления выражается в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными актами, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, указанных в диспозиции данной статьи (родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним).

3. Обязательным признаком объективной стороны является жестокое обращение с несовершеннолетним, которое может быть выражено в его избиении, издевательстве, унижении человеческого достоинства, отказе в питании, ограничении в свободе передвижения и т.д. Согласно п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Если невыполнение родителями или иными лицами, указанными в диспозиции ст. 156 УК, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних не сопряжено с жестоким обращением с ними, то уголовная ответственность исключается, поскольку данные действия образуют правонарушение, предусмотренное ст. 5.35 КоАП РФ.

В случаях, когда жестокое обращение образует самостоятельное преступление, например, причинение вреда здоровью различной тяжести, побои, истязание и т.д., такие действия следует квалифицировать по совокупности преступлений со ст. ст. 115, 112, 111, 116, 117 УК и т.д.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При этом лицо осознает, что не исполняет или ненадлежаще исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также свое жестокое с ним обращение, и желает совершить эти действия.

5. Субъектами данного преступления являются те же лица, что и перечисленные в ст. ст. 150, 151 УК.

Например, по приговору суда И. признана виновной в неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей и убийстве своей шестимесячной дочери, заведомо для виновной находящейся в беспомощном состоянии, совершенном с особой жестокостью, и осуждена по п. п. «в», «д» ч. 2 ст. 105 и ст. 156 УК.

В кассационной жалобе адвокат осужденной просил приговор суда отменить, дело прекратить, так как у осужденной не было косвенного умысла на убийство ребенка, она принимала меры по его лечению.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ изменила приговор и переквалифицировала действия осужденной с п. п. «в», «д» ч. 2 ст. 105 УК на ч. 1 ст. 109 УК, мотивировав решение следующим.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что вследствие неисполнения и ненадлежащего исполнения И. родительских обязанностей у ее дочери возникли инфекционные заболевания верхних дыхательных путей и кожных покровов, развитие выраженной гипотрофии.

В результате тяжелого инфекционного поражения кожных покровов, последующего развития общего инфекционного заболевания — сепсиса с явлениями септического шока и полиорганной недостаточности, выраженной гипотрофии наступила смерть шестимесячной дочери осужденной.

Суд, квалифицируя действия И. по п. п. «в», «д» ч. 2 ст. 105 УК, указал в приговоре, что виновная осознавала общественную опасность своего бездействия, предвидела возможность наступления общественно опасных последствий в виде наступления смерти ее малолетней дочери, не желала, но относилась безразлично к наступлению этих последствий, и сделал вывод, что И. умышленно причинила смерть потерпевшей.

Однако из показаний осужденной следует, что она лечила дочь самостоятельно, давала парацетамол, ставила детские свечи «Эффералган», думала, что режутся зубы, дочь не ела, срыгивала пищу, похудела, она смазывала потерпевшую зеленкой, поила соком, умысла на лишение жизни дочери не имела.

Данные показания осужденной в приговоре не опровергнуты, а, наоборот, из показаний судебно-медицинского эксперта и других видно, что какая-то помощь ребенку И. оказывалась.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что осужденная не предвидела возможности причинения смерти потерпевшей в результате своих деяний, но по обстоятельствам дела должна была и могла предвидеть это .
———————————
См.: Определение ВС РФ от 17.02.2009 N 5-О09-18; Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 год, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 16.09.2009 // БВС РФ. 2009. N 11 (извлечение).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 156 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением нормального развития несовершеннолетнего и его воспитания, а дополнительным — здоровье несовершеннолетнего.

При этом под воспитанием понимается процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Обязанность родителей и иных упомянутых лиц состоит не только в воспитании несовершеннолетних, но и в защите их прав и законных интересов, а также в заботе об их содержании.

Объективная сторона преступления выражается в действии или бездействии, т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами, а в организациях — и правилами внутреннего распорядка, соединенном с жестоким обращением. Ответственность за бездействие возможна при условии, если виновный должен был и мог выполнить возложенные на него обязанности. Возможность лица выполнить возложенные на него обязанности определяется объективными условиями, необходимыми для выполнения этих обязанностей, и субъективными, личностными качествами лица (образование, квалификация, опыт и пр.).

Для оконченного состава преступления наступления каких-либо последствий не требуется (формальный состав).

Понятие жестокого обращения раскрыто в абз. 4 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»: «Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)» <1>.

———————————
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.

Исходя из сложившейся практики применения ст. 156 УК РФ, ст. 65 СК РФ и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 жестоким обращением с несовершеннолетним следует признавать:

а) само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.;

б) активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.

По смыслу диспозиции ст. 156 УК РФ понятием «жестокое обращение» могут охватываться и такие действия родителей, воспитателей, педагогов, которые сознательно и целенаправленно побуждают или принуждают зависимых от них детей применять насилие к своим сверстникам или к самим себе. В уголовном праве такого рода действия рассматриваются как посредственное причинение вреда здоровью другого человека, влекущее такие же правовые последствия, как и в случае непосредственного совершения преступления <1>.

Для квалификации по ст. 156 УК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в сочетании с жестоким обращением с ним должно представлять систему таких действий (бездействия). Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление. В тех случаях, когда сам способ совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, образует самостоятельный состав преступления (истязание: например, систематические побои либо длительное лишение питья, пищи и сна, сечение, удушение, вырывание волос, связывание конечностей и т.д. — п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ; оставление в опасности: умышленное оставление тяжело больного или находящегося в опасном состоянии ребенка без помощи, отказ от оказания ему медицинской помощи — ст. 125 УК РФ; причинение вреда здоровью — ст. ст. 111, 112, 115 УК РФ; сексуальные посягательства — ст. ст. 131 — 135 и др. УК РФ), необходима квалификация по совокупности преступлений.

Аналогичный подход к квалификации содеянного должен быть и в случае, когда при систематически наносимых ударах ребенку в область головы после нанесения очередных ударов он теряет сознание и при падении ударяется головой, в связи с чем ему причиняется тяжкий вред здоровью, то такие действия должны квалифицироваться ст. 156 УК РФ и соответствующей частью ст. 118 УК РФ. Доведение несовершеннолетнего до самоубийства путем жестокого обращения с ним квалифицируется по совокупности ст. 156 и ст. 110 УК РФ.

В то же время не образует совокупности преступлений убийство, совершенное с особой жестокостью, например путем оставления ребенка без воды и пищи, поскольку в таких случаях жестокое обращение охватывается п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ <1>.

———————————
<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г. N 58-о04-43 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 3.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает правовую обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, что обращается с потерпевшим жестоко; он желает совершать такие действия и целенаправленно не выполняет свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. По отношению к наступлению вредных последствий для здоровья ребенка вина может состоять в неосторожности.

Невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — преступление, совершаемое специальным субъектом. Статья 156 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них (ст. 38 Конституции РФ). Обязанность заниматься воспитанием несовершеннолетних и заботиться о защите их прав возложена на родителей, а при их отсутствии или неспособности выполнять эти обязанности — на усыновителей, опекунов или попечителей, приемных родителей, а также на отчима и мачеху, братьев, сестер, дедушку и бабушку (ст. ст. 56, 63 — 65, 93, 94, 150 и др. СК РФ).

Под педагогами, работниками образовательных, воспитательных (дошкольных детских учреждений, образовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и воспитательных учреждений для трудных детей и подростков), лечебных либо иных учреждений имеются в виду прежде всего педагоги, воспитатели, врачи, обязанные осуществлять соответствующий надзор за несовершеннолетними в силу своих служебных обязанностей и выполнения профессионального долга.

Ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ.

В чем суть проблемы?

Ежегодно, огромное количество детей в мире страдают, и происходит это не только за стенами дома, но в семье, в том месте, где тот должен получить защиту и обеспечение. Что же именно подразумевает жестокое обращение с детьми в семье и почему эта проблема настолько актуальна?

Насилие над ребенком — комплекс действий, который наносит физический или эмоциональный вред.

Получив травму, часть не справляется с этой проблемой до конца своих дней, а тысячи вовсе умирают.

Права детей ущемляются не только в семье. Под жестоким обращением понимается и пренебрежение человеком, состоянием его здоровья и его нуждами, сотрудниками государственных учреждений — больницы, детские сады, школы и др.

Проблема жестокости по отношению к детям в мире растет с каждым днем, а ответственность за насилие должен понести виновник. В этой статье будут описаны виды насилия над детьми, как помочь жертве и насильнику, а также описаны последствия для жизни маленького.

Ниже описан ряд действий, которые подразумевают жестокое обращение:

  • Лишение базовых жизненных потребностей: питание, одежда и обувь;
  • Нарушение режима дня: не предоставляется отдых, время для сна и восстановления своих сил;
  • Не предоставляется потребное для выполнения гигиенических процедур;
  • Пренебрежение здоровьем: его не отводят на запланированные медицинские проверки согласно возрасту, не выполняются предписания врачей, не покупаются лекарства малышу при заболеваниях;
  • Действия, направленные на попрание прав: обращение не должным образом, неприемлемые методы воспитания, проявление грубости, раздражения, предъявление требований, которые он не может выполнить;
  • Насилием признается и ситуация, когда ребенок видит избиение у себя дома.

Ответственность по закону полагается лицу, который жесток по отношению к ребенку. Но, для того чтобы обратиться в суд или в другие инстанции по защите прав и интересов детей, необходимо выяснить причины, по которым лицо ведет себя неподобающим образом по отношению к малышу.

Законодательные акты

На какие нормативно-правовые акты можно ссылаться и руководствоваться ими в случае обнаружения и подозрения сотрудниками школы в том, что родители жестоко обращаются с детьми? Можно ли это доказать, а также привлечь виновников к ответственности?

Конвенция о правах ребенка гласит о том, что ребенок должен быть защищен от жестокого обращения, а защиту обязано предоставить государство тех стран-участниц, которые в рамках Организации Объединенных Наций, подписали документ.

Скачать текст Конвенции о правах ребенка

П. «а” ст. 37 Конвенции о правах ребенка гласит:

«Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам, расти в жестокости, в атмосфере бесчеловечности или в унижении. Наказание и обращение с ребенком не должно унижать его человеческого достоинства”.

Статья 19 упомянутого выше документа описывает необходимость предоставления ребенку защиты по следующим пунктам:

  • защитить от насилия в любой форме — физическое, психическое, сексуальное;
  • не оскорблять ребенка и не злоупотреблять его способностями и его жизнью;
  • защита базовых потребностей ребенка — забота, бережное отношение, безопасность;
  • защитить ребенка от эксплуатации.

Каждая страна-участница, подписавшая Конвенцию о правах ребенка, обладает правом изменять и вносить оговорки и поправки в документ, действительный на ее территории. Единственное требование — изменения не должны быть радикальными, и не должны противоречить общему духу международного документа и не идти вразрез с ним — защита прав ребенка, обеспечение его потребным для жизни.

Ряд стран оставил за собой право применять телесные наказания, обоснованные, при необходимости.

Согласно российскому законодательству, нет четкого определения термина «жестокое обращение с детьми”. В кодексе о браке и семье 1969 года было упомянуто это словосочетание, но не давалось определение. Упоминалось вскользь, как мотив для того, чтобы лишить родительских прав. На данный момент, документ заменен Семейным законодательством.

Причины

Ситуации, когда родители ведут себя неподобающим образом с детьми, возникают не просто так. Этому всегда есть объяснение, а именно — это результат того, что происходит или произошло с родителями, полученные ими травмы и т.д.

Причины насилия над детьми:

  • Жизненный опыт родителя. Жестоко ведут себя те из них, которые сами прошли через жестокость, игнорирование со стороны родителей, которых били, запугивали и не должным образом воспитывали. Это отразилось на том, какой личностью стал родитель, и как он ведет себя со своими детьми. Идеализирование отношений с детьми — вот к чему склонны такие родители, поэтому без психологической помощи им самим не справиться. Как только малый ведет себя неподобающим образом, они теряют контроль над эмоциями и срываются.
  • Болезнь/гиперактивность малыша. Постоянная слабость второго и зависимость от взрослого провоцирует гнев, усталость, нервный срыв на ребенке.
    Неукрепленная связь между родителем и ребенком. Эта проблема характерна для ситуаций, когда ребенок — недоношенный, усыновленный, или родитель и малыш были разлучены в детстве.
  • Стрессовая ситуация, спровоцировавшая взрослого вести себя агрессивно с малым, а поддержка близких и родных была недоступна.
  • Бедность. Родители, которые не смогли самоутвердиться и получить желаемый социальный статус, выплескивают свой гнев и раздражение на членов семьи.
  • Опекунство. Когда родитель не приходится биологическим, он склонен к проявлению агрессии и насилию чаще. Ситуация усугубляется в случае, когда опекун меняет часто сексуальных партнеров, что приводит к сексуальной распущенности и насилию в семье.
  • Небрежность. Страдают от этого в большинстве своем дети, которые родились в бедных семьях, постоянно нуждающихся в пропитании, одежде и др., в которых родители сами не получили воспитания, образования и др.
  • Зависимость старшего поколения от наркотиков или алкоголя. Под воздействием токсических веществ на организм, взрослые совершают необдуманные поступки, оскорбляя, унижая и избивая детей в семье.

Классификация

Насилие в семье сказывается на эмоциональном и физическом здоровье подрастающего поколения.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие над детьми;
  • эмоциональное;
  • пренебрежение.

Каждый из видов жестокого обращения с детьми имеет свои особенности и характеристики, но отличается тем, что приносит ребенку сильную эмоциональную травму.

Предназначение семьи — подарить ребенку ощущение, что он важен и что его значимость высока, что родители всегда его защитят. Но эмоционально раненый ребенок ощущает себя обузой и лишним звеном домашнего очага. Он постоянно ждет удара и не знает, что его ждет в будущем.

Физическое

Физическое насилие над детьми проявляется в нанесении ребенку телесных травм. Опекуны, родители и лица, несущие ответственность за ребенка, применяют такую форму насилия не столь специально, сколько по неосторожности, теряя самообладание и контроль над своими действиями.

Есть родители, которые считают, что наказание ребенка физически — это часть воспитательных мер. Но между избиением ребенка и воспитанием существует тонкая грань, которую переходят во вред малышу. Применяя постоянно суровые меры наказания, дети теряют доверие к родителям и постоянно патологически боятся их.

К непосредственно физическому насилию относятся:

Итак, применяя физическую силу в момент гнева и потери контроля, родитель рискует травмировать ребенка и его психику, восстановиться после чего ему будет тяжело или невозможно.

Сексуальное

Сексуальное насилие над детьми представляет собой ряд действий, в которых ребенок используется для стимуляции сексуальных фантазий взрослого или участвует в непосредственном половом акте по принуждению.

Жестокое обращение с подрастающим поколением в такой форме опасно, так как его сложно выявить или заметить признаки на теле ребенка. Последний боится рассказать об этом взрослым из-за чувства унижения, из-за страха и вины. Малый винит себя за совершенные действия и ему кажется, что если бы он вел себя лучше, был бы послушным, подобного бы не свершилось.

Насилие подобного рода — это не только принуждение несовершеннолетнего участвовать в половом акте со взрослым, это и ряд приведенных ниже действий:

  • принуждение выполнять стимулирующие действия;
  • ласкать взрослого;
  • выполнять действия и в той позе, которую он указывает;
  • просмотр порнографических фильмов и видео совместно.

Эмоциональное

Каждая форма насилия приносит тяжелую эмоциональную травму. И своего рода любое насилие напрямую действует на эмоциональное здоровье ребенка. Но есть ряд действий, направленных напрямую на воздействие на психику ребенка:

  • высказывания — оскорбление и унижение ребенка;
  • действия и слова ребенка высмеиваются;
  • малому угрожают в словесной форме;
  • все, что ребенок делает, подвергается критике;
  • несовершеннолетних изолируют от общения со сверстниками;
  • с детьми жестоко обращаются.

Предназначение семьи — проявлять заботу и дарить любовь друг другу. Когда несовершеннолетние этого не получают, а взамен получают жестокость, они страдают от ощущения собственной неполноценности.

Пренебрежение

Одной из форм жестокого обращения с ребенком является пренебрежение его базовыми потребностями. Подразделяется на несколько видов:

  • физические потребности: предоставление питания, одежды, жилья, обеспечение теплом и др;
  • эмоциональные потребности: отсутствие ласки и любви от старшего поколения, отказ от общения с малым, изолирование его от общения с другими сверстниками или взрослыми, в отдельных случаях, запрет ходить в школу, к соседям, в магазин и др.;
  • образовательные потребности: запрет посещать образовательные учреждения, не предоставляются документы в школу, не покупаются необходимые школьные принадлежности.

Дети, которыми пренебрегают, растут отчужденными, переполнены одиночества, чувства собственной никчемности и никому ненужности.

Важен и культурный контекст насилия и физического наказания. Ряд стран активно практикует и допускает частично насилие над женщинами, подростками и детьми, как меру наказания провинившегося. Границы приемлемого наказания зависят от допустимых экстремальных взглядов страны. Соответственно, этого влияет на наказание или лояльное отношение к виновному.

Популярным видом пренебрежения является отказ родителей ставить ребенку прививки из религиозных соображений, культурных или научных. Если здоровье малыша в порядке, нет нужды выяснять причину отказа от подобных мероприятий. Но если состояние малого находится под угрозой, родителей могут наказать по закону.

Как распознать насилие над ребенком?

Чем дольше несовершеннолетний подвергается насилию, тем тяжелее будет помочь ему в последствии. На ранних стадиях, при обнаружении насилия, пострадавшему можно будет помочь и восстановить его психическое здоровья. Но с годами проблема усугубляется, жертва не жалуется в соответствующие органы, а виновник остается ненаказанным.

Не всегда легко распознать насилие в семье. Чаще оно носит скрытый характер, в добавок к чему малых еще и запугивают и угрожают, не разрешая отвечать на вопросы знакомых о явных признаках агрессии и проявленного насилия.

Несмотря на сказанное выше, существуют особенности в поведении ребенка, которые указывают на проблему.

Итак, признаки насилия над детьми:

  • отказ от нового из-за боязни совершить ошибку;
  • запуганность, отсутствие привязанности к членам семьи, в частности, родителям, опекунам и др.;
  • поведение изменчиво, постоянно проявляется одна из следующих черт — серьезность, агрессия, пассивность и др.;
  • неуверенность в себе;

Заметив подобные проявления необходимо обратиться немедленно в правоохранительные органы. Помимо представленных выше характеристик, могут допускаться взрослым поколением нарушения против жизни и здоровья детей, половой неприкосновенности, пренебрежение воспитательными мерами и др.

Признаки физического насилия: побои, истязание. Выявить секусальное насилие можно благодаря поведению несовершеннолетнего. Не всегда признаки видны на теле пострадавшего. Признаки пренебрежения проявляются в наличии дистрофии, педикулезе и др.

Куда обращаться?

Первыми, кто может заметить подобные признаки и неладное в семье отдельно взятого ребенка, являются близкие родственники и сотрудники образовательных учреждений. Если одним из лиц выявлены признаки жестокого обращения с несовершеннолетним, стоит немедленно сообщить об этом руководителю школы, который в свою очередь, обязан обратиться в органы опеки и попечительства (телефонный звонок, после чего предоставляется 1 день для подачи письменной жалобы с описанием случая). Как ответ на полученное уведомление, сотрудники вышеупомянутой службы обязаны направить проверку по адресу проживания ребенка, с целью проверки условий проживания и воспитания того.

В состав комиссии по проверке входят следующие лица:

  • сотрудник образовательного учреждения, в котором зарегистрирован несовершеннолетний;
  • представитель органа опеки и попечительства;
  • в отдельных случаях привлекается сотрудник органов внутренних дел.

Результаты обследования условий проживания несовершеннолетнего вносятся в специальный акт.

Возникла проблема? Позвоните юристу: +7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!

Скачать акт обследования (образец)

Итоги проведенного расследования необходимо письменно оформить, зафиксировать информацию о произошедшем, приложить акт обследования, другие имеющиеся бумаги и направить пакет документов в правоохранительные органы или в органы прокуратуры. Соответствующие органы в обязательном порядке отреагируют.

Все документы по делопроизводству руководитель учебного заведения направляет также и в комиссию по делам несовершеннолетних, как свидетельство факта насилия над ребенком.

Защита детей от жестокого обращения в семье — обязанность и близких родственников, если они засвидетельствуют этот факт. Обратиться можно также в прокуратуру, органы правоохранительных органов, прилагая доказательства в виде сообщений, видеозаписи. Пожаловаться можно классному руководителю или руководству школы.

Последствия для жизни ребенка

Вне зависимости от степени тяжести нанесенного вреда несовершеннолетнему, он оставит отпечатки на его личности, препятствуя нормально и полноценно развиваться.

К последствиям можно отнести нарушения:

  • психологические;
  • физиологическое;
  • эмоционального характера.

Проявляются нарушения в виде неумения общаться с другими, замкнутости, неумении контролировать свои чувства, заниженной самооценке. Если информация, которую получает ребенок, говорит ему о том, что он ничего не стоит и что он никчемный, так он и будет думать, когда вырастит. Тревога — постоянный спутник тех, кто с детства жил в страхе. Любое ответственное решение в жизни будет вызывать страх падения и неудачи, даже если на то нет причины.

В таких случаях необходимо вмешательство, в том числе и медицинское. Без своевременной помощи, из ребенка формируется эмоционально подавленная личность, нервозная, не доверяющая окружающим.

Ответственность

Согласно российскому законодательству, виновный в насилии над ребенком должен понести наказание. Существует несколько видов ответственности, налагаемой за правонарушения подобного вида:

Административная ответственность

По статье 5.35 КоАП РФ, виновник может получить предупреждение или же на него может налагаться штраф размером от 100 до 500 рублей за следующий ряд действий по отношению к ребенку:

  • родитель не исполняет свои обязанности по содержанию, обеспечению ребенка всем необходимым для жизни;
  • не воспитывают должным образом;
  • не предоставляется возможность посещать школьные заведения и обучаться;
  • не ищет интересов ребенка.

Привлечь к ответственности в данном случае можно как родителей, так и законных представителей несовершеннолетних, коими могут быть опекуны или близкие родственники, у которых те находятся на содержании.

Все обязанности, которые возложены на данных лиц, описаны в статьях 63-64 СК РФ. Ряд положений взят из закона об Образовании.

Отметим, что к административной ответственности можно привлечь и сотрудника образовательного учреждения, но это в том случае, если он является родителем или законным представителем несовершеннолетнего, против которого совершил преступление.

Уголовная

Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми полагается в следующих случаях:

  • за физическое насилие;
  • за сексуальное насилие;
  • психическое насилие;
  • пренебрежение базовыми потребностями малолетних;
  • тотальное отсутствие заботы.

За жестокое обращение с детьми статья 156 УК РФ предусматривает наказание не только для членов семьи, но также и для работников:

  • воспитательных и образовательных учреждений;
  • лечебных заведений;
  • иные учреждения, которые должны были оказывать должную заботу несовершеннолетнему.

Пример: учитель бьет ребенка по голове во время занятий. Согласно должностной инструкции и закону, работник должен был делиться знаниями, и в его положения не входило физическое насилие над учениками. По статье 156 УК РФ, родители пострадавших обратились в правоохранительные органы с заявлением о том, что сотрудница образовательного учреждения должна быть привлечена к ответственности за жестокое поведение с детьми. По итогам проведенной проверки комиссией, педагог был отстранен от ведения педагогической деятельности сроком на 2 года.

Гражданско-правовая ответственность

Согласно Семейному кодексу РФ, родителей и лиц, выполняющих обязанности родителей, можно привлечь к ответственности за жестокость по отношению к несовершеннолетним. Это может быть ряд следующих действий:

  • при наличии угрозы жизни и здоровью, ребенка отбирают (статья 77 СК РФ);
  • лишают родительских прав (статья 69 СК РФ);
  • родителя ограничивают в правах на несовершеннолетнего (статья 73 СК РФ).

Встречаются случаи, когда сотрудник образовательного учреждения нанес вред здоровью ученика. В таком случае, родители или другие представители того по закону, подают иск с требованиями возмещения вреда. Дело рассматривается по статье 1087 ГК РФ.

По статье 151 ГК РФ, учителю могут предъявить требование о возмещении морального вреда, то есть, покрыть это денежной компенсацией.

Дисциплинарная ответственность

Подвергаются лица, которые ответственны в определенной мере за ребенка и его благополучие, воспитание, содержание. В частности, они привлекаются к ответственности за то, что оставили без внимания либо скрыли факт того, что ребенок подвергся жестокому обращению.

Лечение

Говоря о лечении такой комплексной проблемы, как проявление жестокости в семье и устранение последствий, стоит сказать, что множество случаев не выявлены. Лица, которые засвидетельствовали факт насилия и жестокости, не обращаются в правоохранительные органы. Поэтому, для помощи как ребенку, так и родителям, случай должен быть выявлен.

Далее схема действий такова:

  • Проводится лечение травм.
  • Гарантируется безопасность.
  • Консультирование семьи (удаление пострадавшего из семейной ячейки при необходимости).

Непосредственно лечение подразумевает оказание первой помощи ребенку, в частности, направление его к врачу для осмотра на наличие побоев, венерических заболеваний и др. Далее ребенку предоставляется безопасность для дальнейшей работы с ним.

Для предоставления безопасности пострадавшему, должен быть выявлен факт совершения преступления. Это возможно в случае, если лица, ставшие свидетелями жестокости в семье, не будут молчать и обратятся в правоохранительные органы. Собрать и предоставить доклад на замеченное насилие можно в службу защиты детей или в другие организации по защите прав несовершеннолетних.

Работники соответствующих органов могут связаться с родителями, предупреждая их о том, что их семью посетят и начнут расследование по поступившей жалобе.

Далее центры по защите прав несовершеннолетних помогают врачам и уполномоченным лицам понять, возможен ли повторный случай насилия в данной семье. При положительном ответе, ребенку подыскивается соответствующее безопасное место для жительства.

Варианты лучшего места для ребенка могут быть следующими:

  • разместить его у родных;
  • временное жилье;
  • госпитализация;
  • помещение во временную семью;
  • направление домой, но под контролем служб быстрого реагирования.

Итак, обеспечить ребенку первую помощь, медицинскую в том числе, важно. Но важнее всего следить за тем, как родители изменят свое отношение и благоприятная атмосфера начнет восстанавливаться.

Непрерывное предоставление помощи важно, но этому процессу может помешать переезды семьи. В связи с этим, сложно направить лечащего врача, психолога и специалиста службы по защите детей по конкретному адресу.

Последующее ведение ребенка, который пострадал от домашнего насилия, заключается в выполнении ряда действий уполномоченными лицами на протяжении установленного специалистами времени:

  • Посещение врача для проверки состояния здоровья несовершеннолетнего, для предотвращения избиений, сексуальных домогательств и др.;
  • Посещение семьи социальными работниками;
  • Визиты сотрудников правоохранительных органов;
  • Неформальная помощь родителям.

Заметим, что не всегда родители не обеспечивают должное детям по своей воле. Бывает, что взрослые не выстояли под тяжестью навалившихся проблем, а обратиться за помощью вовремя не смогли и не знали куда.

Узнав о похожей обстановке в семье, социальный работник может предложить родителям следующий выход из ситуации, без того, чтобы обращаться в правоохранительные органы:

  • помощь собрать документы для получения государственной помощи;
  • предоставить помощь в виду услуг домработниц, чтобы уставшие и находящиеся в состоянии стресса родители могли отдохнуть;
  • предоставить практическую помощь — уборка, стирка, поход в магазин, оформление ребенка в школу и др.

Охрана и забота о психическом состоянии здоровья родителей поможет им по-новому взглянуть на обстановку в семье, и спровоцирует желание изменить отношение. Помощь родителям также важна, как и лечение несовершеннолетнего.

Если ребенок подвергался сексуальному насилию, предоставление помощи может значительно затянуться, так как дети не хотят и не могут обсуждать свершившееся со взрослыми по причине стыда и вины.

Удаление из дома в более безопасное место может быть частью лечения. Принять решение об удалении несовершеннолетнего из дома может служба по защите детей, конечной целью которой является обеспечить защиту пострадавшего и предоставить ему безопасность. В отдельных случаях удаления из дома будет недостаточно, тогда уполномоченные сотрудники инициируют процедуру лишения родительских прав. В суде родители будут давать показания, процедуру контролирует семейный врач.

В случае, если суд одобряет ходатайство и родителя лишают родительских прав, семейный врач должен лично участвовать в процессе, или дать одобрение происходящему. Именно семейный врач является контактным лицом во время принятия судом решения о лишении родителей прав. Проводя беседы с теми, медик может помочь воссоединению семьи. Но, как показывает практика, рецидивы насилия возможны.

Профилактика

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье — комплекс мер, направленных на обучение родителей и, ответственных за несовершеннолетних, лиц. При необходимости, родителей и опекунов направляют в службы по защите детей, где проводится обучение живущих в семьях с повышенным риском насилия. Профилактикой напрямую должен заниматься и семейный врач или врач, которого назначили ответственным вести семью, навещать ее, проводить и приглашать на мероприятия по профилактике, детей и их родителей.

Не всегда взрослое поколение неохотно принимает помощь. Есть родители, которые сами росли в семьях повышенного риска насилия и понимают, что срываются на своих детях не по своей воле, а будучи сами в прошлом жертвами насилия. Обычно с такими предками легче работать, ведь они понимают ответственность и серьезность ситуации.

Профилактика может понадобиться еще и в случаях, когда женщина не родила, но она пренебрегает базовыми требованиями по уходу за собой и будущим малышом, пренебрегает здоровьем, курит, употребляет алкоголь или наркотики. Такими матерями чаще занимаются врачи, у которых женщина стоит на учете.

Случаи, когда в правоохранительные органы или службу опеки обращаются знакомые и близкие родственники семьи, это также можно считать мерой профилактики насилия над детьми, так как при зарождении проблемы, ситуацию еще можно спасти, и наладить отношения между родителями и детьми.

Помогать и предоставлять защиту несовершеннолетним, если в их семье они этого не получают, а столкнулись с жестокостью — задача каждого, кто определенным образом столкнулся с проблемой лицом к лицу — родственники, один из членов семьи, знакомые, работники образовательных учреждений и др.

Распространенные стереотипы

Профилактические меры по предотвращению насилия в семье будут невозможны, если не знать, как обстоят дела на самом деле. Часто люди заблуждаются в вопросе жестокости, проявляемой в семье, и имеют неправильное представление о реальной картине, происходящей там.

Ниже описаны распространенные стереотипы, связанные с насилием в семье, и методы их разоблачения:

  • Распространено мнение о том, что дети страдают непосредственно от физического насилия. Эта информация не оправдана, так как психика малолетнего еще не сформировалась, и он страдает от оскорблений и пренебрежения в такой же степени, как и от физического насилия;
  • Следующий миф заключается в том, что страдают только те, кто растет в неблагополучных и социально незащищенных семьях. Исходя из этого, во внешне благополучных семьях дети страдают, и этого никто не видит из-за сложившегося стереотипа о том, что у них все хорошо;
  • Некоторые думают, что только те могут обижать несовершеннолетних, кто сам прошел через страдания и кого в детстве ранили. Якобы, объясняется факт тем, что их психика покалечена. Но, существует ряд доказательств того, что люди, которыми в детстве пренебрегали или которых обижали, становятся теми, кто хочет защитить подрастающее поколение и предоставить необходимую поддержку.

Таким образом, проблема насилия и жестокости в семье требует комплексного подхода и внимания со стороны общественности. Только совместными усилиями семьи, органов защиты детей, правоохранительных органов и сотрудников образовательных учреждений, эта проблема не будет такой актуальной. Многим семьям достаточно вовремя протянуть руку помощи, чтоб они могли реабилитировать отношения с детьми.

Полный текст ст. 156 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 156 УК РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

1. Состав преступления:
1) объект: основной — общественные отношения, обеспечивающие интересы несовершеннолетнего и его нормальное физическое и психическое развитие, дополнительный — здоровье несовершеннолетнего;
2) объективная сторона: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего:
— родителем, иным лицом, на которое возложены эти обязанности по воспитанию;
— педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Обязательным условием при квалификации преступления по ст. 156 УК РФ является совершение деяния, соединенного с жестоким обращением с несовершеннолетним;
3) субъект: общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, и специальный субъект — педагог или другой работник образовательной организации, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел). Виновный сознает, что не исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего или исполняет эти обязанности ненадлежащим образом и жестоко обращается с несовершеннолетним.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции статьи.

2. Применимое законодательство:
1) Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 18);
2) СК РФ (гл.11, гл.12, в том числе ст. 63 СК, и др.);
3) ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (гл.2 и др.);
4) ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 12 — органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними);
5) постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (утв. Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей).

3. Судебная практика. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011).

Консультации и комментарии юристов по ст 156 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 156 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *