28 и 29 44 ФЗ
- требования к содержанию заявок во всех видах конкурентных закупок,
- требования к ЭТП обеспечить подачу типовой заявки, сформированной на площадке.
Содержание
- Кто разрабатывает типовые формы?
- Так надо или не надо сейчас использовать типовые формы заявок?
- Образцы типовых форм заявок
- Открытый аукцион
- Закрытый аукцион
- Открытый конкурс
- Закрытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Закрытый конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый двухэтапный конкурс
- Запрос котировок
- Запрос предложений
- Что регулируют ст. 28 и 29 44-ФЗ
- Какие преимущества и в каких случаях полагаются учреждениям уголовно-исполнительной системы при участии в закупках
- Какие организации инвалидов имеют право на преимущества при участии в закупках, и какие преимущества им предоставляются
- Ответственность за нарушения
- Правовое регулирование преимуществ участников
- Ответственность заказчика за непредоставление преимуществ
Кто разрабатывает типовые формы?
В постановлении готовых шаблонов нет. В ответ на вопросы участников закупок Минфин опубликовал письмо от 19.11.2019 № 24-06-05/89376. Вот его главные тезисы:
- Заказчики не обязаны разрабатывать типовую документацию.
- Типовую документацию утверждает Минфин.
- Обязанность применять типовую документацию наступит, после того как ее утвердят в приказе Минфина, но приказ еще не издан.
Так надо или не надо сейчас использовать типовые формы заявок?
После прочтения постановления № 1401 эксперты разделились на два лагеря:
- Одни считают, что формы обязательны для всех сторон госзакупок (поставщиков, заказчиков, ЭТП).
- Другие считают, что требование использовать типовые формы распространяется только на ЭТП и заказчиков: они должны прикладывать типовые формы в документации или встраивать в процесс подачи заявок. Более того, 44-ФЗ пока не дает заказчикам права отклонять поставщиков с нетиповыми заявками.
Несмотря на то, что в постановлении прямо не сказано, что поставщики обязаны использовать типовые формы заявок, мы все же рекомендуем это делать:
- Во-первых, любые письма Минфина только разъясняют его позицию и не являются нормативно-правовыми актами.
- Во-вторых, проще подстраховаться и оформить типовую заявку, чем доказывать в ФАС, что вас отклонили незаконно.
Наш отдел сопровождения торгов сделал свои шаблоны, которые соответствуют требованиям из постановления. Мы добавили их в раздел с инструкциями.
Образцы типовых форм заявок
Выберите нужный вариант и используйте в работе. Когда Минфин утвердит свои шаблоны, мы их заменим.
Открытый аукцион
Закрытый аукцион
Открытый конкурс
Закрытый конкурс
- Первая часть
- Вторая часть
- Предложение о цене
Конкурс с ограниченным участием
- Первая часть
- Вторая часть
- Предложение о цене
Закрытый конкурс с ограниченным участием
- Первая часть
- Вторая часть
- Предложение о цене
Двухэтапный конкурс
- Первая часть
- Вторая часть
- Предложение о цене
Закрытый двухэтапный конкурс
- Первая часть
- Вторая часть
- Предложение о цене
Запрос котировок
- Предложение о товарах, работах, услугах
- Предложение о цене
Запрос предложений
- Заявка
- Предложение о цене
В обязанности государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ входит предоставление преимуществ для отдельных категорий участников. В число таких участников госзакупок, которые могут рассчитывать на льготы, входят организации инвалидов и учреждения уголовно-исправительной системы. Перечень предоставляемых им преимуществ приведен в ст. 28 и 29 44-ФЗ.
Что регулируют ст. 28 и 29 44-ФЗ
При проведении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг конкурентными способами заказчики обязаны предоставлять ценовые преимущества учреждениям (предприятиям) уголовно-исправительной системы по ст. 28 44-ФЗ и организациям инвалидов по ст. 29 44-ФЗ.
Такие преимущества призваны стимулировать к участию в закупках организации инвалидов и учреждения уголовно-исправительной системы и дать им возможность конкурировать с представителями крупного бизнеса.
Согласно правилам 44-ФЗ, предоставление указанных привилегий является не правом, а обязанностью заказчика. Информация об указанных преимуществах подлежит включению в закупочную документацию. Стоит отметить, что до принятия 44-ФЗ заказчик по 94-ФЗ устанавливал преференции по своему усмотрению.
Сведения о преимуществах для учреждений уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов включаются в конкурсную документацию, извещение о проведении аукциона, запросе цен и пр.
С полным текстом ст. 28 44-ФЗ, которая посвящена участию учреждений уголовно-исправительной системы в закупках, можно ознакомиться здесь. Полная версия ст. 29 44-ФЗ по преференциям, которые полагаются организациям инвалидов, содержится .
Указанные в ст. 28, 29 44-ФЗ преимущества не распространяются на неконкурентные способы закупок (закупки у единственного поставщика по нормам ст. 93 44-ФЗ).
Какие преимущества и в каких случаях полагаются учреждениям уголовно-исполнительной системы при участии в закупках
Перечень учреждений, которые входят по российскому законодательству в уголовно-исполнительную систему, приведены в ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса. Сюда относят:
- уголовно-исполнительные инспекции;
- арестные дома;
- исправительные центры;
- колонии поселения и воспитательные колонии;
- лечебно-исправительные учреждения;
- исправительные колонии общего и особого режима;
- тюрьмы;
- колонии особого режима.
Также Перечень учреждений из УИС был установлен Постановлением Правительства от 2000 года №89. Согласно ст. 5 Закона №5473, в УИС также входят СИЗО, научно-исследовательские, медицинские, образовательные и проектные организации, которые обеспечивают деятельность уголовных учреждений.
Преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень Постановления Правительства №649 от 2014 года.
В 2016 году указанный перечень был дополнен Постановлением Правительства №724. В него вошли молоко, водоросли, сметана, сыры, холодильники, электронагреватели, уголь, ножи и пр. товары.
Информация о преференциях компаниям из числа УИС прописывается в закупочной документации и размещается в открытом доступе в ЕИС.
Суть предоставляемых преимуществ по ст. 28 44-ФЗ прописана в ч. 2 указанной статьи. Здесь сказано, что при победе в торгах учреждения из числа УИС по требованию победителя цена заключаемого с ним контракта увеличивается до 15%. При этом она не должна превысить значения НМЦК.
Если победитель уклонился от подписания контракта, то правило о возможности увеличения цены до 15% распространяется и на участника закупки, который сделал равное предложение с победителем или предложил ему лучшие условия по цене контракта.
Если буквально трактовать положения ст. 28 44-ФЗ, можно сделать вывод, что заказчик может предоставить участнику любые ценовые преимущества, главное, чтобы они находились в пределах 15%. Так, ранее в профессиональной среде бытовало мнение, что размер таких преимуществ мог составлять и 0,5% от цены контракта.
Но, согласно поясняющему письму Минэкономразвития №Д28и-2197 от 2014 года, преимущества предоставляются в фиксированном размере: как 15% от предложенной учреждениями УИС цены контракта.
Согласно разъясняющему письму Минэконоразвития от 2017 года №Д28и-1330, при установлении преимуществ заказчику следует руководствоваться наименованием объекта закупки из перечня, а не кодом. Дело в том, что в последние годы коды ОКПД-2 поменялись, и они могут не соответствовать наименованию.
В случае если в закупке представлены товары из указанного перечня и не входящие в него, то преимущества не предоставляются. Но заказчикам рекомендовано разбивать такие закупки на несколько. Дело в том, что если в перечне есть товары, в отношении которых преимущества не устанавливаются, заказчик нарушает требования о предоставлении преференций для отдельных товаров из перечня Постановления Правительства.
Также заказчику не стоит одновременно устанавливать преимущества для УИС и ОИ по ст. 28, 29 и ст. 30 44-ФЗ для СМП. Связано это с тем, что учреждения уголовно-исправительной системы по своей сути не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства и не вправе принимать участие в такого рода закупках. Устанавливая такие условия, заказчик ограничивает конкуренцию.
Какие организации инвалидов имеют право на преимущества при участии в закупках, и какие преимущества им предоставляются
В число организаций инвалидов по ч. 2 ст. 29 44-ФЗ входят:
- Общероссийские общественные организации инвалидов, созданные как союзы общественных организаций инвалидов, среди которых инвалиды и их законные представители — не менее 80%.
- Организации, чей уставной капитал полностью погашен из вкладов общероссийских организаций инвалидов. При этом в среднесписочной численности доля инвалидов должна быть не менее 50%, а доля их в оплате труда – от 25%.
Для получения преимуществ участник закупки, который входит в организацию инвалидов, должен задекларировать свою принадлежность к учреждению подобного типа. При этом никаких дополнительных документов, которые подтвердят его правовой статус, от участника запрашивать не вправе. Такое пояснение приведено в письме ФАС РФ от 2014 года № АЦ/37971/14.
Преимущества в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд для организаций инвалидов предоставляются, если закупаемые товары приведены в Перечне по Постановлению Правительства №341 от 2014 года. В закупочной документации заказчик обязан привести сведения, согласно которым, при проведении данной закупки этим учреждениям полагаются преимущества.
Преимущества для организаций инвалидов предоставляются по той же схеме, что и для УИС. То есть такие организации могут рассчитывать на преимущества в размере 15% от сделанного ими ценового предложения при заключении госконтракта. Приведем пример предоставления преимуществ для организаций инвалидов.
Например, НМЦК на поставку мебели составляет 100 тыс. р. Победителем стала организация, которая предложила цену в 80 тыс. р. Она входит в общество инвалидов. Поэтому при заключении контракта договор с ней подписывается по цене 92 тыс. р. (80 * 15%).
Другой пример: организация победила с ценовым предложением в 95 тыс. р. В этом случае госконтракт с ней будет подписан по цене 100 тыс. р. (не более НМЦК), так как при предоставлении полного преимущества в 15% цена госконтракта превысит НМЦК.
Ответственность за нарушения
В случае нарушения требований ст. 28, 29 44-ФЗ заказчику и ответственному лицу грозит административная либо дисциплинарная ответственность исходя из положений КоАП или Трудового кодекса. Административная ответственность наступает по следующим проступкам заказчика:
- За непредусмотрение положенных учреждениям УИС и ОИ преимуществ в закупочной документации — по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
- За преимущества организациям из указанных категорий, которые не были предусмотрены 44-ФЗ – по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
- За размещение извещений о закупке без указания положенных преимуществ — по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
- За заключение контракта с такими учреждениями без учета положенных им льгот по ст. 28, 29 44-ФЗ или при ненадлежащем учете таких преференций – по ч. 2,1 ст. 7.32 КоАП РФ.
Дисциплинарные взыскания для ответственных лиц за разработку документации по торгам наступает по ст. 192 Трудового кодекса. Под должностным лицом в данном случае понимается специалист контрактной службы или конкурсный управляющий.
Согласно положениям 44-ФЗ, указанным в ч. 3 ст. 99 44-ФЗ, за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе заказчику может грозить внеплановая проверка со стороны ФАС и других контролирующих закупочную отрасль инстанций. Это возможно, если учреждение УИС или ОИ пожалуется на него в ФАС на нарушение требований контрактной системы.
Таким образом, ФЗ-44 предусматривает определенные преимущества в процессе заключения контракта и выборе победителя для учреждений уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов. Они регламентируются положениями ст. 28, 29 44-ФЗ. Такие преимущества предполагают предоставление привилегии при учете ценового предложения участника в размере 15%. При нарушении указанных требований заказчику грозит административная и дисциплинарная ответственность.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»
3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Согласно положениям ст. 28 и 29 закона 44-ФЗ, государственные и муниципальные заказчики при осуществлении закупок обязаны предоставлять преимущество организациям инвалидов и пенитенциарным учреждениям за исключением случаев, когда осуществляется закупка у единственного исполнителя.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
8 (800) 350-31-84
Правовое регулирование преимуществ участников
Преимущество заключается в увеличении суммарной цены контракта на 15%, но не выше начальной максимальной цены. При отказе победителя от заключения контракта на данное преимущество имеет право обладатель заявки на конкурс, которой был присвоен второй номер, или предложившее такую же цену в электронном аукционе лицо.
Процедура получения преимущества описывается:
- в Постановлении №649 – для пенитенциарных учреждений;
- в Постановлении №341 – для организаций инвалидов.
Сведения о преимуществах, положенных, согласно ст. 28, 29 закона 44-ФЗ, должны быть указаны в закупочной документации и опубликованы в ЕИС заказчиком.
Часть 2 ст. 29 закона 44-ФЗ определяет следующие условия, которым должны отвечать организации лиц с инвалидностью для получения преимущества при закупках:
- число инвалидов в организации должно быть не менее 80% – для всероссийских организаций и их союзов;
- число инвалидов в организации должно быть не менее половины, если фонд оплаты труда инвалидов составляет не менее 25% от общего, и весь уставной капитал организации формируется всероссийскими союзами инвалидов.
Численность инвалидов определяется по отношению к количеству членов организации, имеющих право голоса на собраниях, или их законных представителей (для недееспособных инвалидов).
В Постановлении №341 приведен перечень товаров, при закупке которых предоставляется преимущество:
- полуфабрикаты из мяса;
- фруктовые и овощные соки;
- консервированные овощи;
- хлеб;
- воды бутилированные;
- текстиль, трикотаж;
- мебель;
- упаковка, емкости из металлов;
- крепеж, метизы;
- электротовары;
- предметы гигиены;
- полиграфическая продукция.
Также преимущество предоставляется при закупке услуг курортов, спорткомплексов и по переводу текста.
Получение преимущества происходит в следующем порядке:
- Проводится закупочная процедура и определяется победитель.
- Победитель подает заказчику заявление в свободной форме о наличии права на льготы в соответствии со ст. 29 44-ФЗ.
- Заказчик проверяет наличие у организации-победителя признаков, приведенных в ч. 2 ст. 29 44-ФЗ.
- В проект контракта вносятся изменения, касающиеся увеличения цены.
Если в закупке несколько лотов, то на 15% увеличивается цена за единицу товара, работы или услуги по каждому лоту.
К организациям уголовно-исполнительной системы, имеющим право на получение преимущества в цене госконтракта, относятся:
- уголовные инспекции;
- арестные дома;
- исправительные учреждения;
- колонии общего, строгого и специального режимов;
- колонии-поселения;
- тюрьмы;
- лечебно-исправительные организации;
- следственные изоляторы.
Госзаказчики обязаны предоставлять данным учреждениям преимущество в цене при закупке у них товаров из следующего перечня:
- кормовые растительные культуры;
- молоко и молочная продукция;
- бурые водоросли (ламинария);
- антрацит и бурый уголь;
- колбасные изделия;
- мука, хлеб и выпечка;
- консервированные фрукты и овощи;
- сахар, яйца куриные, дрожжи;
- столовые приборы;
- электробытовые приборы;
- кровати и тумбы.
В Постановлении №649 приведен данный перечень с указанием кодов классификации продукции (ОКПД 2). Получение преимущества победителем осуществляется по заявлению в свободной форме, поданному заказчику на этапе согласования условий проекта контракта.
Региональное законодательство вправе расширить данный перечень, ориентируясь на продукцию местных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Ответственность заказчика за непредоставление преимуществ
Если заказчик не предоставил организации инвалидов или уголовно-исполнительной системы, победившей в закупочной процедуре, преимущества в цене, то наступают следующие виды ответственности:
- административная;
- уголовная;
- гражданско-правовая.
Административная ответственность наступает при отказе в предоставлении преимущества лицу, имеющему право на такое преимущество, по ст. 7.30 КоАП, которая предполагает наложение штрафа в размере 3000 рублей на должностные лица заказчика (п. 4.2 ст. 7.30 КоАП). За неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров из льготных перечней штраф составит 15000 рублей для должностных лиц, а для организаций заказчиков – 50000 рублей.
Уголовная ответственность наступает, если в результате непредоставления преимущества организации инвалидов был причинен крупный материальный ущерб, или была получена незаконная выгода в крупном размере.
Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии искового заявления о возмещении ущерба от победителя закупки, которому госзаказчик отказался предоставлять преимущество в цене, или преимущество было предоставлено не в полной мере. Размер возмещения ущерба определяется арбитражным судом и не зависит от размера административных штрафов.
Важно учесть, что преимущество в цене не предоставляется при наличии в одном лоте или одной закупке товаров, относящихся к перечням из Постановлений 341 и 649 и товаров не из этих перечней.
При этом составление планов таких закупок на практике приравнивается к попытке заказчика уклониться от предоставления преимущества, согласно закону 44-ФЗ, и поэтому включение в план-график товаров из смешанных перечней не рекомендуется.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.