44 фз контрактный управляющий

44 фз контрактный управляющий

.

Содержание

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Контрактный управляющий по 44 ФЗ

Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2018 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Скачать

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

Скачать

Как назначить контрактного управляющего или организовать контрактную службу

Статья 38. Контрактная служба

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.


Кто такой контрактный управляющий и какие у него обязанности

Минфин в этом вопросе придерживается той же позиции, которую ранее занимало Минэкономразвития.

 

Финансовое ведомство также указало, что руководитель заказчика вправе сам исполнять обязанности контрактного управляющего, если на данную должность не назначен другой работник.

 

Минфин напомнил, что контрактный управляющий, работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

 

Документы: Письмо Минфина России от 07.11.2017 N 24-01-09/73185

 

Источник: Консультант Плюс

 

Текст письма Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2017 N 24-01-09/73185

 

Вопрос: О требованиях к контрактному управляющему и порядке его назначения; об ответственности за нарушение законодательства о закупках.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 ноября 2017 г.

N 24-01-09/73185

 

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части назначения контрактного управляющего, сообщает следующее.

По вопросу N 1

Положениями пунктов 5, 6 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона о контрактной системе, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона о контрактной системе в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

Положениями части 6 статьи 38 Закона о контрактной системе предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок» (далее — Стандарты).

Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона о контрактной системе.

Кроме того, для осуществления деятельности контрактного управляющего ведомственным приказом заказчика вносятся изменения в должностной регламент, трудовой договор контрактного управляющего в установленном порядке по решению руководителя заказчика, поскольку в соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель имеет право в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.

Таким образом, контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

По вопросу N 2

Положениями статьи 38 Закона о контрактной системе, а также Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрены ограничения и запреты на назначение руководителя заказчика контрактным управляющим.

Таким образом, в случае неназначения контрактного управляющего из числа работников заказчика руководитель вправе самостоятельно исполнять обязанности, возложенные на контрактного управляющего, в том числе с использованием электронной цифровой подписи.

По вопросу N 3

В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в случае нарушения положений статьи 38 Закона о контрактной системе виновные в нарушении лица будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

 

Директор Департамента бюджетной

политики в сфере контрактной системы

Т.П.ДЕМИДОВА

07.11.2017

Чтобы осуществлять закупки по 44-ФЗ, заказчики обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Статья поможет справиться с этой задачей.

Что такое контрактная служба

Это группа должностных лиц заказчика, которые выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). У службы обязательно должен быть руководитель.

Такая служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ).

Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу. Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо лишь назначить одного специалиста, ответственного за госзакупки.

Кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ

Это должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

На одного работника контрактной службы может быть возложена только часть обязанностей по госзакупке, например, планирование.

А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности работники руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о специальной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании такого подразделения Законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководителя организации-заказчика. Также он обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность ответственного за госзакупки, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

Вместе с тем при приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Образец приказа о создании службы

Скачать

Образец приказа о назначении управляющего

Скачать

Должностные обязанности

И служба, и единственный специалист по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Приведем общий перечень обязанностей и полномочий закупщиков, предусмотренный ст.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ: цели и задачи

38 Закона 44-ФЗ:

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Пример должностной инструкции

Скачать

Что изменилось с 1 января 2018 года

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2018 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

Однако ответственным за закупки больше нельзя назначить любое лицо. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

Если у сотрудника нет специального образования, его нельзя назначить на должность контрактного управляющего или включить в состав специальной службы. Разберемся, о каком образовании идет речь и как его получить.

Принцип профессионализма

Как и любая отрасль, требующая соответствующую квалификацию, Федеральная система госзакупок обязывает заказчиков повышать свои знания. В статье 9 44-ФЗ указано, что знания и навыки в сфере государственных закупок должны постоянно совершенствоваться, так как от профессионализма должностных лиц зависит как проведение процедур, так и исполнение контрактов.

Требования к образованию сотрудников контрактной службы

Обучение по закупкам 44-ФЗ играет важную роль в проведении закупочных процедур, так как работники организаций, проводящие закупки в рамках Федерального закона № 44, состоящие в комиссиях и контрактных службах, должны соответствовать требованиям законодательства. Так, к примеру, комиссия должна состоять из лиц, прошедших соответствующее образование в области закупочной деятельности или обладающих компетенциями, имеющими отношение к объекту заказа. Также члены контрактной службы, как и управляющий, должны иметь законченное высшее образование, специализирующееся в области госзакупок, либо пройти повышение квалификации или курсы профессиональной переподготовки.

Сотрудника, который не получил специальное очное или дистанционное обучение, контрактным управляющим по 44-ФЗ назначить нельзя.

Также для рассмотрения специализированных заявок могут применяться профессиональные стандарты (или профстандарты), но на данный момент требование не регламентировано ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ.

В настоящее время утверждены два профстандарта в сфере закупок: для специалистов и для экспертов — приказы Министерства труда и социальной защиты от 10.09.2015 № 625н и 626н соответственно.

Где обучиться

Форма обучения по государственным закупкам может быть любая: очная, очно-заочная или дистанционная. На сегодняшний день популярно дистанционное обучение по 44-ФЗ, что существенно повышает профессионализм заказчика без отрыва от основной деятельности.

Сама форма обучения не регламентируется, но вот сроки и объемы образовательной программы должны соответствовать Федеральному закону о госзакупках № 44:

  • для сотрудников контрактной службы и членов комиссии программа должна быть не менее 108 часов;
  • для руководителей — не менее 40 часов.

На сегодня открыто много государственных учебных заведений, которые проводят обучение в области госзакупок в любой форме:

  • Институт госзакупок, г. Москва;
  • РАНХиГС, Центр развития конкурентной политики и государственного заказа, г. Москва;
  • ВШЭ, Институт управления закупками и продажами, г. Москва;
  • Межрегиональная академия повышения квалификации, г. Пенза;
  • Академия контрактных отношений, г.

    Контрактный управляющий по 44-ФЗ

    Москва.

В этих и других заведениях возможно обучение 44-ФЗ дистанционно с выдачей удостоверения, которое позволяет вести трудовую закупочную деятельность в государственных и муниципальных организациях.

Как закупить образовательные услуги

П.

3 ст. 33 44-ФЗ позволяет закупить такие услуги у единственного поставщика. Либо можно организовать конкурентную процедуру.

Библиотекой ЕИС предусмотрен типовой контракт на госзакупку образовательных услуг, это позволяет избежать ошибок при проведении закупочной процедуры, а также злоупотреблений со стороны заказчика.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *