44 ФЗ статья 45

44 ФЗ статья 45

Банковская гарантия в торгах государственных заказчиков жестко ограничена рамками Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и рядом других нормативно-правовых актов. Основные ограничения касаются безотзывности гарантии, четкого обозначения в законе допустимых и недопустимых требований к форме гарантии, наличие перечня банков, имеющих право выдавать гарантии по 44-ФЗ и реестра самих гарантий для обеспечения большей прозрачности процедуры.

Банки

Банки, которые имеют право выдавать банковские гарантии по 44-ФЗ отличаются следующими характеристиками (в соответствии с ч. 3 ст. 74.1 НК РФ):

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной ЦБ РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
  • соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  • отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Настоящий подпункт не применяется к банкам, в отношении которых реализуются меры по предупреждению банкротства, осуществляемые с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень ведется Министерством финансов РФ на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов РФ.

Важно!

Гарантия, выданная банком, не включенным в перечень Минфина, не считается легитимной и не будет принята Заказчиком. Также проблемы могут возникнуть в случае, если банк, предоставляющий гарантию будет исключен из перечня Минфина в течение срока действия гарантии.

Реестр банковских гарантий

Согласно ч.ч. 8, 8.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, должны быть включены в один из видов реестров:

  • в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (ЕИС);
  • если заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну – в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается.

Банк, выдавший участнику закупки гарантию, обязан внести в реестр все сведения о ней в течение следующего рабочего дня после ее выдачи. Если выдача гарантии состоялась, но данные не были занесены в реестр, то заказчик обязан отказаться от ее принятия (п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Основные характеристики банковской гарантии по 44-ФЗ

Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен в 44-ФЗ, на условиях, предусмотренных ГК РФ и 45 статьей 44-ФЗ. Оформление осуществляется легитимным представителем банка-гаранта.

Учитываются следующие требования:

  • обязательное закрепление в банковской гарантии права Заказчика требовать выплату обеспечения исполнения контракта по банковской гарантии в случае неисполнения Поставщиком своих обязательств. Сумма выплаты должна составлять размер цены контракта за минусом объема исполненных по факту Поставщиком обязательств (но не превышающим размер обеспечения исполнения контракта);
  • право Заказчика требовать выплату суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случаях, установленных частью 13 статьи 44 44-ФЗ);
  • право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
  • условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
  • перечень документов, которые Заказчик передает банку вместе с требованием о выплате по гарантии (в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1005 от 8 ноября 2013 г.).

Недопустимо включать в банковскую гарантию:

  • положения о праве гаранта (банка) отказывать в удовлетворении требования Заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту Заказчиком уведомления о нарушении Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством Российской Федерации);
  • требования о предоставлении Заказчиком банку отчета об исполнении контракта;
  • требования о предоставлении Заказчиком при направлении требования о выплате любых документов, не включенных в перечень документов, утвержденных ПП №1005;
  • включение в условия банковской гарантии требования о представлении Заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Справка

если гарантия предоставляется в бумажном виде – все листы должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны и скреплены печатью банка-гаранта. При этом Заказчик не имеет права включать требования об обязательном предоставлении гарантии в бумажном виде – электронный документооборот с использованием квалифицированной ЭП обладает равным юридическим статусом.

В банковской гарантии, согласно ст. 368 ГК РФ (п. 4) обязательно указываются:

  • дата выдачи обязательства;
  • принципал – должник по обязательствам (Поставщик);
  • бенефициар – выгодоприобретатель (Заказчик);
  • гарант – в рамках требований 44-ФЗ — это всегда банк, гарантии на госконтракты не могут предоставляться иными финансовыми организациями;
  • основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
  • обстоятельства, наступление которых становятся основанием для выплаты суммы по гарантии (уклонение от заключения контракта, невыполнение обязательств по исполнению контракта).

Ч. 2 ст. 45 44-ФЗ также включает требования о том, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом Заказчику в установленных частью 15 статьи 44 44-ФЗ, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом Заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 44-ФЗ;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику;
  • срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 44-ФЗ;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.

Определение размера обеспечения госконтракта (регулируется ст. 96 №44-ФЗ, п.6-7):

  • размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 15% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • в случае, если НМЦ превышает пятьдесят миллионов рублей, Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% НМЦ контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
  • в случае, если аванс превышает 30% НМЦ, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
  • в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦ контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
  • если при проведении конкурса или аукциона НМЦ контракта составляет 15 млн. рублей и менее, а участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена на 25 и более процентов ниже НМЦ контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере на 1,5 раза больше установленного обеспечения или дает информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки и обеспечение в стандартном объеме одновременно.

Рассмотрение банковской гарантии

Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  1. Отсутствие информации о банковской гарантии в реестрах банковских гарантий.
  2. Несоответствие банковской гарантии условиям 45 статьи 44-ФЗ (ч. 2,3).
  3. Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся:
  • в извещении об осуществлении закупки;
  • приглашении принять участие в определении Поставщика;
  • документации о закупке;
  • проекте контракта, который заключается с единственным Поставщиком.

В случае отказа в принятии банковской гарантии в течение трех рабочих дней Заказчик должен в письменной форме или в форме электронного документа проинформировать об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Банковская гарантия по 44-ФЗ от Финансового супермаркета ЭТП ГПБ

Финансовый Супермаркет ЭТП ГПБ предоставляет широкие возможности для получения банковской гарантии, соответствующей строгим требованиям закона о «О контрактной системе…»:

  • сотрудничество с банками из перечня Минфина и подбор наиболее выгодных условий предоставления гарантии;
  • возможность получить гарантию для молодых (до 6 мес. с открытия) компаний;
  • варианты с обеспечением и без;
  • индивидуальный подход – с учетом, срока контракта, суммы обязательств, требований заказчика и множества других условий;
  • подбор вариантов и решение в течение дня.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Законодательство о госзакупках регулирует порядок обеспечения необходимыми товарами и услугами государственных и муниципальных нужд. Значимым аспектом в этом процессе является предоставление банковских гарантий, условия которых предусматривает статья 45 ФЗ-44.

Что это такое?

Банковская гарантия — это способ обеспечить выполнение контракта, при котором банк или другая кредитная организация обязуется выплатить заимодателю, предусмотренную соглашением денежную сумму. Перечень банков, которые отвечают необходимым требованиям и имеют право предоставлять гаранты, утвержденный Министерством финансов, приводится в статье 45 ФЗ-44.

Банковская гарантия оформляется в письменной форме в бумажном или электронном виде. Последний способ позволяет сэкономить время на подачу документов в банковское учреждение. Процесс получения банковского поручительства происходит посредством следующих этапов:

  • выбор банка, который будет выступать гарантом из списка, утверждённого Минфином;
  • уточнение условий, на которых банк обеспечивает гарантию;
  • составление заявления и подача его вместе с прилагающимися документами.

Список документов, необходимых для получения банковской гарантии:

  • заявление по предоставленной банком форме;
  • анкета с информацией о заказчике;
  • учредительные документы;
  • документы, которые подтверждают полномочия руководителя или других лиц, действующих от имени организации;
  • бухгалтерские отчёты за последний год с расшифровкой;
  • проект соглашения о поставке.

Вся информация о предоставленных гарантиях, в соответствии с положением п.8 ст. 45, вносится банками в специальный единый реестр. Данные должны быть внесены в реестр в течении одного дня после выдачи гарантии. Если данная процедура не была выполнена, то согласно требованию п.6 ст. 45, заказчик обязан отказаться от неё.

Читайте также о ФЗ №44 статья 94. Подробнее

Требования

В статье 45 законодательства № 44 предусматриваются следующие требования к банковским гарантиям:

  • безотзывность;
  • установленная контрактом денежная сумма, которую требуется выплатить заказчику при определённых условиях;
  • предусмотрение неустойки в размере 0.1 процента, которую гарант обязан выплатить за каждый день просрочки;
  • условия выполнения обязательств гаранта;
  • период действия банковской гарантии в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
  • дополнительные условия;
  • список документов, который заказчик должен предоставить банку для осуществления денежных выплат по соглашению.

Запрещается включать в условия осуществления банковской гарантии требования о предоставлении актов, подтверждающих неисполнение принципалом своих обязательств по контракту. Также и сам гарант не вправе требовать документы, подтверждающие выполнения предусмотренных соглашением обязанностей сторон.

Срок предоставления банковской гарантии

Согласно условиям статьи 45 ФЗ-44, банковская гарантия предоставляется в течении 5 дней с момента поступления соответствующего обращения. Данная процедура должна осуществляться только в период действия поручительства.

ФЗ-44 предусматривает право заказчика списать со счёта гаранта необходимую сумму, если он в течении пяти дней после требования осуществить выплаты по контракту не выполнил своих обязательств. В свою очередь заказчик располагает трёхдневным сроком на рассмотрение полученной от банка гарантии в качестве обеспечения исполнения обязанностей по контракту.

Срок действия согласно закону

Срок на который предоставляется банковская гарантия, зависит от продолжительности действия контракта. Согласно законодательству период осуществления банковского поручительства должен превышать на один месяц и более период исполнения обязательств принципата. В определённых случаях этот период может быть изменён:

  • если при изменении срока действия контракта период гарантии не покрывает его;
  • если обязательства поставщика были выполнены раньше срока;
  • если контракт заключён на несколько лет, можно поэтапно продлевать срок действия банковского поручительства.

Пример банковской гарантии

Пример составления банковского поручительства по ФЗ-44 можно скачать по ссылке. В предложенном образце предусмотрены основные положения оформления гарантии в соответствии с требованиями текущего законодательства.

Текст соглашения может варьироваться в зависимости от условий и предмета договора. Каждый договор составляется индивидуально и подстраивается под текущие нужды заказчика.

Скачать текст 45 статьи 44 ФЗ

Для ознакомления с деталями Федерального закона № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рекомендуется скачать текст его актуальной редакции по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-44

Текст статьи 95 ФЗ-44 в последней редакции, предназначенный для подробного изучения, доступен по следующей ссылке.

Скачать статью 95 ФЗ-44

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

1.3. В течение срока реализации утверждённого Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, банковскими гарантиями такого банка могут быть обеспечены заявки и исполнение контрактов вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

1.4. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Центрального банка Российской Федерации указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

1.5. Сведения о факте и дате утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, и сведения о факте и дате принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днём принятия указанного решения.

1.6. В случае, если банк, включенный в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, такой банк включается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днём получения от Центрального банка Российской Федерации сведений, указанных в части 1.5 настоящей статьи.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  • 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьёй 96 настоящего Федерального закона;
  • 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • 5) срок действия банковской гарантии с учётом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
  • 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счёта гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признаётся дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьёй 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трёх рабочих дней со дня её поступления.

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  • 1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьёй реестрах банковских гарантий;
  • 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
  • 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

8. Банковская гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

  • 1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
  • 2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
  • 3) денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;
  • 4) срок действия банковской гарантии;
  • 5) копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи;
  • 6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

10. Утратила силу с 1 апреля 2015 г.

11. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой её выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.

12. В случае предоставления нового обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 30 статьи 34, пунктом 9 части 1 статьи 95, частью 7 статьи 96 настоящего Федерального закона возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

Извещение о закупке

Кроме особых случаев, заказчик всегда размещает извещение о закупке в ЕИС и публикует в нем такую информацию:

  1. Название организации, юридический адрес, электронную почту, телефон, ФИО должностного лица со стороны заказчика или специализированной организации, которая проводит закупку.
  2. Условия контракта, которые описывают закупку в соответствии с требованиями из ст.33, информацию о количестве товара, месте поставки или выполнения работ. Сроки исполнения контракта, НМЦ и источник финансирования.
    Если объем работ нельзя определить, заказчик указывает цену всех запасных частей или единицы работы. Например, такое бывает в закупках по ремонту техники, оказанию услуг связи, юридических, медицинских, образовательных и гостиничных услуг.
    Если закупают регулярные перевозки, можно оплачивать фактически выполненные работы, но в размере, который не превышает НМЦ и объем работ.
  3. Идентификационный код закупки.
  4. Ограничение участия (например, закупки только для СМП или с применением национального режима).
  5. Способ определения поставщика.
  6. Срок, место и порядок подачи заявок.
  7. Размер и порядок внесения обеспечения заявок и условия банковской гарантии (если это бумажный конкурс).
  8. Требования к обеспечению контракта, его размер, порядок предоставления, информацию о банковском сопровождении контракта.

Изменение и отзыв заявок

Участник закупки может изменить или отозвать свою заявку:

  • в конкурсе,
  • аукционе,
  • запросе предложений,
  • запросе котировок (в некоторых случаях, о которых мы писали в статье про запрос котировок).

Отозвать заявку можно только до истечения срока подачи заявок.

Обеспечение заявок в конкурсах и аукционах

Заказчик требует от участников обеспечить заявки во всех видах конкурсов и аукционов:

  • В бумажных процедурах поставщик сам выбирает, как обеспечить заявку: деньгами или банковской гарантией.
  • В электронных закупках до 1 июля 2019 года обеспечить заявку можно только деньгами.

Получить банковскую гарантию по 44-ФЗ вам поможет наш бесплатный сервис. Онлайн в одном окне сравнивайте условия, выбирайте лучшие и взаимодействуйте с банками.

Банковская гарантия для обеспечения заявки должна соответствовать требованиям из статьи 45 44-ФЗ, а срок ее действия должен составлять не меньше двух месяцев с окончания срока подачи заявок. Если участник конкурса или закрытого аукциона представил документы, которые подтверждают внесение обеспечения (например, платежку банка), но до даты оценки заявок деньги не поступили на счет заказчика, его считают не предоставившим обеспечение. В этом случае заявку отклонят.

Размер обеспечения заявки изменился 1 июля 2018 года. В закупках до 1 млн заказчик может не требовать обеспечения. Если в закупке есть обеспечение заявки, то оно будет таким:

  • от 0,5 до 1 % от НМЦ, если закупка до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 % от НМЦ, если закупка дороже 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки в электронных закупках

До 1 октября 2018 поставщики переводят обеспечение заявки по старым правилам — на счет ЭТП.

Операторы ЭТП открывают всем аккредитованным участникам счета, на которые те переводят обеспечение заявок. Когда участник закупки отправляет свою заявку на электронный аукцион, ЭТП в течение одного часа блокирует деньги, равные обеспечению заявки. Если денег на счету недостаточно, оператор вернет заявку. Остальными деньгами участник закупки может распоряжаться по своему усмотрению.

С 1 октября 2018 действуют новые правила обеспечения заявок в электронных процедурах — с помощью механизма спецсчетов. Участник закупки открывает спецсчет в банке, который включен в правительственный перечень. Все банки имеют соглашение с ЭТП, на которых проходят закупки по 44-ФЗ.

В течение одного часа после окончания подачи заявок нужная сумма автоматически заблокируется на спецсчете участника. Если денег недостаточно, заявку отклонят. Нужно быть внимательным.

Участник может использовать деньги на спецсчете только для обеспечения своих закупок.

На все деньги, в том числе заблокированные для обеспечения заявки, банки будут начислять процент.

Когда вернут обеспечение заявки?

Обеспечение заявки вернут:

  • В бумажных процедурах в течение пяти рабочих дней,
  • В электронных закупках в течение одного рабочего дня с даты наступления одного из перечисленных ниже случаев.

Деньги возвращают в следующих случаях:

  • Закупка завершилась. Деньги вернут всем, кроме победителя, который получит назад обеспечение заявки, после того как подпишет контракт.
  • Закупку отменили.
  • Заявку участника отклонили.
  • Участник отозвал заявку до окончания срока подачи заявок.
  • Поставщик подал заявку после окончания срока подачи заявок.
  • Поставщика отстранили от участия в закупке, так как он не соответствует требованиям (гарантия в этом случае не возвращается, но деньги по ней не взыскивают).
  • Заказчик отказался заключать контракт с победителем закупки лекарств в одном из двух случаев: предельная цена на предложенное лекарства не зарегистрирована или цена победителя превышает предельную цену (ч. 9 и 10 статьи 31-ФЗ).
  • ФАС не согласовала заказчику заключение контракта с единственным поставщиком.

Участник закупки не получает назад обеспечение заявки в одном из этих случаев:

  • Победил в бумажном/ электронном конкурсе или аукционе, но уклоняется заключить контракт.
  • В электронном конкурсе или аукционе за один квартал три его заявки (вторые части), отправленные с одной ЭТП, не соответствуют требованиям заказчика. Тогда обеспечение третьей заявки переведут в бюджет. Это решение поставщик может обжаловать.

Если заказчик или оператор ЭТП не вернул вовремя деньги, поставщик вправе потребовать уплаты пеней за каждый день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка от не возвращенной в срок суммы.

Статья обновлена 01.08.2018

​44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *