5 НК

5 НК

6. Отдельные виды налогов.
6.1. НДС – налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база:
— При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
— При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0, 10, 20 процентов.
В особых случаях применяется ставка 0%, согласно п.1 ст.164 НК РФ.
Ставка 10% применяется для ряда продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (п.2 ст.164 НК РФ):
— лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции,
— лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и
— лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
— медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 20% (в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ).
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты — суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы (выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
6.2. Налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ)
Налогоплательщики (ст.207 НК РФ):
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации,
— физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговые резиденты фактически находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица (резидента) в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (ст.209 НК РФ):
• от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
• от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Данный налог оплачивается через налоговых агентов, которыми являются (ст.24 НК РФ):
• российские организации;
• индивидуальные предприниматели;
• постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода.
При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы:
1) доходы, полученные в денежной форме;
2) доходы, полученные в натуральной форме;
3) доходы, полученные в виде материальной выгоды;
4) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.
Рассмотрим особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме и в виде материальной выгоды.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
– оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

– полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
– оплата труда в натуральной форме.
Доход в виде материальной выгоды:
1) экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
2) приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок;
3) приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и ИП, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки (ст.224 НК РФ):
1) общая налоговая ставка в размере 13%;
2) налоговая ставка по дивидендам 13%;
3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9%;
4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30%;
5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35%.
При определении налоговой базы учитываются налоговые вычеты:

  1. Стандартные (3000, 500, 1400 рублей).
  2. Социальные (25 % суммы дохода, в сумме за обучение, за услуги по лечению, в размере стоимости медикаментов, но не более 120 тыс. руб.).
  3. Имущественные (в суммах, полученных от продажи недвижимости, но не более 1 млн. руб., иного имущества, но не более 250 тыс. руб., в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение недвижимости, но не более 2 млн. руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов).
  4. Профессиональные (20% суммы дохода инд. предпринимателя).

Право на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. имеют следующие категории граждан:
• лица, пострадавшие при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
• лица, непосредственно участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
• инвалиды Великой Отечественной войны;
• инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы
• и другие (согласно пп.1 п.1 ст.218 НК РФ).
Право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. имеют следующие категории граждан:
• Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
• участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР;
• лица, находившиеся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;
• инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп;
• лица, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей и другие (согласно пп.2 п.1 ст.218 НК РФ) и другие.
Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 400 рублей — на первого ребенка;
1 400 рублей — на второго ребенка;
3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
6 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
6.3. Налог на прибыль (Глава 25 НК РФ)
Налогоплательщиками данного налога являются:
— российские организации,
— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
При этом под прибылью НК РФ понимает:
1) для российских организаций — полученные ДОХОДЫ, уменьшенные на величину произведенных РАСХОДОВ;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
К доходам относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст.249 НК РФ);
2) внереализационные доходы (ст.250 НК РФ).
NB!! Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы определены ст. 251 НК РФ.
К расходам относятся:
— расходы, связанные с производством и реализацией (ст.253-256 НК РФ):
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы (ст. 260-264 НК РФ).
— внереализационные расходы (ст.265 НК РФ).
Ст. 270 НК РФ определяет перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения.
При этом, налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Также налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, при этом:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет;
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Налоговым периодом (ст.285 НК РФ) признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст.286 НК РФ).
6.4. Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ)
Налогоплательщики (ст. 373 НК РФ):
— организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объект налогообложения (ст. 374 НК РФ):
— для российских организаций признается недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;
— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Не признаются объектами налогообложения (п.4 ст. 374 НК РФ):
— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
— объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Согласно п.1 ст. 376 НК РФ, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.379 НК РФ).
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст.379 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 % (ст. 380 НК РФ).
Налоговые льготы в соответствии со ст. 381 НК РФ распространяются на:
— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий.

Там совершенно другой смысл.

Вопрос: О применении положений законодательства в части отмены федеральных, региональных и местных налогов, сборов и страховых взносов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2019 г. N 03-02-08/607
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 03.01.2019 и сообщает, что пункт 5 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» применяется с 1 января 2005 года.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определяются виды установленных налогов и сборов (федеральные, региональные и местные) в системе налогов и сборов в Российской Федерации, а также регулируются полномочия органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие, прекращению действия на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отмене на всей территории Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Кодекса любой из предусмотренных системой налогов и сборов в Российской Федерации федеральный, региональный и (или) местный налог или сбор может быть отменен в Российской Федерации исключительно Кодексом, а не иным нормативным правовым актом.
Страховые взносы, определенные пунктом 3 статьи 8, статьей 18.1 и главой 34 Кодекса, могут быть отменены исключительно Кодексом, а не иным нормативным правовым актом.
Пунктом 5 статьи 12, пунктом 2 статьи 18.1 и иными положениями Кодекса не установлено, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы, страховые взносы в Российской Федерации отменены.
Согласно действующему Кодексу и принятым в соответствии с ним актам законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации применяются федеральные налоги, предусмотренные статьей 13 Кодекса, в том числе налог на добавленную стоимость, региональные налоги, предусмотренные статьей 14 Кодекса, местные налоги и торговый сбор, предусмотренные статьей 15 Кодекса, специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 18 Кодекса, и страховые взносы, определенные пунктом 3 статьи 8, статьей 18.1, главой 34 Кодекса.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Неисполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов является основанием начисления пеней, взыскания указанных обязательных платежей и применения налоговых санкций.
Размещаемые с сентября 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет публикации, в которых указывается об отмене Кодексом всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов, страховых взносов, не соответствуют действительности и не являются официальными разъяснениями уполномоченного органа.

Налоги, входящие в состав налоговой системы России, классифицируются по различным признакам. Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть конкретного налога. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги делятся на следующие виды:

  • • федеральные налоги и сборы;
  • • региональные налоги;
  • • местные налоги.

Критерием подобного деления является степень территориальной обязательности уплаты налога. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории страны, региональные — на территории соответствующих субъектов РФ, местные — на территории соответствующих муниципальных образований.

Закрытый перечень налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток органов власти пополнить доходы бюджетов путем введения дополнительных налогов.

Федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории России. Федеральные налоги составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Федеральные налоги и сборы являются важным инструментом регулирования макроэкономических пропорций, воплощением бюджетного федерализма.

К федеральным налогам и сборам согласно ст. 13 НК РФ относятся следующие платежи:

  • • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • • акцизы;
  • • налог на прибыль организаций;
  • • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • • водный налог;
  • • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • • государственная пошлина.

Региональные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации. К региональным налогам согласно ст. 14 НК РФ относятся:

  • • налог на имущество организаций;
  • • налог на игорный бизнес;
  • • транспортный налог.

Местные налоги — это налоги, устанавливаемые НК РФ и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги согласно ст. 15 НК РФ — это:

  • • земельный налог;
  • • налог на имущество физических лиц.

При установлении регионального и местного налогов законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления определяются следующие элементы налогообложения: ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, они могут в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их использования налогоплательщиком.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13—15 НК РФ.

В соответствии со ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

  • • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • • упрощенная система налогообложения;
  • • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • • патентная система налогообложения.

Классификация налогов по принадлежности к уровням

управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательного установления равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемого за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т.е. совокупность отношений в налоговой сфере между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции РФ полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально- экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы. При недостаточности налогов на территориальном уровне происходит перераспределение федеральных налогов между уровнями бюджетной системы в пределах единого налогового пространства страны.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

  • • зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Этот принцип означает, что на региональные (субъектов РФ) и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов, что обеспечивает самостоятельность их бюджетов;
  • • степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровнях;
  • • экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать их эффективность, следовательно, расходы по налоговому администрированию должны постоянно снижаться;
  • • регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Это значит, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существует несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • • кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная устанавливаются в пределах лимита;
  • • нормативный — устанавливаются нормативы, т.е. проценты, в пределах которых происходит распределение налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента);
  • • дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы;
  • • фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма.

По объекту налогообложения налоги делятся на следующие виды:

  • • налоги на доходы;
  • • налоги на имущество;
  • • налоги на потребление;
  • • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, НДС и т.д.).

Налоги могут подразделяться на общие и целевые. Целевые налоги — это налоги, поступления от которых направляются на финансирование конкретных потребностей того или иного бюджета. Общие налоги не имеют конкретной целевой направленности.

Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:

  • 1) по способу уплаты;
  • 2) способу взимания;
  • 3) экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые, как правило, вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Таким образом, окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товаров, работ, услуг, на которого налог перекладывается путем надбавок к цене.

Исходя из второго признака, к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам, а к косвенным — налоги, взимаемые по тарифам.

В соответствии с третьим (экономическим) признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). Так, например, к прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным — НДС, акцизы.

Классическое требование к соотношению косвенных и прямых налогов таково: фискальную задачу выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это в первую очередь формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в маневрировании налоговыми ставками, льготами, сменой условий налогообложения. Посредством механизма налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров и услуг, являющееся для предпринимателей определяющим в процессе их деятельности.

Косвенные налоги обладают следующими свойствами:

  • • введение косвенного налога ведет к росту цен на товары;
  • • масштаб изменений в ценах из-за введения новых и увеличения действующих косвенных налогов зависит от эластичности спроса и предложения;
  • • при повышении ставок предельного уровня налогообложения налоговые поступления могут сокращаться.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля ВВП, перераспределяемого через бюджетную систему. Превышение этого уровня порождает противоречивые ситуации, в результате которых возникают политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности, заключенном в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения.

При изучении вопроса о влиянии налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических налоговых факторов (ВВП, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент рассчитывается по формуле

где Э — коэффициент эластичности; X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога); Xх — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога); Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.); F1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше 1. Если он равен 1, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. Если коэффициент больше 1, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше 1 доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. По какому признаку классифицируются налоги в НК РФ?
  • 2. Каковы полномочия законодательных органов субъектов РФ при установлении региональных налогов?
  • 3. Дайте понятие налогового федерализма.
  • 4. Укажите, какими свойствами обладают косвенные налоги.
  • 5. Какая связь прослеживается между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет?

Тесты

  • 1. Фискальная направленность налогов — это в первую очередь:
    • а) перераспределение денежных средств между различными отраслями экономики;
    • б) манипулирование уровнями налоговых ставок;
    • в) изменение количества и направленности налоговых льгот;
    • г) аккумулирование денежных средств в бюджете;
    • д) перераспределение налоговых поступлений между бюджетами.
  • 2. К региональным налогам относится:
    • а) налог на доходы физических лиц;
    • б) акцизы;
    • в) налог на имущество организаций.
  • 3. К косвенным налогам относится (относятся):
    • а) налог на прибыль организаций;
    • б) акцизы;
    • в) налог па имущество физических лиц;
    • г) налог на доходы физических лиц.
  • 4. В большей степени выполняет (выполняют) функцию бюджетных трансфертов:
    • а) налог на добавленную стоимость;
    • б) налог на прибыль организаций;
    • в) акцизы.
  • 5. При коэффициенте эластичности больше 1:
    • а) доля налоговых поступлений в ВВП остается стабильной;
    • б) ВВП возрастает более быстрыми темпами, чем налоговые доходы;
    • в) удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает;
    • г) доля налоговых поступлений в ВВП снижается;
    • д) происходит снижение объемов ВВП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *