Адвокат не вправе заниматься предпринимательской деятельностью

Адвокат не вправе заниматься предпринимательской деятельностью

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоАдвокатура и адвокатская деятельностьвопросы1-15

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 136-150
1. Адвокат вправе осуществлять свою адвокатскую деятельность…
• на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения
2. Адвокат вправе…
• самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности
3. Адвокат выступает в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами только на основании…
• гражданско-правового договора
4. Адвокат иностранного государства на территории РФ может оказывать юридическую помощь после:
• регистрации в реестре органов Минюста РФ
5. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты…
• только одного субъекта РФ
6. Адвокат не вправе:
• работать в органах прокуратуры
7. Адвокат об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с оказанием юридической помощи, …
• не может быть допрошен в качестве свидетеля
8. Адвокат обязан:
• осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности
9. Адвокат-защитник подсудимого, содержащегося под стражей, вправе обжаловать приговор суда в кассационном порядке в течение 10 суток со дня:
• вручения его подзащитному копии приговора
10. Адвокат-представитель в арбитражном процессе не вправе ходатайствовать об (о):
• заключении сторонами мирового соглашения
11. Адвокат-представитель вправе обращаться в третейский суд с:
• исковым заявлением
12. Адвокат-представитель может подать апелляционную жалобу в течение __________________ со дня постановления мировым судьей решения.
• 10 дней
13. Адвокат-представитель не вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с:
• претензией
14. Адвокат-представитель обязан подать апелляционную жалобу через:
• Суд, принявший решение в первой инстанции
15. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает…
• адвокатский кабинет

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе оказывать юридическую помощь доверителю за плату. Соглашение об оказании услуг заключается между ними по нормам гражданского законодательства РФ.

Статьи 226, 227 Налогового кодекса РФ обязывают адвокатов и адвокатские образования исчислять и уплачивать налоги.

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» относит адвокатов, занимающихся частной практикой, к плательщикам страховых взносов.

Из этих и других норм возникает предположение о сходстве адвокатской и предпринимательской деятельности.

Несмотря на это, деятельность адвоката не является предпринимательской. Это следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

P.S. Уникального ответа не получается вам дать, так как используются ссылки на конкретные нормы законов.

Что во всем этом плохого? То, что время безвозвратно упущено, ситуация вышла из под контроля, вера в адвокатов потеряна, да и денежный ресурс потрачен.

Отдельно хочется отметить, что есть категория умников, которые считают, что перехитрят мошенников и, по капле получая в разных «бесплатных» источниках юридическую информацию, в конечном итоге получат ответ на свой вопрос. Они тешат себя зря. Во-первых, это долго и не факт, что будет результат, во-вторых, вся эта игра в кошки-мышки будет длиться лишь до того момента, пока любитель бесплатных юридических консультаций не нарвётесь на соответствующего ему высококвалифицированного мошенника, который сумеет втереться в доверие и склонить к трате первых нескольких тысяч рублей, а там уже не долго и без штанов остаться.

Чем отличается юрист от адвоката?

Почему я пишу: юристы (адвокаты)? Потому, что большинство людей не видят в этих понятиях разницы и мошенники этим пользуются, как минимум, не опровергают заблуждение тех клиентов, которые называют юристов адвокатами. А разница – существенная!

Юрист – обобщенное название людей, получивших юридическое образование, хотя, в описываемых случаях, юристами себя называют даже те, кто никогда по юридической специальности не учился.

Адвокатом же является лицо, получившее в установленном Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности (ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Из вышеуказанного закона следует, что адвокат – это лицо, как минимум, имеющее юридическое образование, сдавшее соответствующий квалификационный экзамен, руководствующееся в своей деятельности не только законами, но и кодексом профессиональной этики адвокатов, имеющее над собой контроль в виде адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, которая следит за соблюдением адвокатом Кодекса профессиональной этики адвоката, но не вмешивается в осуществляемую им адвокатскую деятельность.

И, чтобы покончить уже с темой мошенников в среде юристов, последние логические выкладки.

Сталевар, плотник, каменщик, врач, учитель и работник любой иной специальности за свою работу или оказываемую услугу получают денежное вознаграждение и, если вы попросите работать их бесплатно, то, и это несомненно, получите отказ.

Юрист – это тоже профессия, в связи с чем наивно думать, что кто-то будет оказывать вам юридические услуги бесплатно – у всех есть дети или, как минимум, необходимость что-то употреблять в пищу.

Отсюда вывод: бесплатных юридических (адвокатских) услуг, либо бесплатных юридических консультаций – не бывает!

но..

В определенных законом случаях за оказанную вам юридическую помощь за вас расплатится государство. Такая помощь оказывается в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и оказывается исключительно адвокатами.

Никакие «юристы» бесплатной юридической помощи не оказывают, поскольку указанным законом компенсация государством их «бесплатных юридических консультаций» не предусмотрена!

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.
Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.
6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.
Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
Комментарий к статье 2
1. В комментируемой статье обозначаются два существенных признака адвоката:
1) получение в установленном Законом порядке статуса адвоката;
2) осуществление адвокатской деятельности в составе одной из форм адвокатских образований, которые предусмотрены комментируемым Законом.
Лицо, которое хотя и обрело статус адвоката, получив высшее образование, заработав необходимый стаж работы по юридической специальности, сдав квалификационный экзамен и принеся присягу, не может осуществлять полномочия адвоката вне рамок предусмотренного комментируемым Законом адвокатского образования. Неправомерным является использование звания адвоката лицами, зарегистрированными как частные предприниматели или работающими в составе юридических фирм, либо являющимися членами общественных объединений.
Следует специально отметить, что законодатель сохранил правовую традицию статьи 19 Положения об адвокатуре в РСФСР (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.), где субъектом оказания юридической помощи называлось физическое лицо — член коллегии адвокатов (адвокат), а не организация — коллегия адвокатов, которая в силу статьи 22 того же Положения являлась ответственной лишь за оказание бесплатной юридической помощи, поскольку собственно для адвоката она не могла быть неоплачиваемой. Предполагалось, что адвокату она должна оплачиваться из фондов коллегии адвокатов. К сожалению, в условиях плановой экономики не удалось использовать потенциал упомянутой статьи Положения и практика его применения пошла по пути практического исключения адвоката из субъектного состава основного юридического правоотношения по оказанию юридической помощи.
В рассматриваемом Законе законодателем учтен опыт развития института юридической помощи за последние двенадцать лет существования новой правовой системы России и сделан принципиальный вывод в пользу индивидуального характера оказания юридической помощи, недопущения в эту сферу юридических лиц, а тем более коммерческих организаций, основанных на принципе ограниченной ответственности.
Такой подход обусловлен прежде всего тем, что юридическая помощь при таком субъектном составе в правовом и экономическом смысле будет оказываться организацией, а непосредственно участвующее в процессе оказания такой помощи физическое лицо — консультант в дисциплинарном и экономическом отношении подчинен организации, где он работает.
Очевидно, что, конструируя субъектный и юридический состав отношений по оказанию юридической помощи, законодатель хотел избежать превалирования сугубо экономических, коммерческих мотивов со стороны адвоката и преимущественно гражданско-правовых методов регулирования этого института, а также какой-либо зависимости адвоката иначе как от требований закона и интересов доверителя.
Определяя адвоката как независимого советника по правовым вопросам, законодатель тем самым обозначил, с одной стороны, предмет адвокатской деятельности, а с другой — важный принцип деятельности адвокатуры в целом и каждого адвоката в отдельности. Адвокат при осуществлении своих профессиональных функций независим от кого бы то ни было, начиная с руководства адвокатской палаты и иных органов адвокатского самоуправления и заканчивая органами государственной власти (в том числе органами юстиции) и органами местного самоуправления.
В своей деятельности адвокат не может быть свободным только от позиции его доверителя. Правда, и в отношениях адвоката с доверителем не может быть полной зависимости первого от второго, поскольку адвокат не только не обязан, но даже не вправе совершать запрещенные законом действия, даже если на них настаивает его доверитель. При этом адвокат, принявший на себя защиту подозреваемого или обвиняемого, не вправе отказаться от нее, даже если как по стратегическим, так и по тактическим вопросам защиты его позиция расходится с позицией подзащитного.
Адвокат помимо своих непосредственных профессиональных обязанностей на возмездной основе может заниматься только научной, преподавательской и иной творческой деятельностью. Причем эта деятельность может быть как связана, так и не связана с профессиональной деятельностью адвоката и вообще с юриспруденцией; она может осуществляться в любых научных и учебных заведениях, независимо от форм их собственности. Вместе с тем как отступление от запрета заниматься другой оплачиваемой деятельностью должно, на наш взгляд, расцениваться исполнение адвокатом на возмездной основе функций «научного консультанта» в любых государственных органах, фирмах, организациях: такого рода «научная» работа представляет собой не что иное, как завуалированное оказание юридических услуг, которое должно осуществляться адвокатом только в том порядке, который установлен законодательством об адвокатуре.
Установление в Законе адресованного адвокату запрета заниматься какой бы то ни было иной оплачиваемой деятельностью обусловлено стремлением исключить возможность попадания его в зависимость от тех государственных или негосударственных структур, в которых он будет работать. Следует, однако, заметить, что с учетом характера адвокатской деятельности и порядка получения адвокатом поручений на ведение дел подобного рода запрет, на наш взгляд, не представляется достаточно обоснованным. Ведь адвокат не обладает никакими властными полномочиями и поэтому в использовании им своего адвокатского статуса по другому месту работы нет никакого практического смысла. Что же касается опасений относительно того, что адвокат, работающий в государственном органе, станет использовать в процессе адвокатской деятельности свое служебное положение, то в качестве средства борьбы с такого рода явлениями должен выступать запрет заниматься иной, помимо творческой, оплачиваемой деятельностью, адресованный не адвокату, а государственному служащему.
2. Перечисление в пункте 2 комментируемой статьи видов оказываемой адвокатами юридической помощи призвано:
а) определить для самих адвокатов круг их правомочий и обязанностей;
б) сориентировать граждан относительно тех видов помощи, которые могут быть ими получены при обращении к адвокату и благодаря этому воспользоваться иммунитетами, предусмотренными комментируемым Законом;
в) определить рамки профессиональной деятельности адвоката, что необходимо, в частности, для решения вопроса о его свидетельском иммунитете. Важным признаком оказываемой адвокатом юридической помощи, позволяющим отграничить ее, в частности, от сугубо бытовых бесед и услуг, является ее оформление в соответствующих учетных документах.
Следует отметить, что перечень видов юридической помощи, которая может оказываться адвокатами, не является исчерпывающим. Некоторые из ее видов, не названные в пункте 2, указываются непосредственно в специальных законодательных актах (например, согласно пункту 6 части четвертой статьи 56 и части пятой статьи 189 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации адвокат может присутствовать при допросе свидетеля), другие — как не запрещенные федеральным законом, хотя прямо им и не предусмотренные, — могут оказываться адвокатами на основании пункта 3 комментируемой статьи.
Для проведения консультаций по правовым вопросам в адвокатских образованиях может устанавливаться дежурство адвокатов, которое становится особенно важным после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, значительно расширившего случаи обязательного участия адвоката в процессуальных действиях.
Как правило, консультационная помощь оказывается адвокатом по несложным правовым вопросам либо по вопросам, связанным с необходимостью определения перспектив движения того или иного дела и участия в нем адвоката. Вместе с тем консультации и справки могут быть даны адвокатом и в связи с адресными обращениями по специальным вопросам. Причем такого рода обращения могут исходить не только непосредственно от граждан и иных доверителей, но и от коллег-адвокатов, если они нуждаются по находящемуся в их производстве делу в получении дополнительной информации специального свойства и если доверитель по этому делу дал согласие на обращение за консультацией или справкой к другому адвокату.
Заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера могут составляться адвокатом как на основании специального поручения со стороны доверителя, так и выступать в качестве одного из средств реализации функции представителя или защитника в конституционном, гражданском, арбитражном или ином судопроизводстве. В тех случаях, когда такого рода документы готовятся адвокатом, не участвующим в деле, они составляются от имени доверителя. Подготовка заявлений, жалоб и ходатайств адвокатом, участвующим в конкретном деле, возможна как по просьбе доверителя, так и по собственной инициативе адвоката, причем исходить такого рода обращения могут непосредственно от самого адвоката.
В конституционном судопроизводстве адвокат может представлять интересы либо заявителя — органа или лица, направившего в Конституционный Суд РФ обращение, либо противоположной стороны — органа или должностного лица, издавшего или подписавшего оспариваемый акт или реализовавшего спорную компетенцию (статья 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). При этом он может подавать от имени своего доверителя обращение, знакомиться с материалами дела, излагать позицию представляемой стороны по делу, представлять письменные отзывы на обращение, задавать вопросы участникам процесса, заявлять ходатайства и отводы.
В гражданском судопроизводстве адвокат может выступать на стороне истца или ответчика либо представлять интересы других участников судопроизводства (третьих лиц, участников неискового производства и т.д.). Согласно статье 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
В производстве по делам об административных правонарушениях адвокат может участвовать в качестве защитника — при необходимости оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или представителя — для оказания юридической помощи потерпевшему. В силу статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении независимо от того, к ведению какого органа оно отнесено, с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания гражданина в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания. Будучи допущенными к делу об административном правонарушении, защитник и представитель вправе знакомиться со всеми его материалами, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В уголовном судопроизводстве адвокат также может выступать либо в роли защитника (если речь идет об отстаивании интересов подозреваемого или обвиняемого), либо в роли представителя (если речь идет о потерпевшем, гражданском истце и гражданском ответчике). Часть пятая статьи 189 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает также участие адвоката в качестве представителя интересов свидетеля.
Защитник вступает в дело:
1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;
2) с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;
3) с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого или применения к нему меры пресечения;
4) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;
5) с момента применения любых мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.
Защитник в процессе обладает практически теми же правами, что и его подзащитный, за исключением, пожалуй, того, что он не может давать показания по делу (если лицо участвовало в деле в качестве свидетеля, оно не может впоследствии быть допущенным в дело в качестве защитника), не может отказываться от принятой на себя защиты или отзывать поданные подзащитным жалобы. В частности, защитник вправе: собирать и представлять доказательства, присутствовать при предъявлении обвинения, а также участвовать в следственных действиях, производимых с участием подозреваемого или обвиняемого либо по его ходатайству, знакомиться с материалами уголовного дела, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в судебных заседаниях по делу, приносить жалобы на действия и решения органов предварительного расследования и суда (статья 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве представителя адвокат допускается к участию в деле с момента признания его доверителя соответственно потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком. В качестве представителя этих участников судопроизводства адвокат вправе представлять доказательства по делу, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать действия и решения органов предварительного расследования и суда, совершать иные действия, на совершение которых управомочены сами доверители и на совершение которых они управомочили адвоката.
В органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях адвокат вправе представлять своего доверителя при разрешении любых вопросов, за исключением тех, которые в силу закона являются прерогативой самих доверителей (например, подписание завещания).
Основания, формы и пределы представительства адвокатом интересов граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, а также в международных судебных органах и негосударственных органах иностранных государств определяются не только внутренним законодательством и выданной адвокату доверенностью, но и международными договорами, законами соответствующих государств и уставными документами международных судов международных организаций.
Говоря об участии адвоката в качестве представителя доверителя при исполнении уголовного наказания, на наш взгляд, следует различать несколько видов такого представительства:
представительство интересов осужденного при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора в рамках одноименной стадии уголовного судопроизводства;
представительство интересов осужденного при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в связи с ненадлежащими условиями содержания, наложением дисциплинарных взысканий, ограничением прав осужденного (собственно представительство в исполнительном производстве);
представительство интересов осужденного в отношениях, выходящих за рамки собственно исполнительного производства, но испытывающих на себе влияние специфических условий отбывания наказания (например, при разрешении иска осужденного о возмещении вреда, причиненного ему в результате незаконных действий администрации субъекта Российской Федерации, на территории которого находится исправительное учреждение).
3. В пункте 4 комментируемой статьи закрепляются прерогативы адвокатов на осуществление представительства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, а также в судопроизводстве по делам об административных правонарушениях. Нужно заметить, что подобные прерогативы адвокатов предусмотрены и применительно к представительству интересов подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков в стадии предварительного расследования по уголовным делам (статьи 45, 49, 55 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Подобное требование Закона обусловлено, на наш взгляд, тем обстоятельством, что представительство интересов доверителя в суде требует не только юридического образования, но и определенной суммы профессиональных навыков, знания секретов ремесла, которым не учат в университетах.
Невозможность выхода адвоката из процесса в случае прекращения выплаты доверителем вознаграждения является главным отличием адвокатской деятельности от юридической помощи, оказываемой иными субъектами. Последние связаны с клиентом гражданско-правововым обязательством, исполнение которого при невыполнении встречного обязательства (оплаты) может быть прекращено.
Также необходимо обратить внимание на оговорку «если иное не установлено федеральным законом». Например, согласно подпункту 5 пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудиторы вправе консультировать по правовым вопросам, а также представлять своих клиентов в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам. В то же время в соответствии с пунктом 5 статьи 59 АПК РФ «представителями организаций могут выступать в арбитражном суде руководители… или лица, состоящие в штате указанной организации, либо адвокаты». Налицо противоречие норм законодательства, но в арбитражных процессах АПК РФ имеет преимущественную силу.
4. Ограничение пунктом 5 комментируемой статьи компетенции адвокатов иностранного государства только вопросами права данного иностранного государства обусловлено прежде всего стремлением гарантировать физическим и юридическим лицам квалифицированную юридическую помощь, уверенности в которой может не быть в случае оказания ее лицом, не сдавшим на территории Российской Федерации экзамен по российскому законодательству и не прошедшим проверку с точки зрения его соответствия установленным в Российской Федерации квалификационным требованиям. С другой стороны, допущение адвокатов иностранного государства к оказанию юридической помощи по вопросам права данного государства на территории Российской Федерации создает условия для более адекватного учета нюансов правового регулирования спорных правоотношений, связанных прежде всего с осуществлением экономической деятельности на территории нескольких государств.
Вместе с тем следует заметить, что комментируемый Закон не исключает возможности приобретения адвокатом иностранного государства статуса российского адвоката при условии соблюдения всех установленных рассматриваемым Законом требований в части наличия образования, опыта работы, сдачи экзамена, прохождения стажировки и т.д. В таком случае этот адвокат получает право вести на территории Российской Федерации дела наравне с российскими адвокатами.
Закон исключает возможность оказания адвокатами иностранных государств юридической помощи по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации. Причем, как представляется, речь в данном случае идет не только о тех делах, которые по самому своему существу связаны с государственной тайной, но и о тех, в которых государственную тайну составляют материалы или сведения, касающиеся участников спорных отношений либо характера и способа получения тех или иных доказательств по делу. Как представляется, устанавливаемые комментируемым Законом ограничения в этой части касаются и адвокатов, получивших этот статус в Российской Федерации, но являющихся гражданами иностранных государств.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется в статье 5 Федерального закона «О государственной тайне», согласно которой к ним относятся:
1) сведения в военной области;
2) сведения в области экономики, науки и техники;
3) сведения в области внешней политики и экономики;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
5. Адвокаты иностранных государств для того, чтобы они могли осуществлять свою деятельность по оказанию юридической помощи по праву иностранного государства на территории Российской Федерации, должны быть зарегистрированы в специальном реестре, который ведется Минюстом России. Такая регистрация носит уведомительный характер, хотя ее осуществление не исключает права и обязанности Минюста России проверить соответствие представленных адвокатом документов и содержащихся в них сведений действительности. При этом необходимо отметить, что сама по себе данная регистрация не дает права иностранным адвокатам осуществлять на территории РФ собственно адвокатскую деятельность по вопросам российского права.
Перечень документов, представляемых для регистрации адвоката иностранного государства, сроки рассмотрения заявления о регистрации, действия, которые могут быть совершены для проверки подлинности представленных документов, иные условия регистрации в реестре адвокатов иностранных государств устанавливаются специальным положением, принимаемым Правительством Российской Федерации.

Фото: ksrf.ru

Конституционный суд РФ 19 июля дал новое толкование положению закона об адвокатской деятельности, которым адвокатам запрещено вступать в трудовые отношения в качестве работника и замещать должности в органах власти. Дело было рассмотрено в закрытом заседании без проведения слушаний.

Поводом для проверки конституционности абзаца 1 п. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» стала жалоба московского адвоката. Он в 2017 году был избран депутатом Совета депутатов муниципального округа Нагорный в Москве и осуществляет полномочия депутата на непостоянной основе, как и все остальные депутаты этого муниципального образования.

Вскоре по представлению Главного управления Минюста по Москве в отношении адвоката было возбуждено дисциплинарное дело. Решением Совета Адвокатской палаты Москвы в марте 2018 года к адвокату была применена мера дисциплинарной ответственности в виде замечания за занятие муниципальной должности. По мнению Совета АП, совмещение адвокатской деятельности со статусом лица, занимающего муниципальную должность, даже и на непостоянной основе, свидетельствует о вхождении члена адвокатского сообщества, вопреки закону, в систему органов местного самоуправления. Это нарушает как независимость адвоката в качестве советника по правовым вопросам, так и принцип равноправия адвокатов, поскольку адвокат получает возможность использовать депутатские полномочия и привилегии, в том числе при оказании юридической помощи своим доверителям. Депутату было указано на необходимость в течение полугода устранить нарушение норм закона об адвокатской деятельности. Он был предупрежден, что неисполнение решений органов адвокатской палаты может повлечь прекращение статуса адвоката. Депутат попытался оспорить это решение совета в суде, но Хамовнический райсуд Москвы оставил его в силе.

Тогда адвокат подал жалобу в КС на неконституционность положений закона об адвокатской деятельности, которыми установлено, что адвокат, в частности, не вправе занимать государственные должности РФ, субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности без учета того, исполняет он свои полномочия в данном органе на постоянной или на непостоянной основе.

Как отметил КС, Адвокатская палата Москвы, членом которой является заявитель, исходит из того, что в случае, если адвокат был избран на должность депутата муниципального образования и соответствующие полномочия осуществляются им на непостоянной основе, он должен либо прекратить полномочия депутата, либо утратить статус адвоката. В то же время адвокатскими палатами Московской, Ленинградской и Омской областей, Краснодарского края и Республики Башкортостан совмещение адвокатской деятельности и исполнения полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе не рассматривается как влекущее прекращение статуса адвоката. Между тем недопустимо положение, когда возникают такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.

Не имеет разумного конституционно-правового обоснования лишение гражданина, осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката только в силу самого факта замещения муниципальной должности безотносительно к характеру исполняемой публично-правовой функции. По мнению КС, несмотря на то, что органы местного самоуправления являются элементом системы публичной власти, их основное предназначение состоит в решении вопросов местного значения. В их деятельности преобладают коммунально-хозяйственные аспекты.

Конституция РФ не содержит предписаний, которые бы прямо запрещали адвокату осуществлять полномочия депутата на непостоянной основе. Законом об адвокатской деятельности предусмотрено, что избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе признается обстоятельством, влекущим в обязательном порядке приостановление статуса адвоката. Вместе с тем действующее правовое регулирование предусматривает, что по некоторым должностям в органах государственной власти и местного самоуправления полномочия осуществляются на непостоянной основе, то есть без отрыва от основной профессиональной деятельности.

Так, в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе, а депутат, осуществляющий полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя по гражданскому, административному или уголовному делу. Также только для «постоянных» депутатов установлены запреты заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении организацией и заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

Приведенные законоположения во взаимосвязи с нормами закона об адвокатской деятельности позволяют полагать, что если полномочия депутата осуществляются адвокатом на непостоянной основе, то приостановление или прекращение статуса адвоката не предусмотрено.

КС указал, что, таким образом, действующее законодательное регулирование позволяет утверждать, что законодатель не предусматривает каких-либо правовых последствий замещения муниципальной должности адвокатом для его адвокатского статуса в случае, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Причем с учетом конституционных требований соразмерности налагаемых ограничений и определенности правового регулирования это должно расцениваться не как пробел в определении правовых последствий, а как квалифицированное умолчание. Что, в свою очередь, свидетельствует о том, что на осуществление полномочий депутата на непостоянной основе оспариваемое положение закона не распространяется. Соответственно, не предполагается запрет адвокату совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением им полномочий депутата на непостоянной основе.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявителя на основании оспариваемого положения закона в его ином истолковании, подлежат пересмотру в установленном порядке. Постановление окончательное, не подлежит обжалованию и вступает в силу со дня официального опубликования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *