Амнистию объявляет

Амнистию объявляет

Амнистия в Уголовно-процессуальном кодексе РФ
Статья 27 Уголовно-процессуального Кодекса РФ устанавливает, что амнистирование подпадает под общие требования процедуры прекращения уголовного преследования. В числе прочего это также означает, что процедура прекращения преследования при амнистии различает прекращение уголовного дела (отказ от возбуждения дела) и прекращение преследования по конкретному инкриминируемому действию (бездействию). Такое различие необходимо, поскольку уголовное дело. например, может быть возбуждено в отношение нескольких подозреваемых (обвиняемых), среди которых могут быть лица, к которым амнистия не относится; дело может содержать несколько эпизодов (преступлений), а на отдельные эпизоды амнистия не распространяется и т.д. Если же акт об амнистии исчерпывает все составы данного уголовного дела и круг субъектов ответственности, то следует прекращение уголовного дела, и наоборот.
Прекращение уголовного преследования по комментируемому основанию распространяется лишь на подозреваемых и обвиняемых, а следовательно, возможно после возбуждения дела — на этапах досудебного и судебного производства.
После вступления в законную силу акта об амнистии прекращение уголовного преследования осуществляется государственными органами, ведущими процесс преследования — следователь, руководитель СО или дознаватель. Указанные лица могут прекратить преследование, если акт об уголовной амнистии предусматривает для данного случая освобождение от ответственности. Суд прекращает уголовное дело.
Акт об уголовной амнистии может предусматривать, что преследуемое лицо освобождается от ответственности. При освобождении амнистией лица от наказания, сокращении наказания, замене более строгого наказания мягким суд постанавляет обвинительный приговор, в котором назначает более мягкое наказание, либо назначает наказание и освобождает от него.
Закон устанавливает, что обвиняемый может не согласиться с прекращением уголовного преследования. То же касается и обвиняемого. При заявлении обвиняемого или подозреваемого о таком несогласии производство (рассмотрение) по делу продолжается в обычном порядке. Действовавший до принятия УПК РФ УПК РСФСР не предусматривал подобной диспозиции, что трактовалось судами, как требование прекращать производство без каких-то вариантов. Такая практика была прекращена после принятия Конституционным судом РФ постановления от 28 октября 1996 г. № 18-П по делу о проверке конституционности статьи 6 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина О.В. Сушкова. Данное постановление актуально также разъяснением Конституционного суда РФ о том, что освобождение судом от уголовной ответственности и наказания из амнистии не должно расцениваться, как констатация виновности или отсутствия таковой у обвиняемого. Значит, прекращение производства не будет иметь какого- либо преюдициального значения в вопросах виновности, но будет иметь значения как констатация факта совершения деяния. Собственно, для оспаривания констатации факта деяния обвиняемому и нужны права на оспаривание прекращения производства из амнистии.
Позднее, 15 июля 2008 г., в Определении № 501-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Соколовой Ольги Семеновны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части первой и частью второй статьи 27, статьями 212 и 213 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и частью первой статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Конституционный суд РФ уточнил свою позицию касательно преюдиции прекращения преследования по амнистии в гражданском процессе. По мнению суда, постановление о прекращении уголовного дела из амнистии не является преюдициальным с точки зрения ст. 71 ГПК РФ. Таковым может являтья только приговор. Рассматриваемое же постановление может рассматриваться судами, как обычное письменное доказательство, которое нуждается в дополнительной проверке. см. далее комментарий к ст. 133 УПК РФ см. далее комментарий к ст. 213 УПК РФ см. далее комментарий к ст. 302, 472 УПК РФ
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года
Статья 27. Основания прекращения уголовного преследования
1. Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:
3) вследствие акта об амнистии;
2. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части первой статьи 24, статьях 25 и 28 настоящего Кодекса, а также пунктах 3 и 6 части первой настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
4. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела.

Полный текст ст. 84 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 84 УК РФ.

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к статье 84 УК РФ

1. Комментируемая статья регулирует применение амнистии. Амнистия (от греч. amnestia — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования. Амнистия также может предусматривать снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание.

Амнистия отличается от помилования (ст. 85 УК РФ) тем, что распространяется не на отдельных индивидуально поименованных лиц, а на целые категории преступников, определяемые родовыми признаками (например, несовершеннолетних, женщин, ветеранов войны и т.д.

Применение амнистий обычно обосновывается соображениями гуманизма, однако имеют и практические задачи: могут служить уменьшению населения исправительных (воспитательных) учреждений и др. В РФ объявление амнистий всегда приурочивалось к национальным праздникам и юбилеям.

Согласно п.»ж» ч.1 ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы РФ (см. также постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.98 N 2134-2 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 181, 182).

Также следует отметить, что освобождение от уголовной ответственности по амнистии может касаться только тех лиц, которые совершили указанные в акте об амнистии преступления до вступления постановления Государственной Думы в законную силу. При этом нужно учитывать особенности длящихся и продолжаемых преступлений. Длящееся преступление является оконченным в момент задержания лица, или явки его с повинной, или наступления обстоятельств, исключающих уголовную ответственность лица; продолжаемое преступление является оконченным в момент совершения последнего эпизода этого преступления (см. комментарий к ст. 9 УК РФ). Поэтому как длящееся, так и продолжаемое преступления могут быть начаты до вступления акта об амнистии в силу, но окончены после этого момента, и тогда амнистия к таким лицам не применяется.

Освобождение от уголовной ответственности по амнистии означает, что уголовные дела соответствующих категорий, еще не рассмотренные судами, подлежат прекращению. При этом такое освобождение является освобождением по нереабилитирующему основанию, не устраняет самого факта совершенного лицом преступления. Уголовный процесс, в таком случае, продолжается обычным порядком и заканчивается постановлением приговора.

2. Как правило, в постановлениях об амнистии содержится пункт, запрещающий ее применение к некоторым категориям лиц. Такой запрет может касаться:
— лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, независимо от срока наказания, назначенного судом;
— лиц злостно нарушающих режим отбывания наказания;
— лиц, ранее освобожденных из мест лишения свободы досрочно и вновь совершивших умышленные преступления.

О применении комментируемой статьи см. также постановление КС РФ от 05.07.2001 N 11-П.

Консультации и комментарии юристов по ст 84 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 84 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Амнистией называется мера, которая осуществляется государством в пользу лиц, совершивших преступное деяние.

Мера заключается в полном или частичном освобождении гражданина или замене его наказания на более мягкое. Но кто же объявляет амнистию в России?

Как добиться суда присяжных заседателей в России? Узнайте об этом из нашей статьи.

Задачи и цели

Часто амнистия приурочивается к национальным или международным праздникам.

Применение амнистии преследует несколько задач:

  • акт гуманности по отношению к заключенным людям;
  • уменьшение количества содержащихся в тюрьмах граждан, сокращение расходов на содержание;
  • возможность достигнуть определенных политических целей.

Целью амнистии является возможное устранение некоторых недостатков правовой и уголовной систем. Это акт милосердия государства по отношению к лицам, оступившимся на жизненном пути.

История амнистирования

Начиная с 1856 года в России было проведено 43 случая так называемого «помилования» государством. Последний случай произошел в 2015 году в честь 70-летнего юбилей Победы в Великой Отечественной войне.

Каждый случай амнистирования был приурочен к какому-либо важному для государства событию — коронации, юбилея события или праздника, победы в войне и так далее.

Амнистия широко применяется не только в России, но и во всем мире. Однако, существует ряд стран, считающих «помилование» ненужных действием прощения преступников. К таким странам относится Польша, Норвегия, Швеция, Испания, Германия и другие.

В одних странах амнистия происходит часто, а в других — только в исключительных случаях. Например, в странах Латинской Америки чаще всего освобождают граждан, осужденных за политические преступления.

Есть ли в России смертная казнь? Ответ узнайте прямо сейчас.

Госдума объявила амнистию, приуроченную к 70-летию Победы. 24 апреля 2015:

Чем регулируется?

Кем назначается амнистия? Решение об амнистии принимает Государственная Дума Федерального Собрания РФ, это относится к её компетенции.

Проведение амнистии регулируется двумя статьями — статье 103-ей Конституции РФ и статье 84-ой Уголовного кодекса.

УК РФ подробно описывает проведение самой процедуры, а Конституция указывает, что решение о проведении амнистии возложено на Государственную Думу.

Акт об амнистии не является официальной мерой, поэтому может быть изменен в любое время соответствующими инстанциями.

Правовая природа меры также не определена, поэтому акт об амнистировании носит двойственный характер и принадлежит сразу и уголовному, и государственному праву.

Решение о том, подлежит ли тот или иной гражданин амнистированию, принадлежит следующим инстанциям:

  • судебному органу;
  • уполномоченному сотруднику прокуратуры;
  • органам предварительного следствия.

Выбор инстанции зависит от вида совершенного преступления и стадии расследования.

Кто может попасть под амнистию?

Амнистирование отличается от помилования тем, что применяется не к конкретным личностям, а к целой группе преступников, объединенных общими чертами — женщин, несовершеннолетних, осужденных за воровство и так далее.

Однако, попасть под амнистирование могут лишь определенные группы граждан:

  1. Участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу в действующей армии.
  2. Лица, имеющие медали и награды России или Советского Союза.
  3. Женщины в положении или женщины, имеющие несовершеннолетних детей.
  4. Осужденные, достигшие пенсионного возраста — мужчины отметки в 60 лет, а женщины — в 55 лет.
  5. Лица со второй или первой группой инвалидности или имеющие туберкулез в тяжелой стадии.
  6. Несовершеннолетние преступники, впервые осужденные и имеющие срок не более трех лет, а также ранее не состоящие на учете.
  7. Люди, осужденных за преступления по неосторожности или в состоянии аффекта. При этом срок заключения не должен превышать трехлетнего срока.
  8. Осужденные за преступления, за которые не предусмотрен тюремный срок (административные правонарушения).

Нашла телефон и не вернула — что грозит? Читайте об этом .

Кто не подлежит освобождению?

Существует также определенные категории граждан, которые не могут быть амнистированы ни при каких обстоятельствах. К этим категориям относятся следующие лица:

  1. Лица, осужденные за проведение террористических актов.
  2. Граждане, страдающие от наркотической или алкогольной зависимости.
  3. Лица, осужденные за опасные для общества преступления — изнасилования, убийства и так далее.
  4. Граждане, вступившие в половой акт (добровольно или насильственно) с лицами, не достигшими своего совершеннолетнего возраста.
  5. Люди, срок заключения которых превышает восемь лет.
  6. Личности, осужденные повторно.
  7. Граждане, осужденные за совокупность преступлений, хотя одно из которых является тяжким.
  8. Граждане, осужденные к пожизненному заключению.
  9. Лица, совершившие должностные или экономические преступления, а также деяния, угрожающие безопасности государства.
  10. Лица, попавшие раннее под амнистию, но совершившие преступление повторно.

Принцип и порядок проведения процедуры

Амнистирование действует только на тебе преступления, которые были совершены до даты вступления соответствующего акта в силу.

Поэтому если первое и последнее из совершенных человеком деяний совершенно до объявления амнистии и вступления его в законную силу, то человек может рассчитывать на снисхождение государства.

Если же человек одно из деяний совершил до вступления амнистии в силу, а другое — после объявления меры, то в этом случае он не может рассчитывать на освобождение или смягчения наказания.

В первую очередь амнистированию подвергаются лица женского пола, особенно, находящихся в положении или имеющих малолетних детей, граждане, не достигшие совершеннолетнего возраста, а также пожилые люди, достигшие пенсионного возраста.

Порядок проведения процедуры устанавливается Государственной Думой в соответствующем постановлении. Лица, уже отбывающие наказание, амнистируются с помощью начальника исправительного учреждения.

В таких случаях составляется постановление на освобождение, заверенное и одобренное уполномоченным сотрудником прокуратуры.

Находящиеся под следствием граждане освобождаются уполномоченными представителями правоохранительных органов. Судебные органы могут вынести амнистирование гражданам, дело которых находится в судебном производстве, лицам, имеющим условное наказание, и лицам, покинувшим место своего заключения раньше срока.

Амнистирование граждан с условным сроком происходит также под руководством уголовно-исправительной инспекции.

Освобождением от штрафных санкций в ходе амнистирования занимается уполномоченный судебный пристав. Все соответствующие документы подготавливаются вышеперечисленными органами в сотрудничестве с адвокатом заключенного.

Общество довольно настороженно относится к мере амнистирования как таковой.

Это связано с несколькими претендентами в истории России, когда множество опасных преступников было выпущено на свободу.

Однако, подавляющее большинство амнистий имеют высокую эффективность и практически полное отсутствие рецидива.

Новая редакция Ст. 84 УК РФ

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к Статье 84 УК РФ

1. Издание актов об амнистии осуществляется законодательной властью в связи со значительными изменениями в жизни государства. Такие изменения иногда называют объективно сложившимися обстоятельствами, т.е. обстоятельствами, возникшими в окружающей социально-экономической и социально-политической среде. Они затрагивают интересы широких масс населения. Если государственная власть способна учесть данные обстоятельства, не изменяя структуры и содержания уголовного закона, а посредством освобождения от УО (наказания), смягчения наказания, улучшения положения осужденного иным образом, то она ставит вопрос о необходимости принятия соответствующего нормативного правового акта, способного повлиять на судьбу большого количества совершивших преступления лиц, т.е. акта об амнистии. Но если требуется отмена или изменение каких-либо противоречащих сложившимся обстоятельствам уголовно-правовых норм, то следует вести речь о необходимости законодательной декриминализации (депенализации).

2. Акт об амнистии объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ на основании п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции. Наряду с этим акт об амнистии (как, впрочем, и акт о помиловании) является своего рода исключением из правовых принципов разделения властей, индивидуализации наказания, вступает в противоречие со ст. 10, ч. 1 ст. 19, ст. 45, 46, 118 Конституции.

3. Акт об амнистии — это документ высшего органа государственной власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от УО или наказания либо смягчающие наказание в отношении определенных категорий лиц, совершивших преступления (осужденных), с учетом их предкриминальной деятельности, категорий и видов совершенных ими преступлений, назначенного судом вида и размера наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также с учетом заслуг перед обществом и государством, состояния здоровья и других особенностей привлекаемых к УО (осужденных) лиц.

4. Введение с 1 января 1997 г. в действие УК РФ не отразилось на динамике прекращения УД в связи с актами об амнистии, поскольку издание таких актов происходит произвольно, т.е. независимо от положений УК РФ и связано не с уголовно-правовыми идеями, а, как правило, с историческими событиями, знаменательными датами (например, окончания войны, принятия Конституции, юбилея события в жизни государства), а также с экономической или политической реформой, явлениями мирового значения, необходимостью разгрузки следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем.

Амнистия по-прежнему является спасительной тростинкой, вытягивающей органы следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем из трясины политической и экономической нестабильности.

5. Действующее уголовное законодательство рассматривает акт об амнистии в качестве основания: а) освобождения от УО, в том числе прекращения производства всех следственных дел и дел, не рассмотренных судами, до вступления акта об амнистии в силу; б) освобождения от основного или дополнительного вида наказания; в) замены одного наказания другим, более мягким; г) сокращения срока наказания; д) освобождения от уголовно-правовых последствий наказания. Пределы государственного гуманизма по отношению к лицам, совершившим преступления, определяются соответствующим актом об амнистии.

6. Конкретные условия применения актов об амнистии не предусмотрены ни уголовным (см. коммент. статью), ни уголовно-процессуальным (см. п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК), ни уголовно-исполнительным (см. п. «д» ст. 172, ч. 4 ст. 175 УИК) законодательствами. Данная конкретизация осуществляется непосредственно в актах об амнистии и варьируется в зависимости от причины принятия каждого акта.

7. Используемое правоприменителями выражение «принятие акта об амнистии» отражает несколько расплывчатый временной промежуток. Момент принятия растягивается от обсуждения и утверждения данного акта до его вступления в законную силу. Поэтому следует уточнить, что акт об амнистии может быть применен только к тем лицам, которые совершили преступные деяния до момента вступления этого акта в законную силу (как правило, до момента его официального опубликования). Сказанное закреплено и в самих актах об амнистии (см., например, п. 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 399-III ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» <1>).
———————————
<1> РГ. 2000. 30 мая.

9. Поскольку принятие акта об амнистии относится к компетенции высшего органа государственной власти (см. ст. 10, 11, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции), постольку нормы акта являются обязательными к исполнению всеми соответствующими органами — дознания, следствия, суда, ведающими исполнением наказания.

10. Важным признаком, отличающим акт об амнистии от акта о помиловании, является то, что он применяется в отношении не конкретного лица, а определенной группы лиц, совершивших преступления определенной категории и (или) характеризующихся теми или иными специфическими признаками.

11. Применяя акт об амнистии к лицам, совершившим длящиеся и продолжаемые преступления, необходимо точно установить момент их совершения. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и заканчивается моментом действий самого виновного, направленных к его прекращению, либо моментом наступления события, препятствующего совершению преступления. Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление, а концом — момент совершения последнего преступного действия. Амнистия применяется только к тем длящимся и продолжаемым деяниям, которые окончились до ее издания (см. п. 4 — 5 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929).

12. Лицо, освобожденное от уголовного наказания в силу акта об амнистии, считается несудимым, поэтому совершение им аналогичного или другого преступления и осуждение за него после применения акта об амнистии не образует рецидива преступного поведения. Для лиц, отбывших наказание, актом об амнистии судимость может быть снята.

13. Основной объем прекращенных УД в силу акта об амнистии приходится на дела, связанные с преступлениями небольшой тяжести. Вместе с тем по амнистии могут быть прекращены дела, связанные с совершением и более тяжких преступлений (вплоть до особо тяжких), что нельзя признать достаточно обоснованным.

Однако большее возражение вызывает не то, что амнистия применяется к лицам, совершившим тяжкие и даже особо тяжкие преступления, а то, что освобождение от УО (наказания) в связи с изданием акта об амнистии не предусматривает никаких уголовно-правовых последствий, вытекающих из факта совершения столь тяжких преступных деяний. Наряду с этим законодатель констатирует: «Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания…» (см. п. 8 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД). Возникает неадекватная ситуация, в которой административное наказание представляется более суровым, нежели уголовное. В связи с этим юридическая природа безусловного применения актов об амнистии вносит дисбаланс в уровни юридической ответственности.

<2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3180.

15. Гуманизм, проявляющийся в актах об амнистии, имеет целью прежде всего поддержание политического и правового авторитета государства. Лица, к которым применяются эти акты, должны осознавать их гуманистическую сущность, поэтому практика освобождения от УО (наказания) лиц, страдающих психическим расстройством (заболевших до или после вынесения обвинительного приговора суда), должна следовать правилу проявления гуманизма после окончания применения к ним принудительных мер медицинского характера. В действительности же закон до недавнего времени предписывал суду выносить определение о прекращении УД, извещая об этом органы здравоохранения, если издавался акт об амнистии, распространяющийся на лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (см. п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 410 УПК РСФСР). В настоящее время издание акта об амнистии является основанием прекращения в отношении лица уголовного преследования, вынесения судом Постановления о прекращении УД независимо от наличия и характера заболевания лица (п. 3 ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст. 443 УПК).

16. Акт об амнистии исключает производство по УД (после издания этого акта дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению). В случае возбуждения УД вопреки акту об амнистии, освобождающему обвиняемого от УО (но по желанию лица, привлекаемого к ней), обвинительный приговор, хотя бы и вынесенный с освобождением осужденного от отбывания наказания (по акту об амнистии), подлежит отмене с прекращением производства по делу. Если акт об амнистии вступил в силу во время нахождения УД на стадии судебного производства, суд доводит разбирательство дела до его разрешения по существу и постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания (см. ч. 5, 6, 8 ст. 302 УПК).

<2> См.: БВС РСФСР. 1985. N 3. С. 3.

17.1. Согласно ч. 2 ст. 27 УПК применение акта об амнистии возможно не только в том случае, если лицо не возражает против прекращения дела, но и если это лицо имеет статус подозреваемого или обвиняемого. Вместе с тем применение актов об амнистии вопреки закону зачастую происходит не только до предъявления лицу обвинения, но и до привлечения его в качестве подозреваемого.

18. Если наказание осужденному было смягчено актом об амнистии (или о помиловании), суд, применяя условно-досрочное освобождение от наказания или заменяя его более мягким, должен исчислять фактически отбытую часть наказания, исходя из наказания, установленного актом об амнистии (или о помиловании). Подробнее см. п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 80.

19. Возможность истребования потерпевшим в полном размере материального ущерба от преступления в связи с применением п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК предусмотрена п. 5 Постановления Пленума ВС СССР N 1.

Другой комментарий к Ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Акт об амнистии есть акт органа государственной власти, прекращающий или ограничивающий в строго определенных пределах применение уголовного закона к некоторым категориям индивидуально не определенных лиц. Решение об объявлении амнистии принимается в форме постановления Государственной Думы.

2. Действие актов об амнистии связывается с обстоятельствами различного характера: а) данные, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но учитываются в процессе назначения наказания и освобождения от него (например, наличие государственных наград, несовершеннолетие, участие в боевых действиях по защите Отечества); б) факт совершения преступления впервые; в) вид и размер назначенного наказания; г) совершение преступления в определенное время и в определенной обстановке (например, во время проведения контртеррористической операции).

3. Амнистия может быть основанием освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, а также от судимости.

Освобождение от уголовной ответственности реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний о: а) невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц; б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного следствия, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судами.

Освобождение от наказания осуществляется в отношении осужденных путем: а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора или до обращения его к исполнению; б) сокращения срока (размера) назначенного наказания; в) замены назначенного наказания более мягким видом из числа предусмотренных ст. 44 УК; г) освобождения от дополнительного наказания.

4. Постановление об объявлении амнистии обычно сопровождается постановлением о порядке применения акта об амнистии. Основной его задачей является юридическое закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности или от наказания. С этой целью указывается, какие органы и в отношении каких категорий лиц исполняют акт об амнистии. Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.

5. В актах об амнистии, как правило, очерчен круг лиц, на которых амнистия не распространяется (обычно на лиц, совершивших определенные преступления; совершивших преступления при особо опасном рецидиве; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы и т.п.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *