Анонимные обращения не рассматриваются

Анонимные обращения не рассматриваются

В связи с участившимися случаями анонимных обращений граждан с требованиями провести внеплановые проверки в отношении «всех хозяйствующих субъектов», которые по их мнению нарушают обязательные требования, поясняем следующее:

Согласно статье 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основаниями для проведения проверки, помимо прочего, могут служить результаты предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, содержащие информацию о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о нарушение прав потребителей. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеуказанных фактах не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Кроме того, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о нарушение прав потребителей, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию.

Помимо этого, согласно статье 7 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Также обращаем внимание граждан, что согласно ч. 4.1 ст. 11 указанного закона в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

Таким образом, проведение проверки на основании анонимного обращения граждан в отношении всех хозяйствующих субъектов, которые по их мнению нарушают обязательные требования, противоречит законодательству Российской Федерации.

Прокуратура – это надзорный государственный орган, задача которого – обеспечение соблюдения гражданских прав жителей Российской Федерации.

Согласно законодательным нормам РФ, ни один гражданин не может обратиться в органы государственного управления, не назвав себя. Федеральный закон №59 «Об обращении граждан» говорит о том, что обращаясь с жалобой в прокуратуру, суд или полицию, гражданин обязан указать свои личные данные. Это означает, что жалоба, в которой не заполнена графа «Заявитель» не будет принята к рассмотрению.

Анонимным также будет считаться обращение, в котором не будет указана следующая информация о заявителе:

  • ФИО;
  • номер телефона для связи. Он может потребоваться для уточнения обстоятельств дела;
  • почтовый адрес заявителя, включающий индекс;
  • адрес электронной почты (если зарегистрирован).

Все эти данные гражданин должен предоставить независимо от выбранного способа подачи заявления в прокуратуру.

В каких случаях можно подать анонимную жалобу

Прокуратура рассматривает анонимные жалобы только в тех случаях, когда в них идет речь:

  • о готовящемся преступлении, уже совершенном либо совершаемом в настоящий момент времени;
  • о гражданах, которые были замечены в подготовке к преступлению или уже совершили его;
  • о коррупционных схемах и фактах злоупотребления должностными полномочиями, с которыми столкнулся заявитель;
  • о террористических актах. Рассматривается любая информация об уже совершенных и готовящихся преступлениях;
  • о нарушении прав работника со стороны работодателя. Однако в этом случае личные данные все же придется указать, но они будут зашифрованы системой автоматически.

Как подать анонимную жалобу в прокуратуру

Законодательными нормами Российской Федерации предусматривается три способа подачи анонимной жалобы в прокуратуру:

  1. Отправка почтой.
  2. Подача жалобы в режиме онлайн через интернет.
  3. Передача жалобы в прокуратуру через третьих лиц.

Единой формы, установленной законом, для этого документа не существует, но ряд требований при составлении заявления все-таки нужно учесть:

  1. Все обстоятельства произошедшего должны быть изложены четко, понятно и хронологически верно.
  2. Жалоба должна содержать конкретные факты: кто совершил преступление, что именно было нарушено, что может послужить доказательством изложенной информации.
  3. Должны быть указаны стороны конфликта. В случае отправки анонимной жалобы должны быть указаны сведения о нарушителе.
  4. Текст жалобы не должен носить ярко выраженной эмоциональной окраски. Допускается использование только делового стиля письма, запрещено использование ненормативной лексики.
  5. Документ не должен содержать информации, не относящейся к делу.
  6. Должны быть указаны требования и конкретные просьбы заявителя.

Отправка почтой

Составив текст обращения, подумайте, в какую именно прокуратуру следует его отправить. Исходя из ч. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» система подразделяется не только по территориальному признаку, но и по назначению.

Существуют следующие подразделения:

  1. Генеральная прокуратура Российской Федерации.
  2. Прокуратура субъектов Российской Федерации, в том числе краевые и областные подразделения.
  3. Городские и районные организации.
  4. Военная прокуратура.
  5. Узкоспециализированные подразделения, например, транспортные, природоохранные и др.

Если вы не знаете, в какое подразделение направить жалобу, отправьте ее в любую прокуратуру города. Если это будет необходимо, жалобу перенаправят в то подразделение прокуратуры, которое в рамках своей компетенции может рассмотреть жалобу и принять решение.

Отправить анонимную жалобу в прокуратуру можно Почтой России, используя услугу «Заказное письмо с уведомлением о вручении». Отправлять жалобу простым письмом не стоит, так как в этом случае вы никак не сможете убедиться в том, что письмо было доставлено адресату. При отправке заказного письма отправлению присваивается трек-номер, по которому его можно будет отследить.

Порядок действий:

  1. Составьте жалобу и оформите ее.
  2. Купите подходящий конверт, вложите в него подготовленный документ и запечатайте. На конверте укажите адрес получателя. Так как жалоба является анонимной, обратный адрес указывать не нужно.
  3. При необходимости дополнительно заполните бланк уведомления о вручении, форма 119.
  4. Передайте конверт сотруднику почты и укажите, что хотите отправить заказное письмо. Оператор взвесит отправление и зарегистрирует его.
  5. Оплатите счет и заберите чек, в котором будет указан уникальный номер, по которому можно отследить оправление в системе.

Образец жалобы в прокуратуру можно посмотреть поссылке. Отправляя заказное письмо анонимно, не стоит рассчитывать на ответ, уведомить вас об итогах рассмотрения жалобы сотрудники прокуратуры не смогут.

Отправка жалобы через интернет

Для того чтобы подать анонимную жалобу в прокуратуру через интернет, необходимо воспользоваться интернет-приемной на сайте Генпрокуратуры РФ.

Сервис является круглосуточным, поэтому отправить обращение можно в любое удобное для вас время:

  1. Начинается оформление с ознакомления с законодательной базой, в соответствии с которой рассматриваются обращения граждан, а также с требования к отправляемым жалобам.
  2. После изучения представленной информации требуется нажать кнопку «Согласен».
  3. Откроется форма обращения, в которой будет необходимо заполнить все требуемые поля. Обязательными для заполнения являются: выбор типа обращения, его вид, ФИО отправителя, регион совершения правонарушения. Так как жалобу требуется отправить анонимно, укажите вымышленные данные. Без заполнения этих ячеек система не даст продолжить отправку.
  4. После откроется форма, в которой нужно будет ввести адрес электронной почты.
  5. Завершающий этап – ввод текста обращения и выбор типа обращения.
  6. При необходимости можно прикрепить к обращению электронные версии документов, подтверждающие факт нарушения.
  7. Чтобы отправить жалобу, введите цифровой код в специальное поле и нажмите кнопку «Продолжить».

Жалоба, направленная в прокуратуру РФ онлайн, является официальным письмом, которое в обязательном порядке регистрируется в системе.

Обращение доверенного лица

Это надежный способ, с помощью которого можно анонимно обратиться в надзорный орган.

Обязательным условием передачи своих полномочий третьему лицу является оформление нотариально заверенной доверенности. После ее оформления доверенное лицо может составить обращение к прокурору и передать его.

В том случае, если нужно сохранить анонимность, допускается обращение в устной форме.

Анонимный звонок на горячую линию

Если гражданин не хочет или не имеет возможности отправить письменную жалобу, обратиться в прокуратуру можно, позвонив на горячую линию надзорного органа по телефону +7 (495) 987-56-56. В этом случае всю необходимую информацию нужно передать оператору.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

В случае совершения в отношении граждан противоправных деяний (преступлений, административных правонарушений) они могут обратиться с заявлением (сообщением) в органы внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел) в установленном порядке.

Письменное заявление или устное сообщение о противоправных деяниях

С письменным заявлением или устным сообщением о преступлении, об административном правонарушении гражданин может обратиться лично в любой территориальный орган МВД России.

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) (далее – дежурная часть).

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, обязан незамедлительно передать в дежурную часть информацию по существу принятого заявления (сообщения) для его соответствующей регистрации.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Кроме того, заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, подписанные заявителем, могут быть направлены в органы внутренних дел посредством почтовой связи в территориальный орган МВД России, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, посредством почтового ящика, а также в ходе личного приема.

Направление заявления в электронной форме посредством официального сайта МВД России в сети Интернет

Прием заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях также осуществляется органами внутренних дел в электронной форме посредством официальных сайтов МВД России его территориальных органов (например, через официальный сайт УМВД России по Ярославской области (https://76мвд.рф)) в разделе «Прием обращений».

Для подачи заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях.

Уполномоченными должностными лицами полиции электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях в установленном порядке.

Сообщение о противоправных деяниях по телефону

Оперативно сообщить о преступлениях и иных правонарушениях, а также вызвать сотрудников полиции граждане могут, позвонив со стационарного телефона по номеру «02», с мобильного телефона – «102».

О преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, граждане также могут сообщить по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России».

«Телефон доверия» в УМВД России по Ярославской области, входящий в систему «горячей линии МВД России» – 8 (4852) 73-10-50.

Анонимное заявление (сообщение)

Следует помнить, что анонимное заявление (сообщение) о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Анонимными признаются заявления (сообщения) о преступлении или об административном правонарушении без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ.

Такие заявления (сообщения) в порядке, установленном для рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, не рассматриваются.

Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении будет установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным.

Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях

Каждому принятому (полученному) в органах внутренних дел заявлению (сообщению) присваивается очередной порядковый номер Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – КУСП), в ней фиксируются краткие сведения по существу заявления (сообщения).

Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, направленного посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученного в ходе личного приема, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении по телефону талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется.

Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении

Проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), а также принятие в пределах его компетенции решения в установленном порядке осуществляется уполномоченными должностными лицами территориального органа МВД России.

Сотрудник органов внутренних дел, осуществляющий проверку, обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.

Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом российской Федерации (далее – УПК РФ).

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

В случае принятия по заявлению (сообщению) о преступлении решения об отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

— о возбуждении дела об административном правонарушении;

— об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

— о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;

— о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Кроме сведений о совершенном или готовящемся террористическом акте.



В действующем законодательстве об обращениях граждан и юрлиц весьма активно используется термин «анонимные обращения». При этом легальная норма-дефиниция указанного понятия отсутствует.

Вместе с тем, еще в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлении и жалоб граждан», к письменным обращениям предъявлялись требования — наличие подписи с указанием ФИО, а также — помимо изложения существа обращения — наличие данных о месте жительства, работы или учебы заявителя. Обращения, которые указанных сведений не содержали, признавались анонимками и рассмотрению не подлежали. Данные положения Указа актуальны и на сегодняшний день.

На мой взгляд данное положение необходимо было принести в советское общество с целью исключения массового доносительства, сформировавшегося еще в годы сталинских репрессий, начиная с 1937 года. Советское руководство не хотело повторения предшествующих событии.

Впрочем, некоторые авторы дополнительно усматривают в положениях Указа продвижение в Союзе ССР демократизации социальных взаимодействий.

В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» соответствующая формулировка смягчена, так как установлено, сто в случаях, если в письменных обращениях не указаны ФИО лиц, направивших обращения, или почтовые адреса, по которым должны направляться ответы, ответы на обращения не даются. Однако, рассмотрению обращения по существу или направлению его по компетенции это не препятствует.

Это дает повод некоторым авторам разработать и легализовать соответствующую норму-дефиницию для того, чтобы устранить возможные разногласия и противоречивые интерпретации.

Замечу, что по мнению Широбокова С. А. факт отсутствия сведений о заявителе не должен являться основанием для бездействия адресатов при наличии в обращениях данных о правонарушениях. Ведь второе предложение указанной нормы Закона о прокуратуре определяет, что если обращение содержит сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Думается, согласно указанному положению направлению в правоохранительные органы подлежат анонимные сообщения об абсолютно любых правонарушениях: гражданско-правовых, трудовых, пенсионных и т. д.

На мой взгляд, неправильно ограничивать направление только в правоохранительные органы исключительно обращений, которые содержат сведения о преступлениях или административных правонарушениях, игнорируя иные нарушения прав граждан, юридических лиц, которые также должны быть направлены в соответствующие органы по компетенции.

В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В контексте перечня источников такой информации, речь идет об обращениях граждан, должностных лиц, сообщениях СМИ, а также других материалах о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. При этом в качестве повода для прокурорских проверок предписано рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. Можно ли в этих целях использовать анонимки? Закон о прокуратуре никакой оговорки на этот счет не содержит.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Законом в этом случае предусматривается только содержание в обращении нарушения законов, которое необходимо для рассмотрения обращения по существу органами прокуратуры, вместе с тем обязательность установления авторства такого обращения не устанавливается.

Закон о прокуратуре в ч. 1 ст. 11 также не исключает возможности проведения прокурором проверки в рамках разрешения анонимного обращения по существу в случае наличия в нем сведений о факте нарушения закона.

Итак, каким образом должен поступить работник прокуратуры, столкнувшись с анонимным обращением? Полагаем, его действия могут быть различными в зависимости от содержания обращения, а именно:

– если в обращении отсутствуют «полезная» для прокурора или иных государственных (муниципальных) органов сведения, то оно не рассматривается по существу;

– если в обращении есть предложение, вызывающее интерес для прокурора или иных государственных (муниципальных) органов, то оно может быть рассмотрено по существу сотрудником прокуратуры либо направлено в соответствующие органы по принадлежности.

– если в обращении есть сведения о противоправном деянии, не связанном с нарушением закона, то его следует направить для разрешения по подведомственности;

– если в обращении есть сведения о нарушениях закона, прокурор должен действовать с учетом следующих соображений:

1) если нарушение закона в силу своей специфики не требует принятия мер прокурором, его нужно направить по подведомственности в уполномоченные на то государственные или муниципальные органы;

2) если нарушение закона в силу своей специфики требует именно прокурорского реагирования, то прокурором решается вопрос о проведении проверки в порядке ст. ст. 21 и 22 Закона о прокуратуре с возможным привлечением специалиста, а равно при необходимости с вынесением прокурором (его заместителем) требования о проведении органом контроля (надзора) внеплановой проверки в рамках ст. 22 Закона о прокуратуре.

Заметим, что в п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» говориться, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля … не могут служить основанием для проведения внеплановых проверок. Полагаем здесь налицо противоречие с формулировкой ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре, согласно которой обращения, содержащие информацию о подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяниях, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Является очевидным тот факт, что вряд ли анонимным заявителем окажутся орган публичной власти и СМИ. Однако граждане и юрлица вполне могут инициировать такие обращения, желая сохранить анонимный характер из-за мнимого или реального риска своим правам и законным интересам. Но как мы видим, ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» препятствует проверке сведений, содержащихся в анонимных источниках, что приводит к бессмысленности положения, содержащегося в ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре (применительно к противоправным действиям юрлиц и ИП), которые могут быть направлены для рассмотрения по существу в орган контроля.

В результате такого «избирательного» подхода нарушается принцип равного обращения. Действительно, в отношении противоправной деятельности юрлиц и ИП внеплановые проверки по анонимным обращениям прямо запрещены законом. Но применительно к иным субъектам, например, гражданам (не являющимся ИП) и организациям (не являющимся субъектами предпринимательской деятельности, напр. НКО), анонимные обращения, содержащие сведения о противоправных деяниях, подлежат проверке. Тем самым провоцируется дискриминационный подход, который, на наш взгляд, является неконституционным по своему характеру.

Вместе с тем, упразднение нормы о недопустимости проверок ЮЛ и ИП по анонимным сообщениям может привести к большому количеству необоснованных внеплановых выездных проверок органами контроля.

Все таки настоящее положение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является необходимостью для защиты прав ЮЛ и ИП в части необоснованных внеплановых выездных проверок, так как основанием для их проведения служат мотивированные представления должностных лиц исключительно на основании обращений, по которым возможно установить авторство.

С учетом популярности сети Интернет во всех слоях нашего общества, наиболее часто встречающиеся обращениями без авторства, являются обращения, поступившие через сеть Интернет.

Наиболее правильными в связи с этим явлются положения как раз закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые регламентируют проведение проверок исключительно на основании обращений, полученных через сеть Интернет с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Как правило такие обращения подаются с использованием портала «Госуслуг»

К сожалению, в ведомственных актах прокуратуры вопрос о рассмотрении анонимных обращений, в которых содержатся сведения о подготавливаемых, совершаемых и совершенных противоправных деяниях, не нашел должного отражения. Так, в абзаце четвертом п. 2.8 Инструкции № 45 дословно воспроизводится приведенная выше формулировка ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре, но при этом не указывается, что делать с самим анонимным обращением, если затронутый в нем вопрос касается компетенции прокуратуры.

Следует отметить, что в прокуратуре Российской Федерации в настоящий момент возможность подачи обращения с использованием ЕСИА не реализована, что является большим недостатком.

Резюмируя все изложенное, нужно констатировать, что действующее законодательство об обращениях, в части регламентации правового режима анонимного сообщения, следует скорректировать в целях обеспечить в нашей стране должный уровень законности и правопорядка. Полагаю, российская прокуратура обладает серьезным потенциалом, чтобы повысить эффективность своей работы с обращениями за счет более профессиональных подходов к пониманию места и значимости феномена анонимного обращения в общей массе информационных потоков об имеющих место правонарушениях. Это особенно актуально для анонимных сообщений о фактах коррупции; большинство авторов таких сообщений резонно полагают необходимым скрывать свои персональные данные, так как в противостоянии с субъектами публичного управления (властными структурами) они вступают в роли «слабой стороны» и обычно воспринимают в качестве реальных угрозы мести со стороны последних.

Литература:

  1. См. об этом: Зюбанов Ю. А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Проспект, 2018. — 400 с. Документ офиц. не опубл. Доступ из Справ.прав.сист. «Консульт.Плюс:финансовое законодательство» (дата обращения: 21.01.2019).
  2. Стародубов Б. К. Особенности рассмотрения органами прокуратуры обращений граждан как востребованный способ защиты нарушеннных прав: правовые аспекты // В сборнике: Право и законность: вопросы теории и практики Сборник материалов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 243–247.
  3. Широбоков С. А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: Учебн. пособие. Пермь: Пермский филиал Нижегородск. академ. МВД России, 2014. С. 7–8.
  4. Шейкин В. В. Неопределенность закона в части рассмотрения анонимных обращений // Законность. 2018. № 1. С. 49–51.
  5. Винокуров А. Ю. К вопросу о допустимости рассмотрения органами прокуратуры анонимных сообщений // Административное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 92–98.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *