Аварийный многоквартирный дом

Аварийный многоквартирный дом

После того как дом признан аварийным у хозяев должна начаться основная напряженная деятельность для получения нового жилья, однако многие не полностью понимают, что делать и куда обращаться, если дом признается аварийным. На самом деле все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Аварийный дом – многоквартирное строение, которое имеет износ более 75% и в котором проживать опасно. К категории аварийного жилища так же относятся:

  • строения, у которых произошла деформация фундамента;
  • строения, в которых нет централизованной системы отопления и водоразведения, то есть дома у которых нет в квартирах водопровода и сантехнического узла и, которые нагревают помещения от печки;
  • строение или его часть, в которой не предусмотрены окна;
  • зараженные помещения.

Содержание

Официальное признание дома аварийным

В соответствии с законодательными нормами и актами России, дом может быть признан аварийным и подлежащим расселению только после официального признания его опасным для жизни и здоровья жителей.

Многоквартирные жилые строения официально признаются невозможными для проживания и направляются под снос при наличии следующих условий:

  • ветхие строения, у которых каркасная конструкция может самопроизвольно развалиться;
  • строения, которые располагаются на свалках или рядом с ними;
  • строения, находящиеся в опасных зонах;
  • строения, находящиеся в зоне ЛЭП;
  • разрушенные полностью или частично;
  • строения, у которых превышен уровень шума, например, дома с выходом окон на трассу;
  • строения, над которыми расположен мусоропровод.

Данные категории домов признаются непригодными для проживания официально, о чем составляется государственный акт. После составления акта собственники или социальные наниматели помещений могут начинать процедуру, направленную на получение комфортабельной жилой площади.

Начало

Что нужно делать, если дом признается аварийным? После получения официального постановления собственник должен обратиться в государственные органы с заявлением на проведение экспертизы, которая проводится межведомственной комиссией. Именно за решением данной комиссии будет последнее слово, которое определит возможность расселения или дом будет признан ветхим, но с возможностью реконструкции.

Комиссия не производит выезд к дому, в ее обязанности входит:

  • проверка документов и актов о признании дома аварийным;
  • установление полноты предоставленных документов;
  • определение специалистов, которые будут проводить исследование строения;
  • оценка результатов исследования;
  • принятие решения.

Для того что бы комиссия работала максимально быстро собственнику необходимо собрать весь пакет документов заранее:

  • заверенные копии свидетельства о праве собственности;
  • заключение о признании строения ветхим или аварийным;
  • заключение о ветхости несущих конструкций. Данное заключение можно получить в проектных организациях;
  • описание дома и фотографии его состояния.

После вынесения комиссией положительного решения о расселении начинается основная часть, направленная на получение новой жилплощади.

Расселение социального найма

В зависимости от того на каких именно основаниях человек проживает в квартире зависит расселение.

В случаях, когда проживающий человек является социальным нанимателем, то есть его квартира находится в собственности у государства, и он не имеет на нее правоустанавливающих документов, процесс расселения из ветхого жилья происходит намного проще, чем у собственников.

После того как государственная комиссия официально признала дом непригодным для жизни социальным нанимателям предлагается определенный вариант расселения.

Новое жилье по договору найма. В данном случае государство должно предложить человеку жилое помещение, которое будет иметь ту же площадь, что и аварийное. Кроме того оно должно быть благоустроенным, то есть, вне зависимости от наличия в старом доме коммуникаций, новый должен быть с водой, сантехникой и центральным отоплением. Так же важным условием является то, что новая квартира должна находиться в том же городе, что и старая;

Важно: если наниматели стояли на очереди для улучшения жилищных условий, при переселении из аварийного дома, за ними сохраняется очередь, вне зависимости от того, в какие жилищные условия их переселят.

Основным условием для социальных нанимателей является то, что они не могут отказаться от предложенного государством варианта. В случае отказа, если дом подлежит сносу, наниматели окажутся на улице, так как государственный найм не подразумевает выбор из нескольких помещений.

Расселение собственников

Для собственников вопрос о том, что нужно делать, если дом признали аварийным стоит очень остро. Данный тип граждан не может получить социальное жилье даже на время, поэтому им приходится сразу готовиться к переселению на постоянной основе.

Чаще всего дома, подлежащие сносу, расселяют только после того, как на земельный участок, на котором они стоят, находится покупатель, который вместе с покупкой земли берет на себя ответственность за расселение.

Собственником в данном случае, новый владелец земли, может сделать несколько предложений:

  • денежную компенсацию, равную стоимости квартиры. При данном варианте хозяин, получая деньги, лишается права собственности и должен самостоятельно найти себе новое жилье;
  • новую квартиру. В соответствии с законами России новый собственник земли не может предложить квартиру с меньшими квадратными метрами, а вот с большими может. Большинство покупателей территории, для того чтобы не затягивать процесс выселения, предлагают собственникам квартиры с большими квадратными метрами в новых домах.

В случаях если собственника не устраивает ни один из предложенных инвестором вариантов, инвестор имеет право обратиться в суд. В судебном процессе будет установлен порядок выселения собственника или его оставления в жилье.

Бывают ситуации, когда из-за одного хозяина, которого не устраивают предложенные условия, все собственники квартир в доме могут остаться без компенсации и нового жилья. Долгие уговоры, которые ни к чему не приводят, могут вызвать у инвестора желание отказаться от земельного надела.

Если земли выкупались из-под нескольких домов, то новый хозяин может отказаться от проблемного дома, расселить соседние здания, построить на их месте многоэтажки, а жильцы проблемного здания так и останутся жить в непригодных условиях.

Второй способ расселения собственников, является выкуп их квартир государством. В данном случае цена квадратного метра ниже и не подлежит оспариванию.

Кроме выкупа площадей, государство может предложить владельцам квартир аналогичное по квадратным метрам жилье в социальных домах. В случае отказа собственника, спор решается через суд.

В любом случае стоит помнить, что признание дома аварийным не означает быстрое и удачное расселение.

Время чтения: 4 минут

Реконструкция — это изменение параметров объекта капитального строительства, а также замена или восстановление несущих конструкций. Поскольку такие виды работ могут существенно повлиять на целостность здания и его элементов, для проведения реконструкции нужно получить разрешение на строительство. Выдают этот документ органы местной власти после проверки условий проектной документации.

О согласовании уже совершенной реконструкции подробнее в статье.

Что такое реконструкция – юридическим и простым языком

Правовое понятие реконструкции закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Такие работы проводятся на объектах капитального строительства (здания, сооружения) и сопровождаются воздействием на несущие конструкции. Реконструкция может включать в себя:

  • изменение параметров и характеристик объекта или его частей, в том числе высоты, этажности, общего объема и площади;
  • перестройка, надстройка, расширение объекта;
  • замена или восстановление несущих конструкций, кроме случаев восстановления или замены их отдельных элементов для улучшения свойств и характеристик (такие виды работ подпадают под понятие капитального ремонта).

Реконструкция проводится по решению собственника, либо организации, уполномоченной на обслуживание здания. Причиной такого решения могут являться существенный износ или повреждения несущих конструкций, когда замена или восстановление их отдельных элементов не имеет смысла, либо невозможна. Также собственник может провести реконструкцию, чтобы изменить основные характеристики здания – сделать пристройку для новых офисов или расширения производства, увеличить этажность для открытия новых офисов. Проводится реконструкция и в многоквартирных зданиях, если состояние несущих конструкций угрожает целостности объекта и создает аварийную ситуацию для жильцов.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

Все консультации бесплатны.

Не нужно получать разрешение на реконструкцию только для объектов и видов работ, прямо указанных в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Например, для проведения капитального ремонта такой документ не требуется, а проект будет согласовываться в общем порядке.

Комментарий специалиста. Проведение реконструкции без проекта и разрешения на строительство не допускается. При выявлении таких фактов, собственник или подрядчик могут быть привлечены к административной ответственности, а выполнение строительных работ может быть приостановлено. Только проектировщики и эксперты могут учесть фактическое состояние несущих конструкций, предусмотреть меры безопасности при проведении работ, установить пределы воздействия на отдельные элементы здания.

получения разрешения на реконструкцию

Этапы правильного получения разрешения на реконструкцию

Основанием для проведения реконструкции может являться решение собственника, дефектные ведомости о состоянии несущих конструкций и частей здания, иные документы. Для получения разрешения на строительство нужно выполнить следующие действия:

  • выбрать проектную организацию, состоящую в СРО, какой явлется компания Смарт Вэй;
  • предоставить проектировщику доступ для обследования и обмеров, передать техническую и правоустанавливающую документацию;
  • получить проект реконструкции;
  • заказать градостроительный план земельного участка, на котором расположено здание или сооружение;
  • собрать документы, необходимые для подачи заявления в муниципальный орган и получения разрешения на строительство.

Разрешение будет выдано на срок, предусмотренный проектной документацией.

Подготовка проекта на реконструкцию невозможна без проведения инженерных изысканий. Такое правило указано в ст. 47 Градостроительного кодекса РФ. Инженерные изыскания могут проводиться организациями или ИП, состоящими в СРО (отдельные исключения из этого правила указаны в законе).

Изыскания проводятся путем обследования участка и объекта в натуре, изучения технической и правоустанавливающей документации. Целями инженерных изысканий при подготовке проекта являются:

  • получение данных о природных условиях по месту предстоящих работ, выявление техногенных факторов воздействия на окружающую среду;
  • обоснование архитектурных и объемно-планировочных решений, проектирования инженерной защиты, выбор компоновки объекта;
  • расчеты оснований, фундаментов и конструкции объекта, принятие решение о проведении земляных работ.

Итоги инженерных изысканий оформляются единым документом и используются для разработки проекта, его последующего согласования.

Для подачи документов в уполномоченный муниципальный орган, проект должен включать в себя пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, проект организации работ, планы инженерных сетей и иные разделы. Также необходимо провести экспертизу проекта, поскольку без положительного заключения нельзя рассчитывать на получение разрешения.

После изготовления проекта, для получения разрешения на реконструкцию нужно подать заявление в местный орган власти. К заявлению прикладывается следующий комплект документов:

  • проектная документация, утвержденная проектировщиком, руководителем экспертной организации и заказчиком;
  • правоустанавливающие документы на объект капитального строительства и земельный участок;
  • градостроительный план участка, срок выдачи которого не превышает 3 года;
  • положительное заключение экспертизы, копия свидетельство об аккредитации негосударственной экспертной организации;
  • согласие всех собственников здания на проведение реконструкции;
  • иные документы, указанные в нормативных актах.

Подать документы можно не только в муниципалитет, но и через учреждения МФЦ. Срок на рассмотрение заявления и представленных документов составляет 7 дней, однако для реконструкции отдельных видов объектов он может быть увеличен. Также допускается выдача аналогичного разрешения для отдельных этапов реконструкции (это нужно указать в тексте заявления). Если по итогам рассмотрения документов выносится отказ в выдаче разрешения, его можно обжаловать в судебном порядке.

После завершения работ, объект нужно ввести в эксплуатацию и получить акт приемочной комиссии. С этим документом необходимо обратиться к кадастровому инженеру и заказать технический план. В техплане будут отражены новые параметры объекта после реконструкции, которые используют специалисты Росреестра для обновления данных ЕГРН.

Комментарий специалиста. Ключевыми этапами согласования реконструкции являются инженерные изыскание, проектирование и получение положительного заключения экспертизы. Чтобы избежать проблем при последующем рассмотрении документов, обратитесь за оформлением проекта в компанию Смарт Вэй. Наши специалисты обладают большим опытом разработки документации для проведения реконструкции, и окажут сопровождение на всех стадиях согласования.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

Все консультации бесплатны.

Разрешение на реконструкцию

Как согласовывается уже произведенная реконструкция

Выполнение реконструкции без оформления разрешения на строительство запрещено законом. За нарушение этого правила наступает ответственность по статье 9.5 КоАП РФ. Юридическим лицам грозит штраф в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., с административным приостановлением деятельности. Для частных лиц и ИП штрафные санкции будут меньше.

В законе отсутствует упоминание о правила узаконивания уже проведенной реконструкции. Если строительные работы выполнены без оформления проекта и обращения за разрешением в администрацию, можно попробовать узаконить их через суд. Сделать это без поддержки опытных юристов и экспертов в сфере проектирования практически невозможно.

Для узаконивания придется заказывать инженерные изыскания, проект и заключение экспертизы. Готовые документы нужно подать в муниципалитет по общим правилам. В выдаче разрешения на реконструкцию будет наверняка отказано, так как закон допускает согласование только до выполнения работ. Документы, подтверждающие факт обращения в администрацию, нужно приложить к исковому заявлению в суд. Положительное решение суд может вынести, если будет подтверждено соблюдение требований безопасности, строительных норм и правил при выполнении работ.

На заключительном этапе узаконивания нужно внести сведения о новых характеристиках здания в реестре ЕГРН. Для этого нужно заказать технический план и обратиться в Росреестр или МФЦ. После прохождения кадастрового учета, собственник получит на руки новую выписку ЕГРН.

Комментарий специалиста. Обращаясь в компанию Смарт Вэй, вы можете быть уверены в правильном оформлении документации для получения разрешения или узаконивания реконструкции.

Судебная практика по согласованию и узакониванию реконструкции

Отказ в согласовании или узаконивании реконструкции можно оспорить в судебном порядке. Такой отказ может быть вызван:

  • неполным комплектом документов;
  • неправильным оформлением проектной документации;
  • нарушением градостроительных регламентов, нормативных и подзаконных актов;
  • отсутствием полномочий у заявителя, отсутствием у проектировщика членства в СРО;
  • отрицательным заключением государственной или негосударственной экспертизы;
  • иными обстоятельствами.

Учитывая указанные основания для отказа, в судебном процессе нужно подтвердить наличие полномочий у заказчика и проектировщика, соответствие проекта требованиям закона. Для обоснования своей позиции, целесообразно привлечь к участию в деле специалистов проектной организации, которые оформляли документы. На основании судебного акта будет выдано разрешение на строительство, либо проведен кадастровый учет уже состоявшейся реконструкции.

Комментарий эксперта. Обращаясь в нашу компанию, вы можете рассчитывать на поддержку специалистов не только при обычном порядке согласования. Мы поможем оспорить незаконный отказ в выдаче разрешения или выполненную реконструкцию, подготовим полный комплект документов для отстаивания своей позиции, представим ваши интересы в судебных и иных ведомствах.

Реальные сроки согласования

В Градостроительном кодексе РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство занимает не более 7 дней (для отдельных видов объектов этот срок может быть больше). Однако процедура подготовки документов и прохождения экспертизы будет значительно дольше:

  • срок проведения инженерных изысканий и изготовления проекта будет зависеть от сложности предстоящих работ, характеристик объекта, особенностей земельного участка и мест расположения коммуникаций;
  • экспертиза проекта может затянуться на 2-3 месяца, а максимально сократить этот срок можно только правильном оформлении документации;
  • для подачи заявления в муниципалитет нужно получить градостроительный план земельного участка, что может занять еще 2-3 недели;
  • для реконструкции нужно получить согласования в ресурсоснабжающих организациях, допуск для проведения отдельных видов работ, что также увеличивает общий срок процедуры.

Уже после завершения работ, объект нужно ввести в эксплуатацию, получить акт и заказать технический план, пройти кадастровый учет. Общий срок согласований может достигать 6 месяцев. Для объектов культурного наследия или иных категорий зданий продолжительность согласований будет еще больше.

Комментарий специалиста. В компании Смарт Вэй вы можете заказать услугу по проектированию и согласованию реконструкции под ключ. В этом случае можно заранее учесть и устранить все причины для затягивания процедуры согласования. Чтобы уточнить условия сотрудничества с нашими специалистами, вы можете получить бесплатную консультацию по телефону, либо через форму обратной связи.

Получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома больше не требуется

С 04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями, под объектом индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объектов ИЖС и садовых домов больше не требуется выдача разрешения на строительство .

В таких случаях застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект ИЖС или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Минстрой РФ).

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;

4) описание внешнего облика объекта ИЖС или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта ИЖС или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве после проверки представленных застройщиком документов направит ему уведомление о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.

Информационное сообщение «О порядке получения разрешений на реконструкцию многоквартирного дома»

1.1.Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

1.2.В результате надстройки здания мансардным этажом, переоборудования чердачного пространства в эксплуатируемые помещения изменяются параметры всего здания – этажность, общая площадь, в случае углубления подвала – объем здания.

1.3.Возможность проведения реконструкции здания без вывода из эксплуатации предусматривается проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы.

2. Основание для проведения работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

2.1. Работы по реконструкции многоквартирного дома проводятся с соблюдением требований законодательства на основании разрешения на строительство (реконструкцию) всего здания в установленном порядке.

2.2. Органами, осуществляющими выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) в Санкт-Петербурге , являются:

— Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ;

— Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (в случае, если многоквартирный дом, в котором предусматривается реконструкция, относится к объектам культурного наследия).

2.3. Порядок выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) установлен статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2.4. В целях реконструкции многоквартирного дома застройщик или уполномоченное им лицо (далее – Заявитель) направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти Санкт-Петербурга непосредственно либо через многофункциональный центр.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

2.4.1. Заявление на выдачу разрешения на строительство (реконструкцию);

2.4.2. Правоустанавливающие документы на земельный участок;

2.4.3. Градостроительный план земельного участка;

2.4.4. Материалы, содержащиеся в проектной документации:

2.4.4.1. Пояснительная записка;

2.4.4.2. Схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

2.4.4.3. Схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

2.4.4.4. Схемы, отображающие архитектурные решения;

2.4.4.5. Сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического-обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта реконструкции к сетям инженерно-технического обеспечения;

2.4.4.6. Проект организации строительства объекта реконструкции;

2.4.4.7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (в случае, если предусматривается снос или демонтаж);

2.4.5. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

2.4.6. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение);

2.4.7. Разрешение на работы по сохранению объектов культурного наследия, в случае, если многоквартирный дом относится к объектам культурного наследия, в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а также согласованную проектную документацию в соответствии с пунктом 2 указанной статьи.

2.4.8. Положительное заключение экспертной организации, проводившей обследование основания и фундаментов многоквартирного дома, в случае углубления подвала при планируемом приспособлении подвала многоквартирного дома для эксплуатации в качестве помещений;

2.4.9. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

2.5. Орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство (реконструкцию), не вправе требовать от Заявителя представление других документов кроме документов, указанных в п.2.4.

2.6. По результатам проверки представленных документов уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) выдает разрешение на строительство (реконструкцию) или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

3. Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию)

3.1. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) является:

3.1.1. Отсутствие указанных в п.2.4 документов;

3.1.2. Представление документов в ненадлежащий орган;

3.1.3. Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;

3.1.4. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

3.2. Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п.3.1.

3.3. Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) выдается или направляется Заявителю в течение 10 дней с момента поступления в орган, осуществляющий выдачу разрешений, заявления на выдачу разрешения на строительство (реконструкцию) и может быть обжаловано Заявителем в судебном порядке.

4. Завершение работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

4.1. Документом, удостоверяющим выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (реконструкцию), соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

4.2. Для ввода объекта в эксплуатацию Заявитель обращается в орган исполнительной власти, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с приложением следующих документов:

4.2.1. Правоустанавливающие документы на земельный участок;

4.2.2. Градостроительный план земельного участка;

4.2.3. Разрешение на строительство (реконструкцию);

4.2.4. Акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

4.2.5. Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

4.2.6. Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

4.2.7. Документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;

4.2.8. Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

4.2.9. Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

4.2.10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

5. Последствия самовольного проведения работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

5.1. Строение, сооружение, иное недвижимое имущество, созданное без получения разрешения на строительство (реконструкцию), является самовольной постройкой.

5.2. Лицо, самовольно выполнившее работы по реконструкции, несет предусмотренную законодательством ответственность. Согласно статьям 7.14 и 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение реконструкции объекта без разрешения на строительство (реконструкцию) влечет наложение административного штрафа в размере до одного миллиона рублей.

5.3. Согласно части 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

2 146 просмотров

Значительный износ дома, повреждения фундамента, несущих стен, крыши часто несут угрозу для жизни и здоровья жильцов дома. В такой ситуации собственник может приобрести другое жилье или попробовать признать помещение опасным для проживания. Рассмотрим подробнее, что такое аварийное жилье и причины признания жилого помещения непригодным для проживания.

В каких случаях дом признается аварийным

Определение аварийного жилья дает Методическое пособие МДК 2-04.2004. Это дом, в котором несущие сооружения и более половины помещений представляют опасность для окружающих.

Основаниями признания объекта аварийным могут стать:

  • естественный износ;
  • воздействия внешних факторов;
  • деформация;
  • потеря расчетной прочности.

Мнение эксперта Станислав Евсеев Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право. Задать вопрос эксперту

В результате перечисленных воздействий нужно принять меры по укреплению. Однако если стоимость восстановительных работ превышает установленные нормы, то объект подлежит сносу.

Не нужно путать аварийное и ветхое жилье. Основным признаком ветхости помещения является высокий процент износа. Ветхим считается объект с высоким процентом износа (от 70% и более).

Однако ветхое жилье не представляет опасности для жизни и здоровья проживающих граждан. В то время как аварийное – несет опасность для жильцов.

Таким образом, ветхий объект подлежит капитальному ремонту. А аварийный – подлежит сносу.

Основания для признания жилья аварийным

Основания для признания жилого объекта аварийным изложены в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (гл. 3).

№ п/п Помещения, которые считаются опасными и подлежат сносу
1 Помещения, расположенные под мусоропроводом или устройством для его очистки Квартира признается аварийной, если под ней или в смежном помещении располагается устройство для промывки или очистки мусоропровода
2 Помещения, окна которых выходят на шумные транспортные магистрали, если нельзя снизить уровень шума Максимальное допустимое значение шума составляет 55дБ днем и 45 дБ – ночью
3 Помещения, расположенные в домах, которые пострадали от стихийных катастроф и катаклизмов Основным условием является нерентабельность ремонтных работ
4 Объекты, расположение близко к воздушным электролиниям Максимальное значение напряженности не может превышать 1 кВ/м, а индукции – 50 мкТл при промышленной частоте 50 Гц
5 Объекты, расположенные в зоне возможных техногенных катастроф В случае если невозможно обеспечить защиту жилого помещения от разрушения
6 Объекты, расположенные в зоне оползней, селей, лавин или подверженные затоплению паводковыми водами Исключение составляется ситуация, когда при помощи инженерных сооружений можно предотвратить подтопление
7 Помещения, расположенные в зонах, негативным по санитарно-эпидемиологическим показателям (электромагнитные поля, шум, вибрация), если показатели превышают нормы для проживания граждан Также к ним относятся объекты, которые расположены в зонах транспортной и инженерной инфраструктур, производственной и санитарно-защитной зоне.
8 Многоквартирные дома, имеющие деформацию фундамента Также к ним относятся объекты, имеющие деформацию стен, деревянных конструкций
9 Объекты, имеющие значительный процент физического износа, если это привело к невозможности безопасного использования для проживания граждан Если уровень надежности несущих конструкций значительно снижен, вследствие чего прочность и надежность уменьшены

Важно! В быту считается, что жилье может быть признано аварийным по возрасту. Однако на практике возраст жилого помещения не имеет отношения к установлению аварийности квартиры. Основным признаком считается именно износ.

Кроме того, не являются основанием для признания объекта опасным следующие показатели:

  1. Отсутствие лифта и мусоропровода в многоквартирном доме, этажностью более 5.
  2. Соответствие объемно-планировочного решения устаревшим нормативным актам, если это не мешает нормальной эксплуатации объекта.
  3. Отсутствие водоснабжения и канализации в доме, этажностью до 2.

Порядок признания жилья аварийным

Обязанности по признанию жилых объектов аварийными, возлагаются на органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование обязано образовать специализированную комиссию при комитете по жилищным вопросам местной администрации.

Состав и работа межведомственной комиссии утверждаются постановлением органа местного самоуправления.

В полномочия межведомственной комиссии по признанию жилья аварийным входят:

  • прием документов;
  • определение списка дополнительной документации;
  • комплектование состава экспертов;
  • осмотр объекта;
  • вынесение решения о признании дома аварийным;
  • отказ в присвоении объекту статуса аварийного.

Инициация процесса возлагается на жильцов или собственников. Специалисты органа местного самоуправления не обязаны самостоятельно проверять каждый дом без заявления жильцов.

Порядок действий:

  1. Сбор документации.
  2. Обращение в уполномоченный орган.
  3. Получение акта.

Какие документы нужны для оформления?

Оформление документов на признание жилья аварийным устанавливается локальным нормативными актами муниципального образования. Общий перечень содержится в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (ст. 45).

Список документации:

  1. Копия правоустанавливающего документа заявителя на жилье. Документ предоставляется в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН. В противном случае документ запрашивается специалистом комиссии в Росреестре самостоятельно.
  2. Копия гражданского паспорта заявителя.
  3. Заявление о присвоении жилому помещению статуса.
  4. Заключение уполномоченной организации, проводившей экспертизу.
  5. Официальные жалобы жильцов на условия проживания в компетентные органы.
  6. Справка о признании дома аварийным.
  7. Технический план.

Обращение в уполномоченный орган

Собственник или наниматель жилого помещения могут подать заявление лично или коллективно.

Способы обращения в уполномоченный орган:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя;

Муниципальная услуга по присвоению объекту статуса аварийного жилья оказывается на безвозмездной основе. Срок ее оказания не может превышать 30 дней.

Если документы направляются почтой, то необходимо приложить опись вложения направляемой документации.

Если заявление подается через представителя, то он должен иметь документы, подтверждающие его полномочия:

  • нотариальную доверенность (представитель совершеннолетнего гражданина);
  • свидетельство о рождении, удостоверение опекуна, попечителя, приемного родителя (если собственник несовершеннолетний);
  • постановление о назначении опекуна (если собственник недееспособный).

Получение акта

Результатом обращения в уполномоченный орган является:

  • выдача акта обследования условий проживания заявителя;
  • выдача акта о признании объекта аварийным или отказ в присвоении статуса.

Способ выдачи результата выбирается заявителем при оформлении требования.

Возможные варианты:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя.

С момента получения положительного ответа, собственники и наниматели жилых помещений имеют право на расселение в безопасные объекты по программе предоставления жилья.

Отказ в выдаче акта

Если межведомственная комиссия вынесла постановление об отказе в признании объекта аварийным, то заявитель имеет право обжаловать такое решение.

Порядок обжалования:

  1. Досудебный. Заявитель оформляет претензию, которая направляется на имя главы муниципального образования. К жалобе прилагаются результаты экспертизы и отказ межведомственной комиссии. Заявление рассматривается в течение 30 дней.
  2. Судебный. После получения ответа главы местного самоуправления необходимо подготовить исковое заявление в районной или городской суд. Заявление должно содержать требование об оспаривании акта местной администрации и о признании дома опасным для проживания граждан.

Жилой дом будет признан аварийным по решению суда. При наличии оснований, суд обяжет орган местного самоуправления включить объект в список на расселение.

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Основным последствием признания жилья аварийным является включение собственников и нанимателей жилого помещения в программу расселения. В 2020 году программа реализуется на всей территории РФ.

Денежные средства на обеспечение жильем выделяются по принципу софинансирования федерального и местных бюджетов. Ежегодно региональные власти формируют списки для включения граждан в список нуждающихся в расселении.

Обеспечение осуществляется в порядке очередности. Программа реализуется очень медленно. Например, на 2018 год на территории Новосибирской области признано аварийным 802 дома. С 2015 года жильем обеспечены жильцы 182 домов (1 800 человек).

Поэтому вопрос по признанию дома аварийным собственникам необходимо инициировать самостоятельно. Промедление значительно отдаляет факт получения новой жилплощади.

Программа предусматривает предоставление жилого помещения собственникам квартир в аварийных домах. Владелец имеет право на квартиру, стоимостью не более остаточной стоимости жилья.

Если предложенное жилье превышает стоимость аварийного, то собственник должен доплатить. В противном случае объект будет предоставлена по договору социального найма.

Важно! В соответствии с определением Верховного суда от 2017 года № 6-КГ17-8, собственник имеет право выбирать между предоставлением альтернативной жилплощади и предоставлением компенсации.

Наниматель имеет право на аналогичную жилплощадь. Если администрация не может представить альтернативное жилье, то гражданин может получить квартиру, большую по площади.

Однако площадь рассчитывается исходя из общей площади аварийного жилья, а не из нормы предоставления на человека (Определение Верховного суда от 2018 года № 10-КГ17-7).

В случае угрозы обрушения жилье должно быть предоставлено нанимателю немедленно (Определение Верховного суда от 2018 года № 70-КГ17-22).

Рассмотрим, что делать собственникам.

Владелец жилого помещения должен:

  1. Собрать документы.
  2. Обратиться в местную администрацию.
  3. Получить постановление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  4. Подать документы на включение в программу.

В случае отказа собственника о выселении администрация имеет право инициировать судебный процесс по принудительному выселению. В этом случае гражданин получит не альтернативное жилье, а компенсацию. Выплата равняется остаточной стоимости квартиры (Определение Верховного Суда от 2018 года № 5-КГ18-19).

Судебная практика

Ежегодно множество граждан обращаются в суд для оспаривания постановления местной администрации об отказе в признании жилья аварийным.

При наличии достаточных оснований, суд принимает сторону истца и обязывает местную администрацию включить дом в перечень аварийных объектов. Однако это очень сложный и длительный судебный процесс. Он нуждается в грамотной подготовке. Поэтому целесообразно привлечь квалифицированного юриста.

Часто причиной отказ является именно неграмотный сбор документов.

Пример. Илья обратился в суд для признания дома авариными. При этом в отношении дома было вынесено решение местной администрации об отказе в установлении статуса аварийного. Истец не включил в заявление требование об оспаривании данного документа. Изучив доказательства, суд не нашел причин для удовлетворения требований истца.

Инициатором процесса по признанию дома аварийным должен выступать собственник или наниматель. Однако межведомственная комиссия может отказать в удовлетворении требования. В такой ситуации гражданин должен защищать свои интересы в суде. Процесс требует серьезной подготовки, поэтому целесообразно привлечь грамотного юриста. Специалисты нашего сайта окажут вам поддержку в режиме онлайн. Просто оставьте заявку дежурному юристу.

Автор статьи Юрист по семейному праву. Стаж с 2010 года. Рейтинг автора Написано статей 712 Задать вопрос эксперту

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Здравствуйте!

Требования администрации не обоснованы так как в силу положений ЖК РФ подтверждения статуса нуждающихся в жилье не требуется

ЖК РФ, Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением

1. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находится в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
2. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
3. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

С уважением Александр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *