Авто на армянском учете

Авто на армянском учете

01.01.2015 года Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), и для страны начался новый этап развития в сфере беспошлинной торговли. Растаможка автомобиля, перегоняемого из Армении в Россию, проводится по упрощенной схеме с минимальными отчислениями налогов.

Почему многие россияне едут в Армению за машиной? Основная причина заключается в более низкой цене – в среднем на 20-30%. Ввоз автомобилей на территорию России разрешено осуществлять любому гражданину РФ в возрасте от 18 лет, а также юридическим лицам.

Какие документы нужны для ввоза машины из Армении в РФ

Решили купить авто из Армении в Россию самостоятельно или на заказ? Следует помнить, что получение ПТС возможно в любом таможенном органе, для этого необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление установленной формы;
  • договор о купле-продаже машины на имя собственника;
  • свидетельство о регистрации с отметкой о снятии с учета;
  • справка с идентификационными сведениями;
  • паспорт российского гражданина;
  • сертификат кл. Евро-5;
  • справка о наличии системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • страховое свидетельство;
  • квитанция об уплате утилизационного сбора.

При предъявлении пакета перечисленных документов таможня оформляет декларацию на автомобиль, ввозимый из Армении в Россию.

Установлен запрет на растаможивание ТС ниже класса Евро-5 (их можно ввезти для коллекционирования, но последующая езда на таких машинах запрещена).

За 1 год физическое лицо может провезти на территорию России для собственных нужд не более 1 ТС.

Стоимость растаможки

Цена таможенного оформления авто из Армении в Россию индивидуальна для каждого ТС. Для одинаковых моделей машин различных лет выпуска выплаты отличаются. Полная стоимость складывается из таможенной пошлины, утилизационного сбора, сбора за оформление на таможне и акциза.

Таможенные пошлины. Их величина складывается из единой ставки пошлин (для физлиц) и таможенного платежа (для юрлиц), суммы оформления ТС на таможне, НДС и акциза (для юрлиц). Физлица должны заплатить 1,5-5,7 евро за 1 куб. см двигателя – для ТС, возраст которых составляет более 3 лет, и от 2,5 евро за 1 куб. см – на ТС меньшего возраста. Юридические лица выплачивают 1,4-3,2 евро за 1 куб. см. Размер пошлины не зависит от страны-производителя автомобиля.

Утилизационный сбор. Его рассчитывают, умножая базовую ставку (для легковых авто, предназначенных для собственного использования, базовая ставка равна 20 000, для коммерческих автомобилей и грузовых ТС – 150 000) на специальный коэффициент. Размер коэффициента конкретно в вашем случае смотрите на странице онлайн-калькулятора растаможки.

Сбор за таможенное оформление. Сумму рассчитывают на конкретный день по курсу в российских рублях (или в валюте других стран). Размер сбора зависит от цены машины:

Акциз. Акциз не собирается с транспорта до 90 л. с., во всех остальных случаях его размер зависит от мощности двигателя. Учитывайте, что сейчас акциз собирается и с электромобилей.

На стоимость ввозимого из Армении в РФ авто влияет категория ТС, год его выпуска и цена услуг таможенного представителя. Выгоднее перегонять из Армении транспорт зарубежного производства с небольшим пробегом, если он соответствует стандартам ЕАЭС. Оформление мотоциклов обходится дешевле (от 15 000 руб.), а автобусов, соответственно, дороже.

Порядок действий для таможенной очистки транспорта

Чтобы без проблем пригнать авто из Армении в Россию, рекомендую изучить нижеследующую последовательность этапов, которую следует соблюдать, чтобы не понести ответственность в виде штрафа или лишения свободы.

Итак, вам придется пройти следующие шаги:

  1. Подыскать приемлемые варианты в интернете на list.am, auto.am или других сайтах.
  2. Написать или позвонить продавцам, обсудить цены.
  3. При встрече с собственниками осмотреть ТС на предмет повреждений.
  4. Проверить полную оплату налогов продавцом ДО (!) продажи.
  5. Провести технический осмотр автомобиля на предмет неучастия в авариях и соответствия паспорту ТС.
  6. Снять автомобиль с учёта в Армении.
  7. Зарегистрировать машину в РФ и получить ПТС.

Если все документы в порядке, то на проверку уйдет не более четверти часа. После этого необходим техосмотр для сверки реальных характеристик машины с представленными в таможенной декларации.

Особенности вывоза автомобилей из Армении

Паспорт ТС нельзя оформить без сертификата соответствия требованиям Евро-5. В России он обязателен с 2016 г. Проверка соответствия осуществляется по году выпуска, пробегу (до 160 тыс. км), наличию системы уменьшения выбросов.

С 2019 г. ПТС не выдается без оснащения машины системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Цель ее установки – уменьшение смертности среди пострадавших за счет сокращения времени передачи информации о ДТП в экстренные службы. Если нет кнопки, нужно обратиться в центр сертификации для монтажа.

Если собственник ТС после покупки хочет использовать номера, установленные в Армении, необходимо получение временной прописки. При этом законное использование автомобиля возможно в течение 1 года.

На транспортные средства, которые попали в Армению с 2014 по 2016 г., таможенная пошлина минимальна. Это продукция, ввозимая из-за рубежа, поэтому в ходе таможенного оформления следует погасить разницу таможенных ставок.

После перегона в РФ в таможенном пункте по месту регистрации нового собственника следует представить документы (заявление, договор купли-продажи, справки, свидетельство с пометкой о снятии автомобиля с учёта). В целях экономии времени на оформление целесообразно обратиться к таможенному брокеру. Рекомендую выбирать брокера на основании реальных отзывов и опыта растаможивания транспорта.

Управление нерастаможенным ТС

Любой автомобиль, привезенный из-за рубежа, в течение 24 ч должен быть оформлен на таможенном пункте, лишь после этого у владельца ТС появляется право ездить на нём по дорогам России. В противном случае автомобиль считается контрабандным товаром и подлежит изъятию.

Генеральная доверенность от гражданина другой страны не поможет в управлении автомобилем. Этот документ просто не будет иметь юридической силы. За руль транспортного средства можно садиться только собственнику нерастаможенного автомобиля. Другому лицу управлять ТС категорически запрещается!

Ответственность за нарушение правил ввоза авто из-за границы

За несоблюдение правил оформления автомобиля грозит штраф. Об этом прямо указано в Кодексе об административных правонарушениях и в УК:

  • Если нарушены сроки оплаты таможенных пошлин, размер штрафа будет составлять от 500 руб. до 2,5 тыс. руб.
  • При нарушении сроков подачи таможенной декларации – от 1 до 2,5 тыс. руб.
  • При наличии запрета и ограничения на импорт ТС – 1-2 тыс. руб., в некоторых случаях возможна конфискация.
  • При несвоевременном вывозе ТС с таможни штраф будет составлять 1,5-2,5 тыс. руб. Также в законодательстве указаны случаи, в которых будет проведена конфискация имущества.
  • При уклонении от уплаты пошлин в крупном размере (от 1 млн руб.) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Чтобы не возникли сложности, следует внести депозит до вашего отъезда из страны, подготовить документацию (оригиналы и копии), заполнить декларацию и выбрать брокерскую компанию, предварительно проанализировав рекомендации о работе её специалистов.

Возможен ли ввоз машины из Армении без уплаты пошлины?

Нерастаможенными автомобилями в России можно пользоваться лишь:

  1. Гражданам других государств с временной российской пропиской на срок до 1 года. На таможне следует оформить временный ввоз, не оплачивая налог и пошлину.
  2. Гражданам РФ, которые являются владельцами автомобилей, зарегистрированных за границей. Въезд оформляется при временном ввозе и оплате сборов и налогов. Срок пребывания в РФ может достигать 6 месяцев в течение 1 года. Затем нужно продлить его или уехать из РФ.

Обработка и передача данных для продления или закрытия временного ввоза проводится в течение 14 дней, поэтому лучше оформить документы заранее. Чтобы продлить временный ввоз, вам будут нужны: паспорт, ПТС, свидетельство о регистрации автомобиля, страховое свидетельство, декларация на ввоз, удостоверение о ввозе ТС (оригиналы и копии всех этих документов).

Если вы проживаете в Армении постоянно, но имеете временную регистрацию в России, у вас есть право на временный ввоз машины. В иных ситуациях необходимо пройти полную процедуру таможенного оформления.

Напоминаю, что каждый случай индивидуален и приведенные базовые сведения не могут служить инструкцией к действию в каждом конкретном случае.

Ввиду сложившейся ситуации вокруг проблем и нервоза вокруг автомобилей на армянских номерах, решил обратиться за разъяснением к людям, которые хоть что-то понимают в этих тонкостях.
Сотрудник ГАИ Санкт Петербурга:
1. Конкретно в Петербурге и Ленинградской области никаких распоряжений и даже слухов по поводу проверок/репрессий относительно водителей на армянских номерах нет.
2. Если Водитель является собственником и записан в СТС, то претензии предъявить достаточно сложно
3. Если страховой полис не открытый, а на конкретного водителя, владельца ТС, то претензии предъявить ещё сложнее, так как это означает, что его владение автомобилем законно, иначе система в которой оформляется страховой полис не даст зарегестрировать сделку
+ пообещал, что если придёт какое-либо оаспоряряжение предупредить

Автоюрист:
1. Проблема с учетом автомобилей с армянскими номерами решится сама собой в 2023 году ( когда все товары Армении станут товарами таможенного союза, автомобили ввезённые до 10 октября 2014 года уже можно поставить на российский учёт, но их очень мало)

2. Самое основное это статья 35, о вступлении Армении в таможенный союз, в которой говорится, что лицо, постоянно проживающее в республике Армения может для своих целей ввезти на территорию таможенного союза своё транспортное средство.
Это значит, что если вы собственник автомобиля и вы имеете постоянную регистрацию в Армении( это подтверждает штамп в заграничном паспорте), то вы можете беспрепятственности передвигаться по всему таможенному союзу

3. То что в некоторых регионах начались проблемы можно объяснить человеческим фактором, а проще дегенератами с погонами и званиями либо тем, что эти автовладельцы либо неправильно приобрели автомобили( к примеру по доверенности, а это на самом деле до 23 года является нарушением статьи 35 о которой было упомянуто выше, либо вообще являются собственниками автомобилей с документами- фантиками ( поддельными документами)

4. В случае, если вас остановили и начинают вам вменять какие либо нарушения, не соглашайтесь, самым правильным будет требование аргументации от сотрудника по каким конкретно причинам и на чем основаны претензии, также вам обязательно необходимо Позвонить по телефону доверия гибдд и сообщить о неправомерных действиях сотрудников, также не надо переходить с ними на личности, никаких оскорблений допускать нельзя

5. Насколько видно случаи претензий к армянским автомобилям пока единичны, не носят массовый характер, не оформлены в виде постановления на федеральном уровне, а скорее являются самодеятельностью на местах

Ввиду вышеизложенной информации, я решил пока не переживать и Посмотреть как ситуация будет развиваться дальше
В любом случае если всё было легально оформлено в армении, переживать особо неочем.

Мой канал на ютубе. Подписывайтесь, буду наполнять полезным видео-контентом.

ВАЖНОЕ! ЧИТАЙТЕ ЕГО В СЕРЕДИНЕ и КОНЦЕ

Вкратце расскажу о процедуре покупки автомобилей из Армении в Россию из своего опыта. Статья только в ознакомительных целях!

1.Находите машину на сайтах list.am и auto.am

2. Прилетаете

3. Продавец оплачивает налог на авто за тот период, который пользовался им до продажи (это не расходы покупателя). Перед снятием с учета, необходимо вместе с продавцом пройти сверку авто на следы аварий, распилов и т.д., а так же соответствие номера шасси с его ПТС. Новому владельцу выдадут документ о постановке на учет и покупке новых номеров.

Далее все расходы делает покупатель!

4. Постановка на учет и обычные номера обойдутся в 24 000 драм (делите на текущий курс рубля). Собственно на этом этапе оплачиваете продавцу полную стоимость авто, т.к. машина после этого этапа будет ваша по документам, останется лишь получить на нее новый ПТС (читаем дальше).

5. Покупаете страховку минимум на 3 мес (около 10-15 тысяч драм).

6. В ГАИ вам выдадут договоры о купле-продажи на армянском, а так же документ по которому вам выдадут новый пластиковый ПТС и новые номера.

7. Крепим номера на авто и едем… все

8. Важно! Ни копейки не даем наперед, пока авто не ваше. Вы скорей всего купите авто у перекупов, а у них цель заработать на вас (возможно для кого-то это было открытием, но по моему опыту, есть люди, которые это не понимают). Вас могут обмануть частично или полностью (такие случаи были и неоднократно). Не верьте обещаниям аля «я это починю», «я это поменяю», «это ерунда, сделаю», «я это тебе отправлю деталь потом» и т.д. Сначала сделают, а потом покупаем, если не делают заранее, значит не сделают и потом, по этому пусть скидывают деньги.

9. Если вы покупаете какие-либо услуги, то деньги платим по факту выполнения. Опять же, ни копейки наперед не даем, не смотря на то, какая красочная может быть реклама 🙂

Данная статья предоставлена в ознакомительных целях!

P.S.
1. Важно, если вы самостоятельно покупаете авто не прибегая к помощи специалистов, тщательно изучите данный вопрос, т.к. не первый случай, когда человек самостоятельно купил, заплатив за авто, а в итоге оказалось, что он ее не может пригнать в РФ, а так же отдавая деньги под залог, вы сильно рискуете, лучше не платить ничего пока авто не ваше или чтобы был кто-то местный, который на местном поговорит и решит как быть в случае проблем.
2. Сам я не подбираю машины по сайтам, по этому не пишите с этой просьбой.

Расходы в Армении помимо авто:
Как правило вся процедура занимает 1-3 дня, чаще 1-2 дня.
Еда: завтрак/обед/ужин — примерно 200-500 рублей за раз. Я например вполне наедаюсь за 200 рублей, но возможно кто-то любит поесть вдоволь, по этому максимум 500р. Но если учесть, что утром вы позавтракали, весь день в поисках авто и затем поужинали, а в процессе максимум съели шаурму, то расходы на еду еще меньше.
Питание в сутки итого 600-1500р.
Проживание: сутки 800-1500р. Некоторые заведения включают завтрак, по этому можно сэкономить и на завтраке и вычесть эту сумму из питания.
Такси: 1км стоит 12р. Как правило воспользоваться услугой такси обойдется в сумме максимум за весь период 500р.
Посещение автосервиса: проверка подвески 260р, диагностика 290р
Прочее: 2 рамки под номер 400р
Если подсчитать, что все заняло 2 дня, то ваши расходы составят 4500-5000р на все.

Конечно же, аппетиты и желания у всех разные, но я считал от большинства.

ВАЖНОЕ НОВОВВЕДЕНИЕ!
В конце прошлого года (ноября 2017), вступила в силу поправка по ввозу авто с армянскими номерами на территорию РФ.
Согласно которому, любой гражданин таможенного союза (включая РФ естественно), может привезти в Россию автомобиль на армянских номерах без растаможки и без временного ввоза и передвигаться на нем без ограничений по сроку пребывания. Соответственно, можете купить авто привезенное после 2014 года на территорию Армении и привезти его в РФ оформленную на себя. НО ЭТА ПОПРАВКА НЕ РАБОТАЕТ (хз почему).

Преимущества: можете взять авто более свежее и новее. не важно на каких номерах, хоть с транзитами, лишь бы оно было в Армении и растаможено.

Недостатки: управлять транспортным средством, согласно текущему законодательству РФ, имеете право только вы, без права передачи управления иным лицам. Возможно это правило в будущем изменят, но стоит иметь ввиду. По крайней мере пока что власти РФ пошли на уступки своим гражданам дав такую возможность, возможно потом что-то изменится в этом вопросе.

П.С. граждане РФ и других стран, не могут без необходимых документов оформить на себя авто в Армении, по этому без сторонней помощи не обойтись.

Вопросы-ответ
1. Можно ли купить авто из Армении и перегнать в РФ без растаможки и легально ли это?
— Да, все законно.
2. Можно ли оформить в РФ российские номера на авто из Армении?
— Да (но не все и это геморройный вариант для многих из-за правил в РФ)
3. Необходимо ли растамаживать авто из Армении в РФ?
— Нет
4. Могу ли я продать в РФ авто с Армянскими номерами?
— По закону нет, но продать можете и так многие делают, но покупать уже такие авто я не советую, ибо это не законно и есть шанс лишиться авто
5. Могу ли я передать управление авто в РФ (например: брату, жене, соседу и т.д.)?
— Да, но сделать надо это правильно
6. Необходимо ли мне потом приехать в Армению чтобы снять с учета (или продать)?
— По текущему закону в РФ да, но дополняющий ответ есть в пункте 4
7. Будут ли приходить штрафы, налоги и т.д?
— Да, будут. Налоги платят в Армении из России. Это в будущем нужно чтобы авто ваше не было с вечным учетом и в будущем при появлении единой базы, к вам не придет огромный штраф с судебными издержками и за каждый просроченный день, который считается как процент от общего долга.
8. Как долго я могу ездить на армянских номерах на территории России (Казахстана, Белоруссии или Кыргызской респ.)? Необходимо ли мне раз в пол года или год пересекать границу?
— Ездить можете пока существует ваша страна 🙂 пересекать границу не нужно. По правилам таможенного союза, временный ввоз на авто из стран ТС отменен.
9. А можно ли покупать авто после 2014 года?
— Да, можно, по новым правилам ТС эту дату изменили. Подробности указаны в статье более подробно (читайте выше)
10. Могу ли я пригнать через Грузию (или Японию или другие страны) другое авто и оформить в Армении для вывоза в РФ?
— Да, можете, любое авто, необходимо будет растаможить авто в Армении и уплатить все гос пошлины. В отличии от авто с правым рулем, на него внесен запрет о ввозе в Армению, по этому только левый руль.
11. Могу ли я растаможить авто самостоятельно?
— Без чьей либо помощь НЕТ, вас даже в Армению не пропустят на авто с иностранными транзитами.
12. Могу ли я оформить учет самостоятельно?
— Читайте пункт 11.
13. Стоит ли сейчас или через «месяц» приезжать за авто?
— На подобные вопросы вы должны отвечать себе сами.
14. Будут ли проблемы в будущем при покупке авто с Армянскими номерами?
— Я в будущее заглядывать не умею.
15. На кого будет оформлено авто?
— Авто оформляется только на покупателя. По другому делать не надо!
16. Будут ли у меня проблемы на границе (границах)?
— Если все сделано правильно, то проблем не возникнет. По крайней мере ни одного подобного случая мне не известно.
17. Какие доп расходы ожидают меня?
— На каждую модель расходы разные. Но в среднем это до 100$.
18. На каких сайтах смотреть машины?
— list.am и auto.am (другие сайты не смотрите)
19. Сколько стоит машина … и какие будут у меня расходы в целом?
— Я для кого все это пишу и указываю расходы? Я не продаю машины! Стоимость складывается из стоимости авто, которое вы купите и доп расходов, о которых я указывал в статье+страховка в России (уточняйте это у себя, т.к. на разные модели она разная).
20. Будут ли проблемы с ДПС в РФ?
— Ваше авто с армянскими номерами их не особо интересует. А если и остановят, то часто просто спрашивают «а как купил?», «а через кого купил?», «а еще есть?», т.е. проявляют личный интерес к покупке авто из Армении. Никаких законов РФ вы не нарушаете, а тем более законов Армении.

21. Как страховать авто в РФ?
— Через страховые компании в России, это уже не проблема во многих крупных городах, в том числе на год вы сможете застраховать авто еще на границе (могу скинуть вам контакты в личку сотрудницы из страховой компании ВСК, в которой страховался лично я, сделали за пол цены на минивен в отличии от других страховых фирм на границе РФ).

22. По каким дням работают ГАИ в Армении?
— Выходные: вс, а так же праздничные дни. В субботу до 13:00.
23. Как со мной связаться?
— Пишите в личку
24. По каким дням работает авторынок?
— В сб и вс до обеда.
25. Какова процедура оформления (растаможки) авто?
— Читайте выше, все описано.

26. Сколько стоит растаможка авто ххххх в Армении?
— petekamutner.am/csOS_VehiclesCustomsValue.aspx
вот ссылка на таможенный калькулятор, считайте сами
27. Какова стоимость годового налога на авто в Армении?
— www.transinfo.am/ru/calculators/property.html
тут можете посчитать
28. У других дешевле сделать доки чем у меня. Почему?
— Не будьте лохами, не ведитесь на разводы на поддельные прописки, на кажущиеся низкие цены, а суммарно дороже. Некоторым впаривают расходы, которых быть не должно. Очень частая проблема, это поддельные или случайные прописки хрен пойми где у и кого. По ним вы купите авто, но сэкономив, вы попадаете на вечный учет и накопление долга с штрафов за неуплату, которую вы осуществить не сможете. Чтобы понять сделают ли вам прописку добросовестно, спросите у продавца «как мне потом платить годовой налог?», если вам объяснят как (подробно), то продавец скорей всего знает про это, но опять же нет гарантий что он сделает честно, а если ответят, что «можешь не платить», то прописка у таких липовая, а так же как показывает опыт других, прописка за 50$ это подделки и адрес который там пишет несуществующий, либо по этому дому нет такой квартиры, либо с дробью пишут дом, которого вообще не существует.
29. Что отвечать на вопросы полицейских в РФ?
— Вам отвечать и не надо, вы дали документы, а они пусть проверяют. По конституции вы не обязаны что либо им сообщать.
30. Где я нахожусь?
— В Армении (г.Ереван)
31. Могу ли я поставить авто из Армении на учет в РФ?
— если авто ввезено в Армению до 10.10.14 года — да; если ввезено хотя бы днем позже этой даты — нет. Необходимо собрать все необходимые документы, подтверждающие тот факт, что авто у вас ввезено до этой даты и является товаром таможенного союза.
32. Как узнать когда авто ввезено в Армению?
— спрашивайте у продавца, но многие не знают, если купили авто у другого
33. Можно ли через 3 года поставить авто на учет в РФ?
— нет, это не правда и еще нет ни одного подобного законного случая, т.к. тема с тачками из Армении существует 1,5 года. Не кажется ли вам, что если нет подобного случая, то и такие заявление это просто абсурд? (это как минимум логично). Вообще шум про 3 года идет абсолютно из другой ситуации, которую трактуют ошибочно.

в процессе буду наполнять вопросами, которые вы задаете и дублировать ответы тут, а то в день десятки раз приходится отвечать на однотипные вопросы.

ОПАСАЙТЕСЬ МОШЕННИКОВ
В интернете появились группы и сайты, владельцы которых просто скопировали мой пост у себя и предлагают платные услуги. Но какие услуги могут оказать люди, которым даже нечего написать от себя и они просто воруют чужой контент? Особенно удивило, что они украли у меня раздел «вопрос-ответ», которые я собрал от реальных людей общаясь с ними. Соответственно у них нет своего опыта или он слишком мал, чтобы составить свой список вопросов и свои ответы на них.
Естественно они проинформированы в этом деле по минимуму (не исключено что в некоторых важных тонкостях, они знают не верно) и не предоставят информацию в полной мере и не окажут дальнейшую поддержку информацией. Не редки случаи, когда обращения к ним, приводили к проблемам как с документами, так и в дальнейшей законной эксплуатации авто.
Обращайте внимание на дату публикации моей статьи (29.04.2017) и когда появились эти воришки с их группами и сайтами (как правило совсем недавно).

Статью регулярно наполняю, если что-то упустил в статье, спрашивайте, постараюсь ответить в личку на ваши вопросы!

Вся информация в статье предоставлена в ознакомительный целях, составлена из личного опыта и опыта других людей.

Еще совсем недавно по закону в Россию можно было ввозить транспортные средства из других стран, в том числе и с правым рулем, и в том числе из Армении. Граждане нашей страны делали это с удовольствием, так как отличный автомобиль можно было купить почти в два раза дешевле, чем в РФ. Самым приятным моментом во всем этом было то, что с армянскими номерами ездить можно было куда угодно, за это никто не штрафовал. Но сегодня, согласно новому законодательству, делать этого больше нельзя.

Новые изменения

С января 2020 года вступили в силу новые изменения. Согласно таможенным правилам, ввоз транспортных средств на территорию Российской Федерации из Армении будет осуществлен на общих основаниях. То есть, при пересечении границы нужно будет оплатить таможенную пошлину, что в разы приведет к удорожанию иностранного автомобиля. Но даже несмотря на это, приобретение автомобилей из Армении до сих пор остается актуальным – цены привлекательные для клиентов, да и лазейки есть, благодаря которым есть несколько нюансов, как правильно осуществить покупку ТС.

Как зарегистрировать автомобиль

По действующим правилам и законам владельцам транспортных средств с армянскими номерами можно на регистрационный учет в Российской Федерации не ставить. Свободно ездить на таком автомобиле по территории РФ можно с документами, которые были при покупке оформлены в Армении и с вашим полисом ОСАГО.

Если машину все же необходимо перерегистрировать, в этом случае потребуется целый пакет документов (почти такой же, как при покупке автомобиля в России).

Прежде всего, это ваш паспорт и паспорт транспортного средства плюс договор купли-продажи. После этого потребуется справка о снятии машины с учета в Армении, документы, удостоверяющие прохождение таможни и оплату всех необходимых сборов, и ваш полис ОСАГО. Согласно регламенту, регистрации подлежат только транспортные средства стандарта Евро 4 и обязательно оборудованные системой Глонасс.

Алгоритм постановки армянских автомобилей на регистрационный учет

Для перерегистрации автомобиля с армянскими номерами и постановки его на учет в ГИБДД нужно сделать следующее:

  • снять транспортное средство с учета в Армении (оптимальный вариант – сделать это сразу при покупке, так как это потом позволит сэкономить вам массу времени);
  • после этого автомобиль нужно растаможить в любом таможенном отделении;
  • одновременно при этом оплачивается гос. пошлина;
  • остается теперь только получить паспорт транспортного средства.

Пройдя все пункты, можно регистрировать автомобиль по стандартной схеме так, как совершается процесс покупки машин в Российской Федерации.

На что потребуются деньги

Цена таможенного сбора будет зависеть от вида и прочих характеристик автомобиля. В дополнение нужно будет еще оплатить услуги разных посредников по растаможке ТС, если вы сами не хотите этим заниматься.

Поставить кнопки Глонасс тоже не бесплатное удовольствие. На таможне нужно будет оплатить гос. пошлину и пошлину за регистрацию авто в ГИБДД.

Можно ли продать машину из Армении в России

Как автомобиль с российскими номерам, в Российской Федерации армянское авто не продашь. Если транспортное средство не перерегистрировано, то оформить договор купли-продажи с последующей перерегистрацией можно будет только на территории Армении.

А вы сталкивались с постановкой на учет авто из Армении? Интересен личный опыт водителей.

Это третья статья про автомобили, которые стоят на армянском учёте и передвигаются по России. Грустная статья. Про цугцванг (вообще-то шахматный термин, но уже применяется и в быту — как синоним безысходности).

Часть первая и часть вторая

Суть вопроса. Спустя пять с хвостиком лет после начала ввоза автомобилей из Армении в Россию гражданами, проживающими в России, Федеральная таможенная служба РФ (далее по тексту просто — таможня) вдруг осознала, что все это время эта процедура исполнялась совсем не так, как было правильно и нужно, и с отчаянным усердием принялась наводить порядок. Владельцы таких автомобилей попали в ситуацию, при которой что бы они ни сделали далее — все будет ухудшать их положение, наступил так называемый цугцванг, ну, или Кобаяси Мару (если вам «Стартрек» ближе шахмат).

Предыстория (о покупке автомобиля в Армении с экономией на таможенных платежах) в двух частях тут:

  • Теория
  • Практика

Ну а теперь часть третья — «Месть ситхов таможни»

По порядку. В отдельных регионах РФ начались преследования в отношении владельцев автомобилей с государственными номерными знаками (далее — ГРЗ) союзной — как участника Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Республики Армения. Где-то эти преследования происходят помягче, где-то построже. Так, из Челябинска стали массово поступать сообщения о том, что инспекторы дорожно-патрульной службы начали активно «вылавливать» такие автомобили и оформлять на каждый протоколы по 12 статье КоАП РФ. Преимущественно 12.1 КоАП РФ, в некоторых случаях даже 12.3.КоАП РФ. А из городов Северодвинска и Кургана появилась информация и вовсе об изъятии автомобилей таможней.

Мы постарались объективно изучить факты и узнать о ситуации больше. Обо всем, что узнали — рассказываем.

Первым делом мы поспрашивали владельцев таких автомобилей в группах мессенджеров и соцсетях — и, судя по ответам, в целом по стране все спокойно. Исключения — Урал, Ханты-Мансийский автономный округ и некоторые города (о них ниже). По остальной России на армянских номерах продолжают спокойно ездить. Максимум, что происходило — перепись владельцев и регистрационных данных на автомобили, с дальнейшей передачей этой информации в Центры автоматизированной фиксации административных нарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России (далее — ЦАФАП), дабы такие машины не выпадали из системы начислений штрафов.

В начале года произошел первый прецедент с изъятием автомобиля в Нижневартовске. В том случае владелец передал управление автомобилем другому лицу, что зафиксировал экипаж ДПС, который и направил автомобиль на спецстоянку, а также передал информацию таможне, которая в дальнейшем изъяла автомобиль и после суда продала на торгах.

В марте в Северодвинске (Архангельская область) произошло изъятие двух автомобилей. На известном видеохостинге легко найдете всю историю непосредственно от владельца этих автомобилей. В данном случае таможня сама пришла к владельцу с уведомлением о незаконной растаможке.

Июнь. В Кургане изъяли пять автомобилей. Тут уже владельцев вычисляли по ориентировке от таможни посредством ЦАФАП точечно, экипажами ДПС. Затем автомобили были направлены к управлению Курганской таможни, где были изъяты.

Июль. В Челябинске начали массово останавливать автомобили с армянскими ГРЗ и выписывать протоколы по статьям 12.1 ч.1 либо 12.3 ч.1 КоАП РФ (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке и Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза соответственно), в некоторых случаях у тех, кто управлял по страховке либо по доверенности, автомобили поместили на специализированные стоянки, откуда владельцы после уплаты штрафа смогут их забрать.

Зона отчуждения

Ну что ж, едем в Курган. Да, действительно: четыре автомобиля изъяты и стоят на стоянке временного хранения, среди списанных автомобилей УВД, и еще один стоит уже на стоянке Росимущества (ныне — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом). Пообщались с тремя владельцами автомобилей с армянскими номерами — все лично ездили в Армению, покупали там машины, в должном порядке оформили на свое имя, сами же въехали на них в РФ, исправно оплачивают налоги и штрафы за эти автомобили и аккуратно ездят. Управляют своими автомобилями также сами. Упреждая глас хейтеров — да, нам повезло найти именно таких, правильных. «Неправильные» нас в реальности по большому счету и не интересуют — их финансовые риски значительно дешевле, а ответственность намного меньше, если она вообще есть.

Автомобили, задержанные таможней в Кургане, на стоянке автохозяйства УВД, часть которой задействовали под их хранение А это стоянка Росимущества. Два Альфарда: один с номерами Армении, второй — Абхазии (про эту машину информацию не удалось найти)

Вот один из примеров (черная Хонда с фото выше), у Альфарда, стоящего уже на стоянке Росимущества, пакет документов и вменяемых статей аналогичен:

В данном случае таможня усматривает факт управления собственником (не гражданином Армении) автомобилем, имеющим статус импортного товара, растаможенного в Армении по льготным ставкам, предусмотренным на переходный период вступления в ЕАЭС и, соответственно, не предназначенного к вывозу без уплаты пошлин на ввоз по единому тарифу Таможенного союза.

Это совершенно реальный пример. В его существовании мы убедились лично, как и в том, что он в Кургане не единственный.

«Конфискационный» вариант

Попробуем разобраться в происходящем

Возможных комбинаций «владелец — автомобиль с армянскими номерами и учетом в Армении» не так много, и рискуют пострадать не все и не в одинаковой степени.

Возможные варианты такие:

1. Автомобиль ввезен и растаможен до 10 октября 2014 года.

2. Автомобиль ввезен в промежутке между 10 октября 2014 года и 01 января 2020 года;

2.1. Автомобиль растаможен по тарифам Армении до вступления в ЕАЭС;

2.2. Автомобиль растаможен по тарифам ЕАЭС.

3. Автомобиль ввезен и растаможен по тарифам ЕАЭС в 2020 году и позже.

4. Автомобиль растаможен как запчасти.

5. Автомобиль ввезен и не растаможен.

Варианты 4 и 5 незаконны, и при должной доказательной базе (если докажут) светят тем, кто такое эксплуатирует, неприятностями, вплоть до соответствующих статей УК РФ и, в некоторых случаях, «посадкой». Рассматривать эти категории более подробно не считаем нужным — с ними и без нас справятся. В народе эти варианты прозвали «фантиками» — за полное отсутствие законных оснований существования. Под «фантики» попадают также «двойники» — когда владельцы покупают комплекты номеров и свидетельств о регистрации от похожего автомобиля. Санкции, если эти факты будут установлены, такие. За передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством, — в соответствии с частью 2 статьи 16.24 КоАП РФ. За подделку документов и использования заведомо подложных документов — в соответствии со статьей 327 УК РФ.

Варианты 1, 2.2 и 3 — полностью законны, кто бы ни владел таким автомобилем, он не рискует вообще ничем и может в любой момент заплатить «утильсбор» и получить привычные ПТС и ГРЗ с регионом по месту прописки либо временной регистрации, предъявленным в МРЭО ГИБДД, после чего управлять им может кто угодно.

Остался пункт 2.1. — самый распространенный, поскольку на этот период пришелся бум ввоза автомобилей на армянских номерах вследствие сравнительно низких цен и богатого ассортимента. Этот же пункт самый проблемный, поскольку действовали сразу две схемы таможенной очистки — по тарифам до вступления в ЕАЭС и по тарифам ЕАЭС. Разобраться в хитросплетении формулировок не смогла даже сама таможня (ни наша, ни армянская).

Как выяснилось только сейчас, если автомобиль ввезен между 2014 и 2020 годами и растаможен по тарифам до вступления Армении в ЕАЭС — то с правовой точки зрения он считается товаром для внутреннего использования в границах Армении и только гражданами Армении. Такова трактовка российской таможни. При этом в Таможенном кодексе ЕАЭС применена иная формулировка — «постоянно проживающими» в ней, но об этом ниже. Такой автомобиль может эксплуатироваться только владельцем-армянином на территории всего ЕАЭС всего лишь с двумя ограничениями — продать либо доверить управлять таким автомобилем он может только в Армении, по остальным странам ЕАЭС должен ездить сам и для продажи вернуть его обратно в Армению.

При этом если таким автомобилем управляет гражданин России либо другой страны-участницы ЕАЭС, Казахстана, например, то ныне таможня считает такие автомобили иностранным товаром, требующим таможенной очистки путем внесения разницы в таможенных платежах между тарифами ЕАЭС и уже уплаченными ранее платежами в казну Армении. Именно по этой причине и забрали автомобили в Кургане.

Основная категория тех, кого преследует российская таможня — граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, которые купили и эксплуатируют автомобиль, купленный в Армении как на территории ЕАЭС, но растаможенный на внутренний рынок Армении. Таких большинство (по некоторым данным — 200 тысяч), и участь большинства будет схожей.

Флюгерное положение

С одной стороны, тексты договора о присоединении Армении к ЕАЭС и Таможенного кодекса ЕАЭС с 2014 года не менялись, и резонный вопрос «куда все смотрели, когда покупали?» вполне справедлив, но тут есть ряд нюансов, требующих внимательного рассмотрения.

1. Таможня в 2014 году не смогла разобраться с ситуацией с автомобилями на армянских номерах. И к итоговому решению пришла только после завершения переходного этапа вступления Армении в ЕАЭС.

1.1 До конца 2019 года на запросы граждан были официальные ответы, что ввоз и эксплуатация таких автомобилей свободны и разрешены.

Скан ответа таможни, разрешающий ввоз.

1.2. В 2020 году ответы уже не допускали подобного ввоза без уплаты разницы платежей.

2. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 г. во втором абзаце пункта 40 в разделе «V. Вопросы таможенно-тарифного регулирования» сказано:

«Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств — членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию».

Из чего прямо вытекает, что такие автомобили вообще не должны были покинуть солнечную Армению. А РФ вправе была определить порядок пропускать всех, кого таможня Армении признала легитимными и выпустила без дополнительных проверок.

3. Российская таможня, в свою очередь, тоже не выполнила п. 33 Договора о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.04.2014 г.: «В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств — членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей — совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения». При том, что на внешних границах этот механизм отточен, и в регламенте у сотрудника таможни есть 10 минут на то, чтобы установить статус ввозимого автомобиля, стоящего перед ним (Письмо Федеральной таможенной службы от 1 октября 2010 г. № 01-11/47866 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации», пункты 9 и 10). Из чего можно сделать вывод, что ресурсы у нашей таможни на это есть, но почему-то выполнено это положение не было.

Печально, но информирования о том, что ранее мы все ошибались, а теперь мы (имеется в виду таможня) нашли ошибку — не было, как не была дана владельцам возможность исправить ситуацию (доплатить пошлину, вывезти машины на тех же условиях, какие были на момент ввоза и т. п.). Просто начались «облавы» — где с конфискацией, где пока с оформлением протоколов или просто переписью будущих целей.

4. Гражданин РФ, согласно Таможенному Кодексу РФ, при ввозе автомобиля, имеющего статус иностранного товара, обязан или оформить временный ввоз, или в течение 10 дней заплатить все пошлины и получить российские номера и ПТС. Но в отношении автомобилей из Армении российская таможня отказывалась оформлять подобный документ, ссылаясь на то, что это будет нарушением таможенного законодательства ЕАЭС. В Таможенном кодексе ЕАЭС в ст. 264 действительно достаточно четко прописан этот момент, но там в основном все про иностранцев. Зато там прописано, кому можно передавать такой автомобиль и в каких случаях, что фактически ставит под запрет продажу такого автомобиля по доверенности.

5. Каждый, кто разбирался самостоятельно в документах ЕАЭС, относящихся к ввозу автомобиля, руководствовались тремя основными документами — Таможенный кодекс РФ, Таможенный кодекс ЕАЭС и Договор о присоединении к ЕАЭС Армении. И наверняка обращали внимание на интересную формулировку — «постоянно проживающий». Но ее толкования в части того, в каком статусе пребывает гражданин РФ, приехав в Армению и сделав прописку (это требовалось для оформления сделки купли-продажи), скорее всего не нашел. Данная формулировка присутствует в российском законодательстве в 115-ФЗ от 25.07.2002 г «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в статье 2, абз.11: «постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство». Но аналогичная расшифровка формулировки в ТК ЕАЭС отсутствует. При этом фактом постоянного проживания гражданина РФ по конкретному адресу в РФ считается штамп в паспорте с пропиской, а все жители стран — участниц ЕАЭС приравнены в правах этой странной формулировкой. Странной, поскольку под ней может оказаться гражданин любой страны, входящей в ЕАЭС, и при этом не считаться иностранным гражданином, но проживать в соседствующей республике без ограничений. Вопрос, кого и по каким критериям тогда считать «постоянно проживающим» и как это документально подтвердить, до сих пор открыт.

В 2018 году, когда мы приехали в Армению, ответы таможни и регистрационного отдела в самом Ереване были одинаковы — прописка на территории Армении, оформленная на небольшом квитке (который, кстати, забрали при регистрации машины на учет), это достаточный аргумент и продать машину, и зарегистрировать, и использовать на территории всего ЕАЭС.

А еще есть не определенные точно моменты — например:

— Каждый владелец автомобиля на армянском учете обязан платить налоги в казну Армении. Можно ли его признать налоговым резидентом? В РФ быть налоговым резидентом может любой, но должен в течение года 183 дня находиться на территории РФ, отсчет идет с момента пересечения границы. В случае с ЕАЭС — никаких штампов при пересечении границы Союза не предусмотрено. В Армению запросто можно улететь по внутреннему паспорту РФ. И платить транспортный налог, не вставая с дивана.

К тому же нигде в документах не указывается, как был растаможен автомобиль, по каким тарифам и ставкам. Проверяется это при постановке автомобиля на учет в Армении, но информация владельцу даже не озвучивается (если специально не попросить). На сайте таможни по вин/фрейм можно только узнать, когда автомобиль выпущен с таможни. Стало быть, предусмотрено, что об этом позаботятся представители власти — те, кто ставят на учет, не дадут это сделать при отсутствии таможенной очистки, а таможня не выпустит из страны без доплаты пошлин… Это что касается ввоза автомобиля.

В том, что касается эксплуатации таких автомобилей на территории РФ гражданами РФ, тоже есть спорные и неясные моменты, например:

— протоколы по 12.1 ч.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» противоречат Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 26.04.2020) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее просто ПП №938) :

п. 2(1). «Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств — членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более шести месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией».

То есть все признаки того, что автомобиль все-таки зарегистрирован надлежащим образом на таможенной территории ЕАЭС. Некорректно растаможен — да, тут, пожалуй, спорить бессмысленно (но в данном случае было бы неплохо доказать умысел в совершении этого правонарушения, КоАП 2.2), но оформлен при этом в полном порядке: на автомобиле стоят ГРЗ, считываемые камерами, есть свидетельство о регистрации, есть страховка. Штрафы и налоги уплачиваются в совершенно штатном режиме.

Протоколы по 12.3, ч.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства» вызывают сомнения в правильности их применения, так как автомобиль оформлен как положено, временный ввоз для такого варианта таможня не предусмотрела, и какие в этом случае надо иметь документы — тоже.

По обоим случаям применения статей сейчас нет правоприменительной практики — чтобы понимать, как правильно действовать владельцу в случаях, когда протокол будут выписывать инспекторы ДПС. Остается ждать судов и вынесенных по этим случаям решений и надеяться, что неустранимые сомнения растолкуют в пользу обвиняемых. А также докажут, в чем провинились все, кто попал в капкан таможни без объявления смены линии поведения.

По факту Курганской и Архангельской таможней предложен только один рабочий вариант решения проблемы — конфискация и дальнейшая реализация с торгов. Предлагаемые в Кургане реэкспорт и доплата разницы таможенных платежей фактически не даст владельцу ни ПТС, ни российских номеров (по крайней мере до 2023 года), поскольку регистрацию автомобиля в Армении таможня, судя по ответам, не считает регистрацией вообще, и в соответствии с принятыми у нас правилами будет требовать и Евро-5, и кнопку ГЛОНАСС, и утильсбор к доплате в таможенных платежах как при первичной регистрации. А машины на стоянке временного хранения явно «непроходные» — ни по возрасту, ни по экоклассу…

Безысходность

Что остается в сухом остатке, что теперь делать тем, кто владеет такими автомобилями?

Как вариант, в 2023 году все автомобили, ввезенные с 2014 по 2020 годы, станут «проходными» для регистрации как товар ЕАЭС. Они перестанут считаться импортными и их можно будет легализовать путем оплаты утилизационного сбора. Пока меньшее из зол (на взгляд автора) — поставить машину на прикол до понимания развития ситуации и держать нос по ветру.

Вот и получается: сейчас владельцу автомобиля с армянскими номерами любой выбор действий грозит проблемами.

1. Продать и забыть. Можно, но потом придется вернуть деньги покупателю, когда его машину арестуют, а с вас спросят доплату таможенных платежей, да еще и выдумают наказание за утрату предмета их интересов.

2. Разобрать на запчасти. Тоже вариант возможный, но если не повесят утрату, то повесят растаможку запчастей — по ставкам конструктора, например.

3. Перегнать в Армению обратно и там продать. Можно, но вероятность вляпаться на «спецоперацию» (ДПС и таможни) и потерять машину в пути пока довольно велика, да и границы по пути в Армению закрыты. А автовоз даже до Верхнего Ларса с Урала обойдется скорее всего примерно в стоимость самой машины. Да, и если удастся выбить возможность временного ввоза, для вывоза придется заплатить депозит в размере доплаты пошлин (который когда-нибудь, наверное, вернут).

4. Спрятать до 2023 года — самый дешевый вариант, чтобы не попасть в поле зрения всяких списков для выставления потом штрафов, и переждать бурю. Но за эти два с хвостиком года наверняка придумают еще какие-нибудь гонения на такие автомобили. Да и зарыть немаленькую сумму денег не многим под силу, есть же и те, кто в кредит эти машины взял, чтобы возить свою большую семью.

5. Растаможить, как положено, получить российские ПТС и номера желающих будет мало. Суммы растаможивания «непроходных» машин крайне негуманны.

Ни одного приемлемого варианта, и каждый хуже предыдущего — цугцванг как он есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *