Автомобиль за материнский капитал

Автомобиль за материнский капитал

Содержание

1. Материнский капитал и приобретение автомобиля – история вопроса и современное состояние

Федеральная программа, именуемая «Материнский (семейный) капитал» действует в России с 2007 года.

За годы работы проекта несколько раз была проведена индексация капитала: первоначальная сумма пособия увеличилась за 9 лет почти вдвое и составляет на данный момент 453 026 руб.

Часть семей, в которых родился второй (или следующий) ребёнок уже воспользовалась государственной помощью и израсходовала её полностью.

В то же время 50% владельцев сертификата ещё ни разу не подавали в Пенсионный Фонд заявления об использовании средств на регламентированные законом нужды.

Эффективное использование материнского капитала – актуальный вопрос для множества российских семей.

По данным статистики владельцы сертификата используют маткапитал следующим образом:

  • тратят средства на покупку, строительство или реконструкцию жилья (70%);
  • вкладывают финансы в образование детей или собираются сделать это в будущем (15-25%);
  • переводят деньги на негосударственные пенсионные счета (3-5%).

Семьи, не имеющие проблем с жилплощадью и не планирующие тратить маткапитал на образовательные и пенсионные нужды, ищут альтернативные варианты использования предоставленных государством средств.

Многие россияне желали бы приобрести на государственные активы автомобиль для всей семьи.

Идея позволить родителям купить на МСК недорогой автомобиль отечественного производства возникала неоднократно. С момента запуска программы маткапитала предложение узаконить данный способ применения государственных дотаций поступает в Госдуму регулярно.

В частности, такой законопроект серьёзно обсуждался в 2011 году. Предлагалось разрешить родителям, не имеющим проблем с жильём, приобретать за государственный счет новые авто российского производства. Этот проект был отклонён как не учитывающий потребности и интересы детей.

С новой силой обсуждение вопроса возобновилось в 2014 году, когда Д. Медведев поручил Кабинету министров проработать возможность распоряжения активами маткапитала на покупку машины в срок до февраля 2015 года. И опять положительное решение не было принято.

В 2016 году вопрос снова приобрёл актуальность и остроту, что напрямую связано с затянувшимся экономическим кризисом, губительно отразившемся на российском автопроме.

По данным министерства промышленности РФ, автомобильный рынок в стране стремительно падает. Снижение производства и реализации обещает достичь в ближайшее время 50-75%. Люди не хотят (или не могут) приобретать отечественные машины за личные сбережения.

Разрешение на покупку авто за средства маткапитала могло бы поправить дела автопрома и одновременно обеспечить транспортом семьи, которые в этом нуждаются.

В текущем году обсуждение данного вопроса достигло государственного уровня. Что из этого вышло – читайте далее.

Последние новости:

28 ноября 2017 года на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Путин предложил продлить действие маткапитала до 31 декабря 2021 года.

Также было предложено ввести дополнительные варианты для использования средств маткапитала. В частности, теперь нуждающиеся семьи могут получать ежемесячные выплаты в в размере регионального прожиточного минимума.

Подробности в этом видео:

2. Принят ли закон на покупку автомобиля под материнский капитал в 2019 году

Антикризисные выплаты из средств маткапитала производились трижды (в 2009, 2010 и 2015-16 годах). Статистика свидетельствует, что ими воспользовались около 70% всех владельцев сертификата.

В тоже время на предусмотренные законом варианты ежегодно направляют средства не более 2-5% граждан, имеющих право на государственное пособие.

Это означает, что семьи с двумя и более детьми определённо нуждаются в материальной поддержке, но не могут удовлетворить свои потребности путём направления маткапитала на законные нужды.

Вывод: налицо необходимость расширения списка возможностей для распоряжения государственными субсидиями.

Руководствуясь данным соображением и принимая во внимание необходимость принятия антикризисных мер, депутат от КПРФ В. Соловьёв направил в январе 16-го года очередной запрос премьер-министру с предложением разрешить владельцам сертификата использовать МСК на покупку авто, произведенных на российских заводах.

Цель данной просьбы формулировалась следующим образом: «обеспечение социальной стабильности и устойчивого роста российской экономики».

Памятуя о прошлых отказах, разработчики проекта предусмотрели несколько значимых моментов:

  1. Купленный автомобиль надлежит оформлять в общую долевую собственность родителей и детей.
  2. Машина не обязательно должна быть легковой.
  3. Запрещается перепродажа авто в течение длительного времени.
  4. Транспортное средство должно быть произведено на российской территории (это может быть иномарка отечественной сборки).
  5. Автомобиль должен быть новым.

Бурное обсуждение этого предложения длилось несколько недель, однако положительное решение так и не было принято.

Таким образом, официальный статус вопроса остался неизменным. Закон, разрешающий приобретение авто на средства маткапитала, НЕ ПРИНЯТ. Семьи не могут купить машину за деньги из федерального бюджета.

3. Покупка автомобиля под маткапитал – аргументы «за» и «против»

Для многих российских семей приобретение авто – реальный способ улучшить качество жизни.

Мобильность особенно актуальна для многодетных семей, проживающих в сельской местности или отдаленных районах города. Детей постоянно нужно доставлять в детские сады, школы, поликлиники – без автомобиля на это тратится несколько часов каждый день.

Аргументы «за»

Перечислим все аргументы в пользу приобретения автомобиля за государственные активы:

  • цена нового авто, произведенного в России, вполне сопоставима с суммой семейного капитала (в отличие, например, от стоимости квартиры);
  • семьи, не имеющие проблем с жилплощадью, не считают привлекательным расходование средств на образование и пенсионные накопления: такие варианты воспринимаются как «отложенные потребности», неактуальные на фоне текущих трудностей;
  • автомобиль экономит время и средства родителей, затрачиваемые на ежедневные перемещения в городских условиях;
  • в связи с сокращением в последние годы пригородного ж/д сообщения возможности получения квалифицированной медицинской помощи, образовательных услуг и даже приобретения необходимых товаров у жителей глубинки снижаются.

Таким образом, автомобиль для многих семей – насущная необходимость, а не предмет роскоши.

Половина всех многодетных семей в России проживает в сельской местности. В холодное время добираться до школ и детсадов затруднительно: родители вынуждены оставлять детей дома, дабы не подвергать их опасности переохлаждения.

Наличие собственного транспорта сокращает ежедневные затраты времени и средств родителей и предоставляет детям больше возможностей для обучения и развития. Разве не эти цели изначально ставились перед программой стимулирования рождаемости?

Аргументы «против»

Некоторые чиновники полагают, что покупка родителями нового автомобиля никак не затронет интересы детей.

Они считают, что это лишь умножит количество махинаций с маткапиталом: владельцы сертификатов будут приобретать машины по безналичному расчету, дабы затем перепродать их и обналичить средства.

Налицо явная недооценка интересов простых людей и отдаленность высокопоставленных лиц от нужд народа. Чиновникам пора перестать противопоставлять цели детей и родителей. Любая экономия сил и времени мам и пап, в конечном счете, благотворно отражается на детях.

Государство призвано поддерживать семью как социальный институт и учитывать интересы всех её членов.

Перечислим аргументы противников «автомобилизации» российских семей:

  • машина по своей значимости не может сравниться с квартирой или перспективой получения полноценного образования;
  • чем взрослее дети, тем острее необходимость в увеличении жилплощади (вплоть до приобретения отдельного жилья) – вместо этого семьи к моменту взросления ребенка будут иметь лишь старый неликвидный автомобиль;
  • целевое применение транспортного средства сложнее контролировать, чем, например, использование жилья.

На фоне спада продаж авто в 15-16 годах данный вариант использования государственных активов рассматривается некоторыми чиновниками не как забота о населении, а как лоббирование интересов автопрома и представителей рынка сбыта транспорта.

Итоги

Итак, теперь читателям известны все аргументы «за» и «против», и они могут сделать собственные выводы относительно данного вопроса.

Наше мнение – разрешить использовать маткапитал на приобретение авто нужно обязательно, поскольку больше половины семей до сих пор не знает, как им использовать государственные дотации с реальной пользой для всей семьи.

На наш взгляд, наличие собственного транспорта благотворно отразится и на детях, и на их родителях.

Машину можно использовать как для повседневных нужд, так и для полноценного отдыха семей в летнее время. Выехать за город на личном авто гораздо легче и приятнее, чем пользоваться железнодорожным транспортом или другими способами передвижения.

4. Как купить машину под материнский капитал в регионах

Хорошие новости: в регионах уже сейчас можно приобрести машину на государственные дотации. Правда не на федеральные средства, а на областные или муниципальные.

Речь идёт о так называемом «региональном материнском капитале» (РМК) – программе, которую субъекты Российской Федерации вправе реализовывать на собственных условиях.

Размер «губернаторского» или «областного» маткапитала на порядок меньше федерального и составляет в среднем 150 000 руб., однако возможностей для его использования у родителей существенно больше.

В некоторых регионах РФ уже сейчас можно приобрести на государственные активы новый автомобиль – добавив, если это необходимо, собственные средства.

Подробнее о региональном материнском капитале в отдельной публикации нашего блога.

Впервые возможность использовать региональные средства на покупку авто была предоставлена жителям Смоленской области в 2008 году.

В настоящее время купить машину имеют право жители следующих регионов:

  • Камчатка;
  • Калининградская обл.;
  • Ульяновская обл.;
  • Орловская обл.;
  • Мордовия;
  • Ненецкий АО;
  • Новосибирская обл.

Возможно, к настоящему моменту в список вошли ещё несколько субъектов, поскольку актуальность вопроса возрастает с каждым днём.

На Камчатке РМК в размере 100 тыс. руб. выдаётся всем мамам уже при рождении 1 ребенка. А многодетным семьям руководство края выдаёт около 300 000 руб., что вполне сопоставимо с ценой нового автомобиля.

При этом:

  • приобрести машину можно уже через полгода после рождения ребенка;
  • деньги можно направить на счет физического или юридического лица;
  • купить автомобиль можно по кредитному договору с банком (погасив задолженность средствами маткапитала).

А теперь рассмотрим шаги, которые необходимо предпринять для покупки транспорта в регионах РФ.

Шаг 1. Выбор автомобиля

Для начала нужно найти продавца, который согласится продать машину за безналичный денежный перевод из государственного бюджета.

Дело в том, что такая процедура осуществляется не сразу: представителям официальных структур необходимо проверить юридическую чистоту сделки и подтвердить подлинность документов, предоставленных владельцами сертификатов. Обычно на это уходит 1-2 месяца.

В выборе модели авто следует руководствоваться семейными интересами. Очевидно, что отдавать предпочтение стоит вместительным машинам с возможностью комфортной перевозки всех членов семьи, особенно если семья многодетная.

Шаг 2. Сбор документов и обращение в Пенсионный Фонд

Вопрос предоставления финансов решает местный отдел ПФР – именно туда следует обращаться за разрешением на покупку автомобиля.

Владелец сертификата должен написать заявление с просьбой направить положенные ему средства на приобретение транспорта. К заявлению прилагаются документы и грамотное обоснование своего решения.

В список необходимых бумаг входят:

  • договор купли/продажи авто;
  • паспорт транспортного средства;
  • договор атокредитования (если кредит имеет место);
  • справка из банка о задолженности с указанием реквизитов счета, на который нужно переводить государственные активы;
  • в случае приобретения в рассрочку у физического лица – справка о сумме неуплаченного долга.

Машина оформляется на маму ребенка, но по закону всё имущество, приобретенное в браке, является совместной собственностью обоих супругов.

Шаг 3. Перевод средств и владение автомобилем

В некоторых регионах разрешение на покупку транспорта выдаётся после проверки работниками соцзащиты текущих условий проживания детей. Если с жилплощадью в семье всё в порядке, даётся «добро» на приобретение личного автомобиля.

После перевода средств на счет покупателя или финансовой организации, выдавшей кредит, родители становятся полноценными владельцами транспортного средства.

Для наглядности мы представляем читателям особенности покупки авто за РМК в разных регионах:

Субъект РФ Условия и особенности приобретения автомобиля
1 Ульяновская обл. Купить автомобиль могут родители, родившие или усыновившие 3-х и более детей не ранее 2011 года
2 Камчатка Право на использование маткапитала даётся после рождения первенца
3 Новосибирская обл. РМК выдаётся после рождения 3-го ребенка после 01.01.2012
4 Калининградская обл. Право на владение авто даётся после рождения 3-го ребенка
5 Орловская обл. Купить машину на РМК можно после рождения 2-го ребенка

Рекомендуем посмотреть это видео по теме использования регионального маткапитала.

Суть законопроекта

В тексте изменений, предлагаемых к внесению в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ, содержится предложение о расширении целей использования сертификата. Предусматривается дополнить их разрешением приобретать автотранспортное средство для перевозки людей.

Автомобиль должен подпадать под следующие критерии:

  • иметь до 8 посадочных мест (очень удобно для многодетных семей);
  • быть плодом отечественного автопрома;
  • не иметь ранее регистрации в органах ГИБДД (быть абсолютно новым).

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Кому хотели позволить вкладывать средства МСК в автомобиль

В тексте законопроекта описаны все условия целевого использования бюджетных денег. Так, предлагалось предоставить такое право:

  • семействам, в которых появился (был усыновлен) третий и последующий ребенок после 01.01.2007, оформившим сертификат на материнский капитал (МСК);
  • семействам, воспитывающим ребенка-инвалида, в которых появились второй или последующие дети после указанной выше даты;
  • усыновителям второго ребенка, в том числе единственным усыновителям (женщинам или мужчинам), оформившим МСК.

Внимание! Изменение в законодательстве о применении сертификата способствовало бы решению многих проблем указанных семейств.

Ограничительные меры в законопроекте

Продумали инициаторы проекта и о том, как пресечь злоупотребления в бюджетной сфере. Некоторые недобросовестные граждане пытались обналичить сертификат, оформляя, к примеру, мнимые следки с недвижимостью.

Чтобы не столкнуться вновь с подобной проблемой, в проект закона внесены следующие ограничивающие нормы:

  1. Государственные деньги используются только в безналичной форме путем перечисления:
    • юридическому лицу, осуществляющему продажу автомобиля;
    • банку, выдавшему кредит на приобретение машины;
  2. Фактическую покупку автотранспортного средства владелец сертификата обязан подтвердить:
    • договором купли-продажи;
    • кассовым чеком или иными платежными документами;
    • актом проверки, проведенной органами социальной защиты населений, по факту реального наличия у семейства машины.

Важно! В проекте закона есть условие о невозможности продажи (дарения) авто ранее трех лет с даты приобретения с использованием сертификата.

Обоснование необходимости принятия законопроекта

С начала работы программы по предоставлению материнского капитала гражданам за рождение (усыновление) второго и последующих детей его использовала фактически всего половина оформивших.

Точнее, к 2017 году этот показатель составлял 54,3% от общего числа семей, имеющих право на сертификат.

Таким образом, 46,7% не считают актуальными условия, прописанные в законодательстве. Их сертификаты пылятся на полках среди других документов. Считается, что это обстоятельство обусловлено такими соображениями:

  • семейства не нуждаются в целевых деньгах (обеспечены);
  • некоторым нужны квартиры, но у них нет возможности оплачивать ипотеку (сертификата на жилье не хватает);
  • существуют объективные трудности в реализации положений закона.

Внимание! Низкий уровень освоения средств господдержки семьям с детьми связан еще и с тем, что его можно потрать по достижению ребенком трехлетнего возраста (есть исключения).

То есть некоторые семьи, получившие сертификат, еще не могут его реализовать на практике.

На что можно тратить маткапитал

Согласно действующему законодательству бюджетные деньги разрешено тратить на такие цели:

  • улучшение условий проживания, в том числе приобретение, строительство, реконструкцию жилого помещения;
  • обеспечение образования детей (оплата услуг учреждений);
  • приобретение специальных средств для детей-инвалидов (с 0 лет);
  • внесение взноса в накопительную часть материнской пенсии;
  • ежемесячные выплаты на 2-го ребенка.

Внимание! Маткапитал на первый взнос по ипотеке разрешено использовать также с самого рождения ребенка, на которого его дают.

Кроме того, совместно с ним разрешено получать иные виды помощи на приобретение жилья в рамках государственных программ.

Практическое освоение маткапиала на заявленные цели

В 2019 году сертификат выдают на 453 тыс. 026 рублей. Этого явно недостаточно для улучшения условий проживания. Квартира стоит значительно дороже. Следовательно, семейство должно иметь накопления или постоянный источник высокого дохода, чтобы оплачивать ипотечные взносы. Кроме того, принимают сертификат далеко не все банковские учреждения.

Есть вопросы и с другими целями применения средств господдержки. Они таковы:

  1. Образовательные услуги по базовой программе в государственных и муниципальных учреждениях России предоставляются бесплатно. Это снижает уровень направления сертификата на получение образования детьми.
  2. Большинство учреждений образования, предоставляющих услуги на коммерческой основе, с бюджетом связываться не желают. Сертификат в качестве оплаты не принимают (за государственные деньги нужно отчитываться).
  3. Пенсионное обеспечение матери относится к отложенным потребностям. Граждане обзаводятся детьми в том возрасте, когда о старости еще не задумываются. Потому не спешат вкладывать сертификат в пенсионные накопления.
  4. В целом в России всего 3% семейств воспользовались маткапиталом для реализации иных целей, кроме приобретения жилья.

Важно! Отсутствие возможности вложить полагающиеся средства с пользой для семьи подталкивает граждан к поиску путей их обналичивания. Это приводит к инициации в их отношении уголовных делопроизводств по статье мошенничество.

История законотворческих инициатив по вопросу использования маткапитала на покупку авто

Нужно заметить, что данная тема с 2009 года используется в политической борьбе среди думских партий. Она затрагивает большую часть активного электората, потому довольно активно эксплуатируется для привлечения общественного внимания:

  1. Первый подобный законопроект был внесен в Госдуму в августе 2009 года. Однако инициаторы нарушили ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Они не приложили к проекту заключение Правительства по данному вопросу.
  2. Уже в декабре того же года зарегистрирован новый законопроект (№ 302723-5). Суть его состояла во внесении изменений в законодательство, позволяющих приобретать за маткапитал машины отечественного производства. Правительство документ не поддержало. Его аргументы касались невозможности зарегистрировать собственность на всю семью (родителей и несовершеннолетних). Это могло ущемить права одной из сторон. В результате проект отклонили в первом чтении в феврале 2011 года.
  3. Следующая попытка разрешить вложение сертификата в автотранспорт произошла в августе 2014 года. 5-го числа зарегистрирован законопроект №583192-6. Он не дошел даже до первого слушания. Документ «забраковали» на стадии предварительного изучения, как не соответствующий конституционным требованиям, а также регламенту Госдумы.

Внимание! В конце 2014 года Председатель Правительства РФ своим поручением предложил Кабинету министров выработать условия применения сертификата для покупки авто. Срок исполнения поручения значился 12.02.2015.

Суть возражений чиновников

При разработке программы по маткапиталу цели его расходования должны были соответствовать не только интересам граждан, но и основным направлениям развития страны. В целом такой гармонии достичь удалось:

  1. приобретение жилья оказывает влияние на развитие:
    • инфраструктуры муниципалитетов;
    • банковского сектора;
    • повышения благосостояния граждан (долгосрочные вложения);
  2. трата средств бюджета на образование способствует:
    • развитию творческого потенциала страны;
    • повышению культурно-образовательного уровня народа;
    • обеспечению отраслей отечественной экономики высокопрофессиональными кадрами;
  3. вложение в пенсионное обеспечение матерей тоже дает определенный двусторонний экономический эффект:
    • женщины пожилого возраста будут иметь высокий уровень доходов;
    • этот фактор снижает нагрузку на государственный Пенсионный фонд.

Внимание! Материнский капитал, кроме указанных, имеет более глубокое целеполагание. Он направлен на укрепление института семьи, традиционных ценностей.

Что даст государству разрешение приобретать машины за сертификат

Используя вышеописанную логику, можно посмотреть, как повлияет принятие законопроекта на страну в целом. Если разрешить использование сертификата на авто отечественного производства, то:

  • часть бюджетных средств будет перенаправлена в автостроительную отрасль;
  • граждане получат недолговечную материальную ценность;
  • часть средств будет направлена в тот же банковский сектор (для обеспечения автокредитов).

Если поддержка отечественного автопрома может входить в цели государства, то его никак не устраивает такая поддержка семей:

  1. Автомобили довольно быстро теряют ценность.
  2. Их обслуживание требует дополнительных средств, которые семья вынуждена будет отбирать у детей.
  3. Машину редко передают по наследству, то есть она не является капитальным вложением.
  4. Такая трата денег не приносит пользы инфраструктуре.

Плюсы и минусы вложения сертификата в автотранспорт

В среде законодателей постоянно обсуждаются положительные и отрицательные стороны данной инициативы. В обществе тоже идут споры по его поводу. В целом отмечается, что нельзя отрицать плюсы законопроекта. Они таковы:

  1. облегчение перемещения родителей, воспитывающих детей, в городских условиях, в том числе к местам расположения:
    • детских образовательных учреждений;
    • больниц;
  2. семьи, проживающие в отдаленных регионах, смогут чаще и свободнее перемещаться в областные и районные центры;
  3. у родителей появится дополнительные источники заработка, что актуально в кризисные времена;
  4. данная мера окажет стимулирующее влияние на отечественный авторынок.

Вместе с тем мнения критиков тоже нельзя не учитывать. Правительство считает основным риском — нецелевое использование бюджетных средств. Оно может реализовываться такими способами:

  • быстрая перепродажа семейством машины, воспрепятствовать которой сложно;
  • угон или умышленная порча авто;
  • риск потери имущества в ДТП (что связано с угрозой здоровью несовершеннолетних);
  • мошенничество в целях обналичивания средств, предназначенных для укрепления положения семьи, обеспечения будущего детей.

Внимание! Цель программы «Материнский капитал» — развитие общества. А приобретение семьями автотранспорта не способствует ее реализации в глобальном масштабе.

Региональная политика

Стоит отметить, что в некоторых субъектах РФ присутствует возможность приобретения транспортных средств за маткапитал. Но речь идет именно о региональном МСК, который чаще всего полагается за рождение и/или усыновление 3-4 ребенка.

В каких именно регионах можно приобрести ТС за средства МСК:

  • Калининградская область (предметы длительного пользования, в том числе авто),
  • Камчатский край (автомобиль или микроавтобус),
  • Новосибирская область (автотранспорт),
  • Орловская область (автомобильный транспорт и (или) сельхозтехника),
  • Тульская область (автотранспортное средство отечественного производства (автомобиль легковой с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно, автобус с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно),
  • Ленинградская область (транспортное средство при условии, что в семье, есть ребенок-инвалид либо число детей от 5),
  • Республика Саха (Якутия) — (транспортное средство или сельхозтехника),
  • Ростовская область (возможность приобретения автотранспортного средства посредством перечисления средств МСК на банковский счет организации-продавца либо физлица, продающего автомобиль).

Последние изменения

По состоянию на апрель 2019 г. рассматриваемый выше законопроект остался на стадии рассмотрения ГД в статусе: требуется заключение Правительства РФ. Пока ни о каких планах последнего на данный проект закона не известно.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео о том, как купить автомобиль на материнский капитал.

Федеральная Программа «Материнский (семейный) капитал» призвана стимулировать российские семьи, особенно молодые, обзавестись 2-мя и более детьми, на деле многие не знают, куда направить эти средства. Для решения этой проблемы в Госдуму предложен новый закон на материнский капитал на покупку автомобиля.

Принятие этого законопроекта отвечает чаяниям большинства владельцев маткапитала, так как они хотят приобрести на эти средства автомашины, но действующее законодательство этого не допускает. С момента начала реализации программы были предложены несколько вариантов законодательной инициативы, последняя из которых внесена на рассмотрение Государственной Думы РФ 17 марта 2017 года. В каком состоянии находится решение этого вопроса, рассмотрим далее в данной статье.

Автомобиль на средства маткапитала предыстория

В 2007 году принята Федеральная Программа «Материнский (семейный) капитал», которая представляет собой, государственную поддержку семьям, имеющим 2-х и более детей. Реализация этой программы осуществляется согласно Федеральному закону РФ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ.

За все время после принятия закона величина маткапитала несколько раз подвергалась индексации – за 9 лет увеличилась в два раза и ныне составляет 453026 рублей. Многие семьи, у которых появилось пополнение в виде второго или следующего ребенка воспользовались сертификатом и израсходовали положенную сумму полностью. Но есть и те, которые еще не подавали заявления в Пенсионный Фонд с целью использования этих средств на регламентированные законом семейные нужды. Такие семьи составляют 50% из всего числа владельцев сертификата. Напомним, что с 2007 по 2016 годы 7,3 млн. семей обрели право на получение маткапитала.

Эффективное и целевое использование для покупки автомобиля за материнский капитал, служащего для насущных и первоочередных нужд беспокоит множество семей. Согласно действующему законодательству, эти средства могут быть потрачены на улучшение жилищных условий, в образование детей или переведены на пенсионные счета. Покупка автомобиля на маткапитал не предусмотрена, хотя является одним из самых актуальных вопросов и обсуждается с 2009 года.

По статистическим данным общее соотношение использования материнского капитала владельцами сертификата выглядит следующим образом:

  • 70% семей тратят эти средства для покупки, строительства или ремонта жилья;
  • 15-25% употребляют финансы в образование детей;
  • до 5% переводят деньги для увеличения пенсионного фонда.

Но многие семьи не нуждаются в приобретении жилья или улучшении жилищных условий, не планируют использовать МСК для образовательных и пенсионных нужд. В качестве альтернативного варианта применения денег, предоставляемых в рамках государственной поддержки, они рассматривают приобретение семейного автомобиля.

Предложения о внесении изменений в Федеральный закон РФ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ и узаконить право владельцев сертификатов покупать автомобили, на причитающиеся им средства по Государственной программе, вносились в Госдуму РФ неоднократно – в 2009, 2010, 2011 и 2015 годах.

Принят ли закон на покупку автомобиля под материнский капитал

Проект закона, позволяющий использовать государственные дотации для приобретения семейной машины, серьезно обсуждался в 2011 году. С принятием этого закона, все родители, у которых отсутствуют проблемы в жилищном вопросе, могли бы покупать автомобили отечественного производства. Но законопроект не был принят Госдумой РФ под предлогом, что он ущемляет права детей.

Новый импульс проблема получила после поручения Д.Медведева Кабинету министров о проработке в срок до февраля следующего года вопроса о возможности распоряжения средствами МСК для покупки семейного автомобиля в 2014 году. Но эта инициатива также не была поддержана.

Затянувшийся экономический кризис 2016 года, приведший к спаду российского автопрома, вновь поставил этот вопрос на повестку дня. Принятие закона на материнский капитал на покупку автомобиля стало бы серьезным подспорьем в этом вопросе, не говоря о поддержке семей, нуждающихся в личном автотранспорте.

В январе 2016 года депутатом КПРФ В.Соловьевым был направлен новый запрос Премьер-министру РФ о предоставлении возможности владельцам сертификата МСК приобретения авто, производимых в России.

Все эти инициативы были игнорированы. На сегодняшний день закон на покупку автомобиля под материнский капитал так и не принят.

Материнский капитал на авто за и против мнения экспертов и обычных граждан

Приобретение автомашины является реальным способом улучшения качества жизни для многих семей в России. Вопрос мобильности актуален для больших и многодетных семей, жителей сельской и отдаленной от городской черты местности.

Следующие доводы призваны помочь перевесить чашу весов противников принятия законопроекта:

  • на семейный капитал трудно приобрести жилье, в то время, как цены на новые авто, произведенные в Российских автозаводах, сопоставимы с суммой государственных дотаций;
  • для многих семей, обеспеченных жильем, жилищный вопрос не является актуальным;
  • получение детьми образования и пенсионные накопления считаются «отложенными потребностями» и не имеют отношения к решению повседневных трудностей;
  • многие коммерческие образовательные учреждения не желают иметь дело с бюджетными средствами;
  • в последние годы сократились пригородные ж/д сообщения и усугубили трудности жителей глубинки, связанные с поездкой в районные и областные центры, получением своевременной и квалифицированной медицинской помощи, приобретением необходимых товаров потребления и посещением учебных заведений;
  • возможность появления дополнительного источника дохода в виде устройства на работу в предприятиях, где требуется наличие собственного авто, что само по себе является хорошим подспорьем для семейного бюджета.

Таким образом, для многих россиян автомобиль является насущной потребностью, а не предметом роскоши. Наличие семейного транспортного средства значительно сокращает затраты средств, времени у многих родителей и способствует обучению и развитию детей. Ведь именно эти аргументы явились изначальной и главной целью программы, направленной на стимулирование рождаемости в стране.

Главным аргументом чиновников, выступающих против покупки семейного автомобиля на материнский капитал, является возможное ущемление интересов детей. Они полагают, что это откроет дорогу махинациям, связанным с покупкой машин по безналичному расчету и их перепродажей в целях получения наличных денег.

Но это лишь доказывает отдаленность высокопоставленных госслужащих от народа, незнание и недооценка ими настоящих интересов и нужд многих российских семей. Противопоставление отцов и детей выглядит надуманным, ни один родитель не желает своему ребенку зла, а экономия времени и сил только благотворно сказывается и на детях. Государство должно одинаково учитывать интересы всех членов семьи, рассматривать ее в качестве социального института и всячески поддерживать ее.

Аргументы противников покупки семейного авто заключаются в следующем:

  • машина менее значима в сравнении с жильем или полноценным образованием детей;
  • с ростом детей острее становится проблема улучшения жилищных условий, увеличения жилплощади или покупки нового жилья, в то время как со временем старый автомобиль приобретет статус неликвидного имущества;
  • в отличие от квартиры, осуществление контроля над целевым использованием транспортного средства практически невозможно;
  • риски, связанные с потерей имущества в случае угона или ДТП
  • приобретение жилья за счет этого вида государственных дотаций способствует улучшению инфраструктуры муниципалитетов;
  • снижение нагрузки на Пенсионный Фонд, улучшение благосостояния пенсионеров, вложивших средства в пенсионное обеспечение.

Кризис автопрома в 2015-2016 годах некоторые критики этого варианта применения государственных активов пытаются подать как лоббирование в интересах предприятий, производящих автомобили и их представителей на рынке сбыта.

Мнения экспертов и обычных граждан

Большинство экспертов склоняются к мнению о необходимости разрешения на использование материнского капитала для покупки семейной автомашины, так как большинство владельцев сертификатов не знают на какие цели затратить материнский капитал с максимальной пользой для семьи.

Наличие собственного транспорта семьи способствуют решению многих проблем, благотворно отразится и на их родителях, и на детях. Его можно использовать для насущных нужд в повседневной жизни, для поездок на отдых в летнее время. Выезд за город на собственном автомобиле приятнее, чем на общественном транспорте.

Многочисленные комментарии простых граждан, к опубликованным в сети статьям по поводу использования этого вида государственной дотации, показывают, что многие семьи хотели бы купить машину под материнский капитал.

Материнский капитал на покупку автомобиля: ограничительные меры согласно новому законопроекту

Жесткие рамки Федеральной программы, ограничения целевой направленности выделенных средств, не позволявшие полноценно использовать материнский капитал по усмотрению самих семей, в частности для покупки авто, привели к увеличению сторонников изменений в законодательстве. 17 марта 2017 года был внесен очередной законопроект в Госдуму № 125755-7, имеющий все ту же цель – разрешить использование материнских денег для приобретения автомашины. Пока никаких решений законодательным органом не принято.

Суть нового законопроекта заключается в расширении целей и возможностей использования сертификата, избежать многих доводов противников путем внесения дополнения в виде разрешения на приобретения семейного автотранспортного средства, попадающего под некоторые критерии:

  • автомобиль должен быть оформлен как общая долевая собственность всех членов семьи;
  • быть полезным для многодетных семей и иметь до 8 посадочных мест;
  • не может быть перепродана или отчуждено другим образом в течение трех лет со дня покупки;
  • быть продукцией российского автопрома;
  • не иметь регистрации в ГИБДД и быть абсолютно новым.

Каким образом можно купить машину на материнский капитал

По новому законопроекту средства с сертификата на материнский капитал под покупку автомобиля могут быть перечислены безналичным расчетом продающей или кредитной организации. Также учтена необходимость подтверждения приобретения автомобиля договором купли-продажи, кассовым или товарным чеком, актом проверки органа социальной защиты о наличии автомобиля в пользовании семьи.

На сегодняшний день в качестве эксперимента в некоторых регионах России разработаны и приняты собственные программы по использованию материнского капитала, в которых предусмотрена возможность покупки автомашины.

Речь идет о региональном материнском капитале (сокращенно – РМК). Эти программы еще называют «губернаторскими» или «областными». В 2017 году жители 9 субъектов Российской Федерации имели возможность тратить материнский капитал для покупки авто. Размер региональных субсидий меньше федеральных и составляет в среднем 150 тысячи рублей. Как и полагается в таких случаях, реализация программ в каждом из этих субъектов федерации имеет свои условия и особенности. Остановимся вкратце на них.

Материнский капитал на авто картина сегодняшнего дня в регионах

Калининградская область. Семейный капитал при рождении третьего или четвертого ребенка установлен в размере 100 тыс. рублей, рождение пятого и последующего ребенка дает право на получение 200 тыс. рублей, а рождение трех или более детей одновременно, служат основанием для получения 1 млн. рублей. Употребить материнский капитал на покупку автомобиля, мебели и бытовой техники можно только тогда, когда ребенку исполнится 1 год.

Камчатский край. Региональная программа действует до 31 декабря 2025 года. Ее действие распространяется на граждан, проживающих на территории края не менее 3-х лет. Предусмотрены выплаты после рождения первенца, третьего и последующих детей и составляют 100, 119, 179, 238 и 298 тысячи рублей, соответственно. Купить автомашину с обязательным оформлением на мать разрешается после исполнения ребенку 6 месяцев.

Новосибирская область. Условия здесь жестче, действие программы распространяется на детей, родившихся до 31 декабря 2017 года. Выплата в 100 тыс. рублей единовременна, получатель должен проживать на территории Новосибирской области не менее 3-х лет. Авто можно будет купить по исполнении ребенку 1,5 лет.

Орловская область. Одноразовая выплата в 100 тыс. рублей осуществляется при рождении третьего или последующего ребенка. Обязательно проживание одного из родителей в области не менее 3-х лет. Покупка автомобиля или сельскохозяйственной техники возможно после исполнения ребенку 1 года.

Тульская область. Размер выплат составляет 50 тыс. рублей. Пособие может быть использовано на покупку автотранспортного средства российского производства, с двигателем мощностью до 200 л.с., включительно.

Ленинградская область. Маткапитал распространяется на детей, родившихся по 31 декабря 2020 года. Пособие в 100 тыс. рублей выдается при проживании трех и более несовершеннолетних детей вместе с родителями. Семьи, в которых имеются пять и более детей или ребенок-инвалид, могут приобрести машину по исполнении ребенку 1,5 лет.

Республика Якутия. На единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей можно приобрести транспортное средство.

Пермский край. Программа действует до 30 июня 2018 года. Выплаты могут получить семьи, у которых имеется третий или последующий ребенок, родившийся по 31 декабря 2015 года. На время подачи заявления родители должны проживать на территории края не менее 5 лет. Размер выплаты составляет 100 тыс. рублей и ее разрешено использовать на покупку автомобиля.

Ростовская область. Программа касается малоимущих семей. Выплата в 100 тыс. рублей может быть использована для покупки автотранспортного средства, оформляемого на имя матери.

Условия использования материнского капитала на покупку автомобиля

Условия покупки авто под материнский капитал включает юридическую проверку сделки и подтверждение подлинности сертификатов. При выборе модели автомашины необходимо учитывать интересы семьи, но предпочтение следует отдавать вместительным транспортным средствам.

Вопрос о предоставлении финансовых средств и разрешении на покупку машины решает местный отдел Пенсионного Фонда России после подачи заявления, с приложением следующих документов:

  • справки о жилищном условии проживания детей;
  • договора купли-продажи и паспорта автотранспортного средства;
  • договора кредитования, при наличии кредита на приобретение авто;
  • справки из банка о наличии или отсутствии задолженности с указанием реквизитов для перевода государственных активов;
  • справки о сумме еще неуплаченного долга при покупке товара в рассрочку у физического лица.

Машина должна быть оформлена на имя матери ребенка, хотя по закону все имущество, приобретенное за время совместного проживания супругов, считается общей собственностью.

Федеральный материнский капитал

Уже 10 лет в России действует федеральная программа «Материнский капитал», предназначенная для государственной поддержки семей с детьми. При рождении второго ребенка выделяется крупная сумма на целевые безналичные расходы.

Правила распоряжения этими деньгами определяет Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Потратить выделенные средства можно на:

  1. Улучшение жилищных условий (покупку квартиры, ремонт в имеющейся квартире).
  2. Формирование накопительной части пенсии матери.
  3. Оплату учебы детям.
  4. Оплату услуг для детей-инвалидов и покупку товаров, которые помогут им быстрее адаптироваться к окружающей среде (пандусы и поручни для оснащения квартиры, велотренажеры для детей с ДЦП, подъемные устройства для детей с ограниченными двигательными возможностями, специализированные мониторы для слабовидящих, клавиатуры снабженные шрифтом Брайля и т.д.)
  5. С мая 2015 года на любые текущие расходы семьи можно было снять наличными до 20 тыс. рублей (согласно Федеральному закону № 88-ФЗ от 20.04.2015 «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала», действующему до 1 июля 2016 г. Заявление для этого нужно было подать до 31.03.2016).

Несмотря на регулярное обсуждение парламентариями в течение нескольких последних лет вопроса о расширении списка целевых расходов, в 2017 году покупка автомобиля на средства федерального материнского капитала не разрешена.

НА ЗАМЕТКУ!

  • Размер материнского капитала – 480 000 рублей в 2017 году.
  • Программа по предоставлению материнского капитала продлена до 2018 года. К этому времени сумма выплаты может быть увеличена до 500 тыс. рублей.

Региональный материнский капитал — покупка авто

Федеральным материнским капиталом можно воспользоваться лишь единожды, при появлении на свет второго ребенка в семье.

С рождением третьего ребенка семья приобретает статус многодетной. На поддержку таких семей рассчитаны программы регионального материнского капитала.

От федеральной они отличаются:

  • размерами разовых выплат (от 50 тыс. до 1 млн. рублей (в Калининградской области при рождении тройни), в среднем по 100 тыс. рублей;
  • условиями получения (действуют однократно или многократно; семья должна проживать на территории региона 1-5 лет и т.д.);
  • более широким перечнем целей, на которые можно потратить деньги (в том числе, на покупку автомобиля);
  • оформлением сертификатов на региональный материнский капитал занимается Социальная служба, а не Пенсионный фонд РФ, в ведении которого федеральная программа материнского капитала.

Региональные законы о материнском капитале, выплачиваемом из бюджета региона, крайне изменчивы. В некоторые из них с момента принятия внесено порядка 10 поправок. В большинстве случаев, в новых редакциях учтена возможность покупки автомобиля на средства регионального капитала.

Но, например, в Ульяновской области, наоборот. Широко анонсированная в 2012 году возможность с 1.01.2016 использовать сумму не более 100 тыс. рублей из средств именного капитала «Семья» на приобретение предметов длительного использования (в том числе легковых автомобилей) в настоящий момент не реализована (Закон Ульяновской области от 05.02.2008 N 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»). В Пермском крае действие программы закачивается на малышах, родившихся до 31.12.2015.

В 2017 году возможность приобрести автомобиль или погасить автокредит по программе регионального материнского капитала предусматривают законы девяти субъектов РФ.

Разрешается покупка бывшего в эксплуатации автомобиля, но чаще используется автокредитование. Социальные службы, занимающиеся оформлением, переводят деньги за купленный автомобиль как на счета физических лиц-продавцов или на счет банка, предоставившего кредит.

В каждой региональной программе поддержки семей с детьми, предусматривающей возможность покупки автомобиля, есть свои особенности.

Регион РФ Регламентирующий закон Особенности
Калининградская область Закон Калининградской области от 23.06.2011 №17 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» Семейный капитал устанавливается при рождении третьего или четвертого ребенка в размере 100 тыс. рублей, пятого или последующих детей – 200 тыс. рублей, при одновременном рождении трех и более детей – 1 млн рублей.

Воспользоваться им для приобретения предметов длительного пользования (автомобиля, мебели, бытовой техники) можно, когда ребенку исполнится 1 год.

Камчатский край Закон Камчатского края от 6.06.2011 №615 «О краевом материнском (семейном) капитале» Программа распространяется на рожденных до 31.12.2025. Родители должны проживать на территории Камчатского края не менее 3-х лет.

Выплачивается на третьего ребенка – 119 тыс. рублей; четвертого – 179 тыс. рублей; пятого – 238 тыс. рублей; шестого и последующего ребенка – 298 тыс. рублей). За первенца, рожденного женщиной в возрасте 19-24 лет, выплата составляет 100 тыс. рублей.

Купить автомобиль можно после исполнения малышу 6 месяцев. Машина обязательно оформляется на мать. Разрешение на покупку машины выдается после того, как инспектор по социальной защите удостоверится, что в семье для детей созданы нормальные условия.

Новосибирская область Закон Новосибирской области от 30.09.2011 №125-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области» Действие закона распространяется на детей, появившихся на свет по 31.12.2017 года.

Выплатой в 100 тыс. рублей можно воспользоваться один раз. Обязательно проживание на территории области не менее 3-х лет.

Автомобиль можно купить не ранее, чем ребенку исполнится 1,5 года.

Орловская область Закон Орловской области от 2.10.2003 N 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» Разовая денежная выплата (100 тыс. рублей) на рождение третьего или последующего ребенка (детей).

Один из родителей должен постоянно проживать на территории Орловской области не менее 3 лет.

Покупка автомобиля и (или) сельскохозяйственной техники возможно не ранее, чем ребенку исполнится 1 год.

Тульская область Закон Тульской области от 07.03.2002 №285-ЗТО «О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области» Выплата в 50 тыс. рублей может быть использована на приобретение автотранспортных средств, изготовленных в РФ (легкового автомобиля или автобуса с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно).
Ленинградская область Областной закон «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области» Действие закона распространяется на детей, появившихся на свет по 31.12.2020.

Размер областного пособия – 100 тыс. рублей. Трое и более несовершеннолетних детей (в возрасте до 18 лет) должны проживать вместе с родителями.

Автомобиль можно приобрести после исполнения ребенку 1,5 лет, но только семьями, в которых пять и более детей или есть ребенок-инвалид.

Республика Якутия Закон Республики Саха (Якутия) от 16.06.2011 952-З N 803-IV»О республиканском материнском капитале «Семья» Единовременная компенсация в 100 тыс. рублей может быть использована для приобретения транспортного средства.
Пермский край Закон Пермского края от 29.02.2012 №5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» Закон действует до 30 июня 2018 года. Распространяется на третьего или последующих детей, родившихся по 31.12.2015. Родители должны постоянно проживать на территории края не менее 5 лет на дату подачи заявления.

Выплату в 100 тыс. рублей разрешено использовать на приобретение автомобиля.

Ростовская область Закон Ростовской области от 23.11.2011 №727-ЗС «О региональном материнском капитале» Касается рожденных в малоимущих семьях.

Выплата в 100 тыс. рублей может быть потрачена на покупку автотранспортного средства. Машина обязательно оформляется на мать.

Перспективы

Депутаты Государственной Думы РФ периодически возвращаются к обсуждению расширения списка целей, на которые можно потратить федеральный материнский капитал. Попытки включить в этот перечень покупку автомобиля уже предпринимались. Были даже сформулированы обязательные условия, на которых это могло бы осуществиться:

  • необходимость оформления приобретенного на материнский капитал автомобиля в общую долевую собственность родителей и всех детей в семье;
  • машина должна быть новая, обязательно российского производства (в т.ч. иномарка отечественной сборки);
  • запрет перепродажи покупаемой машины (не обязательно легковой) в течение определенного периода времени;
  • для детей созданы нормальные условия проживания, а доход родителей – средний или выше среднего.

Но пока эти положения не удалось реализовать. Аргументы «против» перевешивают доводы «за», и кратко сформулированы в таблице.

Таблица плюсов и минусов приобретения автомобиля на средства федерального материнского капитала.

В 2017 году потратить федеральный материнский капитал на приобретение автомобиля не получится. Сделать это можно только жителям девяти субъектов РФ. Остальным придется подождать до 2018 года, когда позитивные плоды эксперимента в регионах станут очевидны и, возможно, практика покупки личного транспорта на средства материнского капитала будет распространена на всю территорию РФ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *