Банковская гарантия как крупная сделка

Банковская гарантия как крупная сделка

Реклама

Разные коммерческие организации и предприниматели все чаще отдают предпочтение банковским гарантиям. Ведь этот финансовый инструмент завоевал доверие благодаря выгодным условиям, надежности и безотзывности. Да и кроме того, осуществление поручительства в качестве банковской гарантии имеет ряд преимуществ.

Сотрудник банка рад видеть клиента

Что это такое?

Согласно положениям Гражданского Кодекса, банковская гарантия является коммерческим инструментом, одним из самых популярных банковских продуктов, ведь с его помощью можно выйти на новый финансовый уровень, наладить взаимовыгодные отношения с более серьезными партнерами, в том числе и сиз других стран. Да и государственные заказчики доверяют лишь тем субъектам бизнеса, которые могут позволить себе предъявить подобный документ. Банковская гарантия в большинстве случаев является основным (иногда – неотъемлемым) условием при заключении контрактов на длительный период.

Использование банковских гарантий удобно тем, что организации могут заключать сделки без необходимости извлекать из оборота денежные средства. Используя банковскую гарантию, организация способна без проблем подтвердить свою благонадежность и платежеспособность, получая возможность приобрести товары (услуги) с отсрочкой на оплату позже.

Также практически неразрывно связана банковская гарантия с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Подобные документы в соглашениях о торговле являются самым важным требованием, обеспечивающим не только интересные, но и выгодные коммерческие отношения.

Кто выступает сторонами в соглашении

С точки зрения правовой основы, банковская гарантия – односторонняя сделка. Это условие выдачи обеспечивает отличительную особенность данному банковскому инструменту.

Выдача финансового документа производится при условии присутствия:

  1. Заявителя, который является по сделке должником и представляет сторону принципала.
  2. Банка, который является гарантом, стороной, выдающей поручительство и выполняющей по нему выплату обеспечения в пользу третьей стороны при наступлении гарантийного случая.
  3. Кредитора, выгодоприобретателя, бенефициара, в чью пользу производится выдача поручительства. И по его требованию гаранту необходимо осуществить платеж, если возникнет ситуация, указанная в гарантии.

Выдача банковских гарантий осуществляется гарантом (банком) на основании соответствующего заявления от другого лица, выступающего принципалом. Однако, для предоставления банковской гарантии (оформления обязательства в письменной форме относительно уплаты кредитору определенную сумму денег по встречному требованию кредитора), потребуется согласие со стороны банка, выступающего гарантом по этой сделке. Это подтверждает Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относительно урегулирования споров о нормах ГК РФ к банковским гарантиям, выданного 15 января 1998 года. В соответствии с изложенными в этом письме данными, между бенефициаром и гарантом обязательство возникает при предоставлении одностороннего поручительства в письменной форме, которое становится основанием для его выдачи.

Заключение сделки

Основные положения

Наличие или отсутствие между принципалом и банком-гарантом письменных соглашений не влияет на действительность данного обязательства. Вдобавок к этому, Информационное письмо гласит, что согласно ст. 368 ГК РФ, в которой указывается необходимость заключения письменного обязательства гаранта перед принципалом, не предъявляется обязательное требование по заключению соглашения о сотрудничестве между гарантом и бенефициаром. Также в п. 8 того же Информационного письма указано, что не указание в лице бенефициара конкретного владельца гарантии, получившего ее, не может являться основанием для признания документа недействительным. Взяв в расчет положения ГК РФ, изложенные в ст. 372 о возможной передаче бенефициаром своего права предъявить к гаранту требование об обеспечении гарантии другому лицу, если это предусмотрено условиями данной гарантии, то получается, что подобные обстоятельства позволяют гарантированно обеспечить надлежащее исполнении взятых по гарантии обязательств принципалом не только перед лицом, ставшим первым владельцем документа, но и перед последующими владельцами этого же документа.

Одновременно с этим, глядя на обстоятельства односторонней сделки и характер гарантии, ст. 154 КГ РФ в пункте 2 указывает на то, что именно у гаранта появляются обязанности по обеспечению гарантии. Но это не указывает на отсутствие обязанностей у принципала перед гарантом.

Обязанности принципала по выплате денежной суммы в качестве вознаграждения гаранта в ответ на выдачу банковской гарантии прописаны в ст. 369 п. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В то же время, обязанности стороны, выступающей гарантом по отношению к кредитору (бенефициару) не зависят от взаимоотношений, который возникают вследствие выдачи гарантии между гарантом и должником (принципалом), если другие ситуации не прописаны в договоре. Возможная отметка относительно вероятного влияния на основное обязательство отношений, возникших между гарантом и принципалом, может быть допущена, к примеру, при установлении условие, которое является основанием для вступления в силу гарантии.

Согласно ст. 373 ГК РФ, вступает в силу гарантия с того момента, когда ее выдает гарант, если в тексте документа не предусмотрены другие обстоятельства. Если же гарантия будет иметь отлагательные условия относительно ее вступления в силу, которые будут связаны с выполнением принципалом своих обязательств перед гарантом, то банковская гарантия будет являться действительной с того момента, как будет зафиксировано выполнение таковых в надлежащем виде. К примеру, отлагательным условием может являться выплата денежной суммы вознаграждения гаранту со стороны принципала. В этом случае банковская гарантия будет вступать в силу, когда принципал осуществит выплату указанного в документе вознаграждения.

Одновременно с этим, если в гарантии не предусмотрено какое-либо условие в качестве отлагательного, это не означает, что невыполнение этого условия повлияет на обязательство гаранта в отношении бенефициара.

Кто выступает посредниками

Обращаясь в специализированные компании для выдачи банковской гарантии, вы увеличиваете шансы на получение документа на выгодных условиях. В этом случае можно получить полностью подтвержденные документы. Банковские гарантии, выданные согласно ФЗ №44 включает также занесение в реестр.

Стоит отметить, что брокерские компании и специализирующиеся на выдаче банковских документов, имеют ряд неоспоримых преимуществ. Это подтверждают связи подобных фирм с надежными и респектабельными банками, которые включены в список уполномоченных, размещенный на сайте Министерства Финансов РФ. Кроме того, они имеют все необходимые лицензии, подтверждающие право производить выдачу банковских гарантий.

Большое количество банковских организаций, которые являются партнерами посреднических фирм, оказывают услуги по выдаче поручительств, имеющих безотзывную форму. В этом случае банковская гарантия на исполнение муниципальных, коммерческих и госзаказов предусматривает минимальный пакет необходимых для выдачи документов.

Также поручительство может быть выдано с целью обеспечения других обязательств. Например, существуют банковские гарантии в пользу таможенной либо налоговой службы и прочих.

Успешная сделка по гарантировании

Банковская гарантия – «белое» поручительство

Подобные финансовые документы обеспечивают престижность должника (принципала), который приобретает их. В сравнении с кредитом, «белое» поручительство обходится компании, являющейся заявителем, намного дешевле. Такие документы могут освобождать должника от обязанности внести предоплату.

Также «белое» поручительство может выдаваться с целью ускорения возмещение налоговых платежей. В ходе своей практики, многие юридические лица понимают все преимущества и достоинства банковских гарантий. Однажды обратившись к помощи банковской гарантии, впоследствии многие компании предпочитают обращаться только к услугам такого рода обеспечению, которое оформляется на основании закупок коммерческого, муниципального и государственного обязательства.

Стоимость банковской гарантии

Цена на банковскую гарантию определяется из расчета разных факторов. Рассчитывают стоимость гарантии, учитывая ряд параметров:

  • Опыт заявителя относительно выполнения взятых на себя обязательств.
  • Аналогичные темы, которые имеют отношение на момент подачи заявления.
  • Сумма банковской гарантии.
  • Срок действия гарантии.

Одним из немаловажных параметров, который учитывается при расчете стоимости гарантии, является статус организации, которая выдает поручительство. Согласно статистическим данным на основании многолетней практики, банковские учреждения, входящие в ТОП-20 и ТОП-50, искусственно завышают проценты по оформлению. То же можно сказать относительно банков, которые составляют сотню лидирующих. Вдобавок к этом, банковские учреждения, которые обладают правом выдачи гарантийного обеспечения, могут неадекватно затягивать срок оформления документов (месяц и более). В случаях, когда клиент обращается индивидуально, банки могут растянуть период и до 2-х месяцев.

Договор о выдаче банковской гарантии

Договор должен быть заключен непосредственно между банковским учреждением и потенциальным участником торгов, конкурса, тендера. В этом соглашении должны быть указаны все условия проводящейся сделки.

Соглашение должно содержать обязанности и права сторон (гаранта, принципала), а также порядок, согласно которому должно осуществляться урегулирование возникающих вопросов и споров. Кроме того, в договоре необходимо указать договоренности о дополнительных условиях, а также размер денежной суммы, которое должно получить банковское учреждение в качестве вознаграждения.

Типы и виды поручительств

  • Банковские гарантии, выпускаемые финансовыми учреждениями, могут быть залоговыми и беззалоговыми. Именно последние являются самыми популярными и востребованными на рынке банковских продуктов. Но для получения такой гарантии необходимо обладать высокой платежеспособностью и предоставить данные о возможности исполнения взятых на себя обязательств.
  • Банки, составляющие топовые 50 учреждений, обычно при заключении соглашения предусматривают внесение залога. Данное условие при заключении сделок является нормой в практике первоклассных банковских учреждениях. Залогом может стать как недвижимое имущество, так и векселя, депозиты.

Видео по теме:

Банковские гарантии: классификация

  • Приведенный ниже список включает только поручительства, относящиеся к безотзывным:
  • Банковская гарантия обеспечения с обязательным условием ликвидного обеспечения от принципала.
  • Гарантии необеспеченные, не требующие предоставления обеспечения.
  • Гарантии прямые, предусматривающие ситуации, когда гарант принимает обязательство сам на себя.
  • Банковские гарантии синдицированные. Этот тип поручительства предусмотрен для обеспечения крупных сделок внутри страны и международных. При этом применяться могут гарантии, выдача которых производилась сразу несколькими финансовыми учреждениями.
  • Гарантии непокрытые, которые могут предусматривать и не предусматривать залог. Однако, в случае внесения залога, им может выступать только имущество принципала.
  • Покрытые гарантии, выдача которых производится при условии, что у принципала имеет вексель, либо возможность положить денежные средства на депозитный счет в учреждении, которое выдает поручительство.
  • Гарантии возобновляемые либо «револьверные», которые можно приобрести на основании проведения многократных поставок. При этом, оформление осуществляется на протяжении всего периода действия соглашения и предусматривает часть денежной суммы по сделке. Учитывая этот фактор, данный тип финансовых инструментов особенно интересуют компаний-импортеров.
  • Супергарантии, при которых предусмотрено участие гаранта стороны, выступающей гарантом по соглашению.
  • Контргарантии, при которых выдача гарантийного обеспечения производится при условии приобретения принципалом поручительства, выданной другой организацией.
  • Посттендерные банковские гарантии, при помощи которых обеспечиваются обязательства организаций, ставших победителем в муниципальном аукционе или государственном тендере, в отношении организатора, заказчика.
  • Гарантии туроператора, применяемые в сфере туризма.
  • Судебные, выступающие мерой по обеспечению иска.
  • Встречные гарантии.

В соответствии с назначением, которое выполняет обеспечение, банковские гарантии классифицируются на:

  • Гарантии платежа
  • Исполнения взятых обязательств
  • Гарантия на возврат авансового платежа
  • На возврат кредита
  • Гарантии в пользу ФС относительно урегулирования на рынке спиртной продукции применения акцизных марок
  • Для контролирующих налоги органов
  • Гарантии оферты
  • Таможенные гарантии.

Стоит отметить, что выгодные условия банковской гарантии делают данный финансовый инструмент интересным для многих клиентов. Основное условие, гарантирующее успешность кампании по оформлению гарантии поручительства, — это платежеспособность заявителя и его финансовая благонадежность. Соответствующее соглашение предусматривает основное условие документа и порядок выдачи.

Производя оформление банковской гарантии, финансовое учреждение будет брать в расчет абсолютно все. Это касается кредитной истории организации-заявителя, финансовой отчетности с учетом наличия либо отсутствия задолженностей, компетенцию в профессиональном плане и т.п. Выдача гарантии производится только в том случае, если организация будет соответствовать всем требованиям банковского учреждения, выдающего поручительство.

Согласование совершения сделки органами управления
юридического лица
Для отдельных сделок в соответствии с законом требуется внутреннее согласование — согласие на совершение сделки органов управления юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 157.1 ГК РФ в предварительном согласии на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. При последующем согласии (одобрении) должна быть указана сделка, на совершение которой дается согласие. Однако в законодательстве о хозяйственных обществах требуется указание значительно большего числа условий, подлежащих включению в решение о согласовании сделки (например, применительно к крупным сделкам — лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями, цена, предмет и иные ее существенные условия — ст. 79 Закона об АО).
Одна или несколько взаимосвязанных сделок по отчуждению имущества общества могут являться крупной сделкой по двум основаниям: в связи со значительной стоимостью имущества по сделке (более 25% балансовой стоимости активов) — количественный критерий — и в связи с потенциальной возможностью изменения масштаба или вида деятельности, прекращения деятельности корпорации-продавца — качественный критерий. В этом случае решение о согласии (или последующем одобрении) данной сделки должно быть принято общим собранием или советом директоров общества в соответствии со ст. 78 Закона об АО, ст. 46 Закона об ООО.
Рассмотрим конкретный пример согласования сделки по продаже доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которая является крупной сделкой.
Анализ деловых обыкновений оформления решений о согласовании крупных сделок, содержащихся в протоколах соответствующих органов (совета директоров или общего собрания), приводит к выводу, что в них содержатся следующие разделы.
1. Обоснование целесообразности совершения сделки. Например, в одном из исследованных протоколов решения совета директоров акционерного общества было указано:
«В соответствии с утвержденной советом директоров от ____ N ____ Стратегией развития АО «А» предполагается изменение профиля деятельности общества, в связи с чем дальнейшее обладание долей в ООО «В» является нецелесообразным».
Указание на цели совершения сделки повышает прозрачность принимаемых решений, способствуя тем самым защите прав акционеров (участников), а также снижает риск ответственности членов органов управления, принявших соответствующее решение. Отметим, что такой раздел встретился нам не во всех протоколах заседаний советов директоров и общих собраний акционеров, содержащих решения о согласии на совершение крупных сделок. Многие, даже публичные общества, в протоколы включают только итоговое решение, без обоснования. Юридически правовые последствия имеет формулировка резолюции, поэтому если представленное контрагентом решение о согласии на совершение сделки не содержит такого обоснования, это само по себе не приводит к увеличению риска признания сделки недействительной. Однако обоснование целесообразности заключения сделки соответствует лучшим практикам корпоративного управления.
Кстати заметим, что совет директоров обязан утвердить заключение о крупной сделке при вынесении ее на согласование общему собранию акционеров. В этом заключении должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки.
2. Квалификация сделки как крупной, включая количественный критерий (соотношение стоимости имущества по сделке с активами) и качественный критерий (соотношение предмета сделки с основной деятельностью — изменение вида, масштаба, прекращение деятельности общества).
Так, в одном из протоколов о согласовании крупной сделки этот раздел сформулирован следующим образом:
«Балансовая стоимость предполагаемой к продаже доли в уставном капитале ООО «А», определенная по данным бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату 31.12.2018, составляет ____ рублей, или 69% от балансовой стоимости активов общества. Учитывая, что в результате продажи существенно изменится масштаб деятельности общества, сделка по отчуждению имущества является крупной сделкой».
3. Определение рыночной стоимости отчуждаемого (приобретаемого) имущества:
«На основании п. 2 ст. 78 Федерального закона «Об акционерных обществах» для принятия общим собранием акционеров Общества решения о согласии на совершение крупной сделки стоимость имущества, являющегося предметом крупной сделки, определяется Советом директоров в соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах». Цена (денежная оценка) имущества определяется исходя из ее рыночной стоимости. Предлагается определить цену всего отчуждаемого имущества в размере _____ рублей».
4. Указание на существенные условия сделки:
«Сделку купли-продажи доли в уставном капитале предлагается совершить на следующих существенных условиях:
Стороны сделки: ____ (Продавец) и ____ (Покупатель).
Предмет сделки: передача доли участия в уставном капитале ООО «Б» в размере 87,3% уставного капитала.
Цена сделки: цена доли участия в уставном капитале ООО «Б» в размере 87,3% составляет — ____ рублей.
Уплата цены доли участия в уставном капитале ООО «Б» в размере 87,3% уставного капитала производится Покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в следующем порядке:
Путем передачи цены эскроу-агенту ООО «Первое русское эскроу-агентство» на условиях получения в течение 10 рабочих дней после регистрации перехода права на доли в ЕГРЮЛ при предъявлении нотариально удостоверенного договора передачи доли и выписки из ЕРГЮЛ».
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 27 указано, что при оценке соблюдения правил совершения крупной сделки или сделки с заинтересованностью необходимо исходить из того, что в решении о согласии на совершение (одобрении) сделки (ст. 157.1 ГК РФ) по общему правилу должно быть указано лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), а также ее основные условия или порядок их определения.
Под основными условиями Верховный Суд РФ понимает условия, имеющие существенное значение для принятия решения о ее одобрении, например цена, предмет, срок, наличие обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств и т.п.
Совершенная сделка считается согласованной, если ее основные условия соответствовали сведениям об этой сделке, нашедшим отражение в решении об одобрении ее совершения либо в приложенном к этому решению проекте сделки.
5. Четко и явно выраженное согласие (одобрение) сделки с указанием результатов голосования по этому вопросу. Если какие-то члены совета директоров проголосовали «против», то в решении указывается, кто именно проголосовал «против» — это имеет значение для дальнейшего привлечения к ответственности членов совета директоров, проголосовавших «за» или «воздержался» при одобрении такой сделки. Если какие-то члены совета директоров не принимают участие в голосовании, то это также должно быть отражено в протоколе.
Например, протокол может содержать следующее решение:
«Согласовать договор о продаже доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Х».
«За» голосовали: М.В. Новак, О.М. Бударгин, А.А. Макаров, А.Н. Шишкин, С.И. Шматко.
«Воздержались» при голосовании: В.М. Белов, Д.С. Морозов, А.Е. Муров.
«Против» голосовал О.Р. Федоров.
Решение принято».
При единогласном принятии решения поименный состав проголосовавших можно не указывать в протоколе.
В протоколе должно быть всегда отражено, каким способом принято решение (путем совместного присутствия, с возможностью учета письменного мнения отсутствующих членов или нет; заочным голосованием), а также указан поименный состав присутствующих членов совета директоров и их соответствие общему составу совета директоров. Поэтому перед принятием решения имеет практический смысл проверить состав совета директоров, сличив присутствующих и отраженных в протоколе лиц с перечнем лиц, избранных в состав совета директоров на общем собрании (посмотрев протокол общего собрания), а также ознакомиться с уставом общества и положением о совете директоров на предмет определения процедуры принятия решения по данному вопросу.
При принятии решения о согласовании сделки общим собранием акционеров (участников) надо помнить о необходимости удостоверения решения собрания в соответствии с п. 3 ст. 67.1 ГК РФ. Суть удостоверения решения заключается в подтверждении факта принятого решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии.
В публичном акционерном обществе решение подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии; в непубличном акционерном обществе — путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. Решения общества с ограниченной ответственностью удостоверяются нотариально, если иной способ удостоверения <1> не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
———————————
<1> Например, подписание протокола всеми участниками или частью участников с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения, а также иным способом, не противоречащим закону.
Закон допускает возможность ограничения в уставе общества права единоличного исполнительного органа на совершение существенных сделок, которые с точки зрения закона крупными не являются. Как правило, уставы относят к таковым в том числе сделки по отчуждению акций (долей) из-за значимости этих активов для бизнеса компании. В таких случаях сделка должна быть согласована (в последующем одобрена) советом директоров общества, а в непубличном обществе также возможно общим собранием акционеров (участников) с соблюдением процедур, предусмотренных уставом общества, как правило, простым большинством голосов.
Соответствующим лучшей практике является подход, когда в самом решении обосновывается необходимость согласования совершения сделки конкретным органом общества, определенным числом голосов со ссылкой на релевантную статью устава.
При совершении сделок отчуждения (приобретения) акций (долей) также необходимо соблюдать требования, установленные законом для сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, включая необходимость извещения о данных сделках установленных законом лиц. В акционерном обществе необходимо извещать членов совета директоров общества, членов коллегиального исполнительного органа, а если в совершении названной сделки заинтересованы все члены совета директоров общества или если его формирование не предусмотрено законом или уставом общества — также акционеров. Общество с ограниченной ответственностью должно извещать о сделке незаинтересованных участников и незаинтересованных членов совета директоров, если такой орган сформирован в обществе.
Исходя из требований закона и деловых обыкновений в извещении о сделке должны содержаться следующие сведения: вид сделки, лицо (лица), являющееся стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями) по сделке, предмет сделки, цена сделки или порядок ее определения, иные существенные условия сделки или порядок их определения, лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым, обоснование целесообразности заключения сделки, срок направления требования о получении согласия на совершение сделки с заинтересованностью.
Указанные лица могут потребовать согласования сделки с заинтересованностью компетентным органом общества: сделки со стоимостью имущества не более 10% балансовых активов общества — советом директоров; выше этого значения — общим собранием акционеров (участников) (ст. 81 — 83 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО) <1>.
———————————
<1> Подробнее о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также сделок с уставными ограничениями см.: Шишкина И.С. Экстраординарные сделки, совершаемые хозяйственными обществами. М., 2017.
Требование о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 55 Закона об АО для созыва внеочередного общего собрания и может выглядеть следующим образом:
«В связи с планируемой АО «____» сделкой продажи принадлежащих обществу ____ штук привилегированных акций (выпуск зарегистрирован ____), в совершении которой имеется заинтересованность ____ (кого и по какому основанию), в соответствии с п. 1 ст. 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» требую до совершения сделки принять решение о ее согласовании как сделки с заинтересованностью, для чего созвать заседание совета директоров по вопросу о согласии на совершение указанной сделки».
Член совета директоров ______________________________.
«__» __________ 2019 г.».
Предоставляя рекомендации практикующим специалистам, мы должны отметить, что если в качестве контрагента по сделке выступает непубличное хозяйственное общество, то уставом этого общества может быть установлен отличный от предусмотренного законом порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что положения о сделках с заинтересованностью вообще не применяются к этому обществу (см., например, п. 8 ст. 83 Закона об АО, п. 9 ст. 45 Закона об ООО). В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 27 указано, что к иным правилам совершения сделок с заинтересованностью, которые могут быть установлены в непубличных обществах, относятся, например, обязательное предварительное одобрение, правила направления извещения о сделках, круг лиц, которым оно направляется, порядок предъявления требования о необходимости вынести на одобрение сделку, отказ от возможности направления таких требований и т.д.
Кстати говоря, ко всем видам экстраординарных сделок может применяться режим освобождения от корпоративных согласований в соответствии с предусмотренными законом критериями. Например, не применяются правила согласования сделок с заинтересованностью к сделкам, сумма которых либо цена или балансовая стоимость имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связаны такие сделки, составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Банком России (подп. 12 п. 2 ст. 81 Закона об АО) <1>.
———————————
<1> См.: указание Банка России от 31 марта 2017 г. N 4335-У «Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность» (зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2017 г. N 46460) // Вестник Банка России. 2017. N 43.
Применительно к порядку принятия решений о согласии на совершение сделок с заинтересованностью важные изменения были внесены Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ. Указанные изменения касаются определения кворума общего собрания. Собрание в этом случае считается правомочным независимо от числа не заинтересованных в соответствующей сделке акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих в нем участие. То есть сколько будет незаинтересованных акционеров, столько и считается достаточным для правомочности собрания. При этом решение общего собрания по сделке с заинтересованностью принимается большинством голосов всех не заинтересованных в совершении сделки акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 83 Закона об АО).
Приведенные правила представляют собой существенное исключение из общего порядка принятия решения собранием акционеров и обеспечивают реальность механизма согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Особый интерес представляет случай, когда сделка одновременно является крупной и в ее совершении имеется заинтересованность.
В случае если сделка является одновременно крупной сделкой, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества, и сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, она подлежит совершению с соблюдением как правил о крупных сделках, так и правил о сделках с заинтересованностью <1>. Так, в соответствии с п. 5 ст. 79 Закона об АО в случае, если крупная сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и в соответствии с Законом об АО вопрос о согласии на совершение крупной сделки вынесен на рассмотрение общего собрания акционеров, решение о согласии на совершение крупной сделки считается принятым, если за него отдано количество голосов, необходимое в соответствии с п. 4 ст. 49 Закона об АО (большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров), и большинство голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
———————————
<1> В обществе с ограниченной ответственностью такое правило о необходимости согласования сделки по двум основаниям — как крупной и с заинтересованностью — действует всегда (п. 6 ст. 46 Закона об ООО). В АО, если цена сделки или стоимость имущества, отчуждаемого по сделке, менее 25% балансовых активов общества, то такая сделка должна получить корпоративное согласование по правилам о сделках с заинтересованностью.
При этом, как следует из п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 27, по правилам о сделках с заинтересованностью указанная сделка подлежит одобрению, только если было заявлено соответствующее требование.
В связи с этим толкованием имеет значение следующая формулировка решения:
«Согласно п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» крупная сделка по передаче долей участия ООО «Х» от _________ Общества-Продавца к Обществу-Покупателю одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность:
Генерального директора и члена наблюдательного совета Общества-Продавца ___________ Ф.И.О., владеющего 76% голосующих акций Общества-Продавца, который одновременно является контролирующим лицом стороны сделки — __________ Общества-Покупателя (владеет 59,9% доли в его уставном капитале).
Члена наблюдательного совета Общества-Продавца __________ Ф.И.О., который является сыном _______, являющегося контролирующим лицом Общества-Покупателя.
Согласно п. 1.1 ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» Общество известило о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, членов наблюдательного совета Общества (правление в Обществе не создано).
Так как члены наблюдательного совета не предъявили требования о проведении общего собрания акционеров для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, на общее собрание акционеров выносится вопрос о согласии на совершение крупной сделки».
Решение общего собрания акционеров о согласовании крупной сделки, которая одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, может иметь следующую структуру.
1. Квалификации сделки как крупной и как сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (примеры см. выше).
2. Обоснование количества голосов акционеров, принимающих участие в голосовании:
«Число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имевших право на участие в общем собрании, по вопросу повестки дня общего собрания о согласии на совершение крупной сделки, которая одновременно является сделкой с заинтересованностью, принимающих участие в общем собрании акционеров: _________.
Число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имевших право на участие в общем собрании, по вопросу повестки дня общего собрания о согласии на совершение крупной сделки, которая одновременно является сделкой с заинтересованностью, — не заинтересованных в сделке акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров: ____________».
3. Ссылка на наличие заключения о совершении крупной сделки, которое должно быть утверждено решением совета директоров или единоличным исполнительным органом, если в обществе совет директоров не создан.
«Заключение утверждено генеральным директором АО «____» и предоставлено акционерам в составе информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров».
4. Вопросы, поставленные на голосование.
«1. Утвердить цену сделки — договора купли-продажи ____ (количество) обыкновенных акций АО «Х» номинальной стоимостью 10 рублей ____, государственный номер регистрации выпуска ____ (Продавец) и ____ (Покупатель) в размере ____ рублей <1>.
———————————
<1> Решение об утверждении цены сделки в приведенном случае принимает общее собрание, поскольку в обществе не создан коллегиальный орган управления.
2. Согласовать совершение крупной сделки, одновременно являющейся сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, — договора купли-продажи ____ (количество) обыкновенных акций АО «Х» номинальной стоимостью 10 рублей, государственный номер регистрации выпуска ____ (Продавец), на следующих условиях:
1) стороны сделки: _________ (Продавец), Акционерное общество ___________ (Покупатель);
2) заинтересованное лицо: ___________ (Ф.И.О.), поскольку указанное лицо владеет 94,29% акций и осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа Продавца, то есть является его контролирующим лицом, и одновременно является председателем коллегиального органа управления — Совета директоров Покупателя;
3) предмет сделки: продажа ____ (количество) обыкновенных акций АО «Х» номинальной стоимостью 10 рублей, государственный номер регистрации выпуска ____;
4) порядок оплаты: в течение пяти календарных дней с момента перехода права на акции».
5. Указание результатов голосования.
«Число голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, отданных за каждый из вариантов голосования («за», «против» и «воздержался») —
«за» — ____, «против» — ____, «воздержался» — ____».
6. Фиксация принятых решений.
«Решение принято».
Несмотря на то что современная судебная практика с осторожностью относится к признанию недействительными крупных сделок, сделок с заинтересованностью и сделок с уставными ограничениями, а Верховный Суд РФ выработал правовую позицию, согласно которой контрагенты могут не изучать положения устава <1>, для обеспечения юридической чистоты совершаемой сделки рекомендуем получать требуемые корпоративные согласования. Названный подход к тому же снижает риск привлечения к имущественной ответственности единоличного исполнительного органа по причине признания его действий недобросовестными (подп. 3 п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 62).
———————————
<1> См.: п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25; п. 18, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 27.
Российское законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности руководителя, лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица, если их действиями организации причинены убытки (ст. 53.1 ГК РФ). Участники гражданского оборота призваны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ), в частности, стороны должны ориентироваться на рыночную стоимость и обычные условия подобного рода договоров, без намерения причинить вред кредиторам и другим заинтересованным лицам. Если в результате отчуждения имущества возникла невозможность удовлетворения требований кредиторов, контролирующие лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством о банкротстве (гл. III.2 Закона о банкротстве) <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве».
Для минимизации риска отсутствия корпоративных согласований покупатель может обратиться к обществу-продавцу с запросом о согласии на совершение сделки в соответствии с установленными требованиями закона и устава.
Следует отметить, что закон позволяет использовать как предварительное согласие, так и последующее одобрение сделки, однако более надежным для контрагента, конечно, является предварительное получение всех корпоративных согласований во избежание возможных проблем. Так, затруднить получение последующего одобрения могут, например, изменение правового режима отчуждаемого имущества, персонального состава органов, которые должны одобрить сделку, переход корпоративного контроля, проблемы с исполнением возникшего из сделки обязательства.

Тема 1. Предприятие — основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятий

1. Предельно допустимая численность работников малого предприятия в промышленности:

1) до 100 чел

2) до 80 чел

3) до 60 чел

4) до 50 чел

2.Является ли предприятие в условиях рыночной экономики:

Самостоятельным хозяйственным субъектом

Не является самостоятельным хозяйственным субъектом

Правильный ответ: 1

3 Производственная деятельность предприятия заключается в:

Производстве продукции на рынок

Посредничество при внедрении товаров на рынок

Оказание консультационных услуг

Правильный ответ: 1

4.Коммерческая деятельность предприятия заключается в:

Продаже продукции

В организации нового производственного процесса на самом предприятии

Оказания консультационных услуг

Правильный ответ: 1

5. Может ли предприятие считаться несостоятельным, если оно не обеспечивает требование кредитов в течении:

Двух месяцев со дня поступления сроков выполнения

Ста дней со дня наступления сроков выполнения

Правильный ответ: 2

6.Могут ли к предприятию-должнику применятся метод санации (оздоровления) на срок:

Менее 18 месяцев

Более 18 месяцев

Правильный ответ: 1

7.Может ли к предприятию-должнику применяется мера принудительной ликвидации:

Под контролем кредиторов

Без контроля кредиторов

Правильный ответ: 1

8. Имеют ли право при распределении имущества предприятия должника вне очереди удовлетворять следующие расходы:

Выплата вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим

По погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды

Правильный ответ: 1

9.Являются ли привилегированными кредиторами следующие лица:

Граждане, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда их здоровью

Конкурсные кредиторы

Прочие собственники

Правильный ответ: 1

10. К средним предприятиям относятся:

Российское предприятие с числом занятых 550 человек

Российское предприятие с числом занятых 480 человек

Американское предприятие с числом занятых 490 человек

Правильный ответ: 2

11.К крупным предприятиям относятся:

Предприятия с числом занятых 480 человек

Предприятие с числом занятых 510 человек

Правильный ответ: 2

12.Согласно ГК РФ в зависимости от основной цели своей деятельности выделяют … организации

Малые, Средние, крупные

Коммерческие и некоммерческие

Публичные и непубличные

13.Высший орган управления ОАО

Генеральный директор

Председатель совета директоров

Общее собрание акционеров

14. Коммандитисты –

руководящее звено коммандитного товарищества

все члены коммандитного товарищества

вкладчики, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

15.В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на следующие две категории:

коммерческие и некоммерческие организации

частные и государственные

индивидуальные предприниматели и коммерческие организации

16.В каком законодательном документе определены виды основных организационно-правовых форм?

Гражданский кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ.

17. Что из себя представляет акционерное общество?

1. +Это объединение нескольких физических лиц, нескольких предприятий, формирующих свой капитал посредством выпуска и продажи акций.

2. Группа предприятий выполняющих какую-то общую работу.

3. Группа предприятий, производящих одинаковую продукцию.

4. Группа предприятий, делящих прибыль на каждого работника одинаково.

5. Группа предприятий, торгующих ценными бумагами.

18. Что подразумевается под понятием предпринимательство?

1. +Это самостоятельная деятельность людей и их объединений на свой риск и под свою имущественную ответственность.

2. Это группа людей, занимающаяся торговлей своих товаров.

3. Это группа людей, занимающаяся перепродажей товара.

4. Это группа людей, которая занимается благотворительной деятельностью.

5. Это люди, которые уклоняются от уплаты налогов

19. Бизнес это:

1. Это торговая деятельность.

2. +Иниацивная экономическая деятельность, осуществляется за свой счет на свой риск и под свою имущественную ответственность.

3. Это оказание различных платных услуг.

4. Это выполнение различных работ.

5. Это теневой вид деятельности.

20 Предприятие (с правовой точки зрения) — это …

самостоятельный субъект предпринимательской деятельности

имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности

совокупность всех ресурсов, необходимых для производства продукции

Предприятие — основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятий

1 Имеет ли право предприятие:

Самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией

Нанимать и увольнять работников

Отказываться платить налоги в местные, региональные и федеральные органы власти

Правильный ответ: 1, 2

2.Имеет ли право предприятие:

Самостоятельно составлять планы деятельности

Выходить со своей продукцией на мировой рынок

Производить военную продукцию без разрешения властей

Правильный ответ: 1, 2

3 Финансовая деятельность предприятия заключается в:

Взаимодействие с банками

Организации информационного процесса на предприятии

Взаимоотношениях с местным, региональным и федеральным бюджетам

Правильный ответ: 1, 3

4.Консультационная деятельность предприятия заключается в:

Получении консультаций со стороны научных организаций

Получении консультаций со стороны высших учебных заведений

Получении директивных документов от органов федеральной власти

Правильный ответ: 1, 2

5Результатом производственной деятельности предприятия являются:

Рост прибыли

Увеличение цен на продукцию предприятия

Повышение рентабельности производства

Правильный ответ: 1, 3

6.Имеет ли право предприятие выпускать такие ценные бумаги:

Векселя

Акции и облигации

Акции и облигации от имени другого предприятия

Правильный ответ: 1, 2

7. Относится ли к справедливой конкуренции такие действия предприятия, как:

Снижение издержек на выпуск продукции

Производство новой продукции

Использование торговой марки других предприятий

Правильный ответ: 1, 2

8.Относятся ли к несправедливой конкуренции такие действия, как:

Использование торговой марки конкурентов

Распространение ложных сведений

Снижение затрат на выпуск продукции

Повышение качества продукции

Правильный ответ: 1, 2

9. Организационно-правовые формы предприятий это:

Государственное предприятие

Малое предприятие

Общество с ограниченной ответственностью

Совместное предприятие

Акционерное общество открытого типа

Правильный ответ: 2, 3, 5

10.К малым предприятиям относятся?

Российское предприятие с числом занятых 50 человек

Российское предприятие с числом занятых 400 человек

Американское предприятие с числом занятых 250 человек

Правильный ответ: 1, 3

Преимущества крупных предприятий:

Возможность быстрого переналаживания продукции

Наличие научно-технических подразделений в составе предприятия

Легкость получения кредита

Возможность снижать затраты на производство продукции за счет массового производства

Правильный ответ: 2, 3, 4

12.Недостатки крупных предприятий:

Большое загрязнение окружающей среды

Трудности управления из-за размеров предприятия

Слабо развитая социальная сфера

Сложности с переходом на выпуск новой продукции

Правильный ответ: 1, 2, 4

13.Преимущества средних предприятий:

Легкость получения кредита

Более эффективное, по сравнению с крупным предприятием, управление из-за меньших размеров

Быстрее, чем крупные предприятие, переходит на выпуск новой продукции

Правильный ответ: 2, 3

14.Недостатки средних предприятий:

Большое загрязнение окружающей среды

Отсутствуют научно-технические подразделения

Труднее, по сравнению с крупным предприятием, получить кредит в банке

Правильный ответ: 2, 3

15.Преимущества малых предприятий:

Гибкое реагирование на изменения рынка

Эффективное управление из-за малых размеров

Защищенность от контроля со стороны криминальных структур

Возможность легкого получения кредита в банке

Правильный ответ: 1, 2

16.Недостатки малого предприятия:

Неустойчивость в условиях рынка

Возможность контроля со стороны криминальных структур

Отсутствие научно-технических подразделений

Возможность получения кредита в банке

Правильный ответ: 1, 2, 3

Об утверждении Порядка согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТАМБОВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2019 года N 760
Об утверждении Порядка согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставом города Тамбова, Положением «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 N 639, постановляю:

1. Утвердить Порядок согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу постановления:

— администрации города Тамбова:

от 03.02.2015 N 689 «Об утверждении Порядка согласования сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальными унитарными предприятиями имущества, обладающих предусмотренными федеральным законодательством признаками крупных сделок и совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности»;

от 08.04.2015 N 2797 «О внесении изменения в постановление администрации города Тамбова от 03.02.2015 N 689 «Об утверждении Порядка согласования сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальными унитарными предприятиями имущества, обладающих предусмотренными федеральным законодательством признаками крупных сделок и совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности»;

— администрации города Тамбова Тамбовской области от 02.03.2018 N 1161 «О приостановлении действия постановления администрации города Тамбова от 03.02.2015 N 689 «Об утверждении Порядка согласования сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальными унитарными предприятиями имущества, обладающих предусмотренными федеральным законодательством признаками крупных сделок и совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности» (с изменением, внесенным постановлением от 08.04.2015 N 2797)».

3. Информационному управлению администрации города Тамбова Тамбовской области (Пилипенко) направить настоящее постановление для опубликования в газете «Наш город Тамбов».

4. Управлению документационного обеспечения администрации города Тамбова Тамбовской области (Батыгова) разместить настоящее постановление на официальном интернет-портале городского округа — город Тамбов: http://mo-tambov.ru, http://мо-тамбов.рф не позднее пяти дней с даты его принятия.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Тамбова Тамбовской области А.В.Семченко.

Глава города Тамбова
Тамбовской области
С.А.Чеботарев

Приложение. Порядок согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок

Приложение
Утвержден
постановлением
администрации города Тамбова
Тамбовской области
от 18.02.2019 N 760

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок согласования муниципальным унитарным предприятиям совершения крупных сделок (далее — Порядок) разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставом города Тамбова, Положением «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденным решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639.

1.2. Настоящий Порядок разработан в целях повышения эффективности управления закрепленным за муниципальным унитарным предприятием муниципальным имуществом, обеспечения защиты имущественных прав собственника и предприятия в процессе финансово — хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ — город Тамбов и определения последовательности реализации муниципальными унитарными предприятиями прав на совершение крупных сделок.

1.3. Под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения муниципальным унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда муниципального унитарного предприятия.

1.4. Стоимость отчуждаемого муниципальным унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого муниципальным унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества.

Порядок согласования решения о крупной сделке

2.1. Для получения согласия на совершение крупной сделки, указанной в приложении к Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденному решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639, руководитель муниципального унитарного предприятия вносит в администрацию города Тамбова Тамбовской области (далее — администрация города Тамбова) проект постановления администрации города Тамбова Тамбовской области (далее — проект постановления) о согласовании совершения крупной сделки.

По сделкам по приобретению и отчуждению недвижимого и движимого имущества, а также сделкам, указанным в пунктах 16, 25 — 26 приложения к Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденному решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639, зарегистрированный в установленном порядке проект постановления направляется в комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области (далее — комитет по управлению муниципальным имуществом города) для его согласования.

По остальным сделкам, указанным в приложении к Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденному решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639, зарегистрированный в установленном порядке проект постановления направляется в курирующий орган администрации города Тамбова Тамбовской области (далее — курирующий орган) для его согласования.

К проекту постановления прилагается следующий пакет документов:

1) пояснительная записка, в которой должны быть указаны следующие сведения:

— наименование, цель совершения и стороны сделки;

— предмет, цена и валюта сделки, условия, обеспечение исполнения обязательства (при наличии);

— срок исполнения сделки и иные условия сделки, установленные действующим законодательством, либо относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;

2) экономическое обоснование совершения сделки, содержащее информацию о необходимости и целесообразности совершения сделки, финансово-экономические показатели муниципального унитарного предприятия и возможности исполнения сделки, прогноз влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности предприятия в разрезе производственных и финансовых показателей;

3) проект предполагаемой сделки со всеми приложениями к нему;

4) бухгалтерская отчетность муниципального унитарного предприятия на последнюю отчетную дату в объеме и формах, предусмотренных действующим законодательством, подписанную руководителем и главным бухгалтером муниципального унитарного предприятия;

5) копия устава муниципального унитарного предприятия (с приложениями и дополнениями к нему), заверенная руководителем муниципального унитарного предприятия;

6) при согласовании сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения (за исключением передачи в аренду), муниципальное унитарное предприятие предоставляет дополнительный пакет документов:

— справка об отсутствии или наличии обременений на имущество, участвующее в сделке;

— отчет об оценке стоимости муниципального имущества, с которым предполагается совершить сделку, предусмотренный законодательством об оценочной деятельности;

— перечень недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении предприятия, с которым предлагается совершить сделку;

— сведения об отсутствии или наличии обременения недвижимого имущества с приложением копий соответствующих документов;

7) для сделок, указанных в пунктах 36 — 39 приложения к Положению «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа — город Тамбов», утвержденному решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 28.05.2008 N 639, муниципальное унитарное предприятие предоставляет дополнительные сведения:

— наименование контрагента;

— обоснование совершения сделки, содержащее информацию о соответствии предполагаемой сделки целям и предмету основной деятельности муниципального унитарного предприятия;

— плановые показатели предмета сделки.

В случае если сделка заключается муниципальным унитарным предприятием по результатам торгов, то согласие администрации города Тамбова на участие в торгах либо на проведение торгов является одновременно согласием на заключение договора (контракта) с победителем (организатором) торгов либо иным лицом, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

2.2. Решение о совершении муниципальным унитарным предприятием сделок, связанных со сдачей в аренду имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, принимается в соответствии с решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области (далее — Тамбовская городская Дума), регламентирующим порядок сдачи в аренду муниципального имущества.

2.3. Предоставленные документы должны быть подписаны руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером муниципального унитарного предприятия, прошиты, пронумерованы и скреплены печатью.

2.4. За предоставление неполной или недостоверной информации руководитель муниципального унитарного предприятия несет личную ответственность.

2.5. Решение о согласовании совершения муниципальным унитарным предприятиям крупных сделок принимается на основе следующих критериев:

— полнота и точность информации, содержащейся в представленных документах;

— обоснованность необходимости совершения сделки;

— возможность исполнения обязательств по сделке с учетом финансового состояния муниципального унитарного предприятия и оценки экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия;

— соответствие законодательству Российской Федерации условий сделки;

— положительные показатели отчетности муниципального унитарного предприятия по исполнению обязательств по ранее согласованным сделкам.

2.6. Основаниями для отказа в согласовании совершения сделки являются:

— несоответствие предполагаемой сделки критериям, указанным в пункте 2.5 настоящего Порядка;

— предоставление неполного перечня требуемых документов;

— представление недостоверных сведений;

— заявление о согласовании крупной сделки подано с нарушением требований настоящего Порядка либо с несоблюдением требований, предъявляемых к соответствующим документам;

— несоответствие предполагаемой сделки действующему законодательству.

В случае отказа в согласовании совершения крупной сделки муниципальное унитарное предприятие не вправе заключать такую сделку.

2.7. При поступлении проекта постановления комитет по управлению муниципальным имуществом города и курирующий орган в сроки, установленные в регламенте администрации города Тамбова, в течение 5 календарных дней с момента поступления проекта постановления, рассматривают пакет документов и проверяют его на соответствие документов требованиям пункта 2.1 настоящего Порядка.

В случае несоответствия документов требованиям пункта 2.1 настоящего Порядка проект постановления возвращается муниципальному унитарному предприятию на доработку.

2.8. При предоставлении муниципальным унитарным предприятием всех сведений и документов, установленных настоящим Порядком, комитет по управлению муниципальным имуществом города (по сделкам, указанным во втором абзаце пункта 2.1 настоящего Порядка), курирующий орган (по сделкам, указанным в третьем абзаце пункта 2.1 настоящего Порядка) рассматривает пакет документов в соответствии с регламентом администрации города Тамбова и направляет на дальнейшее согласование комитету по экономике администрации города Тамбова, правовому управлению администрации города Тамбова и первому заместителю (заместителю) главы администрации города Тамбова, осуществляющему координацию и контроль деятельности курирующего органа, иным согласующим лицам в соответствии с инструкцией по делопроизводству в администрации города Тамбова.

В случае отказа в согласовании крупной сделки муниципальное унитарное предприятие снимает с визирования проект постановления с указанием оснований и в соответствии с инструкцией по делопроизводству в администрации города Тамбова.

2.9. Изменение условий согласованной и совершенной сделки является самостоятельной сделкой и нуждается в согласовании в соответствии с настоящим Порядком.

Ответственность за нарушение установленного Порядка

За нарушение норм данного Порядка руководитель и должностные лица муниципального унитарного предприятия несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и постановлением администрации города Тамбова от 31.12.2015 N 9660 «Об утверждении Порядка, условий и размеров оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий города Тамбова».

Предоставление информации об осуществленных сделках

С целью контроля за соблюдением согласованных условий сделки муниципальное унитарное предприятие по сделкам в отношении муниципального имущества предоставляет комитету по управлению муниципальным имуществом города, по остальным сделкам предоставляет курирующему органу:

— ежеквартально, но не позднее 10 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, — отчет о выполнении условий сделки, состоянии обязательств по сделке;

— в течение 10 (десяти) дней от даты окончания исполнения обязательств по сделке — информацию о полном выполнении обязательств сторонами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *