Бесхозные сети

Бесхозные сети

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара (Республика Коми) — Гражданское Суть спора: Прочие исковые дела Дело № 2-1045/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 23 июля 2015 года
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Кузнецове Н.И.,
с участием истца Щилинина В.Р.,
представителя ответчика Пахомова О.В., действующего по доверенности,
представителя третьего лица Забоевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Щилинина В.Р. к ООО «Энерготрейд» о признании объектов бесхозяйными вещами, обязании заключить договор технологического присоединения энергопринимающих устройств,
установил:

Щилинин В.Р. обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с заявлением о признании электрических сетей, опор и объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Золотой гребешок» бесхозяйными объектами, обязании заключить договор технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных не земельном участке по адресу …. В обоснование требований истец указывает, что с … года на его дачном участке отсутствует энергоснабжение. В … года он обращался к ответчику с заявками на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке, к электрическим сетям ООО «Энерготрейд». Ответчиком было направлено письмо председателю правления СНТ для решения вопроса о согласовании опосредованного присоединения энергопринимающих устройств на земельном участке, такое согласие получено не было. **.**.** истцу направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «Энерготрейд» по индивидуальному проекту, однако стоимость такого подключения составляет …, что является нецелесообразным и весьма затратным. Полагает, что ответчиком допущено бездействие по опосредованному технологическому присоединению, ссылаясь на ч. 4 ст. 445 ГК РФ. Электрические сети и опоры являются бесхозяйными, так как право собственности на данные объекты не зарегистрировано, поэтому получение согласия на опосредованное присоединение объектов энергопринимающих устройств, расположенных его земельном участке, у членов СНТ либо правления СНТ «Золотой гребешок» не требуется, поскольку они правообладателями сетей не являются. Считает, что ответчиком был нарушен п. 5 правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».
Истец в судебном заседании доводы искового заявления поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Представитель СНТ «Золотой гребешок» с иском согласилась частично.
Представитель администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в представленном суду отзыве просил в иске Щилинину В.Р. отказать.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Щилинин В.Р. является собственником земельного участка площадью … кв.м. по адресу ….
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Обязанность органа местного самоуправления поставить данный объект на учет в органе государственной регистрации прав предусмотрена и Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 4 статьи 14 которого к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 50 указанного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Следовательно, само по себе электроснабжение не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части признания электрических сетей, опор и объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Золотой гребешок» бесхозяйными объектами по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

СНТ «Золотой гребешок» суду представлен типовой договор подряда на капитальное строительство №… от **.**.**, по которому построена высоковольтная линия (0,4 кв) с установкой КТП-160 в садоводческом обществе «Золотой гребешок».
**.**.** ООО «Энерготрейд», ООО «…» и СНТ «Золотой гребешок» подписали акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности, согласно которому граница балансовой принадлежности между ООО «Энерготрейд» и СНТ проходит по контактам присоединения наконечников кабельных линий в распределительном устройстве 0,4 кВ ТП-2013, воздушная линия электропередачи 0,4 кВ находится на балансе и эксплуатации СНТ.
**.**.** ООО «Энерготрейд» и СНТ «Золотой гребешок» пописан акт об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ООО «Энерготрейд» — присоединенная мощность 250 кВт, максимальная разрешенная мощность 110 кВт, источник питания КТП 10/0,4 кВ № 2013, напряжение 0,4 кВ.
Согласно справке от **.**.** линия электропередач ВЛ-10 кв, протяженностью 200 м, опоры в количестве 4 штук, трансформаторная подстанция 10/04кВ, 250Квт находятся в общедолевой собственности членов СНТ «Золотой гребешок».
Также имеется инвентарная карточка учета объекта основных средств СНТ «Золотой гребешок» на линию электропередач 0,4 кВт КТП № 2013.
Согласно акта о приеме-передаче основных средств между ООО «Энерготрейд» (получатель) и СНТ «Золотой гребешок» (сдатчик) Вл-10кВт от оп. № 40 РП № 42 – оп. № 44 передано ООО «Энерготрейд».
Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает оснований для признания сетей, опор и объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Золотой гребешок» бесхозяйными объектами.
В соответствии с ч. 2 ст. 130 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Положениями статьи 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно части 1 статьи 293 ГК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
По смыслу названных норм требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.
Линии электропередач, как движимое имущество, не подлежат государственной регистрации, а от права на опоры линий электропередач и трансформаторную подстанцию члены СНТ «Золотой гребешок» и ООО «Энерготрейд» не отказывались.
Истцом Щилининым В.Р. суду не представлено допустимых доказательств, что он вступил во владение спорным имуществом, что влечет признание его бесхозяйным.
Кроме того, истец не обращался в администрацию Эжвинского по адресу … МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о признании объектов электросетевого хозяйства безхозяйными.
**.**.** истец обращался с заявкой в ООО «Энерготрейд» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу …. После рассмотрения заявки, Щилинину В.Р. направлен ответ с указанием на исправление недочетов в заявке и подаче откорректированной заявки на технологическое присоединение.
**.**.** Щилининым В.Р. подана заявка в ООО «Энерготрейд» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу ….
Ответом ООО «Энерготрейд» от **.**.** указано, что в п. 6 заявки сумма ранее присоединенной мощности и вновь присоединяемой мощности не соответствует максимальной запрашиваемой мощности.
**.**.** ООО «Энерготрейд» обратилось к председателю правления СНТ «Золотой гребешок» для решения вопроса о согласовании опосредованного присоединения к электрическим сетям ООО «Энерготрейд» через сети СНТ энергопринимающих устройств в целях уменьшения стоимости технологического присоединения.
Общим собранием членов СНТ «Золотой гребешок» от **.**.** Щилинину В.Р. отказано в подключении энергопринимающих устройств к электрическим сетям СНТ, о чем был уведомлен ООО «Энерготрейд».
**.**.** ответчиком в адрес истца Щилинина направлен проект договора от **.**.** об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «Энерготрейд», подписанного директором Общества.
Щилининым В.Р. указанный договор не был подписан в течение 60-дней, в связи с чем заявка была аннулирована.
В судебном заседании истец ссылался на необоснованную стоимость работ по технологическому присоединению, что явилось причиной его отказа от подписания договора на предложенных ответчиком условиях.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который носит публичный характер.

Порядок технологического присоединения установлен в «Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В силу п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «сетевые организации» — организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, согласно которому в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее — опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
Из анализа указанной нормы следует, что она регулирует права и обязанности сетевой организации и потребителя, который уже был подключен к сетям сетевой организации.
Из материалов дела следует, что Щилинин В.Р. к сетям ООО «Энерготрейд» подключен не был, что не отрицалось истцом в судебном заседании.
В настоящее время пунктом 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии N 861 от 27.12.2004 (в ред. Постановления Правительства от 13.03.2015 N 219) прямо предусмотрено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Щилининым В.Р. договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования с СНТ «Золотой гребешок» не заключался, и как пояснил истец в судебном заседании он не намерен заключать такой договор.
Непосредственно с ООО «Энерготрейд» Щилинин В.Р. также отказался заключать договор в связи с его затратностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ООО «Энерготрейд» в соответствии с п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, не обязан заключать с истцом договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, правовых оснований к тому не имеется, как и достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих об уклонении ответчика от заключения спорного договора.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Щилинина В.Р. к ООО «Энерготрейд» о признании электрических сетей, опор и объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Золотой гребешок» бесхозяйными объектами, обязании заключить договор технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных не земельном участке по адресу …, опосредованно через бесхозные электрические сети и объекты электросетевого хозяйства без получения согласия СНТ «Золотой гребешок» и его членов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2015 года.
Судья А.А. Шерстнёва

Содержание

Суд:

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара (Республика Коми)

Судьи дела:

Шерстнева Александра Анатольевна (судья)

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей – определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.Границы эксплуатационной ответственности

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит – предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.

8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Тепловая инженерная сеть

В соответствии с ч.6 ст.

15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными.

Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.Власти ряда городов РФ проверяют работу УО с помощью дронов

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.

ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом.

Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт.

Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.

2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Передача бесхозных сетей в муниципальную собственность – Онлайн юрист

Подать документы в государственную регистрационную организацию, а в последствии и в суд, может любой гражданин, или муниципальный орган, обнаруживший бесхозяйный объект и желающий оформить право собственности на него. Следует учитывать, что под таким объектом можно понимать любое имущество – какие – либо ценные вещи, здания.

Что это такое

Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам.

В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.

Статус бесхозяйного может быть присвоен имуществу после обращения с заявлением представителей госорганов и предприятий. Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения нового владельца.

Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.

Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

  • собственник отсутствует или не может быть установлен;
  • вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
  • был написан отказ от использования вещи.

Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е. подали документы в суд и получили соответствующее разрешение. Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.

Порядок признания имущества бесхозяйным

Первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь – составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.

Оформить право собственности могут:

  1. Представители юр. лица — предприятия, заводы, финансовые и другие организации.
  2. Физические лица.
  3. Государственные организации.
  4. Административные управления городов и поселков.

Также гражданин или юридическое лицо, желающее получить право собственности, должно позаботиться о том, чтобы предъявить в суде доказательства того, что вещь действительно является бесхозяйной.

Для этого могут быть использованы следующие документы:

  • справка, полученная в органах Росреестра, подтверждающая, что имущество не зарегистрировано, а следовательно, не имеет владельца;
  • документ, полученный от регистрационной организации еще до того момента, как был принят закон о государственной регистрации права собственности.

Вместе с пакетом бумаг гражданин должен посетить отделение Юстиции, расположенное по месту нахождения имущества. Также должна быть получена расписка от административного управления города или поселка, подтверждающая, что определенные документы были получены для рассмотрения.

В расписке необходимо указать:

  1. Дата получения документов от заинтересованного лица.
  2. Количество экземпляров для каждого документа.
  3. Имя и фамилия сотрудника организации, принявшего заявление и справки.

Следующий этап – прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным.

Процесс, по окончании которого объект принадлежит гражданину, подавшему заявление, может быть приостановлен, если в суд обратится лицо, в действительности являющееся владельцем здания. По решению суда имущество переходит в собственность гражданину.

Также основанием для прекращения переоформления права собственности является обнаружение факта наложения обременения на недвижимый объект.

Последний этап в оформлении – регистрация права собственности в Росреестре. Российским законодательством предусматривается срок выжидания – один год. Это время дается на то, чтобы лицо, являющееся собственником, могло заявить о своих правах.

Что входит в отчет об оценке имущества, узнайте тут.

Передать объект недвижимости в собственность муниципалитета возможно только обратившись в суд. Однако перед этим муниципалитет должен провести ряд мероприятий, в том числе и по выявлению бесхозяйных объектов.

В большинстве городов и поселков недвижимость признается бесхозяйной после издания муниципального правового акта. В каждом муниципалитете существует своя схема по нахождению объектов и их оформлению в собственность, поскольку законом четкий порядок для данной процедуры не устанавливается.

Исходя из практики, можно выделить несколько способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета:

  • обнаружение объектов в результате проведения ремонтных работ на городских и сельских участках и проведения инвентаризации;
  • подача заявлений гражданами и предприятиями для получения права собственности на недвижимое имущество;
  • проверка правильности и целесообразности использования объектов, расположенных в черте города или поселка.

Все объекты, не имеющие хозяина, выявленные в ходе проверок и инвентаризаций в обязательном порядке подлежат учету. Муниципалитет, как и физические лица, подает исковое заявление, на основании которого возможно признание объекта бесхозяйным.

Также необходимо подготовить доказательства того, что:

  1. У недвижимого имущества отсутствует собственник или установить его личность, а также местонахождения не представляется возможным.
  2. Вещь была поставлена на государственный учет.
  3. Собственником были совершены какие – либо действия, результатом которых стало приобретение имуществом статуса «бесхозяйное», например, гражданин отказался от своих прав на объект.

После проверки всех документов суд выносит решение, в резолютивной части которого обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • наименование недвижимого объекта;
  • его месторасположение;
  • какие – либо отличительные параметры и признаки.

Передача объекта осуществляется на основании судебного решения в Росреестре. Если недвижимый объект расположен на территории не одного, а двух муниципальных образований, право собственности будет оформлено на тот муниципалитет, которым было подано заявление. При этом в документе должна быть сделана отметка о втором муниципалитете, а в частности, о месте расположения объекта.

Как приобрести право собственности

Прежде всего, перед тем, как подавать заявление на переоформление права собственности, гражданин должен убедиться в том, что у объекта недвижимости в действительности нет владельца, либо был совершен отказ от права собственности.

Собираясь оформить объект недвижимости на себя, гражданин должен помнить о том, что земельный участок не может быть ничейным, у него всегда есть собственник, а следовательно, бесхозяйным может быть признан только тот объект, который был возведен на этом участке.

Бесхозные водопроводные сети. Правовой режим бесхозяйных участков тепловых сетей: проблемы и возможные пути их решения – Правник

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей – определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.Границы эксплуатационной ответственности

Выявление и учет бесхоза. Правовой режим бесхозяйных участков тепловых сетей: проблемы и возможные пути их решения

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Кто обслуживает бесхозяйные электрические сети. Правовой режим бесхозяйных участков тепловых сетей: проблемы и возможные пути их решения

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Правовой режим бесхозяйных участков тепловых сетей: проблемы и возможные пути их решения

Вопрос о сетях, собственник которых не установлен, возник не вчера. Проблеме много лет, и она в нашем городе не решается. Между тем от того, что в городе километры водопроводных и канализационных сетей бесхозны, страдают в первую очередь жители многоквартирных домов.

На вопросы нашего корреспондента о бесхозных сетях ответил главный инженер ЗАО «Первая городская управляющая компания» Сергей Маслаков.
– Сергей Сергеевич, неужели в коммунальном хозяйстве города осталось что-то, никому не принадлежащее?

Проблема бесхозных, или.

как они называются в соответствии с законодательством, бесхозяйных, коммунальных сетей возникла давно, с началом реформирования жилищно-коммунальной отрасли и приватизации жилья, то есть существует с начала 1990-х годов.

Тогда в процессе приватизации ресурсоснабжающие предприятия очень неохотно принимали на свой баланс коммунальные сети жилых домов, так как их содержание нерентабельно. До сих пор эти километры сетей ничьи.

Они не числятся на балансе ни у одной организации, ни у собственников. Соответственно, не обслуживаются.

Понятно, что это наиболее аварийные участки сетей водоснабжения, водоотведения, канализации, тепло- и электроснабжения многоквартирных домов в Орле.

В настоящее время износ таких сетей составляет, по нашим данным, до 80-90%. Средства на их ремонт и содержание не выделяются, собственник не определен.

– А как же управляющие компании? Могут они эти сети взять себе?

Не имеют права. В соответствии с Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме в сферу деятельности управляющих компаний входит ремонт и обслуживание сетей, не выходящих за периметр дома, то есть до стен.

Исходя из этого, рассчитывается тариф на техобслуживание. Самая большая проблема для нас сегодня – это водопроводные и канализационные сети от дома до первого колодца, это самые аварийные участки.

– А если авария? Кто делает ремонт? Кто его оплачивает?

Аварийный ремонт выполняют специалисты – водоканал, энергетики, тепловики. А затем они выставляют счет за произведенные аварийные работы управляющей компании.

То есть фактически проблема перекладывается на плечи жителей многоквартирных домов, так как оплата работ идет за счет средств, собранных на содержание и техническое обслуживание дома. Максимальный объем таких работ сегодня идет по сетям водоснабжения и канализации.

Это сотни тысяч рублей, которые могли бы пойти на ремонт внутренних сетей, кровель, фасадов многоквартирных домов.

Но дело не только в этом. Бесхозные сети не обслуживаются, на них не проводится профилактический ремонт, и они катастрофически ветшают. В Орле, по счастью, пока обошлось без крупных коммунальных аварий, но такое возможно в любую минуту.

Ведь нет точных данных о количестве и состоянии таких объектов, их аварийно опасных участках. Мы, например, располагаем частичными сведениями от 2012 года по 32 бесхозным объектам сетей водоснабжения и 63 объектам водоотведения. Данных по тепловым и электрическим сетям у нас нет.

– И что же делать? Наверное, такая проблема существует не только в Орле и где-то успешно решается. Есть примеры?

Бесхозные сети – это компетенция местных властей в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Городская власть обязана не допускать бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры на своей территории. Это ключ к решению проблемы.

Мы, как представители орловского филиала СРО «Национальный жилищный конгресс», запросили у коллег из других регионов, есть ли алгоритмы решения проблемы бесхозных сетей. Оказывается, есть.

Приведу для примера, как решается вопрос в городе Екатеринбурге:

1. Постановлениями администрации муниципального образования «Город Екатеринбург» стационарные объекты инженерной инфраструктуры закреплены за специализированными муниципальными предприятиями до их приемки в муниципальную собственность. В дальнейшем, по мере выявления новых бесхозных стационарных объектов, в данные постановления вносятся изменения.

С целью взаимодействия структурных подразделений администрации города в работе по приемке бесхозных объектов в муниципальную собственность управлением ЖКХ разработан и административный регламент исполнения муниципальной функции «Организация выявления и управления бесхозяйными объектами инженерной инфраструктуры электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, подготовка документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Екатеринбург».

3. В порядке управления выявленными бесхозными объектами инженерной инфраструктуры до их приемки в муниципальную собственность устранение аварийных ситуаций производится муниципальными специализированными предприятиями в счет средств бюджета.

При этом следует отметить, что статьей 8 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что расходы организации на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения учитываются при установлении тарифов.

Аналогичная ситуация по тепловым и электрическим сетям.

Проблему необходимо решать, я бы сказал, в экстренном порядке, так как наличие таких «ничейных» коммуникаций представляет серьезную угрозу благополучию наших жителей.

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Добрый вечер Ольга!

Учет объектов недвижимого имущества предусмотрен ст. 225 ГК РФ, осуществляется мво исполнение абз. 7 п. 3 ст. 9 фз от 21.07.97 г. Номер 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимое вещей, утвержденного Постановление Правительства РФ от 17.09.2003 г. Номер 570 Федеральной регистрационной службой по истечении года со дня постановки бесхозяйных недвижимой вещи на учет орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом может обратиться в суд с требованием о признании права собственности на данную вещь. Бесхозяйная невидимая вещь, не признанная по решению суда поступившейив муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Однако эксплуатацией бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства занимаются субъекты электроэнергетики. По абз.2 ч. 1 ст 38 ФЗ от 26.03.2003 г. Номер 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *