Бесплатное высшее образование

Бесплатное высшее образование

Как получить бюджетное место

Однако получить такое место не так уж и просто, учитывая, что каждый год их количество стремительно сокращается. В первую очередь абитуриенту необходимо хорошо проявить себя в едином государственном тестировании, по результатам которого и производится зачисление в желаемые учебные заведения. Лишними не будут призовые места на городских олимпиадах по предметам, которые будут доминировать в вашей профессии.
Безусловно, государство позаботилось и о людях, которые в силу определенных обстоятельств не могут поступать в институт на общих основаниях. Речь идет о детях-инвалидах, им предоставляются льготы при поступлении в высшие учебные заведения.
Также абитуриент может пойти на так называемую сделку с какой-либо организацией, которая оплатит ему обучение. В результате будущий специалист должен будет отработать определенный срок в данной организации, чаще всего около пяти лет. При нарушении человеком данных обязательств договор с организацией будет расторгнут и ему придется оплатить учебу из собственного кармана. Такой тип обучения называется целевым. Количество целевых мест также ограничено.

Преимущества обучения на бюджетной основе

Студенты, обучающиеся за счет бюджета, имеют право получать стипендию. Это своеобразное поощрение за прилежную учебу. Ее получают те студенты, которые регулярно посещают все занятия и сдают экзамены на отметку не ниже, чем четыре по пятибалльной шкале.
Те студенты, которые приезжают издалека, также могут претендовать на место в общежитии, которое состоит при учебном заведении, для этого студенту нужно иметь иногороднюю прописку.
За отличные результаты студент может быть награжден путевкой в санаторий или студенческий лагерь. Этим заведует профсоюзный комитет, созданный учебным заведением.

Где есть бюджетные места

Провести конкурс на бесплатное обучение имеет право не только государственное учебное заведение, с недавних пор такая возможность появилась и у многих коммерческих институтов, однако все они должны быть аккредитованы и лицензированы. В каждом крупном городе есть государственные университеты или институты. Если вы не проходите по баллам ЕГЭ на бюджетное место по интересующей специальности в одном городе, то всегда можно попробовать подать документы в другом. Количество необходимых баллов может сильно отличаться.

  • Главная страница
  • »

  • Полезная информация для студентов
  • »

  • Право на образование

Ст. 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.»

Прием в высшие учебные заведения
1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
2. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

3. Основные положения по данному вопросу см. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
1) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (не менее чем 4 года);
2) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (не менее чем 5 лет);
3) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» (не менее чем 6 лет).
Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена.

Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
— граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы.
О правовом положении и льготах для студентов ВУЗов см. ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании». О совмещении учебы в ВУЗе с работой см. ст. 17 Закона «О высшем и послевузовском образовании» и главу 26 Трудового кодекса РФ.

Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
а) в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
б) в форме семейного образования,
в) самообразования,
г) экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ «Об образовании»..
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Основные положения по данному вопросу см. в статье 10 Закона РФ «Об образовании».

Магистратура

1. Основные требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки сформулированы в письме Минобразования России от 17.07.2000 N 24-52-206/10.

Магистерская профессиональная образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня, которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие — образовательную и научно-исследовательскую. Образовательная часть программы должна включать дополнительные главы естественно-научных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также специальные дисциплины. Содержание научно-исследовательской работы студента определяется индивидуальным планом.
Обучение в магистратуре осуществляется с отрывом или без отрыва от трудовой деятельности. Нормативный срок обучения по магистерским программам III уровня для очной формы обучения составляет 2 года. При обучении без отрыва от трудовой деятельности не допускается сокращение учебного времени, отводимого на освоение соответствующей магистерской программы.
Обучение в магистратуре по программе третьего уровня осуществляется в соответствии с индивидаульным планом студента под руководством научного руководителя, который должен иметь учебную степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе. В случае выполнения магистерских программ на стыке направлений допускается назначение, помимо научного руководителя, одного или двух научных консультантов.
Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения). Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемая в различных формах. Общее число экзаменов за период времени освоения третьего уровня магистерской программы должно быть не менее шести.

Аспирантура

В аспирантуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Обучение в аспирантуре при указанных учреждениях (организациях) может осуществляться в очной или в заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме четырех лет.

Основные положения по данному вопросу см. в статье 25 Федерального закона от 10 июля 1992 года N 3266-1″Об образовании», а так же в Федеральном законе от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Докторантура

1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки докторантов не должен превышать трех лет.
Докторантура, аспирантура, адъюнктура открываются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами.
Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Открытие докторантуры и прекращение ее деятельности осуществляется и оформляется приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (кроме системы Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус) после проведения соответствующей экспертизы.
2. Основные положения по данному вопросу см. в ст. 25 Федерального закона от 10 июля 1992 года N 3266-1″Об образовании», а так же в Федеральном законе от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Заявление о приеме в докторантуру подается на имя ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации, осуществляющих подготовку докторантов, с приложением следующих документов:

  • копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;
  • анкеты;
  • развернутого плана подготовки докторской диссертации;
  • списка опубликованных научных работ, изобретений.

Документ, удостоверяющий личность, и диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично.
Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения, организации, рассматривает документы поступающего в докторантуру и на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, лаборатории, сектора) и решения ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического совета научного учреждения, организации, издает приказ о зачислении.
Лица, зачисленные в докторантуру, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Зачисленным за счет средств бюджета стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.
Срок подготовки в докторантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.
В период подготовки докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.
Для оказания помощи докторанту в проведении диссертационных исследований по месту его подготовки может назначаться приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций.
Докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, имеют право на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, на участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научных учреждений, организаций.
Для приобретения научной литературы каждому докторанту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.
Ежегодно ученые советы высших учебных заведений или советы факультетов высших учебных заведений и научно-технические советы научных учреждений, организаций проводят аттестацию докторантов, по результатам которой принимается решение о дальнейшем пребывании их в докторантуре.
Докторант, не выполняющий план работы над диссертацией, отчисляется из докторантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.
Докторант, отчисленный до окончания срока из докторантуры, может быть восстановлен на оставшийся срок приказом руководителя высшего учебного заведения или научного учреждения, организации при наличии в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации вакантных мест.
Лица, прошедшие полный курс подготовки в докторантуре, не переводятся на должности научных сотрудников для подготовки докторской диссертации.
Подготовка докторантов в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях в пределах установленных контрольных цифр, осуществляется за счет соответствующих бюджетов.
Контрольные цифры приема в докторантуру высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям за счет средств бюджета устанавливают министерства и ведомства, в ведении которых они находятся. Подготовка докторантов сверх контрольных цифр приема может осуществляться по договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами.
Докторантам, зачисленным в счет контрольных цифр приема выплачиваются государственные стипендии.
Докторантам предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.
За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (право на получение жилой площади, на присвоение ученого звания, и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы.
Докторанты имеют право на оплачиваемую работу при условии выполнения ими плана работы над диссертацией.
Оплата труда научных консультантов докторантов производится из расчета 50 часов в год на одного докторанта.
Руководители высших учебных заведений и научных учреждений, организаций имеют право устанавливать научным консультантам доплату без ограничения ее предельных размеров.

Обучение военнослужащих в гражданских образовательных учреждениях

Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право на обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Гражданам, призванным на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва.
Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:

  • бесплатное первоочередное прохождение подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению и за счет средств федеральной государственной службы занятости населения, а имеющие право на пенсию
  • на получение профессионального образования по направлению и за счет средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения;
  • внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования и на курсы обучения соответствующим профессиям;
    поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных испытаний;
  • на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования — окончившие средние военные образовательные учреждения;
  • на первый курс государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования — с образованием не ниже основного общего образования;
  • на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования — имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;
  • на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования — окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования.

Такое же право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более.
Прием указанных граждан в государственные образовательные учреждения профессионального образования проводится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам приема.
Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно.
Военнослужащие, имеющие высшее или среднее гражданское профессиональное образование, родственное по профилю подготовки военной специальности, при прохождении военной службы по этой специальности приравниваются по образованию к военнослужащим, окончившим соответствующие высшие или средние военные образовательные учреждения профессионального образования.
Для получения направления на обучение в гражданском образовательном учреждении кандидат на обучение подает рапорт.
В рапорте указываются:

  • наименование гражданского образовательного учреждения, в которое желает поступить кандидат на обучение;
  • имеющаяся у кандидата на обучение непрерывная продолжительность военной службы по контракту на дату написания рапорта;
  • имеющееся у кандидата на обучение образование (когда и какое образовательное учреждение закончил);
  • получал или не получал ранее направление на обучение.

К рапорту прилагается копия документа об образовании.
Направления на обучение не выдаются кандидатам на обучение:

  • изъявившим желание получить образование того же уровня, которое у них уже имеется;
  • проходящим обучение в военных и гражданских образовательных учреждениях (по любой форме обучения);
  • поступившим ранее в гражданские образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, если со времени отчисления прошло менее трех лет.

В направлении на обучение указывается срок его действия — до дня истечения срока контракта о прохождении военной службы кандидатом на обучение.
Кандидату на обучение, ранее получавшему направление на обучение, но не использовавшему в течение срока его действия право поступления в гражданское образовательное учреждение, в случае заключения нового контракта о прохождении военной службы выдается новое направление на обучение.
Кандидат на обучение имеет право на замену выданного ему направления на обучение в случае принятия им решения о поступлении в иное гражданское образовательное учреждение. В этом случае ранее выданное направление на обучение подлежит сдаче командиру воинской части, в которой кандидат на обучение проходит военную службу.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается.

Дистанционное образование

1. В дистанционном образовании применяется трехуровневая организационная структура: базовое образовательное учреждение, филиалы, представительства дистанционного обучения (ПДО).

Юридическим лицом является только базовое образовательное учреждение. Филиалы — обособленные структурные подразделения образовательных учреждений, осуществляют обучение по образовательной программе в неполном объеме (текущая и итоговая аттестация не производится, консультирование и руководство разработкой курсовых, дипломных работ и проектов осуществляется частично и др.). ПДО, являясь обособленными подразделениями образовательного учреждения, организационно подчинены одному из филиалов и обслуживаются преподавательским составом филиалов.
Филиалы высшего учебного заведения, реализующего образовательную программу (образовательные программы) в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий (за исключением некоторых занятий) в этих филиалах, вправе проходить аттестацию и государственную аккредитацию в составе высшего учебного заведения, обособленными структурными подразделениями которого они являются.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат. Прием и все виды аттестации в процессе обучения (включая государственную итоговую аттестацию) осуществляются в порядке, предусмотренном соответствующей формой получения образования.
Обучение с использованием дистанционной технологии должно включать выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторно-практических работ, предусмотренных государственным образовательным стандартом среднего или высшего профессионального образования и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

Платные образовательные услуги
Репетиторство

1. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

  • обучение по дополнительным образовательным программам,
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,
  • репетиторство,
  • занятия по углубленному изучению предметов,
  • подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся, и другие услуги.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах. Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.
2. Основные положения по данному вопросу см. в ст. ст. 45, 46 Закона РФ «Об образовании».

Конституция России является государственным законодательным нормативным актом. Она была принята Всенародно путем голосования в декабре 1993 года. Подписан документ президентом России. Это-главный закон России. Этот нормативный акт имеет наивысшую силу в сравнении с другими законодательными актами, и фиксирует основы конституционного общества Российской Федерации.

Статья № 43. Ее содержание.

В Конституции РФ есть глава № 2, содержащая статьи с правами и свободами граждан. В данной главе содержится статья № 43. Эта часть Конституции гласит о правах каждого из граждан на получение образования.

В первой части статьи закреплено само понятие права получить образование.

Во второй части гарантируется общедоступность, и бесплатная основа образовательной сферы. К такому образованию относится:

  • образование в дошкольном заведении;
  • образование общего плана, осуществляемое школами;
  • получение профессионального образования;
  • специальность, получаемая на производстве.

3-я часть содержит информацию, посвященная высшему образованию в государственных заведениях образования. Здесь указывается бесплатная основа образования, а также права граждан Российской Федерации получать бесплатное образование.

Четвертая часть обязывает граждан получать общее образование. Обеспечение среднего образования должно быть возложено на родителей, органы опеки, или других лиц, заменяющих родителей или опекунов. В этой части дается понятие, что образовательные стандарты устанавливаются соответствующими органами России.

Толкование.

Положение об обязательном образовании, и праве каждого гражданина получить нужную профессию, применяемые статьей № 43 Конституции, соответствуют международной системе образовательной сферы. Законодательство трактует понятие «Образование». Образованием принято считать осуществления процесса воспитания и обучения человека.

Эти меры принимают с целью достижения определенных государством уровней образования. Это-образовательные цензы. Получение этих уровней обусловлено обеспечением интересов отдельных граждан, общества, и всего государства в целом.

Применение статьи.

Изначально права граждан на образование были зафиксированы в Декларации по правам человека. После этого эти права стали просматриваться в международном Праве, положения которого относятся к экономической международной деятельности, к социальным, и культурным международным правоотношениям.Российское государство заявило, что все области образования являются приоритетными по сравнению с остальными правами и свободами человека и гражданина.

Один из первых документов, изданных указом Президента РФ, является указ о развитии образования в России. Этот документ предусматривает меры организационного, и правового характера, направленные материальную, социальную, и техническую базу учреждений образования. Важное значение имеет повышение социальной защиты работников образовательной сферы, педагогов, преподавателей. Внимание уделяется социальной поддержке учащихся, студентов, членов профессорского состава, и т.д.

43-я статья Конституции. Комментарии к ней.

  1. Все права и свободы человека включают право на получение образования в Российской Федерации. Это-одно из основных прав и свобод человека.
  2. Российская образовательная система основана на политических принципах, среди которых: гуманность, общечеловеческие ценности, гражданская ответственность, трудолюбие, уважение к общечеловеческим ценностям, любовь к родине, родителям, природе, соблюдение национальных традиций, устоев многонационального демократического общества, и другие характерные принципы.

Актуальные курсы 163 валют с графиками их изменений Вы можете увидеть на сайте наших партнёров currency.events.

Образование — особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.

Образование современного человека занимает одну из высших ниш в системе ценностей. Система образования в России — это сложный меняющийся механизм. Постоянные изменения в данной сфере затрагивают практически всех граждан Российской Федерации

Под образованием, согласно Закону РФ «Об образовании», подразумевается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает навыки, знания, ценности от одного человека или группы людей другим. Достижение гражданином определенного уровня обучения, что удостоверяется соответствующим документом, понимается как получение им образования.

Право на образование занимает свое особое место в системе прав человека и входит в международные (в частности, европейские) стандарты прав человека, что указано в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст. 2 Протокола №1 (1952) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000).

Право на образование — единственное социальное право, присутствующее в упомянутом Протоколе № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека, в отношении которого выстраивается целая система мер правозащиты. Такой факт подтверждает исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится в целом о таких важнейших аспектах данного права, как:

а) всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве);

б) обязанности государства в области образования и обучения;

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании». К таким принципам относятся:

— гуманистический характер образования;

— приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— единство федерального культурного и образовательного пространства;

— защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

— общедоступность образования;

— адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— свобода и плюрализм в образовании;

— демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

— автономность образовательных учреждений.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Высшее образование в государственном образовательном учреждении каждый вправе получить бесплатно на конкурсной основе. Общее образование обязательно. Родители (законные представители) обеспечивают получение детьми основного общего образования и создают условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Россия поддерживает различные формы образования и самообразования и устанавливает федеральные государственные стандарты образования.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры . Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, определяющийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных образовательных уровней (образовательных цензов).

Вопрос о платности или бесплатности получения образования и предоставление государством социальных гарантий его получения заключается в социальном аспекте права на образование.

В том, что образование является обязательной предпосылкой духовного развития каждого человека, его благополучия и культуры, выражается в культурном аспекте права на образование.

Экономический аспект права на образование заключается, в том, что его осуществление является существенным фактором научно-технического и экономического роста государства, который может быть обеспечен только высокообразованными гражданами. Отнесение конституционного права на образование к группе социально-экономических прав и свобод обосновывается тем обстоятельством, что получение должного образования, как правило, предшествует реализации другого важного социально-экономического права — права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности и занятий.

Основным естественным и конституционным правом человека является право на образование. Российская Федерация, исходя из большой значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании»провозгласила область образование приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991г. В этом законе предусмотрены организационные и правовые меры, направленные на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов и аспирантов.

Поэтому, как известно, Всеобщая декларация прав человека 1948г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. В этом случае «образование должно быть бесплатным, хотя бы по отношению к начальному и общему образованию. Обязательным должно быть начальное образование. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Это право закреплено также в ст. 13 международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г. и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.

Образование оценивается как основной, долгосрочный ресурс национального и регионального развития, ориентированный на завтрашний день, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям будущего.

Очень важным условием получения образования в многонациональном Российском государстве, является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, следуя при этом общим принципам языковой политики в этой сфере, которые закреплены в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР».

Право граждан обеспечивается созданием необходимого количества соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их корректной работы. Содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности, также оказывает государство.

В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:

1) право на дошкольное образование;

2) право на основное общее образование;

3) право на среднее профессиональное образование;

4) право на высшее образование.

Все эти права обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием, так как большинство людей сами реализовать их не в силах. Самой главной и важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» 1992 г.

Эти гарантии отличает их взаимообусловленность, так сказать, их возможность бесплатного получения названных видов образования и, естественно, содействует его общедоступности. Общедоступность образования для большинства населения страны одновременно немыслима без возможности получить его бесплатно. Однако при этом следует помнить, что перечисленные виды образования граждане имеют право бесплатно получить лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно (п. 7 ст. 50).

Согласно ч. 4 ст. 43 основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или иных их законных представителей.

Совокупность законов и подзаконных актов, представляет собой огромный массив нормативных правовых актов, объединенных в отдельную отрасль законодательства, есть система законодательства об образовании. Главенствующая функция этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования, и, прежде всего, образовательных правоотношений, вытекающих непосредственно из естественного права человека на образование.

К законодательным актам Российской Федерации об образовании относятся:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием (12.12.1993) с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;

3. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998);

5. Постановление ВС РФ от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина».

Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (ст. 43) и другие права, способствующие его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Принимаемые на федеральном уровне законы определяют общее направление и регламентируют общие вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации, что позволяет учитывать особенности того или иного региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехуровневую структуру.

Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании является Закон РФ «Об образовании». Он выполняет интегрирующую функцию, то есть объединяет в единую отрасль законодательства весь массив нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования. Поэтому его можно назвать основополагающим или базовым законом. Такие законодательные акты, в соответствии с правилами законодательной техники, вводят «общие принципы и режимы правового регулирования, которые получают затем развитие в видовых законах», т.е. есть нормы базового закона обычно получают развитие в нормах других федеральных законов, имеющих более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти.

Реализация конституционных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., содержание социальной политики составляет, в частности, государственное регулирование в сфере образования, обеспечивающее удовлетворение минимальных жизненных потребностей граждан, содействующих росту их интеллектуального и творческого потенциала. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), получению которых должно содействовать общество и государство.

Список использованных источников

Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М., 1987, с. 63

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *