Благотворительность льготы по налогам

Благотворительность льготы по налогам

ИА ГАРАНТ

Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе.
У жертвователя — юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.

Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые аспекты

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:

— социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействие защите материнства, детства и отцовства;

— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охрана окружающей среды и защита животных;

— охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

— подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

— социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

— содействие добровольческой деятельности;

— участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

— содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

— поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

— содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

— содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.

Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

В письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.

Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).

В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).

Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).

Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон N 135-ФЗ, указал следующее. «…пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.»

В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области», п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области «О благотворительной деятельности в Тверской области»).

НДС

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

В пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.

Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).

Налог при применении УСН

В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932).

Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.

Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения «доходы», ни с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ.

При этом НК РФ не определено содержание понятия «категория налогоплательщиков».

Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 N 03-11-11/96, «вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях».

О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13608@.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет безвозмездной передачи материалов;

— Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Пожертвования, полученные образовательной организацией, не учитываются при налогообложении прибыли. Однако при этом должны выполняться определенные условия. О них напомнили финансисты в недавнем письме от 7 октября 2011 г. № 03-03-06/4/113. Подробно об учете таких сумм – в статье.

Когда пожертвования не учитывают при расчете налога При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
К таковым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов госвласти, органов местного самоуправления и органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц.
Причем определено, что данные суммы должны быть использованы получателями строго по назначению.
К целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования (подп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Но только если поступившие суммы соответствуют понятию, которое дано в пункте 1 статьи 582 Гражданского кодекса РФ. Согласно указанной норме, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования, в частности, можно делать лечебным, воспитательным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам и другим некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ).
Отметим, что к пожертвованиям могут быть отнесены суммы полученного гранта. Это возможно в случае, если он не удовлетворяет условиям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, но отвечает требованиям целевого финансирования или целевого поступления, установленным пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июля 2011 г. № 2902/11).
Таким образом, для целей обложения налогом на прибыль не учитываются пожертвования при условии, что такие целевые поступления:
– получены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;
– поступили по решению органов госвласти, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, а также от других организаций и (или) физических лиц безвозмездно;
– использованы по назначению;
– направлены на достижение общеполезной цели.
В иных случаях поступления в пользу некоммерческой организации учитываются при определении базы по налогу на прибыль как безвозмездно полученное имущество в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ). Данного мнения придерживаются финансисты (см., например, письмо от 5 августа 2011 г. № 03-03-06/4/91).
Пожертвования в иностранной валюте Если пожертвования получены в иностранной валюте, то возникающие при этом курсовые разницы также являются доходом (расходом), полученным (понесенным) в рамках целевых поступлений (письма Минфина России от 19 июля 2011 г. № 03-03-06/1/425, от 7 декабря 2010 г. № 03-03-06/4/119).
Пожертвования использованы не по назначению В таком случае доход в виде стоимости поступившего имущества включается в базу по налогу на прибыль (п. 14 ст. 250 Налогового кодекса РФ). На это обращено внимание в письме Минфина России от 5 августа 2011 г. № 03-03-06/4/89.
Пример.
Интернат приобрел за счет целевых средств в виде пожертвований здание с целью размещения в нем образовательного учреждения.
Однако несколько помещений данного здания были отданы в аренду.
В связи с этим интернат может не учитывать в составе налоговых доходов не все поступившие суммы.
Необходимо исчислить соответствующую пропорцию и суммы, которые относятся к сдаваемым площадям, включить во внереализационные доходы учреждения.
В противном случае интернату не избежать налоговых споров). 📌 Реклама

>|Часть средств от целевых поступлений, направленных некоммерческой организацией на приобретение сданных впоследствии в аренду площадей здания, включается в базу по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 24 октября 2006 г. № 03-03-04/4/168).|<
Также доходом, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, признается безвозмездная помощь, полученная в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации…». Это установлено подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
При этом следует иметь в виду, что к безвозмездной помощи относится гуманитарная или техническая помощь, полученная на безвозмездной основе от иностранных государств, от их федеративных или муниципальных образований, международных и иностранных учреждений или некоммерческих организаций, а также физических лиц. Но при условии, что на указанные средства имеются документы, подтверждающие их принадлежность к гуманитарной или технической помощи. В ином случае они включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.
Также отметим такой момент.
Если в учетной политике образовательного учреждения прописано, что доходы и расходы определяются методом начисления, датой признания рассматриваемого дохода является дата, когда одаряемый фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению (осуществил расход) или нарушил условия, на которых они предоставлялись. Основание – подпункт 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №11, ноябрь 2011 г.

Благотворительная помощь — это вид финансовой и нефинансовой поддержки организаций и фондов, бюджетных учреждений (например, школ и музеев), спортивных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также отдельных граждан. Государство поощряет такую деятельность, в частности, предлагая льготное налогообложение. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы и способы бухучета операций, связанных с безвозмездным перечислением средств.

1. Понятие благотворительной деятельности

2. На какие цели направлена благотворительная деятельность

3. Кто участвует в благотворительной деятельности

4. Налог на прибыль

5. Льготы по НДС

6. Отказ от льготы по НДС

7. «Входной» НДС

8. Бухгалтерский учет благотворительной помощи

9. Заполняем налоговую декларацию

10. Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

11. Кому помогать

12. В какой форме оказывать помощь

13. Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

14. Как перечислить деньги на благотворительные цели

15. Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

16. Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета

Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется (Конституция Статья Конституцией Российской Федерации), (Гражданский кодекс Статья Гражданским кодексом Российской Федерации), Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Содержание

Понятие благотворительной деятельности

Понятие благотворительной деятельности содержится в Федеральном законе №135-ФЗ и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.

Помощь может осуществляться в виде добровольной «передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки». Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья 582 Гражданского кодекса РФ.

На какие цели направлена благотворительная деятельность

Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона №135-ФЗ и выглядит так:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите детства, материнства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан».

При этом направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

Кто участвует в благотворительной деятельности

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.

  1. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
  2. Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
  3. Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Налог на прибыль

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

Так, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Министерство финансов РФ считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письмо от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, Письмо от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40). Однако региональные власти, при желании, могут уменьшать налоговые ставки, по которым осуществлляется налогообложение благотворительного фонда. Такое право им дает статья 284 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (до 13,5%) для отдельных категорий налогоплательщиков.

Льготы по НДС

А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть.

В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ и не касалась подакцизных товаров.

Чтобы можно было применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.

Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).

Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства, — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как эти действия не могут быть охарактеризованы как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09).

Помимо соблюдения целей организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение спонсорской помощи, примут в расчет такие документы:

  • договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).

Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).

И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.

Итак, налогоплательщик-благотворитель вправе применить освобождение от обложения НДС по операциям, осуществляемым в рамках благотворительной деятельности, только при соблюдении им вышеперечисленных условий.

Отказ от льготы по НДС

Организации могут доброворльно отказаться от льготы по НДС. Об этом сказано в пункте 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ: «отказ от льготного налогообложения может быть осуществлен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п. 3 указанной статьи». При этом, налогоплательщик должен представить заявление об отказе от льготы в налоговый орган по месту регистрации не позже первого числа того налогового периода (года), в котором он желает отказаться от льготы или приостановить ее использование.

Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае, отказавшись от льготы по НДС, согласно п. 1 ст. 172 и п. 1 ст. 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму «входного» НДС. Иногда это выгоднее самого освобождения от налога.

«Входной» НДС

По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.

Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.

Счет-фактура

С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Изменения внесены в п. 5 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ. Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют налоговую льготу по ст. 145 НК РФ. Такие лица составляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Бухгалтерский учет благотворительной помощи

Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен (далее по тексту — ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с п. п. 4, 7 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований;
Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары;
Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.

Заполняем налоговую декларацию

Согласно Порядку заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС. В графе 1 по строке 010 разд. 7 декларации отражаются коды операций, установленные в приложении 1 к данному Порядку. Для безвозмездной передачи товаров и/или имущественных прав (при безвозмездном выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности предусмотрен код 1010288.

Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

Налоговое законодательство РФ также поддерживает благотворителей – физических лиц. Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что граждане — благотворители имеют право на социальный налоговый вычет. Это означает, что налогоплательщику вернут часть средств, потраченных им на благотворительность: налоги уменьшат на размер социального налогового вычета в сумме, равной этой помощи. То есть он получит из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13 % от суммы его расходов на благотворительность.

Кому помогать

Граждане могут рассчитывать на уменьшение НДФЛ в случае оказания ими безвозмездной помощи организациям, деятельность которых имеет социальную направленность. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований следующим организациям:

  • благотворительные организации;
  • социально ориентированные некоммерческие организации (на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях);
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  • религиозные организации (на осуществление ими уставной деятельности);
  • некоммерческие организации (в вопросе формирования или пополнения целевого капитала согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ под организациями в этом случае понимаются все юридические лица, которые образованы в Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом,если финансовая помощь была оказана филиалам и представительствам российских организаций, она не будет учитываться при получении социального налогового вычета. Также, если гражданин окажет финансовую помощь непосредственно физическому лицу, уменьшить свою налоговую базу он также не сможет.

В какой форме оказывать помощь

Налоговики и финансовые ведомства (см. Письмо Минфина от 02.03.2010г. №03-04-05/8-78) полагают, что для получения социального вычета благотворительное пожертвование обязательно должно быть сделано в денежной форме.

Арбитражные суды придерживаются иного мнения (см. Постановлении ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, Постановлении ФАС ПО от 28.06.2006 по делу N А12-29703/05-С51). Пожертвование может быть сделано путем передачи продуктов питания, и в этом случае налогоплательщик сохраняет право на получение социального налогового вычета. В обоснование своей позиции суды опираются на норму п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ, в силу которой «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ «под благотворительностью понимается благотворительная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Из смысла указанных норм следует, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи.

В этой связи ограничительное толкование налоговиками пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ противоречит п. 3 ст. 39 Конституции РФ. Там сказано, что «в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

Вычету подлежит та сумма, которую налогоплательщик израсходовал из личных средств. Но общий размер льготы не может превышать 25% от годового дохода, причем это ограничение распространяется в целом на все расходы, связанные с благотворительностью и пожертвованиями.

Вместе с тем, учитывается только доход, облагаемый налогом по ставке 13%. Поэтому налогоплательщики – нерезиденты Российской Федерации, для которых ставка НДФЛ иная, не могут воспользоваться социальным вычетом. При этом, остаток социального налогового вычета на благотворительность на следующий год не переносится. Он так и остается неиспользованным.

Пример: Гражданин А. в 2016 г. пожертвовал на уставную деятельность религиозной организации 200 000 руб. Также им была оказана благотворительная помощь некоммерческой спортивной организации на сумму 275 000 руб.

Сумма годового дохода гражданина А. за 2016 г. до применения всех налоговых вычетов составила 4 521 000 руб., в том числе не облагаемая НДФЛ — 300 000 руб.

Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб. ((4 521 000 — 300 000) руб. x 25%). Общая сумма благотворительности составила 475 000 руб. (200 000 + 275 000).

Так как сумма пожертвований меньше, чем сумма возможного лимита, вся она учитывается при расчете НДФЛ за год.

Как перечислить деньги на благотворительные цели

Граждане могут перечислить свои средства на благотворительность следующими способами:

  • через бухгалтерию по месту работы, подав соответствующее заявление главному бухгалтеру;
  • с банковского счета или наличными через банк;
  • через кассу организации, которой гражданин оказывает помощь.

Перечисление через организацию

Организация — источник дохода гражданина может перечислить денежные средства на благотворительные цели только на основании его письменного заявления. В заявлении можно указать периодичность перечисления, конкретные суммы или доли (проценты) от заработной платы и другую информацию. И обязательно привести реквизиты счета организации-благополучателя. Форма заявления свободная.

В данном случае документами, подтверждающими произведенные расходы, будут копии платежных поручений на перечисление денег на благотворительные цели с отметкой банка об исполнении. При оформлении платежного поручения в поле «назначение платежа» необходимо указать: «От ФИО помощь интернату», «От ФИО на осуществление уставной деятельности». Некоторые налоговые органы требуют, помимо копий платежек, представить также справку от организации о произведенных перечислениях.

Перечисление через банк

Если денежные средства налогоплательщик перечислил со своего банковского счета, то расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении средств на благотворительные цели.

Удобно перечислять деньги через отделения Сбербанка России. Обращаю ваше внимание на то, что при заполнении документа по форме № ПД-4 в строке «наименование платежа» следует написать «перечисление средств на благотворительные цели». В налоговый орган представляется квитанция к этой форме с отметкой банка.

Если гражданин вносит деньги непосредственно в кассу организации, которой он оказывает финансовую помощь, то подтверждающим документом будет квитанция к приходному ордеру с указанием цели использования вносимых средств. Например: «Благотворительная помощь на проведение спортивных мероприятий».

Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

Среди российских бизнесменов чаще практикуется оказание помощи не напрямую нуждающимся, через специально созданные структуры — благотворительные фонды, одним из которых является Петербургский благотворительный фонд AdVita («Ради жизни»). В большинстве случаев такой подход вызван желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований, а также уверенностью в контроле над расходами. Ведь фонд, который собирает и распределяет средства, например на лечение больных раком, зарегистрирован на территории России, как НКО, его деятельность регулируется законом и жертвователь может быть уверен в адресном расходовании своих средств. Такие фонды имеют штат сотрудников, отвечающих за поиск проектов, а также обязательно сдают отчеты в налоговые органы.

Хотя, все благотворительные организации, в том числе и фонды освобождаются от налогообложения прибыли в рамках своей уставной деятельности, они обязаны ежегодно направлять в налоговые органы отчеты о расходовании средств, полученных в рамках благотворительных взносов. Если в ФНС сочтут такие расходы несоответствующими уставным целям, то все полученные средства будут признаны доходом фонда, подлежащим налогообложению. Например, благотворительный фонд не имеет права купить за деньги жертвователей недвижимое имущество или осуществить иные инвестиции.

Что касается, самих организаций-благотворителей, то, как уже было сказано выше, перечислить благотворительному фонду деньги или передать имущество можно только за счет своей прибыли, если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения. Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения также не могут уменьшать свои доходы на суммы благотворительной помощи. Закрытый перечень расходов, на которые организации на УСН могут уменьшить полученный доход, приведен в статье 346.16 НК РФ, и затраты на благотворительность в него не входят.

Куда обращаться и какие документы необходимы для получения вычета

Налоговым законодательством не установлен четкий перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований.

По общим правилам социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления в налоговый орган по месту жительства после окончания налогового периода. В заявлении нужно указать номер своего счета в банке, на который должен быть перечислен возвращаемый налог, и реквизиты банка. Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса РФ «налогоплательщик обязан вместе с заявлением представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за тот налоговый период, в котором были перечислены пожертвования». Это является обязательным условием для уменьшения налога.

К заявлению, как правило, прилагаются:

  1. справка о доходах по форме № 2-НДФЛ;
  2. платежные документы, подтверждающие перечисление денег на благотворительные цели.

Налоговую декларацию с заявлением на получение вычета можно подать в течение трех лет после окончания того налогового периода, в котором были произведены расходы на благотворительность. То есть в 2020 году можно еще подать декларацию за 2016–2018 годы.

Налоговые льготы, предоставляемые нашим законодательством благотворителям, довольно ограничены. То есть оказывать помощь можно, конечно, любым организациям, фондам и частным лицам, в любых размерах, но далеко не за всю эту помощь можно получить льготу по уплате налога от государства. Тем не менее, не стоит отказываться от использования и тех ограниченных льгот, право на которые имеют благотворители.

Особенности начисления налоговых льгот при благотворительности

Чтобы склонить разные компании к благотворительности, государство предоставляет налоговые льготы при благотворительности в 2018 году. Это делается, чтобы снизить налоговую нагрузку.

Налог на прибыль

До наступления 2005 года, организации занимающиеся благотворительностью, также получали от этого и прибыль, поскольку перечисленные суммы не облагались налогами. Компании отдавали 5% своего ежегодного дохода. Все средства, поступающие на благотворительность, учитывались как расходы компании, а потому снижалась сумма налога на прибыль. Таким образом, многие организации старались уйти от налогов.

Имеются определённые нюансы, касаемые налоговых льгот при благотворительности для юридических лиц. На данный момент юридические лица выделяют средства на благотворительность исключительно из чистой прибыли и с этих денег вычетов в бюджет не будет производиться.

НДС

Когда оказывается финансовая поддержка, НДС не затрагивается. Если фирма перевела денежные средства или передала товары нуждающимися, то каждый случай рассматривают в индивидуальном порядке.

Входной НДС

Все затраты, которые уходят на закупку необходимых товаров и любых предметов, отправляющихся на благотворительность, от НДС (который теперь повысили с 18 до 20%) не освобождаются.

Налоговые льготы для спонсоров

Налоговые льготы для спонсоров – не всегда обязательный элемент. Обычно компании пользуются вычетом из НДС после пожертвования. Но если помощь оказывается очень большая, то компании могут отказаться от льгот – так получится выгоднее. Суммы на приобретение товаров будут указаны как расходы, что понесла фирма.

Налоговые льготы при благотворительности для юридических лиц при УСН

Налоговые льготы для благотворителей – юридических лиц осуществляются по определенной схеме. Юрлица имеют право получить льготные послабления только в случае, если освобождаются от уплаты НДС на товары, которые передаются в помощь. УСН не подразумевает выплату на НДС. Используя эту систему, компания сможет получить вычеты. Общий налоговой объём при безвозмездной помощи некоммерческим организациям не будет меняться.

Вычет НДФЛ

Каждый сотрудник компании может самостоятельно заниматься благотворительностью. В таком случае гражданин может потребовать налоговый вычет, и вернуть какую-то часть своих денежных средств. Но имеются ограничения размеров:

Илья Плеханов, генеральный директор консалтинговой компании «Советник»

Казалось бы, что общего может быть между благотворительностью и налоговым планированием? Ведь предполагается, что фирма или гражданин добровольно решают отдать какую-то часть своих денег тем, кто в них остро нуждается. Цель же налогового планирования – сберечь финансы с помощью легальных налоговых схем. Можно ли пожертвовать деньги, да еще и сэкономить? Об этом читайте в статье. В дореволюционной России благотворительность активно развивалась. Однако в Советском Союзе она фактически перестала существовать. Ее возрождение началось в 90-х годах прошлого века. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон о благотворительности) установил, что финансовую поддержку нуждающимся могут оказывать общественные организации, бизнес-структуры, российские и иностранные граждане. Но в тот период филантропы с помощью пожертвований в основном нелегально снижали свои налоги. В результате правительство отменило многие льготы для них. Поэтому в настоящее время фирмы и граждане, которые жертвуют деньги, вынуждены платить налоги с этих сумм. Для компаний льгот нетДо 2002 года фирмы могли до 5 процентов своей прибыли направлять на благотворительность. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу. Теперь компании могут жертвовать средства только за счет чистой прибыли. Если фирма оказывает бесплатные услуги или безвозмездно передает свою продукцию, то расходы, которые при этом возникают, не уменьшают ее платежи в бюджет (письмо Минфина России от 12 марта 2006 г. № 03-03-04/ 2/53). От налога на прибыль могут освободить только те компании, которые жертвуют деньги в одном из трех направлений: культура, наука или здравоохранение. Причем льготу они смогут получить только после того, как соответствующее министерство внесет их в список компаний, которые освобождены от налога. А НДС фирмы могут не платить, только если они жертвуют не деньги, а товары, работы или услуги. Однако в этом случае контролеры отказываются принимать к вычету налог на добавленную стоимость, который компания заплатила поставщикам товаров. Поэтому льгота актуальна в основном для фирм, которые оказывают услуги безвозмездно. Ведь в этом случае у них не возникает «входного» НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Вычет по НДФЛ для филантропаРасходы гражданина на благотворительные цели уменьшают его налог на доходы (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Вычету подлежит сумма, которую он пожертвовал из личных средств. Однако она не может превышать 25 процентов от его годового дохода, который облагают налогом по ставке 13 процентов. В свою очередь, нерезиденты Российской Федерации не могут воспользоваться этой льготой. Ведь они платят со своих доходов налог по ставке 30 процентов. ПримерРассмотрим расчет «благотворительной» льготы по НДФЛ на примере. Допустим, в 2005 году заработная плата гражданки А. по месту основной работы составила 240 000 руб. В течение года ей были предоставлены стандартные налоговые вычеты в размере 1000 руб. Таким образом, база НДФЛ по доходам, которые облагают по ставке 13 процентов, составила 239 000 руб. Налог с этой суммы равен 31 070 руб. (239 000 руб. x 13%). В течение 2004 года А. перечислила на счет некоммерческой организации 100 000 руб. Максимальный размер вычета будет равен 60 000 руб. (240 000 руб. x 25%). Значит, доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13 процентов, с учетом «благотворительных» выплат составит 179 000 руб. (240 000 – 1000 – 60 000). Таким образом, гражданка А. должна была уплатить НДФЛ за 2004 год в сумме 23 270 руб. (179 000 руб. x 13%), а фактически она уплатила 31 070 руб. Поэтому бюджет должен вернуть ей 7800 руб. 📌 Реклама Необходимо отметить, что гражданин сможет получить вычет, если будет оказывать помощь организации, которая работает в социальной сфере. В принципе принять финансовую поддержку мецената может и ее филиал. Однако в этом случае гражданин не получит вычет по НДФЛ. Если он жертвует деньги в благотворительный фонд, то эти выплаты под льготу также не подпадают (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Таким образом, для граждан-филантропов существует налоговая льгота. Но, как показывает практика, пользуются ей лишь немногие. Некоторые меценаты просто не знают о том, что имеют право уменьшить свой налог на доходы. Другие считают, что оформить льготу очень сложно. На деле это совсем не так. Как оформить документыЧтобы получить «благотворительный» вычет, гражданин должен написать соответствующее заявление и отнести его в налоговую инспекцию по месту жительства. Вместе с ним необходимо представить налоговую декларацию за отчетный период, в котором были перечислены пожертвования (п. 2 ст. 219 НК РФ). К заявлению также нужно приложить:

  1. справку о доходах по форме № 2-НДФЛ;
  2. платежные документы, которые подтверждают, что деньги перечислены на благотворительные цели;
  3. договор о пожертвовании.

Соглашение обычно составляют, если получатель денег должен использовать их строго в определенных целях (ст. 5 Закона о благотворительности). Налоговую декларацию с заявлением на вычет филантроп может подать в течение трех лет после отчетного периода, в котором он пожертвовал деньги. Двойное налогообложениеВ свою очередь, получатели благотворительной помощи также вынуждены платить с нее налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ). Но если они будут использовать пожертвования только в тех целях, на которые они их получили, то смогут избежать налогообложения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом если фонд передает пожертвование гражданину, последнему придется уплатить с его суммы 13 процентов подоходного налога. Как правило, налог перечисляет в бюджет фирма-благотворитель (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако получатель дохода от нерезидента уплачивает его самостоятельно (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Впрочем, некоторые виды подобных доходов все же освобождены от налога. В частности, гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства (п. 6 ст. 217 НК РФ). Граждане имеют право не платить налог, если они получили грант от одной из 72 организаций, перечень которых установлен Правительством. Цель такого ограничения очевидна – не допустить налоговых злоупотреблений через фиктивные благотворительные фонды. А вот гранты от граждан, как российских, так и иностранных, не подлежат налогообложению. Стоит отметить, что при благотворительных выплатах гражданину налоговой базы по ЕСН не возникает. Единый социальный налог начисляют лишь на заработную плату сотрудников фонда (п. 1 ст. 236 НК РФ). Западный опытИдеальных налоговых условий для фирм и граждан, которые занимаются благотворительностью, не существует ни в одном государстве мира. Так, во многих европейских странах гражданин, который жертвует личные деньги, вынужден платить с них налоги. Несмотря на отсутствие ощутимых льгот, средства на благотворительность жертвуют до 95 процентов предпринимателей Европы. Хорошие условия для развития благотворительности существуют в США. Там корпорации имеют право жертвовать до 10 процентов своей прибыли. С этой суммы они не платят налоги. Но, как показывает статистика, основная часть пожертвований поступает все же от граждан. Одна из распространенных форм частной благотворительности в США – так называемые Donor Advised Fund. Это фонды, которые информируют гражданина о том, куда перечисляют деньги с его благотворительного счета. Он получает скидку по подоходному налогу на сумму, которую внес на этот счет. Если гражданин делает взнос не наличными деньгами, а ценными бумагами, то налоговую скидку дают на прирост капитала. В свою очередь, средства, которые находятся на счете, фонды вкладывают в ценные бумаги и банки. Таким образом, их сумма с течением времени может возрасти. Но благотворитель не может контролировать инвестиции. Обычно он только рекомендует, в какие активы можно вложить его деньги, и устанавливает приемлемый уровень риска инвестиций. Изъять средства из благотворительных фондов невозможно. В свою очередь, последние взимают с гражданина комиссию за то, что управляют его деньгами. Нередко благотворительные счета в Donor Advised Fund открывают компании. Ведь они получают налоговую льготу на сумму пожертвования. В настоящее время в США становится все более популярным завещание недвижимости в благотворительных целях. Такая практика позволяет снизить налог, который должны уплатить наследники. Скидку рассчитывают по рыночной стоимости имущества, независимо от того, по какой цене оно было приобретено. Допустим, гражданин завещал благотворительному фонду дом, который стоил 25 000 долларов и подорожал до 100 000 долларов. Человек получит налоговую льготу в размере 100 000 долларов. Как правило, она распространяется на налоги на наследство, на прирост капитала, на недвижимость, расходы на ее содержание, а также комиссию, которую взимают брокеры. Кроме того, если гражданин завещает посмертную выплату по своему полису страхования жизни фонду, он получит право на вычет этой суммы из налогов при жизни. Такие схемы делают благотворительность привлекательным финансовым инструментом для граждан. При этом государство жестко контролирует работу частных благотворительных фондов. Подводя итоги…Очевидно, система налоговых льгот для благотворительности в России не проработана. Часть пожертвований достается государству, а не тем, кому они были изначально предназначены. Однако в настоящее время в правительстве идут обсуждения реформы благотворительности. Возможно, в России будет создан механизм, который на Западе получил название endowment. Он предполагает, что фирма или гражданин, которые желают пожертвовать деньги, будут вносить их в капитал благотворительных фондов. Последние будут вкладывать средства в ценные бумаги и банки. Соответственно благотворительные проекты будут осуществлять на проценты от этого капитала. Минфин готов освободить пожертвования от налогов, в случае если фонд докажет, что занимается только благотворительностью, либо выделит свой коммерческий бизнес в отдельную фирму. Последняя, в свою очередь, будет платить все налоги как обычная организация. Если же она направит свою прибыль в «материнский» фонд, с ее суммы вносить платежи в бюджет не придется. По мысли Минфина, такая система позволит не смешивать благотворительность и предпринимательство. Однако компании-благотворители никаких налоговых послаблений получить не смогут. Таким образом финансовое ведомство хочет ликвидировать любые лазейки, которые бизнес может использовать для ухода от налогов. «Бумажные» особенностиЧтобы получить налоговый вычет, гражданину необходимо документально подтвердить свои расходы. Какую бумагу составить, зависит от способа, которым были переданы деньги. Всего их существует несколько:

  • средства перечислила бухгалтерия фирмы, в которой работает гражданин, на основании его заявления;
  • гражданин сам отправил деньги со своего счета в банке или сделал наличный перевод;
  • филантроп внес деньги в кассу организации, которой он оказывает помощь;
  • деньги были отправлены почтовым переводом.

Обратите внимание: инспекторы не считают почтовую квитанцию платежным документом. Чтобы доказать, что деньги были зачислены на расчетный счет благотворительной организации, гражданину придется представить контролерам дополнительные бумаги. Пожертвования помогают сэкономитьРоссийский гражданин вправе получить налоговый вычет, если он пожертвует деньги «социальным» учреждениям:

  1. организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, которые частично или полностью финансируются из бюджета любого уровня;
  2. физкультурно-спортивным, образовательным и дошкольным учреждениям;
  3. религиозным организациям.

Возможные благотворительные целиВсего их 11:

  • социальная поддержка граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических и промышленных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • повышение престижа и роли семьи в обществе;
  • защита материнства и детства;
  • содействие образованию, науке, культуре, искусству, просвещению, духовному развитию личности;
  • профилактика и охрана здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни;
  • помощь учреждениям физической культуры и массового спорта;
  • охрана природы, защита животных;
  • содержание зданий, которые имеют историческую и культурную ценность, а также мест захоронения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *