Бюджетных ассигнований федерального бюджета

Бюджетных ассигнований федерального бюджета

1. Число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее — контрольные цифры приема).

2. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.

3. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если иное не установлено настоящей статьей. Контрольные цифры приема также могут быть установлены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если государственная аккредитация по указанным образовательным программам ранее не проводилась при условии исполнения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязательства получить государственную аккредитацию по указанным образовательным программам в течение трех лет с момента установления контрольных цифр приема, но не позднее чем до завершения обучения обучающихся, принятых на обучение в пределах установленных контрольных цифр приема, и установление контрольных цифр приема по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям подготовки согласовано с:

  • государственными органами или органами местного самоуправления, выполняющими функции их учредителей, — для государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, — для частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования;
  • органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, — для частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального образования.

4. Порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) утверждается:

  • Правительством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.

5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в порядке, утвержденном в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона.

Бюджетное обучение – это такая форма обучения, когда учёба студента финансируется за счёт государственного бюджета. Российским законодательством регламентировано, что каждый гражданин России, имеющий общее среднее образование, обладает правом на одно бесплатное образование – высшее либо среднее специальное. Такой же принцип распространяется и на иностранных граждан. Любой иностранный гражданин может поступить на бюджетную основу в российский ВУЗ, если ранее не получал бесплатного образования в России. Финансирование учёбы иностранцев производится из федерального бюджета.

Проводить обучение на бесплатной основе имеют право государственные ВУЗы, а также ВУЗы, у который есть государственная лицензия и аккредитация. Как правило, в негосударственных учебных заведениях количество бюджетных мест крайне ограничено.
Кандидатами на бюджетное обучение могут быть отличники, победители олимпиад и конкурсов, круглые сироты, участники боевых действий, инвалиды. В процессе обучения студентам бюджетного отделения с хорошими и отличными результатами выплачивается стипендия.

Каждая развитая страна обладает бюджетными обязательствами перед собственными гражданами. Данные бюджетные ассигнования это специальные финансовые средства, предназначенные для распорядителей или получателей подобных денег на основе росписи бюджета. Использование финансов возможно для решения всевозможных задач, к примеру, оплаты пенсий, пособий и так далее.

То есть, понятие предполагает определенные деньги, которые страна или госструктуры обеспечивают для поддержки функционирования предприятий и лиц, решения некоторых задач и целей.

В наши дни неоднократно можно услышать, как страна обеспечивает финансирование различных нужд, включая ремонт дорог и прокладку новых трасс, поддержку социально незащищенного населения и многое другое. Именно эти средства называются ассигнованием. Данное определение используется в рамках федеральных и политических нормативов, а самым распространенным вариантом выступает бюджетная процедура.

Особенности бюджетного ассигнования

Ассигнование из бюджета поддерживается нормами государственного бюджетного кодекса и используется в качестве ограниченного объема финансовых средств, предполагаемых для выполнения федеральных бюджетных требований для текущего экономического периода. Таким образом, бюджет страны имеет описанные суммы и нормы их применения за дальнейшие 12 месяцев.

Ключевой характеристикой данных сумм выступает подпитка бюджетных предприятий деньгами – на ассигнование претендуют медицинские, образовательные организации, суды и прочие. Также различные формы бюджетных ассигнований предполагают финансирование по закону для граждан, возможность реализации всевозможных федеральных программ.

В качестве объекта получения денежных средств по данным нормативам выступают бюджетные организации. Если речь идет о соцпрограммах и поддержке бизнеса, в качестве объектов могут выступать коммерческие предприятия и ИП, но порой ассигнования касаются и простых граждан.

Какими бывают бюджетные ассигнования

Виды бюджетных ассигнований предполагают различное предназначение, основываясь на действующем законодательстве государства. Можно выделить следующие варианты выплат:

  • Муниципальные (федеральные). Их применяют для оплаты продукции и услуг, в которых нуждается государство и другие субъекты страны. В качестве объектов выступают казенные организации, автономные и бюджетные предприятия, а также различные некоммерческие структуры. К ним относятся ассигнования на приобретение требуемой продукции, выплаты за труд или услуги в пользу различных лиц, выполнение федеральных заказов, компенсации расходов на безопасность и так далее.
  • Социальные. К этой категории можно отнести любые государственные оплаты в пользу физлиц – субсидирование, пенсии, возмещения и прочая поддержка граждан.
  • Инвестиционные. Данные выплаты для организаций предоставляются при необходимости создания передовых технологий и мощностей.
  • Субсидирование ИП, физических и юридических лиц. Осуществляются в пользу изготовителей продуктов и услуг, чтобы компенсировать их затраты на производство. Здесь не учитываются подакцизные продукты, которые были созданы за пределами конкретного государства.
  • Межбюджетные транзакции. Различное субсидирование и дотации в пользу бюджетов государственных субъектов.
  • Долговые. Требуются для обслуживания задолженностей страны.
  • Судебные. Этот вид ассигнований применяется для выполнения решений суда и требований к государству, субъектам, муниципальным структурам, которые обязаны компенсировать ущерб, возникший при неправомерных мерах, предпринятых властями на каждом из уровней.

Как осуществляется планирование ассигнований по бюджету

Планирование ассигнования федерального бюджета это комплекс мер, который отдельно выполняет каждый специальный орган страны. Для начала, подобное планирование производится в рамках осуществления действующих федеральных обязательств, а также дальнейших или принятых требований.

Для первого типа действующих обязательств характерны требования страны, прописанные законодательством или прочими стандартами, вместе с соглашениями, корректировки которых не будут произведены на протяжении дальнейших 12 месяцев. Что касается будущих требований, здесь имеются в виду обязанности, появляющиеся в дальнейшем отрезке времени и основанные на законодательстве, соглашениях и прочей документации, которая должна быть принята.

Комплекс мер по планированию бюджетных выплат производится по определенной схеме:

  • Федеральное министерство финансов изготавливает сводные сведения по бюджетным ассигнованиям для последующих 12 месяцев, передавая его для рассмотрения в управление делами Президента государства. Также документ предоставляется госдуме, федеративному совету, высшей судебной инстанции России, конституционному суду и счетной палате.
  • Если при подтверждении документа появились определенные разногласия, осуществляется создание специальной комиссии по планированию выплат. Вынесенное ею решение имеет сугубо рекомендательный характер.
  • При наличии все еще неразрешенных вопросов, все результаты мероприятий предоставляются федеральной комиссии по проектам бюджета, которая осуществляет вынесение финального вердикта.

Каким может быть лимитирование обязательств и ассигнований бюджетного образца

Вместе с бюджетными ассигнованиями, которыми предполагается максимальное значение финансовых средств, федеральный бюджетный кодекс также имеет другой термин – лимитирование требований бюджета. Данные понятия сперва могут показаться похожими, но их точечный разбор демонстрирует значительные различия.

Так, ассигнования бюджетного типа определяются специальным комплексом документов – росписью, что предполагает информацию от ключевого распорядителя бюджетных средств, предоставленную для решения задачи по выполнению затратной доли бюджета. Основным распорядителем финансов бюджета выступает госорган, структура местного самоуправления или основной образовательный, медицинский или другой орган, имеющий полномочия для распределения ассигнований бюджетного типа в рамках подведомственных администраторов.

Основной администратор предоставляет финансы распорядителю по каждому из упомянутых выше уровней, а далее конкретный орган или учреждение принимает личное решение по использованию ассигнований. Зачастую они направляются конечным потребителям бюджетных денег, включая лимиты требований по бюджету, что предполагает прописанные законодательством затратные объемы финансов.

Государственный бюджетный кодекс предполагает, что лимитирование требований по бюджету относится к размеру финансовых средств, предназначенных для использования казенными организациями в рамках следующих 12 месяцев.

Можно сделать вывод, что ассигнования бюджетного типа предполагают выделение средств на некоторые нужды, а лимитирование закрепляет определенные пределы, применяя денежное выражение, к примеру, затратную смету. Утверждение лимитирования и их распределение осуществляется отдельно для каждого последующего квартала.

Как выполняется социальное обеспечение физических лиц

Если рассматривать ассигнования для простых граждан страны, это предполагает различные оплаты соцпособий, пенсий, возмещений и другие, имеющие социальный характер выплаты. Регламентированием данных дотаций занимается государственный бюджетный кодекс, а также определенные документы нормативно-законодательного характера. Подобные денежные требования исполняются государством на основе программ соцподдержки граждан страны.

При этом предполагаются не только финансовые выплаты в пользу физических лиц, но также и приобретение государством продукции и услуг для нужд населения. Следует отметить, что определенные трансферты и суммы ассигнований бюджетного типа для граждан непременно имеют заверение на основе законодательства. К примеру, статья 178-ФЗ имеет упоминание об обеспечении ряда категорий нуждающегося населения правом бесплатного передвижения на железнодорожном транспорте пригородного типа.

Государственный бюджет предполагает дополнительную статью – Резервный фонд, чья основа не должна превышать 1 процент относительно всех бюджетных затрат. Финансовые средства по этой статье применяются для обеспечения непредвиденных и чрезвычайных затрат. Применять резервный фонд для обеспечения ассигнований бюджетного типа можно, но для этого требуется особое распоряжение главы государства.

Ассигнования из резервного фонда не могут применяться для обеспечения процедуры выборов или проведения референдумов. Использовать подобные выплаты возможно в рамках исключения чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, если такое решение о перенаправлении финансов приняло федеральное правительство.

Выводы

Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что без бюджетных ассигнований невозможно грамотно поддерживать высокий уровень общественной соцсферы. Незащищенные слои граждан должны рассчитывать на соответствующую господдержку, также она необходима добросовестным бизнесменам, совершающим налоговые выплаты в пользу бюджета.

Если государство правильно обеспечивает федеральный бюджет, это позволит формировать требуемые ассигнования и производить содействие для каждой области общественной жизни.

При целевом обучении гражданин заключает договор, например, с государственным учреждением, предприятием, и получает высшее образование за счет бюджетных средств, при этом гражданин после обучения должен отработать в учреждении, на предприятии определенный срок (3-5 лет, как правило). ВУЗы принимают таких граждан на обучение в рамках целевого приема и заключают соответствующие договоры с учреждениями, предприятиями, органами власти.

Внедрение механизма целевого приема на обучение в медицинские вузы помогает справиться с нехваткой врачей-специалистов. При этом, в ординатуре уже 60% бюджетных мест — целевые (по словам В. Скворцовой в интервью «Известиям»).

Вопросы целевого обучения регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). С 1 января 2019 года в механизмы целевого обучения вводятся изменения, закрепленные в Федеральном законе от 03.08.2018 № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения», о которых рассказано ниже.

Общие изменения

Статья 56 ФЗ № 273 устанавливает нормы о целевом приеме и целевом обучении. Но вновь установленные и изменяемые нормы направлены на регулирование вопросов непосредственно целевого обучения, понятие целевого приема более не применяется.

Заказчики целевого обучения

При этом с 2019 года заказчиками целевого обучения, т. е. органами/организациями, готовыми нести расходы на обучение своих будущих работников (по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования) могут быть:

  • Федеральный государственный орган;
  • Орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • Орган местного самоуправления;
  • Юридическое лицо;
  • Индивидуальный предприниматель.

Отметим, что в настоящий момент договор о целевом обучении нельзя заключить с юридическими лицами частной формы собственности, также, как и с индивидуальными предпринимателями.

Только врачи смогут получить целевое обучение за счет бюджетных средств

Обращаем внимание, что получить образование в рамках именно целевого обучения с 2019 года можно будет также по образовательным программам среднего профессионального образования. В настоящий момент в статье 56 ФЗ № 273 речь идет только о высшем образовании.

Однако важно и то, что за счет бюджетных средств в рамках целевого обучения можно будет, как и сейчас, получить только высшее образование, о чем вводится отдельная статья 71.1 ФЗ № 273 (о ней также рассказано в настоящей статье). Вот такая вот получается дискриминация по уровню образованию, что на наш взгляд не очень логично, так как среднее звено испытывает существенный кадровый голод.

Интересно: при необходимости работодатель – юридическое лицо имеет право заключить с работником (с лицом, ищущим работу) ученический договор (статья 198 ТК РФ). Отметим основные отличия ученического договора от договора о целевом обучении.

По ученическому договору может быть организовано получение образования любого уровня (как высшего, так и, например, ДПО). ТК РФ не вводит здесь каких-либо ограничений. При этом, все затраты на обучение лежат на самом работодателе, о бюджетном финансировании образования по ученическому договору речи не идет.

Нормы ТК РФ не устанавливают специальных санкций, например, в виде штрафов, за неисполнение сторонами ученического договора обязанностей по договору. Взаимоотношения между работодателем и работником регулируются положениями ученического договора. С 2019 года при необходимости работника получить среднее профессиональное или высшее образование появится возможность заключать договоры о целевом обучении, а не ученические договоры, что дает дополнительные законодательные гарантии как работникам, так и работодателям, о которых рассказано в следующем разделе.

Существенные условия договора

Меняются и существенные условия договора о целевом обучении. В частности, в условия договора должно быть включено положение об обязательной трудовой деятельности гражданина не менее трех лет после обучения в месте, определённом в договоре целевого обучения.

При этом основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству не будут входить в перечень существенных условий договора о целевом обучении. Отметим, что в настоящее время, согласно пункту 3 части 6 статьи 56 ФЗ № 273 указанные основания являются существенным условием договора, то есть должны быть обязательно включены в договор о целевом обучении. Указанное изменение должно привести к тому, что гражданину, получившему образование в рамках целевого обучения, станет сложнее избежать обязанности по трудовой «отработке». Данное изменение, вероятно, связано с тем, что в последние годы, граждане находят все больше причин для неотработки периода, установленного договором о целевом обучении.

Сохранены компенсирующие выплаты гражданину в случае, если заказчик целевого обучения не исполнит обязанность по трудоустройству гражданина, однако их размер будет равен трехкратной среднемесячной зарплаты в регионе, где должен был быть трудоустроен гражданин. В настоящий момент такая компенсация установлена в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданину. К слову, в договоре целевого обучения суммы, предназначенные для «поддержки» обучающегося, иногда могут быть весьма занижены (например, стипендия — 1 000 рублей в год).

Меры ответственности гражданина изменены. Гражданин несет ответственность не только за неисполнение обязанности по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, но и за неисполнение обязательств по освоению образовательной программы. Гражданину за несоблюдение условий договора о целевом обучении необходимо будет выплатить заказчику расходы, связанные с предоставлением гражданину мер поддержки (например, оплата жилого помещения на время обучения).

Целевое обучение за счет бюджета

Вводится статья 71.1 ФЗ № 273, в которой определены особенности приема на целевое обучение по образовательным программа высшего образования. Положения данной статьи будут наиболее интересны для медицинского сообщества, т.к. касаются целевого обучения граждан, заключивших договоры о целевом обучении с государственными органами, органами гос. власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственными, муниципальными учреждениями и получающих образование за счет бюджетных средств.

Итак, прием граждан на целевое обучение осуществляется в пределах установленной квоты. Квота приема на целевое обучение* по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей:

  • Правительством РФ (если обучение проводится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета);
  • Органами государственной власти субъекта РФ;
  • Органами местного самоуправления.

Отметим, что Правительство РФ также вправе устанавливать квоту по конкретным специальностям, направлениям с указанием субъектов, где может быть трудоустроен гражданин.

*Примечание: не стоит путать с квотами целевого приема граждан, которые в настоящий момент, согласно части 3 статьи 56 ФЗ № 273, ежегодно устанавливается учредителями образовательной организации. Как уже было указано понятие «целевой прием» с 2019 года не будет применяться.

Разъясним, что образовательными организациями, согласно статье 100 ФЗ № 273, устанавливаются контрольные цифры приема, которыми определяется количество «бюджетных мест» в той или иной образовательной организации.

В рамках контрольных цифр приема, образовательные организации могут (а точнее сказать могли) устанавливать квоты целевого приема. С 2019 года образовательные организации будут осуществлять прием на целевое обучение в рамках контрольных цифр приема, но уже по квотам, которые определены Правительством РФ (органами государственной власти субъекта РФ; органами местного самоуправления).

Новые штрафные санкции

Но одно из главных нововведений — это установление дополнительного штрафа за несоблюдение условий договора о целевом обучении сторонами. А именно, заказчик, не трудоустроивший гражданина, или гражданин, не исполнивший обязанности по «трудовой отработке» обязаны выплатить образовательной организации штраф. Размер штрафа определяется, как размер расходов соответствующего бюджета на обучение гражданина.

Данный штраф вводится только в случаях целевого обучения обучения за счет бюджетных средств (статья 71.1 ФЗ № 273), что достаточно актуально для будущих медицинских специалистов.

Согласно части 7 статьи 56 ФЗ № 273 в новой редакции, Положение о целевом обучении, включающее порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору, типовая форма договора о целевом обучении устанавливается Правительством РФ. Напомним, что в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076, которым утверждены:

  • Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
  • Типовая форма договора о целевом приеме;
  • Типовая форму договора о целевом обучении.

Будет ли данное Постановление Правительства РФ изменено или оно будет заменено новым постановлением, пока что неизвестно, но совершенно ясно, что в таком виде оно оставаться не может, так как не будет соответствовать ФЗ № 273.

Помимо этого, порядок выплаты штрафа (за неисполнение обязательств по трудоустройству граждан/трудовой «отработке – см. в разделе выше), основания освобождения сторон договора от выплаты такого штрафа, порядок определения его размера должны быть установлены также Правительством РФ в Положении о целевом обучении (в случае, если целевое обучение происходит за счет федерального бюджета). Аналогичные положения о штрафах должны быть разработаны и на уровне субъектов РФ, и на уровне местной власти, в случаях, если обучение осуществляется за счет соответствующего бюджета (часть 6 статьи 56 ФЗ № 273 в новой редакции).

Законодатель стремиться усовершенствовать систему целевого обучения и обеспечить работодателей квалифицированными кадрами, в том числе медицинскими. Однако, один ФЗ № 273 не охватывает всего спектра правоотношений в области целевого обучения, а носит по большей части общий характер. Для более детального понимания того, как изменится целевое обучение в 2019 году, необходимо дождаться соответствующих подзаконных нормативных актов.

Напоследок отметим, что на договоры, заключенные до 01.01.2019 рассмотренные изменения не будут распространяться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *