Чем отличается гражданское общество от государства?

Чем отличается гражданское общество от государства?

Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 1

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы — независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:

  • гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
  • гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы — не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
  • демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
  • высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;
  • народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
  • верховенство и полновластие народа;
  • справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
  • свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества — в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим — т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:

  • защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
  • способствует формированию демократии, правового государства;
  • контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
  • помогает воспитанию и социализации граждан;
  • защищает интересы людей. 2

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

  • закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями;
  • верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;
  • при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

  • верховенство права и закона;
  • максимальную гарантию прав и свобод человека;
  • равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. 3

Обособление гражданского общества от государства объективно привело к тому, что между государством, его органами и институтами гражданского общества имеются довольно существенные различия, которые заключаются в следующем:

(1) Государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслужи­вающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Гражданское общество — это система самостоятельных и не­зависимых от государства общественных институтов и отноше­ний, которые призваны способствовать реализации интересов ин­дивидов и коллективов.

Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессио­нальные объединения, организации, ассоциации, осуществляю­щие свою деятельность на основе реального самоуправления (тер­риториальные, производственные, просто по интересам).

Институты гражданского общества создаются са­мими гражданами и они не обладают, как государственные органы, властными полномочи­ями. Различных обществен­ные и иных организации и формирования действуют на основе добровольного согласия своих членов, и независимо друг от друга.

(2) Государство призвано выражать и защищать интересы
всего общества.

Деятельность формирований гражданского
общества направлена на удовлетворение интересов и потребностей определенных групп и слоев населения, которые со­здают данные формирования и с их помощью независимо или
во взаимодействии с государством решают свои задачи.

(3) Одно из отличий государства от гражданского общества со­стоит в том, что государство создает нормы права, обязательные для всех
юридических и физических лиц — государственных органов,
общественных и иных негосударственных организаций и
граждан. Коль государство способно принимать законы и другие нормативно-правовые акты, то оно имеет возможность применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Структурные образования гражданского общества созда­ют свои внутренние неправовые нормы и руководствуются ими в своей деятельности наряду с нормами права, создан­ными государством. Для государственных органов и должно­стных лиц нормы организаций гражданского общества не имеют обязательного значения.

Однако моральные, нрав­ственные нормы, правила честности, порядочности, доброже­лательного отношения друг к другу, создаваемые граждан­ским обществом, безусловно, оказывают определенное вли­яние на поведение и деятельность должностных лиц государственных органов и государственных служащих.

(4) Государственнеы органы создаются и действуют на
определенной территории.

Структуры гражданского общества,за исключением местного самоуправления, не связаны с той или иной территорией. Основой их формирования являются определенные группы населения, формирующиеся по социальному,­ профессиональному, конфессиональному или иному­ признаку.

(5)Работники государственного аппарата — государственные служащие профессионально и за плату выполняют государственные функции, занимаются публичной деятельнос­тью — управляют обществом.

Члены формирований граждан­ского общества действуют на общественных началах, бесплат­но. Их деятельность является частной.

(6) Государство непосредственно и властно воздействует только на свои внутренние структурные подразделения. В условиях разделения властей такое властное централизо­ванное воздействие имеет место в основном только в органах исполнительной власти.

По отношению к институтам гражданского общества го­сударство действует на основе правовых норм и на равноправ­ных началах с институтами гражданского общества за исклю­чением воздействия на правонарушителей, которое осуще­ствляется властно.

Институты гражданского общества взаимодействуют между собой на основе равноправия и независимости друг от друга и в соответствии с нормами частного (гражданского) права, а также общепризнанными положительными норма­ми морали, нравственности, обычаями, традициями, внутрен­ними нормами организаций и другими правилами.

Однако абсолютная независимость гражданского общества его институтов от государства невозможна, она относительная.

Гражданское общество – самоуправляющаяся и автономная по отношению к государству система. Но это вовсе не означает, что государство должно полностью отстраниться от оптимизации, совершенствования этой системы. Его (государства) воздействие на общество должно происходить посредством демократических правовых методов.

Влияние государства на институты гражданского общества основывается на

отказе от вмешательства в частные дела ,

недопустимости всеобъемлющего контроля над всеми сферами жизнедеятельности

и сводится к таким его функциям как

к законотворчеству,

охране правопорядка и

формированию государственного бюджета.

Субъекты гражданского общества, несут по отношению к государству обязанности

§ соблюдать требования законов,

§ платить налоги,

§ защищать Отечество,

§ охранять природу и окружающую среду,

§ бережно относиться к природным богатствам.

Взаимодействие гражданского общества с госу­дарством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это:

1) государственно-правовая регламента­ция функционирования субъектов гражданского общества, за­крепление их конституционно-правового статуса;

2) участие субъ­ектов гражданского общества и, прежде всего, тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;

3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;

4) законодательное закрепление обязанности государства по обес­печению экономической, политической и социальной безопаснос­ти человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации (см.: Щекочихин П.Г. Конституционные основы гражданского общества в РФ // Проблемы науки конституционного права / Под ред. Кукушкина М.И. Екатеринбург, 1998. С. 85-89.).

Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспе­чивая его функционирование. И поскольку такое общество созда­ется или будет создаваться, в той же степени складывается и пра­вовое государство.

Постановка этого вопроса рождена стремлением охарактеризовать гражданское общество как «политический феномен». Получается, что гражданское общество «зачисляется в разряд» политических явлений. Правильно ли это? Отражает ли гражданское общество как особое явление сущность другого явления, называемого политикой?

Вопрос звучит парадоксально. Однако некоторые исследователи «отстаивают» политический характер гражданского общества, рассматривая его в качестве субъекта публичной политики, взаимодействующего с государством.

В данной позиции заключён ряд проблем, непосредственно относящихся к политологии. Выделим их: политика как особое общественное явление, её сущность и многообразие видов; государственная политика как наиболее сложный политический вид; публичная политика как политический вид и её особенности; политические отношения, их сущность и виды; субъекты политики, критерии их определения и виды. Содержательно — это всё непростые теоретические вопросы. Но их изучение позволяет сделать ряд принципиальных выводов.

Во-первых, субъектами той или иной политики могут быть только те, кто обладает и реально распоряжается соответствующей политической властью. Например, если представить государство политическим субъектом (т. Е. субъектом своей, государственной политики), то оно должно обладать и собственной политической властью, посредством которой могло бы принимать необходимые для себя руководящие решения. Такое государство — конечно же, субъект политики, но политики своей, им разработанной и им же осуществляемой.

Во-вторых, гражданское общество (в своих конкретных разновидностях) также может быть особым социальным субъектом и иметь собственную политику. Но у него свои возможности и своя политическая власть, совсем не тождественная той, что есть у государства. Государство и гражданское общество как политические субъекты являются субъектами разных видов политики.

Могут ли данные субъекты взаимодействовать между собой? Вполне, если у них есть необходимое к тому стремление. Однако каждый из них при этом остаётся субъектом своей политики и решает собственные задачи. И руководящие для себя решения каждый из этих субъектов всё равно принимает сам, на основе своих возможностей и с помощью собственных политических учреждений. А публичная политика это особый политический вид и публичность политики — это вовсе не характеристика её общности для различных политических субъектов.

В-третьих, ни государство, ни гражданское общество как политические субъекты в состав своей политики не входят и компонентами её не являются. Это означает, что они сами не относятся к политическим явлениям и политическим характером не обладают. Субъект политики и сама политика — это разные явления. Каждый из названных субъектов — и гражданское общество, и государство — имеет не только свою сущность, но и свою логику развития, своё назначение в обществе. Это отличает каждого из них от своей же политики, представляющей только определённую функцию в их управленческой деятельности. Государство изначально предназначено для управления обществом с позиции интересов всех, проживающих на его территории людей, а гражданское общество решает частные задачи людей. При этом собственно политическая функция гражданского общества концентрируется на уровне его управленческой верхушки и направлена на управление им самим.

Попытку наделить гражданское общество политическим характером можно объяснить только расширительной трактовкой понятия политики и, в частности, понятия политической жизни государства. Иной раз к явлениям этой жизни относят деятельность таких учреждений как партии и политические движения, общественные организации и даже средства массовой информации. В результате происходит смешение различных видов общественной жизни, а именно: политической жизни государства и жизни гражданского общества. Смешиваются также и соответствующие им виды учреждений: политические учреждения государства и гражданские учреждения. Такое смешение кажется особенно странным на фоне встречающихся утверждений о независимости гражданского общества от государства.

В научной литературе отмечается, что главным в попытке выделить критерии гражданского общества всегда было его противопоставление государству, стремление подчеркнуть его независимость от государства, его «негосударственность». Тем самым гражданское общество рассматривается как нечто, существующее «вне рамок государства», «независимо от него», «без его вмешательства», как некая «его противоположность» и т. П.

На самом деле, такая характеристика гражданского общества ничего не раскрывает в нём самом и весьма неопределённа. Вся общественная жизнь в своих разновидностях и вся совокупность общественных явлений по существу сводиться к разделению на государство и гражданское общество. Остаётся не ясным, как быть с другими общественными явлениями, иными видами общественной жизни, которые не относятся ни к государству, ни к гражданскому обществу.

Идея независимости гражданского общества от государства также ничего не даёт для понимания этого общества, его сущности, но заново ставит вопрос о необходимости государства. Если граждане «всё могут сами», то зачем им государство? Зачем им требовать от государства предоставить им гражданские права, а затем ещё и защищать их? Идея независимости гражданского общества от государства запутывает изучение этого общества.

В целом идея независимости гражданского общества от государства является привлекательной для исследователей. С её помощью они пытаются отразить специфику гражданского общества. Но в итоге получается, что реальная взаимосвязь гражданского общества и государства искажается.

Однако не все исследователи соглашаются с этой идеей. Например, Л. С. Мамут характеризует её как «миф». Он пишет: «Никто не возьмётся опровергать то, что гражданское общество и государство — действительно разные феномены. Они неодинаковыми способами и средствами интегрируют людей, составляющих одну и ту же человеческую коллективность (общество). Но очевидные различия, объективно существующие между ними, ни в коем случае не превращают эти феномены в независимые относительно друг друга. Гражданское общество и государство — абсолютно взаимозависимые социальные величины. Для своей экзистенции они в одинаковой мере необходимы друг другу».

И действительно, на определённом этапе общественного развития государство законодательно закрепляет гражданские права тех, кто проживает на его территории, способствуя тем самым становлению гражданского общества. Со временем государство начинает функционировать в условиях уже сложившегося гражданского общества и приобретает под его влиянием правовой характер. Служа закону, оно всё более последовательно защищает права своих граждан. В свою очередь развитие гражданского общества способствует совершенствованию исполнения государственных функций. В итоге государство и гражданское общество становятся всё более зависимыми друг от друга явлениями, всё более дополняют друг друга в своём существовании. Их взаимная связь и зависимость — это явление, производное от того, что оба они помогают друг другу полнее и лучше осуществлять своё назначение в жизни людей. При этом каждый из них сохраняет свою особую природу и сущность.

Особенность гражданского общества — это отмечают многие исследователи — состоит в том, что оно является результатом «самоорганизации». В отличие от гражданских учреждений, парламент, суд и Общественная палата как учреждения имеют иное происхождение. Они создаются государством, его политическими субъектами. Однако их значение для развития гражданского общества является не менее важным. Значимость парламента и суда подтверждена общественной историей. Парламент есть представительное учреждение, дающее гражданам возможность участвовать в управлении государством. Суд защищает права граждан, опираясь на законы, установленные государством. Наряду с ними Общественная палата России занимает особое место. Она призвана ускорить развитие гражданского общества в нашей стране. На неё возлагаются функции содействия становлению гражданских учреждений. Общественная палата — это особая предпосылка развития гражданского общества.

Таким образом, Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Государство же, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов. Вместе с тем и государство, и гражданское общество тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *