Действие или бездействие должностного лица?

Действие или бездействие должностного лица?

Содержание

Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (часть дополнена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 4-ФЗ.
Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых (абзац дополнен с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).
К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений) (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;
действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему (часть дополнена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего (часть дополнена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ — см. предыдущую редакцию).
Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Статья 5. Сроки обращения в суд с жалобой

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).

Статья 6. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (часть дополнена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ.
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).

Статья 7. Решение суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).
Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).
В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в статье 2 настоящего Закона (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).
Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Статья 8. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации (часть дополнена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ.
Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу (часть дополнена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Распределение судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными (часть дополнена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ.
Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока, установленного статьей 4 настоящего Закона (часть дополнительно включена с 26 декабря 1995 года Федеральным законом от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ).

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России
27 апреля 1993 года
N 4866-1

Текст постановления Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 года N 4552-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» см. по .

Текст постановления Верховного Совета РФ от 27 апреля 1993 года N 4867-1 «О повторном рассмотрении Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» см. по .

Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

Обращаясь к органу правосудия, граждане рассчитывают на справедливое, всестороннее и беспристрастное рассмотрение спорной ситуации или установление юридически значимого факта. Но случается, что ввиду недостаточно объективного разбирательства или возникновения новых обстоятельств по делу решение суда нельзя назвать правомерным. Такие ситуации законодательством предусмотрены.

Сторона, неудовлетворённая исходом судопроизводства, вправе подать жалобу на неверное судебное решение, постановление или определение в компетентный по этим вопросам суд. Но перед тем, как сделать это, рекомендуется ознакомиться с порядком обжалования, видами жалоб и иерархией инстанций в судебной системе РФ.

Кто может пожаловаться

Согласно действующему процессуальному законодательству, правом обжалования судебных актов обладают все стороны и участники процесса, а также иные лица, законные права и интересы которых были затронуты оспариваемым решением (определением, постановлением). В их число входят:

  • истец (потерпевший, заявитель);
  • ответчик (обвиняемый, оправданный);
  • частный обвинитель;
  • представители сторон;
  • прокурор (с представлением о пересмотре решения).

Порядок и сроки обжалования

Жалоба на вынесенный судьей акт подаётся с учётом особенностей судопроизводства и положения рассматривающего его суда в системе органов правосудия.

Частная и апелляционная жалоба

Различия данных жалоб заключаются в предмете оспаривания. Для частной это определения суда, препятствующие дальнейшему ходу дела, и другие, установленные процессуальным законодательством судебные действия. В их число входят постановления:

  • об отказе в возбуждении уголовного дела или принятия иска;
  • о приостановлении рассмотрения дела;
  • о наложении штрафа за нарушение порядка судопроизводства и порядок взыскания иных судебных расходов;
  • об отказе в обеспечении доказательств;
  • об оставлении жалобы (заявления, иска) без движения и т. п.

Этот вид жалобы подаётся до вынесения судом окончательного решения — в ходе судопроизводства первой инстанции. В ходе апелляции можно оспорить судебное решение, принятое по первой инстанции, но еще не вступившее в действие.

Порядок их подачи идентичен и может совершаться одновременно, если определение не относится к категории обжалуемых отдельно (препятствующих допуску гражданина к правосудию, нарушающих разумные сроки рассмотрения дела и оставляющих его без движения).

Частная/апелляционная жалоба направляется в судебный орган второй инстанции, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение или постановление. На акт, принятый мировым судьей, заявление об оспаривании подается в суд, закрепленный за районом населенного пункта, где осуществляет свои полномочия мировой судья. В свою очередь, определение районного суда правомочен рассматривать областной или верховный в пределах субъекта, так как в судебной системе именно эта инстанция — высшая по иерархии.

Подсудность дел, связанных с разрешением экономических споров, определяется по отдельной схеме. Для их пересмотра по второй инстанции существует отдельная судебная инстанция — арбитражный апелляционный суд. Акты, принятые в ходе или по окончанию судопроизводства по делам военнослужащих, оспариваются в окружном или флотском военном суде.

Решения и определения, вынесенные Судебными коллегиями Верховного судебного органа, также могут быть обжалованы. Полномочиями в этих вопросах наделена специализированная Апелляционная коллегия того же Верховного суда. При этом, заявление об апелляции решения/определения подаётся не компетентную в их обжаловании инстанцию, а через суд, принявший неправомерный акт.

Сроки

Сроки, отведенные на подачу частной/апелляционной жалобы по гражданским, административным делам и экономическим спорам, составляют 15 дней для оспаривания определения и 30 — для апелляции. На те же действия в уголовном судопроизводстве устанавливается 10 дней, не зависимо от типа обращения.

Срок обжалования исчисляется со дня вынесения оспариваемого акта и восстанавливается по ходатайству заинтересованного лица при наличии веских причин пропуска. Отказ суда при этом может быть также обжалован в вышестоящей инстанции.

Период рассмотрения частных/апелляционных жалоб судами по гражданским, административным делам и экономическим спорам (уголовным делам):

  • районным, верховным судом субъекта, окружным (флотским) военным судом — 60 дней (15 — районным и 30 — верховным);
  • ВС РФ — 90 дней (45).

Срок начинает течь с момента подачи заявления об оспаривании. Для всех дел, кроме уголовных — это общий срок принятия заявления, открытия судопроизводства и вынесения решения. По Уголовно-процессуальному кодексу указанный период устанавливается только для начала рассмотрения, а, следовательно, окончательный акт может быть принят позже.

Кассационная

Потребность в кассации возникает при оспаривании неправомерных судебных актов после их вступления в законную силу. Кассационное производство является третьей инстанцией и может быть открыто только вследствие неудовлетворительного для заявителя апелляционного обжалования.

Суды третьей инстанции и подсудные им дела:

  1. Президиум верховного суда субъекта, окружного (флотского) военного суда. Правомочны принимать заявления об оспаривании действующих решений районных, военных гарнизонных и мировых судей, апелляционные определения районных, окружных (флотских) и верховных судов в субъектах.
  2. Арбитражный суд округа. Осуществляет кассационное судопроизводство в отношении актов, изданных арбитражным и арбитражным апелляционным судом.
  3. Судебные коллегии Верховного суда РФ. Компетентны в вопросах оспаривания вступивших в действие решений районных (военных гарнизонных) судов, обжалованных по второй инстанции президиумом верховного судебного органа субъекта, а также апелляционных определений верховных судов и постановлений их президиумов.

Промежуток времени, в течении которого заинтересованный участник процесса вправе подать заявление о кассации, устанавливается процессуальными кодексами по отдельным категориям дел:

  • по гражданским и административным — полгода с момента вступления я в силу обжалуемого акта;
  • по уголовным — не ограничен;
  • по экономическим спорам — 2 месяца.

Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен на основании ходатайства заинтересованного лица, поданного не позднее, чем через полгода со дня вступления в силу акта.

Ну рассмотрение кассационной жалобы уходит:

  • 1 месяц — при рассмотрении судом соответствующей инстанции без необходимости истребовать дело;
  • 2 месяца — кассационным судом, если дело подлежит истребованию, арбитражным, а также ВС РФ, без истребования;
  • 3 месяца — ВС РФ, когда дело истребуется у хранящего его органа.

Согласно п. 3 ст. 382 ГПК РФ, период рассмотрения особо сложных кассационных жалоб может быть продлен Председателем ВС РФ или его заместителем не более, чем на 2 месяца.

Течение срока, отведённого на кассационное судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, начинается со дня поступления жалобы. Время, потраченное на истребование дела, при этом из него исключается.

Арбитражный суд округа считает началом срока рассмотрения заявления момент его поступления вместе с делом, но не раньше окончания 2х месяцев со дня вступления обжалуемого решения в законную силу.

Надзорная

Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, осуществляет Президиум ВС РФ в порядке надзора.

К надзорным относятся жалобы на решения и определения:

  • принятые верховным судом субъекта или окружным (флотским) военным, предварительно рассмотренные в порядке апелляционного судопроизводства ВС РФ;
  • Судебной коллегии по экономическим спорам ВС, прошедшие апелляционное обжалование;
  • ВС РФ после апелляции;
  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • вынесенные в результате рассмотрения Судебной коллегией ВС по второй инстанции;
  • рассмотренные по третьей инстанции Судебной коллегией ВС.

Надзорная жалоба направляется в ВС РФ не позднее, чем через три месяца с момента обретения обжалуемым решением законной силы. Это касается актов по всем делам кроме уголовных — по УПК заявление об их оспаривании подается без ограничений по времени.

Пропущенный ввиду уважительных причин срок может быть восстановлен, если соответствующее ходатайство будет подано заинтересованным лицом не позднее, чем через полгода после вынесения оспариваемого акта.

На пересмотр судебного акта Президиумом отводится 2 месяца без истребования дела и 3 месяца с истребованием (1–2 месяца по УПК). При этом Председатель ВС РФ или его заместитель вправе продлить срок еще на 2 месяца, если в этом возникнет объективная необходимость.

Конституционная

Предметом обращения является нарушение конституционных прав и свобод граждан при разрешении конкретного дела в порядке судебного производства.

Иными словами, если судебный акт был принят на основании закона, идущего в разрез с положениями Конституции РФ, он может быть оспорен в КС РФ по заявлению заинтересованного лица. Но сделать это можно только в течение одного года со дня принятия неконституционного решения.

УПК, ГПК, АПК и КАС РФ сходятся в определении содержания жалоб. В них должна быть включена следующая информация:

  1. Наименование судебной инстанции, принимающей заявление на рассмотрение.
  2. ФИО адрес сторон процесса.
  3. Предмет и название, например, «Апелляционная жалоба на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ» (пишется посередине строки, сразу под вводной частью).
  4. Номер, дата обжалуемого акта и полное наименование органа, вынесшего его.
  5. Основания для оспаривания.
  6. Требования заявителя и законодательные положения, подкрепляющие их правомерность.
  7. Перечень приложений.

К заявлению должны прилагаться:

  • копия обжалуемого решения;
  • квитанция об оплате госпошлины (ходатайство о рассрочке или отсрочке платежа, документ, подтверждающий льготу);
  • бумага, свидетельствующая о получении копии жалобы и недостающих документов остальными участниками судебного процесса (почтовое уведомление о вручении, расписка);
  • акт, подтверждающий правомочия на подписание жалобы.

Образцы

Структура и содержание заявлений идентична, но для удобства ниже представлены примеры каждого из них.

Апелляционная жалобаКассационная жалоба
Надзорная жалобаКонституционная жалоба

Как подать

Заявление о пересмотре дела в Федеральные суды общей юрисдикции и Федеральные арбитражные инстанции подаются в письменном виде лично в приемную органа либо заказным письмом по почте. Все необходимые контактные данные рабочие графики можно найти на официальных сайтах судов. Их полный перечень со ссылками представлен по следующему электронному адресу:

В Верховный суд РФ направить жалобу можно двумя способами:

Конституционный суд принимает заявления:

  1. Почтовым отправлением по адресу — 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
  2. Лично от заявителя — г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 (в будние дни с 10:00 до 17:00, в пятницу и предпраздничные дни до 16:00, перерыв с 12:00 до 13:00).
  3. На электронный ящик — ksrf@ksrf.ru (при наличии усиленной квалификационной электронной печати — КЭП).
  4. Через официальный сайт — https://petition.ksrf.ru (требуется регистрация с обязательным прикреплением цифровой копии паспорта).

Подаче жалобы должна предшествовать оплата государственной пошлины: за апелляцию или кассацию — 150 руб., надзорную — 300 руб. (в порядке арбитражного судопроизводства— 3000 руб. и 6000 руб. соответственно), конституционную — 450 руб.

Законодательная база

Актуальное законодательство по составлению и подаче жалоб в суд:

  1. ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 N 1-ФКЗ.
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
  3. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.
  4. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
  5. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
  6. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
  7. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Грамотное составление жалобы в суд важно для дальнейшего ее рассмотрения. Сделать это в соответствии с правилами и требованиями законодательства, с учетом всех юридических тонкостей помогут наши специалисты. При необходимости опытные юристы проконсультируют и по другим вопросам.

Досудебное обжалование

Заявитель вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке действия (бездействие) и (или) решения, принятые (осуществленные) в ходе предоставления государственной услуги должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.

Жалоба может быть подана:

1. в электронном виде, посредством:

1.1. единого портала государственных услуг (gosuslugi.ru )

1.2. федеральной государственной информационной системы досудебного обжалования (do.gosuslugi.ru ).

1.3. сервиса «Прием обращений» официального сайта МВД России в сети Интернет

2. в письменной форме:

Направлена по почте: Мурманская обл., г.Мурманск , проспект Ленина, д.64, а также может быть передана при личном приеме заявителя

Порядок подачи и рассмотрения жалоб, а также сроки их рассмотрения

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа МВД России и (или) их должностных лиц при предоставлении государственной услуги

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ лицензирующего органа, предоставляющего государственную услугу, их должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений

Предмет жалобы

Предметом жалобы являются решения и (или) действия (бездействие) территориального органа МВД России на региональном уровне либо его должностных лиц, принятые (осуществленные) с нарушением порядка предоставления государственной услуги, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами служебных обязанностей, установленных Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

Жалоба должна содержать:

  • наименование подразделения территориального органа МВД России на региональном уровне, предоставляющего государственную услугу, либо его должностных лиц, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым направляется ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) лицензирующего органа, предоставляющего государственную услугу, либо его должностных лиц;
  • доводы, на основании которых заявитель предполагает, что допущены нарушения его прав, при наличии заявителем могут быть представлены документы (или их копии), подтверждающие доводы заявителя.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги лицензирующим органом и его должностными лицами подается в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне или МВД России.

В случае если обжалуется решение руководителя территориального органа МВД России, то жалоба подается вышестоящему руководителю соответствующего территориального органа МВД России либо в МВД России.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба подается в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в форме электронного документа в МВД России или территориальный орган МВД России на региональном уровне, предоставляющий государственную услугу. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

1. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Жалоба в форме электронного документа может быть подана заявителем посредством официальных сайтов МВД России или территориального органа МВД России на региональном уровне (https://мвд.рф, https://51.мвд.рф), предоставляющего государственную услугу в сети Интернет или в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы заявителя и ее регистрация.

Сроки рассмотрения жалобы

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации, за исключением случаев, при которых срок рассмотрения жалобы сокращен.

Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации

Приостановление рассмотрения жалобы не допускается.

Результат рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств в установленном порядке.
  • отказать в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы принимаются исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, лицензирующий орган, предоставляющий государственные услуги, принимает меры по выдаче заявителю результата государственной услуги не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении жалобы отказывается в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с Административным регламентом в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме, по желанию заявителя – в форме электронного документа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование подразделения МВД России или территориального органа МВД России на региональном уровне, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) их должностных лиц, принявших решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о возможности обжалования принятого по жалобе решения.

Жалоба подлежит оставлению без ответа в следующих случаях:

наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Порядок обжалования решения по жалобе

Заявитель имеет право обжаловать решения по жалобе вышестоящим должностным лицам или обжаловать принятое решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

Заявитель имеет право на получение документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

МВД России или территориальный орган МВД России на региональном уровне обязан предоставить заявителю копии документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы в течение 3 рабочих дней со дня обращения, если иное не предусмотрено федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством РФ, должностными лицами являются военнослужащие, а также сотрудники различных государственных структур. Говоря иначе, это государственные работники, выступающие представителями власти. Основная задача таких людей – контроль над выполнением правовых норм и обеспечение прав граждан.

Современная практика насчитывает немало случаев, когда должностные лица не соблюдают данные обязательства или превышают полномочия. К сожалению, далеко не каждый гражданин знает как правильно вести себя в подобной ситуации и способен защитить свои права.

Одним из наиболее эффективным способом является подача жалобы. Но, чтобы данный документ был принят к рассмотрению и возымел необходимый результат, требуется соблюдать определённый порядок, корректно составить образец жалобы, а также подать её в установленные сроки. Если ответственно и продуманно отнестись к произошедшему, можно защитить свои права и оперативно наказать нарушителя, что предусмотрено законом.

Решить возникшую проблему, не прибегая к помощи специалистов, достаточно сложно. Лучше всего заручиться поддержкой квалифицированного юриста. В этом случае можно избежать риска неправильной трактовки законодательства, несоответствия сроков подачи претензии и других ошибок, способных оказать негативное влияние на итоговый результат. Чтобы сэкономить время, необходимое для визита к специалисту, а также больших финансовых затрат, рекомендуется получить помощь юриста дистанционным способом.

Порядок и методы подачи жалобы на должностное лицо

В случаях, когда имеет место нарушение, допущенное должностным лицом, у гражданина, который стал жертвой этого действия или просто заметил содеянное, есть 90 дней для обжалования. Для написания соответствующей претензии у человека должны быть весомые причины. Основанием могут стать неправомерные действия, превышение служебные полномочий, незаконный арест, бездействие и иные поступки.

Следует также принять во внимание тот факт, что в первую очередь, образец претензии направляется к руководителю должностного лица, допустившего нарушение. В том случае, если вышестоящие инстанции проигнорируют обращение, можно переходить к более радикальным методам решения проблемы и подать жалобу в следующие структуры:

  • УСБ. В данную организацию жалобу можно принести самостоятельно, либо написать соответствующее ходатайство на электронный адрес. Специалисты УСБ должны рассмотреть претензию и сообщить заявителю о своём решении не позднее 14 дней после получения документа;
  • Прокуратура. Именно в эту структуру чаще всего обращаются граждане, ранее подавшие жалобу в УСБ и не получившие желаемого результата. После получения жалобы сотрудниками прокуратуры проводится проверка, после чего некомпетентные специалисты госаппарата несут наказание за свои поступки;
  • Судебные инстанции. Срок рассмотрения жалобы в данной структуре составляет примерно 15 дней. После истечения этого времени принимается решение по делу, и если вина должностного лица будет доказана, определяется мера пресечения.

На сегодняшний день у каждого россиянина есть возможность самостоятельно выбрать порядок обжалования действий нарушителя и написать жалобу в любую из вышеперечисленных структур. Если обратиться с заявлением сразу во все указанные инстанции, это станет своеобразным гарантом достижения наилучшего результата в кратчайшие сроки.

Важно учесть, что при рассмотрении дела в судебных инстанциях, при наличии ошибок в документе или отсутствии веских оснований, заявление могут вернуть его автору, отказать в удовлетворении требований или не принять вовсе.

Для достижения действительно хорошего результата специалисты настоятельно рекомендуют прибегнуть к помощи квалифицированного юриста. Если защищать интересы гражданина будет тот человек, который знает особенности действующего законодательства и может разобраться во всех его тонкостях, это позволит добиться максимального эффекта.

Особенности написания претензии на должностное лицо, допустившее нарушение

При составлении жалобы необходимо учесть, что данный документ должен быть грамотным и корректным. Недопустимы эмоциональные и грубые высказывания. Текст должен быть максимально лаконичным, но одновременно с этим полностью отражать суть проблемы. На сегодняшний день нет строгого шаблона претензии, однако информация, которая в нём содержится, должна быть исчерпывающей:

  • Название организации, в которую направляется образец претензии;
  • Индивидуальная информация о заявителе и его контактные данные;
  • Информация о должностном лице, допустившем нарушение (Ф.И.О., должность);
  • Описание проблемы;
  • Ссылки на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми действия являются незаконными;
  • Требования автора заявления;
  • Время, в течение которого заявитель ожидает ответа;
  • Личная подпись и дата подачи жалобы.

Если порядок написания претензии будет нарушен, либо документ будет подан с несоблюдением установленных сроков, рассматривать его не станут. Следует также учесть, что в тексте не следует использовать сокращения и исправления. При наличии доказательств и свидетельств по делу другими людьми, их также следует приложить к заявлению.

Помимо обжалования действий должностного лица у каждого гражданина его право потребовать материальной компенсации причинённого ущерба, а также возмещения морального вреда. Если после рассмотрения жалобы, требования заявителя о финансовом возмещении будут удовлетворены, то средства будут взяты из федерального бюджета.

Образец жалобы должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых остаётся у заявителя с пометкой о его принятии. Важным условием является уведомление должностного лица о начале процесса, и сделать это должен сам автор жалобы.

При рассмотрении дела в судебных инстанциях, в качестве меры пресечения может быть выбрано отстранение от занимаемой должности, штрафные санкции в виде лишения премии, увольнение, а также принудительное исполнение нарушенных обязательств.

Ч. 2 ст. 425 УКопределяет данное преступление как умышленное во­преки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыпол­нение показателей, достижение которых являлось условием оказания госу­дарственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государ­ственным или общественным интересам.

В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму пре­ступного посягательства на интересы службы, которые и являются объек­томрассматриваемого преступления.

Бездействие должностного лица — это специальная форма злоупотребле­ния властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления — бездействие в пределах служебных полномочий (обязанностей) должностного лица, невыполнение обязанностей по службе при исполнении лицом служебных обязанностей и вопреки интересам службы, нанесение существенного вреда, наступление тяжких последствий — аналогичны по содержанию относящимся к злоупо­треблению властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).

С объективной стороныбездействие должностного лица состоит из следующих признаков:

— должностное лицо не исполнило требуемые по службе действия;

— совершение требуемых по службе действий входит в объем служеб­ных полномочий виновного лица (несовершение при нахождении на службе должностным лицом действий, требуемых по обстоятельствам, но не входя­щих в компетенцию (круг его служебных обязанностей), исключает состав рассматриваемого преступления);

— требуемые по службе действия должностное лицо должно было и мог­ло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;

— бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в круп­ном размере или существенный вред правам и законным интересам граж­дан либо государственным или общественным интересам либо повлекло невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказа­ния государственной поддержки. Бездействие по службе также могло быть связано с попустительством преступлению.

Для фиксации состава бездействия необходимо установить, что долж­ностное лицо действительно должно было совершить по службе определен­ные действия в силу возложенных на него служебных обязанностей. Од­нако ни один закон или даже служебная инструкция не исчерпывают весь перечень служебных обязанностей. Хотя суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции, указать, какие обязанности не вы­полнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.


Но служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной фор­ме, т. е. без учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэто­му следует установить необходимость совершения определенных действий по службе не только с точки зрения формальной компетенции данного должностного лица, но и с точки зрения очевидности (явности) объектив­ной ситуации, требующей от должностного лица совершить необходимые действия по службе.

Бездействие должностного лица при указанных условиях и будет неис­полнением действий по службе вопреки ее интересам. Установление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость употребле­ния власти, возложенной на должностное лицо, является важнейшим мо­ментом.

Для уголовной наказуемости бездействия необходимо, чтобы долж­ностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуемые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степе­ни риска.

Под преступным неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий понимается не только их полное несовершение, но и со­вершение вопреки интересам службы не всех требуемых объективной си­туацией действий, которые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения дей­ствий. Ненадлежащее же исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности (ст. 428 УК).


Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению, — это невыполнение должностным лицом служебных дей­ствий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению. Сам факт невоспрепятствования преступле­нию со стороны должностного лица объединяет в себе и служебное без­действие, и последствие. Поэтому состав рассматриваемого преступления в этой связи является формальным. Необходимости наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда здесь не требуется.

Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в соот­ветствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе дей­ствия, направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемо­му преступлению. Такая служебная обязанность свойственна прежде всего представителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции общего организационно-распорядительного или административно-хозяйственного управления. В последнем случае указанная обязанность ограничена сферой деятельности организационной единицы.

Бездействие должностного лица, связанное с попустительством престу­плению, относится только к готовящемуся или совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привле­чению их к ответственности после того, как преступление совершено, для образования состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным ин­тересам.

С субъективной стороныбездействие должностного лица характеризу­ется умышленной виной (прямой умысел) по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служеб­ных действий и неосторожной виной к наступившим последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — ко­рыстная или иная личная заинтересованность (содержание указанных по­нятий рассмотрено при анализе ст. 424 УК).

Для констатации бездействия должностного лица, сопряженного с по­пустительством преступлению, необходимо установить наличие прямого умысла по отношению к факту служебного попустительства: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершенном преступлении, со­знает, что в соответствии со служебной компетенцией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

Субъектомданного преступления может быть только должностное лицо. Ответственность наступает с 16 лет.

Квалифицированным составомданного преступления (ч. 3 ст. 425 УК) является бездействие должностного лица:

-занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4 УК);

— повлекшее тяжкие последствия.

При оценке тяжести наступивших последствий в виде причинения теле­сных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия — невмешательства. Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездей­ствие должностного лица и соучастие (в форме пособничества) в соверше­нии соответствующего преступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *