Дежурство на дому

Дежурство на дому

В некоторых сферах деятельности может возникнуть ситуация, когда работодателю экстренно понадобится один или несколько работников. Как правило, произойти это может в официальные выходные или праздничные дни. Однако технологии выполнения работ или оказания услуг могут и не предусматривать постоянное нахождение персонала на своих рабочих местах. Для того, чтобы иметь возможность вызвать того или иного сотрудника на работу наниматель может использовать такой метод организации рабочего времени, как дежурство на дому.

Дежурство на дому: трудовой кодекс

В обычном понимании, дежурство подразумевает под собой выполнение работником обязанностей в соответствии с созданным нанимателем графиком. При этом дежурный сотрудник должен находиться на своем рабочем месте.

Иная ситуация складывается при так называемом дежурстве на дому.

Основное время работник проводит в ожидании вызова на работу, который может и не произойти.

Такая практика используется в медицинской сфере, МЧС, силовых структурах и некоторых других отраслях экономики.

ТК РФ предусматривает такой вид рабочей смены только для медицинских работников (ТК РФ, ст.350).

Кроме того, дежурство на дому может устанавливаться отраслевыми нормативными актами соответствующих министерств и ведомств.

Подобный режим работы используют на железной дороге, в сфере энергетики и связи и т. д.

В принципе каждый работодатель может установить такой вид дежурства сотрудников. При этом важно помнить о том, что дежурство на дому должно быть обосновано технологической необходимостью, а не желанием руководства использовать труд работников в режиме 24/7.

Например, оправданным будет дежурство на дому в праздничный день электромонтера узла связи. Он обязан будет своевременно устранить неполадки при их возникновении.

И совершенно не подходит дежурство на дому для офис-менеджера, если компания работает по стандартному графику пятидневной рабочей недели.

Дежурство на дому нельзя использовать для замены сверхурочной работы.

Такая практика минимизации затрат на оплату труда является нарушением трудового законодательства, а соответственно, чревата для нанимателя штрафными санкциями.

Для того чтобы использовать такой режим рабочего времени для сотрудников, необходимо:

  • внести дежурство на дому в положение о персонале и оплате труда;
  • получить согласие работников на такое дополнение к рабочему режиму;
  • внедрить для дежурных суммированный учет рабочего времени;
  • составить график дежурств.

Время дежурства на дому включается в общую продолжительность рабочего времени.

Поэтому при составлении графика таких дежурств нужно учитывать количество отработанного работником времени, а также помнить о запрете на отработку двух смен подряд.

Кроме того, нельзя привлекать к такому виду дежурства отдельные категории сотрудников, например, несовершеннолетних или беременных женщин.

Как оплачивается дежурство на дому

Дежурство на дому включается в рабочее время сотрудников, а соответственно, оплачивается по часовым тарифным ставкам. При этом для его учета в табеле рабочего времени могут применяться понижающие коэффициенты.

Все время дежурства на дому можно разделить на две категории:

  • время, проводимое работником в режиме ожидания;
  • время, затрачиваемое на выполнение работы и проезд до места проведения работ или оказания услуг, а также для возвращения домой.

Вторая категория временных затрат учитывается как полноценное рабочее время.

Режим ожидания, как правило, подлежит учету с понижающими коэффициентами.

Например, ожидание вызова во время дежурства на дому для медицинских работников учитывается с коэффициентом 0,5 (приказ Минздрава № 148н), а для сотрудников организаций связи с коэффициентом 0,25 (постановление Минтруда № 58).

Таким образом, у медика в табеле учета рабочего времени 1 час рабочего времени будет стоять за 2 часа ожидания вызова, а у связистов — за 4 часа в режиме ожидания.

Пример расчета отработанного времени при дежурстве на дому:

Сотрудник МЧС дежурит дома в течение 8 календарных часов. Из них он 5 часов провел в режиме ожидания и 3 часа затратил на проезд к месту ЧП, работу по устранению последствий происшествия и возвращение домой.

Для работников этого ведомства предусмотрен коэффициент 0,25 (постановление Минтруда № 23).

В табеле учета рабочего времени у сотрудника МЧС будет учтено 3 + 5*0,25 = 4,25 часа.

Работодатель может и не применять понижающие коэффициенты.

Если точный алгоритм учета рабочего времени при дежурстве на дому не предусмотрен законодательством или отраслевыми нормативными актами, то наниматель может установить и полную оплату за часы, проводимые работником в ожидании вызова.

Дежурство на дому является особым видом рабочего времени сотрудников. Он применяется в тех случаях, когда у работодателя может возникнуть необходимость присутствия дополнительного персонала на рабочих местах.

Возможность введения такого вида дежурств предусматривается законодательством либо отраслевыми нормативными актами.

Оплата за время такого дежурства производится исходя из количества учтенных часов рабочего времени. Большинство ведомств и организаций применяют понижающие коэффициенты для учета времени ожидания вызова, однако, законодательство не запрещает учитывать все время дежурства на дому без таких коэффициентов.

Архипова Ольга Сергеевна

При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности многие работодатели сталкиваются с необходимостью организации дежурства работников на дому. Дежурство на дому, как правило, осуществляется в целях обеспечения стабильной бесперебойной работы организации, оперативного разрешения неотложных производственных вопросов в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, в том числе ликвидации аварий и т.п.

К сожалению, действующее трудовое законодательство не дает необходимого представления ни о понятии, ни о порядке организации и осуществления таких дежурств. Трудовой кодекс РФ — основной документ, регламентирующий трудовые отношения, вообще не упоминает о возможности привлечения работников к дежурствам; отсутствует полное единообразное и четкое правовое регулирование дежурств и на уровне иных нормативных правовых актов. Единственный действующий документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия — постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» — не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств далеко не в полном объеме.

С учетом отсутствия полноценной правовой базы на уровне законодательства основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, создаваемый организацией самостоятельно. Такой порядок может устанавливаться и в рамках Правил внутреннего трудового распорядка организации.

Поскольку современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства, то практика его употребления имеет несколько значений.
Первое значение предполагает выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.

Второй вид дежурства — выполнение в пользу работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Это, так называемое, ответственное дежурство. На ответственных дежурных, находящихся на рабочих местах возлагаются задачи оперативного управления организацией в периоды, когда ее главные административные органы не функционируют, — в ночное время, нерабочие праздничные или выходные дни.

И, наконец, третье значение рассматриваемого термина связано с готовностью работника, но уже не к совершению определенных действий, а к выполнению в случае необходимости своих непосредственных трудовых обязанностей в целом по требованию работодателя. При этом работник пребывает вне места нахождения работодателя и является к месту выполнения работы по вызову. Именно такое дежурство именуется «дежурством на дому».

В современных условиях работнику для осуществления такого дежурства не обязательно нужно находиться непосредственно дома. Достаточно иметь включенный мобильный телефон и иметь возможность в случае необходимости быстро появиться на своем рабочем месте.

Время дежурства на дому не является рабочим временем. Рабочее время для работника начинается в случае вызова работника и с момента его появления на своем рабочем месте. Учет и оплата рабочего времени работника вызванного на работу осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Тем не менее, дежурство на дому привносит в отдых работника определенные неудобства. Работник обязан находиться в зоне досягаемости, должен иметь возможность немедленно завершить свои дела и приступить к выполнению работы в своей организации. Такие неудобства работодатель обязан тем или иным образом компенсировать работнику, осуществляющему дежурство на дому. Одним из вариантов компенсации является установление доплаты работнику за дежурство на дому. При этом размер доплаты, как правило, пропорционален времени дежурства на дому.

В локальный нормативный акт организации, регламентирующий порядок дежурств на дому, кроме порядка компенсации работнику за такое дежурство могут включаться следующие вопросы:

  • круг работников, осуществляющих дежурство;
  • периодичность дежурств;
  • продолжительность;
  • обязанности и права дежурного.

Понятие дежурство на дому (ожидание вызова) в Трудовом Кодексе отсутствует, что позволяет работодателю злоупотреблять привлечением работника к выполнению своих служебных обязанностей в свое законное время отдыха и при этом ограничивать его зарплату.
Предлагаю четко прописать в ТК РФ статью, регламентирующую дежурство на дому (ожидание вызова).
Данное понятие в настоящее время применимо только для отдельных специальностей с конкретным определением оплаты за час дежурства. Например, дежурство на дому предусмотрено Положением по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 08.06.1998 N 23. Согласно п. 3 этого Положения время дежурства спасателей аварийно-спасательных служб на дому в режиме ожидания учитывается из расчета ¼ часа рабочего времени за один час дежурства на дому. Предлагаем закрепить подобную норму в ТК РФ для любых категорий и профессий, а именно: дежурство на дому с понедельника по пятницу с 6.00 – 22.00 – оплата ¼ часовой тарифной ставки, с 22.00-6.00 – ½ ставки, в выходные и праздничные дни- 1 ставка. В коммерческих структурах данный вопрос решается локальными нормативными актами. Например, в нашей коммерческой организации производится доплата 1/45 часовой тарифной ставки за каждый час дежурства. По закону, могли бы и этого не платить. Дежурство в норматив рабочего времени не входит. В ПВТР компании указано, что дежурство рабочим временем не является, при этом есть внутреннее положение, в котором прописаны обязанности сотрудника во время нахождения на дежурстве и присутствуют все признаки рабочего времени, предусмотренные статьей 91 ТК РФ. Работник выполняет служебные обязанности по распоряжению работодателя: решает вопросы по телефону, работает на компьютере, не имеет права выключить телефон, обязан по приказу немедленно выехать на место работы и т.д. Дежурство длится по нескольку месяцев подряд круглосуточно без выходных.
Существует Постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. Но его никто не рассматривает, как устаревшее. К тому же там рассматривается дежурство на рабочем месте (а не на дому). В связи с развитием средств телекоммуникаций, возможностей удаленного доступа к оборудованию и системам через интернет, возможностей полноценного работы на дому, данное постановление идеально для применения в современном ТК.

В условиях рыночной экономики в практике работы предприятий, учреждений и организаций привлечение к дежурствам — это особый элемент управленческой деятельности временного функционирования. Читатели ознакомятся с отличиями дежурств от сходных с ними элементов рабочего времени, с общими и специальными правилами дежурства и т. п. К статье прилагаются образцы соответствующих документов, которые работники кадровых служб смогут использовать в своей работе. В примерах предложены смоделированные варианты привлечения к двум видам дежурств — в праздничные дни и после окончания рабочего дня.

Дежурства как элемент управленческой деятельности

Дежурства широко применялись в советский период как элемент административно-командной системы.

Но и в условиях рыночной экономики в практике работы предприятий, учреждений и организаций (далее — предприятие) привлечение к дежурствам — это особый элемент управленческой деятельности временного функционирования.

Кодексом законов о труде Украины понятие «дежурство» не определено. В главе IV «Рабочее время» КЗоТ Украины (ст. 50–65) о правовой конструкции дежурства не упоминается.

В письме Министерства труда и социальной политики Украины от 2 апреля 2010 года № 89/13/116-10 о дежурствах на предприятиях и в учреждениях, в частности, определено, что порядок привлечения работников к дежурствам должен предусматриваться в коллективном договоре.

Из норм трудового права следует, что рабочее время — это установленное законом время, которое работники в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка обязаны использовать исключительно для производственной работы и выполнения служебных обязанностей для предприятия.

Обратить внимание. Производственная работа и служебные обязанности во время дежурства не выполняются.

Дежурство — это присутствие работника на предприятии по распоряжению собственника или уполномоченного им органа до начала и после окончания рабочего дня, в выходной и праздничный день для оперативного решения неотложных задач, которые не входят в круг обязанностей работника по трудовому договору.

Такое общее определение дежурства сформулировано с учетом положений постановления Секретариата ВЦСПС «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» от 2 апреля 1954 года № 233 (далее — Постановление № 233). Этот нормативный акт действует в соответствии с постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991 года № 1545-XII. Постановление № 233 применяется в Украине как не противоречащее Конституции и законам Украины.

В Постановлении № 233 предусмотрено:

  • дежурства рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях после окончания рабочего дня, в выходные и праздничные дни могут вводиться в исключительных случаях и только по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом. Не допускать привлечения работников к дежурствам чаще одного раза в месяц;
  • в случае привлечения к дежурству после окончания рабочего дня явка на работу для работников как с нормированным, так и с ненормированным рабочим днем переносится в день дежурства на более позднее время. Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня.

Обратить внимание. Дежурства в выходные и праздничные дни компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгулов той же продолжительности, что и дежурство (п. 2 Постановления № 233).

Ни в Постановлении № 233, ни в письме Министерства труда и социальной политики Украины от 2 апреля 2010 года не упоминается об оплате труда за дежурства как за рабочее время.

Но, как определено частью первой статьи 94 КЗоТ, собственник или уполномоченный им орган выплачивает заработную плату работнику за выполненную им работу.

В практике организации дежурств предоставляемый отгул зачастую оплачивался. Так фактически разрешалась нормативная неопределенность оплаты труда за работу во время дежурства.

Вопрос отнесения дежурства к рабочему времени (полностью или частично) возможно решать локальными нормативными актами.

Статьей 138 проекта Трудового кодекса Украины от 4 декабря 2007 года предусмотрено, что если в соответствии с законодательством, соглашением или коллективным договором работники привлекаются к дежурствам, время дежурства засчитывается в рабочее время с соответствующей оплатой труда.

Отличия дежурств от сходных с ними элементов рабочего времени

От дежурства необходимо отличать привлечение работников к работе в сверхурочное время и к работе в выходные и праздничные дни — в этих случаях работники привлекаются к работе, обусловленной трудовым договором, в исключительных случаях, предусмотренных законодательством.

От дежурства необходимо отличать также оформленное приказом по предприятию привлечение работников с ненормированным рабочим днем к внеурочным или сверхурочным работам, т. е. к работам, которые необходимо выполнять после окончания рабочего дня.

Внеурочные работы для работника с ненормированным рабочим днем — это работы, входящие в круг обязанностей работника и выполняемые после окончания рабочего дня в связи с их срочностью. Например, разработка главным экономистом разделов коллективного договора к определенному сроку при необходимости выполнения и текущей оперативной работы в урочное время.

Сверхурочные работы для работника с ненормированным рабочим днем — это работы, не входящие в круг обязанностей работника и выполняемые после окончания рабочего дня в исключительных случаях. Например, для главного механика — выполнение слесарных работ при устранении последствий производственной аварии.

Надо сказать, что:

  • дежурство — это всегда работа, не обусловленная трудовым договором;
  • законодательством не определены исключительные случаи привлечения к дежурствам;
  • дежурства компенсируются только отгулом.

Отличия дежурств от сходных с ними нормативно определенных элементов рабочего времени более подробно представлены в таблице, где они отмечены по трем основным показателям характеристики дежурства.

Табл. Отличия дежурств от сходных с ними нормативно определенных элементов рабочего времени

№ п/п

Характеристика дежурства в соответствии с Постановлением № 233

Характеристика сходных с дежурством элементов рабочего времени

внеурочные работы

сверхурочные работы

работа в выходные, праздничные (нерабочие) дни

Дежурство — это не обусловленная трудовым договором работа по оперативному решению управленческих вопросов

Для работников с ненормированным рабочим днем работы, входящие в круг должностных обязанностей и выполняемые после окончания рабочего дня

Для работников с нормированным рабочим днем работы, входящие в круг должностных обязанностей.
Для работников с ненормированным рабочим днем работы, не входящие в круг должностных обязанностей

Выполнение работы, обусловленной трудовым договором

Законодательством не определены исключительные случаи привлечения к дежурствам

Неотложные в производственном и управленческом процессе работы для работников с ненормированным рабочим днем

Исключительные случаи привлечения определены статьей 62 КЗоТ

Исключительные случаи привлечения к этим работам определены статьей 71 КЗоТ

Дежурства компенсируются только предоставлением другого дня отдыха (отгулом)

Компенсируются для работников с ненормированным рабочим днем предоставлением дополнительного отпуска в соответствии со статьей 76 КЗоТ и статьей 8 Закона Украины «Об отпусках» от 5 ноября 1996 года № 504/96-ВР

Компенсируются двойной оплатой труда в соответствии со статьей 106 КЗоТ

Работы в выходные дни компенсируются предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере (ст. 72 КЗоТ), работы в праздничные и нерабочие дни оплачиваются в двойном размере (ст. 107 КЗоТ)

Работы, которые в современных условиях хозяйствования выполняются дежурными:

  • принятие неотложных управленческих решений относительно производственной деятельности непрерывно действующих предприятий, подведомственных головному предприятию или управленческому центру, в период, когда эти многофункциональные управленческие структуры не работают (в выходные, праздничные дни);
  • координация внутрихозяйственных и межхозяйственных производственных отношений в период единовременных объемных работ на предприятии (массовая приемка сельскохозяйственного сырья, многократное увеличение объема снабженческих и сбытовых операций и т. п.).

Общие и специальные правила о дежурствах

При привлечении работников к дежурствам целесообразно в качестве общих правил применять положения, предусмотренные Постановлением № 233, а также определения, сформулированные в соответствии с комментариями к законодательству о труде:

  • к дежурству работники могут быть привлечены только по их согласию;
  • специальная денежная компенсация за дежурство не выплачивается; за день дежурства возможно производить оплату труда по локальному нормативному акту, как за обычное рабочее время;
  • не привлекаются к дежурствам лица, которых запрещено привлекать к сверхурочным работам в соответствии со статьей 63 КЗоТ;
  • на дежурных не возлагаются обязанности сторожей, обязанности по проверке пропусков на вход и выход с предприятия или учреждения, приему почты, уборке помещений, оформлению документации;
  • при увольнении работника, не получившего отгул за дежурство, ему следует предоставить отгул за дежурство до увольнения;
  • не привлекаются к дежурству работники, находящиеся на сдельной оплате труда, так как единственной формой компенсации за дежурство является предоставление отгула (причем за время отгула заработная плата не сохраняется) — и сдельщики теряют в заработке;
  • не применяются правила о дежурствах в случаях выполнения работником своих обычных обязанностей, хотя они и назывались дежурством; так, привлеченный к работе в праздничное время ночной дежурный медицинский персонал, дежурный электромонтер и т. п. будут иметь право на денежную оплату в двойном размере, так как привлекаются для выполнения своих обычных обязанностей, а не специальных обязанностей дежурных;
  • для соблюдения правила о том, что нельзя привлекать работников к дежурствам чаще одного раза в месяц, при учете количества дежурств принимать во внимание все три вида дежурства (в выходные дни, в праздничные дни, после окончания рабочего дня);
  • привлечение к дежурствам и предоставление отгула за дежурство оформлять приказом.

В Украине действуют и специальные правила о дежурствах, а именно:

  • пункт 11 Положения о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 21 марта 1960 года № 402/9;
  • пункт 5.3 Правил определения рабочего времени и времени отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиации Украины, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 2 апреля 2002 года № 219.

Обратить внимание. Для работников отдельных хозяйствующих структур (на судах морского флота, в гражданской авиации), где за дежурства установлены специальные правила компенсации, при привлечении к дежурствам применяются не общие положения Постановления № 233, а специальные правила.

Примерная схема пакета документов о привлечении работников к дежурствам

В приложениях 1–4 приводится примерная схема пакета документов о привлечении работников к дежурствам:

  • заявка руководителя предприятия профсоюзному комитету о согласовании привлечения к дежурствам работников предприятия (приложение 1);

Приложение 1

ЗАЯВКА
керівника підприємства профспілковому комітету на узгодження залучення до чергувань працівників підприємства


Скачать

  • выписка из протокола заседания профсоюзного комитета с согласованием привлечения к дежурствам (приложение 2);

Приложение 2

ВИТЯГ З ПРОТОКОЛУ
засідання профспілкового комітету щодо узгодження залучення до чергувань


Скачать

  • докладная записка руководителя производственного участка с обоснованиями и предложениями о привлечении к дежурствам руководящих работников предприятия (приложение 3);

Приложение 3

ДОПОВІДНА ЗАПИСКА
керівника виробничої ділянки з обґрунтуваннями і пропозиціями про залучення до чергувань керівних працівників підприємства


Скачать

  • приказ по предприятию о привлечении к дежурствам работников предприятия (приложение 4).

Приложение 4

НАКАЗ
про залучення до чергувань працівників підприємства


Скачать

Информационные и распорядительные документы разработаны с учетом вышеизложенных правил о привлечении к дежурствам и согласно положениям современного делопроизводства. В примерах предложены смоделированные варианты привлечения к двум видам дежурств — в праздничные дни и после окончания рабочего дня.

Приказ по предприятию о привлечении к дежурствам основывается на согласии работников. В схеме приказа определены согласованные с работниками даты отгулов как компенсация за дежурства, поэтому отдельных приказов о представлении отгулов не потребуется.

В условном примере порядок привлечения работников к дежурствам в коллективном договоре не предусмотрен. В предложенном приказе по предприятию, согласованном с профсоюзным комитетом, как в локальном нормативном акте, определен порядок оплаты труда за время дежурства (такая оплата возможна, если обусловлена в коллективном договоре).

Предложенная схема пакета документов о привлечении работников к дежурствам может методически и практически помочь работникам кадровых служб предприятий в разработке таких документов.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности многие работодатели сталкиваются с необходимостью организации на предприятии или в учреждении дежурства работников. Дежурство, как правило, осуществляется в целях обеспечения стабильной бесперебойной работы организации, оперативного разрешения текущих вопросов в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, до начала или после окончания рабочего времени основной части персонала предприятия и т.п.

К сожалению, действующее трудовое законодательство не дает необходимого представления ни о понятии, ни о порядке организации и осуществления дежурств. ТК РФ — основной документ, регламентирующий трудовые отношения, вообще не упоминает о возможности привлечения работников к дежурствам; отсутствует полное единообразное и четкое правовое регулирование дежурств и на уровне иных нормативных правовых актов. Последние к тому же носят ведомственный характер и имеют узкоотраслевую направленность. Единственный действующий документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия — постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» — не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств весьма отрывочно.

Вместе с тем потребность в организации дежурств — объективная реальность и названные отношения, фактически складывающиеся в ходе осуществления трудовой деятельности, остро нуждаются в правовом регулировании. С учетом отсутствия полноценной правовой базы на уровне законодательства основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, создаваемый организацией самостоятельно. Представляется, что с этой целью целесообразно принять специальный документ, посвященный вопросам осуществления дежурств, например, положение об организации дежурств на предприятии (в учреждении). Порядок осуществления дежурств может включаться в качестве составной части и в положение об организации рабочего времени и времени отдыха либо в соответствующий раздел коллективного договора. Дополнением к названному документу должны стать составляемые периодически (на месяц, квартал, год) графики привлечения к дежурствам конкретных работников.

Очевидно, что условия локальных нормативных актов должны соотноситься с задачами, которые ставит перед собой работодатель, вводящий дежурства, и не ухудшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством. В тех случаях, когда отдельные вопросы организации дежурства регламентированы на уровне законов или подзаконных нормативных актов, их положения также должны учитываться при формировании соответствующего локального нормативного акта. Так, на сегодня некоторые правила осуществления дежурств установлены законодательством в отношении сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб, предприятий связи, педагогических, медицинских работников, работников железнодорожного транспорта, предприятий энергетического, нефтяного, газового комплексов и горнодобывающей промышленности.

Содержание локального нормативного акта, принимаемого работодателем, должно включать в себя все необходимые элементы, определяющие порядок привлечения работников к дежурствам.

ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЖУРСТВА

Как уже было отмечено выше, современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства. Термин «дежурство» употребляется в нормативных правовых актах в нескольких значениях.

Первое значение предполагает выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Термин «дежурство» используется здесь в силу сложившихся традиций правового регулирования. Так, например, традиционно в законодательстве дежурствами именуется деятельность медицинского персонала, охранников, лиц, несущих вахту на речном и морском транспорте, членов аварийных бригад предприятий коммунальной сферы и др. Представляется, что использование в данных случаях термина «дежурство» обусловлено спецификой трудовой функции, заключающейся в готовности в необходимый момент совершить определенные действия (пресечь правонарушение, устранить аварию и т.п.). Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.

Второе значение рассматриваемого термина также связано с готовностью работника, но уже не к совершению определенных действий, а к выполнению в случае необходимости своих непосредственных трудовых обязанностей в целом по требованию работодателя. При этом работник пребывает вне места нахождения работодателя и является к месту выполнения работы по вызову. Такое дежурство, как правило, именуется «дежурством на дому» и нуждается в установлении специальных правил его осуществления. Цель данного вида дежурств — оперативное выполнение организацией стоящих перед нею задач, обеспечение ее бесперебойной работы, устранение последствий аварий и т.п.

Третий вид дежурства — выполнение в пользу работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Именно в этом значении исследуемое понятие изначально использовалось законодателем и именовалось ответственным дежурством. На ответственных дежурных возлагаются задачи оперативного управления организацией в периоды, когда ее главные административные органы не функционируют, — в ночное время, нерабочие праздничные или выходные дни.

Ответственные дежурные могут также обеспечивать организационную подготовку к началу рабочей смены основной части персонала предприятия (учреждения) — проверять готовность оборудования, наличие материалов, обеспечивать доступ в производственные или иные помещения и т.п. Этот вид ответственного дежурства отличается от предыдущего и может быть выделен в качестве его самостоятельной разновидности.

Таким образом, вид и порядок осуществления дежурств определяются в первую очередь его целями. В случае когда организацией используются дежурства различных видов — дежурство на дому, ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации), ответственное дежурство перед началом или после окончания рабочей смены, для каждого из них должны быть установлены отдельные правила.

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДЕЖУРСТВАМ

Порядок привлечения к дежурствам должен включать в себя:

  • круг субъектов, осуществляющих дежурство;
  • периодичность дежурств;
  • продолжительность;

· порядок формирования графиков дежурства и доведения их до сведения работников.

Круг лиц, на которых возлагается обязанность по осуществлению дежурств, зависит от вида дежурства, а также от наличия у некоторых категорий работников особого правового статуса. При решении вопроса о субъектах, подлежащих привлечению к дежурствам, целесообразно использование двух критериев: профессионального и социального. Так, например, ответственное дежурство по предприятию в целом может поручаться лишь лицам, обладающим определенными знаниями и опытом в сфере управления, а также имеющим комплексное представление о деятельности организации, т.е. менеджерам высшего и среднего звена. Дежурство перед началом или после окончания рабочей смены предполагает наличие у работника определенных профессиональных навыков, позволяющих ему осуществить надлежащую подготовку к выполнению работ.

Представляется, что при установлении круга лиц, привлекаемых к дежурствам, должны учитываться и дополнительные гарантии, предусмотренные законодательством для отдельных категорий работников. Так, полностью от ответственных дежурств должны быть освобождены беременные женщины, а также работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Не может возлагаться обязанность по прохождению дежурств такого рода и на работников, в отношении которых установлены специальные правила привлечения к сверхурочным работам, работам в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время: инвалидов, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, родителей ребенка-инвалида, лиц, осуществляющих уход за заболевшим членом семьи. Несмотря на то что законодательство не предоставляет специальных гарантий в части регламентации рабочего времени и времени отдыха одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, данную категорию работников, на наш взгляд, также целесообразно освобождать от участия в дежурствах.

По общему правилу, дежурства могут устанавливаться для одного работника не чаще одного раза в месяц. Однако некоторые специальные нормативные акты предусматривают иную периодичность привлечения к дежурствам. Например, при стоянках в портах командный состав судов морского флота может привлекать к дежурствам с периодичностью один раз в три дня. Даты осуществления дежурства конкретными работниками должны фиксироваться в соответствующих графиках и своевременно доводиться до их сведения под роспись.

Продолжительность дежурства зависит от потребностей работодателя. Так, например, в отношении работников учреждений образования установлено, что длительность их дежурства не может быть более 20 минут до начала и 20 минут после окончания занятий. Если речь идет о дежурствах на дому или ответственных дежурствах по предприятию (учреждению), то она, как правило, равна продолжительности рабочей смены, хотя иногда может быть увеличена и до одних суток. Дежурства продолжительностью более 24 часов не допускаются.

Несмотря на то что дежурства преимущественно не связаны с выполнением работником своих непосредственных трудовых обязанностей, они осуществляются в пользу работодателя, входят в состав общей трудовой функции работника, предполагают временные затраты либо ограничения в использовании работником времени отдыха. С учетом этого время дежурства должно включаться в норму рабочего времени при его планировании на месяц. При ином подходе дежурства рассматриваются как сверхурочная работа.

В соответствии со ст. 103 ТК РФ работа в течение двух смен подряд запрещена. Поскольку дежурство представляет собой разновидность рабочего времени, не допускается привлечение к дежурству таким образом, чтобы ему непосредственно предшествовала или за ним непосредственно следовала другая рабочая смена. Между дежурством и рабочей сменой работнику должно предоставляться время отдыха, по общему правилу равное не менее чем двойной продолжительности рабочей смены.

При осуществлении дежурства в месте выполнения работ его продолжительность учитывается в составе рабочего времени в полном объеме. К сожалению, в законодательстве отсутствуют единые правила учета рабочего времени при дежурствах на дому. Однако из арсенала трудового права может быть использован следующий порядок расчета: время ожидания работника на дому учитывается как 0,25 часа нормального рабочего времени; в случае вызова на рабочее место время выполнения работы исчисляется по его фактической продолжительности.

Лишь незначительное число профессий предполагает осуществление дежурств в качестве составляющей главной трудовой функции работника в силу законодательных установлений. Тарифно-квалификационные характеристики большинства профессий и должностей не предусматривают обязанности работника участвовать в осуществлении дежурства. Это вызывает настоятельную потребность во включении данной обязанности в состав трудовой функции работников на уровне должностных инструкций либо трудового договора. Только при таком условии у работодателя появляется право требовать от работника участия в дежурствах, а у работника — обязанность данному требованию подчиниться.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО

Дежурство само по себе представляет сложный процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий как самого дежурного, так и иных работников организации, ее структурных подразделений, органов управления. С учетом того, что ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации) является составляющей трудовой функции работников различных профессий и квалификации, появляется необходимость разработки в рамках организации единых универсальных правил осуществления ответственного дежурства. Положение об организации дежурств должно предусматривать алгоритм поведения ответственного дежурного, его права и обязанности, правила взаимодействия с другими структурными подразделениями, а в случае необходимости и с другими организациями. Например, в нем может определяться порядок ведения журнала дежурства, последовательность оповещения о возникновении каких-либо обстоятельств различных заинтересованных субъектов, конкретные меры, которые должны приниматься дежурным в тех или иных ситуациях, и т.п.

Поскольку дежурства на дому также предполагают отклонения от обычного порядка осуществления трудового процесса, для них аналогичным образом целесообразно разрабатывать специальные правила.

Участие в дежурствах является дополнительной трудовой обязанностью работника и, как правило, не охватывается рамками его основной квалификации. Кроме того, каждая организация имеет собственную специфику ведения дежурств, обусловленную своими потребностями и особенностями организации труда. Поэтому обязанность по обучению работников правилам осуществления дежурства лежит на работодателе.

КОМПЕНСАЦИЯ ДЕЖУРСТВА

Дежурства, включаемые в норму рабочего времени, дополнительной компенсации не подлежат.

В том случае, если дежурства осуществляются сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходной или нерабочий праздничный день, компенсация их должна осуществляться по общим правилам, установленным для этих случаев трудовым законодательством: повышенной оплатой либо, по желанию работника, предоставлением дополнительного времени отдыха (ст. 152, 153 ТК РФ).

Принимая во внимание, что дежурства выступают специфической разновидностью рабочего времени, в положении об организации дежурств порядок компенсации дежурства, включая правила его оплаты, должен оговариваться специальным образом.

При формировании соответствующего локального нормативного акта могут предусматриваться и иные положения об осуществлении дежурств, обусловленные его потребностями, а также спецификой деятельности организации. По аналогии с нормами, устанавливающими правила введения в организации режимов рабочего времени, положения об осуществлении дежурств должны приниматься с участием представительного органа работников.

Поскольку привлечение работников к дежурствам затрагивает наиболее существенные из их трудовых прав, введение, упразднение дежурств, изменение условий их осуществления должны производиться по правилам ст. 73 ТК РФ как изменения существенных условий трудового договора.

Приложение

Постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г.

«О дежурствах на предприятиях и в учреждениях»

(Бюллетень ВЦСПС, 1954, № 8)

Секретариат ВЦСПС отмечает, что на предприятиях и в учреждениях практикуется неправильное привлечение рабочих и служащих к дежурствам после окончания рабочего дня и в ночное время. Нередки случаи, когда на дежурных возлагаются обязанности сторожей, проверка пропусков, прием почты. К дежурствам также привлекаются матери, имеющие детей в возрасте до 12 лет, беременные женщины.

Работники, привлекаемые к дежурствам, лишаются нормального отдыха, снижается их трудоспособность.

В целях ликвидации излишних дежурств на предприятиях и в учреждениях Секретариат ВЦСПС постановляет:

1. Дежурства рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях после окончания рабочего дня, выходные и праздничные дни могут вводиться в исключительных случаях и только по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом. Не допускается привлечение работников к дежурствам чаще одного раза в месяц.

2. В случае привлечения к дежурствам после окончания рабочего дня явка на работу для работников с нормированным и ненормированным рабочем днем переносится в день дежурства на более позднее время. Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня.

Дежурства в выходные и праздничные дни компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгула той же продолжительности, что и дежурство.

См. например: Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных предприятий связи, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 17 ноября 1997 г. № 58; приказ МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8-ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров»; письмо Минобразования и науки РФ от 26 октября 2004 г. и др.

См., например: ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; п. 1.8 приказа МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров» и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *