Для общего пользования

Для общего пользования

Правила эксплуатации земли общего пользования регулируются Федеральными, региональными законами, нормативными актами государственных, муниципальных органов власти. Согласно Земельному Кодексу (ст. 85 п. 12), Федеральному закону № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. 28 п. 8) такие участки не подлежат отчуждению и приватизации. Однако определенные территории могут передаваться для временного личного использования при условии сохранения к ним свободного доступа.

Содержание

Определение и правовые признаки

В российском законодательстве нет отдельно выделенного, четкого определения земли общего пользования. Однако в статье 8 Земельного и статье 1 Градостроительного Кодекса РФ приводится перечень участков этой категории:

  • улицы, бульвары, площади;
  • парки, скверы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, пляжи, береговые зоны водных объектов.

Анализируя законодательство, можно выделить такие правовые признаки земель общего пользования:

  • входят в состав населенных пунктов, разных территориальных зон;
  • относятся к государственной или муниципальной собственности;
  • общедоступны для всех граждан (ГрК, ст. 1 п. 12);
  • предназначены для удовлетворения общественных интересов социально-экономического, бытового, рекреационного, культурно-оздоровительного характера;
  • в документации по планировке территории обозначены красными линиями (ГрК, ст. 1 п. 11).

При отсутствии одного из этих признаков земельный участок будет относиться к другой категории с соответствующим правовым режимом. Границы территориальных зон, правила землепользования утверждаются нормативными актами органов местного самоуправления, государственной власти субъектов РФ.

Землю общего пользования нельзя приватизировать, но согласно Земельного Кодекса такие участки можно арендовать или получить в постоянное (бессрочное) пользование. При этом должен сохраняться принцип общедоступности и удовлетворения публичных интересов.

Особенности аренды

Если на территории участка земель общего пользования находится капитальное строение, юридическое лицо или гражданин, владеющий этим объектом, имеет право арендовать надел (ЗК, ст. 39.20 п. 1). На недвижимость при этом должно быть оформлено право собственности, само сооружение законно зарегистрировано государственными органами. Срок аренды – до 49 лет.

Владелец здания имеет право на любые правовые действия со своей недвижимостью – продавать, дарить, передавать по наследству. При этом земля под объектом по-прежнему будет принадлежать государству. Поскольку законодательством запрещено приобретать такие участки в частную собственность, при смене собственника на нового владельца оформляется переуступка права аренды. Перезаключать арендный договор не требуется, но обязательно вносят изменения в Единый госреестр прав на недвижимость.

Если помещениями здания, которое расположено на участке, владеют сразу несколько лиц, они имеют право арендовать землю со множественностью лиц на стороне арендатора (ЗК, ст. 39.20). Аналогичный вид найма применяется, когда на неделимых земельных участках построены несколько объектов недвижимости, принадлежащих разным правообладателям. При этом обращаться с заявлением об аренде надела в уполномоченные органы может любой из заинтересованных владельцев помещения или здания.

С момента подачи заявления об аренде представители соответствующих органов обязаны на протяжении 30 дней направить проект договора всем собственникам построек и помещений. Владельцам также отводится 30 дней на подписание арендного договора со дня направления проекта. Если кто-либо из правообладателей отказался его подписывать, представители уполномоченных органов обязаны через 3 месяца обратиться в местную судебную инстанцию с требованием о принуждении собственника заключить арендное соглашение.

Отсутствие строгого определения земель общего пользования позволяет муниципальным органам власти утверждать свои правила эксплуатации таких территорий для развития местной инфраструктуры. Эти нормативно-правовые акты регламентируют установку, использование временных некапитальных сооружений. Например, гаражей, торговых павильонов, киосков, летних кафе. Под такие объекты отводятся отдельные зоны с четко установленными границами и местоположением, с возможностью оформления краткосрочной аренды.

Налогообложение арендованных участков

Независимо от назначения, способов эксплуатации земля общего назначения остается собственностью государства. По этой причине налогообложение арендованных участков такой категории отличается рядом особенностей:

  • налог на земли общего пользования начисляется в случаях, когда на арендуемой физическими или юридическими лицами территории нет строений, зарегистрированных в качестве недвижимых объектов. Если на таких участках находится правильно оформленная недвижимость, вместо земельных налогов применяется фиксированная арендная оплата;
  • когда нет одного конкретного пользователя участком, земельная пошлина заменяется другими видами налогов. Например, аренда части автомагистрали облагается транспортным налогом, включая пошлину за использование дороги. Общая сумма налогов при этом пропорционально разделяется между потенциальными пользователями конкретной арендованной территории;
  • если арендованный надел входит в состав некоммерческого садоводческого товарищества, то земельным налогом будет облагаться вся территория такого объединения. Оплата пошлины распределяется между членами организации пропорционально площади участка.

Применение стандартных фискальных схем по отношению к арендованным территориям земель общего назначения не подходит. Каждый конкретный случай должен рассматриваться отдельно. При выборе налогообложения будут учитываться функциональные особенности, виды эксплуатации земли.

Условия бесплатного постоянного пользования участком

Помимо аренды физические, юридические лица могут оформить участок земли общего пользования в бесплатное постоянное пользование. Пользоваться наделом гражданин может всю жизнь, бессрочно и без арендной оплаты или земельного налога. Однако при этом не имеет права передавать такую землю по наследству.

В современных условиях передача земель в бесплатное постоянное пользование практикуется редко и доступна лишь для ограниченного круга лиц. Этой возможностью могут воспользоваться граждане, которые на разных основаниях оформили бессрочное пользование до утверждения ЗК в 2001 году (№ 137-ФЗ, ст. 3 п. 1). Бесплатное получение земли после принятия ЗК доступно лишь для федеральных, местных госорганов, бюджетных учреждений, казенных предприятий, Центров наследия бывших президентов России (ЗК, ст. 39.9).

Если у физических или юридических лиц есть основания для бесплатного оформления участка, они могут обратиться с соответствующим заявлением в местные уполномоченные органы. Когда на таких территориях расположено зарегистрированное строение с помещениями, принадлежащими разным собственникам, надел будет передан владельцу наибольшей площади (ЗК, ст. 39.20). Такой же принцип сохраняется, если на землях находится несколько объектов недвижимости. Право на бесплатное постоянное пользование получит собственник построек, общая площадь которых превышает размеры других объектов.

Ответственность за нарушения правил эксплуатации земельных участков общего пользования

Самым распространенным нарушением земельного законодательства является самовольный захват и эксплуатация участков без оформления разрешения и правоустанавливающей документации. Ответственность за такие проступки предусматривается Кодексом об административных правонарушениях (КоАП, ст. 7.1). Если известна кадастровая стоимость захваченного участка, налагаются штрафы такого размера:

  • на граждан – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 5000 рублей;
  • на должностное лицо – от 1,5 до 2%, но не меньше 20000 рублей;
  • на юридическое лицо – от 2 до 3%, но не меньше 100000 рублей.

Если цена надела не определена, суммы штрафов составят:

  • для граждан – от 5000 до 10000 рублей;
  • для должностного лица – от 20000 до 50000 рублей;
  • для юридического лица – от 100000 до 200000 рублей.

При этом граждане, которые осуществляют на самовольно занятой территории неоформленную в установленный порядок предпринимательскую деятельность, будут нести ответственность как юридические лица. Наказание не ограничится одним штрафом, если на неоформленной в аренду или бессрочное пользование территории будет возведено или установлено какое-либо сооружение. Правонарушитель обязан за личный счет снести постройку, восстановив при этом изначальный вид участка.

Следить за соблюдением правил содержания, эксплуатации территорий общего использования обязан специально уполномоченный орган местной власти. В функции его сотрудников входит не только контроль за использованием территории, но также управление расположенными на них объектами недвижимости, принадлежащих государству.

Пользуясь участками общего назначения, надо учитывать, что эта земля является государственным имуществом. Приватизировать ее нельзя, но можно арендовать или получить в постоянное бесплатное пользование. При этом надо соблюдать правила эксплуатации таких участков, установленные законом, органами самоуправления иначе последует административное наказание.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.


Главная / Недвижимость / Земельный участок / Использование, владение / Право пользования земельным участком

Назад

Опубликовано: 29.01.2017

Время на чтение: 10 мин

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

  • Законодательство
  • Какие земли относятся к категории земель общего пользования?
  • Возможные варианты использования земель общего пользования
  • Правила налогообложения земель общего пользования
  • Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

К земельным участкам, пригодных для публичного свободного использования относятся следующие:

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Граждане в соответствии с земельным законодательством и правовым режимом имеют возможность использовать данные территории, расположенные на них природные и технические объекты.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

Землями общего пользования принято считать те земельные участки, которые расположены в населенных пунктах и служат цели удовлетворения интересов и законных прав лиц, проживающих на территории этого населенного пункта.

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Кому они принадлежат в садоводческих товариществах (СНТ)?

СНТ представляет собой садоводческое некоммерческое товарищество, которое распоряжается землями сельскохозяйственного назначения. Недвижимое имущество в СНТ распределяется согласно статье 28 Закона об СНТ:

  • все земли принадлежат одному юридическому лицу, организатору СНТ;
  • общая собственность членов объединения (земля принадлежит всем, но распределена по участкам).

На данные участки допускается оформление прав на собственность, арендование запрещено.
Члены СНТ могут выбрать право приватизации принадлежит членам СНТ. Если используется оформление общей собственности, то допускается совместная и долевая собственность.

Право собственности оформляют через общее заявление с согласия всех членов товарищества. Это подтверждается протоколом собрания членов товарищества. Но существуют участки общего пользования, которые невозможно приватизировать. Если такие участки выделяются СНТ на правах бессрочного пользования, то оно не прекращает своего действия без желания СНТ.

Резервирование земель

Если на какой-то территории запланировано строительство стратегических объектов, такие территории резервируются. В данном случае речь не идет о частном резервировании. Такая процедура проводится в интересах общественно значимых объектов. То есть, на некоторые земельные участки может быть наложено ограничение в их использовании, если муниципалитет решит, что в конкретном месте в будущем нужно будет построить:

  • объект социальной инфраструктуры (больницу, школу, интернат и т.п.);
  • федеральную трассу;
  • шахту;
  • оборонный объект;
  • ЛЭП и т.п.

Ограничение использования – это, например, запрет на продажу, на изменение вида использования земли, на строительство. Резервирование всегда регистрируется в Росреестре, как обременение, на такие сроки:

  • не дольше, чем на 3 года, если земля частная;
  • до двух лет, если участок муниципальный.

Обременение зарезервированного участка снимается, если:

  • закончился срок резервирования;
  • отменено решение о резервировании;
  • участок изъят (выкуплен) для нужд государства или муниципалитета для целей, по которым он и был зарезервирован.

Разъяснение. Если зарезервированный участок подвергся самозахвату, ответственность за самовольное занятие земельного участка виновник будет нести и перед владельцем, если земля в частной собственности, и перед государством.

Варианты передачи

Земли общего пользования получить в собственность невозможно. Но существует два варианта пользования совместно с общественностью:

  1. Арендование.
  2. Безвозмездное бессрочное пользование.

Гражданским и земельным кодексом запрещено оформлять как частную собственность земельный участок, который относится к общему пользованию и является собственностью государства, независимо от того, каким образом происходит оформление — выкупом или проведением процедуры приватизации.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Распространенный способ использовать общественные земли для собственных нужд это аренда. Она оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на общих участках. При оформлении арендного соглашения собственник строения, расположенного на участке, имеет право преимущества при заключении договора аренды.
Последующего права выкупа при аренде земли общего пользования не существует. Указание возможности выкупа в содержании договора считается незаконным. Арендование земель общественного пользования распространено в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Как можно использовать общественную землю?

Существует несколько вариантов использования территории общего пользования — это:

  1. Пользование территорией на безвозмездной основе. Большинство земель, имеющихся в пределах сел и городов, не могут стать собственностью физического лица. Но любой может распоряжаться землей общего пользования в неограниченном количестве и в любой момент (например, гулять по паркам и скверам).
  2. Аренда земель общего назначения. Арендуют территорию в том случае, когда на ней хотят возвести постройку. Данная сделка совершается между государством и юридическим лицом. Важным нюансом договора является то, что эта территория не может быть выкуплена.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

Для совершения льготной сделки предоставления земель потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Оформление заявления на аренду

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Кому жаловаться на незаконный захват земли?

Если вы обнаружили, что лицо самовольно захватило себе часть чужой территории, сообщите об этом в ТО Росреестра.

Если же вы сами столкнулись с подобной проблемой (например, когда соседи посягнули на вашу землю), в первую очередь установите чёткие границы каждого участка. Для этого вам понадобится обратиться в ТО Росреестра и вызвать кадастрового инженера.

После окончания проверки и определения границ вы вправе:

  • попытаться разрешить спор мирным способом (путём ведения переговоров с соседями);
  • обратиться в суд с иском о восстановлении изначальных пределов вашей территории.

Вместе с иском подаются правоустанавливающие бумаги на землю, выписка из ЕГРН, паспорт владельца, прочие документы, связанные с межеванием участка и подтверждающие правоту заявителя.

Порядок налогообложения

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Сумма налогообложения разделяется пропорционально на всех граждан-пользователей.

Для чего это делать

Если вы ознакомлены с генеральным планом населенного пункта либо правилами, установленными в сфере пользования землей или осуществления застройки, то это может прояснить картину. В частности, данный вид документации в настоящее время принят не во всех субъектах, то есть вы можете ее не найти в своем регионе. Однако имейте в виду, что в качестве установленных решениями проектного характера целей использования земли, расположенной неподалеку от садоводческого товарищества некоммерческого, выступает ее целевое назначение, которое отличается от цели претворения в жизнь садово-огороднического хозяйства. Либо когда земельными наделами интересуются строительные компании, выступающие крупными застройщиками, то имеется большая вероятность, что земли садоводства будут захвачены в массовом режиме, также наделы будут выкупаться за совсем небольшие суммы.
Также нужно отметить, что тот, кто нацелен приватизировать земельный участок, расположенный в садоводческом, огородническом, дачном товариществах, которые имеют некоммерческий характер, может воспользоваться тем, что наделы не имеют четко установленных границ, и увеличить полагающийся ему участок, размер которого должен быть равен 6 сотками. В частности, ее размер может быть увеличен за счет того, что уменьшается площадь надела, расположенного по соседству с вашим, кроме этого, данная процедура может сказаться на ширине дорожного полотна, площадок, отведенных для разворота, мест, имеющих своим назначением сбор мусора, и прочее. Стоит отметить, что решение рассматриваемого вопроса может быть осуществлено в соответствии с законами. Для этого нужно будет поставить землю, находящуюся в общем пользовании на учет, носящий кадастровое назначение, при этом земля отображается с четко установленными границами. Некоторые задумываются о том, можно ли провести указанную процедуру самостоятельно, на что следует сказать, что сделать это можно только с участием специалистов, что связано с необходимостью проведения геодезических работ и формирования надела согласно тому, как это прописано в генеральном плане либо в плане, согласно которому производится организация и застройка земли. Имеет значение, чтобы не было спорных ситуаций, которые относятся к границам земельных наделов, расположенных в общем пользовании. Это закрепляется актом, в котором проводится согласование установленных границ, подписываемым всеми, кто имеет права на смежные земли.

Самозахват и ответственность за нарушение права

Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

Самозахватом надела также считается использование участка без подтверждающих документов.

Штрафная санкция за данное правонарушение по статье 7.1 КоАП назначается в следующей форме:

  • для физического лица денежный штраф от 500 рублей до 1 000;
  • для должностного лица штраф на сумму от 1 000 до 2 000 рублей;
  • для юридического лица денежный штраф от 2 000 до 20 000 рублей.

Если захватчик построил на земле самовольное строение, за собственный счет суд принудит его к уничтожению построенного и восстановлению первоначального вида участка.

На нашем сайте также можно узнать, какие есть виды пользования земельными наделами, которые не являются землями общего назначения, какие правила и условия предоставления таких наделов, каков порядок оформления подобных земель, а также из-за чего может возникнуть утрата права пользования на землю, как правильно составить иск на устранение препятствий в пользовании ЗУ, и что делать, если администрация дала отказ в предоставлении земельного надела.

Земля общего пользования находится в государственной собственности или принадлежит специализированным товариществам. Для личных нужд такую территорию можно арендовать или взять в безвозмездное бессрочное пользование, но с сохранением права общего предоставления. Претендент на землю обращается с соответствующим заявлением в администрацию, предоставляет пакет документов.

Земельный контроль

Пользование земельными участками контролируется, то есть, проверяется:

  • не используется ли земля не по назначению (например, не строятся ли здания на сельхозземлях);
  • нет ли самозахвата земли;
  • не нарушаются ли другие нормы земельного законодательства.

При этом контроль может быть:

  • муниципальный;
  • общественный.

Муниципальный контроль заключается в проверке использования земли уполномоченными органами – земельными комитетами при администрациях. Если при проверке выявятся нарушения, инспектор земкома имеет право сообщить об этом в земельный надзор. А этот орган уже возбуждает административное производство в отношении виновных и выдаёт предписания, либо накладывает штрафы.

Общественный же земельный контроль – это не проверка гражданами законности использования земли, а контроль за земкомами. То есть, если кто-то из граждан усмотрит в действиях работников земельного комитета явное нарушение чьих-то прав, он может пожаловаться в земельный надзор.

Внимание! Если ваш участок или его часть кем-то незаконно захвачена, сообщите об этом в земельный комитет. Не будет реакции со стороны земкома – жалуйтесь в земельный надзор.

К сведению: местный орган земельного надзора располагается в местном отделении Росреестра, потому как деятельность по надзору за использованием недвижимости лежит именно на этой государственной организации.

Не лишним будет упомянуть и о том, что местные земкомы проводят проверки законности использования в основном зарезервированных участков, так как именно эти земли представляют особый интерес для государства.

Оформлять или нет земли общего пользования СНТ?

Да не просто – есть они и есть, а постоянно о них напоминают председателю то районная администрация, то сами садоводы, отказывающиеся вносить целевые взносы на их содержание, то – назойливые мухи – кадастровые инженеры со своими предложениями по оформлению таких земель.И мучается наш председатель: с одной стороны – стояли они 30 лет неоформленные, да и еще столько же простоят, с другой – чувствует наш беспокойный садовод какой-то подвох в постоянных напоминаниях о них со всех сторон, ощущает он всем своим метеочувствительным и натренированным телом скрытую потребность в их оформлении.Так нужно ли оформлять земли общего пользования садоводческого товарищества или нет?

Это интересно: Образец акта приема передачи земельного участка с домом

Требуемый перечень бумаг

Для правильного оформления договора понадобятся следующие документы:

  • личные паспорта владельцев;
  • выписки из ЕГРН о праве собственности и размере доли;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • документы, подтверждающие полномочия представителей.

Если стороной является юридическое лицо, то его представитель должен предъявить действующую доверенность, заверенную уполномоченным лицом организации. Или представить выписку из устава, где будет указано, что этот гражданин уполномочен подписывать подобные договоры от имени организации.

Документы проверяются непосредственно перед подписанием договора. Целесообразно сделать копии каждой бумаги для всех сторон соглашения, чтобы все могли использовать их при необходимости.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Что такое право общего пользования землей в СНТ и в других местах?

Земельный кодекс перечисляет объекты улично-дорожной сети, а также пляжи и водные объекты.

Резюмируя обзор понятий, нужно отметить, что правильнее говорить не о землях, а о земельных участках общего пользования.

Они могут входить, как сказано в ст.

85 ЗК, в любые территориальные зоны, то есть в общественно-деловые, жилые, производственные и так далее.

Это естественно, ведь во всех этих зонах должны быть улицы. Однако при обращении

Право индивидуальной или единоличной (частной) собственности на землю означает, что собственником ее выступает одно лицо — физическое или юридическое.

Гражданин — собственник дачи, коттеджа, дома может являться собственником земельного участка.

Участок в индивидуальном личном подсобном хозяйстве, крестьянском хозяйстве, под частным индивидуальным домом и др. также может находиться в индивидуальной частной собственности.

Индивидуальные собственники приватизированных предприятий (ЧИП) также являются частными собственниками земли. Эти граждане теперь именуются гражданами-предпринимателями без образования юридического лица. Они могут перерегистрироваться в другую форму организации до 1 июля 1999 г.

Их право на землю должно подтверждаться выданным на руки каждому собственнику свидетельством о праве собственности на земельный участок.

Сложнее обстоит дело, когда дом, дача принадлежат не одному, а нескольким собственникам, причем доли недвижимого имущества выделены в натуре. Здесь участки земли могут быть переданы собственникам с выдачей свидетельства о праве собственности на участок каждому из них. Если же этого не сделано, то земельный участок находится в общей долевой или совместной собственности. При продаже доли недвижимого имущества соответственно продается и земельный участок (доля), причем сособственники имущества имеют право преимущественной покупки и земельной доли.

Такая же картина на практике наблюдается и в садоводческом товариществе. Например, каждый садовод, получив свидетельство о праве собственности на свой участок, становится его индивидуальным, единоличным частным собственником. А товарищество по существу трансформируется в ассоциацию садоводов. Садоводы вправе выйти из ассоциации (товарищества) со своим участком, продать его или распорядиться иным образом. В ассоциации (товариществе) земельные участки общего пользования (дороги, проезды, улицы и др. ) остаются в их общей совместной собственности.

На практике встречаются случаи, когда при реорганизации колхоза (совхоза) земельные доли выделяются в натуре. Это значит, что каждый колхозник (работник совхоза) становится индивидуальным частным собственником своего участка и может распоряжаться им свободно, по своему усмотрению. Сам же колхоз (совхоз) по существу превращается в ассоциацию частных собственников.

Если собственники земли создают коммерческую организацию (товарищество, общество, акционерное общество, кооператив) и вносят свои земельные доли в качестве паевого взноса в уставной капитал, то они перестают быть индивидуальными собственниками земли; она объединяется и становится собственностью коммерческой организации

— юридического лица.

Любая коммерческая организация (акционерное общество, общество, товарищество, кооператив и др. ) также является частным собственником земли как юридическое лицо. (Здесь же надо подчеркнуть, что государственные и муниципальные предприятия собственниками земли не являются).

Собственник — физическое лицо (гражданин) распоряжается своей землей индивидуально, единолично. Собственник земли — юридическое лицо распоряжается ею через свои органы управления (правление, совет, председателя, генерального директора и др. ); указанные органы управления выступают и действуют от имени собственника — юридического лица. Эти нормы должны быть конкретизированы в ЗК.

Право общей собственности на землю

В соответствии с ГК право общей собственности на землю (земельный участок) означает, что собственником земли является не одно лицо, а два или несколько лиц — граждан или юридических лиц.

Право общей собственности подразделяется на право совместной собственности (то есть без долевой, без заранее определенных долей) и долевой собственности (то есть когда доли в праве собственности заранее определены).

Каждый участник (субъект) права общей собственности называется сособственником, а весь коллектив в целом — собственником.

Семья, супруги, группа, коллектив лиц — вот субъекты права общей собственности на землю.

Объектом права общей собственности является общий, единый земельный участок, не разделенный на доли в натуре.

Доли, выделенные в натуре, являются индивидуальной собственностью долевиков. Доли, не выделенные в натуре, — это условные доли, определяемые в балло-гектарах, или балло-гектаро-рублях. Они являются общей долевой собственностью сособственников.

Например, в совместной собственности крестьянской семьи может быть общий земельный участок, по их совместному желанию и решению.

Земельный участок может находиться совместной собственности супругов. По желанию супругов (закрепленному в брачном договоре) их земельные участки могут остаться в индивидуальной собственности.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению его членов, также имеет общий земельный участок в совместной собственности (если иное не предусмотрено Законом или договором между членами хозяйства

— ст. 257-258 ГК). До этого по Закону собственником земли являлся глава хозяйства. Вряд ли это было справедливо, когда, например, колхозная или совхозная семья (из нескольких членов) выходила из состава хозяйства со своими земельными долями, и все эти доли переходили в собственность главы хозяйства, то есть нарушались права других членов семьи и хозяйства на землю. Теперь, в соответствии с ГК, — это их совместная собственность (но, как отмечено выше, она может быть и долевой — но только по их совместному решению).

В прежнем ГК имелись ст. 129 — 134 о колхозном дворе (семье). Это не обычное фермерское крестьянское хозяйство. Называлось оно также еще личным подсобным хозяйством (ЛПХ). Раньше вопрос о земельной собственности не стоял, ибо существовала только государственная собственность на землю. В нынешнем же ГК ничего прямо не говорится о крестьянском (нефермерском) хозяйстве: видимо, имеется в виду также гражданин — частный предприниматель (ст. 23 ГК). В ГК следовало бы данному субъекту посвятить специальную статью, как это сделано в отношении фермерского хозяйства. Следует считать, что и в данном случае земля также находится в совместной собственности членов хозяйства.

В общей совместной собственности жильцов многоквартирного дома находится придомовой общий земельный участок. Он никогда не может делиться на доли.

Распоряжаются общим земельным участком в совместной собственности все сособственники совместно. Доля выходящего из общей совместной собственности может быть определена при его выходе, причем остальные сособственники имеют преимущественное право покупки этой доли. Этот участок может опять вернуться в совместную собственность, либо остаться в индивидуальной собственности нового собственника.

Формы права на землю в реораганизованных колхозах и совхозах

Наиболее важным и сложным является вопрос о праве собственности на земельные доли членов или работников реорганизованных колхозов или совхозов. Являются ли они их общей собственностью (совместной или долевой), или эти лица являются индивидуальными собственниками своих долей?

Реорганизация колхозов и совхозов осуществлялась в ходе земельной и аграрной реформ, начиная с 1990 г. Она проходила в соответствии с упомянутым выше Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. об ускорении проведения земельной реформы на основании Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 О реорганизации колхозов и совхозов. Позднее, 4 сентября 1993 г. , Постановление Правительства РФ N 708 утвердило более подробное и развернутое Положение О реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. Из этого заголовка видно, что совхозы не отнесены к государственным сельхозпредприятиям.

Следует подчеркнуть, что указанное Положение базировалось на ст. 12 прежней Конституции РСФСР, в которой совхозы, наряду с колхозами, были признаны собственниками своего имущества, то есть по существу приватизированы. В принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ такая норма отсутствует. Вопрос о совхозах повис в воздухе. Но, видимо, следует исходить из того, что совхозы в нынешней форме — не государственные предприятия, какими были раньше.

Вообще колхозы и совхозы никогда не были самостоятельными формами предприятий. Они возникли после Октябрьской Революции с началом социализации сельского хозяйства. По существу, колхозы всегда являлись кооперативными организациями. Поэтому нет ничего страшного в отказе от привычных наименований колхоз и совхоз. В ГК таких форм, как колхоз и совхоз, не предусмотрено. К тому же эти слова можно сохранить и в новых формах, например, АО — колхоз Прогресс или АО — совхоз Луч и т. д.

Как проходила реораганизация колхозов и совхозов? По добровольному решению их коллективов имущество переходило в долевую собственность, в совместную собственность, либо образовывались новые коммерческие организации с их правом собственности на землю.

При реорганизации осуществлялась инвентаризация земель и имущества. Определялся размер земельной доли. Доля должна быть равной для всех. Право на долю имели колхозники, работники совхозов, работники социальной сферы, проживающие и работающие в хозяйстве: общепита, связи, культуры, медицины и др. Но эти работники не имели права на имущественный пай, в отличие от колхозников и работников совхозов. Причем, размер пая различался в зависимости от трудового вклада (с учетом стажа, должности, размера оплаты труда, образования и т. д. ).

Списки лиц, имеющих право на земельную долю и имущественный пай, утверждались общими собраниями коллективов и представлялись в районный земельный комитет. После их проверки и оформления принималось решение районной администрации о реорганизации хозяйства.

Большинство колхозов и совхозов перешли на новые формы хозяйствования. Но некоторые — осталась на прежних формах. Они также могут реорганизовываться.

В связи с принятием нового ГК Правительство РФ 1 февраля 1995 г. приняло Постановление N 96 О распоряжении собственниками своими земельными долями и имущественными паями.

Колхозам и совхозам, оставшимся на прежней форме хозяйствования, а также перешедшим на долевую собственность, рекомендовано дополнительно провести инвентаризацию земель и имущества (если в этом есть необходимость); при необходимости следует уточнить круг лиц, имеющих право на земельную долю и имущественный пай следует также выдать всем долевикам свидетельства о праве собственности на их доли и паи (которым они не были выданы своевременно).

Долевики получили право на получение нескольких имущественных паев (и по месту прежней работы в других хозяйствах). Но право на земельную долю остается только на одну долю (по последнему месту работы).

Определена судьба невостребованных земельных долей. Они остаются в пользовании хозяйства (с его согласия), а при несогласии

— передаются в районную администрацию (в фонд перераспределения земель). При невостребовании доли в течение общего срока исковой давности (три года) они переходят либо в собственность хозяйства, либо в долевую собственность коллектива, либо в муниципальную собственность.

Хозяйства (по добровольному решению их коллективов) вправе передать свои объекты социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность.

Указанным Постановлением конкретизированы формы распоряжения собственниками своими земельными долями и имущественными паями: выход из хозяйства и образование фермерского хозяйства; продажа; передача по наследству; передача в залог; дарение; предоставление в пользование или аренду; обмен; объединение земельной доли и имущественного пая; внесение их в уставный капитал новой коммерческой организации в качестве паевого взноса. Утверждены образцы документов: договоров купли-продажи, мены, дарения, сдачи в аренду, в залог: документов о внесении паевых взносов в уставный капитал коммерческих организаций и т. д.

Таким образом, указанное Постановление помогает лучше регулировать и решать возникающие на практике вопросы распоряжения долевой собственностью.

В колхозах и совхозах, оставшихся на прежней форме хозяйствования, земля — не собственность юридического лица.

Земельная доля — это условный земельный участок, не выделенный в натуре. Выдел может произойти по желанию собственника при выходе из общей собственности.

Если хозяйство реорганизовалось с переходом к совместной (бездолевой) собственности, доля (ранее не выделенная) выделяется при выходе из совместной собственности.

Следовательно, в указанных случаях мы имеем дело с общей совместной или долевой собственностью на землю. Эта собственность хотя и имеет отношение к реорганизованному хозяйству, но не является собственностью юридического лица. Все члены (работники) хозяйства сообща работают на земле, используют ее под управлением своих избранных органов. Сособственник доли (долевик) без согласия коллектива вправе выйти из хозяйства со своей земельной долей либо продать ее, причем остальные сособственники имеют право преимущественной покупки. Все указанные особенности правового режима общей собственности на землю не полностью отражены в ГК, они должны быть развиты в ЗК.

Что же происходит при переоформлении указанного хозяйства в новую организационно-правовую форму? В соответствии с ГК, как отмечалось выше, такими формами, которые одновременно выступают в качестве субъектов земельных отношений, являются: товарищества — полные (ст. 69-81) и на вере (или коммандитные) (ст. 82-86); общества с ограниченной ответственностью и с дополнительной ответственностью (ст. 87-95); акционерные общества закрытого и открытого типа (ст. 96-104); производственные и потребительские кооперативы (ст. 107-117); некоммерческие организации (ст. 117-123); федеральные казенные предприятия и учреждения (ст. 115, 296-297); государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113-115).

Все названные организации являются юридическими лицами и собственниками принадлежащего им имущества, и в том числе земли. Источниками возникновения права собственности на землю в данном случае являются добровольные вклады (взносы) членов товариществ, обществ, акционерных обществ, кооперативов и др. в уставной (складочный) капитал этих организаций. Причем вкладом (взносом) может быть как весь участок, так и его часть. Если за членом общества, товарищества, акционерного общества остается часть земли, не внесенная в уставной капитал, она присоединяется к приусадебному участку и принимает его статус.

Из этого видно, что коммерческие организации (товарищества, общества, акционерные общества, кооперативы) в сельском хозяйстве как субъекты земельных отношений имеют особенности по сравнению с такими же формированиями в иных отраслях экономики, ибо в сельском хозяйстве земля — основное средство производства.

Данные особенности послужили основанием для указания в Законе о введении в действие ГК о необходимости принятия специального Закона о сельхозкооперативах.

Подобные специальные, особые, самостоятельные законы, думается, предпочтительно принять и о других формированиях в сельском хозяйстве: акционерном обществе, товариществе, обществе, ибо для них главное — рациональное использование земли. Все особенности указанных форм в сельском хозяйстве не могут быть отражены полностью в общих законах.

Кроме того, в указанных формированиях — юридических лицах, как правило, возникают и другие ситуации: помимо собственности юридического лица и собственности его членов могут быть еще и земельные участки в общей (совместной) либо в общей (долевой) собственности. Это могут быть земли общего пользования (дороги, улицы, скверы, пляжи, кладбища и т. д. ), если они не переданы в собственность юридического лица.

Все указанные особенности отражаются в земельном законодательстве, в первую очередь, в Земельном кодексе, в других актах.

Скачать бесплатноСохранить себе:

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса.

В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Говоря о взаимодействии между собой регионального и федерального законодательства, можно отметить, что федеральное будет иметь первоочередное значение, если возникает конфликт между нормативными актами.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Получить в собственность земли, относящиеся к категории земель общего пользования, невозможно.

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

Наиболее распространенным вариантом использования земель общего пользования считается аренда, которая оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на таких участках.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Таким образом, собственность на право пользования землями общего пользования остается на постоянной основе за государством в лице его субъектов или муниципальных образований, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких землях строениями с переуступкой права пользования на землю новому владельцу здания.

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Именно по этой причине использовать классическую для сферы фискальных правоотношений форму налогообложения для таких земель нельзя, так как участки находятся в постоянной собственности государства. Временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания является обязательной процедурой согласно законодательству РФ.
Необходимо продать дачный участок? В нашей статье есть подробное описание данной процедуры.
При некоторых обстоятельствах договор купли-продажи земли может быть расторгнут. Подробнее об этом .

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации землями общего пользования должны считаться такие участки, на которые имеют доступ все желающие, то есть эти участки имеют режим свободного доступа.

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.
Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Просмотров 317

Земля общего пользования является предметом многочисленных споров между соседями. Отдельные граждане могут передвигать ограждения своих участков, выносить постройки на дорогу или другим образом создавать препятствия для прохода/проезда других лиц. Подобные действия незаконны, поэтому пострадавшие граждане вправе обращаться в компетентные органы для защиты своих прав.

Понятие общих земель

Определение земель общего пользования (ЗОП) и порядок их эксплуатации регулируется положениями следующих нормативных актов:

Статья

п. 12 ст. 1 ГрК РФ

Определяет, что к территориям общего пользования относятся те, которыми пользуется неограниченный круг лиц (речь идет о площадях, набережных, улицах, бульварах, скверах и пр.)

п. 12 ст. 85 ЗК РФ

Определяет, что ЗОП могут быть отнесены к различным территориальным зонам (жилым, производственным, сельскохозяйственным), но не подлежат оформлению в частную собственность.

ст. 262 ГК РФ

Устанавливает для граждан право свободного доступа к земельным участкам, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, не имеют установленных собственником ограждений или других обозначений, запрещающих вход.

Порядок использования ЗОП регулируется не только на уровне федерального законодательства, но и местных нормативных актов и правил землепользования, поэтому в разных субъектах РФ возможны различия по составу и особенностям использования подобных земель. В случае противоречий между региональным и федеральным законодательством, именно последнее будет иметь первоочередное значение в решении конфликтных ситуаций.

Виды земель

Таким образом, к ЗОП будут относиться территории, используемые для удовлетворения потребностей широкого круга лиц:

  • передвижения и строительства транспортных развязок (дороги, улицы, проезды, площади, проспекты);
  • возведения инженерных сооружений для обслуживания социально-культурных нужд граждан;
  • захоронения бытовых отходов или организации предприятий для их утилизации;
  • культурно-рекреационного использования (водоемы, прибрежные зоны, парки, скверы);
  • удовлетворения других интересов жителей населенных пунктов.

Кроме публичных мест режим общего пользования может касаться земли в совместной или долевой собственности граждан (придомовой территории, площади кооперативных гаражей и пр.).

Пример. Рядом с домом, который находится в общей долевой собственности семей Петровых и Ивановых, расположен общий участок. Петровы используют его для парковки своих двух авто, тогда как у второй семьи личного транспорта вообще нет. При этом они вправе жаловаться на незаконное использование ЗОП, если при парковке автомобилей Петровы занимают более половины площади участка.

Независимо от вида ЗОП, они не могут быть переданы в частную собственность (например, посредством выкупа или приватизации). К допустимым вариантам использования относится:

  • аренда (обычно для правоотношений между юридическими лицами и государством);
  • безвозмездное бессрочное пользование (при взаимодействии между физическими лицами и государством).

Особенности налогообложения

Порядок налогообложения земель общего пользования зависит от того, к чьей территории они относятся:

  • Для участков СНТ. Для участков, образованных за счет взносов членов товарищества, они же уплачивают земельный налог. Эти лица должны быть указаны в правоустанавливающих документах объединения. Если такой перечень отсутствует, налоги уплачиваются от имени товарищества.
  • Для земель, не имеющих владельцев или пользователей (к примеру, проезжей части). Земельный налог заменяется транспортным, который также включает сбор за использование дороги.
  • Для арендованных земель. Согласно ст. 388 НК РФ лица, которым земельные участки, переданы в аренду или на правах безвозмездного пользования, не являются налогоплательщиками. Здесь же установлено, что налогоплательщиком должно быть физическое или юридическое лицо, являющееся собственником земли. Поскольку ЗОП обычно принадлежит государству или муниципальным образованиями, но они не являются организациями и тем более физическими лицами. Соответственно плательщик налога отсутствует до тех пор, пока земля не будет передана в собственность организации или отдельных граждан.

Что делать, если сосед:

Споры в отношении ЗОП чаще всего касаются установки на них забора или заграждения подъездов к отдельным земельным участкам.

Поставил забор

Даже если установка забора на ЗОП фактически не нарушает интересы других соседей, подобные действия являются нарушением. При ограждении частной собственности обязательно соблюдается отступ от проезжей части, иначе калитка должна открываться не на проезжую часть, а в сторону двора. Забор не может быть вынесен за пределы земельного участка, который имеет определенную площадь и координаты. Последние фиксируются в ЕГРН, соответственно при незаконной установке забора фактические границы земельного надела будут противоречить данным, указанным в ЕГРН.

Забор, установленный на территории ЗОП можно квалифицировать как захват муниципальной земли, поскольку по умолчанию она считается собственностью местной администрации. Граждане, чьи права нарушены подобными действиями вправе требовать проверки уполномоченными органами, восстановления границ согласно сведениям Единого реестра и привлечения нарушителя к ответственности. Если забор установлен на дороге общего пользования на территории СНТ, требовать устранения нарушения должен председатель товарищества.

Перегородил дорогу

Дорога также является землей общего пользования, которой все граждане обязаны пользоваться без нарушения прав других соседей. Речь идет не только о путях передвижения транспорта, но и более мелких объектах (тропинках, пешеходных дорожках и пр.) Соответственно преграждение пути по ним любыми постройками (гаражом, хозпостройками, ограждением и пр.) незаконно. К тому же это может препятствовать проезду/проходу других соседей к своему участку и проезду спецтехники (особенно крупногабаритной).

Все постройки должны размещаться только в пределах границ земли собственника и с учетом нормативных требований. Кроме того, обязательно должны быть не нарушены нормативы относительно ширины дорог. Минимальные показатели установлены п. 5.7 СП 53.13330.2011

Объект

Общая ширина (в пределах красных линий), м

Ширина проезжей части, м

Улица

Проезд

3,5

При уменьшении указанных показателей на территории СНТ, его председатель может получить штраф, поэтому в его же интересах следить, чтобы никто не нарушал нормативы.

Порядок действий при незаконном использовании ЗОП

Даже запрет на присвоение или ограждение ЗОП не останавливает граждан от нарушения требований законодательства и прав других лиц. Столкнувшись с подобной ситуацией, прежде всего, стоит поговорить с соседом-нарушителем об устранении созданных ним «помех». Если нарушитель не собирается устранять свое нарушение, порядок действий будет следующим:

  1. Узнать, кто собственник земли.
  2. Оформить обращение к собственнику.
  3. Обратиться в Росреестр для инициации проверки и привлечения нарушителя к ответственности.
  4. Инициировать судебное разбирательство.

Мнение эксперта Дмитрий Носиков Юрист. Специализация семейное, жилищное право. Если дело дойдет до суда, не стоит рассчитывать на возможность взыскания с нарушителя компенсации за моральный вред. На практике будет непросто доказать, что перекрытая территория связана с причинением моральных страданий окружающим лицам.

Узнать собственника

Прежде всего, нужно убедиться, что сосед является нарушителем и занимает часть земли общего пользования незаконно или, наоборот, имеет полное право нею пользоваться. Последний вариант возможен в случае заключения договора с районной администрацией о взятии земельного надела в аренду. Возможно также, что в ходе межевания границы установили таким образом, что занятая территория относится к собственности соседа.

Рекомендуем почитать: Как проходит межевание земельного участка между соседями — нормы Возможны два варианта самовольного захвата части ЗОП. Во-первых, фактический, когда собственник расширяет свой участок за счет установки забора за его пределами или преграждения части дороги. Во-вторых, юридический, когда сосед получает права на захваченную территорию, например, посредством ее выкупа у ТСЖ. В последнем случае защита прав пострадавших граждан возможна только в судебном порядке.

Для информации о собственнике нужно:

  • Заказать выписку из ЕГРН в Росреестре. При условии, что информация о захваченной земле внесена в Единый госреестр можно узнать о наличии/отсутствии у соседа прав на спорную
  • Изучить генеральный план застройки. Документ можно получить в местной администрации и посмотреть границы ЗОП и участка соседа.

По территориям, на которые не распространяются права аренды или пользования, собственником является местная администрация. В таком случае речь идет о фактическом захвате ЗОП, для устранения которого следует обращаться к ее собственнику.

Обратиться к собственнику

Убедившись в самовольном захвате земельного участка, нужно обратиться к его собственнику:

  • для муниципальных объектов – в администрацию соответствующего муниципального образования, земельному инспектору или в Госземнадзор.
  • для собственности ТСЖ (в том числе общей долевой) – к председателю правления ТСЖ.

Обращение составляется в письменной форме на имя Главы местной администрации или руководителя ТСЖ. Последние должны принять меры для устранения нарушения и привлечения соседа к ответственности.

Муниципальные власти и должностные лица Госземнадзора обязаны проводить проверку целевого использования общей земли, а в случае выявленного правонарушения – составить административный протокол, который вручается нарушителю.

Обратиться в отделение Росреестра

Если обращение к собственнику не принесло желаемого результата, следующим шагом будет обращение напрямую в Росреестр. К полномочиям последнего относится привлечение виновных в самовольном захвате земли лиц к административной ответственности с выдачей предписания об освобождении незаконно занятой территории на основании положений ст. 76 ЗК РФ.

Для обращения в территориальное отделение Росреестра можно использовать один из следующих способов:

  • Личный визит. Расположение ближайшего отделения и приемные часы можно уточнить на официальном сайте ведомства.
  • Почтовое отправление. Следует воспользоваться услугой отправки заказного письма, чтобы иметь на руках доказательства его отправки и ориентироваться по срокам доставки адресату.
  • Электронная приемная на сайте Росреестра.

В письме указывается адрес и кадастровый номер участка, а также сведения, подтверждающие факт незаконного захвата земли (установка забора, захват части дороги и пр.). Обязательно следует указать, что подобные действия нарушают права заявителя на свободное пользование землей. Дополнительно рекомендуется использовать доказательства (например, фото-, видеоматериалы) подтверждающие незаконное использование ЗОП. На основании обращения Росреестр обязан инициировать проверку указанной территории, по результатам которой принимается решение о привлечении к ответственности.

Жаловаться в полицию на незаконное использование земель общего пользования не имеет смысла, поскольку данное ведомство не уполномочено возбуждать административные дела по земельным вопросам.

Судебное разбирательство

В случае юридического захвата земли, связанного с незаконным оформлением прав на нее, споры решаются только в судебном порядке. Для этого необходимо:

  1. Провести землеустроительную экспертизу, которая зафиксирует факт нарушения границ территории общего пользования.
  2. Подать иск с доказательствами, что спорный участок относится к ЗОП. Это можно сделать с помощью результатов той же экспертизы, сведений генерального плана строительства и кадастрового плана участков.
  3. Подождать судебного заседания и вынесения решения.

В иске заявитель может требовать установления границ земельных участков, признания процедуры межевания или результатов сделки недействительными (если права на спорный участок возникли в результате межевания или выкупа земли у ТСЖ соответственно), устранения самого нарушения (демонтажа забора, освобождения проезда и пр.).

Ответственность за незаконное использование

Законодательством запрещены любые ограничения, касающиеся доступа к территории общего пользования:

  • захват участка (в т. ч. его части) для личного использования;
  • незаконное ограничение доступа к ЗОП;
  • несоответствие направлений использования земли ее целевому назначению;
  • незаконное возведение построек за пределами межевых границ частного участка;
  • размещение ограждений с выносом за пределы собственной территории или с перекрытием свободного прохода (проезда) для других лиц.

Ответственность предусмотрена по ст. 7.1 КоАП РФ. Размер штрафа определяется в зависимости от того, установлена ли кадастровая стоимость (КС) надела:

Статус нарушителя

Сумма штрафа

КС установлена

КС не установлена

Физическое лицо

1-1,5% КС, мин. 5 000

5 000-10 000

Должностное лицо

1,5-2% КС, мин. 20 000

20 000-50 000

Юридическое лицо

2-3% КС, мин. 100 000

100 000-200 000

При самозахвате части земель с определенной кадастровой стоимостью сумма штрафа рассчитывается пропорционально незаконно занятой площади. Если к нарушению имеют отношение сразу несколько лиц, каждый из них уплачивает штраф самостоятельно.

Помимо взыскания штрафа, нарушителя обязывают устранить нарушение за свой счет (убрать забор, освободить дорогу) иначе уполномоченные органы вправе требовать освобождения земли через суд. Контролировать исполнение судебного решения будут приставы, но все связанные с ним расходы будет нести нарушитель.

Споры между соседями, касающиеся нарушения правил использования земель общего пользования зачастую требуют индивидуального подхода. Не знаете, как воздействовать на соседа, который при установке забора занял часть дороги или совершил другие нарушения? Опишите свою проблему и получите бесплатную консультацию от юристов нашего сайта. Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО! Анонимно Информация о вас не будет разглашена Быстро Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист Расскажите друзьям Оцените (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *