Дом признан непригодным для проживания

Дом признан непригодным для проживания

16 Разместил: Егоров Константин Михайлович Недвижимость, аренда помещений, приватизация, рента Статьи 24.10.2011

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников — граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан — собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие «вне очереди» также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет <1>. Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 — «вправе».

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан <2>.

<2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее — ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение <3>.

<3> Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой «круговорот домовладения» от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он — собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Читайте еще по данной теме:

  • Признание индивидуального дома непригодным для проживания
  • Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
  • Как определяется нормальный (естественный) износ имущества в целях применения Гражданского кодекса?

Ковтков Д.И.

Эксперты Федеральной кадастровой палаты рассказали, по каким причинам органы местного самоуправления могут отказать в таком переводе.

Отказ точно последует, если в пакете документов, представленном гражданином, отсутствует само заявление или заключение о результате технического обследования строения или если заявление подал гражданин, не являющийся собственником дома.

Администрация может отказать в переводе садового дома в жилой, если она получила уведомление об отсутствии в Едином госреестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом, а заявитель не представил правоустанавливающий документ либо нотариальную его копию на этот садовый дом. В данном случае орган местного самоуправления должен сообщить заявителю об отсутствии сведений о его правах и предложить исправить ситуацию. На это заявителю отводится 15 календарных дней.

Еще одной причиной станет отсутствие нотариально заверенного согласия третьих лиц, также имеющих права на переоформляемый дом, если таковые имеются.

Серьезной причиной для отказа является и расположение дома на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает нахождение жилых объектов, — например, участок выделен для ведения огородничества.

Важно также, чтобы техническое состояние дома соответствовало нормативам, установленным местными властями для жилых зданий.

Если владелец дома не согласен с отказом, то он сможет обжаловать его в суде.

Эксперты напоминают: для того, чтобы по всем правилам перевести садовый дом в жилой, прежде всего необходимо подготовить заявление в местную администрацию о признании садового дома жилым, выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, заключение по результатам обследования технического состояния дома.

Выписку из ЕГРН можно получить дистанционно — с помощью электронных сервисов (например, воспользоваться специальным сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут).

Заявление можно написать в свободной форме, но обязательно нужно указать кадастровые номера самого дома и земельного участка, на котором он расположен, почтовый адрес заявителя или контактный адрес электронной почты. Также следует указать предпочтительный способ получения решения — по электронной почте, лично в местной администрации или многофункциональном центре госуслуг.

Заключение о результатах обследования технического состояния, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, должно быть подготовлено специалистом-инженером. Такой специалист (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) должен состоять в саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий.

Если объект недвижимости обременен правами третьих лиц, потребуется их нотариально заверенное согласие на признание садового дома жилым.

Документы подаются лично в местную администрацию или через многофункциональный центр. Решение орган местного самоуправления принимает в течение 45 календарных дней. Если решение положительное, то администрация направляет его не только заявителю, но и в Росреестр для внесения соответствующих изменений в сведения об объекте недвижимости.

II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Так, Х., обращаясь в суд с иском к администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения, равнозначного занимаемому ее семьей, свои исковые требования обосновала тем, что является собственником 43/98 доли в праве общей долевой собственности квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд указал, что администрацией города приняты постановления об изъятии жилого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме, и об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, Х. поставлена в известность о принятых решениях. При рассмотрении дела суд исходил из положений статьи 32 ЖК РФ, согласно которым на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Поскольку соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имелось, суд был не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Например, определением судебной коллегии областного суда было отменено решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Б.В. и Б.Д. к мэрии города о предоставлении вне очереди жилого помещения на праве собственности.

Судом установлено, что Б.В. и Б.Д. являются сособственниками в равных долях жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном в 2005 году непригодным для проживания.

Материалами дела подтверждено, что данный жилой дом в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004 — 2010 годы был включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, однако ко времени рассмотрения дела требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцам, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было.

Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», судебная коллегия пришла к обоснованному выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

В связи с этим и учитывая заявленные требования, судебная коллегия приняла по делу новое решение о возложении на мэрию муниципального образования обязанности предоставить истцам в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Анализ судебной практики рассмотрения дел по искам администрации муниципальных образований о переселении собственников аварийного жилья в другие жилые помещения, предоставляемые им на праве собственности (о понуждении к заключению договора мены жилых помещений, о выселении с предоставлением другого жилого помещения), свидетельствует об отсутствии сложившейся единообразной правоприменительной практики.

Ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и членов их семей в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.

Другие суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.

Позицию последних следует признать правильной, она нашла отражение и в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.

Так, решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, были удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования к П.С. и П.Е. о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении из жилого помещения в другое жилое помещение.

Как было установлено судом, П.С. и его супруге П.Е. администрацией муниципального образования была предложена мена квартиры общей площадью 35,6 кв. м в аварийном доме на однокомнатную квартиру общей площадью 46,7 кв. м, находящуюся в муниципальной собственности, в новом многоквартирном доме, однако ответчики отказались от переселения в предложенное жилое помещение.

Рассматривая дело, суды пришли к выводу о необходимости выселения супругов П. по основаниям, предусмотренным статьями 86 — 89 ЖК РФ, в предложенное жилое помещение, поскольку оно является более благоустроенным по сравнению с занимаемым, указав, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая П.С. квартира, включен в адресную программу края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которой предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

Отменяя состоявшиеся по делу судебные решения и направляя дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что в порядке, установленном статьями 86 — 89 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма, в связи с чем указанные нормы права не подлежали применению при рассмотрении спора о выселении собственника подлежащего сносу жилого помещения.

Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.

Поскольку данных о том, что П.С. предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, не имелось, то П.С., как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишен права на получение стоимости изымаемого имущества (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ12-88).

В другом деле по иску администрации города к У. о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение, признании права собственности ответчика на предоставляемое взамен жилое помещение и выселении в предоставляемое жилое помещение и по встречному иску У. к администрации города о взыскании выкупной цены за квартиру судебные инстанции, установив, что между сторонами не было достигнуто соглашение о предоставлении У. другого жилого помещения взамен изымаемого, возложили на администрацию города обязанность выплатить выкупную цену жилого помещения, а также пришли к выводу о наличии правовых оснований для прекращения права собственности У. на принадлежащую ей на праве собственности квартиру и выселении ответчика из аварийного жилого дома в связи с принятием решения о его сносе.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Как показывает анализ судебной практики, суды в целом правильно применяют положения части 7 статьи 32 ЖК РФ, и при определении выкупной цены руководствуются примерным перечнем возможных убытков собственника, приведенным в указанной норме.

Например, при рассмотрении иска администрации района к В. о выкупе жилого помещения и по встречному иску В. к администрации района об установлении и взыскании выкупной цены жилого помещения судебные инстанции признали обоснованным включение в выкупную цену жилого помещения расходы В. на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения.

В другом деле суд признал необоснованными требования истцов о взыскании убытков, выразившихся, по их мнению, в расходах на оплату за наем двухкомнатной и однокомнатной квартир в период решения вопроса о выплате выкупной цены, поскольку решение об изъятии было принято в отношении одной комнаты площадью 24,4 кв. м в доме коридорной системы. При этом суд указал, что, по смыслу положений статьи 15 ГК РФ, возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В данном случае суд пришел к выводу о чрезмерности произведенных истцами расходов.

Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Например, определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда было оставлено без изменения решение районного суда о частичном удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования к В.А. и членам его семьи об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением.

Судом установлено, что В.А. и В.Г. на праве собственности, возникшем на основании договора передачи квартиры в собственность, принадлежит трехкомнатная квартира в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Рассматривая возражения ответчиков относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, суды первой и апелляционной инстанций указали следующее.

Изымаемое жилое помещение расположено в доме 1930 года постройки. Сведений о том, что с этого времени проводился капитальный ремонт дома, не представлено. Вступившим в законную силу решением районного суда, принятым по заявлению В.А. об оспаривании бездействия администрации муниципального образования по проведению работ по реконструкции дома, установлено, что планировалось произвести капитальный ремонт жилого дома с отселением граждан, однако каких-либо действий для его осуществления не произведено.

Установив, что обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя и уже на момент приватизации ответчиками жилого помещения дом нуждался в проведении капитального ремонта, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Правоприменительная практика свидетельствует, что единообразный подход к определению выкупной цены в судах на данное время не сложился, поскольку не все суды принимают во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Поскольку положениями статей 36 — 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

С учетом изложенного следует признать обоснованной практику тех судов, которые при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения учитывают в ее составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок.

Например, при разрешении дела по иску администрации города к Д. об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной цены, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения судом при определении выкупной цены были учтены возражения ответчика, подтвержденные представленными доказательствами, о несогласии с предложенной администрацией выкупной ценой изымаемого жилого помещения, определенной без учета стоимости земельного участка.

Согласно части 2 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.

Поскольку администрацией города было заявлено требование о переходе права собственности на помещение — квартиру ответчика в многоквартирном доме, то с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, ибо предназначен он для обеспечения возможности пользования жилым помещением, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.

Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.

Например, решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было правомерно отказано в удовлетворении исковых требований А. и П. к администрации города о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные граждане, хотя и состоят на учете нуждающихся в получении социального жилья, однако жилое помещение, признанное непригодным для проживания, принадлежало на праве собственности В., членами семьи которого истцы не являются. Собственнику непригодного для проживания жилого помещения В. предоставлено другое благоустроенное жилье.

Истцы проживали в помещении, принадлежащем В., на условиях коммерческого найма, не обладали ни правом собственности, ни правом владения и пользования жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем не приобрели внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения собственнику, утратившему пригодное для проживания жилье, необходимо принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств, в том числе характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат.

Например, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в защиту прав и интересов П. к администрации муниципального образования о предоставлении П. и членам его семьи вне очереди жилого помещения по договору социального найма, судебные инстанции исходили из того, что причиной пожара, в результате которого был уничтожен принадлежавший П. жилой дом, явились умышленные действия третьих лиц — Д. и К., вина которых установлена приговором районного суда, однако истец не пожелал воспользоваться правом предъявления иска к виновникам пожара, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела отказ от иска, вследствие чего на орган местного самоуправления не может быть возложена ответственность за неправомерные виновные действия третьих лиц (виновников пожара) в отношении потерпевшего.

Было учтено и то обстоятельство, что истец получил разрешение на строительство дома взамен сгоревшего и на выруб леса для восстановления дома, однако дом П. построен не был, а заготовленный лес продан истцом.

Любое здание, постройка с течением времени изнашивается. Наступает момент, когда оно становится не пригодным для использования в качестве жилья, а проживание в таких зданиях опасно для жизни и здоровья людей. Законодательством определен порядок действий, который требуется выполнить для признания жилья аварийным в 2020 году.

Такая процедура дает возможность претендовать на предоставление новой жилплощади взамен ветхому зданию. Как признать дом аварийным, что для этого делать, и куда обратиться, рассмотрим подробнее.

Требования

Многоквартирный дом, который предназначен для проживания граждан, должен соответствовать целому ряду критериев:

  • Фундамент и стены здания должны быть прочными, долговечными.
  • В доме должны быть все необходимые для нормальной жизнедеятельности коммуникации: электричество, водоснабжение, вентиляция.
  • Вентиляционные каналы жилых комнат и помещений общего пользования запрещается совмещать.
  • Обязательно соблюдение температурных режимов в местах общего пользования. Например, на лестничных пролетах и в подъезде в зимний период времени должна поддерживаться температура воздуха не менее 18 градусов, а влажность в любое время года не должна превышать 60%.
  • В каждом жилом помещении должен быть необходимый уровень освещения солнечными лучами. Коэффициент естественного освещения в центральной точке жилой комнаты должен быть не менее 0.5%.
  • Кухонные помещения должны обязательно иметь окна.
  • Все помещения должны использоваться строго по назначению.

Как частный дом признать аварийным

Вы наверное имели в виду что земля не приватизирована. А частный дом это собственность вашей бабушки теперь ваша если вы вошли в наследство. А ваша собственность это ваша проблема и никто вас никуда переселять не обязан. Единственный шанс для вас это попасть под снос. Не ровняйте себя с жильцами многоэтажек это совсем другая история. Lone wolf Мудрец (17752) 5 лет назад Правительство утвердило положение, согласно которому помещение признается жилым или непригодным для проживания, а многоквартирный дом — аварийным и подлежащим сносу.

Кроме этого дом, который признается аварийным, не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и гигиеническим требованиям. Так, например, в таком жилом помещении может быть повышенное содержание в воздухе вредных примесей и веществ для жизни и здоровья человека. Если в здании повышен радиационный фон, увеличен шум, вибрация и электромагнитные поля. Также дом признают аварийным если есть нарушения в конструкции фундамента, то есть он очень сильно деформирован, что представляет собой угрозу для жизни.

Закон

На территории Российской федерации действует определенный перечень законодательных актов, которые регулируют порядок действий и условия признания жилых построек ветхими и аварийными в 2020 году:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем собран перечень общих терминов и понятий;
  2. Жилищный кодекс. В нем приведен перечень мероприятий по признанию жилых построек аварийными;
  3. Положение № 47. Именно в этом законодательном акте содержится полная и подробная информация для каждого отдельно взятого случая. Также в нем собрана информация относительно того, в каких случаях подлежит сносу, а в каких можно исправить положение посредством выполнения реконструкции или проведения ремонтно- восстановительных работ.

Аварийное состояние дома

Чтобы признать дом, или квартиру аварийной, необходимо, чтобы жилье соответствовало параметрам аварийного:

  • санитарные нормы не соответствуют установленным законом показателям;
  • дом находится в зоне природных катаклизмов, или в районе стихийных бедствий;
  • степень износа превышает 70%;
  • жилое строение возведено в зоне расположения линий электропередач;
  • расположение квартиры в здании многоквартирного дома, который подвергался пожарам, взрывам, и прочим повреждающим факторам;
  • размещение жилого дома вблизи железнодорожной ветки, завода, и других источников шума, который превышает предельно допустимый уровень децибелов;
  • жилые постройки, которые расположены в непосредственной близости от мусоро перерабатывающих станций, или устройств для промывки и очистки мусоропровода.

Можно ли признать аварийным частный дом

Его заменяет определение «жильё непригодное для проживания». Согласитесь, что во втором случае, правила сноса дома выглядят весьма размытыми. Учитывая, что при сносе дома жильцам обязаны предоставить равноценное жильё, чиновники неохотно признают жилые строения непригодными для проживания.

Мотивировали отказ тем, что созданная межведомственная комиссия оценивает жилые помещения (на предмет пригодности) расположенные лишь в многоквартирных домах. Оценивать же частные жилые дома межведомственная комиссия полномочиями не наделена. Правомерен ли такой отказ? Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ.

Куда обратиться

ВНИМАНИЕ! Чтобы дом официально был признан аварийным, и непригодным для проживания, его жильцы или арендаторы должны обратиться в специальные ведомства, которые уполномочены создавать специальную комиссию.

Комиссия проводит детальное изучение на соответствие постройки всем нормам и требованиям, которые предъявляются к ней по законодательству:

  1. Сотрудники местной администрации.
  2. Специалисты жилищной инспекции.
  3. Сотрудники Роспотребнадзора.
  4. Служба МЧС.

Существуют такие понятия, как ветхий и аварийный дом. Эти термины имею существенные различия.

Чем отличается от ветхого

Аварийный дом – это постройка, которая подлежит сносу при наличии определенного количества повреждений и поломок.

Для признания здания аварийным необходимо обратиться в местную администрацию, оформить заявку и предоставить доказательство того, что объект действительно подлежит присвоению такого статуса.

В законодательных актах нет четкой формулировки относительно того, каким должен быть аварийный, или ветхий дом. Есть только перечень критериев. Поэтому каждый объект рассматривается комиссией в индивидуальном порядке.

ВНИМАНИЕ! Ветхое сооружение также может подлежать освобождению от жильцов и сносу.

Однако в некоторых случаях, когда фундамент и несущие конструкции уцелели, есть смысл провести восстановительные работы. Если восстановительные работы не повлекут нарушения целостности несущих конструкций, то имеет смысл провести реконструкцию.

Основания

Если МКД обветшал, это еще не означает, что проживание в нем несет опасность для жизни людей. Негодным для проживания здание признается только по причинам, предусмотренным разделом III ПП № 47. К ним относятся:

  • физический износ здания целиком или отдельных элементов, который привел к уменьшению крепости и устойчивости;
  • изменение внутренней обстановки помещения, не позволяющее соблюсти санитарно-эпидемиологические требования;
  • наличие деформации фундамента и других несущих конструкций, свидетельствующие об опасности обрушения;
  • превышение допустимых показателей шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучения;
  • нахождение строения в местах схода оползней, селей, лавин или затоплений, если природные факторы нельзя минимизировать при помощи инженерных сооружений;
  • повреждение строительных элементов в результате техногенных или природных бедствий, если восстановительные мероприятия признаны нецелесообразным;
  • расположение зданий на территориях, прилегающих к ЛЭП, создающим напряженность электрического поля.

Помимо признания аварийным целого МКД, в п. 39 и п. 40 содержатся основания для включение в перечень негодных для жизни отдельных помещений. Являются неподходящими для проживания и подлежащими расселению комнаты:

  • если окна выходят на автомагистраль и уровень шума превышает допустимую норму, при этом его нельзя уменьшить за счет инженерных решений;
  • если рядом или над помещением находится устройство для промывания мусоропровода.

Любое из оснований должно быть подтверждено специальной комиссией, на основании постановления которой здание признается аварийным.

Национальная программа расселения

Если жилье признано ветхим, жильцы подлежат эвакуации. На основании постановления комиссии должно быть предоставлено новое место жительства:

  • Новая жилплощадь соответствует по площади старой квартире, или дому, или площадь нового жилья больше.
  • Имеются все необходимые коммуникации, а также в каждом доме газовая, или электроплита.
  • Если жильцы отказываются трижды подряд от предложенных вариантов, в последующем их пожелания не обязательно учитывать.
  • Государственное жилье предоставляется на тех же условиях, что и предыдущее.
  • Тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, представляется жилплощадь с учетом нехватки метража.
  • Жилплощадь предоставляется в том же районе, в котором расположена ветхая или аварийная конструкция.
  • Жильцы не выселяются в коммунальную квартиру, или общежитие.

Признание частного дома непригодным для проживания

Советы юристов:

Меня интересует порядок признания частного дома непригодным для проживания.

Вы обращаетесь в Администрацию по месту нахождения имущества с заявлением о назначении комиссии о признании дома непригодным для проживания.

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

Гражданка прописана в частном доме, не проживала долгое время в данном доме. Подала заявление на признание дома непригодным для проживания. Дом в собственность не оформлен. Может это послужить основанием ддля отказа в признании?

А регистрация у нее в этом доме есть? На каких правах она там проживает?

Может. Определять судьбу вещи может только её собственник. Даже если у этой гражданки есть основания для возникновения права собственности.

Является ли необходимым и обязательным предоставления собственником частного жилого дома заключения проектно-изыскательской организации для признания межведомственной комиссией жилого дома непригодным для проживания.

Да является обязательным.

Можно ли от муниципального образования добиться признания жилья непригодным для проживания и выдачи нового жилья, если в результате пожара сгорел частный дом?

На основании чего? Это Ваша частная собственность. Восстанавливайте за свой счет. Либо подавайте соответствующее заявление в администрацию о признании Вас нуждающимся. И тем более Вы уже задали более 760 вопросов на нашем сайте — а это уже халява, которая должна оплачиваться с Вашей стороны.

Может ли межведомственная комиссия вынести решение по признанию аварийным частного одноквартирного дома, Ведь согласно положения 47 аварийным может быть признан только МК, а жилое помещение (частный дом) непригодным для проживания.

Признание аварийным и непригодным для проживания фактически одно и то же, последствия такого признания одинаковы — жить в таком помещении опасно. Всего доброго.

Добрый день, может. В соответствии с п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Ветеран ВОВ получал субсидию на приобретение жилого помещения и приобрел его, на основании признания предыдущего жилья (частного дома) НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ. Сейчас он там прописан в старом жоме (т.к. не выписывался) и продолжает проживать. Имеет ли он право проживать в НЕПРИГОДНОМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ жилье?

Имеет ли он право проживать в НЕПРИГОДНОМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ жилье? Нет, не имеет права, если приобрел новое жилье.

Проживаем в сан зоне выиграли суд о признании наших домов непригодными для проживания но город отказался нас переселять только потому что это частный сектор что нам делать.

Придется в суд идти еще раз, видимо. То, что признали непригодными для проживания, не означает, что автоматически городская власть должна предоставлять жилье. Дома в чьей собственности? В Вашей или города?

Введите текст вопроса нужна помощь в г.Барнауле по предоставлению соцнайма в связи с признанием частного дома непригодным для проживания.

Здравствуйте! Обратитесь к юристам на сайте из Барнаула.

Звоните. Разберемся.

Дом принадлежит колхозу, часть квартир частные, часть колхозные. Может ли данный дом участвовать в программе переселения из ветхого, аварийного жилья, при условии признания непригодным для проживания?

Да конечно можете Самое главное-признать его негодным для проживания.

Дом принадлежит колхозу —Елена Александровна, колхоз и будет принимать решение. При отказе признания дома ветхим аварийным. Обжалуйте его в суде.

Администрация города отказала в признании жилого помещения (1/2 доля целого частного дома) непригодным для проживания. По оценке БТИ износ составляет 71%. Обосновали свой отказ тем, что нотариусом не верно составлен договор купли-продажи (1995 год). Признание помещения непригодным для проживания необходимо для получения жилищного сертификата вдовой ветерана ВОВ (собственницей 1/2 доли дома). Правомерны ли действия администрации?

Думаю нет, обратитесь в суд.

Помогите составить исковое заявление в суд о признании дома аварийным! Все документы для этого есть (обследование специализированной организацией, акт обследования районной межведомственной комиссии, заключение и постановление городской межведомственной комиссии: во всех документах говорится дом непригоден для проживания, износ дома более 80%). дом пострадал в результате стихийного бедствия в 1989 году, но до сих пор я пытаюсь признать свой частный дом аварийным. Заранее благодарна!

Составление искового заявления — индивидуальная работа юриста и должна оплачиваться. Поэтому обратитесь очно в своем городе к юристу или адвокату и оно поможет написать заявление в суд и подскажет какие документы нужно приложить.

Бабушка вдова участника ВОВ живет в частном доме в Самарской области. Дом без удобств, отопления, воды нет, туалет на улице. Могут ли дом признать непригодным для проживания по п. 12 (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 января 2006 г. N 47) и поставить ее на очередь как нуждающуюся в улучшении жилищных условий? Администрация требует заключение спец. Организации для признания дома не пригодным для проживания, а такое заключение стоит от 10000 руб. у пенсионерки нет таких денег. Посоветуйте что делать?

Здравствуйте! Такие заключения обязан делать департамент архитектуры и строительства соответствующего города (района) (в частности, признать дом ветхим, либо аварийным). Пишите туда, если будет игнорировать, обращайтесь в суд.

Признание дома аварийным: порядок действий

Признание дома ветхим, аварийным может быть в случае обращения граждан и оформления письменной заявки. Кто может выступать в качестве заявителя:

  1. жильцы многоквартирного дама;
  2. пожарная служба;
  3. специалисты Роспотребнадзора;
  4. муниципалитет, который несет ответственность за жилые объекты.

По факту обращения создается комиссия, которая определяет степень и масштаб разрушений, повреждений и износа. Если инспекцией установлено и признано аварийное состояние, оформляется решение о расселении жителей дома.

Аварийный дом: радость или печаль для жильцов

Обратите внимание, что жильцам расселённого дома дают именно равноценное жильё. Если вы проживали в отдельной квартире, переселение в коммуналку считается незаконным, и вы вправе отказаться от переезда. Ответственные квартиросъёмщики не имеют права выбора, поэтому переезжают в тот район, где имеется свободная жилплощадь. Например, если вы проживали в центре, вам вполне могут предоставить жильё на окраине.

  • жалобы жильцов на техническое состояние дома, написанные в соответствующие инстанции;
  • правоустанавливающие документы, дающие право жильцам распоряжаться недвижимостью;
  • документы БТИ, включая экспликацию и поэтажный план строения. Кроме того, потребуется техническая документация на каждую квартиру;
  • заключения санитарно-эпидемиологической и пожарной службы, дающие основания считать дом непригодным для проживания;
  • заключение экспертной комиссии, подтверждающее техническое состояние дома.

Пошаговая инструкция

  • Оформление заявки в письменном виде. В заявительном бланке обязательно указать данные заявителя, точный адрес расположения объекта, описание разрушений и повреждений, перечень доказательных документов. Заявитель обязательно должен поставить подпись. Если обращение коллективное, то все заявители подписывают письменное обращение.
  • Создание комиссии, которая определит статус объекта и оформит акт о проведении экспертизы. Заключение оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается заявителям. На принятие решения отводится пять суток.
  • Признанные аварийными объекты подлежат расселению в течение четырнадцати суток. В реальности эта процедура растягивается до нескольких месяцев.

Как признать дом аварийным — законодательная база

На основании действующего на территории страны законодательства, существуют определенные критерии, которые позволяют признать дом аварийным. Сюда можно отнести тот факт, что в данном доме было выявлено наличие какие-либо вредных факторов, препятствующих длительному пребыванию в нем человека. При этом такие факторы обязательно должны влиять на безопасность жизни, а также здоровья человека.

  1. Заявление от жильцов о признании их дома аварийным.
  2. Копия технического паспорта конкретного дома. В подобном паспорте также должна содержаться информация о том, какой уровень износа у данного дома и его остаточная стоимость.
  3. Кроме этого, техническая организация также должна подготовить планы и разрезы всех помещений.
  4. Все акты за последние три года, которые подтверждают факт проведения собственником или каким-либо лицом, уполномоченным собственником осмотра подобного конкретного жилого дома. Также в таких актах указывается информация о том, какие именно и когда проводились ремонтные работы, выполненные за отведенный период времени.
  5. Заключение санитарной службы.
  6. Заключение противопожарной службы.
  7. Заявления, а также всевозможные жалобы от жильцов конкретного дома на крайне пагубные условия их постоянного проживания.
  8. Заключение об общем техническом состоянии конкретного данного дома, которое обязательно должно быть выдано профильной организацией, имеющей соответствующую выданную уполномоченным лицензию. При этом в подобном заключении также должна содержаться информация о категории непригодности данного недвижимого имущества для длительного проживания.
  9. Акт о проведении всевозможных мероприятий, направленных на контроль соблюдения сохранности существующего жилищного фонда.
  10. Всевозможные иные документы, которые могут быть затребованы комиссией, чтобы принять свое решение о признании подобного недвижимого имущества аварийным.

Какие документы нужны

  1. Заявление от жителей, или представителей одного из ведомства, уполномоченного подать заявку.
  2. Ксерокопии паспортов заявителей.
  3. Право устанавливающая документация.
  4. Постановление экспертной комиссии.
  5. Жалобы, нарекания, подаваемые в коммунальную службу, вышестоящие инстанции на состояние дома, повреждения, и несоответствия санитарным нормам.

Каждый объект рассматривается в индивидуальном порядке. В связи с этим могут потребоваться дополнительные документы.

ВАЖНО! Если признал объект ветхим, или аварийным, жильцы имеют право на расселение и получение нового жилья в соответствие с требованиями законодательства.

Заявителям представляется документ о вынесенном решении. Каждому жителю на основании этого документа должно быть предложено новое жилье, которое не уступает по условиям и площади предыдущему.

Как осуществить признание жилого здания аварийным и подлежащим сносу

Аварийное состояние несущих конструкций является таким состоянием, при котором целые конструкции или их составляющие по причине естественного износа и внешних воздействий имеют серьезные деформации и повреждения, утратили свою расчетную прочность и без мероприятий по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или целого здания и являются непосредственной опасностью для живущих в нем людей.

  • Копии документов, указывающих на право собственности в отношении жилого помещения, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • Копии техпаспорта;
  • Планы помещений, предоставленные БТИ;
  • Документы за последние 3 года, свидетельствующие об общих осмотрах жилого помещения и о проведенных ремонтных работах;
  • Заключение санитарно-эпидемиологической службы;
  • Заключение противопожарной службы;
  • Заявления, письма, жалобы жильцов на условия проживания, если есть таковые;
  • Заключение проектно-изыскательной службы о техническом состоянии здания. Такой службе необходимо иметь лицензию на осуществление подобного вида деятельности;
  • Иные документы, если есть необходимость.

Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (с изменениями и дополнениями)
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
42. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
43. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
44. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее — заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
45. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения — проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
46. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
48. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.
49. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
50. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.
51. Комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.
В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
52. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Я много раз жалел о том, что говорил и не разу о том, что молчал. (И. Губерман)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *