Доп страхование к ОСАГО

Доп страхование к ОСАГО

t-verba ›
Блог ›
Навязывание доп услуг при страховании ОСАГО и как бороться

По правде, тема достаточно избитая — при страховании ОСАГО, достаточно часто можно стать жертвой навязывания услуг. Не будем говорить о добросовестности страховщиков в целом, ведь навязывают даже отличные страховые компании, которые исправно платят и ответственно подходят к исполнению своих обязанностей.

Рекомендую прочитать заметку про рынок осаго, где даются ответы, почему навязывают услуги, почему растут цены на страхование и другие вопросы.

Наши права и их обязанности

Для начала стоит помнить, что мы живем в цивилизованном обществе и в стране, где многое регулируется законами. Заходя в страховой салон, мы являемся потребителем услуги страхования. Сам же салон, как только он открыл свои двери, предлагает всем договор публичной оферты. Договор этот, надо сказать, не может носить произвольную форму, а окутан со всех сторон различным положениями, нормами, законами. Мы, как потребители имеем право зайти в рабочие часы в салон и получить услугу в соответствии с законом о страховании. Страховая компания же обязана следовать этому закону, и немедленно предоставить вам услугу. Отказать в немедленном предоставлении услуги без всяких оснований вам не имеют права.

Басня о пяти (тридцати) рабочих днях

Первое, что возмущает, так это подход одной из страховых компаний, которая вопреки закону(так мне сказали в РСА, тоесть надзорной организации и порекомендовали обратиться в прокуратуру) отказывает в немедленной выдаче полисов ОСАГО, а принимает заявление и заставляет ждать пять (а то и тридцать) дней. Это время уходит на проверку ваших скидок, а пять дней уходит так как(тут версии разные):

— проверяет скидки Москва
— База РСА никогда не работает и собираются очереди

Честно говоря это неправда. Во первых в интернете есть сервисы, которым ничего не мешает проверять скидки по базе РСА в режиме онлайн, во вторых — объемы данных и запросов которые должна выдержать эта база — фатальных отказов быть не может, даже если запихать в эту базу данные по 300 миллионам полисов (а данные там отдаются по последнему полису).

Полис ОСАГО должен быть выдан немедленно, после принятия заявления и ни о каких пяти днях, а так же отсутствующих бланках речи не должно идти.

Как происходит навязывание

Выглядеть это может по разному. Менеджер может заявить, что выдача полисов возможна только при приобретении дополнительного полиса на страхование имущества, жизни, ДСАГО. Так же могут начать обманывать, что полис вам делают дешевле, но надо взять доп страховку, иначе будет дороже на сумму этой страховки.

Зачастую менеджеры страховых компаний ссылаются на внутренние порядки организации, однако можете быть уверены — эти порядки противоречат закону. Вы пришли за полисом ОСАГО, и вам должны продать именно его, а не комплект.

Кто есть кто и как общаться. У кого искать правду. Действуем.

Для начала стоит смоделировать свое отношение к представителям страховщиков. Их два типа: агенты и менеджеры страховых компаний. С агентом спорить и в чем то его убеждать абсолютно бессмысленно, так как им диктуют правила работы, которые они нарушать не могут. Девушка бы и рада вам продать один только полис ОСАГО, но ей не оплатят его, если она не прицепит к нему допстраховку. Другое дело менеджеры офисов страховых компаний.

Во первых надо четко уяснить свою поведенческую линию — никогда никому не грубите и не ругайтесь. Есть юридическое лицо страховая компания, а есть обычные сотрудники, над которыми поставлено начальство, которые тоже ходят под начальством. В общем юридическое лицо, это машина, но девушка менеджер перед вами сидит настоящая, живая. Не надо портить ей настроение и нервную систему. Есть способы действеннее.

Вам понадобиться выдержки и немного уверенности в себе. Сядьте за стол менеджера и попросите оформить страховку. Скорее всего вам предложат бланк заявления. Вы его заполните, после чего девушка вам скажет, что она не может просто так дать вам полис, и надо бы прикупить еще один. Тут можно действовать по разному.

-Самый простой способ, это сказать, что у вас уже есть такая страховка от другой страховой, а страховаться дважды нельзя. в 10 процентов случаев этого достаточно, чтобы просто получить полис. Однако осталось еще 90%.
-Далее девушка может сказать, что тогда она вынуждена вам отказать. В ответ стоит попросить её получить консультацию у начальника, на предмет получения полиса.
-Девушка прийдет с отказом. Уточните, сможет ли она прямо сейчас принять претензию по этому поводу.
-Напомните, что навязывание услуг является противозаконным и грозит страховой штрафом, который дороже полиса.
-Предложите снова посоветоваться с начальником, возможно даже рангом повыше.
-Принять претензию они обязаны и штампы у них для этого есть, хотя скажут скорее всего что нет штампа и прийдется ехать в другой офис.
-В претензии обязательно необходимо указание сотрудника, который отказал в выдаче.
-Не соглашайтесь ни на какие альтернативы и акции — на полисы ОСАГО запрещено давать скидку(то что называют в народе скидкой, на самом деле понижающий коэфициент в формуле стоимости полиса), причем запрещено законом. Во всех страховых стоимость полиса считается по строгой формуле.
-Если страховая отказывается принять претензию, вызывайте полицию, чтобы зафиксировать этот факт.
-Если полис не дали, но претензию приняли (должен быть входящий номер, печать и ФИО принявшего сотрудника), можете дождаться ответа и отнести его в прокуратуру или в антимонопольную службу, чтобы проверили факт нарушения законодательства.
Обычно все заканчивается на первом или втором совете с начальником. Они не будут нарушать закон, если им про это напомнить. И не портите пожалуйста девушкам нервную систему — они тут ни при чем. Представьте — они находятся между молотом и наковальней. Их заставляют нарушать законы, и они про это прекрасно знают, но не могут поступить иначе, так как за работу держутся.

Если вы сомневаетесь в законности действий страховых компаний, вы всегда можете позвонить в РСА (надзорная организация, которая осуществляет контроль за автостраховками). Сайт у них www.autoins.ru. Всегда можно позвонить и уточнить у оператора законность. Лучше всего совершить звонок непосредственно из салона страховой компании.

Ну и хотелось бы надеяться, что автолюбители и страховые компании когда нибудь будут дружить, а не находиться по разные стороны баррикад.

Удачи на дорогах!

Навязывание дополнительных страховок к ОСАГО в цифрах

РСА продолжает ежедневно мониторить продажи договоров ОСАГО. В первую очередь в тех регионах, где обстановка с реализацией полисов самая сложная. Когда Центробанк обнародовал измененные в сторону роста (в среднем на 50%) базовые тарифы обязательного автострахования, начавшие действовать 12 апреля, в большинстве субъектов РФ сложилось критическое положение с доступностью этих полисов.

РСА опубликовал предварительные итоги ежедневного мониторинга. За пять дней апреля (с 6 по 10) 2015-го в союз поступило 235 претензий к страховым компаниям и страховым агентам, практически все они устные: автомобилисты обращаются по телефону или заходят в представительство РСА и рассказывают о проблемах с продажами.

Большая часть претензий касается отказов заключать договоры ОСАГО и навязывания других страховок. Наибольшее количество жалоб зарегистрировано в Уральском ФО — 118, из них 73 относятся к отказам продавать ОСАГО, 38 – к навязыванию допуслуг, 7 – к удаленности филиалов страховых фирм. 12 обращений принято в Дальневосточном ФО, по 27 — в Сибирском и Южном, 31 — в Приволжском. В исполнительный аппарат союза за указанный период поступило 4 обращения об отказе продавать полис и 16 – о навязывании допуслуг. Но, естественно, жалуются в РСА не все «пострадавшие».

Отказ в заключении договора ОСАГО неправомерен!

Николай Тюрников, являющийся президентом АЗС, утверждает, что любой отказ страховщика в продаже полиса, независимо от причины, считается необоснованным. ОСАГО – публичный договор, поэтому страховая фирма обязана заключить такой договор с каждым заинтересованным клиентом. Автовладельцы, которые при попытке приобрести полис ОСАГО наталкиваются на недобросовестных страховщиков и факты навязывания допуслуг, обычно вынуждены обращаться за желанным документом в несколько фирм. «Негодование у водителей это вызывает лишь тогда, когда они десяток фирм обойдут, – и, соответственно, в данном случае они начинают как-то действовать», – рассказывает господин Тюрников.

Случаи правомерного отказа в ОСАГО

В РСА говорят, что правомерен отказ в продаже ОСАГО в ситуации, когда у страховщика кончились бланки полисов и нельзя получить дополнительные, поскольку он исчерпал на них квоту. Также отказ считается правомерным, если потребитель не представил весь пакет необходимой документации или она не соответствует требованиям. Если же страховая компания объясняет ситуацию исчерпанием квоты, клиенту рекомендуется запросить у нее мотивированный ответ в письменной форме, который в последующем надо направить в ЦБ или РСА.

Что делать, если навязывают доп страховку к ОСАГО

«Если страховая фирма все же не хочет продавать ОСАГО, это нужно как-то зафиксировать. Можно направить в адрес страховой фирмы заявление на заключение страхового договора по установленной форме. Делается это почтой с уведомлением о вручении. Это даст возможность доказать то, что компания получила ваше заявление. Факт отказа в продаже полиса в самом офисе есть возможность подтвердить с помощью аудио-, фото- или видеоустройств. Данные средства должны давать возможность идентифицировать обстоятельства и место отказа, а также определить точную дату и время», – поясняют в РСА.

Как зафиксировать отказ в продаже полиса ОСАГО

Господин Тюрников рассказывает, что страховщики письменных отказов не дают. Поэтому достаточно фиксирования факта отказа в продаже полиса или навязывания допуслуг свидетельскими показаниями (в письменной форме с контактной информацией свидетелей) и видео- или аудиозаписью. Далее надо написать заявление в Центробанк. «Регулятор не будет размышлять, хватает или не хватает доказательств. Наличествует подтверждение – все, мгновенный штраф. Потому лучше со свидетелем (знакомым, другом) посетить одну страховую фирму, чем в одиночку бегать по множеству организаций, сталкиваясь с проблемой», – рекомендует он и напоминает, что за отказ в реализации полиса ОСАГО страховщику грозят санкции – штраф в 50000 рублей. «Если откажут сотне клиентов – соответственно, выплатят штраф в 5000000 рублей», – подчеркивает эксперт.

Будьте осторожны при записывании фото- и видео доказательств

Вячеслав Голенев, являющийся старшим юристом московской адвокатской коллегии «Железников и партнеры», считает, что видеозапись неприемлема в спорах со страховщиками, так как в статье 152.1 ГКРФ сказано, что обнародование и последующее использование изображения человека (в том числе его фото, видеозаписи или произведения художественного искусства, на которых он запечатлен) допускаются лишь с согласия этого человека. «Это относится и к работникам страховой фирмы», – добавляет он.

Что является навязанной услугой

Игорь Юргенс, глава РСА и ВСС, полагает, что зачастую сложно разделить навязывание услуги и кросс-продажи. Злоупотреблением он считает ситуации, при которых обязательным условием заключения договора ОСАГО становится условие купить еще и полис по иному виду страхования или другую услугу. (Надо помнить, что навязываться может не только другая разновидность страхования, но и технический осмотр и даже требование вымыть автомобиль за пару тысяч.) «Если случаи навязывания допуслуг подтвердятся и к нам поступят непредвзятые жалобы, РСА начнет использовать жесткие меры, исходя из правил профессиональной деятельности и требований законодательства», – предупреждает эксперт.

Куда обратиться, если страховщик отказывает в продаже полиса ОСАГО

Олег Шебанов, возглавляющий направление андеррайтинга моторных разновидностей фирмы «БИН Страхование», уверен, что недавнее увеличение базовых тарифов по договорам ОСАГО только частично может решить проблему автомобилистов, потому что апрельский рост расценок по «автогражданке» для ряда субъектов России все равно недостаточный. «Не стоит забывать об удорожании запчастей (это отразится на степени убыточности продукта) и увеличении лимитов ответственности. Рост тарифов для многих отделений позволит устранить проблему с отсутствием бланков полисов, но для убыточных регионов проблемы не решит», – констатирует эксперт.

Автомобилисты, сталкивающиеся с затруднениями при покупке ОСАГО, имеют возможность обратиться в РСА, осуществляющий прием обращений и жалоб от страхователей на действия фирм. Бланк жалобы есть на сайте РСА. По любым возникающим вопросам обращайтесь по бесплатному номеру РСА: 8800-2002275, (495) 641-2785 (для жителей Москвы).

>Как без потерь отказаться от допуслуг при покупке ОСАГО?

Что делать, если допуслуга к ОСАГО уже оформлена?

У автовладельца, оформившего дополнительный договор добровольного страхования при покупке ОСАГО, есть возможность от него отказаться вне зависимости от того, навязана ему была эта услуга или он сам решил купить страховку, а потом передумал.

При этом объём возврата уплаченных средств будет зависеть от срока отказа от страховки. Если это произойдёт в течение пяти дней с момента продажи, то деньги будут возвращены полностью. Речь идёт о «периоде охлаждения», который был введён в октябре 2015 года.

«Период охлаждения» действует для договоров со сроком действия не менее 30 календарных дней, и расторгнуть договор добровольного страхования можно, если по нему не происходило страховых случаев. Если эти условия соблюдены, премия будет возвращаться в полном объёме в течение десяти дней с момента отказа автовладельца от добровольной страховки», – объясняют в РСА.

При расторжении договора по истечении этих пяти дней деньги возвращаются уже пропорционально сроку действия договора, продолжаю в РСА. Так, если договор действовал какое-то время – страховщик удержит часть премии пропорционально сроку, в течение которого договор действовал. Однако если страхователь после возврата части премии заявил страховщику убыток по расторгнутому договору, страховщик вправе потребовать возврата такой части премии.

Чтобы расторгнуть договор, страхователю нужно обратиться в центральный офис страховщика или в его дополнительные офисы, филиалы и т.п. и написать заявление.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *