Дополнительное образование ОКВЭД

Дополнительное образование ОКВЭД

Как открыть учебный центр без лицензии

Для начала прочитайте статью «Как открыть учебный центр с нуля», где дается пошаговая инструкция по запуску ваших курсов и тестированию спроса.

К нам часто обращаются коллеги с вопросом о лицензировании.

Часто законы написаны языком, который сложно понять неподготовленному.

Поэтому, мы попросили экспертов по лицензированию учебных центров Елену Белоусову и Евгению Арсеньеву написать статью о том — какая деятельность сейчас не попадает под лицензирование.

ВНИМАНИЕ! Проверяйте актуальность законодательства на дату прочтения статьи. Написана статья 16.07.2016

Авторы:

Елена Белоусова.

Эксперт современного законодательства в сфере образования. Заместитель директора частного образовательного учреждения. Имеет большой практический опыт разработки, оценки и реализации коррекционных и развивающих программ для детей дошкольного возраста

Евгения Арсеньева. Директор и учредитель частного образовательного учреждения с 2000 года, специалист в области финансовых, правовых (лицензионных, договорных и иных юридических) вопросах в сфере дополнительного образования. Практический опыт получения лицензии и общения с Роспотребнадзором и иными организациями 15 лет.

Статья:

Что может учебный центр осуществлять без лицензии?

С выходом нового закона об образовании (ФЗ-273) образовательная деятельность в обязательном порядке должна быть лицензирована (ст.91 ФЗ-273) вне зависимости от того, какой ОКВЭД Вы зарегистрировали. И, если в своём учебном центре Вы планово и систематично оказываете населению образовательно-обучающие услуги, т. е. реализуете какие-либо образовательные программы той или иной направленности, Вы должны иметь Лицензию на право осуществления этой деятельности.

Таким образом, теперь без Лицензии вы не можете вести деятельность в формате кружков, студий, секций; не можете проводить курсы по подготовке к ЕГЭ, изучению иностранных языков, других предметов и дисциплин, каких-либо курсов по повышению квалификации и переподготовки кадров, обучению новым профессиям и пр. Вы вообще не можете проводить какие-либо обучающие курсы, поскольку данный формат деятельности в рамках новых ОКВЭДов – ОК 029-2014 (КДЕС ред.2), которые вступают в силу с 01.01.2017г., отнесён к разделу R – 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых» (подразделы: 85.41.1 «Образование в области спорта и отдыха», 85.41.2. «Образование в области культуры», 85.41.9. «Образование прочее, не включённое в другие группировки»)

А что же остаётся? Какой формат деятельности в нашем случае возможен без наличия Лицензии?

— это разовые мастер-классы любой направленности, на которые каждый раз необходимо заключать с клиентами отдельный, новый договор (например, МК для детей и взрослых «Изготовление мягкой игрушки своими руками», или МК для родителей «Особенности развивающего взаимодействия с детьми раннего возраста» и т.п.);

— это разовые ознакомительные семинары/вебинары любой тематики, семинары по обмену опытом (например, «Вопросы использования технологии проектов в дошкольном образовании», «Новые функции программного обеспечения» и т.п.), которые могут быть направлены на ознакомление с новой методикой или технологией, с особенностями работы определенного оборудования и пр. и не предполагают получение (или повышение квалификации) по какой-либо специальности. После окончания такого семинара слушатель может получить свидетельство, подтверждающее только факт его участия в семинаре.

— это организация и проведение конференций, симпозиумов, слётов с различными тематическими выступлениями и докладами участников и т.п.;

— это различные виды информационно-консультационных (не обучающих!) услуг, оказываемых на возмездной основе;

— это всевозможные развлекательные мероприятия: дискотеки, шоу, интерактивные игры, квесты, просмотр спектаклей, организация конкурсов, выставок, проведение дней рождения и т.п. То есть, различный спектр услуг, который новыми ОКВЭДами отнесён к сфере культурно-развлекательного досуга клиентов и рассматривается в разделе R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений».

Вот тот спектр услуг, который по новому законодательству не относится к целенаправленной систематической образовательной деятельности по реализации образовательных программ и, следовательно, не требует получения Лицензии. А образовательная обучающая деятельность, которая теперь регламентируется как дополнительное образование детей и взрослых предусматривает её наличие.

Так любой формат кружковой деятельности по реализации общеразвивающих образовательных программ любой направленности и любые программы дополнительного профессионального образования (для курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки по любой специальности) вне сомнения в обязательном порядке требуют Лицензии.

Кроме того, теперь появился новый формат, отнесённый к образовательной деятельности. Приведём некоторые пункты из новых ОКВЭДов, регламентирующие формат образования и в других областях.

85.41.1 – Образование в области спорта и отдыха.

Эта группировка включает:

— спортивное обучение (баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.)

— обучение в спортивных лагерях,

— обучение гимнастике,

— обучение в школах верховой езды,

— обучение плаванию,

— услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров,

— обучение боевым искусствам, — обучение йоге.

85.41.2 – Образование в области культуры.

Эта группировка включает:

— предоставление обучения в сфере искусств, драмы и музыки,

— занятия с учителем по фортепьяно и др. музыкальным инструментам,

— художественные школы,

— танцевальные занятия и студии,

— театральные кружки, школы (за исключением академических),

— школы изобразительных и других видов искусств (за исключением академических) и пр.

Организации, предоставляющие такое обучение, могут иметь название школы, студии, классы и т.д. Они, главным образом предоставляют пособия по обучению в качестве хобби, для отдыха, в целях саморазвития.

85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включённое в другие группировки.

Эта группировка включает:

— центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы,

— дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для различных профессий, хобби и занятий для личностного роста.

Таким образом, если реализуемая Вашим центром деятельность, лежит в плоскости приведённых выше форматов и является систематичной, целенаправленной и плановой, то Вам необходимо получение Лицензии на осуществление образовательной деятельности. Если же Ваш центр реализует что-то иное, отличное от этого, то Вы можете продолжать свою деятельность без Лицензии.

Вы можете обратиться за помощью в получении лицензии на образовательную деятельность к Евгении и Елене.

Страница Евгении в контакте

Группа в контакте по лицензированию

А также смотрите БЕСПЛАТНЫЙ вебинар о всем, что нужно знать для получения лицензии

Желаем вам еще больше довольных учеников!

ГлавУч. Учебный центр на отлично

Понравилась статья? Подпишитесь на наши обновления и получайте актуальную информацию по развитию учебных центров

  1. наталья:

    Странная статья! Называется «как открыть учебный центр без лицензии». И смысл статьи — НИКАК! если он учебный.

    • Алексей Беба:

      Да, Наталья.

      Практически так.

      Так что проще получить и жить спокойно)

  2. Ольга:

    Открыть учебный центр без лицензии возможно! В полном соответсвии с законодательством на 07.2016г. И я знаю как!

    • Алексей Беба:

      Ольга, поделитесь! Можно сюда или напишите мне на почту, пожалуйста beba@centr5.ru — с радостью опубликуем рекомендации

  3. Ольга:

    Алексей, все просто! В п.2 ст.91 ФЗ-273 сказано, что исключением из соискателей на лицензирование УЦ являются предприниматели, осуществляющие деятельность непосредственно. Если вы исчерпали все возможные способы получения лицензии, но понимаете что не проходите по нормам сэс, например, то можно зарегистрировать несколько своих преподавателей как ИП. Далее вы заключаете с ними договор (я это называю «для того, чтобы бумажка была») о том, что вы оказываете им услуги по привлечению клиентов, обеспечению канцтоварами и т.д., а они самозащиты непосредственно. Конечно, все тонкости здесь не опишешь, но основная суть такова. Если все сделать правильно, с юридической точки зрения вы работаете абсолютно легально.

    • Евгения:

      Мы описываем подобную схему в нашем бесплатном вебинаре. Вы сами пробовали так работать? Каждый преподаватель, т.е. ИП обязан соблюдать все действующее законодательство в сфере образования. Каждый иметь договор аренды на помещение и многое другое. Плюс оформление услуг с Вами на канцтовары, а значит снова налоги.
      Все, кому мы предлагали этот вариант, выбирали лицензирование.

      • Мария:

        Здравствуйте, скажите, пожалуйста. Но если я открываю просто ИП и по сути занимаюсь репетиторством в гордом одиночестве, мне ведь лицензия не нужна, правильно я понимаю?
        Заранее спасибо

  4. Алена:

    А мне думается, что Ольга предлагает очень даже рабочий вариант.
    все непрофильные расходы лягут на Центр (например на УСН 15%),
    а ИП (тренера/преподаватели) — основные требования соблюдает Центр — договор аренды с Центром, а многое другое или Центр в большей степени соблюдал, тогда все ОК, или нет…ну тогда, «семь бед, один ответ»
    К сожалению, лицензирование — это и недешево и ОЧЕНЬ непросто

  5. Сергей:

    Здравствуйте. Я планирую проводить занятия с детьми, но не по образовательной программе и не совсем систематически. Значит я осуществляю не образовательную деятельность и лицензия не нужна. Так какой оквэд выбрать. Футбольные занятия!!! Неужели, все кружки-танцы, футбол, и т.д. В нашем городе — все с лицензией?

    • Алексей Беба:

      Сергей, напишите напрямую специалисту — Евгении https://vk.com/arsjenya

  6. Ольга:

    Получается, если я организую развлекательные мероприятия, то мне не нужна лицензия? А если привлекаю помощников? Все равно не нужна?

    • Алексей Беба:

      Ольга, напишите, пожалуйста, напрямую эксперту Евгении https://vk.com/arsjenya

  7. Елена:

    Я веду платный кружок в КДУ, колькуляция подписана руководством, договора составлены, деньги сдаем регулярно и я получаю 50℅(без налога) за свою деятельность и состою в штате! Я должна иметь лицензию на эту деятельность (вокальный кружок) если я работаю в учреждении культуры?

    • Алексей Беба:

      Елена, у этого самого учреждения культуры должна быть лицензия. И туда они добавляют вашу программу.

  8. Наталья:

    Нужна ли мне лицензия,если я буду вести занятия индивидуально без привлечения других преподавателей?

    • Алексей Беба:

      Наталья, обратитесь, пожалуйста, к спикеру с таким вопросом — напрямую. Есть много нюансов.

80 ОБРАЗОВАНИЕ
Эта группировка включает виды деятельности, связанные с государственными, муниципальными, негосударственными (частными) образовательными учреждениями всех видов. Образовательные программы осваиваются в следующих формах:
— в общеобразовательных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах
— в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Каждый уровень начального образования включает деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей и подростков с физическими и умственными недостатками
Эта группировка не включает:
— обучение, направленное на организацию отдыха и развлечений, например обучение игре в бридж, гольф и т.п., см. 92.6, 92.7
80.1 Дошкольное и начальное общее образование
80.10 Дошкольное и начальное общее образование

80.10.1 Дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию)
Эта группировка включает:
— деятельность сети дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)
Эта группировка не включает:
— деятельность по уходу за детьми в дневное время, см. 85.32
— деятельность детских домов, интернатов для детей, см. 85.31
80.10.2 Начальное общее образование
Эта группировка включает:
— начальное общее школьное образование, предусматривающее обучение учащихся чтению, письму, счету, основным умениям и навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культуре поведения и речи, основам личной гигиены и здорового образа жизни в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эта группировка не включает:
— начальное профессиональное образование, см. 80.22.1
— осуществление программ обучения грамоте для взрослых, см. 80.42
80.10.3 Дополнительное образование детей
Эта группировка включает:
— дополнительное образование для детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет, основными задачами которого является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, осуществляемое:
. во внешкольных учреждениях (детских музыкальных школах, художественных школах, школах искусств, домах детского творчества и др.)
. в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования
80.2 Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование
80.21 Основное общее и среднее (полное) общее образование
Эта группировка не включает:
— образование для взрослых, см. 80.42
80.21.1 Основное общее образование
Эта группировка включает:
— основное общее школьное образование, являющееся базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, связанное с обязательным посещением занятий в общеобразовательных учреждениях (школе, школе-интернате, лицее, гимназии и др.)
— основное общее школьное образование, получаемое одновременно с начальным профессиональным образованием (средние музыкальные, хореографические, художественные школы, школы искусств и т.п.)
80.21.2 Среднее (полное) общее образование
Эта группировка включает:
— среднее (полное) общее образование, получаемое в общеобразовательных учреждениях (школе, школе-интернате, лицее, гимназии и др.), являющееся базой для среднего профессионального и высшего профессионального образования
— среднее (полное) общее образование, получаемое одновременно с начальным профессиональным образованием (средние музыкальные, хореографические, художественные школы, школы искусств и т.п.)
80.22 Начальное и среднее профессиональное образование
Эта группировка не включает:
— профессиональное образование на уровне высшего учебного заведения, см. 80.30
80.22.1 Начальное профессиональное образование
Эта группировка включает:
— начальное профессиональное образование, получаемое в профессиональных училищах, лицеях, учебно-курсовых комбинатах и других образовательных учреждениях данного уровня
80.22.2 Среднее профессиональное образование
80.22.21 Обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
Эта группировка включает:
— техническое и другое профессиональное образование более низкой ступени, чем высшее профессиональное образование, получаемое, как правило, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, колледжах, техникумах-предприятиях и др.). Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Как правило, в программах придается особое значение предметной специализации и обучению как теоретическим основам, так и практическим навыкам, обычно связанным с настоящим или будущим родом занятий
80.22.22 Обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
Эта группировка включает:
— дополнительное образование (переподготовку, повышение квалификации и др.) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, получаемое в институтах повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, в образовательных учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов
80.22.23 Обучение на подготовительных курсах для поступления в образовательные учреждения среднего профессионального образования
80.3 Высшее профессиональное образование
80.30 Высшее профессиональное образование
80.30.1 Обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах и в др.)
Эта группировка включает:
— образование, обеспечивающее подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворяющее потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях): университетах, академиях, институтах. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования, подтверждаемые присвоением лицу квалификации: «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр»
80.30.2 Послевузовское профессиональное образование
Эта группировка включает:
— послевузовское профессиональное образование, которое предоставляет возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования (аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры и т.п.)
80.30.3 Обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование
Эта группировка включает:
— дополнительное образование для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, получаемое в институтах повышения квалификации, высших учебных заведениях, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и др. в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов
80.30.4 Обучение на подготовительных курсах для поступления в учебные заведения высшего профессионального образования
80.4 Образование для взрослых и прочие виды образования
80.41 Обучение водителей транспортных средств
Эта группировка включает:
— обучение для получения водительских удостоверений, летных сертификатов, навигационных лицензий и т.п.
— деятельность школ повышения квалификации (учебно-тренировочных центров) для пилотов коммерческих авиалиний
80.41.1 Обучение водителей автотранспортных средств
80.41.2 Обучение летного и мореходного персонала
80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки
Эта группировка включает:
— образование для взрослых, которые не обучаются в системе регулярного общего образования или высшего профессионального образования. Обучение может проводиться на дневных или на вечерних занятиях в школах или в специальных заведениях для взрослых. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы, например компьютерное образование для взрослых
— дополнительное образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности
— все виды обучения по радио, телевидению, компьютерным сетям и т.п.
Эта группировка не включает:
— высшее профессиональное образование, см. 80.30
— деятельность школ танцев, см. 92.34.2
— тренировочную деятельность в области спорта и игр, см. 92.62

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *