ФЗ 159 о дополнительных гарантиях

ФЗ 159 о дополнительных гарантиях

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ,
от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ,
от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Комментируемым Федеральным законом установлены общие принципы, содержание, а также меры, направленные на социальную поддержку не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Следует отметить, что дополнительные гарантии по социальной поддержке российским государством этой малозащищенной категории граждан представляют собой комплекс социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, медицинского обслуживания, реализации права на труд и т.п.
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 1
В рассматриваемой статье приводятся такие понятия, как:
1) дети-сироты;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) опека и попечительство;
6) приемная семья;
7) полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
9) дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Рассмотрим некоторые из вышеприведенных категорий граждан РФ более подробно.
Детьми-сиротами признаются лица, возраст которых не достигает 18 лет и у которых умерли оба или единственный родитель.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по причине:
1) отсутствия родителей или лишения их родительских прав;
2) ограничения родителей в родительских правах;
3) признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);
4) нахождения родителей в лечебных учреждениях;
5) объявления родителей умершими;
6) отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
7) уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
8) отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
9) по иным причинам признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством РФ порядке.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются граждане в возрасте от 18 до 23 лет, если они в возрасте до 18 лет:
1) потеряли в связи со смертью обоих или единственного родителя;
2) остались без попечения единственного или обоих родителей;
3) имеют в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются:
1) образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
2) учреждения социального обслуживания населения (детские дома — интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
3) учреждения системы здравоохранения (дома ребенка);
4) иные учреждения, создаваемые в установленном законодательством РФ порядке.
Так, например, Постановлением Минтруда России от 8 августа 2002 г. N 54 утверждены Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с п. 1.2 Методических рекомендаций целями создания государственного (муниципального) учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее по тексту — Учреждение) являются:
1) предоставление в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
2) обеспечение создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
3) проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода;
4) организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Создание Учреждения производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Созданное Учреждение действует на основании устава, утверждаемого учредителем (п. 1.3 Методических рекомендаций).
Поскольку Учреждение является юридическим лицом, государственная регистрация факта его создания производится в соответствии с положениями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — ФЗ-129).
В настоящее время государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой РФ.
Государственная регистрация подразумевает осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти актов, посредством внесения в государственные реестры сведений:
1) о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц;
2) о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;
3) о прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
4) иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с ФЗ-129 (ст. 1 ФЗ-129).
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ-129 государственная регистрация производится в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту:
1) нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа;
2) нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (в случае отсутствия исполнительного органа).
Поскольку деятельность Учреждения направлена на социальное обслуживание детей-инвалидов, оно в связи с этим осуществляет:
1) в целях создания для них благоприятных условий жизнедеятельности — предоставление социальных услуг детям-инвалидам;
2) меры по реализации индивидуальных программ, направленных на реабилитацию инвалидов и разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;
3) в целях восстановления (компенсации) утраченных (нарушенных) способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции в общество — мероприятия по социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями;
4) проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, а также организацию ухода за детьми-инвалидами, их досуга;
5) физическое воспитание детей-инвалидов, учитывая возраст и состояние здоровья, позволяющее развить их способности в пределах максимальных возможностей;
6) в целях ликвидации трудной жизненной ситуации — оказание социальной, психологической или иной помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
7) при необходимости и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, — защиту прав и законных интересов детей-инвалидов;
8) организацию образования детей-инвалидов с учетом их физических возможностей и умственных способностей.
Социальное обслуживание детей-инвалидов осуществляется с использованием средств малой механизации и средств самообслуживания, позволяющих приблизиться к следующим показателям:
1) повышение качества обслуживания, содержания и ухода за детьми-инвалидами;
2) использование прогрессивных форм и методов работы по социальному обслуживанию детей-инвалидов;
3) облегчение труда обслуживающего персонала по уходу за тяжело больными детьми и привитие детям-инвалидам навыков самообслуживания;
4) использование новых реабилитационных технологий, повышающих результативность реабилитационного процесса детей-инвалидов.
Учреждение может иметь в своем составе такие структурные подразделения, как:
1) приемное отделение, назначение которого заключается в осуществлении первичного (последующего) приема детей-инвалидов в Учреждение, выявлении у них потребностей в социальных услугах, направлении в соответствующие функциональные подразделения Учреждения; создании банка данных о детях-инвалидах, обратившихся за помощью, осуществлении взаимного обмена необходимой информацией как с заинтересованными государственными, так и общественными организациями и учреждениями; осуществлении анализа и прогнозирования социальных процессов на обслуживаемой Учреждением территории;
2) отделение медико-социальной реабилитации, назначение которого заключается в освоении и использовании традиционных и новых эффективных методик и технологий проведения реабилитационных мероприятий; направлении детей-инвалидов, если это необходимо, по согласованию с органами здравоохранения, в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи; обеспечении взаимодействия специалистов отделения с родителями (законными представителями) детей-инвалидов в целях достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей-инвалидов в семье;
3) отделение психолого-педагогической помощи, назначение которого заключается в оказании практической помощи в обучении детей-инвалидов и разработке образовательных программ; проведении психолого-коррекционной работы с детьми-инвалидами; подготовке и проведении мероприятий по организации досуга детей-инвалидов вместе с их родителями (законными представителями); обучении детей-инвалидов навыкам самообслуживания и поведения в быту и общественных местах;
4) отделение социально-трудовой реабилитации призвано проводить мероприятия по оказанию психолого-профориентационных услуг детям-инвалидам; проводить мероприятия, способствующие развитию профессиональных навыков и умений; решать вопросы будущего трудоустройства детей-инвалидов на специализированные предприятия для инвалидов;
5) отделение социально-консультативной помощи, призванное осуществлять консультирование родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания, а также развития личности детей-инвалидов с ограничениями в развитии; оказывать социально-консультативную помощь по вопросам социально-правовой защиты и обеспечения жизнедеятельности семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
6) отделение милосердия, назначение которого заключается в организации реабилитационных групп, объединяющих детей-инвалидов; осуществлении деятельности реабилитационных групп на основе индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
7) группа дневного пребывания, которая предназначается для обеспечения режима временного содержания детей-инвалидов (с учетом семейных обстоятельств и интересов детей-инвалидов); осуществления мер по реализации индивидуальных программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
8) иные отделения, не противоречащие целям и задачам Учреждения.
Пункт 2.4 Методических рекомендаций позволяет Учреждению создавать попечительский совет, одним из направлений деятельности которого будет являться привлечение территориальных общественных объединений, организаций, фондов к решению проблем детей-инвалидов, проживающих в Учреждении.
Принятию в Учреждение подлежат дети-инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации.
Однако не подлежат принятию в Учреждение дети-инвалиды, страдающие по заключению медицинских учреждений психическими, онкологическими, кожно-венерологическими и другими формами инфекционных заболеваний, требующих лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях.
Пунктом 3.3 Методических рекомендаций предусмотрены следующие способы приема детей-инвалидов в Учреждение:
1) на постоянное проживание;
2) временное (на срок до 6 месяцев) проживание;
3) пятидневное в неделю проживание;
4) дневное пребывание.
В течение всего срока проживания (пребывания) детей-инвалидов в Учреждении с родителями (законными представителями) проводится социально-реабилитационная работа.
Для помещения в Учреждение органом социальной защиты населения субъекта РФ или органом местного самоуправления выдается соответствующая путевка. Для помещения ребенка-инвалида в Учреждение путевка может выдаваться на основании заявления его родителей (законных представителей).
На каждого проживающего в Учреждении заводится личное дело, в котором хранятся:
1) путевка;
2) история болезни, с приобщением медицинской карты;
3) справка из учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
4) индивидуальная программа реабилитации;
5) амбулаторная карта, поступившая из медицинского учреждения;
7) все медицинские и иные документы со времени нахождения ребенка-инвалида в Учреждении.
Стационарное обслуживание детей-инвалидов осуществляется на платной основе, включающей затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений. Оплата стационарного обслуживания детей-инвалидов производится на основании договора о стационарном обслуживании, который заключается между родителями ребенка-инвалида (законными представителями) и Учреждением.
Помимо основных услуг по стационарному обслуживанию детей-инвалидов, им за счет денежных средств родителей (законных представителей) могут предоставляться дополнительные платные или частично оплачиваемые услуги (по индивидуальному уходу и питанию, лечению и другие), перечень и стоимость которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Временное выбытие ребенка-инвалида из Учреждения (на срок не более трех месяцев или на период каникул) осуществляется лишь по заявлению родителей (законных представителей) и с согласия директора Учреждения.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Дети-сироты, дети без родительской опеки нуждаются в помощи государства. Поэтому был принят Федеральный закон номер 159, который регулирует и регламентирует процессы оказания социальной помощи несовершеннолетним лицам без родителей, контролирует помощь в получении образования, в нахождении работы, в получении медицинской помощи.

Содержание

Что представляет собой закон?

159 ФЗ о сиротах был принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года, а одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года. Последние изменения в него были внесены 1 мая 2017 года. ФЗ о детях сиротах и детях, оставшиеся без попечения родителей состоит из 13 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родителей и государством. При помощи этого закона государство оказывает помощь и регламентирует способы и процессы осуществления поддержки детей-сирот и детей без родителей.

Краткое содержание Федерального закона номер 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

  • 1 ст. – список терминов и понятий, используемых в описываемом Федеральном законе и их определения;
  • 2 ст. – процесс и меры осуществления регулирования правоотношений между детьми-сиротами и государством;
  • 3 ст. – список других законов, нормативов и актов, регулирующих описываемую сферу деятельности;
  • 4 ст. – гарантии осуществления поддержки детей-сирот и детей без родителей и меры по обеспечению этих гарантий;
  • 5 ст. – финансовая сторона обеспечения социальной защитой и другой поддержкой детей-сирот и детей без родителей;
  • 6 ст. – список прав, предоставляемых описываемым лицам, на получение образования;
  • 7 ст. – список прав, предоставляемых описываемым гражданам, на получение медицинской помощи;
  • 8 ст. – список прав, предоставляемых описываемым детям, на получение жилья или других жилых помещений;
  • 9 ст. – список прав, предоставляемых описываемым несовершеннолетним гражданам, на получение рабочего места и защиту от безработицы;
  • 10 ст. – способы, меры и процессы осуществления защиты детей-сирот на судебных процессах;
  • 11 ст. – способы привлечения к ответственности граждан, не исполнивших условия или требования настоящего Федерального закона;
  • 12 ст. – случаи, когда акты настоящего Федерального закона приводятся в действие и способы их осуществления;
  • 13 ст. – дата и процесс вступления в силу настоящего Федерального закона.

Сфера деятельности по осуществлению поддержки детей-сирот и детей без родителей регулируется настоящим ФЗ, другими Федеральными законами, законами и нормативами субъектов России, Конституцией Российской Федерации и международными документами.

Кто относится к категории детей-сирот?

Согласно всем принятым Федеральным законам и понятиям, установленным в этих законах, существует большое количество категорий, на которые делятся дети-сироты.

По возрасту, такие дети делятся на «до 18 лет» и «от 18 до 23 лет». По причинам обретения соответствующего статуса дети-сироты делятся на:

  • Случаи, когда родители отсутствуют;
  • Родители были лишены родительских прав согласно закону и через судебный процесс;
  • Имеют судимости и отбывают наказания в местах лишения свободы;
  • Родители ограничены в собственных правах по отношению к ребенку;
  • Родители погибли или объявлены умершими;
  • Родители являются недееспособными и нетрудоспособными;
  • Родители находятся в специальных лечебных и медицинских учреждениях.

Совершеннолетние от 18 до 23 лет имеют также права на получение защиты и образования в случае, если остались без родителей до наступления 18-летнего возраста.

Также полезно знать: ФЗ № 181 в последней редакции. Подробности

Последние изменения

Последние изменения «о дополнительных гарантиях» 159 ФЗ были внесены 1 мая 2017 года, при принятии ФЗ номер 89. Все изменения произошли в статье девять.

Согласно изменениям в названии статьи были добавлены слова «и на социальную защиту от безработицы». Первый пункт девятой статьи был изменен и в нем указано, что органы, занимающиеся занятостью населения, обязаны помогать детям-сиротам или детям, оставшимся без родителей, в случае их обращения для трудоустройства. Сотрудники органов обязаны помогать обратившемуся ребенку с поиском работы, профессиональным ростом, повышением квалификации.

В третьем пункте девятой статьи была убрана фраза «регулирующих их отношения», а вместо фразы «должностные лица» была вписана фраза «лица». Пятый пункт также был изменен. Согласно этим изменениям ребенок без родителей, ищущий работу первый раз, ранее на работу не устроенный, безработный или получающий профессию имеет право на пенсию, стипендию или другие выплаты.

В шестом пункте девятой статьи написано, что в случаях, когда ребенок без родителей был уволен из организации, компании или фирмы из-за ликвидации или сокращения штата работников, руководитель организации обязан за счет собственных средств обеспечить профессиональное образование ребенка, предоставить ему другую работу и обеспечить трудом.

Согласно 11 статье настоящего Федерального закона существует множество случаев и причин, когда лица могут понести ответственность за нарушение требований или условий закона. Часто такое случается из-за того, что лица не знают положений закона. Должностные лица, являющиеся сотрудниками органов государственной власти, несут ответственность за правонарушения согласно Конституции РФ. Любые нормативы или акты, нарушающие права детей-сирот или ущемляющие их интересы должны быть признаны недействительными и ничтожными в соответствии с порядком, установленным законом. Должностные лица, не выполнившие свои трудовые обязательства в этой сфере несут административную, гражданско-правовую, дисциплинарную или уголовную ответственность.

Скачать 159 ФЗ с последними дополнениями

Государство принимает большое количество законов, нормативов, актов и изменений для помощи и поддержки детей без родителей. Федеральный закон 159 создан для обеспечения помощи и поддержки несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сотрудники государственных органов обязаны помогать и обеспечивать все возможные меры поддержки таким лицам. В случае, если гражданин считает, что его права были нарушены или ущемлены, он имеет возможность подать иск в суд. Но для более подробного изучения собственных прав и возможностей, рекомендуется изучить настоящий закон.

Скачать Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Внесены изменения в статью 8 Федерального закона

от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Льготы ребенка-сироты. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ

Государство старается обеспечить уязвимые категории населения всеми необходимыми мерами поддержки. К таким гражданам относятся и дети-сироты, лишившиеся своих родителей. Они не могут рассчитывать на поддержку биологических родителей, поэтому назначаются многочисленные льготы ребенку-сироте. Они предлагаются как на федеральном уровне, так и на региональном. Узнавать о возможности их использования должны официальные представители несовершеннолетнего.

Кто может рассчитывать на поддержку государства?

Льготы ребенку-сироте назначаются федеральным правительством и местными властями региона проживания. Для получения поддержки важно обладать соответствующим статусом. Сиротами считаются несовершеннолетние, у которых отсутствуют родители. Ребенок должен остаться без попечения биологических родителей. Сиротами признаются даже дети, родители которых были лишены прав на несовершеннолетних.

Назначаются льготы ребенку-сироте в следующих ситуациях:

  • у несовершеннолетнего отсутствуют родители, а также нет возможности установить их личность;
  • родители были лишены своих прав на детей;
  • родители признаются безвестно отсутствующими судом;
  • граждане находятся на стационарном лечении без возможности выздоровления;
  • они ограничены в правах на несовершеннолетних;
  • объявляются умершими;
  • признаются недееспособными;
  • обладают ограниченной дееспособностью;
  • отбывают наказание в местах лишения или находятся под стражей в процессе расследования разных преступлений;
  • отказываются родители забирать домой детей из школы, сада или других государственных организаций.

При вышеуказанных ситуациях дети признаются сиротами. Пока им не исполнилось 14 лет, над ними может оформляться опека родственниками или посторонними лицами. Как только они достигают 18 лет, то допускается пользоваться попечительством.

На основании ФЗ № 159 назначаются разные меры поддержки и привилегии для детей государством. Ими можно пользоваться до достижения возраста совершеннолетия. Если предпочитает сирота далее продолжать обучение на очной форме, то он может пользоваться послаблениями и дальше.

Назначение специальной пенсии

Наиболее значимой мерой поддержки для многих сирот считается возможность получения специальной пенсии. Данная выплата детям-сиротам называется социальной пенсией.

Если у ребенка родители умерли, а при этом у них имелся страховой стаж, то несовершеннолетнему назначается страховая пенсия. Если же родители не работали, то у них отсутствует страховой стаж, поэтому до окончания школы или достижения совершеннолетия ребенку будет назначаться социальная пенсия. Она может выплачиваться до 23 лет, если гражданин примет решение обучаться в вузе на очной форме.

Чтобы выплаты назначались даже после совершеннолетия, важно выбирать для обучения исключительно государственные учреждения, а также обучение должно осуществляться по очной форме. Высшее образование гражданин должен получать впервые.

Кроме выплат, назначаются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот. Они относятся к разным сферам деятельности, например, к качественной медицинской помощи, бесплатному образованию, предоставлению жилья или получению скидки при оплате коммунальных услуг.

Виды медицинских льгот

Социальные гарантии детям-сиротам позволяют им справляться с многочисленными жизненными трудностями без поддержки родителей. Они заключаются даже в предоставлении определенных льгот и послаблений в медицинской сфере. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, могут пользоваться следующими мерами поддержки:

  • медицинское обслуживание полностью является бесплатным, если обращается ребенок в государственную поликлинику или больницу;
  • если требуется специальное лечение, представленное разными операциями, реабилитацией, диспансеризацией или прохождением оздоровительных программ, то они предлагаются на бесплатной основе;
  • при необходимости предоставляются детям бесплатные путевки в санатории или специальные оздоровительные лагеря;
  • из средств регионального бюджета оплачивается проезд к месту лечения или реабилитации;
  • на основании имеющихся медицинских показаний может назначаться дополнительное лечение без необходимости оплаты.

Если на момент появления определенных проблем со здоровьем обучается сирота в вузе, то гражданин может оформить в любой момент времени академический отпуск.

Льготы при получении образования

В жизни каждого человека образовательный процесс является значимым, так как обеспечивает возможность получения знаний, специфических навыков и умений для дальнейшего успешного трудоустройства. Дети, потерявшие своих родителей по разным причинам, могут рассчитывать на разные меры поддержки. Ученики и студенты самостоятельно могут выбирать, какие именно курсы они будут посещать. Оплачиваются они средствами, выделенными из регионального бюджета.

Льготы в школе детям-сиротам заключаются в возможности получения бесплатного питания. Дополнительно выдаются разные учебные пособия на бесплатной основе. К другим мерам помощи относится:

  • государство помогает материально при покупке предметов первой необходимости, которые требуются при посещении школы или вуза;
  • предоставляются средства на покупку школьной формы или сезонной одежды и обуви;
  • в столовых школ и высших учебных заведений предлагается абсолютно бесплатное питание.

Дополнительно назначаются льготы детям-сиротам при поступлении в вуз. Они могут рассчитывать на поступление в выбранное учреждение без конкурса или при участии в особой программе. Если они хорошо учатся, то им назначается повышенная стипендия.

Раз в год получают сироты специальную материальную помощь. Она равна трехкратному размеру стипендии. Основным назначением такой выплаты выступает покупка необходимых канцтоваров, учебных пособий или других предметов для обучения.

Помощь в процессе поиска работы

На основании ФЗ № 159 назначаются разные социальные меры поддержки для детей, которые по разным причинам остались без поддержки родителей. К ним относится и помощь в процессе нахождения работы. К основным льготам относится:

  • выпускники разных вузов могут рассчитывать на получение бесплатной одежды, обуви и оборудования для дальнейшей работы;
  • в зависимости от региона назначается единовременное пособие, предназначенное для обеспечения жизни в процессе поиска работы;
  • с подростками в возрасте от 14 до 18 лет проводятся специальные работы, связанные с профориентацией, что позволяет узнать, какими способностями и умениями обладают дети, а также где в будущем они хотели бы работать;
  • на основании медицинских показаний проводится диагностика профессиональной пригодности;
  • если становится сирота на учет на бирже труда, то в течение 6 месяцев поиска работы назначается пособие по безработице даже при условии, если ранее гражданин не трудился официально;
  • если фирма, в которой работает сирота, ликвидируется, то за счет средств работодателя проводится профессиональное обучение.

Воспользоваться вышеуказанными мерами поддержки можно при трудоустройстве в государственные или коммерческие организации. Если не предоставляются по разным причинам льготы ребенку-сироте, то составляется жалоба в местную администрацию или прокуратуру.

Оплата услуг ЖКХ со скидкой

При оплате коммунальных услуг предоставляются льготы ЖКХ детям-сиротам. Если находятся дети под опекой, то пользоваться такой мерой поддержки могут опекуны. Скидка равна 50 % от суммы, указанной в квитанции.

Предоставляются послабления при оплате электричества, квартплаты, водоснабжения, газа, водоотведения и других услуг. Предлагается такая мера поддержки только местными властями регионов, поэтому о возможности ее оформления необходимо узнавать непосредственно в администрации региона.

Жилищные субсидии

Наиболее значимым считается обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. На такую поддержку могут рассчитывать только дети, у которых отсутствует частная собственность или социальная квартира. Для получения жилья должны иметься веские основания:

  • на ребенка не зарегистрирован какой-либо объект;
  • у родственников отсутствует собственное жилье;
  • сирота по документам не может стать в будущем получателем какой-либо квартиры или дома.

При таких условиях у сироты просто отсутствуют условия для нормального проживания, поэтому государством выделяется соответствующее помещение. Нередко даже помощь предлагается, если у ребенка имеется жилье, но оно не может использоваться для проживания на основании заключений, составленных СЭС и пожарной инспекцией.

Условия для получения квартиры

Получить жилье можно на следующих условиях:

  • заявителю не должно быть больше 23 лет, так как если он достигает данного возраста, то рассчитывать на поддержку можно только при условии, если уже гражданин стоит в очереди на получение жилья;
  • первоначально предоставляется квартира на основании договора соцнайма, составленного на 5 лет, а если отсутствуют какие-либо проблемы и незаконные действия со стороны жильца, то переходит объект в его бессрочное пользование;
  • предоставляется жилье только в порядке очереди.

Кроме жилого объекта, государством предлагаются денежные компенсации, размер которых равен стоимости оптимальной жилой недвижимости.

Как оформить льготу на жилье?

Социальная защита детей-сирот хорошо развита в России, но если сирота хочет купить или получить жилье, то он должен самостоятельно заняться оформлением поддержки. Для этого надо обратиться в органы опеки. Подготавливаются следующие документы:

  • справка о том, что гражданин окончил учебу или службу в армии;
  • справка, подтверждающая, что не зарегистрировано на сироту какое-либо жилье;
  • если у заявителя имеются родственники, то нужно подтверждение того, что невозможно проживать с ними совместно на одной территории по тем или иным причинам;
  • паспорт заявителя;
  • справка о составе семьи;
  • справка, подтверждающая, что гражданин действительно обладает официальным статусом сироты;
  • если имеется супруга, то подготавливается свидетельство о браке;
  • при наличии детей передаются копии их свидетельств о рождении;
  • правильно составленное заявление в администрацию, на основании которого осуществляется постановка в очередь на получение жилого помещения.

Рассматривается документация в течение 30 дней с момента передачи. После этого становится сирота в очередь. На основании государственной поддержки выделяется квартира по договору соцнайма.

Одновременно с получением жилья сирота может рассчитывать на освобождение от уплаты коммунальных услуг на 5 лет. Срок предоставления квартиры может значительно отличаться в разных городах. Обычно процедура занимает около года, но все зависит от состояния фонда жилья муниципалитета.

Другие меры поддержки

Льготы для детей-сирот, находящихся под опекой или в интернате, зависят не только от федерального законодательства, но и от решений местных властей. Поэтому дополнительно могут рассчитывать сироты на следующие виды помощи:

  • бесплатный проезд в городском транспорте;
  • для поездки на поезде предоставляется возможность раз в год купить билет бесплатно;
  • предлагается поддержка даже опекунам, получающим ежемесячное пособие, предназначенное для ухода и воспитания ребенка, причем оно может немного отличаться в разных регионах;
  • в Москве опекунам предлагается единовременное пособие в размере 30 тыс. руб., а ежемесячно за одного ребенка выплачивается 10 тыс. руб.;
  • конкретная сумма зависит от региона проживания опекуна;
  • в некоторых городах предоставляются определенные преимущества при устройстве ребенка в детский сад;
  • обучение в разных музыкальных или спортивных школах осуществляется на бесплатной основе;
  • при посещении ребенком разных зоопарков, музеев или иных событий и мероприятий не требуется оплачивать билет.

Такие многочисленные льготы и меры поддержки действительно позволяют значительно упростить жизнь сирот.

Правила оформления

Многочисленные льготы предоставляются только в заявительном порядке, поэтому опекуны или сами сироты должны заниматься их оформлением.

Для получения поддержки можно обращаться в органы соцзащиты, ПФ или МФЦ. При этом важно грамотно составлять заявления и подготавливать другие документы, подтверждающие наличие у заявителя необходимого статуса. Пособия и пенсии начинают перечислять только спустя 30 дней после подачи документации.

При покупке проездных билетов необходимо предъявлять справку, подтверждающую статус сироты.

Дети-сироты относятся к уязвимой категории населения, поэтому им назначаются многочисленные меры поддержки. Они предлагаются в разных сферах деятельности, поэтому дети могут рассчитывать на бесплатное образование и медицину, безвозмездное питание в образовательных учреждениях и на получение пенсии.

Для оформления разных льгот необходимо опекунам или непосредственным сиротам обращаться в разные государственные учреждения с заявлениями и другими документами.

Гарантии по социальной поддержке детей сирот

Сегодня существуют различные льготы и прочие меры социальной поддержки для сирот.

Форма права в России носит изъявительный характер, поэтому о своих правах необходимо изъявлять путем написания заявления в соответствующую государственную структуру.

Кто именно и на какие преференции имеет право?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Определение сироты

Данное понятие содержится в ст. 1 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, бесплатное жилье, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться. Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

  • льготы;
  • пособия и единовременные выплаты;
  • выплата пенсии;
  • предоставление жилья;
  • иные преференции, установленные региональным законодательством.
  • Льготы

    В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

    После этого выплаты и преференции перестают действовать. На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

    • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
    • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
    • получение второго средне-специального или высшего образования;
    • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
    • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
    • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
    • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
    • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
    • оказание медицинской помощи бесплатно;
    • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
    • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

    Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

    Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

    Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка. к ним относятся:

  • единовременная денежная выплата;
  • сокращенный рабочий день с понижением размера зарплаты;
  • возможность отказаться от командировок и ночных смен, если ребенку менее 5 лет;
  • получение дополнительно 4 административных дней с сохранением зарплаты;
  • налоговый вычет.
  • Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

    Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

    При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

    Пособия

    Закон предусматривает предоставление нескольких пособий детям-сиротам, а именно:

  • специальное социальное пособие, величина которого устанавливается федеральным законом с учетом индексации по уровню инфляции;
  • получение денежных средств на покупку учебников и канцелярии.
  • В зависимости от региона, деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

    Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

    Пенсии

    Ребенок имеет право на получение трудовой пенсии только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

    Также существует социальная пенсия. Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

    При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

    В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

    Предоставление жилья

    Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется в порядке очередности. Возможны разные варианты.

    Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

    Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

    На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру:

    1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
    2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

    За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

    Прочие меры социальной поддержки

    Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

    • запись в дошкольное учреждение или в школу вне очереди;
    • бесплатное обучение в художественных, музыкальных или хореографических школах;
    • льготы во время занятия спортом;
    • посещение культурных объектов бесплатно.

    Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

    Полезное видео о мерах социальной поддержки сирот:

    Поделитесь ссылкой на статью или сохраните её

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *