ФЗ 220 о перевозках

ФЗ 220 о перевозках

13 июля 2015 года N 220-ФЗ

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой 30 июня 2015 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Глава 2. Организация регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 4. Установление, изменение межрегионального маршрута регулярных перевозок

Статья 5. Заявление об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок и порядок его представления или направления

Статья 6. Рассмотрение заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок

Статья 7. Требования к расписаниям отправления транспортных средств по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 8. Отмена межрегионального маршрута регулярных перевозок

Статья 9. Тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 9.1. Льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 10. Исключения из общего порядка организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Глава 3. Организация регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 11. Полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок

Статья 12. Установление, изменение, отмена муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок

Статья 13. Установление, изменение, отмена смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок

Статья 14. Организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам

Статья 15. Порядок установления регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 16. Соглашение об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации

Статья 17. Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам

Статья 18. Изменение вида регулярных перевозок

Статья 19. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута

Статья 20. Льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам

Статья 21. Открытый конкурс

Статья 22. Извещение о проведении открытого конкурса

Статья 23. Требования к участникам открытого конкурса

Статья 24. Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе

Глава 4. Реестры маршрутов регулярных перевозок

Статья 25. Полномочия по ведению реестров маршрутов регулярных перевозок

Статья 26. Сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок, доступ к таким сведениям

Глава 5. Оформление, переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действия свидетельства

Статья 27. Порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок

Статья 28. Порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок

Статья 28.1. Количество карт маршрута регулярных перевозок, выдаваемых юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества

Статья 29. Прекращение или приостановление действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок

Статья 29.1. Изменение маршрута регулярных перевозок и прекращение осуществления регулярных перевозок в отдельных случаях

Глава 6. Требования к объектам транспортной инфраструктуры и порядок пользования ими

Статья 30. Остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок

Статья 31. Регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 32. Содержание и порядок ведения реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 33. Утратила силу

Статья 34. Порядок пользования объектом транспортной инфраструктуры

Статья 34.1. Обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки

Глава 7. Контроль за осуществлением регулярных перевозок

Статья 35. Проверки, осуществляемые органами государственного транспортного контроля

Статья 36. Обстоятельства, о наступлении которых обязан информировать орган государственного транспортного контроля

Статья 37. Отчеты об осуществлении регулярных перевозок

Глава 8. Заключительные положения

Статья 38. Создание условий для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок посредством введения ограничений при организации перевозок пассажиров и багажа по заказу

Статья 39. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

Статья 40. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 41. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 42. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 1

1) в статье 169.1:

а) в пункте 4:

в абзаце первом слово «выдаваемый» заменить словом «оформляемый»;

абзац второй после слов «настоящим пунктом,» дополнить словами «на документах (чеках) для компенсации суммы налога на бумажном носителе и в электронной форме»;

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Документ (чек) для компенсации суммы налога оформляется по требованию физического лица — гражданина иностранного государства при реализации ему организацией розничной торговли в течение одного календарного дня товаров на сумму не менее 10 тысяч рублей с учетом налога.

Документ (чек) для компенсации суммы налога может оформляться организациями розничной торговли в электронной форме (далее в настоящей статье — электронный документ (чек). Формат электронного документа (чека) утверждается совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Документ (чек) для компенсации суммы налога оформляется на основании одного или нескольких кассовых чеков, отпечатанных в течение одного календарного дня с применением контрольно-кассовой техники, адрес установки (применения) которой соответствует месту размещения организации розничной торговли или ее обособленного подразделения, предусмотренному перечнем, указанным в абзаце третьем пункта 5 настоящей статьи.»;

в) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Организации розничной торговли, не оказывающие услуг, предусмотренных подпунктом 2.11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, передают в электронной форме лицам, оказывающим такие услуги на основании соглашений с указанными организациями розничной торговли, сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, электронные документы (чеки). Состав, формат, порядок передачи в электронной форме указанных сведений и порядок передачи электронных документов (чеков) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Лица, оказывающие услуги, предусмотренные подпунктом 2.11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, передают в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, электронные документы (чеки). Состав, формат, порядок передачи в электронной форме указанных сведений и порядок передачи электронных документов (чеков) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, передает в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, в том числе из электронных документов (чеков), и сведения о проставленных на таких документах таможенными органами Российской Федерации отметках, указанных в пункте 4 настоящей статьи. Состав, формат и порядок передачи в электронной форме указанных сведений утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, передает в электронной форме лицам, оказывающим услуги, предусмотренные подпунктом 2.11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, сведения о проставленных на них таможенными органами Российской Федерации отметках, указанных в пункте 4 настоящей статьи, электронные документы (чеки) с проставленными таможенными органами Российской Федерации отметками, указанными в пункте 4 настоящей статьи. Состав, формат, порядок передачи в электронной форме указанных сведений и порядок передачи электронных документов (чеков) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.»;

г) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

«8.1. Лица, оказывающие услуги, предусмотренные подпунктом 2.11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, на основании соглашений с организациями розничной торговли, после выплаты физическим лицам — гражданам иностранных государств компенсации сумм налога направляют организациям розничной торговли, оформившим документы (чеки) для компенсации суммы налога:

документы (чеки) для компенсации суммы налога с отметками, указанными в пункте 4 настоящей статьи;

сведения, полученные от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, — в электронной форме;

сведения о компенсированных физическим лицам — гражданам иностранных государств суммах налога — в электронной форме.

Формат, порядок направления в электронной форме указанных сведений и порядок передачи электронных документов (чеков) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

2) пункт 4.1 статьи 171 дополнить словами «и при условии, что таким физическим лицам была осуществлена компенсация сумм налога»;

3) абзац первый пункта 11 статьи 172 изложить в следующей редакции:

«11. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании документов и сведений, указанных в пункте 8.1 статьи 169.1 настоящего Кодекса.».

Преимущества

Недостатки

Отсутствие затрат средств бюджета на финансирование перевозок по регулируемым тарифам (при этом, возможно бюджетное финансирование компенсации пассажиров, относящихся ко льготным категориям).

Как правило, более высокие тарифы на перевозку, чем при перевозках по регулируемым тарифам, ограниченные экономическими предпосылками.

Риск несоблюдения Социального стандарта в части ценовой доступности перевозок.

Дополнительные налоговые поступления от перевозок, выполняемых крупными и средними предприятиями.

При неэластичном спросе на услугу (недостаточном уровне конкуренции) рост тарифов, в том числе при росте затрат перевозчика (ГСМ, запасные части и т.д.).

Оперативная корректировка параметров перевозок, включая класс транспортных средств, расписание, стимулируемая экономическими предпосылками.

Отсутствие единого для региона тарифного предложения «меню», часто отсутствие системы скидок, безналичной системы оплаты проезда, долгосрочных проездных билетов.

При наличии конкуренции максимальный учет интересов пассажиров по основным параметрам качества (время ожидания посадки, перевозка сидя, в отдельных случаях остановка по требованию в месте удобном для пассажира).

Нарушение расписания движения, обусловленное стремлением к повышению эффективности перевозок, длительные стоянки на остановках в ожидании пассажиров.

Проявление действий, угрожающих безопасности перевозок при конкуренции за пассажира, выражающихся в стремлении прибыть на остановку с ожидающими пассажирами раньше транспортного средства конкурента.

Учет перечисленных преимуществ и недостатков, характерных для каждого вида перевозок, оценка их значимости осуществляется в зависимости от вида сообщения.

Для перевозок в городском сообщении, которые осуществляются в пределах поселения, т.е. единой компактной территории с большими пассажиропотоками, с большим количеством социальных, культурных объектов, зон работы и отдыха граждан, наиболее значимыми становятся факторы, связанные со стоимостью проезда, удобства расчетов, доступностью услуг по перевозке, времени ожидания посадки.

При выборе в этих случаях перевозок по регулируемому тарифу необходимо соотнести возможности бюджета с достижением необходимого качества перевозки.

Для оценки потенциальных затрат бюджета на первом этапе необходимо оценить текущие и перспективные пассажиропотоки в годовом исчислении, в том числе с учетом работы других маршрутов, имеющих два и более совпадающих остановочных пункта, доходы от приобретения проездных билетов с учетом их сезонного изменения, изменения по дням недели, изменения стоимости поездки.

Для оценки соотношения доходов и затрат на перевозки необходимо определиться с классом автобусов, их количеством, требованиям к их оборудованию, пробегом. Определение количества автобусов, количества рейсов, выполняемых за смену, год, также с учетом сезона и дня недели осуществляется в зависимости от данных о пассажиропотоке и допустимых условиях перевозки пассажиров. В этой связи целесообразно установление в Социальном стандарте или иных актах исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающими требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, ограничивающего (предельного) показателя минимально допустимой комфортности поездки в ограниченные интервалы времени максимального пассажиропотока на маршруте (это особенно актуально для регулярных маршрутов в городском сообщении).

Для обозначенной цели такой стандарт или другой аналогичный нормативный правовой акт должен включать следующие показатели:

допустимую наполняемость (количество единовременно находящихся в транспортном средстве пассажиров) транспортного средства (автобуса, трамвая, троллейбуса, электробуса). Оценочно, такая величина для маршрутов в городском сообщении не должна превышать 80% от предельной вместимости транспортного средства. Для транспортных средств, предназначенных для перевозки только сидячих пассажиров — 100%;

допустимый временной период, в который транспортное средство может иметь наполненность, не выше установленной. Например, для маршрутов в городском сообщении в период утреннего и вечернего времени максимального пассажиропотока с 7:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00;

предельно допустимое время поездки пассажира стоя. Оценочно, для маршрутов в городском сообщении эта величина не должна превышать 30 минут.

Для оценки затрат на перевозки наличие данных о количестве автобусов, количестве рейсов и соответственно о пробеге позволяет применить Порядок определения начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и наземным городским электрическим транспортом на регулярных маршрутах по регулярным тарифам, утвержденный приказом Минтранса России от 30 мая 2019 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 28 июня 2019 г., регистрационный N 55085).

В случае, если расчет показал неприемлемые дополнительные расходы бюджета на оплату перевозок с учетом доходов от оказания услуг по перевозке, целесообразно принять решение об организации перевозок по нерегулируемым тарифам или организовать дополнительно перевозки по нерегулируемым тарифам с параметрами, обеспечивающими соблюдение Социального стандарта или иных актов исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающих аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению.

Кроме того, при принятии решения по виду перевозок в пригородном сообщении целесообразно оценить соотношение количества граждан, имеющих значимые для выбора вида перевозок цели поездок (к объектам социального обеспечения, на работу и т.д.), исходя из возможной необходимости дополнительных затрат бюджета на перевозки льготных категорий граждан. Во многих случаях перевозки на расстояние до 20 км от границы городского поселения, прежде всего для городов с населением более 100 тыс. человек, имеют ту же структуру пассажиропотока, что и перевозки в городском сообщении. В этих случаях возможно использование того же регламента и обоснование принятия решения по выбору вида перевозок, что и для перевозок в городском сообщении.

Для пригородных перевозок, так же, как и для перевозок в городском сообщении, целесообразно установить показатели Социального стандарта или иных актов исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающих аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, которые должны учитывать большую среднюю продолжительность поездки пассажира. Учитывая, что для перевозок в пригородном сообщении целесообразно использовать транспортные средства с большим количеством мест для сидения, чем для перевозок в городском сообщении, допустимую (по показателям комфортности поездки) наполненность транспортного средства целесообразно устанавливать для соотношения допустимого и предельного количества мест в автобусе для перевозки стоя. В большинстве случаев такая величина не должна превышать 60%.

Также для перевозок в пригородном сообщении при установлении допустимого временного периода, в который транспортное средство может иметь наполняемость не выше установленной, необходимо учесть, что в большинстве случаев период утреннего времени максимального пассажиропотока наступает раньше, чем для перевозок в городском сообщении (например, с 6:00 до 8:30), вечерний — аналогичен или незначительно позднее периоду для перевозок в городском сообщении.

Предельно допустимое время поездки пассажира стоя может быть установлено на том же уровне, что и для перевозок в городском сообщении.

Краткий обзор

изменений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ)

29 декабря 2017 года на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №480-ФЗ).

Федеральный закон №480-ФЗ направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

В этих целях в Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ внесены следующие изменения:

1) В части корректировки понятийного аппарата Федерального закона №220-ФЗ:

— дана возможность уполномочить законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным правовым актом несколько органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок;

— уточнено понятие «смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок» для организации регулярных перевозок по территориям Краснодарского края и Республики Адыгея;

— уточнено понятие «муниципальный маршрут регулярных перевозок» в части организации перевозок в границах городского округа;

— исключено понятие «участок маршрута регулярных перевозок»;

— вводится понятие «характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок» для их отображения в реестре маршрутов регулярных перевозок, на бланках свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам (далее – свидетельство) и картах маршрута;

2) В части организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок:

— введено основание для отказа в приеме заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок при подаче заявления перевозчиком, в отношении которого ранее принималось решение о прекращении действия свидетельства по решению суда, в связи с аннулированием лицензии либо вследствие невыполнения расписания движения автобусов;

— уточнен порядок подачи уведомления субъектом РФ Минтранса России о принятии нормативного правового акта, устанавливающего разрешенный перечень начальных и конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (только в письменной форме и в течение трех дней со дня его принятия);

— в состав заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок включена информация о месте жительства индивидуального предпринимателя;

— уточнены основания для отказа в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок в части планируемого расписания: при совпадении с ранее установленными межрегиональными маршрутами минимальная разница во времени отправления автобусов рассчитывается независимо от расположения начального остановочного пункта, а если устанавливаемый межрегиональный маршрут имеет два и более общих остановочных пункта с ранее установленным межмуниципальным маршрутов, требования к минимальной разнице в расписаниях должны быть установлены в соглашении между граничащими между собой субъектами РФ;

— из числа оснований для отказа в установлении или изменении межрегиональных маршрутов, по которым субъект РФ обязан готовить заключение в Минтранс России, исключено основание по наличию у перевозчика неоплаченных административных штрафов в области транспорта и дорожного движения, скорректировано описание этого основания;

— предусмотрено право органов государственной власти субъектов РФ на предоставление отдельным категориям граждан льгот на проезд по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок за счет бюджетных средств.

3) В части организация регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:

— уточнены полномочия городских округов и муниципальных районов по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

— определена необходимость установления законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ порядка согласования установления, изменения муниципальных и межмуниципальных маршрутов, имеющих более двух общих остановочных пунктов уполномоченными органами субъектов РФ и местного самоуправления

— введена норма, согласно которой в случае, если решение об изменении соответствующего маршрута принято по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления такое решение вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства, а перевозчик получает право на продление срока действия свидетельства на период не менее 5 лет (в случае отказа от перевозок по измененному таким образом маршруту, уполномоченные органы вправе объявить открытый конкурс);

— отменяется обязанность уполномоченных органов власти помимо маршрутов для перевозок по регулируемым тарифам устанавливать также маршруты для перевозок по нерегулируемым тарифам, вводится соответствующее право;

— определяется перечень следующих требований, устанавливаемых законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актом к перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам:

по максимальному количеству транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту;

по максимально допустимому соотношению между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием;

по передаче в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок;

по обеспечению исправной работы установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;

по информированию перевозчиком уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного органа местного самоуправления, а также владельцев автовокзалов или автостанций об изменении тарифов на регулярные перевозки.

— устанавливается обязанность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления по размещению сведений о нарушениях перевозчиками требований к перевозкам по нерегулируемым тарифам на своих официальных сайтах в сети «Интернет»;

— уточняются обстоятельства выдачи свидетельства по результатам открытого конкурса:

для отбора перевозчика для работы по новому маршруту;

если победитель открытого конкурса отказался от перевозок по одному из включенных в конкурсный лот маршрутов;

если победитель открытого конкурса не смог подтвердить наличие заявленных на конкурс транспортных средств;

в случае прекращения действия свидетельства в связи с аннулированием лицензии на осуществление регулярных перевозок;

в случае прекращения действия свидетельства по решению суда;

при принятии уполномоченными органами власти решения о прекращении действия свидетельства в связи с невыполнением установленного расписания;

в случае изменения вида перевозок;

если перевозчик отказался от осуществления перевозок по маршруту, измененному по инициативе уполномоченных органов власти;

если перевозчик отказался от осуществления перевозок и получения свидетельства до истечения срока действия договора, заключенного до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ.

— определено что порядок выдачи свидетельств и карт соответствующих маршрутов без проведения открытого конкурса устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актом;

— уточняются обстоятельства выдачи свидетельства без проведения открытого конкурса на срок до шести месяцев:

если победитель открытого конкурса отказался от перевозок по одному из включенных в конкурсный лот маршрутов;

если победитель открытого конкурса не смог подтвердить наличие заявленных на конкурс транспортных средств;

в случае прекращения действия свидетельства в связи с аннулированием лицензии на осуществление регулярных перевозок;

в случае прекращения действия свидетельства по решению суда;

при принятии уполномоченными органами власти решения о прекращении действия свидетельства в связи с невыполнением установленного расписания;

если перевозчик отказался от осуществления перевозок по маршруту, измененному по инициативе уполномоченных органов власти;

если перевозчик отказался от осуществления перевозок и получения свидетельства до истечения срока действия договора, заключенного до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ.

— уточнены сроки конкурсных процедур: объявления открытого конкурса на право получения свидетельства, начала осуществления перевозок в случае победы в открытом конкурсе (увеличены с 60 до 90 дней);

— корректируются и дополняются требования, предъявляемые к соискателям на участие в конкурсе (в течение года до даты размещения извещения о проведении конкурса перевозчик утрачивает право участвовать в конкурсе если ранее в отношении выданных ему свидетельств принималось решение суда или уполномоченных органов власти об их прекращении), а также к заявкам перевозчиков на участие в открытом конкурсе, их оценке и сопоставлению (описываются порядки расчета критериев оценки, а также определения победителя конкурса в случае набора участниками одинакового количества баллов).

4) В части порядка ведения реестров маршрутов регулярных перевозок состав сведений, включаемых в реестры маршрутов дополнен характеристиками транспортных средств, а также информацией об идентификационном номере налогоплательщика и месте жительства перевозчика — индивидуального предпринимателя.

5) В части порядка оформления свидетельства, карт маршрута регулярных перевозок, прекращения и приостановления действия свидетельства:

— состав сведений, включаемых в свидетельство и карту маршрута дополнен информацией о месте жительства перевозчика — индивидуального предпринимателя;

— устанавливается, что резервное количество транспортных средств определяется в отношении каждого класса транспортных средств в порядке, установленном Минтрансом России, в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса;

— изменен перечень оснований для прекращения действия свидетельства:

исключено основание в связи с отменой маршрута по инициативе установивших его уполномоченных органов власти, так как теперь согласно части 3 статьи 12 Федерального закона №220-ФЗ решение об отмене маршрута принимается не позднее чем за 180 дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства;

введено новое основание для прекращения действия свидетельства в связи принятием уполномоченным органом власти решения о прекращении действия свидетельства из-за невыполнения ни одного рейса по межмуниципальному или муниципальному маршруту, предусмотренного расписанием, в течение более чем 3 дней подряд, а по межрегиональному маршруту — невыполнение более 5 рейсов подряд, предусмотренных расписанием.

6) В части порядка пользования объектами транспортной инфраструктуры:

— исключены основания для размещения остановочных пунктов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок вне территорий автовокзалов или автостанций, предложено перечень таких остановочных пунктов устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие остановочные пункты;

— установлено единое требование к остановочному пункту по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, расположенному вне территории автовокзала или автостанции — соответствие требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112;

— вновь определены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по размещению информации на указателях остановочных пунктов по межрегиональному маршруту, расположенных вне территории автовокзала или автостанции, а также по направлению заявлений о регистрации таких остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов Минтранса России;

— уточнен состав сведений, предоставляемых вместе с заявлением о регистрации остановочного пункта по межрегиональным маршрутам в соответствующем реестре Минтранса России;

— отменены требования по ведению реестра парковок на территории субъекта РФ для стоянки транспортных средств в ночное время в отсутствие водителя;

— утверждена обязанность владельцев объектов транспортной инфраструктуры по размещению на своем сайте в сети «Интернет» сведений о платных услугах, оказываемых на данном объекте перевозчикам, включая тарифы на такие услуги;

— на перевозчиков возложена обязанность по использованию для перевозок транспортных средств, находящиеся у них на праве собственности или ином законном основании, допуску к управлению транспортным средством водителей, заключивших трудовой договор с перевозчиком, сведения о котором включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.

7) В части ограничений при перевозках пассажиров и багажа по заказу для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок закреплено право установления нормативными правовыми актами субъектов РФ мест на территориях муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта РФ, отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более 3-х раз в течение одного месяца запрещается или должно согласовываться с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Порядок такого согласования должен быть установлен нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ.

8) В части обеспечения переходного периода реализации Федерального закона №220-ФЗ:

— в случае отказа перевозчика, заключившего соответствующий договор на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ, от осуществления перевозок до истечения срока такого договора или отказа от перевозок по вновь выдаваемому свидетельству, уполномоченным органам власти дано право отменить соответствующий маршрут либо провести конкурс по отбору нового перевозчика. На период проведения конкурса дано право выдачи свидетельства сроком на 6 месяцев временному перевозчику;

— определено, что действие свидетельств, выданных перевозчикам, имевшим договорные отношения с органами власти до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ, продлеваются на неограниченный срок;

— урегулирован вопрос действия договоров на право осуществления перевозок по регулируемым тарифам, заключенных до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ на срок, превышающий срок окончания переходного периода в отношении соответствующих маршрутов, указанный в документе планирования регулярных перевозок.

Федеральный закон №480-ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года, за исключением подпункта а) пункта 4 (изменение сведений в заявлении об установлении межрегиональных маршрутов), пунктов 16 — 20 статьи 1 (ведение реестров маршрутов и организация открытого конкурса на право получения свидетельства), которые вступают в силу с 28 июня 2018 года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

(В редакции федеральных законов от 29.12.2017 № 480-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Статья 2. Правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок

1. Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, — в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

5. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, может быть принято решение о наделении подведомственного государственного учреждения отдельными полномочиями в целях осуществления функций по организации регулярных перевозок, возложенных настоящим Федеральным законом на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. (Часть введена — Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на федеральные органы исполнительной власти;

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

3) уполномоченные органы местного самоуправления — органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

4) межрегиональный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;

5) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок — межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

6) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

7) муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

8) автовокзал, автостанция — объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям;

9) владелец объекта транспортной инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании;

10) начальный остановочный пункт — первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании;

11) конечный остановочный пункт — последний остановочный пункт, который указан в расписании;

12) пропускная способность остановочного пункта — максимальное количество транспортных средств, отправление которых может быть осуществлено за единицу времени из остановочного пункта;

13) вид транспортного средства — автобус, трамвай или троллейбус;

14) класс транспортных средств — группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств — длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств — длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств — длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств — длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств — длина более чем 16 метров);

15) рейс — путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт;

16) вид регулярных перевозок — регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам;

17) регулярные перевозки по регулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

18) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;

19) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок — документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок;

20) карта маршрута регулярных перевозок — документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту;

21) орган государственного транспортного контроля — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, или его территориальные органы;

22) участники договора простого товарищества — юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

23) уполномоченный участник договора простого товарищества — участник договора простого товарищества, который на основании выданной ему остальными товарищами доверенности или в соответствии с заключенным в письменной форме договором простого товарищества уполномочен совершать от имени всех товарищей сделки с третьими лицами;

24) чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, вызвавших приостановление работы отдельных видов транспорта, временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам или по размещенным на них и используемым для осуществления регулярных перевозок искусственным дорожным сооружениям либо прекращение функционирования объектов транспортной инфраструктуры;

25) паспорт маршрута регулярных перевозок — документ, включающий в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту;

26) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

27) документ планирования регулярных перевозок — нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления;

28) характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок, — наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

2. Понятия «маршрут регулярных перевозок», «остановочный пункт», «расписание», «перевозчик», «регулярные перевозки», «перевозки пассажиров и багажа по заказам», «объекты транспортной инфраструктуры» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

3. Понятие «парковка» используется в значении, указанном в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

4. Понятия «государственный заказчик», «муниципальный заказчик» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Глава 2. Организация регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 4. Установление, изменение межрегионального маршрута регулярных перевозок

1. Межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.

2. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, предложившие установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные частью 1 или 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. К заявлению об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок прилагаются документы, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 5 настоящего Федерального закона.

4. В течение трех дней со дня представления заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок и прилагаемых к нему документов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о приеме указанного заявления и прилагаемых к нему документов либо в случае их несоответствия положениям частей 1 — 3 статьи 5 настоящего Федерального закона или наличия в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона, решение о возврате указанного заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

5. В срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает указанное заявление в порядке, установленном статьей 6 настоящего Федерального закона, и принимает решение об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута.

6. О принятом решении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение трех дней со дня принятия указанного решения уведомляет в письменной форме юридическое лицо, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, предложивших установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, а также уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых данный маршрут проходит по улицам либо автомобильным дорогам, не относящимся к автомобильным дорогам федерального значения. В уведомлении об отказе в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок указывается мотивированное обоснование причин отказа.

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о принятом решении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута в течение трех дней со дня принятия этого решения.

8. В случае принятия решения об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение семи дней со дня принятия этого решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.

9. Межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1 — 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре.

10. В течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.

11. Если заявлением об изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок предусматривается увеличение максимального количества транспортных средств, используемых для регулярных перевозок по данному маршруту, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение семи дней со дня внесения таких изменений в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с указанным заявлением, дополнительные карты маршрута регулярных перевозок.

12. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ)

13. В целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации допускается установление в его границах остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам. Эти остановочные пункты должны располагаться, если это возможно, вблизи мест пересечения подъездных автомобильных дорог с границами поселений или городских округов, в которых расположены эти остановочные пункты, а для субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — с границами данных городов. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

14. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о принятии нормативного правового акта, указанного в части 13 настоящей статьи, в течение трех дней со дня его принятия. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает уведомление о принятии нормативного правового акта, указанного в части 13 настоящей статьи, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение семи дней со дня получения такого уведомления. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

15. Если включенные в состав межрегионального маршрута регулярных перевозок автовокзал, автостанция или пути подъезда к ним не соответствуют требованиям нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусмотренным частью 13 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по данному маршруту, обязаны представить заявление об изменении данного маршрута в целях приведения его в соответствие с этими требованиями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение тридцати дней со дня размещения на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникаци

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *