ФЗ 53 ст 51

ФЗ 53 ст 51

Законы и кодексы » Закон о воинской обязанности и военной службе » Раздел VII. Увольнение с военной службы » Статья 51. Основания увольнения с военной службы » Дело N1863-О.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 сентября 2016 г. N 1863-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

БАРСКОГО АНДРЕЯ ВАЛЕРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ «Е.2» ПУНКТА 2

СТАТЬИ 51 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ » И АБЗАЦЕМ ТРЕТЬИМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ

СТАТЬИ 23 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ»

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Барского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Барский оспаривает конституционность следующих законоположений:

подпункта «е.2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе «, согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

абзаца третьего части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне», предусматривающего, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

Как следует из представленных материалов, заявитель, проходивший службу в органах государственной охраны, был лишен доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, за неоднократное нарушение порядка согласования выезда за пределы Российской Федерации (в том числе во время нахождения в учебном отпуске) и уволен по основанию, предусмотренному подпунктом «е.2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе «.

По мнению А.В. Барского, подпункт «е.2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе » не соответствует статьям 19 (часть 1) , 32 (часть 4) , 37 (часть 1) , 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает произвольное применение, позволяя увольнять военнослужащих по данному основанию за нарушения, не предусмотренные соответствующим законом , а также не устанавливает срока, в течение которого с момента совершения или выявления правонарушения военнослужащий может быть уволен, в результате чего заявитель был уволен с военной службы за совершение дисциплинарных проступков, за которые он был бы освобожден от наказания в связи с истечением срока давности.

Нарушение своих прав абзацем третьим части первой статьи 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» заявитель усматривает в том, что указанная норма позволяет прекратить допуск гражданина к государственной тайне без учета срока, прошедшего с момента совершения правонарушения, явившегося основанием для прекращения допуска, а также без учета иных примененных к нарушителю мер ответственности, что не соответствует статьям 19 (часть 1) , 32 (часть 4) , 37 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Оспариваемые нормы применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.В. Барским материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, включающий в том числе особые правила прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П и от 21 марта 2013 года N 6-П ).

Подпункт «е.2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе «, учитывая названные особенности военно -служебной деятельности, по своему характеру является отсылочным, применяется только в системной связи с положениями иных нормативных правовых актов и сам по себе не может расцениваться как нарушающий права военнослужащих (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 года N 1063-О и от 16 июля 2015 года N 1633-О ).

2.2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 29, часть 4) ; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3) .

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации «О государственной тайне», который устанавливает порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, основания для отказа к такому допуску, а также условия его прекращения ( преамбула , статьи 21 — 23 ) ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 1538-О).

Абзац третий части первой статьи 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» предусматривает возможность прекращения допуска гражданина к государственной тайне в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны, направлен на ее сохранение, имеет целью обеспечение режима секретности составляющих государственную тайну сведений, не предполагающего свободного доступа к таким сведениям каждого гражданина, а потому лишение лица права доступа к таким сведениям — при наличии обстоятельств, создающих угрозу для их защиты, — вопреки утверждению заявителя, не является мерой юридической ответственности и не может рассматриваться как неоправданное с точки зрения Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 19 и 29 (часть 4) , ограничение прав и свобод человека и гражданина ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 25-О).

Разрешение же вопроса об обоснованности прекращения допуска заявителя к государственной тайне, равно как и проверка обоснованности увольнения заявителя по основанию, предусмотренному подпунктом «е.2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе «, связаны с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относятся.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барского Андрея Валерьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Ответ. Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Соответственно, увольнение военнослужащего по собственному желанию, не может регламентироваться нормами Трудового кодекса РФ.

Согласно п.6 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Аналогичное основание досрочного увольнения указано и в Указе Президента РФ от 16.09.1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Согласно п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

То есть увольнение военнослужащего по собственному желанию зависит от того, насколько уважительными признают причины командир (начальник) и члены аттестационной комиссии.

Оценка «уважительности» причин напрямую зависит от личности военнослужащего, его материального положения, семейного положения (наличие иждивенцев),

Таким образом в рапорте на увольнение военнослужащего по собственному желанию военнослужащий должен привести уважительные причины для увольнения, которые не позволяют ему продолжать военную службу, так как это нарушит его законные интересы.

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е.1» пункта 1, подпунктами «в», «д» и «е» пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи);

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

3.2. Военнослужащий женского пола имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1», «в», «г» и «д» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

5. Утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, — после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

  • Статья 35 Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования 7. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», «е.1» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. Открыть статью
  • Статья 45 Приостановление военной службы 1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) или назначения временно исполняющими обязанности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), избрания (назначения) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «г» и «д» пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, либо на приостановление военной службы. Открыть статью
  • Статья 47 Присвоение воинских званий д) представленному к досрочному увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» — «з», «л», «м» пункта 1 и подпунктами «в» — «е.2», «з» — «л» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 51.1 Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения 1. Взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» пункта 1 и подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения военной службы, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Открыть статью

Международная обстановка, которая сложилась в конце XX начале XXI, поставила Россию перед такой важной задачей, как обеспечение высокой безопасности при возможной агрессии извне. Однако с тем устройством и концепцией воинских сил, что остались после развала СССР, добиться этого было невозможно. Стране требовалась хоть и небольшая, но профессиональная армия, а также хорошо обученные солдаты, способные в любой момент встать на защиту родины. Разговоры шли давно, и, наконец, в 2000 году были сформулированы правовые основы прохождения службы воинов-контрактников, где оговаривались требования к кандидатам, условия приема и увольнения.

История вопроса

На фоне Чеченской войны, где погибли тысячи молодых неопытных призывников, стало очевидно, что привычная модель устройства армии не оправдывает себя. Формирование вооруженных сил нового образца началось далеко не сразу, не хватало финансирования, да и мужское население России неохотно соглашалось на службу по контракту. Благодаря уменьшению срока срочной службы до года, а также масштабным вливаниям в армию серьезных средств из бюджета, удалось в несколько раз увеличить зарплату профессиональным военным и повысить престиж вооруженных сил страны.

Сегодня соотношение срочников и контрактников практически одинаковое, и существует тенденция к тому, что вскоре вообще можно будет отказаться от ежегодного призыва. Правовое регулирование всего, что касается службы в армии граждан России и граждан других стран, прописано в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Здесь учтены все вопросы правового регулирования воинских функций и учета, обучения новобранцев, а также прописаны правила приема и увольнения контрактных служащих.

Статус военного обязывает к соблюдению строгих правил поведения, а также всех возложенных на солдата или офицера полномочий. В случае несоответствия каким-либо из критериев, указанных в должностных обязанностях, сотрудник может быть отстранен от прохождения службы или отправлен в запас. Все условия, при которых происходит увольнение с военной службы по контракту, а также обязанности сторон прописаны в ФЗ №53 от 1998 года.

Общая информация

В российской профессиональной армии все вопросы о назначении и отставки высших чинов осуществляются по указаниям Президента РФ в установленном законом порядке. Увольнение с военной службы по контракту, за исключением тех служащих, кто были исключены из военных высших и профессиональных училищ, происходит следующим образом:

  1. Увольнение в запас, кроме тех, кто достиг максимального возраста пребывания на службе, или неспособных по состоянию здоровья оставаться в рядах армии.
  2. Исключение с постановкой на воинский учет обязательно для всех кроме:
  • женщин, не имеющих военно-учетной квалификации (отчисленных из военных образовательных организаций);
  • тех, кто уехал на ПМЖ заграницу;
  • лиц, отправленных в отставку;
  • граждан других стран;
  • лиц, которые были осуждены на реальный срок заключения.

Постановка на армейский учет обязывает гражданина к выполнению ряда предписанных законом действий, в том числе явиться по первому вызову в военкомат, извещать о перемене места жительства, работы или семейного положения, а также постараться сохранить свой военный билет.

Основания увольнения с военной службы по контракту прописаны в статье 51 ФЗ № 53 от 28 марта 1998, здесь оговорены все причины, при которых гражданину будет отказано в прохождении службы. А также оговорены все социальные гарантии и выплаты, положенные по закону. Окончательным отчисление считается тогда, когда военнослужащего исключают из списка личного состава.

Основные причины увольнения

Сегодня служба по контракту — довольно престижная работа. Стабильный заработок, социальные гарантии, жилищные льготы и общественный статус – все это привлекает в ряды профессиональной армии много молодых людей. Но и условия прохождения службы ужесточились, военное звание обязывает к неукоснительному соблюдению всех предписанных норм. Стоит отметить, что увольнение с военной службы по контракту — не такое уж частое явление. Обычно карьеру в армии заканчивают по законным причинам: выход на пенсию, травмы, плохое здоровье и т. д. Но есть примеры и злостных нарушений, когда в уходе виноват сам сотрудник.

Федеральным законом №53 оговариваются все возможные причины увольнения с военной службы по контракту:

  1. По достижении максимального возраста пребывания на службе — в этом случае человека отправляют в запас.
  2. По состоянию здоровья: в этом случае заключение о том, что человек дальше не может проходить службу, дает только специальная комиссия военных врачей.
  3. Окончание контракта также является условием для увольнения, если новая договоренность по каким-то причинам не была оформлена.
  4. В ситуации, когда военнослужащий избирается депутатом Государственной думы, органа законодательной власти одного из субъектов РФ, он должен отказаться от прохождения службы и уволиться из структуры.

Другие законные условия прекращения контракта будут оговорены подробнее ниже.

Увольнение при несоблюдении контракта

Документы, которые подписывает человек при вступлении в ряды армии, являются гарантией соблюдения прав обеих сторон. Так что военнослужащий, так же как и государство, имеет полное право разорвать контракт, если работодатель не в полной мере выполняет свои обязанности по отношению к сотруднику. Но обычно случается наоборот: именно действия человека становятся причиной, по которой происходит увольнение с военной службы по несоблюдению контракта.

Человек, пришедший на работу в профессиональную армию, должен соблюдать три основных пункта правил прохождения службы:

  1. Аккуратно исполнять все обязанности, прописанные в контракте.
  2. Проходить службу в течение времени, установленного контрактом.
  3. Возмещать средства, потраченные на военную подготовку и обучение сотрудника.

Служащий обязан выполнять свои юридические обязанности в двух основных формах: воздерживаться от недозволенных поступков, а также выполнять все основные действия, прописанные в контракте.

Несоблюдение правил прохождения службы является причиной для применения к военному одной из форм дисциплинарного взыскания – увольнения с военной службы по контракту из-за его несоблюдения. Юристы определяют, что основанием для подобной меры могут быть только серьезные противоправные поступки, тогда как небольшие нарушения могут быть оспорены. Например, систематическое пренебрежение правилами внутреннего распорядка части, получение дисциплинарных взысканий при наличии непогашенной и другое.

Увольнение по решению руководства

Пункт «д» ч. 1 53 ФЗ ст. 51 предусматривает отставку военнослужащих в связи с полной утратой доверия у вышестоящего начальства. Это понятие предусматривает следующие случаи:

  1. Если военнослужащий не принял никаких мер для предотвращения или урегулирования конфликта, в котором сам участие не принимал.
  2. Непредоставление или предоставление неверных сведений о доходах, расходах и другом имуществе, находящимся в собственности.
  3. 3. Увольнение с военной службы по контракту возможно и при условии, если военнослужащий ведет коммерческую и иную предпринимательскую деятельность, не предусмотренною законодательством.
  4. При условии, если военнослужащий является членом органов управления, наблюдательных и попечительных советов и иных организаций, имеющих иностранное финансирование.
  5. Если у сотрудников или их родственников есть незарегистрированные или неустановленные счета в иностранных банках.
  6. При возникновении конфликтов интересов между подчиненным и руководителем.
  7. При условии лишения воинского звания.
  8. В связи с исключением из образовательных военных учреждений.
  9. Прекратить контракт также можно при отказе от гражданства Российской Федерации или при получении гражданства иностранного государства.

Досрочное увольнение с военной службы по контракту допустимо в случае предъявления военнослужащему обвинения в совершении преступления, в том числе и за те, которые предусматривают условное осуждение. Согласно законодательству воинского звания могут лишиться те лица, которые находится на службе, в запасе или в отставке, но только после решения суда и за очень серьезные преступления.

Другие причины

Досрочное увольнение с военной службы по контракту возможно и по следующим причинам:

  1. В связи с внутренними организационно-штатными мероприятиями.
  2. При переходе военнослужащего в другие государственные органы: национальную гвардию, МЧС, Федеральную службу исполнения наказания, таможенные органы.
  3. В случае непредставления доступа к государственной тайне.
  4. За преступление, предусматривающее заключение под стражу, совершенное по неосторожности.
  5. В случае если курсант не выдержал предусмотренных испытаний.
  6. При нарушении запретов и ограничений, предусмотренных п. 7 ст. 10 и 27.1 ФЗ от 1998 «О статусе военнослужащих».
  7. А также возможно увольнение с военной службы по истечении срока контракта, при условии, что новый договор не был заключен.
  8. В связи с переходом на гражданскую госслужбу.
  9. Поводом к увольнению может послужить отказ военнослужащего сдавать в установленном порядке исследования на наличие в крови наркотических и других психотропных веществ.

Наибольшие вопросы возникают по поводу п. «в» ч. 2 ст. 51 53-ФЗ «Воинской обязанности и военной службе» от 27.05.1998, в котором говорится, что поводом к увольнению может послужить неисполнение условий контракта. Такое общее определение не дает точных разъяснений, в какой степени должен быть нарушен устав для того, чтобы служащего уволили. И каждое решение принимается индивидуально, руководством того или иного военного объекта.

Увольнение по собственному желанию

До принятия Федерального закона «О статусе военнослужащего» служащие могли легко уходить из армии по личным причинам. Сегодня же лица, работающие в профессиональной армии, имеют право на увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию только тогда, когда ими были предоставлены исчерпывающие доказательства о невозможности продления контракта.

Список этих причин неограничен, обычно он включает те основания, которые не были включены в п. 51 ФЗ-53. Здесь указываются семейные обстоятельства, невозможность материальной поддержки близких людей из-за небольшой зарплаты, наличие под опекой малолетних детей, а также беременность военнослужащей.

Существует порядок увольнения с военной службы по контракту по собственному желанию:

  1. Сотрудник должен написать рапорт с указанием уважительных причин отставки и предоставить его руководству.
  2. Командир части также должен составить рапорт на своего подчиненного и иную необходимую документацию.
  3. На заседании специальной военной комиссии, которая рассматривает все материалы, выступает и сам служащий, он разъясняет членам комиссии свою причину.
  4. Комиссия выносит заключение о признание причин уважительными или нет, все результаты фиксируются в протоколе заседания
  5. Окончательное решение об увольнении принимает командир военной части, он и должен подписать рапорт.

В этом случае, военнослужащий получает право уволиться из рядов армии, а также освобождается от уплаты штрафа за досрочное расторжение контракта.

Как происходит увольнение

Сроки увольнения с военной службы по контракту зависят от времени подачи рапорта и оперативности принятия решения руководством части. В законодательстве точно не прописано, как долго должен рассматриваться рапорт увольняющегося военнослужащего. Однако, по умолчанию подразумеваются разумные сроки. Согласно специальному уставу РФ любое обращение должно рассматриваться не более 30 дней со дня подачи и регистрации. Задержки могут быть связаны с проведением дополнительных служебных проверок и уточнения информации о военнослужащем.

Все материалы рассматриваются аттестационной комиссией, обычно срок принятия решения составляет от 7 до 15 дней. Для того чтобы ускорить прохождение материалов по всем инстанциям, необходимо активно участвовать во всем процессе. Помимо рапорта, написанного собственноручно, понадобиться:

  • вырезка из заключения окончательного вывода аттестационной комиссии;
  • наличие бумаг, которые подтверждают основательную причину для увольнения;
  • согласие командира военизированной части.

После того как собраны все документы и на руках есть положительное заключение комиссии, необходимо получить окончательное решение от командира части. В случае если срок ожидания превышает тридцать дней, военнослужащий имеет право обратиться в суд.

Основные выплаты

Наибольшее число вопросов при увольнении возникает по поводу положенных денежных выплат. Все подобные регулируются ФЗ РФ от 07.11.2011 № 36-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а также приказ МО РФ №2700 от 2011 «Об утверждении порядка обеспечении денежным довольствием».

Сумма выплат напрямую зависит от времени нахождения на военной службе, при сроке менее двадцати лет выплачивается два оклада, свыше двадцати лет – семь окладов. А также на величину выплат влияет и наличие почетных наград. Начисления производятся за полную выслугу лет, без округления в большую часть.

Служащим по контракту могут отказать в выплате пособия в следующих случаях:

  1. Если сотрудник был лишен воинского звания.
  2. В случае получения человеком реального срока осуждения с отбыванием в колонии, в том числе и при условном наказании за преступление, совершенном умышлено.
  3. При отчислении из высших и профессиональных воинских учреждений.
  4. В связи с судебным решением, запрещающим лицу занимать воинскую должность.
  5. Из-за перехода в другие органы государственной службы.
  6. В случае когда служащий не прошел вступительные испытания.
  7. Если не были соблюдены условия контракта.

Дополнительные пособия

К основным выплатам могут быть присовокуплены специальные премии и единовременные выплаты за хорошую работу. Решение о дополнительном денежном вознаграждении принимает руководитель части. Отличникам службы положены 25 % от оклада за месяц, тем, кто имеет хорошие и отличные оценки положено 15 % от оклада, с удовлетворительными – 5 %. Не получат премии те лица, которые имеют непогашенные дисциплинарные взыскания, или же он не в полной мере выполнял свои должностные обязанности.

А также предусмотрена единовременная выплата материальной помощи, сумма рассчитывается исходя из ежемесячного пособия, оклада и звания.

Таким образом, любой военнослужащий имеет право разорвать контракт с государством только в случае предоставления веских оснований. В свою очередь, сотрудник может быть уволен только по объективным причинам, прописанным в регулирующем законе. В случае несогласия военнослужащего со своим увольнением, он может подать иск в судебные инстанции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *