Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы

Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — это объекты недвижимости, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства, науки и техники, социальной культуры. Они являются источником информации о зарождении и развитии цивилизации.

Так как памятники истории и культуры представляют историческую ценность для народов России, их владельцы должны обеспечивать их сохранность. В частности, на территории объектов культурного наследия нельзя проводить капитальное строительство, здания и сооружения можно ремонтировать только при условии сохранения их внешнего вида, хозяйственная деятельность также не должна вредить историческому памятнику.

Вокруг объекта культурного наследия всегда есть охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении также устанавливается особый режим использования земель.

Кроме того, владельцы объектов недвижимости, отнесенных к культурному наследию, в случае если это никак не навредит сохранности исторических и культурных памятников, должны обеспечить к ним доступ гражданам России и иностранцам.

постановление от 3 мая 2005 г. N 278-ПП об утверждении положения о Комитете по культурному наследию города Москвы
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2005 г. N 85-ПП «О Комитете по культурному наследию города Москвы» Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о Комитете по культурному наследию города Москвы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Комитету по культурному наследию города Москвы представить в установленном порядке в регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации Комитета по культурному наследию города Москвы.
3. Разрешить Комитету по культурному наследию города Москвы открыть лицевой счет в Московском городском казначействе по учету денежных средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности для учета поступлений по оплате расходов за проведение историко-культурной экспертизы и направления их для осуществления расчетов с привлеченными экспертами.
4. Разрешить председателю Комитета по культурному наследию города Москвы иметь семь заместителей, в том числе двух первых.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И. и Росляка Ю.В.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы от 3 мая 2005 г. N 278-ПП
Положение о Комитете по культурному наследию города Москвы
1. Общие положения
1.1. Комитет по культурному наследию города Москвы (далее — Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечивает разработку и реализацию политики города в области недвижимого культурного наследия.
Сокращенное наименование Комитета по культурному наследию города Москвы — Москомнаследие.
1.2. К недвижимому культурному наследию в целях настоящего Положения относятся находящиеся в ведении органов государственной власти города Москвы объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), выявленные объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты и иные объекты недвижимости, отнесенные в установленном порядке к объектам, представляющим культурную ценность.
1.3. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами, международными договорами Российской Федерации, Уставом города Москвы, другими законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, настоящим Положением.
1.4. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы и других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
1.5. Особенности взаимодействия Комитета с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными юридическими лицами, в том числе общественными и религиозными организациями, могут устанавливаться регламентами взаимодействия и другими предусмотренными законодательством соглашениями, заключаемыми Комитетом в установленном порядке.
1.6. Комитет в установленном порядке может быть наделен полномочиями федеральных органов исполнительной власти по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.
1.7. В своей деятельности Комитет подотчетен Правительству Москвы. Контроль за деятельностью Комитета осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы.
1.8. Комитет обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, смету расходов, бланки и печать с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета, открываемые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы в органах казначейства, других кредитных организациях.
1.9. Комитет является правопреемником по всем правам и обязанностям Государственного учреждения «Главное управление охраны памятников г. Москвы», на базе которого он создан.
1.10. Финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
1.11. Имущество Комитета составляют закрепленные за ним на праве оперативного управления основные средства (в том числе имущество, отнесенное к недвижимому культурному наследию), финансовые ресурсы (включая объекты интеллектуальной собственности), отражаемые на его самостоятельном балансе.
1.12. Комитет имеет в своем составе подразделения (управления, отделы, секторы), структура и штатная численность которых утверждаются в установленном порядке.
1.13. Местонахождение Комитета: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19.
2. Основные задачи и функции Комитета
2.1. Основными задачами Комитета являются:
2.1.1. Государственная охрана недвижимого культурного наследия, находящегося в ведении города Москвы.
2.1.2. Обеспечение сохранения и популяризации недвижимого культурного наследия, находящегося в ведении города Москвы, в порядке, установленном законодательством о культурном наследии народов Российской Федерации.
2.1.3. Организация использования недвижимого культурного наследия, находящегося в собственности города Москвы.
2.1.4. Проведение совместно с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства, единой политики в осуществлении градостроительной деятельности на территории города Москвы.
2.2. В целях выполнения возложенных задач Комитет в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке осуществляет:
2.2.1. Издание в пределах своей компетенции распоряжений и приказов по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, контроль за их исполнением.
2.2.2. Разработку и представление на утверждение Правительства Москвы программ и мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации недвижимого культурного наследия.
2.2.3. Государственный контроль в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы:
2.2.3.1. За соблюдением законодательства в области охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, в том числе за соблюдением пользователями и собственниками требований по обеспечению сохранности недвижимого культурного наследия, установленных в охранно-арендных договорах, охранных договорах и охранных обязательствах.
2.2.3.2. За разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов.
2.2.3.3. За выполнением необходимых мероприятий по обеспечению сохранности недвижимого культурного наследия при производстве работ по его сохранению, а также землеустроительных, земляных, строительных, дорожных, реконструктивных, ремонтных, хозяйственных и иных работ.
2.2.3.4. За состоянием недвижимого культурного наследия.
2.2.4. Ведение государственного учета недвижимого культурного наследия, его территорий, зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников, земель историко-культурного назначения, исторических территорий города Москвы, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе выявление объектов и территорий, их изучение, подготовку в установленном порядке необходимой учетной документации.
2.2.5. Участие в формировании, ведении, использовании и документационном обеспечении Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также — Единый реестр).
2.2.6. Формирование, ведение и организацию использования городских информационных ресурсов и систем в области недвижимого культурного наследия, в том числе Городского реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий, Историко-культурного опорного плана города Москвы.
2.2.7. Разработку и представление на рассмотрение Мэра Москвы или Правительства Москвы проектов:
— решений об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения и включении их в Единый реестр;
— решений об отнесении объектов культурного наследия, в отношении которых в установленном порядке приняты решения об изменении их категории историко-культурного значения или решения о включении их в Единый реестр в качестве объектов культурного наследия иной категории историко-культурного значения, к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения;
— решений об изменении категории объектов культурного наследия регионального значения;
— решений об утверждении (изменении) границ территорий объектов культурного наследия;
— решений об утверждении (изменении) порядка установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения;
— решений об утверждении (изменении) порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, иных объектов, представляющих историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;
— решений об утверждении (изменении) границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон совместно с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства;
— решений об отнесении земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия к землям историко-культурного назначения совместно с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства;
— решений об организации, границах и режимах содержания историко-культурных заповедников регионального значения совместно с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства;
— решений об утверждении границ исторических территорий общегородского значения совместно с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства;
— решений об установлении в соответствии с законодательством льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности города Москвы;
— решений об утверждении городских целевых программ в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия;
— обращений об отнесении объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения к объектам культурного наследия федерального значения;
— обращений об изменении категории объектов культурного наследия федерального значения на категорию регионального или местного (муниципального) значения;
— обращений об исключении объектов культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
— обращений об отнесении объектов к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;
— обращений в Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о включении объектов культурного наследия в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО;
— соглашений о передаче полномочий по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия;
— иных документов, затрагивающих вопросы государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, подлежащих рассмотрению Мэром Москвы или Правительством Москвы.
2.2.8. Принятие решений:
— об отнесении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, к выявленным объектам культурного наследия, исторически ценным градоформирующим объектам или иным объектам, представляющим историко-культурную ценность, вытекающих из соответствующих заключений государственной историко-культурной экспертизы;
— об установлении границ и режимов содержания территорий выявленных объектов культурного наследия, вытекающих из соответствующих заключений государственной историко-культурной экспертизы;
— по иным вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
2.2.9. Согласование проектов правовых актов, затрагивающих вопросы государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
2.2.10. Организацию подготовки документации, необходимой для принятия Правительством Москвы решений об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия и включении его в Единый реестр.
2.2.11. Выдачу в установленном порядке паспортов объектов культурного наследия.
2.2.12. Организацию работ по обеспечению установки на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.
2.2.13. Организацию проведения в соответствии с федеральным законодательством государственной историко-культурной экспертизы, в том числе экспертизы градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, документации, обосновывающей проведение работ по сохранению недвижимого культурного наследия, а также землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных, иных работ и проектов проведения указанных работ.
2.2.14. Разработку предложений об установлении ответственности за перемещение, повреждение, разрушение, уничтожение или нанесение иного ущерба недвижимому культурному наследию или его территории.
2.2.15. Согласование в пределах своей компетенции проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной и иной проектной документации, градостроительных регламентов, а также решений об отводе земель и изменении их правового режима.
2.2.16. Согласование предпроектной и проектной документации и проведения работ по сохранению недвижимого культурного наследия (ремонту, реставрации, консервации, приспособлению для современного использования) и его территорий.
2.2.17. Организацию подготовки и предоставления в установленном порядке физическим и юридическим лицам документов в режиме «одного окна».
2.2.18. Организацию работ по установлению и изменению границ и режимов содержания территорий недвижимого культурного наследия.
2.2.19. Организацию разработки и изменения проектов зон охраны объектов культурного наследия, в том числе выдачу заданий на разработку проектов указанных зон.
2.2.20. Выдачу в пределах своей компетенции разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, ранее приостановленных по письменному предписанию Комитета.
2.2.21. Выдачу в пределах своей компетенции заданий и разрешений на проведение работ по сохранению недвижимого культурного наследия.
2.2.22. Согласование в соответствии с законодательством проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ.
2.2.23. Организацию и контроль за проведением на территории города Москвы историко-культурных исследований, содержащих материалы, касающиеся вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
2.2.24. Историко-культурную оценку территорий города Москвы.
2.2.25. Определение границ и режимов содержания историко-культурных заповедников регионального и местного (муниципального) значения.
2.2.26. Организацию работ по оценке (переоценке) и страхованию недвижимого культурного наследия, находящегося в собственности города Москвы, с учетом особенностей, составляющих предмет охраны недвижимого культурного наследия.
2.2.27. Организацию проведения мониторинга состояния, содержания и порядка использования недвижимого культурного наследия и его территорий.
2.2.28. Осуществление надзора за проведением работ по сохранению недвижимого культурного наследия.
2.2.29. Функции инвестора, государственного заказчика — главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов бюджета города Москвы, бюджетным законодательством, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2.2.30. Организацию работы по финансовому обеспечению расходов по государственной охране, сохранению и популяризации недвижимого культурного наследия.
2.2.31. Функции администратора платежей, подлежащих зачислению в бюджет города Москвы и связанных с использованием, сохранением и охраной недвижимого культурного наследия города Москвы, по следующим источникам:
— доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, отнесенных к недвижимому культурному наследию;
— средства пользователей находящегося в собственности города Москвы недвижимого культурного наследия, поступающие в качестве платежей страхования данных объектов;
— средства, поступающие от предоставления Комитетом платных услуг в порядке, установленном действующим законодательством;
— суммы штрафов и пеней, подлежащие уплате в бюджет города Москвы за нарушения федерального законодательства и законодательства города Москвы о культурном наследии;
— средства, поступающие в качестве возмещения ущерба, причиненного недвижимому культурному наследию, подлежащие зачислению в бюджет города Москвы;
— средства от отчуждения из собственности города Москвы (приватизации) недвижимого культурного наследия в порядке, определяемом Правительством Москвы.
2.2.32. Оказание информационных услуг в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2.2.33. Проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, проектных, производственных, опытно-конструкторских и технологических работ в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения выполнения функций Комитета.
2.2.34. Прием и рассмотрение в установленном порядке письменных обращений физических и юридических лиц.
2.2.35. Обращение в суд в случаях нарушения законодательства о культурном наследии.
2.2.36. Мобилизационную подготовку, в том числе функции головной организации территориального страхового фонда документации города Москвы по недвижимому национальному достоянию.
2.2.37. Работу по комплектованию, учету, хранению и использованию специализированных документов, образующихся в процессе деятельности Комитета.
2.2.38. Организацию профессиональной подготовки (переподготовки) работников Комитета, повышение их квалификации и стажировку.
2.2.39. Иные полномочия в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и правовыми актами города Москвы.
3. Права Комитета
3.1. Для исполнения своих полномочий Комитет имеет право:
3.1.1. Оформлять охранную документацию на недвижимое культурное наследие и его территории в соответствии с законодательством, в том числе заключать в установленном порядке договоры аренды объектов культурного наследия (охранно-арендные договоры), договоры безвозмездного пользования объектами культурного наследия (охранные договоры), охранные обязательства пользователей и собственников.
3.1.2. Определять в установленном порядке ограничения при использовании недвижимого культурного наследия и его территорий.
3.1.3. Выступать от имени города Москвы в установленном порядке арендодателем недвижимого культурного наследия, закрепленного за Комитетом на праве оперативного управления, участвовать в организации использования земельных участков, переданных в постоянное (бессрочное) пользование Комитета.
3.1.4. Выдавать предписания по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющиеся обязательными для юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, физических лиц, а также контролировать их выполнение.
3.1.5. Рассматривать вопросы сохранения объектов историко-градостроительной среды, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, исторически сложившихся районов Москвы и иных исторических территорий города, выдавать соответствующие разрешения.
3.1.6. Представлять по поручению Правительства Москвы документы для государственной регистрации прав и ограничений (обременений) на недвижимое культурное наследие и соответствующие земельные участки.
3.1.7. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности.
3.1.8. Давать физическим и юридическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к полномочиям Комитета.
3.1.9. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Комитета, специализированные и научные организации, ученых и специалистов.
3.1.10. Пресекать нарушения законодательства о культурном наследии, а также применять предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
3.1.11. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
3.1.12. Вносить в установленном порядке предложения о создании подведомственных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и осуществлять контроль за деятельностью данных организаций.
3.2. Комитет имеет иные права, необходимые для осуществления возложенных на него функций.
3.3. Город Москва в лице Комитета является собственником и владельцем информационных ресурсов и систем, создаваемых, накапливаемых и приобретаемых Комитетом за счет средств бюджета города Москвы.
3.4. Комитет определяет круг пользователей (потребителей), условия использования и распространения информационных ресурсов, а также режимы защиты информации ограниченного доступа в соответствии с порядком, установленным законодательством.
4. Организация деятельности и руководство Комитетом
4.1. Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Москвы.
4.2. Первые заместители, заместители председателя Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы по представлению председателя Комитета.
4.3. Председатель организует работу Комитета, руководит его деятельностью, несет персональную ответственность за результаты работы Комитета.
4.4. Председатель Комитета:
4.4.1. Осуществляет руководство Комитетом на принципе единоначалия.
4.4.2. Действует без доверенности от имени Комитета, представляет его в органах государственной власти, местного самоуправления и иных организациях.
4.4.3. Вправе присутствовать на заседаниях Правительства Москвы, совещаниях Мэра Москвы, иных органов исполнительной власти города и должностных лиц по вопросам деятельности Комитета.
4.4.4. Издает распоряжения и приказы по вопросам компетенции Комитета.
4.4.5. Определяет компетенцию своих заместителей.
4.4.6. Назначает и освобождает от должности работников Комитета в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и законодательством о труде.
4.4.7. Решает в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Комитете, в том числе формирование кадрового резерва, подбор, расстановку, переподготовку и повышение квалификации кадров Комитета, в установленных случаях — проведение аттестаций, квалификационных экзаменов, присвоение классных чинов, установление надбавок к должностным окладам.
4.4.8. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими и иными работниками Комитета правил внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебными документами.
4.4.9. Организует мероприятия по обеспечению соблюдения в Комитете государственной и служебной тайны.
4.4.10. Представляет в порядке, установленном федеральными законами, законами и правовыми актами города Москвы, особо отличившихся государственных гражданских служащих и иных работников Комитета к награждению государственными наградами, наградами города Москвы.
4.4.11. Поощряет государственных гражданских служащих, иных работников Комитета и налагает на них меры дисциплинарной ответственности.
4.4.12. Утверждает в установленном порядке структуру и штатное расписание Комитета в пределах утвержденных Правительством Москвы фонда оплаты труда и предельной численности работников Комитета, а также смету расходов на его содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на функционирование исполнительных органов государственной власти.
4.4.13. Утверждает положения о структурных подразделениях Комитета.
4.4.14. Решает в установленном порядке вопросы командирования сотрудников Комитета.
4.4.15. Распоряжается в соответствии с законодательством имуществом и средствами, закрепленными за Комитетом.
4.4.16. Открывает и закрывает в органах казначейства лицевые счета, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы, обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины.
4.4.17. Представляет интересы Комитета в арбитражном и других судах, пользуется всеми правами, предоставленными истцу, ответчику и третьему лицу, в том числе заключать мировое соглашение.
4.4.18. Подписывает и визирует документы по вопросам, находящимся в ведении Комитета.
4.4.19. Осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами города Москвы.
4.5. Руководящие работники и специалисты Комитета являются государственными гражданскими служащими города Москвы, на них распространяются гарантии правовой и социальной защиты государственных служащих города Москвы, установленные законодательством Российской Федерации и города Москвы о государственной службе.
4.6. В штатное расписание Комитета могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям государственной службы города Москвы.
4.7. Обязанности председателя Комитета во время его отсутствия исполняет первый заместитель или иной заместитель председателя Комитета в соответствии с его приказом.
5. Контроль за деятельностью Комитета
5.1. Контроль за деятельностью Комитета осуществляют Правительство Москвы и иные уполномоченные органы.
5.2. Комитет представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке.
5.3. Ревизию деятельности Комитета осуществляют уполномоченные Правительством Москвы органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.
5.4. Комитет представляет ежегодный отчет об обеспечении сохранности недвижимого культурного наследия и результатах своей деятельности в Правительство Москвы.
6. Внесение изменений и дополнений в Положение о Комитете, реорганизация и ликвидация Комитета
6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся постановлением Правительства Москвы.
6.2. Реорганизация и ликвидация Комитета осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством на основе постановления Правительства Москвы.
6.3. В случае ликвидации Комитета его документы передаются в установленном порядке в орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на реализацию политики в области архивного дела, или иной определенный им орган.

Приобретая в собственность или в аренду объект недвижимого имущества в районе исторической застройки, необходимо учитывать, что потенциально такая недвижимость может оказаться объектом культурного наследия.

Правообладатели объектов недвижимости, представляющих собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства, вместе с приобретаемым объектом дополнительно получают ряд обязанностей и ограничений, установленных на законодательном уровне для собственников и арендаторов таких объектов.

Как же узнать, не является ли предмет планируемой покупки или аренды объектом культурного наследия? Какие особенности необходимо учитывать, приобретая права на объекты культурного наследия? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье.

Содержание

1. Получение сведений о включении недвижимости в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН)

До заключения сделки купли-продажи с объектом жилой или нежилой недвижимости в зоне исторической застройки рекомендуем получить сведения о его включении-невключении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН).

Указанные сведения предоставляются в виде выписки из реестра объектов культурного наследия всем заинтересованным физическим и юридическим лицам федеральными или региональными органами охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 26 Закона № 73-ФЗ).

О включении здания или сооружения в реестр объектов культурного наследия можно также узнать на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Кроме того, поскольку указанные сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 3. ст. 20.2 Закона № 73-ФЗ), их можно получить, запросив в Росреестре выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.

Самый простой способ получить всю необходимую информацию о приобретаемом недвижимом имуществе — заказать «ПАСПОРТ ОБЪЕКТА» на нашем сайте. «Паспорт объекта» — это документ, в котором профессионалы соберут и проанализируют для Вас информацию о выбранном объекте, включаю индивидуальную картину рисков.

2. Обязанности правообладателя, направленные на сохранение объекта культурного наследия

Если Вы убедились, что приобретаемая Вами недвижимость является объектом культурного наследия (либо его частью), примите во внимание, что владение и пользование такими объектами осуществляется с учетом требований Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон № 73-ФЗ), Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Градостроительного Кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также иных законодательных актов.

С целью сохранения объектов культурного наследия и поддержания их в надлежащем состоянии законодательно предусмотрен ряд ограничений и запретов, как для собственников таких объектов, так и для иных правообладателей (например, арендаторов).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав и иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в ЕГРОКН, а также на выявленные объекты культурного наследия в обязательном порядке вносятся в ЕГРН.

В соответствии с нормами действующего законодательства обязанности правообладателей объектов культурного наследия можно условно разделить на 4 блока:

К 1-ому блоку относятся обязанности, направленные на сохранение объекта культурного наследия. В частности, правообладатели объектов культурного наследия обязаны:

  • осуществлять расходы на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • проводить работы по его сохранению; Подробнее…

    Данная обязанность включает в себя обязанность по ремонту, реставрации объекта культурного наследия, приспособления объекта для современного использования или его консервацию (ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ).

    Обязанность по финансированию и организации таких работ возложена законом на собственника объекта (владельца объекта на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). По условиям договора аренды данная обязанность может также возлагаться на арендатора.

  • обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пп.4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • соблюдать установленные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия (пп. 5 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пп. 8 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ).

3. Обязанности правообладателя объекта культурного наследия по обеспечению доступа к нему третьих лиц с установленными целями

Правообладатель объекта культурного наследия обязан обеспечить доступ к нему третьих лиц в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности (ст. 47.4 Закона №73-ФЗ).

Подробнее…

Условия доступа к объекту культурного наследия, включенному в ЕГРОКН, могут предусматривать периодичность, длительность и иные характеристики доступа.

При этом учитывается:

  • мнение собственника или иного законного владельца такого объекта;
  • вид объекта культурного наследия, категория его историко-культурного значения;
  • предмет охраны объекта культурного наследия;
  • физическое состояние объекта культурного наследия;
  • требования к его сохранению;
  • характер современного использования данного объекта культурного наследия.

Если объект культурного наследия используется в качестве жилых помещений либо является объектом культурного наследия религиозного назначения, обязательно согласование условий доступа с собственниками или иными законными владельцами.

Право на доступ во внутренние помещения объектов культурного наследия ограничено законом: требование о необходимости обеспечить такой доступ может быть установлено только в том случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету охраны объекта культурного наследия.

Доступ к объекту культурного наследия может быть приостановлен только в интересах сохранения объекта культурного наследия на время проведения работ по его сохранению или в связи с ухудшением его физического состояния.

4. Обязанности правообладателя объекта культурного наследия, связанные с ограничениями работ в отношении этого объекта

При осуществлении работ в отношении объекта культурного наследия его правообладатель обязан:

  • не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия или ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
  • не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

5. Обязанности правообладателя объекта культурного наследия в части его использования

4-ый блок обязанностей правообладателя объекта культурного наследия включает в себя ряд запретов по его использованию.

Так, правообладатели обязаны не использовать объект культурного наследия:

  • под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов; предметов и веществ, загрязняющих его интерьер, фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
  • под производственные объекты с оборудованием, оказывающим динамическое и вибрационное воздействие на его конструкции, независимо от мощности данного оборудования;
  • для размещения наружной рекламы (ст. 35.1 Закона № 73-ФЗ);
  • под производственные объекты и лаборатории, связанные с неблагоприятным для него температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ (пп. 6 п. 1 ст. 47.1 Закона № 73-ФЗ).

Подробнее… Исключением являются только объекты культурного наследия, оборудованные с учетом требований противопожарной безопасности, предназначенные либо предназначавшиеся для осуществления и (или) обеспечения указанных выше видов хозяйственной деятельности, и помещения для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло.

6. Особенности проведения работ по перепланировке и реконструкции объекта культурного наследия

Зачастую в ходе эксплуатации возникает необходимость в перепланировке или реконструкции объекта культурного наследия.

При проведении таких работ необходимо учитывать, что, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на реконструкцию объекта культурного наследия, Законом № 73-ФЗ установлен ряд ограничений. В частности, в нём определено, что любые работы в отношении объекта культурного наследия возможны только в целях сохранения такого объекта и только с письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия на основании документации, согласованной с ним (ст.40, 44, ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Работы по сохранению включенного в ЕГРОКН или выявленного объекта культурного наследия проводятся при условии осуществления технического и авторского надзора, а также государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • разрешения на проведение указанных работ.

Выдача задания и разрешения осуществляется органами охраны объектов культурного наследия в зависимости от значения такого объекта (федеральный, региональный, местный (муниципальный)).

Для получения вышеуказанных документов необходимо обратиться в органы охраны объектов культурного наследия соответствующего уровня лично либо через МФЦ (п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Общий алгоритм действий по проведению рассматриваемых работ выглядит следующим образом:

  • оформление в органе охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором указаны виды работ, а также требования к составу проектной документации;
  • разработка проектной документации;
  • получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации; Подробнее… В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, также проводится государственная экспертиза проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
  • на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы получение согласования проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • на основании согласованной проектной документации и договора авторского (технического) надзора получение разрешения на проведение работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • выполнение согласованных работ в полном объёме;
  • оформление необходимой документации по результатам выполненных работ, в том числе:
    • подготовка и направление в орган охраны объектов культурного наследия научного отчета о выполнении работ;
    • получение в органе охраны объектов культурного наследия согласования указанного научного отчета (при этом орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять контроль за всеми этапами работ);
    • получение акта приемки работ в органе охраны объектов культурного наследия, выдавшем разрешение на проведение указанных работ.

Приведенный алгоритм является примерным и может иметь свою специфику в каждом конкретном случае.

7. Особенности распоряжения объектом культурного наследия

По общему правилу собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Распоряжение включенным в ЕГРОКН или выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона 73-ФЗ (п.5 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия о продаже или передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании его собственник или иной законный владелец может уведомить о совершении такой сделки.

При заключении гражданско-правовой сделки с объектом культурного наследия необходимо соблюсти определенные законом требования, которые зависят от наличия утвержденного охранного обязательства.

8. Требования к сделкам при наличии утвержденного охранного обязательства на объект культурного наследия

Если охранное обязательство на объект культурного наследия оформлено в установленном порядке, то в договор купли-продажи объекта культурного наследия в качестве существенного условия договора необходимо включить выполнение требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.

При этом копия охранного обязательства является неотъемлемой частью соответствующего договора. При отсутствии в договоре упомянутых условий такая сделка является ничтожной в силу прямого указания закона (п. 7 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Переход права собственности или иного вещного права на объект культурного наследия к другому лицу не прекращает охранного обязательства, а лишь влечет изменение его условий в части субъекта права собственности, к которому оно переходит (ст. ст.47.6, 50, 50.1, 51 Закона № 73-ФЗ).

9. Требования к сделкам при отсутствии утвержденного охранного обязательства на объект культурного наследия

Если охранное обязательство объект культурного наследия на момент заключения договора по отчуждению не утверждено в установленном законом порядке, то к договору прилагаются иные действующие охранные документы (охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

Если к моменту заключения договора охранные документы не оформлены, то лицо, у которого на основании этого договора возникает право собственности на объект культурного наследия либо право владения и (или) пользования, всё равно обязано выполнять предусмотренные законом обязанности и требования в отношении такого объекта. Данные обязанности и требования фиксируются в договоре.

После получения охранного обязательства на объект культурного наследия на лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, возлагается обязанность обеспечить внесение изменений в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам прав владения и (или) пользования таким объектом (п. 9, 10 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Особенностью правового режима находящихся в общей собственности памятников и ансамблей, а также земельных участков в границах соответствующих объектов является запрет раздела общего имущества и выдела из него доли в натуре (п.14 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

В разных регионах России нуждаются в реставрации исторические здания. Власти на местах пробуют новый способ привлечь инвесторов — выставляют постройки на аукцион по программе сдачи в аренду за 1 рубль в год. Взамен арендатор должен за свой счет привести памятник архитектуры в порядок. Казалось бы, заманчивое предложение: прославиться на ниве помощи культурному наследию и получить в пользование недвижимость, как правило, в центре города по смешной цене. Однако не всё так просто — в проблемах разбирались «Известия».

Дом-фантом

Проблемы, с которыми сталкиваются желающие взять в аренду по такой схеме историческое здание, бывают и довольно странного характера. Так, в Пензе один из заявленных на аукцион домов просто… пропал. Два объекта культурного наследия предлагались желающим за 1 рубль в год на 49 лет. Взамен арендатор должен в течение семи лет отреставрировать здания. Решение о льготной аренде приняли на сессии Пензенской городской думы. Организатор аукциона — управление муниципального имущества Пензы.

Согласно данным на сайте мэрии города, речь идет о двух зданиях: доме 2 по улице Калинина и доме 24 по улице Куйбышева. Но по на официальный сайт госторгов есть информация лишь об аукционе на дом по улице Калинина. Это постройка с башней в виде четырехгранной пирамиды, возведенная в 1870 году, последнее время облюбованная бомжами.

На сайте мэрии сейчас нет отдельной ссылки, ведущей на описание условий, по которым дом на улице Куйбышева выставили на аукцион. На сайте для размещения информации о проведении торгов найти данные также не удалось. Но судя по имеющимся скриншотам, аукцион на право заключения договора аренды объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой (деревянный)» ранее существовал.

Деревянный дом на улице Куйбышева

Фото: youtube.com/Polkovnikov TV

Дом отсутствует не только в информации об аукционе, но и по указанному на сайте мэрии адресу. По адресу Куйбышева, 24 сейчас расположена многоэтажная новостройка. Деревянный дом губернской секретарши Челюскиной вроде бы обещали перенести на 500 м — к Музею народного творчества (улица Куйбышева, 45), но в реальности, по данным пензенских СМИ, здания уже восемь лет не существует.

Начальник управления муниципального имущества Пензы Ирина Кочеткова сообщила местному изданию PenzaNews, что объект культурного наследия находится на ответственном хранении, но где именно, сказать затруднилась: «Заинтересованное лицо если обратится, мы его обязательно сопроводим к хранителю, всё ему покажем, всё ему разъясним».

Начальник информационно-аналитического отдела администрации города Пензы Анастасия Соборникова в ответ на запрос «Известий» предоставила и пояснила, что информация о данном объявлении размещена отдельно в новости на официальном сайте администрации города Пензы.

«Согласно документации, адрес упомянутого здания — г. Пенза, улица Куйбышева, 24. Дом признан находящимся в неудовлетворительном состоянии, сейчас объект находится на ответственном хранении. В соответствии с приказом Министерства культуры России о перемещении объекта, деревянный дом будет располагаться по новому адресу: улица Куйбышева, 19», — уточнили в администрации.

Аренда за 1 рубль в год

Программа реставрации исторических зданий за счет арендатора существует во многих российских городах. К примеру, в Санкт-Петербурге зимой 2018 года был принят закон, позволяющий арендовать памятники архитектуры по ставке 1 рубль за 1 кв. м в год. В Москве такая программа работает с 2012 года. По данным на 2018 год, за время действия предложения в столице отреставрировали таким методом 20 старинных зданий.

Фото: агентство городских новостей «Москва»

— Список таких зданий существует в каждом регионе, и уполномоченный государственный орган решает, каким образом их восстанавливать. Это один из способов, который действительно может помочь определенные исторические здания сохранить и отреставрировать, — рассказал юрист в области недвижимости Дмитрий Островский.

По словам Островского, все работы регламентируются долгосрочным договором аренды (как правило, от 49 лет), в котором заранее определяют объем работ и сроки их выполнения. Обычно за реставрацию берется юридическое лицо, а само здание планируют использовать для ведения бизнеса. Впрочем, в Европе (в частности, в Италии) такие программы чаще рассчитаны на желающих использовать строения для жилья.

Почетный реставратор Москвы Александр Данилин отметил, что в России успех программы зависит от того, кто берет такие здания в аренду, на что рассчитывает, и от его финансового состояния. Стоимость реставрационных работ очень большая. Бывает так, что инвестору может просто не хватить денег.

По словам архитектора и реставратора Олега Кузеванова, цена работ зависит от региона.

— В Петербурге только проектирование реставрации какой-нибудь исторической усадьбы стоит где-нибудь 12 млн. Это только проектирование, — подчеркнул он. А число памятников, нуждающихся в реставрации, несопоставимо с количеством инвесторов.

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Андрей Любимов

О расходах и всем процессе реставрации, начиная с участия в торгах и заканчивая открытием торговых помещений в историческом здании, «Известиям» рассказала Анна Паничкина, индивидуальный предприниматель, которая занималась реставрацией трамвайной остановки в Красностуденческом проезде (метро «Тимирязевская»).

Программа от и до

Анна — индивидуальный предприниматель, занимается недвижимостью. Остановку в Красностуденческом проезде она увидела на инвестиционном портале города Москвы.

— Мониторила площадки, где выставляют на аукционы объекты. Объект был небольшой, стартовая цена тоже небольшая, и я решила поучаствовать, — рассказывает она.

Всего на реставрацию остановки было шесть претендентов, но в итоге право аренды досталось именно Анне. Само участие в аукционе бесплатное, но в качестве гарантии платежеспособности нужно заплатить небольшой взнос, который рассчитывается от стартовой стоимости. В случае проигрыша — деньги возвращаются обратно.

Но в процессе аукциона формируется годовая ставка арендного платежа за объект на время ремонтных работ — и она может значительно превышать пресловутый «рубль». Кто предложил наибольшую сумму аренды — тот и выиграл аукцион.

— В моем случае это 3,7 млн с копейками. За всё время, пока ты этот объект реставрируешь, платишь эту арендную ставку. Договором аренды объекта предусмотрено, что надо отреставрировать в течение пяти лет. Год реставрируешь — вот годовая ставка аренды. Если второй год пошел, то сумма, сформированная в процессе аукциона, делится на 12 месяцев и ежемесячно вносится 1/12. Это именно арендный платеж на время работ. За работы другие деньги платятся. А вот когда работы закончены, появляется право перейти на рубль в год. К сожалению, такие условия, — поясняет Паничкина.

Фото: ТАСС/Максим Григорьев

Взнос уходит в департамент городского имущества города Москвы. Именно этому ведомству принадлежит объект. С ним же заключен договор аренды. Аукцион проводит департамент по конкурентной политике. А департамент культурного наследия следит за правильным ходом выполнения работ, поскольку объект находится под их надзором.

— Весь процесс абсолютно регламентирован. После того, как я выиграла на аукционе и заключила договор аренды, подала заявки в три разных архива, чтобы собрать максимальное количество информации по этому объекту. На базе собранной информации был изготовлен проект. Сначала он прошел историко-архивную экспертизу, потом был согласован с департаментом культурного наследия. Там прописаны, прорисованы, расчерчены все нюансы. После того, как я получила разрешение на производство работ, следили, чтобы я полностью соблюдала проектную документацию. У меня был куратор от департамента культурного наследия, — рассказывает Паничкина.

По ее словам, договор заключен на 49 лет, а отреставрировать остановку нужно было за пять лет. Но каждый заинтересован выполнить работы быстрее, чтобы перейти на ставку 1 рубль в год. Процесс от момента участия в аукционе до сдачи объекта летом 2018 года занял у Анны один год восемь месяцев. Непосредственно на реставрацию ушло восемь месяцев, а целый год на согласование. Только запрос в архив, например, длился один месяц.

— За счет того, что все регламентные процедуры с согласованием очень долгие, это удлиняет срок, — отметила предприниматель.

Сейчас в одной части бывшей остановки продаются овощи и фрукты, в другой — кофе. В случае с этим объектом правила программы не позволяют субаренды (такое разрешение выдается по каждому конкретному случаю отдельно), поэтому обе торговые точки принадлежат самой Паничкиной.

Остановка до реставрации Фото: предоставлено Анной Паничкиной Остановка после реставрации Фото: предоставлено Анной Паничкиной

Общие затраты Анна оценила в 10 млн рублей (это аренда на время реставрации и сами работы). Пока вложения не окупились.

— Окупаться будут достаточно долго. Но в целом я и не надеялась на то, что окупится быстро. Для меня это был скорее такой пробный проект, попробовать свои силы, насколько я смогу или не смогу. Я даже, пожалуй, не обращаю внимания именно на окупаемость, рентабельность, я понимаю, что свои деньги отобью в любом случае. Это тоже не последний вопрос, но мной двигало в первую очередь опыта деятельности именно в этом направлении, — говорит Паничкина.

В процессе Анне пришлось взять кредит, поскольку личных средств не хватало, к тому же она рассчитывала, что ставка арендного платежа будет меньше, чем вышло, да и стоимость работ оказалась дороже, чем предполагалось.

Но основной сложностью Паничкина считает работы в зимний период.

— Реставрация проходила зимой. Специфика объекта такая, что нет закрытого периметра до контура объекта. Фактически подрядчики работали на открытом воздухе. Не было возможности поставить бытовку, земля там не позволяла, — рассказала она.

Несмотря ни на что, с учетом накопленного опыта Анна не исключает, что возьмется за другой аналогичный проект.

— Теперь я осознаю все мои процедурные неточности. Проволочки некоторые, где и как можно было сделать быстрее, лучше и дешевле, — заключает она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *