Гражданский кодекс федеральный закон

Гражданский кодекс федеральный закон

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2015-2019 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

© АО «Кодекс», 2019

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.15

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Кодекс — это законодательный акт, объединяющий нормы, относящиеся к единой отрасли права. Кодекс — это основополагающий документ, систематизирующий, глобальный. В современном российском праве есть 20 кодексов. Каждый из них регулярно обновляется и изменяется. На нашем портале вашему вниманию всегда представлены актуальные редакции кодексов, с удобным оглавлением, с полными текстами статей и полезной дополнительной информацией.

Все кодексы в алфавитном порядке

Конституция — основной закон Российской Федерации. В ней заложены основы конституционного строя, государственного управления, прав и свобод человека в нашей стране.

Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает процедуры ведения судебных дел в системе арбитражного судопроизводства в России.

Бюджетный кодекс полностью посвящен бюджетной системе и бюджетному процессу. Он регулирует правовые отношения, связанные с формированием бюджетов на всех уровнях власти.

Воздушный кодекс устанавливает нормы, связанные с использованием воздушного пространства России. В нем также заложены основы авиационной деятельности.

Градостроительный кодекс закладывает основы деятельности по развитию территорий городов и других поселений — от планирования территории до строительства и реконструкции.

Гражданский кодекс — это основополагающий нормативный акт в сфере гражданского законодательства. Регулирует все вопросы гражданского права для физлиц и организаций.

Гражданский процессуальный кодекс устанавливает принципы и правила ведения судебных дел в системе гражданского судопроизводства в России.

Нормы Жилищного кодекса регулируют огромный пласт вопросов использования жилых и нежилых помещений, ЖКХ, ТСЖ, ЖСК, управления жилищным фондом.

Земельный кодекс является источником норм земельного права в России и регулирует вопросы охраны и использования земель всех категорий, а также прав на землю.

Кодекс внутреннего водного транспорта регулирует отношения, возникающие между участниками системы навигации на внутренних водных путях России.

Кодекс об административных правонарушениях имеет говорящее название. В нем описаны все нарушения, установлена ответственность за них, в том числе — размеры штрафов.

Сфера применения Кодекса торгового мореплавания РФ — использование судов для перевозок грузов и пассажиров, рыболовства, проведения исследований и других целей, в морских водах России

Налоговый кодекс РФ — основополагающий нормативный правовой акт в сфере управления налогами и сборами в нашей стране. В нем заложены основы налоговой системы РФ.

Семейный кодекс посвящен правовому регулированию вопросов семейных отношений — заключение и расторжение брака, права детей и родителей, алименты и многое другое.

Трудовой кодекс — главный нормативный документ, рассматривающий все аспекты отношений работника и работодателя.

Уголовно-исполнительный кодекс регулирует отношения в сфере исполнения наказаний по уголовному судопроизводству.

Уголовно-процессуальный кодекс регулирует сферу производства по уголовным делам — как досудебное, так и судебное производство.

Уголовный кодекс рассматривает весь спектр уголовно-наказуемых деяний в России, устанавливает наказания за них и применяется как к частным, так и к должностным лицам.

Нормы Лесного кодекса охватывают весь спектр вопросов об использовании и охране лесов нашей страны, также он устанавливает ответственность за нарушения в этой сфере.

Нормы Водного кодекса посвящены охране и использованию водных объектов на территории России: озер, рек, морей, болот, ручьев, подземных вод и водохранилищ.

Утрачивает силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Гражданское правоотношение – общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, возникающих по основаниям, предусмотренным законодательством, и действий субъектов, порождающих права и обязанности. Субъекты – участники гражданских правоотношений, лица, несущие по конкретному правоотношению права и обязанности: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные граждане, иностранные юридические лица. Объекты — это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (честь, достоинство, имя и др.).

Содержание гражданских правоотношений — это совокупность субъективных прав и обязанностей. Субъективное право — мера возможного поведения управомоченного лица.

Субъективное гражданское право необходимо отличать от гражданского права в объективном смысле, представляющего собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Субъективная обязанность — мера должного поведения лица. Для возникновения гражданского правоотношения необходимо наличие определенных обстоятельств, называемых юридическими фактами. Они делятся на события и действия.

Возникновение и развитие событий происходит помимо воли человека (смерть, рождение, стихийные бедствия и др.). Действия — результат поведения людей, с которым законом связывается возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

Гражданские правоотношения классифицируются на виды по разным основаниям.

1) По субъектному составу правоотношения классифицируются на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении точно известно только управомоченное лицо, круг обязанных лиц, напротив, конкретно не определен, в него входит любой и каждый. Примерами являются правоотношения собственности, возникающие между собственником и всеми окружающими по поводу вещи; авторские правоотношения, возникающие между автором и третьими лицами по поводу произведения и авторских прав на него; правоотношения по поводу чести, достоинства, деловой репутации и других нематериальных благ. Любой и каждый, кто противостоит собственнику, автору, обладателю нематериальных благ, обязан воздерживаться от нарушения их прав (на вещь, произведение, нематериальные блага). В связи с тем, что такие права защищаются ото всех, они именуются абсолютными.

Относительные правоотношения имеют четко определенный субъектный состав: конкретное управомоченное и конкретное обязанное лица (например, продавец и покупатель, арендатор и арендодатель, заказчик и подрядчик, причинитель вреда и потерпевший). В связи с тем, что в таких правоотношениях права и обязанности субъектов неразрывно связаны, право управомоченного лица может быть нарушено только обязанным лицом и защищается поэтому только от него.

2) По способу осуществления интереса управомоченного лица гражданские правоотношения делятся на вещные и обязательственные.

Вещные правоотношения — такие, в которых управомоченное лицо в состоянии осуществить свой интерес, не прибегая к содействию других лиц. К ним относятся правоотношение собственности и других вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д.). В частности, собственник, будучи «господином вещи», в состоянии без помощи других лиц владеть, пользоваться и распоряжаться ею. Другие лица должны просто не мешать ему. Следовательно, в вещном правоотношении право управомоченного лица направлено именно на вещь, а не на других лиц.

Обязательственные правоотношения, наоборот, таковы, что управомоченное лицо в них не может осуществить свой интерес без содействия обязанного лица, выражающегося в исполнении им своих субъективных обязанностей. Например, арендодатель, имеющий право на получение арендной платы от арендатора, обязанного ее платить, не может осуществить свой интерес, связанный с получением платы, до тех пор, пока арендатор ее не заплатит. Таким образом, суть права управомоченного лица в обязательственном правоотношении заключается в возможности требовать от обязанного лица совершения тех действий, которые составляют содержание его обязанности, то есть направлена не на вещь, а на лицо. Обязательственные отношения обычно возникают вследствие заключения сторонами договора, причинения вреда либо неосновательного обогащения.

Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений – юридические факты. Юридические факты – обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий. Поскольку юридические факты лежат в основе гражданских правоотношений и влекут за собой их установление, изменение или прекращение, их называют основаниями гражданских правоотношений.

Прежде всего, необходимо выяснить соотношение гражданского права с правом конституционным. Конституционное право по своему содержанию и функциям обеспечивает закрепление основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, регулирует государственное устройство и структуру, функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Для конституционного права характерны два способа воздействия на отношения. Первый, присущий только конституционному праву, представляет собой метод фиксированного закрепления конституционного строя, т.е. основ социально-экономического и политического устройства общества. В этом своем качестве конституционное право закрепляет основные положения, руководящие начала всей системы общественных отношений страны. Именно в этом своем качестве конституционное право является правовым фундаментом системы российского права, основой всего законодательства нашего государства. Социально-экономические и политические принципы, закрепленные в Конституции, находят свою конкретизацию и развитие во всем законодательстве страны, т.е. во всех отраслях права. Конституционные принципы общественного устройства — это и есть то, что цементирует все отрасли права между собой, составляет основу его единства. В то же время каждая из отраслей права применительно к регулируемым отношениям формирует систему правового регулирования соответствующих отношений, базируясь на принципах, закрепленных в Конституции.

Однако этим содержание конституционного права не исчерпывается. Оно включает в свой состав еще и нормы государственного права. И в этом своем качестве конституционное право не только закрепляет принципы общественного устройства, но и регулирует государственное устройство, структуру и полномочия органов государственной власти.

Взаимодействие между конституционным и гражданским правом в большей степени проявляется именно по линии закрепления конституционным правом принципов общественного и государственного строя. Конституционное право устанавливает основы экономических отношений, отношений между государством и человеком, гражданином. Эти принципиальные положения находят свое отражение и развитие в нормах гражданского права. В этом смысле конституционное право является базовой отраслью для гражданского права, представляя собой его фундамент, как и фундамент всей правовой системы. Поэтому основные принципы гражданского права мы обнаруживаем, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. В этом отношении толкование и применение норм гражданского права должно происходить в совокупности с толкованием и применением конституционных норм, закрепляющих базовое положение для отношений, регулируемых гражданским правом. Об этом не следует забывать при толковании и применении, по существу, любого института и любой нормы ГК РФ. И если действующий ГК РФ по своим принципам существенно отличается от прежнего гражданского законодательства, то причины этих различий, их корни следует искать в Конституции Российской Федерации 1993 г., которая в конструировании основ конституционного строя существенно отличается от прежних Конституций РСФСР и СССР.


С этих позиций наибольшее значение для гражданского права имеют положения, относящиеся к собственности, предпринимательской деятельности, правам человека и к их судебной защите. Гражданское право своим содержанием развивает и конкретизирует положения Конституции, содержащиеся в статьях 8, 9, 34, 35, 36, 46, 53 и др.

Так, статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской федерации. При этом в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Столь же основополагающее значение для гражданского права имеет статья 9 Конституции, которая содержит два положения, предопределяющие правовое регулирование отношений по поводу земли и других природных ресурсов. Конституция, с одной стороны, указывает на то, что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. С другой стороны, эта же статья содержит принципиальное указание на то, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Положения статей 8 и 9 дополняются правилами статей 35 и 36.

Статья 35 посвящена частной собственности, которая охраняется законом. За каждым гражданином признается способность иметь имущество в собственности как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Эта же статья гарантирует гражданам право наследования.

Статья 36 закрепляет за гражданами и их объединениями правовую возможность иметь в частной собственности землю. При этом владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами собственники осуществляют свободно, однако так, чтобы не наносился ущерб окружающей среде и правам и интересам иных лиц.

Именно приведенное положение Конституции должно лежать в основе законов о земле и других природных ресурсах, в том числе служить конституционной базой для участия земли в гражданском обороте. Гражданским и земельным законодательством, с одной стороны, должны быть закреплены основания приобретения земли в частную собственность, порядок владения, пользования и распоряжения землей, в том числе правила участия ее в гражданском обороте, а с другой — положения, обеспечивающие сохранность природных ресурсов, их рациональное использование, исключение возможности причинения вреда земле как основе жизни и деятельности населения страны.

Принципиальное значение для гражданского права, регулирующего предпринимательскую деятельность, имеют положения статьи 34 Конституции Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет права каждого на свободное использование своего имущества и своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой стороны, запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Первостепенное значение имеют также конституционные положения, содержащиеся в главе 2 и посвященные правам и свободам человека и гражданина и их судебной защите. Статья 46 Конституции гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В ГК РФ находит свое развитие положение этой статьи о том, что решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в качестве основной формы защиты устанавливается судебный порядок, используя который, любое лицо может обжаловать любое решение или действие, нарушающее его права и свободы.

Статья 53 Конституции закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Для установления правильного соотношения и взаимодействия между конституционным и гражданским правом первостепенное значение имеет статья 15 Конституции и правильное ее толкование и применение. В пункте 1 этой статьи указано на то, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Понятие высшей юридической силы в Конституции конкретизировано в содержащемся в этом пункте указании на то, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации любыми органами государственной власти, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Наиболее важным и сложным является вопрос о понимании прямого действия Конституции. Здесь возможны совершенно различные подходы. Один из них может состоять в широком толковании и использовании прямого действия Конституции. При таком понимании, например, правосудие, в том числе по уголовным, административным, гражданским делам, может осуществляться непосредственно на основе норм Конституции Российской Федерации.

Возможен иной подход, при котором прямое действие Конституции допускается в более узком смысле и определенных аспектах. Представляется, что именно этот второй подход наиболее соответствует сегодняшнему пониманию и применению права. Конституция, при всей ее важности, не является единственным элементом правовой системы. Она может эффективно действовать лишь как центр правовой системы, находя свое развитие и конкретизацию во множестве законов и иных нормативных актах, относящихся к различным отраслям права.

В ряде случаев прямое применение норм Конституции означало бы игнорирование и разрушение правовой системы. Представляется, что прямое действие Конституции имеет совершенно определенные аспекты. Первый аспект состоит в том, что положения Конституции есть директива для законодателя. Законодатель при разработке и принятии законов обязан в качестве императивных предписаний учитывать нормы, закрепленные в Конституции. В случае невыполнения законодателем этого требования законы и иные правовые акты в той их части, в какой они не соответствуют или противоречат Конституции, не подлежат применению. Однако вопрос неконституционности законов и иных нормативных актов, установления их несоответствия Конституции есть предмет специального конституционного правосудия, которое осуществляется в Российской Федерации Конституционным Судом. Следовательно, только Конституционный Суд своим решением может лишать юридической силы соответствующие законодательные и иные нормативные акты по причине несоответствия их Конституции. Другие правоприменяющие органы, в том числе суды общей юрисдикции и арбитражные суды, при наличии определенных оснований вправе лишь направлять запросы в Конституционный Суд о проверке того или иного нормативного акта на предмет его соответствия Конституции.

Второй аспект прямого действия Конституции Российской Федерации состоит в том, что Конституция непосредственно определяет круг и содержание основных прав и свобод человека, гражданина. В случае посягательств на эти права и свободы судами должна обеспечиваться их защита независимо от того, конкретизированы ли предусмотренные в главе 2 Конституции права и свободы какими-либо отраслевыми законодательными актами. При этом в соответствии со статьей 64 Конституции положения главы 2 составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.

Третий аспект прямого действия Конституции проявляет себя по линии государственного права. Конституция является источником норм государственного права. И в этом своем качестве она непосредственно определяет как государственное устройство Российской Федерации, так и основные правила устройства государственной власти и полномочия ее органов.

Представляется, что чрезмерно широкое понимание прямого применения Конституции при рассмотрении конкретных уголовных, административных и гражданских дел и споров недопустимо и могло бы привести к юридическим ошибкам. Так, нельзя было бы разрешать споры по поводу частной собственности на землю только на основании статьи 36 Конституции. Совершенно очевидно, что это право должно быть конкретизировано в соответствующих отраслевых актах земельного и гражданского законодательства. Это вытекает из самой статьи 36 Конституции, указывающей на то, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Столь же опрометчивым было бы и прямое использование для разрешения возникающих конфликтов статьи 53 Конституции, указывающей на то, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного не только незаконными действиями, но также и бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Ясно, что вред, который, по мнению гражданина, причинен ему бездействием какого-либо государственного органа или должностного лица, может быть возмещен лишь по правилам закона, который бы предусматривал условия и порядок такого возмещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *