Группа лиц о защите конкуренции

Группа лиц о защите конкуренции

Статья 9. Группа лиц

1. Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

2. Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 20 октября 2017 г.

В законодательстве существует несколько понятий и терминов, относящихся к субъектам, тем или иным образом участвующим в деятельности других лиц. В налоговом законодательстве применяется понятие «взаимозависимые лица», в бухгалтерском учете и законодательстве ЕАЭС содержится понятие «связанные лица (стороны)». Связанные лица – это лица, влияющие или имеющие возможность влиять на деятельность других хозяйствующих субъектов.

Взаимосвязанные лица в бухучете

Согласно п. 4 ПБУ 11/2008 связанными лицами (сторонами) признаются:

  • аффилированные лица;
  • лица, осуществляющие совместную деятельность, если одна из них составляет бухгалтерскую отчетность;
  • юр. лицо, формирующее бухгалтерскую отчетность, и НПФ, действующий в интересах сотрудников такого юр. лица или иного лица, признающегося связанной стороной юр. лица, формирующего бухгалтерскую отчетность.

Обычно лицо имеет возможность влиять на решения другого лица при следующих условиях:

  • за счет наличия свыше 50 процентов голосующих акций (долей) в уставном (складочном) капитале;
  • при наличии права на свыше чем 20 процентов голосующих акций (долей) и возможности определять решения, принимаемые организацией.

Как следует из п. 13 ПБУ 11/2008, если характер отношений в группе взаимосвязанных лиц отражается в бухгалтерской отчетности вне зависимости от наличия или отсутствия хозяйственных операций за конкретный период, такие сведения отдельным параграфом отражаются в пояснительной записке.

Взаимосвязанные лица в ЕАЭС

В Договоре о ЕАЭС отмечается несколько критериев подобных субъектов:

  • каждый из субъектов выступает в качестве рядового работника или руководителя фирмы, созданной с участием другого лица;
  • субъекты выступают по отношению друг к другу в качестве партнеров по бизнесу;
  • лица руководят и работают в одной организации;
  • субъект имеет или контролирует не менее 5 процентов акций или долей лиц;
  • возможность контроля по отношению к другим лицам;
  • лица являются родственниками и др.

Существует понятие «группа связанных лиц». Это субъекты хозяйственной деятельности, оказывающие влияние на принятие решений руководством других организаций.

Взаимозависимые лица в НК РФ

В отдельную категорию контролируемых лиц подпадают взаимозависимые лица.

Государство заинтересовано в том, чтобы налоги исчислялись из реальной стоимости товаров и услуг, а не заниженной (с целью минимизировать обязательные платежи в бюджет). Как показывает практика, могут использоваться различные схемы, приводящие к подобной минимизации.

Общепринятые критерии взаимозависимости в целях налогообложения содержатся в НК РФ. Вот некоторые из них:

  • участие одного юр. лица в другом, если доля участия превышает 25 процентов;
  • взаимозависимость вследствие должностного подчинения;
  • родственные отношения.

Более подробно критерии можно узнать, ознакомившись с п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

НК РФ прямо указывает на то, что данный перечень критериев исчерпывающим не является и может дополняться судом.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ, а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Контроль за отдельными видами сделок, в частности, направлен на недопущение вывода налоговой базы в офшоры и более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 24. — Алматы: Юрист, 2006.-С.118-125.

2 Жалыбин С.М. Надлежащее исполнение судебных решений как форма защиты прав граждан // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Проблемы исполнения судебных постановлений в Республике Казахстан»

— г. Алматы 29-30 октября 2001 г. — С. 96.

* * * * *

Сот актшерш орындау сот торелтнщ барльщ тетжтершщ тшмдгагш корсететш ^кьщтьщ тэяарибенщ мацызды болпч болып табылады. TnicTi ащарушыльщ уРД1стеР1 болмайынша сот шеиимдер1 мемлекет уиин де, жеке тулгалар ушш де эрекетаз болмак. Экономикальщ oMip, scipece сауда жэне онеркэсш сот шеипмдершщ орындалу жуйесшщ тшмдшк дэрежесше тец дэрежеде багынышты. 6з макаласында автор аткарушылык ic журпзудщ барынша озекп проблемаларын ашып, оны шешу жолдарын усынады.

ная конкуренция двух видов исполнения будет только способствовать своевременному исполнению решений, скорому восстановлению нарушенных прав.

1 Сулейменова У О совершенствовании законодательства об исполнительном производстве. Гражданское законодательство.

Калдыбаев А.К

ведущий научный сотрудник Института законодательства РЩ директор департамента юридической и кадровой работы АО Казжелдортранс,

к.ю.н., магистр права ФРГ (ЕЬ.М.)

ПОНЯТИЕ «ГРУППА ЛИЦ» ПО АНТИМОНОПОЛЬНОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

7 июля 2006 года была принята новая редакция Закона Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (далее — Закон). Закон, как указывается в комментарии к нему, «во многом совершеннее, чем предыдущий»1, при разработке которого максимальные усилия были направлены на его соответствие международным стандартам. Направляющими векторами являются вступление в ВТО, реализация Стратегии по вхождению Казахстана в число пятидесяти развитых стран мира, участие в международных соглашениях, в том числе создание в рамках СНГ Единого экономического пространства.

Закон содержит ряд нововведений, направленных на усиление позиции антимонопольного органа, упрощение процедуры ценообразования субъектов рынка, совершенствование систем антимонопольного контроля и расследования нарушений антимонопольного законодательства. К числу таких нововведений, относящихся к построению слаженной системы антимонопольного контроля и преследующих цель унификации законодательства, относятся нормы, определяющие правовое положение «группы лиц».

Антимонопольное законодательство многих стран содержит положения, касающиеся регули-

рования отношений с участием группы субъектов, чья деятельность на рынке является потенциально опасной для сохранения и развития конкуренции. В рамках СНГ примерами являются антимонопольные законы Армении, России, Таджикистана, Узбекистана. При этом отсутствуют как таковые определения группы лиц, а даются признаки (условия) отнесения субъектов рынка к группе лиц.

В соответствии со статьей 8 Закона группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняются данные в указанной статье следующие условия.

1. Лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться двадцатью пятью и более процентами голосующих акций (долей участия, паев) юридического лица. Само определение понятия соглашение (согласованные действия) критически рассматривалось в литературе с учетом смыслового несовпадения «соглашения» и «согласованных действий», а также практических трудностей выявления ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий2. В этой связи в Законе четко от-меченб, что под соглашениями (согласованными действиями) понимаются любые договорные отно-

N9 3 (3) 2006 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

шения сторон, направленные на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности (пп. 3 ст. 1). Таким образом, для принятия мер антимонопольного реагирования необходимо доказать наличие договора в соответствии с данными в ст. 378 Гражданского кодекса условиями. В соответствии с Законом для отнесения субъектов к участникам группы лиц достаточно наличие у них права распоряжения акциями (долями участия, паями), что несомненно означает наличие существенного влияния на деятельность юридического лица.

2. Лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа. Указанное условие является общим в отношении раннее рассматриваемого условия, так как возможность определения решения, принимаемого другим лицом возможно как при наличии определенного количества акций (долей участия, паев), так и другими способами, перечисление которых затруднительно в силу их разнообразия. В данном случае указан универсальный способ определения решений в рамках предпринимательской деятельности и осуществления полномочий исполнительного органа (например, при наличии права назначать единоличный исполнительный орган или более 50 процентов состава коллегиального органа юридического лица) — договор. Спектр самих договоров, на основе которых возможно определять решения другого лица, также широк. Примером определения решения другого лица на основании договора в российской судебной практике являются отношения сторон по договору комиссии. Так, условия договоров комиссии, в частности порядок определения розничной цены, свидетельствовал о наличии у комитентов возможности определять условия ведения комиссионерами предпринимательской деятельности, что позволило признать комитентов и комиссионеров группой лиц3.

3. Одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники представляют собой пятьдесят и более процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц. Согласно Закону «О браке и семье» близкие родственники — родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (пп. 13 ст. 1). В Кодексе «О налогах и других обязательных платежах в Бюджет (Налоговый кодекс)» к близким родственникам относятся родители, супруги, братья, сестры, дети, а к свойственникам — братья,

сестры, родители и дети супругов. В соответствии с же Законом «О государственных закупках» к близким родственникам относятся родители, супруг (а), братья, сестры, дети, к свойственникам братья, сестры, родители и дети супруга (и) (п. 1 ст. 7).

4. Одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники и (или) юридические лица получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые двумя и более юридическими лицами, в том числе определять условия ведения этими лицами предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия их исполнительных органов. Указанное условие является общим в отношении условия 3, так как возможность определения решения, принимаемого двумя и более юридическими лицами возможно представляя половину и более состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.

5. Физические лица, исполняющие трудовые обязанности в юридическом лице, одновременно:

представляют собой пятьдесят и более процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) другого юридического лица;

получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими юридическими лицами, в том числе определять условия ведения этими лицами предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия их исполнительных органов.

6. Одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться двадцатью пятью и более процентами голосующих акций (долей участия, паев) каждого из двух и более юридических лиц. Распоряжение акциями, которые дают право их собственнику голосовать на общем собирании акционеров, а также распоряжение долями участия и паями через представителей также подпадает под так называемое «косвенное распоряжение» через третьих лиц по смыслу условия 1.

7. Физические и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться в сумме двадцатью пятью и более процентами голосующих акций (долей участия, паев) одного юридического лица, одновременно данные физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники либо представители указанных юридических лиц занимают пятьдесят и более процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного органа управления другого юридического лица.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отнесение лиц к группе лиц по смыслу Закона обуславливается их общей экономической полити-

кой или наличием возможности контроля одного лица над другим. В этой связи обоснованность попадания под действие антимонопольного законодательства деятельности групп лиц очевидна, так как, обладая монопольным положением на рынке и согласовано ведя общую экономическую политику, такая группа лиц несомненно влияет на состояние конкуренции на определенном товарном рынке. Если монопольной властью не обладает ни один из участников группы лиц, то при их объединении такая власть появляется4. Определение и ограничение отрицательного влияния таких структур особенно важны при построении конкурентных рыночных отношений, из чего как раз и исходит Закон.

Положения Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группы лиц (п. 2 ст. 8). Между тем есть мнения, что применяемый подход распространения положений Закона о конкуренции, относящихся к хозяйствующим субъектам, на группу лиц представляется чрезмерно упрощенным5. При этом подход, принятый в Законе, в соответствии с которым указано, что положения Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группы лиц, не позволяет рассматривать группу лиц «как единый хозяйствующий субъект» как это сделано в отдельных антимонопольных законах стран СНГ.

При этом Закон не всегда последовательно отмечает распространение на группы лиц положений Закона, относящихся к субъектам рынка. Так, например, в разделе Закона, касающегося экономической концентрации — пп. 3 п. 1 ст. 12, пп. 4 п. 1 ст. 12 Закона в диспозициях норм специально указывается на группу лиц как на субъекта, в отношении которого действуют данные нормы, тогда как в пп. ] п. 1 ст. 12, пп. 5 п. 1 ст. 12 Закона ссылка на группу лиц отсутствует. В этой связи, несмотря на то, что в отдельных нормах Закона не указывается на группу лиц, в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона, эти нормы распространяют свое действие и на группу лиц. В отдельных случаях, исходя из существа отношений, распространение на группы лиц норм Закона, относящихся к субъектам рынка, является невозможным. Это относится, например, к положениям о реорганизации субъекта рынка (пп. 2 п. 1 ст. 12 Закона), об участии в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более субъектов рынка (пп. 6 п. 1 ст. 12 Закона).

В соответствии с Законом субъектами рынка являются физические и (или) юридические лица Республики Казахстан, а также иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), осуществляющие предпринимательскую деятельность. Таким образом, для включения субъекта рынка в состав группы лиц по смыслу Закона требуется осуществление лицами предпринимательской деятельности в соответствии с данными в п. 1 ст. 10

Гражданского кодекса условиями. Согласно же Федеральному закону РФ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект — это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. По российскому закону не имеет значения тот факт, занимается ли некоммерческая организация предпринимательской деятельностью, ставит ли она перед собой цель получения прибыли. Для признания некоммерческой организации хозяйствующим субъектом достаточно того, чтобы осуществляемая ей деятельность приносила ей доход. В соответствии же с Законом одно лишь получение дохода лицом не достаточно для признания его субъектом рынка и, следовательно, для включения в состав группы лиц. Тем самым Закон воспринял норму, которая содержалась в ст. 3 Закона Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1991 года, в соответствии с которой хозяйствующими субъектами признавались любые юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственно-коммерческую деятельность и выступающие участниками товарного оборота. Необходимо отметить, что в соответствии со старой редакцией Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 19 января 2001 года действие этого закона распространялось также и на некоммерческие организации и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (пп. 1 ст. 4).

Следует остановиться на соотношении понятий «группа лиц» и «аффилированные лица». Например, в Законе Республики Армения «О защите экономической конкуренции», в Законе Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также в ранее действовавшем одноименном законе Российской Федерации наряду с понятием «группа лиц» дается понятие «аффилированные лица», под которыми понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Положения об аффилиированности лиц, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан (Закон «Об акционерных обществах»), отсутствуют в Законе. Сравнивая условия отнесения субъектов к группам лиц, данным в Законе, и к аффилированным лицам, урегулированным Законом «Об акционерных обществах», можно отметить, что лица, которые входят в группу лиц, являются аффилированными по отношению друг к другу в понимании Закона «Об акционерных обществах». Понятия «аффилированные лица» и «группа лиц» относятся друг к другу как общее к частному, поскольку лица могут быть признаны аффилированными по иным

№ 3 (3) 2006 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц. В этой связи трудно согласиться с выводом Федерального арбитражного суда РФ о том, что «.. .наличие между покупателями акций отношений аффиилированности еще не является основанием для признания их группой лиц и для возложения на них обязанности по получению предварительного разрешения антимонопольного органа»6.

Вместе с тем, следует согласиться с тем, что понятие «группа лиц» используется для целей законодательства о конкуренции, тогда как понятие «аффилированные лица» должно применяться в оформлении корпоративных отношений 7, что как раз и воспринял Закон. Причем, поскольку сами аффилированные связи не используются прямо при антимонопольном регулировании, то и понятие аффилированных лиц введено через сугубо антимонопольную категорию — группу лиц8. Этим как раз и объясняется то, что в упомянутых законах государств-участников СНГ понятие «аффилированные лица» указано только в разделе, разъясняющем понятия, без его дальнейшего использования в этих законах.

В Законе упоминается еще одна совокупность лиц, подпадающая под действие Закона — участники экономической концентрации. На основании анализа главы 4 Закона можно сделать вывод о том, что участники экономической концентрации, в случае участия в экономической концентрации нескольких лиц, подпадают под признаки участников группы лиц в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона. В этой связи им присущи такие свойства группы лиц, как распространение норм, относящихся к субъектам рынка, на группу лиц. Так, согласно абз. 1 п. 1 ст. 15 Закона участники экономической концентрации для получения разрешения на дальнейшую экономическую концентрацию представляют в антимонопольный орган общее ходатайство.

Существенное значение для регулирования деятельности групп лиц имеет введенный Законом запрет координации физическими лицами, коммерческими и некоммерческими организациями экономической деятельности субъектов рынка, которая приводит или может привести к последствиям, перечисленным в пункте 1 статьи 7 (п. 2 ст. 7). Такое нововведение обусловлено возможностью наличия у третьих лиц определенного влияния на деятельность субъектов рынка. Вместе с тем, в отличие от вновь принятого Федерального закона РФ «О защите конкуренции», в котором также содержится

указанное положение, Закон не определяет понятие «координация экономической деятельности». Российским законом под такой координацией понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в Одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов (п. 14 ст. 4). Представляется, что в рамках совершенствования Закона целесообразно ввести определение координации экономической деятельности по примеру российского закона, когда влияние над субъектами рынка выражается в форме необходимости получения согласования третьего лица, которое по формальным признакам не входит в состав группы лиц.

С учетом важности нормативного регулирования деятельности групп лиц, представляется необходимым отдельное правовое и методическое рассмотрение проявлений монополизма групповых образований, границ квалификации действий субъектов рынка по указанным статьям Закона внутри группы лиц, а также и других, связанных с предметом регулирования, вопросов.

1 Бюллетень монополиста, 2006 г, № 1, с. 14.

2 Ю. Басин, А. Диденко. Ответственность предпринимателей за согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Гражданское законодательство Республики Казахстан. Выпуск 10. — Алматы: ТОО Баспа, 2001, с. 28 и след.

3 http://www. antiтопорoly. spb.ru/practice/practice4. shtm I

4 Баринов H.A., Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство Российской Федерации (вопросы теории и практики). — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001, с. 79.

5 Храброва И.А. Государственное регулирование интеграционных процессов в корпоративном секторе. Особенности государственного регулирования финансово-промышленных групп.

6 http://www.cs-center.ru/lawsp/7icH97

7 Гайдов A.B. Законодательство РФ об аффилированных лицах.

8 Храброва И.А. Государственное регулирование интеграционных процессов в корпоративном секторе. Особенности государственного регулирования финансово-промышленных групп.

s{i 5Ц 5jc

ИСТОЧНИК:
Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 8-2008

В статье исследуются понятие «группа лиц», возможности применения этого понятия в отношениях между резидентами и нерезидентами РФ.

Более 15 лет ведутся споры о вопросах правильности применения законодательства о конкуренции и необходимости его изменения. После долгих дискуссий 27.07.2006 г. был принят и 26.10.2006 г. вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данный Закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, обновлению правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, уточнению правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, а также создание единообразия правового регулирования отношений в сфере защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Прежде всего, необходимо отметить принципиально новый подход к определению группы лиц в ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции». Правовая категория «группа лиц», применяемая в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, позволяет признавать деятельность участников бизнес-групп согласованной и рассматривать их как взаимосвязанную совокупность организаций в отношениях с третьими лицами.

С момента нормативного закрепления понятия «группа лиц» в российском антимонопольном законодательстве подходы к содержанию этого понятия постоянно эволюционировали и трансформировались. Если изначально физические лица могли входить в группу лиц только вместе с юридическими лицами, то сейчас физические лица (их ближайшие родственники — супруги, родители, дети, братья и сестры) также относятся к группе лиц.

Группа лиц выступает особым субъектом, действующим на товарном рынке. Деятельность группы лиц рассматривается наравне с деятельностью любого другого хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что законодательно оно приравнено к понятию «хозяйствующий субъект».

При соблюдении определенных форм контроля и связи между участниками группы лиц ее можно рассматривать как самостоятельный субъект рынка — совокупность юридических и физических лиц.

В рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как устойчивое формирование, способное вести скоординированную политику на определенном рынке. Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет большое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к одному из ее участников как к отдельному хозяйствующему субъекту, но и ко всем участникам группы лиц.

В антимонопольном законодательстве Российской Федерации суть понятия «группа лиц» не раскрывается. Оно включает исчерпывающий перечень условий, необходимых для отнесения тех или иных юридических и (или) физических лиц к группе лиц.

В литературе встречаются различные классификации критериев формирования группы лиц.

К.Ю. Тотьев разделяет круг отношений в рамках группы лиц на имущественные, организационно-договорные, организационно-управленческие и родственные отношения. В соответствии с данной классификацией имущественные отношения основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица. Договорные отношения внутри группы лиц возникают в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (лицами). Организационно-управленческие отношения затрагивают участие тех или иных лиц в органах управления юридических лиц (коллегиальном исполнительном органе, совете директоров)1.

По мнению А.Н. Варламовой, все взаимосвязи, при которых речь идет об аффилированных лицах, а значит, и о группе лиц, можно сгруппировать по следующим критериям:

  • по имущественным отношениям;
  • по родственным отношениям;
  • по взаимосвязи на основании договора;
  • по взаимоотношениям, возникшим в результате формирования управленческих органов2.

В Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» законодатель по-новому определяет понятие «группа лиц» в антимонопольном законодательстве.

В ст. 9 Закона о защите конкуренции названы условия, которые позволяют признать наличие группы лиц. Среди них можно выделить односложные, многосложные и единичные условия.

При односложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняется одно хозяйственное общество (товарищество).

При многосложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняются несколько хозяйственных обществ (товариществ).

Примером односложного условия является случай, когда физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Если же одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких хозяйственных обществах, это пример многосложного условия.

Единичными являются условия, которые не могут быть отнесены к односложным и многосложным условиям.

К односложным относятся следующие условия:

  1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеют в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
  2. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.
  3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.
  4. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.
  5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

К многосложным условиям относятся следующие случаи:

  1. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).
  2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо либо одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
  3. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ или заключенных с этими хозяйственными обществами договоров вправе давать этим хозяйственным обществам обязательные для исполнения указания.
  4. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического или одного и того же юридического лица.
  5. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

К единичным относятся следующие случаи:

  1. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.
  2. Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.
  3. Физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Рассмотрим пример 1.

Иностранное юридическое лицо А владеет 100% голосующих акций российского акционерного общества В. В свою очередь, иностранное юридическое лицо С является единственным участником юридического лица А и владеет 100% его акций. Компании А и С созданы не как хозяйственные общества или товарищества, а как компании или корпорации. Возникает вопрос: входят ли юридические лица А, В, С в одну группу лиц?

Контроль может осуществляться только в отношении хозяйственного общества или товарищества. Статья 66 Гражданского кодекса РФ дает исчерпывающий перечень форм хозяйственных обществ и товариществ. К ним относятся: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или с дополнительной тветственностью, а также полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Законодательством многих иностранных государств предусматривается создание юридических лиц не только в форме обществ или товариществ, но и в форме компаний или корпораций (например, в Англии и США).

Таким образом, компания А и общество В входят в одну группу лиц. Компания С, являясь единственным участником компании А, не входит в одну группу лиц ни с компанией А, ни с компанией В, поскольку не осуществляет контроль над хозяйственным обществом (товариществом). По старому Закону о конкуренции на товарных рынках все три юридических лица А,В, С входили бы в одну группу лиц. Это объясняется тем, что по старому Закону для отнесения юридических лиц к одной группе лиц не имела значения организационно-правовая форма лица, в отношении которого осуществляется контроль, важна была только величина участия в его уставном (складочном) капитале — более 50%.

Раньше понятие «группа лиц» было шире. Оно не ограничивалось правом распоряжения долями или акциями только хозяйственных обществ или товариществ. Контроль мог распространяться на любое юридическое лицо вне зависимости от того, является ли оно обществом, товариществом или компанией.

Закон о защите конкуренции также не предусматривает совместного контроля нескольких юридических и (или) физических лиц над хозяйственными обществами.

Пример 2. Юридические лица А и В являются оффшорными компаниями и на 100% принадлежат двум физическим лицам. Одно из физических лиц исполняет функции единоличного исполнительного органа в обществе, зарегистрированном в Российской Федерации и имеющем разветвленную группу лиц по новому законодательству. Однако компании А и В по 50% контролируют совместно несколько хозяйственных обществ. По Закону о конкуренции на товарных рынках все вышеперечисленные лица (юридические и физические) входили бы в одну группу лиц. Новый Закон о защите конкуренции не предус –
матривает возможности совместного распоряжения юридическими или физическими лицами акциями (долями) хозяйственных обществ.

Таким образом, в настоящее время в качестве группы лиц антимонопольный орган не вправе рассматривать хозяйственные общества, совместно контролируемые оффшорными компаниями А и В.

Существенный вопрос также касается совместного распоряжения близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) акциями (долями) хозяйственных обществ.

Некоторые юристы-теоретики считают, что в Законе о защите конкуренции необходимо расширить состав группы лиц за счет совместного контроля над хозяйственными обществами, осуществляемого несколькими юридическими и (или) физическими лицами.

Классификация отношений, возникающих внутри группы лиц, по способу установления связи между ее участниками в соответствии с Законом о защите конкуренции приведена в таблице 1.

Пример 1 показывает, что в соответствии с Законом о защите конкуренции не каждое иностранное лицо может входить в одну группу лиц с другими иностранными лицами. В данном случае Закон о защите конкуренции говорит о необходимости наличия двух условий:

  • контролируемое юридическое лицо должно быть определенной организационно-правовой формы (либо хозяйственным обществом, либо хозяйственным товариществом);
  • доля участия в его уставном (складочном) капитале должна превышать 50%.

Таблица 1. Критерии формирования группы лиц, приведенные в Законе о защите конкуренции.

Критерий формирования группы лиц

Распорядительный характер

1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в дическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

2. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).

Договорный характер

Лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора.

Управленческий характер

1. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.

2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

4. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания.

5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.

6. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

7. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

8. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению физического лица или юридического лица.

Родственный характер

Физическое лицо, его супруг(а), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Организационно-правовой характер

Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

Закон о защите конкуренции значительно расширил перечень отношений, имеющих управленческий характер, и сократил общее количество отношений внутри группы лиц. Это объясняется тем, что на практике профессионально-управленческие и распорядительно-управленческие связи не очень распространены и фактически не имеют влияния на отношения внутри группы лиц.

Эта схема таит в себе один существенный недостаток: невозможность совершения нескольких взаимосвязанных сделок с акциями (долями) внутри группы лиц в ограниченные сроки, поскольку после совершения первой из цепочки сделок меняется основание, по которому юридическое и физическое лицо признаются участниками группы лиц.

Закон о защите конкуренции предусматривает, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц. В частности, это касается запрета на употребление группой лиц доминирующего положения, недобросовестную конкуренцию. Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается группа лиц, а не отдельный ее участник.

Все вышеизложенное показывает, что Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

Закон о защите конкуренции позволяет совершать сделки внутри группы лиц без получения предварительного согласия антимонопольного органа при наличии в совокупности следующих условий:

  • сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  • перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в Федеральную антимонопольную службу в утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий. Форма предоставления группы лиц предусмотрена Приказом ФАС России от 20.11.2006 года;
  • перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в Федеральную антимонопольную службу перечнем таких лиц.

Конечно, данная норма позволяет без предварительного согласования с антимонопольным органом заключать сделки внутри группы лиц. Но это касается только сделок с имуществом, входящим в состав основных производственных средств.

1 Тотьев К.Ю. Конституционное право. М., 2003 г. , с. 209-210.

2 Варламова А.Н. Российское законодательство о понятии аффилированного лица // Право и экономика, 2006 г., №19-20, с. 65-66.

В журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 8 (51) за 2008 г. была опубликована статья Шмелевой Ю.В. «Понятие группы лиц в антимонопольном законодательстве Российской Федерации», текст которой представляет собой сокращенный вариант текста статьи Денисковой О. В. «Новая группа лиц в российском антимонопольном законодательстве» (журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», № 6 за 2007 г.) без ссылки на источник. Редакция журнала приносит свои извинения Денисковой О.В. за недобросовестного автора.

В антимонопольном законодательстве Российской Федерации суть понятия «группа лиц» не раскрывается. Оно включает исчерпывающий перечень условий, необходимых для отнесения тех или иных юридических и (или) физических лиц к группе лиц.

Ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» перечисляет совокупность признаков, определяющих группу лиц в конкурентном праве.

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо,

если такое физическое лицо или такое юридическое лицо:

    • имеет в силу своего участия либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале;
    • осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
    • на основании учредительных документов или заключенного договора вправе давать обязательные для исполнения указания;
    • если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган;
    • если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

3) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

4) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных выше признаку;

5) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

См. также: Шмелева Юлия Валерьевна. Понятие группы лиц в антимонопольном закондательстве Российской Федерации

Группа лиц выступает особым субъектом, действующим на товарном рынке. Деятельность группы лиц рассматривается наравне с деятельностью любого другого хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что законодательно оно приравнено к понятию «хозяйствующий субъект».

При соблюдении определенных форм контроля и связи между участниками группы лиц ее можно рассматривать как самостоятельный субъект рынка — совокупность юридических и физических лиц.

В рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как устойчивое формирование, способное вести скоординированную политику на определенном рынке. Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет большое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к одному из ее участников как к отдельному хозяйствующему субъекту, но и ко всем участникам группы лиц.

Аффилированные лица

Ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» дает легальное определение аффилированных лиц.

Аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

аффилированными лицами юридического лица являются:
    • член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
    • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
    • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
    • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
    • если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;
аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
    • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
    • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *