Идентификационный номер налогоплательщика учредителей

Идентификационный номер налогоплательщика учредителей

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации. Присваивается как юридическим, так и физическим лицам. Организациям присваивается с 1993 года, индивидуальным предпринимателям — с 1997 года, прочим физическим лицам — с 1999 года (с начала действия первой части Налогового кодекса Российской Федерации).

Виды

  • ИНН физического лица является последовательностью из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта Российской Федерации согласно ст. 65 Конституции, следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие шесть — номер налоговой записи налогоплательщика и последние две — так называемые «контрольные цифры» для проверки правильности записи.
  • ИНН индивидуального предпринимателя присваивается при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если данное лицо ранее его не имело. В ином случае используется имеющийся ИНН.
  • ИНН юридического лица является последовательностью из 10 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта Российской Федерации согласно 65 статье Конституции (или «99» для межрегиональной инспекции ФНС), следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие пять — номер налоговой записи налогоплательщика в территориальном разделе ЕГРН и последняя — контрольная цифра. ИНН вместе с КПП позволяют определить каждое обособленное подразделение юридического лица, поэтому часто оба этих кода отображаются и используются вместе, например, при указании платежных реквизитов организаций.
  • ИНН иностранного юридического лица c 1 января 2005 года всегда начинается с цифр «9909», следующие 5 цифр соответствуют Коду иностранной организации, последняя — контрольная цифра.

Получение

  • ИНН физического лица выдаётся в налоговой инспекции по месту жительства физического лица после предъявления паспорта, копии паспорта и подачи заявления. Выдача свидетельства (бланк формата А4, на котором указаны сведения о фамилии, имени, отчестве физического лица, его дате и месте рождения, а также сам ИНН) производится в течение не более пяти дней. Индивидуальным предпринимателям выдаётся с остальными документами. Получать ИНН можно также по доверенности, которая должна быть нотариально заверена.
  • Физическим лицам по их желанию на 18-й странице паспорта вместе с идентификационным номером плательщика указывается наименование налогового органа, его код и дата внесения записи.
  • ИНН юридического лица присваивается организации при её регистрации в налоговой инспекции, осуществляющей регистрацию юридических лиц.

Первые четыре цифры ИНН в совокупности всегда идентифицируют учреждение ФНС, представляя собой код из справочника СОУН (Справочник кодов обозначения налоговых органов для целей учёта налогоплательщиков).

Применение

В настоящее время ИНН от физического лица может требоваться при приёме на работу, однако его получение остаётся добровольным. Необходим только государственным служащим и индивидуальным предпринимателям, тем не менее, номер может быть присвоен без ведома лица при необходимости ведения налогового учёта в отношении данного лица.

Иностранный гражданин, въехавший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получивший разрешение на временное проживание, обязан представить копию свидетельства или уведомления о постановке на налоговый учёт в течение 12 месяцев с даты въезда в РФ.

Применяется в налоговом учёте вместо использования персональных данных практически во всех документах.

Бухгалтерская и налоговая отчётность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна содержать ИНН.

ИНН и церковь

В некоторых христианских церквях получение ИНН считается богопротивным и грешным. В то же время Элладская православная церковь в 1998 году и Русская православная церковь в 2001 году заявили о возможности использования ИНН для православных граждан. Тем не менее, имеются другие богословские суждения. Ярким примером служит так называемое Обращение епископа Диомида, в котором осуждается благословение духовной властью персональной идентификации граждан. В связи с этим государство пошло навстречу представителям различных церквей, вероисповедание которых не приемлет присвоение ИНН, и с 2001 года любой человек может написать заявление в налоговую инспекцию с просьбой об отказе от использования ИНН в документах.

Вычисление контрольных цифр

Для 10-значного ИНН, присваиваемого юридическому лицу, контрольной является последняя, десятая цифра. :

Для 12-значного ИНН, присваиваемого физическому лицу, контрольными являются последние две цифры:

Пояснение. Выражение означает остаток от деления на .

См. также

  • ОГРН
  • РНН

Примечания

  1. Бланк «Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации».
  2. При этом в Трудовом кодексе РФ такого требования не содержится — ТК РФ. Ст. 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
  3. Ст. 84 Налогового кодекса, также «Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учёт, снятии с учёта юридических и физических лиц», п. 2.2.4.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «ИНН»

  • Проверка задолженности по ИНН для физических лиц (рус.).
  • Сервис «Узнать свой ИНН». на сайте ФНС

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган (Е.И.О.) — лицо, единолично осуществляющее функции органа управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетное ее высшему органу управления и осуществляющего текущее руководство деятельностью соответствующей организации. Правовое регулирование образования и деятельности единоличного исполнительного органа общества осуществляется ГК РФ, федеральными законами об отдельных видах юридических лиц и другими правовыми актами РФ.
В российской практике наиболее употребительные названия для единоличного исполнительного органа — Генеральный директор, Президент, Директор, Председатель правления и др.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом и внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. В качестве единоличного исполнительного органа в обществе с ограниченной ответственностью может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда функции единоличного исполнительного органа по договору передаются управляющему, которым может быть юридическое лицо. Этот вариант часто употребляется в холдинговых компаниях для управления дочерними обществами. Часто одна компания может управлять несколькими дочерними обществами.
Единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.
В некоммерческих организациях единоличный исполнительный орган тоже осуществляет текущее, повседневное руководство организацией и подотчетен высшему органу управления (ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Конкретные полномочия единоличного исполнительного органа в некоммерческих организациях устанавливаются специальными законами об отдельных видах таких организаций и в учредительных документах.
Единоличный исполнительный орган обязан подготавливать и осуществлять решения общего собрания, оперативно решать конкретные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы.
Срок полномочий и деятельности единоличного исполнительного органа общее собрание участников общества определяет самостоятельно и отражает в Уставе общества. Наиболее частым представляется срок полномочий исполнительного органа в пределах от двух до трех лет.
Между обществом и единоличным исполнительным органом (генеральным директором) заключается трудовой договор.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
Понятие трудового договора определено в ст. 56, а требования к его содержанию — в ст. 57 ТК РФ. Указанный трудовой договор заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, т.е. является срочным. Поэтому при его заключении необходимо учитывать положения ст. 58, 59 ТК РФ. Особенности регулирования труда руководителя организации установлены ст. 273-280 ТК РФ.
Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по следующим основаниям:

  • в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора;
  • по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Полномочия единоличного исполнительного органа общества:

В Законе определены полномочия единоличного исполнительного органа общества (п. 3 ст. 40). Но перечень его полномочий изложен не как исчерпывающий, а как частично фиксированный, и позволяющий устанавливать объем полномочий такого органа с учетом задач и специфики деятельности конкретного общества.

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Функции единоличного исполнительного органа общества:

Деятельность единоличного исполнительного органа включает в себя представление интересов общества в государственных органах, в суде, в отношениях с партнерами, с кредитными и другими организациями, а также в подписываемых им платежных и иных исходящих от общества документах.
Единоличный исполнительный орган заключает договоры и совершает иные сделки, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества в пределах своей компетенции.
Единоличный исполнительный орган обеспечивает подготовку и представляет совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию участников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками, информирует о текущей финансовой и хозяйственной деятельности, организует выполнение решений общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета).
Он руководит персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики.
Одно из прав единоличного исполнительного органа — выдача им доверенностей на право представительства от имени общества. Это бывает необходимо в случае невозможности самому органу выполнить непосредственно те или иные полномочия ( см. ст. 182-189 ГК РФ.)

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа устанавливается:

  • уставом общества, где должны содержаться основные положения;
  • внутренними документами общества, которые можно назвать организационно-функциональными (например, положением о генеральном директоре, регламентом общего собрания участников общества, положением о совете директоров (наблюдательном совете), правилами принятия решений в обществе, в том числе единоличным исполнительным органом, положением о персонале общества, положением о порядке сбора, обработки и использования информации в обществе и др.);
  • договором между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа (трудовым договором).


Смена генерального директора общества в кротчайшие сроки
Как директору уволиться по собственному желанию
Как уволить генерального директора

Дата создания: 13.08.2017 23:08:56

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать все основные сведения об организации, которая претендует на заключение контракта. В некоторых случаях может вызвать трудности требование указать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки. При отсутствии таких сведений заявка на участие в закупочной процедуре отклоняется. В данной статье мы постараемся разобраться со всеми аспектами данного вопроса.

Чей ИНН должен быть указан в заявке

Согласно нормам статьи 66 44-ФЗ во второй части заявок на участие в электронном аукционе должен быть указан идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), а именно:

  1. Учредителей компании. В роли учредителя выступает юридическое или физическое лицо, которое выступило основателем организации. Решение о создании компании оформляется в письменном виде, заключается учредительный договор. После этого проводится регистрация юридического лица в налоговой и других инстанциях. Сведения об учредителе прописываются в выписке из ЕГРЮЛ. Там же указан и его ИНН.
  2. Членов коллегиального исполнительного органа компании. Согласно статье 70 закона «Об акционерных обществах» каждая такая организация должна утвердить для себя коллегиальный орган АО. Делается это на общем собрании всех акционеров. Порядок формирования исполнительного органа прописывается в Уставе организации. Число членов может быть различным в зависимости от численности сотрудников фирмы. Для компаний со штатом менее 50 работников, количество членов коллегиального органа не превышает 6 человек. Если штат более 300 сотрудников, то число членов от 8 до 9 человек. ИНН каждого из них должен быть приведен во второй части заявки.
  3. Лица, выполняющего обязанности единоличного исполнительного органа компании. Им является человек, который единолично руководит коммерческой организацией и отчитывается перед высшим органом управления. Чаще всего такое лицо в нашей стране называется директором, коммерческим директором, председателем правления, президентом и так далее.

Аналогичные требования устанавливаются и к открытым конкурсам. Отсутствие в заявке ИНН вышеперечисленных лиц является прямым основанием для отклонения.

Для чего необходимо

ИНН учредителей необходимы для того, чтобы заказчик мог безошибочно идентифицировать участника закупки, сведения о котором содержатся в реестре недобросовестных поставщиков. По мнению законодателей, такие меры помогут предотвратить создание новых юридических лиц для участия в государственных закупках.

Согласно части третьей статьи 104 44-ФЗ в РНП вносится информация о недобросовестном поставщике. Отображается ИНН компании, данные об учредителях, членах коллегиального органа и лицах, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа. Таким образом, имея сведения об ИНН указанных лиц, заказчик может определить, были ли ранее ими образованы компании, которые выступали недобросовестными поставщиками по государственным заказам.

Как правильно указать на ЭТП

В принципе, ИНН учредителей компании прописывается в ЕГРЮЛ. Этого должно быть вполне достаточно и повторно дублировать сведения необходимости нет. В обязанности заказчика входит детальное изучение всех документов, входящих в заявку участника.

Если необходимых сведений в официальных документах нет, следует составить сопроводительное письмо. Оно оформляется на официальном бланке организации. В тексте прописываются имена учредителей, членов коллегиального органа или лица, единолично исполняющего обязанности исполнительного органа, а также их ИНН. Лучше оформлять все сведения в виде таблицы. Это позволит избежать каких-либо претензий заказчика.

Многие поставщики прикладывают в составе второй части заявки полную анкету, составленную на официальном бланке организации. В нее заносятся все основные сведения, в том числе и ИНН учредителей. Такой вариант позволит избежать последующих возможных вопросов заказчика и облегчит работу специалистов по закупкам. Также некоторые торговые площадки (например РТС-тендер) просят указать эти данные в отдельном поле.

В законе нет прямого указания на то, что ИНН необходимо подтверждать официальными документами, полученными в налоговом органе. Вполне достаточно просто указать номер.

Судебная практика

В последнее время случаев отклонения заявки из-за отсутствия ИНН учредителей становится все больше. Мнение судей по вопросу правомерности таких действий заказчика разделились.

В апреле 2015 года апелляционный суд Санкт-Петербурга оставил в силе решение УФАС в пользу участника, чья заявка была отклонена за отсутствие в ней сведений об ИНН учредителей. Суд мотивировал это тем, что участник был аккредитован на электронной торговой площадке. Следовательно, им предоставлялись все необходимые сведения о компании, в том числе выписка ЕГРЮЛ, в которой содержится ИНН учредителя. Исходя из этого, суд посчитал, что заказчик не до конца изучил все документы, входящие в заявку и неправомерно не допустил участника.

В марте того же года Омский апелляционный суд вынес противоположное решение по аналогичному делу. Доводы потенциального поставщика о том, что сведения об ИНН содержатся в выписке из ЕГРЮЛ, были приняты неубедительными. По мнению судей, информация должна быть в обязательном порядке продублирована во второй части заявки.

Чтобы избежать спорных ситуаций участникам государственных закупок рекомендуется прикладывать ко второй части заявки отдельное письмо с полной расшифровкой всех учредителей и их ИНН. Если же заявка была отклонена, необходимо обращаться с жалобой в УФАС.

Государственные закупки сфера динамичная. Однако нововведения не всегда бывают подготовленными и качественно проработанными. Так произошло и в рассматриваемом случае.

Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; (далее – Закон № 44-ФЗ).

Пункт 1 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ указывает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, кроме всего прочего, должна содержать документы и информацию об идентификационном номере налогоплательщика:

  • учредителей участника аукциона;
  • членов коллегиального исполнительного органа участника аукциона;
  • лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.

Однако появился значительный рост отклонений по вторым частям заявок. Причины этого, на мой взгляд, различные: начиная с пробелов в подготовке специалистов, готовящих заявки, и заканчивая юридической формулировкой ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Идея, судя по логике законодателя, была разумной, но оказалась слишком сложной для понимания, и поэтому получилось «как всегда».

Предполагаю, что ИНН учредителей участника закупки, членов коллегиального исполнительного органа участника аукциона, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона необходимы для того, чтобы идентифицировать участника аукциона, который попал в реестр недобросовестных поставщиков и, соответственно, связать его с лицами, которые являлись собственниками и управленцами участника аукциона, а также для того, чтобы предотвратить попытки создавать новые юридические лица для участия в закупочных процедурах при попадании участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, в Реестр недобросовестных поставщиков также вносится информация: наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ. Аналогичные требования закреплены и в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. То есть речь идет только об ИНН юридических лиц, которые являются учредителями юридического лица.

Соответственно остается открытым вопрос, зачем указывать в заявке ИНН учредителя физического лица, если эти данные в Реестр недобросовестных поставщиков не попадают? В чем смысл данного требования закона? Формулировка «ИНН учредителей участника аукциона» также вызывает ряд вопросов и затруднений, особенно в части акционерных обществ. Так, согласно положениям Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» учредитель – это лицо, участвующее в создании компании. «Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение об его учреждении». В свою очередь, акционеры – владельцы акций общества могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции.

В ЕГРЮЛ по акционерным обществам указывается информация именно об учредителях общества, а не об акционерах. В полученной выписке из ЕГРЮЛ в графе «Сведения об образовании юридического лица» вы увидите информацию об учредителе Общества на момент внесения сведений об Обществе в ЕГРЮЛ. Соответственно, в дальнейшем учредителей могут сменить акционеры, которые маловероятно, что будут отражены в выписке из ЕГРЮЛ.

Соответственно, следуя букве закона, необходимо указать ИНН учредителей акционерного общества, которые на момент осуществления закупочных процедур и потом при внесении участника аукциона в Реестр недобросовестных поставщиков могут уже не иметь никакого отношения к данному обществу, но так как они указаны в выписке из ЕГРЮЛ и являются первоначальными учредителями общества, они попадут в Реестр. При этом в него не попадут акционеры, которые могут принимать решения в части общества при осуществлении участия в закупочных процедурах. Главное, не быть указанными в ЕГРЮЛ. Поэтому для ООО здесь больше проблем, так как в ЕГРЮЛ указаны все их учредители (участники).

То есть миноритарные учредители (участники) ООО, которые могут не оказывать влияние на принятие управленческих решений, повлекшие к включению Общества в Реестр недобросовестных поставщиков, будут указаны в нем. Это может существенно нарушить их права или права юридических лиц, в которых они состоят как учредители (участники). Однако, для применения Закона № 44-ФЗ это не имеет никакого значения.

Более того, некоторые участники закупок прикладывают ко второй части заявок выписки из реестра акционеров, которые подтверждают тех, кто является владельцем акций (конечно, это могут быть и номинальные держатели). Но, как Закон № 44-ФЗ, так и правоприменительная практика говорит о том, что нет необходимости это делать и указывать ИНН акционеров. Главное, указать учредителей.

Так «Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ содержит требование о содержании во второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика учредителей. При этом указания на то, что данные учредители должны быть в реестре акционеров участника закупки (для акционерных обществ) на момент подачи заявки в данной норме отсутствует.

Следовательно, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать ИНН учредителей вне зависимости от того, находится ли данный учредитель на момент подачи заявки в реестре акционеров участника закупки (для акционерных обществ) или нет» (решение УФАС России по Архангельской области от 21 марта 2014 г. по делу № 49оз-141).

Тут возникает тоже ряд сложностей. Например, как же найти учредителя акционерного общества, который создавал компанию в 1997 году? По паспортным данным сервис определения ИНН часто не находил сведений об ИНН, хотя у физических лиц он был.

Неясным остается и вопрос с тем, можно ли считать указанный в выписке из ЕГРЮЛ ИНН учредителя и лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа, либо все-таки должна быть отдельная графа, где указывается ИНН?

Обратимся к практике. Так, УФАС России по Тамбовской области посчитало, что если в выписке из ЕГРЮЛ, которая была представлена во второй части заявки содержаться сведения об ИНН лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона, то «у аукционной комиссии Заказчика не было законных оснований для признания заявки Заявителя, несоответствующей требованиям документации об аукционе, так как сведения об ИНН лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона, содержались во второй части заявки» (решение УФАС России по Тамбовской области от 15 апреля 2014 г. по делу № РЗ-61/142).

Если же ИНН отсутствует, что возможно только для физических лиц либо для иностранных юридических лиц, то возникает вопрос, достаточно ли просто декларировать отсутствие ИНН, и не повлечет ли это отклонение заявки. Как показала практика, в данном случае ФАС России встает на сторону участника аукциона или конкурса.

«Участник закупки ОАО «МТС» не мог указать в составе второй части заявки на участие в аукционе идентификационный номер налогоплательщика иностранного юридического лица ДЕ ТЕ МОБИЛЬ ТЕЛЕКОМ МОБИЛЬ НЕТ ГМХБ ввиду отсутствия у данного юридического лица такового идентификационного номера налогоплательщика.

При этом п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ не содержит требование о содержании во второй части заявки аналога ИНН учредителей (для иностранного лица).

Частью 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ закреплено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 указанной статьи, не допускается.

Следовательно, заявка участника закупки ОАО «МТС» не должна была быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в связи с не указанием идентификационного номера налогоплательщика учредителя – иностранного юридического лица ДЕ ТЕ МОБИЛЬ ТЕЛЕКОМ МОБИЛЬ НЕТ ГМХБ» (решение УФАС России по Архангельской области от 21 марта 2014 г. по делу № 49оз-14).

Зачастую проблемы возникают и при проверке Заказчиком указанных данных ИНН. Так как проверка часто сводится на сверку данных указанных в выписке из ЕГРЮЛ или данных из налоговой. При этом ИНН так же может разниться. Ярким примером может стать решение УФАС России по Омской области № 03-10.1/191-2014 по жалобе ОАО «Ростелеком»3.

Заказчик, руководствуясь данными из выписки ЕГРЮЛ, пришел к выводу: «В соответствии с п.1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, признать заявку на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, из-за наличия в документах во второй части заявки и документах, направленных оператором электронной площадки недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а именно: во второй части заявки указано наименование и ИНН учредителя: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), ИНН 77105424023, а в выписке из ЕГРЮЛ № 88156В/2014 от 17.04.20104 года указано: Министерство имущественных отношений РФ, ИНН 7710144747».

Однако, в ходе рассмотрения жалобы ОАО «Ростелеком» в Омском УФАС было установлено, что в графе «Сведения об учредителях акционерного общества – российских юридических лицах» ЕГРЮЛ содержится информация о наименовании учредителя Общества на момент внесения сведений об Обществе в ЕГРЮЛ. Государственный комитет России по управлению государственным имущественным был упразднен по состоянию на 9 сентября 2002 года, а его функции осуществляло Минимущества России, которое являлось его правопреемником.

На основании изложенного сведения в выписке из ЕГРЮЛ в отношении Общества в графе «Сведения об образовании юридического лица» являются корректными и отражают информацию об учредителе Общества на момент внесения сведений об Обществе в ЕГРЮЛ.

Поскольку заявка участника закупки рассматривается единой комиссией заказчика в целом, с учетом всех документов, представленных в ней, то при отсутствии письменных пояснений со ссылкой на правовые акты, подтверждающие позицию участника закупки в части указания наименования учредителя и ИНН учредителя ОАО «Ростелеком», отличного от наименования учредителя и ИНН учредителя, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, комиссия не могла прийти к выводу о достоверности представленных данных, а именно: ИНН учредителя участника закупки ОАО «Ростелеком».

В связи с указанными обстоятельствами, в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, как с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки, так и в форме отдельного документа заявитель указал учредителя Общества – Росимущество и соответственно прописал ИНН данного агентства.

Комиссия считает, что заявитель надлежащим образом исполнил требования п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и представил в составе второй части заявки сведения, предусмотренные законом».

Следовательно, если случится отклонение по второй части заявки, в связи с тем, что данные ИНН учредителя, указанные вами, и указанные в ЕГРЮЛ будут разниться то, вам «открыта дорога» в антимонопольную службу. Однако следует, отметить, что в указанном деле ОАО «Ростелеком указал ИНН и учредителя и его правопреемника, во избежание вопросов. Но, как показал опыт, вопросы все равно возникли.

Интересным в этом деле является еще и следующий вывод: «Более того, Комиссия считает, что на момент рассмотрения второй части заявки заявителя у единой комиссии заказчика не было надлежащих документальных доказательств предоставления в заявке ОАО «Ростелеком» недостоверных сведений, поскольку какую-либо проверку на предмет установления учредителя Общества единая комиссия не осуществляла. По мнению Комиссии, при возникновении у членов аукционной, конкурсной комиссии заказчика сомнений, которые могут возникнуть, в том числе после ознакомления с информацией, содержащейся в заявке заявителя или реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, необходимо документально установить или опровергнуть факт представления участниками закупки в заявках недостоверных сведений».

Считаю, что этот вывод следует взять на заметку, прежде всего сотрудникам заказчика, в части подготовки доказательственной базы в случае отклонения заявки на основании предоставления недостоверных данных (не предоставления ИНН).

При этом отметим, что многие заказчики сами не знают, как же им все-таки трактовать понятие «ИНН учредителя»: на что смотреть и как проверять.

То есть проблема с ИНН учредителя оказывается немного шире, чем просто неточная дефиниция. Так в эту проблему входят и другие трудности, например, реальная необходимость качественной подготовки сотрудников заказчика, а также отсутствие разъяснений как действовать сотрудникам заказчика в данном вопросе.

Надеемся, что в ближайшем будущем проблемные толкования и трата времени как участников закупок, так и самой антимонопольной службы в этом проблемном вопросе все-таки уменьшаться.

Документы по теме:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Контрактная система: квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись?
Уходящий год был насыщен законодательными изменениями. Часто изменения в разных сферах законодательства пересекаются и образуют сложные и даже противоречивые задачи правоприменения. Сегодня я рассмотрю один из примеров такой задачи на стыке изменений в сфере регулирования госзакупок и в сфере законодательства об электронной подписи.

Пауков Алексей,
Генеральный директор «ГАРАНТ Электронный Экспресс»

1 С текстом решения УФАС России по Архангельской области от 21 марта 2014 г. по делу № 49оз-14 можно ознакомиться на официальном сайте УФАС России по Архангельской области.
2 С текстом решения УФАС России по Тамбовской области от 15 апреля 2014 г. по делу № РЗ-61/14 можно ознакомиться на официальном сайте УФАС России по Тамбовской области.
3 С текстом решения УФАС России по Омской области от 20 мая 2014 года № № 03-10.1/191-2014 можно ознакомиться на официальном сайте УФАС России по Омской области.

Приветствую Вас, уважаемые друзья! Несколько слов о том, почему я решил написать данную статью. Как Вы уже знаете, вступивший в силу 44-ФЗ, принес в нашу с вами жизнь массу сюрпризов. И одним из них стало, казалось бы, довольно «безобидным» требование к участникам заказа — предоставление наряду с другими сведениями идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

Данное требование прямо установлено для участия в открытом конкурсе (пункт 1 части 2 статьи 51), в электронном аукционе (пункт 1 части 5 статьи 66), и в запросе котировок (пункт 4 части 3 статьи 73).

Отсутствие этих данных (ИНН) в заявке участника является причиной отклонения такой заявки.

В случае же внесения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в него, т.е. в реестр, согласно пункта 2 части 3 статьи 104, также вносится следующая информация: наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 статьи 104, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 статьи 104.

Однако, как показала практика данное требование, установленное 44-ФЗ, вызвало массу вопросов и затруднений в понимании, как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков. Тем более что участились случаи отклонения заявок участников по причине отсутствия ИННов учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

Как вы знаете, согласно пункта 4 статьи 3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако Налоговый кодекс РФ ст.ст. 83, 84 НЕ ОБЯЗЫВАЕТ физических лиц получать ИНН.

Постановка на учет физических лиц, не являющихся ИП, но уплачивающих налоги, например, налог на имущество или землю, осуществляется налоговой инспекцией «заочно» на основании информации, представленной Загсом, ГИБДД, паспортно-визовой службой, регистрационной палатой и другими органами, перечисленными в статье 85 НК РФ. У этих граждан нет обязанности, в отличие от ИП, получать свидетельство ИНН, они могут получить его только по своему желанию.

Но есть люди, которые, не являясь ИП, должны получить данное свидетельство, в силу своих профессиональных обязанностей. Это государственные служащие, руководители предприятий, главные бухгалтера и ряд других категорий работников.

Теперь несколько слов о выписке из ЕГРЮЛ. В данной выписке должны содержаться сведения об учредителях (участниках) юридического лица (Постановление № 438 от 19.06.2002 г). Обратите внимание на п.п. «л» п. 1 приложения 2 данного Постановления, в котором указано что в ЕГРЮЛ должны быть также указаны сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, ИНН (ПРИ НАЛИЧИИ)). Т.е. из этого следует, что ИНН может быть, а может и не быть.

Идем далее…

Все выписки из ЕГРЮЛ организаций, с которыми мне посчастливилось работать, и которые прошли лично через мои руки имели соответствующий раздел «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица – физических лицах». В данном разделе были указаны ФИО участников, ИНН и сведения о доле в уставном капитале. Однако в некоторых выписках такие сведения об учредителях и вовсе отсутствуют.

А формулировка в выписке из ЕГРЮЛ «Учредители (участники) юридического лица» не позволяет сразу понять, кто из указанных участников является учредителем. Также на практике можно столкнуться и с такой ситуацией, когда в составе участников общества на момент участия в закупке нет ни одного учредителя, например, учредитель вышел из состава участников и т.д.

В связи с этим возникает вопрос, как эти сведения представить Заказчику и в каком виде?

Если требуемые ИНН указаны в выписке ЕГРЮЛ, то было бы логично их повторно не указывать, однако если заказчиком предусмотрена определенная форма с соответствующей графой, то необходимо эти сведения продублировать и в форме.

А если этой формы нет?

В данном случае можно сделать свою собственную произвольную форму с указанием требуемых сведений. Например, Форма «Сведения об ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки согласно требований п.1 ч.2 ст. 51 44-ФЗ».

А как быть в том случае, если сведений об ИНН в выписке ЕГРЮЛ нет?

Если данные об учредителях и их ИНН есть, но они отсутствуют в выписке, то также предоставляете эти данные в произвольной форме, как было описано выше. Однако возникает встречный вопрос: как Заказчик будет проверять достоверность этих сведений?

А если ИНН нет, то как быть?

Будет ли для заказчика достаточным обычного декларирования, что ИНН отсутствует по такой-то причине и что его наличие для определенных лиц не является обязательным? Думаю, что в данном случае все будет зависеть от конкретно взятого Заказчика.

Если же ИНН нет, а заявку отклонили, то не будет ли это являться ограничением конкуренции?

Пока судебной практики и официальных разъяснений ФАС по данному вопросу нет, остается лишь гадать, в каких случаях заявку при отсутствии ИНН считать соответствующей требованиям, а в каких нет? Действительно такая проблема в настоящий момент существует, и она требует официальных разъяснений.

P.S.: А что Вы думаете по данному поводу? Если у Вас есть свое мнение на этот счет или же вы наткнетесь на какой-либо официальный документ, касательно данного вопроса, то обязательно поделитесь своими комментариями ниже к данной статье. Буду Вам признателен.

P.S.S: Ах да, чуть не забыл… Может кому-нибудь пригодится. Вот ссылка на сайт «Госуслуги», где при наличии паспортных данных можно узнать ИНН человека — http://www.gosuslugi.ru/pgu/fns/findInn

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *