Имеют ли граждане право законодательной инициативы?

Имеют ли граждане право законодательной инициативы?

Право законодательной инициативы– это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее:

1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта;

2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта);

5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы.

Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ:

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации и его члены;

3) депутаты Государственной Думы РФ;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

6) Конституционный Суд РФ;

7) Верховный Суд РФ;

8) Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

Павел Владимирович, приняты поправки в Конституцию, проделана большая работа, что дальше?

Павел Крашенинников: Нормы обновленной Конституции начинают действовать сразу после обнародования. Например, нормы, связанные с индексацией пенсий, порядком назначения правительства, с приоритетом Конституции над любыми актами, в том числе международными. При этом ряд положений потребует развития в действующем законодательстве.

Сейчас готовится план законопроектной работы, согласно которому необходимо будет принять около 100 федеральных и федеральных конституционных законов во исполнение Конституции. Это очень много. Кроме того, регионы должны посмотреть свои законодательные акты — от конституций и уставов до отдельных актов субъектов Российской Федерации.

Можно ли рассказать про дальнейшую судьбу Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию?

Павел Крашенинников: Главная цель поправок — обеспечить устойчивое развитие общества, достойную жизнь граждан и повышение эффективности государства.

Рабочая группа провела серьезную системную работу над проектами поправок, над теми предложениями, которые поступали к нам со всей страны. Дискуссии шли буквально над каждым словом, каждой буквой, каждой запятой. Задача стояла сложнейшая — ответить на вызовы времени, сегодняшнего дня, гарантировать незыблемость принципиальных ценностей нашего общества и заложить основу для дальнейшего устойчивого развития страны. При этом не забыть, не упустить ни одного поступившего в группу предложения.

Состав Рабочей группы адекватно отразил срез нашего общества. Она стала эффективной «площадкой» взаимодействия между органами власти различных уровней и институтами гражданского общества, гражданами. Настроены каналы обратной связи с населением. Это очень ценный опыт. И будет полезно использовать его в процессе претворения в жизнь тех новых задач и целей, которые ставит перед нами обновленная Конституция.

В соответствии с решением президента Рабочая группа продолжит свою деятельность в качестве группы по мониторингу реализации изменений в Конституцию РФ. Она займется мониторингом практической реализации конституционных изменений и координацией законодательного процесса по приведению российского законодательства в соответствие с Конституцией, обсуждением соответствующих предложений.

И здесь важно, что при подготовке поправок Рабочая группа провела большую работу по общественному и юридическому анализу, по обобщению поступавших предложений. Многие из них могут быть использованы в текущем законодательстве и в деятельности органов власти.

В какие именно законы потребуется внести поправки?

Павел Крашенинников: Уже сейчас можно сказать, что законодательные изменения затронут следующие сферы.

Социальная. Это касается социальных гарантий, пенсий, пособий; поддержки и защиты института семьи; вопросов образования, воспитания и т.д.

Наука и культура. Необходимо будет принять новый закон о культуре. Тот, который действует сейчас, принимался очень давно — еще до 1993 года, то есть до принятия Конституции Российской Федерации. И конечно, его нормы устарели и требуют обновления.

Здравоохранение. Здесь необходима кардинальная перестройка системы здравоохранения, ее обновление, нужно менять многие нормы на всех уровнях — от федерального до муниципального.

Организация единой системы публичной власти, вопросы государственной и муниципальной службы, законодательство о выборах. Чтобы заработал новый принцип единства публичной власти нужно сформировать механизм взаимодействия всех уровней власти для наиболее эффективного решения общегосударственных задач на соответствующих территориях.

Вопросы обороны и безопасности; неприкосновенность территорий РФ.

Развитие предпринимательства и частной инициативы; поддержка некоммерческих организаций и развитие институтов гражданского общества.

В Основной Закон внесено положение, что брак это союз мужчины и женщины. Потребуется ли менять Семейный кодекс?

Павел Крашенинников: О браке как добровольном союзе мужчины и женщины сейчас говорится в ст. 1 Семейного кодекса. Вносить дополнительные изменения в семейное законодательство по этому поводу не нужно. Вместе с тем эти нормы, вынесенные на конституционный уровень, становятся незыблемыми.

Потребуется ли менять законы об опеке, процедуру изъятия детей из семьи?

Павел Крашенинников: В главе 2 Конституции, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина, четко закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38). Поправками к другим главам Конституции сделан большой акцент на обеспечение дополнительных мер по защите и поддержке института семьи, материнства, отцовства и детства; защите традиционных семейных ценностей. Причем отдельно упоминается о создании условий для достойного воспитания детей в семье. Все это — неизменные ценности цивилизованного общества, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, а потому нуждаются в особой защите государства. В развитие этих положений будут приниматься законы и подзаконные акты.

И, конечно, нам надо будет смотреть Семейный кодекс и закон об опеке и попечительстве — в части полномочий органов опеки, чтобы минимизировать вмешательство государства или муниципалитета в семейную сферу. Убежден, что вопросы изъятия детей из семьи должны находиться исключительно в компетенции суда, а не органов опеки и попечительства. Это должны быть исключительные меры — если происходят какие-то преступления, насилие и т.д.

Тогда это нужно решать с помощью правоохранительной системы и с помощью суда, а не в административном порядке, как предусмотрено сейчас. Необходимо сделать все для защиты семьи.

Введена индексация пенсий. Когда именно они будут проиндексированы?

Павел Крашенинников: Конституция закладывает фундамент, который развивается уже на уровне законов. Закрепленные в Конституции принципы пенсионного обеспечения — принцип всеобщности, справедливости, солидарности поколений, — служат четким ориентиром и должны конкретизироваться в отраслевом пенсионном законодательстве. Новая норма о том, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год, позволит гражданам быть уверенными, что ни при каких кризисах или сложных ситуациях государство не сможет от нее отступить, и «заморозить» индексацию до лучших времен. Эти нормы непосредственно действующие и уже вступили в силу — и для граждан, и для власти. В том числе их необходимо учитывать в бюджете.

В соответствии с решением президента Рабочая группа продолжит свою деятельность в качестве группы по мониторингу реализации изменений в Конституцию РФ

Будет ли введено наказание за разговоры, например, отдать Курилы? Какое?

Павел Крашенинников: Норма о запрете отчуждения российских территорий, а также о запрете призывов к таким действиям — прямого действия. Так что разговоры, а тем более переговоры на эту тему теперь вне закона.

В Уголовном кодексе с 2013 года уже предусмотрена статья 280.1, которая устанавливает санкции за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Санкции установлены в виде штрафа от 100 до 300 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до четырех лет.

По моему мнению, подобные призывы, а тем более действия равносильны экстремизму. Так что будем смотреть, какие потребуются корректировки уголовных норм и норм Кодекса об административных правонарушениях.

Какие поправки в закон о здравоохранении, как оно изменится?

Павел Крашенинников: В период пандемии стало очевидно, что систему здравоохранения нужно перестраивать коренным образом. Мы убедились, как важны принципы обеспечения доступной и качественной медицинской помощи.

Поправками эта задача отнесена к совместному ведению РФ и субъектов РФ. А органы местного самоуправления, являясь наиболее приближенным к населению уровнем публичной власти, в пределах своей компетенции должны обеспечить доступность медицинской помощи. И здесь будет также работать новый конституционный принцип единства системы публичной власти — взаимодействие федеральной власти, регионов и муниципалитетов в целях наиболее эффективного решения задач в интересах населения. Скоординированные действия органов власти всех уровней для обеспечения защиты прав граждан.

Обкатку этого принципа мы хорошо увидели в период пандемии. Именно благодаря слаженной работе всех уровней власти нам удалось достойно принять вызов, поставленный перед нашей страной новым вирусом.

Кроме того, поправками отнесены к вопросам совместного ведения Федерации и регионов такие важные вопросы, как создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Здоровье нации — в числе важнейших задач государства, тем более в нынешних условиях.

Введено ответственное отношение к животным. На охоту и рыбалку больше не пойдем?

Павел Крашенинников: Правила охоты и рыбалки сохраняются. Если кто-то желает порыбачить или поохотиться, есть соответствующие рамки, которые должны соблюдаться. Способы охоты и рыбалки должны быть цивилизованными, чтобы это не переходило в какие-то ужасающие формы.

У нас действует закон об ответственном обращении с животными, есть нормы в Гражданском кодексе, в Уголовном кодексе и в Кодексе об административных правонарушениях. Если человек издевается над животными, конечно, он должен быть наказан.

Ответственное отношение к животным означает то, что животные должны быть защищены от жестокого обращения. Так что новые нормы — не столько о животных, сколько о нас, взрослых гражданах и подрастающем поколении, о нашем отношении к животным и к природе, основанном на принципах гуманности.

Считаю, что хорошо, когда у детей есть возможность общаться с животными, когда дети воспитываются в атмосфере заботы и бережного отношения к живым существам. Поэтому, на мой взгляд, это поправка также очень важна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *