Имеют ли право обыскивать в магазине?

Имеют ли право обыскивать в магазине?

Прокуратура разъясняет: «Правомерны ли действия охранников магазина, требующих показать содержимое сумки гражданина»
Posted on25.06.201924.06.2019CategoriesНовости
4 комментария
Согласно ч. 1 ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, к числу которых сотрудники охраны не относятся.
Деятельность охранников регулируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон РФ «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно указанному Закону, личный досмотр граждан и досмотр их вещей охранник производить не вправе. Кроме того личный досмотр и досмотр вещей граждан противоречит ст. 55 Конституции, устанавливающей право на свободу и личную неприкосновенность.
Также частные охранники не осуществляют публичные функции, в связи с чем не вправе подменять собой правоохранительные органы и проводить досмотр, даже если гражданин подозревается в совершении противоправного действия.
Согласно абзацу 6 ст. 12 Закона РФ «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации», лицо, посягнувшее на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в полицию.
Уважаемые коллеги, хотелось бы высказать свое мнение по существу данного разъяснения прокуратуры. Содержание разъяснения не соответствует формулировке поставленного вопроса. Суть поставленного вопроса – вправе ли охранник магазина требовать показать содержимое сумки гражданина, а ответ – вправе ли охранник осуществлять досмотр. Как известно, осмотр содержимого сумки и досмотр суть разные вещи. То, что охранник не вправе осуществлять досмотр очевидно и не требует разъяснения. А вот разъяснение по поводу того, вправе ли охранник требовать у посетителя показать содержимое сумки действительно требует разъяснения и системного толкования законодательства. Согласно пункту 3 части 1 статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» охранник при осуществлении пропускного и внутриобъектового режима вправе производить осмотр вносимого и выносимого имущества. При этом законодатель не раскрывает правовую природу этого действия и правовые последствия отказа владельца имущества от предъявления имущества (в данном случае сумки) для осмотра. Учитывая, что указанные термины отличаются всего лишь одной буквой, то на практике нередко полагают, что досмотр и осмотр это одно и то же. Поэтому попытаюсь пояснить, в чем разница между двумя этими действиями.
В законодательстве, юридической литературе и в быту нередко одним и тем же термином обозначаются действия различные по своей правовой природе, целям, задачам, назначению и порядку осуществления. Это зачастую приводит на практике к непониманию того, о чем в данном конкретном случае идет речь, применению норм права к действиям, на которые они не распространяются, либо, наоборот, совершаются действия без соблюдения порядка, установленного соответствующим законодательством. Иногда фактическое осуществление таких действий настолько внешне похоже, что без тщательного анализа различить их довольно сложно. К числу таких действий относится досмотр, производимый субъектами охранной деятельности и субъектами обеспечения транспортной безопасности, а также осмотр, осуществляемый частными охранниками на основании статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности». Поэтому целью данного комментария является определение четких критериев для разграничения указанных действий, что позволит устранить на практике ряд недоразумений и будет способствовать единообразию в применении законодательства в этой части.
Прежде всего, следует различать административный досмотр (личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства), от досмотра, производимого в соответствии с законодательством в области транспортной безопасности (досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр). Основные отличия состоят в следующем.
1. Административный досмотр и досмотр, предусмотренный законодательством в области обеспечения транспортной безопасности, представляют собой два отдельных, самостоятельных вида досмотра, обозначаемых одним и тем же термином.
Согласно статьям 27.1, 27.7, 27.9 Кодекса об административных правонарушениях административный досмотр является одной из мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях и заключается в обследовании вещей, транспортных средств без нарушения их конструктивной целостности.
Досмотр, предусмотренный Федеральным законом «О транспортной безопасности» (ст. 12.2), никакого отношения к административному досмотру не имеет и заключается в обследовании физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц и осуществляется для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.
2. Административный досмотр регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях, досмотр, проводимый на транспорте — законодательством в области транспортной безопасности.
3. Административный досмотр производится в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, досмотр на транспорте осуществляется в целях обеспечения транспортной безопасности.
4. Административный досмотр производится должностными лицами государственных органов, указанных в статье 27.3 КоАП, а также старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом ведомственной охраны при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ею объектам или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
В соответствии с частью 9 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности» досмотр на транспорте проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, куда, как представляется, необоснованно включена и ведомственная охрана. Вследствие этого является нелогичным и противоречащим ФЗ «О ведомственной охране» предоставление работникам ведомственной охраны права на производство указанного досмотра. Статья 11 ФЗ «О ведомственной охране» (Права работников ведомственной охраны) не предоставляет им такого права. Согласно статье 27.3 КоАП они вправе производить лишь административный досмотр. Поэтому получить право на осуществление досмотра, предусмотренного статьей 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности», они могут лишь в случае внесения соответствующего дополнения в статью 11 ФЗ «О ведомственной охране».
Организация досмотра на транспорте возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лица, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующих их на ином законном основании) и (или) перевозчиков (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, принявших на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Правила проведения указанного досмотра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

5. Административный досмотр существенно отличается от досмотра на транспорте и порядком проведения. Он носит принудительный характер и вследствие этого согласия лица на досмотр не требуется. Производство административного досмотра требует наличия понятых и составления протокола, копия которого вручается лицу, подвергнутому досмотру.
Досмотр на транспорте носит добровольный характер и поэтому производится с согласия лица. В соответствии с частями 11 и 12 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Кроме того, отказ пассажира от досмотра является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке. При осуществлении досмотра на транспорте не требуется наличия понятых и составления какого-либо протокола.
В случае идентификации в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией.
Правовой режим, установленный для досмотра на транспорте, распространяется и на предполетный и послеполетный досмотр, предусмотренный статьей 85 Воздушного кодекса и осуществляемый уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел. По существу он представляет собой частный случай досмотра на транспорте.
От административного досмотра и досмотра на транспорте следует отличать производимый частными охранниками в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» осмотр транспортных средств и имущества. Несмотря на то, что совершаемые при этом действия имеют внешнее сходство, по существу они имеют различную природу и их также не следует смешивать.
Осмотр, осуществляемый частным охранником, производится в целях недопущения неправомерного ввоза и вывоза, вноса и выноса имущества на охраняемый объект или с охраняемого объекта. По существу указанный осмотр является одной из мер, направленных на защиту права собственности заказчика. Такое право предоставлено охраннику только при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке грузов, денежных средств и иного имущества. Осмотр производится на добровольной основе. В случае несогласия лица предъявить для осмотра вносимое, ввозимое или выносимое, вывозимое имущество охранник соответственно не впускает на объект таких лиц или, наоборот, не выпускает их с объекта и сообщает об этом незамедлительно в орган внутренних дел для принятия мер в соответствии с их компетенцией (производят административный досмотр).
Учитывая, что право охраннику на осмотр предоставлено при осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов, возникает вопрос, а вправе ли владелец магазина устанавливать пропускной и внутриобъектовый режимы и соответственно заключить договор на оказание такой услуги. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений по данному вопросу. Однако, если проанализировать содержание Федерального закона «О правах потребителей», то получается, что в магазинах и других аналогичных местах пропускной режим не может быть установлен. В указанных местах владелец может заключить договор лишь на охрану имущества, а в том случае законодательство в сфере охраны не наделяет охранника правом производства осмотра вносимого выносимого имущества.
При производстве охранником осмотра, как и при досмотре на транспорте, не требуются понятые и не нужно составлять какой-либо процессуальный документ (акт, протокол).
В связи с внесением изменений в часть 6 статьи 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности», в соответствии с которыми частным охранным организациям предоставлено право оказывать охранные услуги в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, возникает вопрос, получили ли они вследствие этого право на досмотр, предусмотренный частью 9 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности».
Представляется, что таким правом они не обладают, поскольку досмотр на транспорте проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, к числу которых указанная статья не относит частные охранные организации. Более того, такое право им и не нужно. В случае заключения договора с субъектом транспортной инфраструктуры на охрану объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов они вправе осуществлять осмотр транспортных средств и имущества, который по своей сути мало чем отличается от досмотра, производимого работниками подразделений транспортной безопасности.
ВЫВОДЫ:
1. Административный досмотр, досмотр на транспорте и осмотр, производимый частным охранником, различные по своему характеру и правовому регулированию действия.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 27.3 КоАП из числа субъектов, входящих в подразделение транспортной безопасности, правом производства административного досмотра наделено только старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам, либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
Однако, как об этом свидетельствует практика, ведомственная охрана по существу не реализуют предоставленное ей право на административный досмотр, а фактически осуществляют осмотр. Более того, она и не может реализовать это право практически, поскольку административный досмотр требует наличия понятых, составление в каждом случае проведения досмотра (независимо от его результатов) составление протокола досмотра. Чтобы выполнить данное требование закона ведомственная охрана, например, при осуществлении пропускного режима должна иметь штатных понятых, при этом старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо должно постоянно находиться в помещении, где непосредственно производится личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и составлять соответствующие протоколы досмотра, выдавать их копии досматриваемым лицам. Поэтому фактически ведомственная охрана осуществляет не досмотр, а осмотр вносимого, выносимого имущества и осмотр транспортных средств, который ничем не отличается от осмотра, производимого частными охранниками в соответствии со статьей 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» с той лишь разницей, что Федеральный закон «О ведомственной охране» им такого права не предоставляет.
3. Досмотр, производимый в целях обеспечения транспортной безопасности, не относится к административному досмотру и регулируется законодательством в области транспортной безопасности. Он проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.
4. Частные охранники не наделены правом на осуществление как административного досмотра, так и досмотра, проводимого в целях обеспечения транспортной безопасности. При оказании охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства они вправе осуществлять осмотр транспортных средств и имущества на основании статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

Сейчас в России более полутора миллиона охранников только официально трудоустроено. Наверное у нас менталитет такой – все должны охранять что-либо друг от друга. Ведь кругом враги, а молодой человек (впрочем, не всегда молодой) с зачастую отсутствующим взглядом и выражением лица, на котором буквально читается «я здесь власть!” – настоящая панацея от не только от воров и хулиганов, но и международной преступности, а может даже и космических захватчиков. Ладно, хватит иронии. В России почти на 150 человек приходится 1 охранник, поэтому важно знать на что имеет право охранник магазина или супермаркета, а что делать ему категорически запрещено.

Чем регламентируются права и обязанности охранника магазина

Есть чудесный закон, который здорово расписывает на что имеет, а на что не имеет права охранник магазина или супермаркета при осуществлении своей деятельности – закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”. Раздел 3 полностью посвящен частной охранной деятельности, под которую подпадает деятельность охранников в магазинах и супермаркетах. Раздел 5 регламентирует порядок применения физической силы, а раздел 7 содержит информацию о контроле за деятельностью частных охранных предприятий, под эгидой которых работают охранники.

На что имеет право охранник в магазине?

Охранник может сослаться на ст. 12.1 рассматриваемого закона, где написано, что охранник вправе требовать от граждан соблюдения внутреобъектных требований, которые устанавливаются клиентом или заказчиком, например, ходить строго на голове. Но в той же статье есть важная оговорка – требования не должны противоречить действующему законодательству РФ.

Принудить вас сдать вещи в камеру хранения охранник тоже не может. Как и заставить вас упаковать вещи в специальный пакет или поставить на них пломбу. Вы можете смело отказаться, ссылаясь на рассматриваемый закон.

Охранник не может вас запретить снимать товар в магазине на фото или видео. Вопрос о том, где прописано, что товар нельзя фотографировать не поставит охранника в тупик, он сошлется на внутренние правила магазина. А вот тот момент, что такие правила в такой редакции нарушают не только гражданский кодекс, но и Конституцию, точно поставит охранника в тупик. Если с вами спорят – попросите найти такую норму в законодательстве. Вот только вас задерживать в момент поиска охранник права не имеет.

Вы даже можете снимать самого охранника. Но в том случае, если его действия направлены на вас или окружающих. И сослаться в данном случае нужно на то, что действия охранника неправомерны, а съемка, которую вы ведете, нужна для того, чтобы были доказательства неправомерности действий. Если охранник просто стоит, а вы его снимаете, то его претензии будут вполне обоснованы.

Это однозначно ставит охранника в жесткие поведенческие рамки. Из этого следует, что самое главное право охранника в плане осуществления своих функций в магазине или супермаркете – наблюдать и осуществлять задержание лиц, совершивших правонарушение. И это не значит, что можно бить человека головой об пол, пока он не потеряет возможность к двигательной активности. Это значит, что охранник должен вызвать сотрудников полиции и препятствовать выходу потенциального нарушителя закона за пределы магазина. И на то у него должны быть веские причины, потому что в противном случае можно использовать правовые методы привлечения излишне мнительного охранника к ответственности. Вплоть до денежной компенсации за ваши моральные страдания, вызванные удерживанием вас в магазине против вашей воли.

Имеет ли право охранник в магазине вас досматривать?

Досматривать вас охранник права не имеет! Даже если у него есть прямые доказательства того, что вы что-то украли или сломали. Он обязан вас задержать до прибытия полиции, которые могут вас досмотреть, но со строгим соблюдением законов.

Имеет ли право сотрудник охраны магазина применять физическую силу?

Да, имеет. Ст. 16 рассматриваемого закона прямо указывает на это, но есть целый ряд условий и нюансов, которые охранник должен соблюсти, чтобы не его действия остались в рамках правового поля.

Во-первых, охранник обязан использовать физическую силу строго в тех случаях, когда у него есть на то основания. В нашем случае это может быть только пресечение правонарушений и принуждение лица, его совершившего, оставаться в пределах магазина до момента передачи сотрудникам полиции.

Во-вторых, есть четкий порядок действий при применении физической силы – предупредить о ее применении, минимизировать наносимый вред, оказать первую помощь. Охранник обязан соизмерить оказываемое сопротивление с тем объемом действий, которые он осуществляет. Конкретно размахивать кулаками налево-направо он не может ни при каких обстоятельствах, а вот скрутить буйного гражданина и принудить дождаться приезда полиции – вполне.

Куда жаловаться на неправомерные действия охранников в магазине?

Вариант первый – руководству частного охранного предприятия. Пишется претензия, на которую они обязаны ответить в установленный законом срок.

Второй – полиция. За деятельностью ЧОПов осуществляет контроль лицензионно-разрешительный отдел полиции (ст. 20 рассматриваемого закона).

Третий – прокуратура.

Четвертый – суд.

Кстати, статья 203 УК РФ содержит норму, согласно которой существенное нарушение прав сотрудниками ЧОПов влечет для них уголовную ответственность. Если нарушение было связано с применением физической силы или специальных средств, то пределы санкций за нарушение этой нормы увеличиваются многократно.

Здравствуйте.

Охранники не вправе досматривать личные вещи (на основании ст. 12 ЗАКОНа РФ «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)

Охранник может производить досмотр только с разрешения задержанного, в противном случае, охранник должен вызвать сотрудников полиции, которые могут досмотреть вещи задержанного, с обязательным составлением протокола досмотра и в присутствии не менее двух понятых.

Вы можете написать в книгу жалоб маркета отрицательный отзыв о ненадлежащем обслуживании в магазине, о превышении полномочий охранников и принудительном досмотре личных вещей, кроме того вы вправе обратиться с жалобой на действия охранников магазина в прокуратуру.

Уголовным кодексом РФ (ст. 203 УК РФ) предусмотрена наказание за превышение полномочий работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей

Совершение работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Имеет ли право охранник магазина проверять cумку

Многие магазины сейчас работают по принципу «сaмообслуживания», когда клиенты могут свободно выбирать товары на полках и покупать то, что им понравилось.

Но на самом деле такая свобода достаточно условна: посетители торгового зала окружены видеокамерами, а также охранниками, которые приcтально следят за каждым шагом.

У особо усердных охранников под подозрение попадает буквально каждый человек, который зашел в магазин, поэтому поход за покупками может обернуться серьезным конфликтом.

Конечнo, каждый растеряется, когда неoжиданно к нему подходит серьезный человек в форме и требует предъявить личные вещи для досмотра: даже если ничего противозаконного не делал, все равно чувствуешь себя виноватым.

Но на самом деле, нас сбивает с толку неправильный стереотип мышления: раз человек в форме – это еще не значит, что он прaв во всем.

Предлагаю разобраться в том, какие полномочия есть у охранника магазина по закону и вправе ли он проверять наши личные вещи.

По Закону о частной детективной и охранной деятельности услуги по oхране имущества объектов, а также жизни и здоровья граждан вправе оказывать только частные охранники или частные охранные организации, которые должны обладать соответствующей лицензией.

При этом частные охранники не приравниваются к сотрудникам полиции по своему стaтусу – это значит, что круг их полномочий ограничен исключительно обязанностями по охране, которые регулируются упомянутым законом.

В части осмотра имущества закон предусмaтривает лишь один случай, когда охранник может его проводить: если он в рамках договора обеспечивает пропускной режим входа в охраняемый объект.

Разумеется, к магазинам это не относится. Поэтому если у охранника возникли подозрения относительно покупателя, он должен:

-во-первых, представиться и предъявить свою личную карточку охранника,

-во-вторых, вежливо изложить суть своих претензий и предложить посетителю показать содержимое его личных вещей,

-в-третьих, если посетитель отказывается предъявлять вещи к осмотру, охранник не имеет права применять меры принуждения, в т.ч. задерживать его до приезда полиции.

Он может только вызвать полицию и не упускать из виду посетителя, не ограничивая при этом свободу его передвижения.

Тoлько с согласия посетителя и в его присутствии охранник может осмотреть сoдержимое его сумки, не притрагиваясь при этом к вещам и, тем более, не вынимая их.

Если охранник забирает у вас сумку и начинает сaмым бесцеремонным образом «рыться» в ней, это уже не что иное, как досмотр личных вещей.

В отличие от внешнего осмотра, досмотр является прямым вмешательством в личное пространство человека, а потому строго регулируется законом.

Производить досмотр вещей вправе только сотрудники полиции, в присутствии не менее двух понятых, с сoставлением подробного протокола досмотра, копию которого имеет право получить досматриваемый.

Частный охранник таких полномочий не имеет, несмотря на весь свой угрожающий вид.

Кроме того, охранник не вправе требовать от вас оставить свои личные вeщи в камере хранения магазина и преграждать вход в магазин, если его требование прoигнорировано.

Как только мы зашли в магазин за покупками, на нас распространяются правила публичного договора рoзничной купли-продажи, от заключения которого мaгазин не имeет права отказаться.

А принуждение посетителей к заключению договора хранения личных вещей в камере хранения магазина незаконно, о чем следует напомнить охраннику.

Куда можно пожаловаться на незаконные действия охранника?

-непосредственно его работодателю – охранному предприятию,

-в МВД, которое выдает лицензии частным охранникам,

-в прокуратуру, которая осуществляет общий надзор за законностью.

Если охранник вышел за пределы своих полномочий, в судебном порядке с него можно взыскать компенсацию морального вреда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *