Императивные нормы в конституции РФ

Императивные нормы в конституции РФ

Особенности норм конституционного права обнаруживаются также через проведение их классификации. Конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Однако, как заметил В. О. Лучин, в силу того, что они регулируют разнообразные отношения, они не могут не обладать некоторыми отличительными свойствами, которые обеспечивают выполнение ими специфических функций. Их классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств.

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям.

1. По юридической природе и степени обязательности эти нормы могут быть императивными, когда в них повелительно предписывается правило поведения, и диспозитивными, когда правилом предоставляется возможность выбора поведения.

Примером императивных норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.

В качестве диспозитивных норм можно привести положения ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которым если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ может принять решение об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. К диспозитивным относятся также нормы, закрепляющие права и свободы. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностью (например, право и обязанность воспитывать детей).

2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют содержание поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что следует или нс следует делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения. Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ: например, в статьях, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, 26, 33, ч. 3 ст. 35, ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 43, ч. 2. ст. 45 Конституции РФ). Процессуальный характер присущ некоторым нормам, регулирующим федеративное устройство (ч. 2 ст. 65, ч. 2–5 ст. 66, ч. 2, 3 ст. 67 Конституции РФ). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие процедуру отрешения Президента РФ от должности, порядок осуществления им полномочий (ст. 81, 92 Конституции РФ); порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы и др. (ч. 2 ст. 95, ч. 2 и 3 ст. 99, ст. 100, 101, 104–109 Конституции РФ).

В отличие от бинарных отраслей нрава, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные отрасли (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное отрасли права), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Так, материальные и процессуальные нормы одновременно содержатся в федеральных законах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, избирательную систему, референдум, формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, осуществление конституционного судебного контроля и др. Примером неразрывной связи материальных и процессуальных норм могут служить также нормы, регулирующие федеральный законодательный процесс. В частности, положения ч. 1, 4 ст. 105 Конституции РФ о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальными нормами. В этой же статье имеются процессуальные нормы о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации.

Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся процессуальных норм. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права.

3. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Первый вид норм – управомочивающие наделяют юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27 Конституции РФ) и т.п. Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека, прав народа и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями.

Обязывающие принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность обязывающих конституционно-правовых норм выражается в том, что они могут быть обращены к более абстрактным субъектам, например, к государству, народу, нации, территории. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Запрещающие нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для определенного поведения. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Слово «запрещается» зачастую используется напрямую. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

  • 4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, – призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).
  • 5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:
    • а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;
    • б) на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий – региональные;
    • в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.
  • 6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции РФ), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.
  • 7. Разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже было замечено, наряду с традиционными нормами, в конституционном праве встречаются нормы-дефиниции, принципы, декларации, цели, программы, разъяснения, дескрипции, символы, справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

Приведенная классификация не выходит за рамки традиционно сложившихся взглядов. Вместе с тем для науки конституционного права интерес представляет расширение представлений о видах норм конституционного права. В частности, из конституционно-правовых норм можно выделить положения экстерриториального действия, т.е. действующие вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством Российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.

В современной юридической литературе предпринимается попытка представить классификации, базирующиеся на критериях комплексного или смешанного характер. Так, В. Е. Чиркин считает, что по характеру предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на стимулирующие, дозволяющие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и репрессивные. Думается, что примеры стимулирующих и дозволяющих норм являются по своему характеру, по сути, более частной разновидностью управомочивающих норм. Такие нормы также предоставляют субъекту какое-либо право, однако обращают внимание на отношение к этому праворегулирующей стороны (государства). В дозволяющих нормах сферы регулирования – отношения, которые при определенном поведении могут иметь нежелательные последствия, поэтому действия носителя прав ограничиваются использованием соответствующих слов: «может», «дозволено в определенных пределах», «если это не ущемляет права других» и т.д. Например, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде и нс нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). В стимулирующих нормах, наоборот, указывается на поощрительное отношение к желаемому поведению. Реализация предоставленного права имеет здесь особую значимость, связано с приумножением материальных или духовных благ, либо несет гуманистическую направленность. Так, в России «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ). В Российском государстве поощряется также «деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Довольно спорно выделение В. Е. Чиркиным репрессивных норм (карающих за противоправные деяния) в качестве самостоятельного вида. Очевидно, что ответственность наступает за нарушение запрещающих и обязывающих норм. Отсюда неясно различие между ними и репрессивными нормами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *