Индексация зарплаты в 2017

Индексация зарплаты в 2017

С 1 января 2018 года в бюджетных организациях должна быть проведена индексация заработных плат на 4,1%. Обязательно ли данное требование для коммерческих организаций?

15 февраля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Индексация заработной платы является обязанностью работодателя независимо от источников его финансирования.
При этом в коммерческой организации работодатель вправе самостоятельно избрать критерии для проведения индексации.

Обоснование вывода:
Индексация заработной платы осуществляется в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, что обеспечивает повышение уровня реального содержания заработной платы. Согласно ст. 134 ТК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом индексация заработной платы является не правом, а обязанностью каждого работодателя (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.04.2010 N 1073-6-1).
В определении от 19.11.2015 N 2618-О Конституционный Суд РФ подчеркнул, что статья 134 ТК РФ не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Контролирующие органы трактуют статью 134 ТК РФ аналогичным образом. Если порядок индексации заработной платы коллективным договором не установлен, работодатель обязан принять локальный нормативный акт, ликвидирующий этот пробел. Отсутствие такого акта квалифицируется как нарушение трудового законодательства, требующее устранения. Представления прокурора и предписания государственного инспектора труда, содержащие требование определить механизм индексации локальным актом, суды оставляют в силе (определение Московского областного суда от 21.09.2015 N 33-22551/2015, определение Свердловского областного суда от 04.06.2014 N 33-7151/2014, определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2013 N 33-14123/13, определение Волгоградского областного суда от 21.02.2013 N 33-2011/2013).
Неисполнение работодателем обязанности по принятию локального нормативного акта, устанавливающего порядок индексации зарплаты, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (решение Московского городского суда от 10.09.2015 N 7-9383/15, решение Архангельского областного суда от 09.06.2015 N 7р-348/2015, решение Верховного Суда Республики Карелия от 02.03.2015 N 21-84/2015).
Никаких требований к размерам, порядку, а также периодичности индексации заработной платы работников, трудящихся у работодателей частного сектора, трудовым законодательством не установлено. Поэтому такие работодатели и их работники вправе в договорном порядке определить механизм индексации заработной платы и зафиксировать его в коллективном договоре (соглашении). Если этого не сделано, работодатель вправе определить порядок индексации заработной платы самостоятельно, дополнив уже действующий в организации локальный нормативный акт, например положение об оплате труда, соответствующими положениями или утвердив отдельный локальный нормативный акт, целиком посвященный вопросам индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги *(1). С таким локальным нормативным актом (с изменениями, внесенными в уже действующий локальный акт) работодатель обязан ознакомить работников под роспись (часть вторая ст. 22 ТК РФ).
Как гласит статья 134 ТК РФ, индексация заработной платы производится «в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги». Эта формулировка служит основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работников, полагающих, что их заработная плата проиндексирована недостаточно, поскольку для ее повышения применена величина ниже индекса потребительских цен. Судьи отмечают, что рост потребительских цен на товары и услуги является основанием (причиной) проведения индексации заработной платы работников, но не обязательной величиной такой индексации. Поэтому работодатель вправе самостоятельно избрать критерии для проведения индексации (определение Томского областного суда от 11.07.2014 N 33-1962/2014, определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 01.04.2014 N 33-1276/2014, определение Ленинградского областного суда от 23.01.2013 N 33-217/2013, определение Красноярского краевого суда от 07.10.2013 N 33-9518). Случаи взыскания с работодателя разницы между зарплатой, проиндексированной исходя из роста потребительских цен, и фактически выплаченной суммой крайне редки. Например, в определении от 21.05.2014 N 33-4227/2014 Красноярский краевой суд такое решение обосновал тем, что более низкий, чем индекс потребительских цен, размер индексации не обеспечивает повышения реального содержания заработной платы и не соответствует смыслу установленных законом гарантий.
Выдерживает проверку на правомерность не только любой размер индексации, но и правило о том, что индексация проводится только при наличии у работодателя финансовой возможности. Если экономические показатели, перечисленные в коллективном договоре (соглашении, локальном нормативном акте) в качестве условий повышения зарплаты, не достигнуты, отсутствие индексации нарушением прав работника не является (определение Свердловского областного суда от 27.08.2015 N 33-12119/2015, определение Иркутского областного суда от 12.08.2015 N 33-6721/2015, определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27.01.2015 N 33-830/2015, определение Приморского краевого суда от 13.08.2014 N 33-7010).
В то же время отметим, что, если при рассмотрении дела выясняется, что зарплата работника с момента трудоустройства увеличилась, суд встает на сторону работодателя при рассмотрении споров, связанных с индексацией заработной платы. При этом отмечается, что отсутствие специального локального нормативного акта о размере и сроках индексации в такой ситуации не является нарушением прав работника. Какие именно меры привели к росту дохода работника, не принципиально. Выполнением требований ст. 134 ТК РФ признается, в частности, повышение оклада по результатам работы работника, выплата премий (определение Смоленского областного суда от 10.11.2015 N 33-3972/2015, определение Краснодарского краевого суда от 20.08.2015 N 33-17420/2015, определения Омского областного суда от 15.07.2015 N 33-4672/2015 и от 25.03.2015 N 33-1982/2015). Когда о периодическом повышении зарплаты материалы дела не свидетельствуют, суды все равно не удовлетворяют требования работников. Главным аргументом в этом случае становится невозможность констатировать нарушение права работника на получение конкретной суммы ввиду отсутствия у суда права самостоятельно установить порядок индексации, если этого не сделал работодатель (определение Алтайского краевого суда от 01.07.2015 N 33-5916/2015, определение Кемеровского областного суда от 21.05.2015 N 33-5096/2015, определение Хабаровского краевого суда от 23.01.2015 N 33-421/2015).
Вероятно, эта концепция будет распространяться все больше. Ведь Верховный Суд РФ в п. 10 Обзора судебной практики N 4 за 2017 год, по сути, указал на верность такого подхода. Толкование ст. 134 ТК РФ, в соответствии с которым этой статьей установлена безусловная обязанность любого работодателя независимо от его организационно-правовой формы проводить индексацию заработной платы своих работников, критикуется судьями. Отмечается, что индексация — это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

Проблемы и вопросы гражданского права

УДК 349.232 й01: 10.14529/^180403

ББК Х405.114

ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Е. В. Аббасова,

Южно-Уральский институт управления и экономики, г. Челябинск

В статье анализируются современные проблемы индексации заработной платы в условиях инфляционных процессов. Предлагаются меры правового характера по реализации ст. 134 ТК РФ, направленной на повышение уровня заработной платы. Законодательством предусмотрены обязательность индексации, но не достаточно четко определены механизмы осуществления этой работы. Поэтому ряд вопросов о периодичности проведения индексации, о том, какие составляющие оплаты труда должны индексироваться, и другие остались неурегулированными. Это позволяет руководителям организаций уходить от реализации норм по осуществлению индексации, затрудняет защиту интересов работников их представительными органами (представителями). Восполнению пробелов в законодательстве способствовало бы расширение перечня документов, используемых для осуществления индексации. К их числу следует отнести трудовые договоры, при заключении которых работники должны быть осведомлены об индексации, ее особенностях, порядке ее проведения. Автором оспариваются предложения ученых об индексации лишь части индексируемых элементов заработной платы. Показана роль коллективных договоров в осуществлении индексации.

Ключевые слова: индексация заработной платы, инфляция, представительные органы защиты интересов работников, коллективные договоры, социально-трудовые отношения, социальное партнерство.

В условиях инфляционных процессов заработная плата имеет тенденцию к уменьшению. Предупреждению снижения покупательских возможностей работников призвана способствовать индексация оплаты труда. Ее применение позволяет корректировать сумму заработной платы. Статьей 134 ТК РФ определено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения осуществляют индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Другие организации осуществляют индексацию в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. В законодательном порядке не определены гарантии осуществления индексации: ее пределы, периодичность, ответственность за отказ от ее осуществления и др. Восполнению пробелов в законодательстве при индексации в организациях, финансируе-

мых из федерального бюджета или из бюджетов субъектов Федерации, способствуют акты соответствующих государственных органов. Что касается индексирования заработной платы в других организациях, ориентированных на использование коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, то процесс коррелирования оплаты труда сталкивается с определенными трудностями.

Практика показывает, что лишь в немногих компаниях выработан механизм индексации оплаты труда с использованием коллективных договоров, определены в них сроки выплаты компенсации, ее размеры. Например, в коллективном договоре ЗАО «Строительная компания «Русский дом» в коллективном договоре указывается, что выплаты, о которых идет речь, работодатель обязуется производить по состоянию на 1 января каждого календарного года. Заработная плата рассчитывается с учетом суммы оклада, умноженной на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, зафиксированному законом о феде-

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 4, С. 21-24

ральном бюджете на следующий календарный год. Во многих случаях ст. 134 ТК РФ не исполняется, остается по сути декларацией для структур, финансируемых не из государственного бюджета различных уровней.

В профсоюзных организациях нет единого мнения в отношении необходимости индексации оплаты труда. Это в значительной степени обусловлено тем, что в России, единственной стране в мире, в одной профсоюзной организации могут состоять как рядовые работники, так и топ-менеджеры, другие представители менеджмента. Противоречия между рядовыми работниками и представителями руководящего звена вполне объяснимы, у них различные экономические интересы. Для предпринимателей, их представителей он заключается чаще всего в максимальном извлечении прибыли. Работники стремятся к получению более высокого вознаграждения за свой труд, улучшению условий труда. Названные противоречия могут быть разрешены реорганизацией профсоюзов. Но это отдельная тема исследования, которому был посвящен ряд работ ученых в области трудового права, в том числе и автора настоящей статьи .

Различие в интересах при осуществлении трудовой деятельности отражается на содержании коллективных договоров. Коллективно-договорное регулирование трудовых и тесно с ними связанных отношений развивалось с различной степенью интенсивности, зависело от уровня развития промышленного производства, характера отношений, складывающихся в сфере труда. В настоящее время прослеживается тенденция к снижению коллективно-договорного регулирования труда. Как отмечалось в Постановлении Исполкома ФНПР от 25 июня 2014 г. № 3-3, общее количество коллективных договоров сократилось на 2,7 % по сравнению с 2012 годом и на 13 % по сравнению с 2008 годом. Применительно к обсуждаемой ситуации количественные показатели не являются основными. Многое зависит от содержания этих документов. В Постановлении Исполкома ФНПР от 31 мая 2017 г. № 4-2 «Об итогах коллективно-договорной компании 2016 г. и задачах на предстоящий период» отмечалось, что в соглашениях и коллективных договорах сохраняются положения, которые носят неконкретный или рекомендательный характер либо дублируют действующие нормы права. В тех организаци-

ях, где нет профсоюзов, эти недостатки встречаются чаще.

Трудно не согласиться с учеными, полагающими, что сегодня термин «социальное партнерство» не отражает реального состояния института коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, и его использование есть ни что иное, как преждевременная завышенная характеристика будущего, зрелого состояния социального диалога . Несмотря на определенную убедительность такого довода, с выводом о необходимости замены термина «социальное партнерство» нельзя согласиться в полной мере. В России сегодня заключено около 140 тыс. коллективных договоров. Было бы нелогичным на основании данных о низком уровне социального партнерства в ряде организаций распространять такой вывод на всех хозяйствующих субъектов. Ранее автором предлагались критерии для оценки социально-трудовых отношений в организациях: соотношение заработной платы работников и топ-менеджеров, состояние охраны труда и др. Это позволило бы сделать вывод о том, в какой стадии находятся партнерские отношения: в нулевой, в стадии социального диалога или социального партнерства .

В условиях недостаточной эффективности использования коллективно-договорного регулирования для индексации заработной платы необходимо расширить перечень документов, которые можно использовать в этих целях. К их числу следует отнести трудовые договоры с работниками. При их заключении работники должны знать, входит ли в условия труда индексация заработной платы, каков порядок реализации этого права. Как отмечает А. Ф. Нуртдинова, не исключена возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая ст. 134 ТК РФ этого не предусматривает.

Исключению неоднозначного толкования ст. 134 ТК РФ способствовало бы изменение ее редакции. Она должна предусматривать обязанность работодателя индексировать заработную плату. Невыплата денежных средств должна рассматриваться как образование задолженности по оплате труда. В этом случае работники через свои представительные органы могли бы более результативно отстаивать свои права. В договоре должно быть определено, что подлежит индексации вся заработная плата, а не ее структурные

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2018, vol. 18, no. 4, pp. 21-24

Аббасова Е. В.

Индексация заработной платы: проблемы и пути их решения

элементы. Такая позиция не находит поддержки у некоторых ученых. Так, Е. В. Козина отмечает, что исходя из системного анализа норм ТК РФ и правоприменительной практики индексация сегодня теряет свою цель и основное назначение. Необходимо сформировать норму об индексации окладов, чтобы исключить возможность злоупотребления работодателями и свободное толкование судами норм права . Озабоченность автора сложившейся ситуацией с реализацией ст. 134 ТК РФ вполне обоснована. Но вряд ли реализация этого предложения исключит злоупотребления в сфере оплаты труда. Она может негативно отразиться на интересах тех работников в бюджетной сфере, у кого индексируется заработная плата, а не ее структурные элементы.

Практика показывает, что когда вопросы, связанные с регулированием заработной платы, рабочего времени и другими, актуальными как для работников, так и для работодателей, решаются в привязке к коллективным или трудовым договорам без конкретизации порядка их применения, ситуация решается в пользу работодателей. Так, ст. 320 ТК РФ (приводится по состоянию на 1 декабря 2016 г.) было предусмотрено, что для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сокращенная рабочая неделя устанавливалась коллективным или трудовым договором. Работодатели, как правило, не выполняли требования этой статьи, ссылаясь на отсутствие коллективных договоров либо на достижение согласия с работницами о работе на условиях полного рабочего времени. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 было определено, что, если работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для указанной категории работниц, выполняемая ими работа

сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам, предусмотренным ст. 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы.

Из приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ усматривается, что работодатель при установлении сокращенной рабочей неделе вправе по своему усмотрению использовать коллективный или трудовой договор. Если этого не сделано и сокращенная рабочая неделя не установлена, он будет вынужден труд работниц оплачивать в повышенном размере. Не исключается, что к нему могут быть применены санкции за незаконное привлечение к сверхурочным работам. В современных условиях, когда вопросы определения размеров зарплаты, ее выплаты в установленные сроки остаются проблемными, необходимы дополнительные меры правового характера для их разрешения.

Литература

3. Васильев, В. А. Развитие представительства в трудовом праве: монография / В. А. Васильев, Е. В. Костромина. — Челябинск, 2009. — 222 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Козина, Е. В. К вопросу об индексации заработной платы / Е. В. Козина // Российская юстиция. — 2018. — № 8. — С. 22-24.

Аббасова Елена Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, истории и отраслей права, Южно-Уральский институт управления и экономики, г. Челябинск. E-mail: vaslena@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 10 октября 2018 г.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18, № 4, С. 21-24

DOI: 10.14529/law180403

REMUNERATION INDEXATION: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

E. V. Abbasova

South Ural Institute of Management and Economics, Chelyabinsk, Russian Federation

5. Kozina E. V. . Rossijskaya usticiya , 2018, no. 8, pp. 22-24. (in Russ.)

Received 10 October 2018.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Коробейников С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 октября 2019 года сотрудникам и госслужащим федеральных учреждений и госорганов должны увеличить зарплату на 4,3% (см. Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 415-р, Указ Президента РФ от 19.09.2019 № 463). Некоторые министерства уже издали соответствующие ведомственные нормативные акты.

В каком порядке индексируется зарплата работников бюджетной сферы?

В силу положений ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения индексируют заработную плату в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Минтруд в Письме от 11.10.2016 № 14-1/ООГ-9076 заметил, что в настоящее время трудовое законодательство РФ не предусматривает единой для всех работников индексации заработной платы. Правила ее индексации определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).

На федеральном уровне последний раз индексация зарплаты проводилась 01.01.2018: в силу Распоряжения Правительства РФ от 06.12.2017 № 2716-р на 4% была увеличена оплата труда работников федеральных учреждений и органов.

В 2019 году Распоряжением Правительства РФ № 415-р федеральным государственным органам и ГРБС федерального бюджета предписано принять меры по увеличению с 01.10.2019 на 4,3% обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда. Во исполнение указаний отдельные министерства и ведомства издали ведомственные нормативные акты, например:

  • Приказ ФНС РФ от 04.06.2019 № ММВ-7-5/278@ «О повышении окладов работников территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих»;

  • Приказ ФСИН РФ от 28.05.2019 № 369 «О повышении размеров окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы»;

  • Приказ ФСО РФ от 29.07.2019 № 107 «О внесении изменений в Размеры должностных окладов (окладов, ставок заработной платы, тарифных ставок) работников федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении ФСО России, утвержденные Приказом ФСО России от 2 августа 2018 г. № 383 «Об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении ФСО России» (приложение 2 к приказу)»;

  • Приказ ФСБ РФ от 26.08.2019 № 419 «Об увеличении должностных окладов, месячных тарифных ставок (окладов) гражданского персонала органов Федеральной службы безопасности, ставок почасовой оплаты труда, применяемых в органах Федеральной службы безопасности».

Что касается госслужбы, то в соответствии с ч. 11, 12 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ должностной оклад и оклад за классный чин государственного гражданского служащего подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции на основании:

  • указов Президента РФ и закона о федеральном бюджете на соответствующий год – в отношении оплаты труда федеральных гражданских служащих;

  • закона о бюджете субъекта РФ на соответствующий год – в отношении оплаты труда гражданских служащих субъекта РФ.

Последнее повышение было 01.01.2018, тогда оклады федеральных госслужащих увеличились в 1,04 раза (п. 1 Указа Президента РФ от 12.12.2017 № 594).

Согласно Указу Президента РФ № 463 с 01.10.2019 месячные оклады названных лиц будут повышены на 4,3%.

В отношении работников государственных учреждений субъектов РФ и государственных гражданских служащих субъектов РФ решение об увеличении (индексации) заработной платы (денежного содержания) принимается органами власти регионов. Например, с 01.01.2019 размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников государственных учреждений Москвы, на которых не распространяется действие указов Президента РФ в части проведения мероприятий по доведению оплаты труда до соответствующего уровня, увеличились на 4,9%. Данное мероприятие финансировалось за счет бюджетных ассигнований города (Постановление Правительства Москвы от 24.12.2018 № 1680-ПП).

Применительно к работникам муниципальных учреждений и муниципальных служащих решение об индексации принимается местными органами власти.

К сведению: при определении размера заработной платы, денежного содержания должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.

Дополнительно приведем выдержку из п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ № 4, утвержденного Президиумом ВС РФ 15.11.2017. Исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация – это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий.

Как увеличивается заработная плата при индексации окладов?

В результате индексации повышаются оклады (должностные оклады, ставки зарплаты) работников учреждений и государственных служащих. Суммы подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения. После индексации все установленные к окладу выплаты пересчитываются исходя из нового оклада с учетом его повышения. Таким образом, увеличивается и размер компенсационных и стимулирующих выплат.

Пример 1.

В казенном учреждении с 01.10.2019 проиндексированы оклады на 1,043. Предположим, что оклад сотрудника до повышения составлял 10 000 руб. Дополнительно ему выплачивались:

Размер всех выплат с учетом повышения оклада составит 10 430 руб. (10 000 руб. x 1,043):

Общая сумма без учета районного коэффициента будет равна 14 602 руб. (10 430 + 1 043 + 1 043 + 521,5 + 1 564,5).

С учетом установленного районного коэффициента заработная плата составит 16 792,3 руб. (14 602 руб. x 1,15).

Как индексируется средний заработок?

При повышении заработной платы в учреждении надо учитывать, что средний заработок для оплаты отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск, оплаты дней нахождения в командировке также подлежит индексации. Порядок его индексации изложен в п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Как следует из данной нормы, средний заработок корректируется только в случае, когда тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение повышаются всем работникам организации, филиала, иного структурного подразделения.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность). Исключение – выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

Обратите внимание: при повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при его определении, установленные в абсолютных размерах, не повышаются (п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

Таким образом, при индексации с 01.10.2019 заработной платы средний заработок для расчета отпускных корректируется в следующем порядке. Если зарплата повышена:

  • в течение расчетного периода – индексируются выплаты, начисленные в расчетном периоде за месяцы, предшествующие повышению;

  • после расчетного периода до начала отпуска – индексируются выплаты за весь расчетный период;

  • во время нахождения работника в отпуске – индексируется средний дневной заработок, определенный за весь расчетный период, за дни после повышения оклада.

Пример 2.

Работник с 09.10.2019 уходит в ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней. Расчетный период (с 01.10.2018 по 30.09.2019) отработан им полностью.

Должностной оклад сотрудника до 01.10.2019 составил 10 000 руб., а с 01.10.2019 увеличен до 10 430 руб. Также ему производятся выплаты в размере 30% от оклада.

Рассчитаем отпускные.

Коэффициент индексации для исчисления среднего заработка равен 1,043 (10 430 руб. / 10 000 руб.).

В данном случае необходимо проиндексировать не выплаты, относящиеся к расчетному периоду, а сумму среднего заработка, который исчислен за этот период. Вместе с тем индексации подлежат и выплаты в размере 30%, поскольку они установлены к окладу в фиксированном размере.

Сумма фактически начисленной заработной платы за расчетный период будет равна 156 000 руб. (10 000 руб. x 12 мес. + 10 000 руб. x 30% x 12 мес.).

Отпускные работнику необходимо выплатить в размере 6 478,64 руб. (462,76 руб. x 14 кал. дн.).

Повышение заработной платы может быть мотивировано разными способами. Некоторые из них добровольны, другие закреплены законодательно. Индексация и повышение зарплаты имеют схожий результат, но различны по сути. Рассмотрим их по отдельности.

Что такое индексация и повышение заработной платы

Индексация – явление, берущее начало с государственного уровня. Цель ее проведения – поддержание уровня жизни населения в условиях меняющейся рыночной экономики. Работодатели должны проводить ее периодически. Требование закреплено в ст. 134 ТК РФ. Главным образом они касаются организаций бюджетной сферы, но на коммерческие тоже распространяются. За несоблюдение возможны санкции в виде штрафа в 30-50 тыс. руб. для юридических лиц; 1-5 тыс. руб. для ИП по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Индексацию вообще нельзя в прямом смысле назвать увеличением зарплаты. Это фактически не вознаграждение за труд, а поддержка страны за то, что человек работает.

Внимание! Особенности индексации выплат в коммерческих фирмах устанавливаются внутренними нормативными документами.

Поднятие уровня заработной платы происходит в результате волеизъявления самого работодателя. Государство устанавливает минимальный его порог, а дальше руководство самостоятельно решает вопрос о целесообразности выплатить больше. Решение принимается исходя из психологических факторов, положения, относительно конкурентов, мотивационной составляющей. За неповышение зарплаты работодателя не накажут сверху, это отношения только между ним и работником.

Виды индексации

Виды индексации различаются по моменту осуществления и порядку принятия решения о ее проведении. Различают такие виды индексации:

  1. Договорная. Не привязана полностью к колебаниям цен. Для ее проведения должно быть вынесено решение на государственном уровне. Затем оно доносится на нижестоящие путем переговоров с профсоюзами и работодателями о необходимости увеличить зарплату трудящихся на коэффициент. Такой порядок используется в Европейском союзе.
  2. Плановая, или автоматическая. Специальные собрания для установления коэффициента не проводят. Он закрепляется нормативным актом единовременно, и исполняется работодателями в положенный момент времени с учетом вносимых корректив.
  3. Ожидаемая. Проводится перед повышением цен во избежание падения уровня жизни населения. Коэффициент рассчитывается по плановым показателям, прогнозам экономистов.
  4. Ретроспективная. Выплаты индексируются по факту изменения в экономической обстановке. Поддержка населения проводится после повышения цен, чтобы выровнять ухудшившееся материальное положение.

Причины повышения зарплаты

Решение о выплате заработной платы принимается внутри фирмы. Оно обычно носит мотивационный характер, учитывает индивидуальную ценность каждого работника. Зарплату повышают по причинам:

  1. Увеличения уровня доходов. Компания, претендующая на лидирующие позиции на рынке, может увеличить оплату труда персоналу для повышения своей конкурентоспособности на рынке, привлечения более квалифицированных кадров за счет увеличения стоимости работ. Это позволяет выдвигать к кандидатам более высокие требования, а также повысить свой статус среди конкурентов.
  2. Поощрения работника в индивидуальном порядке. Если фирма заинтересована в высококлассном специалисте, в целях удержания его на рабочем месте, стимуляции повышения профессионального уровня, может заинтересовать более высоким окладом.
  3. Удержание на рынке труда. Стоимость труда со временем имеет тенденцию к повышению. Чтобы удерживать свои позиции, предотвратить текучесть кадров, фирма должна периодически увеличивать ежемесячные выплаты хотя бы до среднерыночного уровня.

Документальное оформление индексации

Факт того, что компания готова платить больше вследствие поднятия рыночных цен, закрепляется во внутренних нормативных документах организации. Например, коллективном договоре, положениях о выплатах, соглашениях и т. п. С ними нужно ознакомить каждого вновь прибывшего сотрудника под роспись. В документах должны быть пункты:

  • о периодичности проведения индексации на предприятии;
  • о порядке выбора метода нахождения коэффициента;
  • о возможных причинах отказа от индексации.

В момент, когда осуществить процедуру в ближайшее время принято решение, об этом составляется приказ.

После проведения индексации для внесения сведений о новых окладах создается измененное штатное расписание.

Документальное оформление повышения окладов

Если изменение оплаты труда происходит вследствие изменения должности трудящегося, нужны такие документы:

  1. Трудовая книжка. В нее вносится запись о переводе на другую должность.
  2. Штатное расписание. В нем отражается измененный оклад и должность.
  3. Приказ Т-5 или Т-5а о переводе.
  4. Дополнительное соглашение – документ, уточняющий трудовой договор в части выплат и новой должности.

Если работник остается на прежней должности, процедура выглядит следующим образом:

  1. Директору отправляется служебная записка с просьбой повысить оплату конкретному сотруднику. Инициатива может исходить как от самого работника, так и от его непосредственного руководителя.
  2. После одобрения составляется дополнительное соглашение, скрепляется подписями обоих сторон.
  3. Приказ о повышении уровня зарплаты.
  4. Корректировка штатного расписания.

Сходства и различия

Оба явления приводят к увеличению выплат в пользу работника. Порядок реализации плана по индексации и повышению зарплат закрепляется во внутренних нормативных документах.

Отличаются они целями проведения, оформлением и порядком. Индексация затрагивает всех штатных сотрудников предприятия, проводится массово. Зарплату повышать могут выборочно, чтобы стимулировать работу отдельных сотрудников.

Экономическая ситуация лишь косвенно влияет на повышение зарплат. Прямой обязанности по увеличению оклада в связи с ростом цен на работодателя не накладывается. Индексация напрямую связана с инфляцией.

Целью повышения зарплаты является улучшение благосостояния работников. Индексацию проводят для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне.

Чтобы изменить оклад, требуется заключение двухстороннего соглашения между работником и фирмой. Индексация происходит по инициативе руководителя, не требует согласования.

Обязан ли работодатель проводить индексацию?

Ответственность за уклонение от выплат установлена. Но в ст. 134 ТК РФ сказано, что обеспечение работников заработной платой включает в себя индексацию. То есть четкой формулировки об обязанности применять коэффициент нет. А норму об индексации можно понимать как одну из мер по поддержке, которую желательно включать в план.

Кроме того, коммерческие организации должны выполнять индексацию зарплат, опираясь на собственные нормативные документы. В связи с этим возникают разночтения. На практике суды принимают точки зрения обоих сторон. Учитывается не только то, проведена индексация или нет, но и какие выплаты других видов были в счет работника. Например, официально процедура по индексации не проводилась, но периодически выдавались премии или увеличивались оклады. Это может быть учтено судом как фактор в пользу работодателя. Отсутствие внутренних нормативных актов тоже может быть расценено как отсутствие основы для привлечения работодателя к ответственности. Ведь по закону он обязан индексировать выплаты в соответствии с ними. А если такие акты отсутствуют, обязанности исполнять эту норму вроде бы и нет. Из-за отсутствия жесткой регламентации данного вопроса фактически решения судов исходят из оценки каждого индивидуального случая. Иногда могут потребовать проиндексировать не только оклад, но и премии, прочие поощрительные выплаты.

В настоящее время работодатель сам решает, каким образом увеличивать выплаты своим работникам. Соблюдение норм об индексации повышает престиж фирмы, вызывает доверие сотрудников, так как не каждая организация выполняет это обязательство. Но периодическое повышение заработной платы также может быть учтено как мера, направленная на улучшение благосостояния работников.

Многие считают, что индексация заработной платы зависит от желания работодателя, но это вовсе не так.

Согласно ст. 130 и 134 ТК РФ право работника заключается не только в том, чтобы получить заработную плату своевременно и в полном объеме, но и в повышении ее материального содержания. Это значит, что она должна индексироваться в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Мнение Роструда

Несмотря на то, что на законодательном уровне порядок индексации не установлен, сотрудники Роструда считают, это не освобождает работодателя от ее проведения. Если Росстат зафиксировал рост потребительских цен по итогам года, то работодатель должен учесть данный факт и проиндексировать заработную плату своих сотрудников. В обратном случае, он должен быть привлечен к ответственности согласно законодательству РФ. 📌 Реклама

При этом наличие соответствующего локального акта у работодателя не важно.

Напоминаем, что порядок индексации работодатель определяет в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте.

По официальному мнению Роструда, «надзорные и судебные органы обязаны принудить работодателя к устранению допущенного нарушения законодательства, как в части проведения индексации, так и в части принятия локального акта при отсутствии такового».

Мнение судей

Требования ТК РФ в части индексации достаточно ясно изложены и не допускают разночтения. Индексация зарплат обязательна для всех работодателей, в том числе и тех, кто не относится к бюджетной сфере.

Недопустимо, чтобы работники лишались гарантий повышения уровня реального содержания заработной платы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *